Проблема смысла жизни в литературе: Ничего не найдено для Problemy I Argumenty K Sochineniyu Na Ege Po Russkomu Na Temu Smysl Zhizni Tablitsa %23I

Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы

  Светлана Берестовицкая  » В помощь коллегам » Методические статьи » Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы

Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы

Берестовицкая С.Э.
Санкт-Петербург

«Жизнь, зачем ты мне дана?..» (Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы)

Осмысление этических категорий на уроке литературы является для большинства современных школьников единственной возможностью их осмысления вообще. Нравственное сознание общества не способствует нравственному развитию личности, а, скорее, препятствует ему. «С одной стороны, — пишет А. С. Арсеньев в статье «Подросток глазами философа», — уничтожение идеологического пресса, штамповавшего социальных функционеров и конформистов, как будто бы открыло дорогу воспитанию личности, с другой стороны, хлынувшая в образовавшийся вакуум связанная с господством рыночных отношений идеология индивидуализма, вещизма и ее продукт – массовая культура являют собой более глубокую, тонкую и соблазнительную подмену всего собственно человеческого и личностного…» (1). «В современной жизни, — замечает священник Анатолий Гармаев, — нравственное не хранится в окружающих нас традициях, обычаях, в становлении человека. Оно не хранится в укладе, в образе жизни современных людей, оно в основном расточается, попирается, уничтожается. Ввиду того что эгоистические ценности, материальное благополучие, известность в мире или значимость в социуме стали ведущими, современный человек даже не подозревает о существовании в себе образа внутренней нравственной красоты» (2). Точка зрения, возможно, несколько заостренная, но в основе своей, на наш взгляд, верная. И в этом смысле нравственное значение урока литературы трудно переоценить. По мысли И. С. Грачевой, важнейшая часть литературного образования должна заключаться в установлении этических проблем и осмыслении основных этических категорий. «Чем раньше начнется обдумывание философских понятий, тем лучше», — пишет она (3).

Одиннадцатый класс – время подведения итогов.

Мировоззренческие проблемы, которые обсуждались в классе при изучении отдельных произведений, могут стать центром особых уроков – обобщения и осмысления пройденного.

Природа, любовь, Родина, предназначение художника, смысл человеческой жизни, счастье, вера, жизнь и смерть как основные категории русской литературы – таковы темы этих уроков.
В качестве примера мы можем предложить урок, посвященный этическим категориям счастья и смысла жизни в русской литературе.

Размышления в процессе подготовки к уроку

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» Этот чеховский призыв неизменно вызывает удивление, даже потрясение не только у десятиклассника, но и у взрослого читателя.


«Счастья не должно быть»?


Смысл жизни «вовсе не в нашем счастье»?


Но человек хочет быть счастливым и никогда не смирится с тем, что «счастья нет и не должно его быть». С тем, что «смысл жизни вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», возможно, многие согласятся, но неужели так просто: «Делайте добро»?. .

Проблема смысла жизни – основная проблема русской литературы. Ее герои постоянно задают себе печоринский вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Жизнь невозможна без решения этого вопроса: «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить, — размышляет Левин в «Анне Карениной». – А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить… И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться». «Сомнение в своей жизни и слабость тела без истины» чувствует герой платоновского «Котлована» Вощев и мучается, «не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться».


Однако русские писатели и философы никогда не сомневались в том, что смысл в жизни есть и найти его можно. В работе «Оправдании добра» Вл. Соловьев приходит к выводу о том, что независимо от каких бы то ни было положительных верований или неверия, всякий человек, как разумное существо, должен признавать, что жизнь мира имеет смысл, то есть должен верить в нравственный порядок. «Эта вера логически первее всех положительных религий и метафизических учений и составляет то, что называется естественной религией» (4).

Понятно, что смысл жизни не может быть подменен временной целью и должен целиком зависеть от человека. Счастье уже потому не может быть смыслом, что оно-то, если под ним понимать материальное благополучие, семейную жизнь, любовь, реализацию каких-либо замыслов, очень часто не зависит от человека.

Русская литература всегда очень настороженно относилась к счастью.


На свете счастья нет, но есть покой и воля… (А. С. Пушкин)
Я жить хочу, хочу печали
Любви и счастию назло… (М. Ю. Лермонтов)
А счастье где? Не здесь, в среде убогой… (А. А. Фет)
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было… (А. А. Блок)


Возможно, потому, что стремление к счастью часто бывает прямо противоположно реализации смысла жизни. Очень часто русский герой отказывается от личного счастья во имя «чего-то более разумного и великого». Нравственный смысл жизни человека, — по мысли Вл. Соловьева, — состоит в служении Добру, но это служение должно быть добровольным, то есть пройти через человеческое сознание (5). Часто смысл открывается герою русской литературы в вере: «Он [Пьер] не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, — не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога», — пишет Толстой в IV томе «Войны и мира».


Вера дает не зависящий ни от каких внешних обстоятельств смысл жизни: совершенствование собственной души, главным условием которого является любовь к другому и изживание эгоизма и которое практически проявляется в делании добра.

 
Счастье как земное устроение, купленное ценой свободы, отвергается Достоевским в «Братьях Карамазовых» (гл. «Великий инквизитор») и вслед за ним Бердяевым в статье «Великий инквизитор». Бердяев утверждал в работе «О назначении человека», что нравственная жизнь по сути своей трагична. «Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями», — пишет в письме из лагеря (от 13 февраля 1937 г.

) П. Флоренский (6).


Но если в основе мира лежит Добро, то в конечном итоге трагедия мировой жизни должна быть преодолена – таков вывод русской религиозной философии и русской литературы. «Я верую, дядя, я верую горячо, страстно… Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка…» — звучит в финале «Дяди Вани» А. П. Чехова, писателя, далекого от метафизических вопросов.


Может ли человек достигнуть в своей земной жизни совершенного счастья, т. е. такого счастья, которое у него невозможно отнять? Древнеримский философ Сенека отвечает на этот вопрос так: «Счастливым можно назвать того, кто, благодаря разуму, не ощущает ни страстного желания, ни страха… С исчезновением всяких страхов наступает вытекающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветление духа (7). Счастье не является смыслом жизни, но жизнь, прожитая в согласии со смыслом, в конечном итоге может привести к счастью – «просветлению духа».

Это счастье мудрости, полного приятия мира, то счастье, о котором писал Б. Пастернак в стихотворении «В больнице»:

«О господи, как совершенны
Дела твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти, и город ночной.

…Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар,
Ты держишь меня, как изделье,

И прячешь, как перстень, в футляр.

Однако такое счастье – удел немногих, и к осознанию его ценности человек приходит уже в зрелости.

Осмысляя с учениками категорию счастья, с нашей точки зрения, подчеркнуть нужно следующее:
— Нет ничего безнравственного в стремлении к счастью в житейском его понимании (материальное благополучие, жизненные успехи и т. д.), однако достижение этого счастья не может являться смыслом жизни. («Чистый практический разум не хочет, чтобы отказывались от притязаний на счастье; он только хочет, чтобы эти притязания не принимались во внимание, коль скоро речь идет о долге», — пишет Кант). (8).
— Нужно ценить мгновения счастья, уметь быть счастливым от самого факта бытия. И этому русская литература учит, пожалуй, лучше, чем любая философия.

Конспект урока

I.
В этом году вы заканчиваете изучение школьного курса литературы. Можно подвести некоторые итоги. Наш урок будет одним из таких уроков – уроком подведения итогов.

Назовите сквозные темы русской литературы. (Тема Родины, природы, любви, смысла человеческой жизни, предназначения поэта и поэзии, жизни и смерти, человека и Бога и т. д.). Выделите среди них философские темы. (Ребята говорят о том, что, кроме собственно философских тем: смысл жизни, поиск Бога и др., – все остальные темы русской литературы так или иначе философски окрашены, например, любовь у Тургенева и Бунина, природа у Тютчева).


Русская литература философична изначально. Вспомните, как переводится с греческого слово «философия» (любовь к мудрости). Вот что написано в первой русской летописи – «Повести временных лет»: «… мудрость обретаем… в словах книжных. Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся». А какие книги утешают вас в печали?


Проблемы смысла жизни, взаимоотношений человека и Бога, жизни и смерти называли «проклятыми вопросами». Как вы думаете, почему? Сегодня мы поговорим об одном из этих «проклятых вопросов» – о смысле жизни и счастье. Запишите тему урока: «Жизнь, зачем ты мне дана?..» (А. С. Пушкин).


II.
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»


Вместо эпиграфа Пушкин ставит дату: 26 мая 1828 года. Что это за дата? (День рождения поэта).


Как вы думаете, почему такие стихи были написаны именно в день рождения? (Пушкину 29 лет. Время зрелости. Человек пытается осмыслить свою жизнь. 29 лет назад жизнь была дана. Зачем?)
Запишите свои ассоциации к словосочетанию «шум жизни». Попробуйте услышать этот шум.


Почему же у Пушкина шум жизни однозвучный?


В кризисные моменты, когда мы не можем ответить себе на вопрос о смысле нашего существования, жизнь перестает радовать нас. Человек углубляется в себя, мучительно решая этот главный для него вопрос и перестает ощущать многозвучие жизни. И тогда жизнь становится даром «напрасным», «случайным», власть, пославшая нас в этот мир «враждебной», сердце наше пусто (т.к., не любя жизнь, невозможно полюбить и человека), «празден ум» (т. е. ум бездействует, его не к чему приложить – все бессмысленно), а шум жизни не радует, а «томит тоскою». Мы знаем, что Пушкин, вопреки всему, любил жизнь, и она для него, хоть и «напрасный», и «случайный», но все-таки дар, подарок. В стихотворении он выразил наши сомнения и, по сути, задал главный вопрос всей русской литературы: «Жизнь, зачем ты мне дана?».
Вспомните героев русской литературы, мучившихся вопросом о смысле жизни.

На каждой парте – лист с цитатами – размышления героев русской литературы о смысле жизни.

1. «Зачем я жил, для какой цели я родился?»
2. «Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»
3. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить», — говорил себе [он] … И счастливый семьянин, здоровый человек, [он] был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться».
4. «Зачем жил человек?»
«Зачем вы живете? Зачем?..»
«А ведь зачем-нибудь я родился, а?..»
5. «Но вскоре он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, — он не мог долго ступать по дороге и сел на край канавы, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться».


Обсудите в парах, из каких произведений эти слова, кто из героев их произносит или к кому они относятся, приготовьтесь прочитать их выразительно.


1.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Размышления Печорина.
2. Л.Н. Толстой «Война и мир». Размышления Пьера Безухова.
3. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Мысли Левина.
4. А.М. Горький «На дне». Реплики Наташи, Актера, Барона.
5. А.К. Платонов «Котлован». Речь идет о Вощеве.


III.
Откроем скобки и допишем тему урока: «Проблемы смысла жизни и счастья в русской литературе».

Как вы думаете, что позволило объединить эти категории в одной теме? (Не зная смысла жизни трудно быть счастливым; довольно часто смысл жизни определяется как счастье).
Напишите свое определение счастья.

Сейчас прозвучат стихи и отрывки из стихов русских поэтов о счастье. Послушайте стихи, определите их авторов, запишите строчки о счастье. Ответьте на вопрос: в чем счастье, по мысли русских поэтов.
Мини – композиция по стихам русских поэтов о счастье в исполнении учеников

1.
Мое желание – предаться
Всевышнего во всем судьбе,
За счастьем в свете не гоняться,
Искать его в самом себе.
…И если милой и приятной
Любим Пленирой я моей
И в светской жизни коловратной
Имею искренних друзей,
Живу с моим соседом в мире,
Умею петь, играть на лире,
То кто счастливее меня?

2.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

3.
Я жить хочу, хочу печали,
Любви и счастию назло,
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман,
Что без страданий жизнь поэта
И что без бури океан?

4.
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся.

5.
Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало и вся блестит звездами.
А там-то … голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

6.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

7.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

8.
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой –
И в вечность улетим.

9.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет, господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и травы.
И от сладостных слез не успею ответить
К милосердным коленям припав.

10.
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило,
Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И все уж не мое, а наше,
И с миром укрепилась связь.
Авторы стихов
1. Г.Р. Державин
2. А.С. Пушкин
3. М.Ю. Лермонтов
4. С.А. Есенин
5. А.А. Фет
6. С.А. Есенин
7. И.А. Бунин
8. А.А. Фет
9. И.А. Бунин
10. А.А. Блок


Итак, в чем же счастье?
— «в самом себе»;
— в мгновении слияния с миром, растворении в природе, любви;
— в творчестве;
— в вечности.


Сравните свое определение счастья с теми цитатами, которые вы выписали. Может быть, вам захотелось что-то изменить, дополнить.

 
Вы обратили внимание, что почти все поэты говорят о мгновенности земного счастья, невозможности вечного счастья на земле. Русская литература как-то странно относилась к счастью. В.А Жуковский писал: «На свете есть много прекрасных вещей и кроме счастья»; Ф.М. Достоевский: «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»; А.П Чехов: «Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»


Счастье – почему не цель, не смысл жизни?


Может быть, потому, что за счастье иногда назначается слишком дорогая цена: счастье другого человека, свобода, совесть, душа. Вспомните произведения, где герой вынужден выбирать между счастьем и чем-то более важным.


Русская литература не призывает человека быть несчастным, напротив, она говорит: «счастье – всюду», но она предупреждает об опасности в стремлении к счастью, благополучию потерять душу, совесть, себя, смысл жизни.


IV.
Итак, «смысл жизни вовсе не в нашем счастье», а в чем же? Как и ради чего жить?


На доске – цитаты:

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете. (С.А. Есенин)

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить! (А.А. Блок)

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин)

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. (Б.Л. Пастернак)

Жизнь полюбить больше, чем смысл ее… (Ф.М. Достоевский)

Уйти из этого мира существом более высоким, чем пришел в него. (А.И. Солженицын)

Выберите те слова, с которыми вы согласны. Прокомментируйте их. Может быть, у вас своя точка зрения на проблему смысла жизни.


Домашнее задание: ответьте на вопрос «Жизнь, зачем ты мне дана?» собственным афоризмом или напишите эссе на эту тему.


Заключение

«Русская литература есть по преимуществу литература вопросов», — писал А.М. Горький. А есть ли вопросы, на которые вам помогла ответить русская литература?
«Проклятые вопросы» сопровождают человека всю жизнь. Русская литература, русская философия дают на них ответы, с которыми вы можете соглашаться или нет. Совершенно очевидно (для большинства русских писателей и философов), что смысл в жизни есть и он может быть найден. Главное – чтобы не останавливались поиски.

Использованная литература
1. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа \\ Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность: Хрестоматия, сост. и научн. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М., 1999. С. 342.
2. 2.Анатолий (Гармаев А. Ц.) Этапы нравственного развития ребенка. Мн., 2002. С. 15-16.
3. Грачева И. С. Уроки Русской Литературы: Методическое пособие. – СПб., 1994. С. 31.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. – М., 1996. С. 121.
5. Там же. С. 57.
6. Флоренский П. А. Иконостас. – М., 1995. С. 18.
7. Сенека. О счастливой жизни. \\ Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. С. 171.
8. Кант И. Основы метафизики нравственности.\\ Кант. И. Соч.: В 6 т. – М., 1965. Т. 4(1). С. 421.

Тема смысла жизни в произведениях русских поэтов :: ЕГЭ по литературе


Русские поэты нередко в своем творчестве обращались к теме смысла жизни. Данная тема находит отражение в стихотворениях «Парус» М.Ю. Лермонтова, «Я научилась просто, мудро жить…» А.А. Ахматовой и «Ночь, улица, фонарь, аптека» А.А. Блока.

В стихотворении «Парус» отражен идеал жизни М.Ю. Лермонтова. Находящийся в постоянном движении парус описывается автором с восторгом. Лирический герой задается вопросом: «Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном?». Но контекст лирического произведения позволяет читателю самостоятельно найти авторский ответ на данные вопросы: парус ничего не ищет в «стране далекой», он ничего не оставил за собой в «краю родном». Лирический герой утверждает: «он счастия не ищет и не от счастия бежит». М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что движение паруса не связано с поиском счастья, для него смысл жизни заключен в самом движении. В стихотворении выражается мысль о том, что «мятежный» парус «просит бури» не потому, что в бурях есть покой, а потому что в бурях как раз-таки покоя нет. Метафорический образ паруса помогает читателю определить авторское понимание смысла бытия: человек не должен стремиться к покою, он должен находиться в постоянном движении и искать себя и свое место среди бушующей жизни, подобной морю. Смысл жизни, по мнению поэта, заключен в отсутствии покоя, в жажде вечного движения.


Совершенно другое понимание смысла жизни наблюдается у А.А. Ахматовой. Лирическая героиня стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» указывает на то, что «просто, мудро жить» в ее понимании – жить без «ненужных тревог». Лирическая героиня признается, что она научилась «смотреть на небо и молиться Богу, // и долго перед вечером бродить». В такой тихой и спокойной жизни, лишенной различных потрясений и колебаний, лирическая героиня находит идеал жизни. То, что она научилась «слагать веселые стихи» о «жизни тленной», отметив, что она не только «тленная», но и «прекрасная», говорит о том, что она научилась смотреть даже на самые тяжелые жизненные моменты с позитивом, не отдаваясь переживаниям и негативным эмоциям. В стихотворении выражается мысль, что «просто, мудро жить» – это жить, радуясь обыденным явлениям и мелочам.

По-другому осмысливает тему смысла жизни А.А. Блок. Жизнь для лирического героя представлена в виде замкнутого круга, из которого невозможно выйти: «Умрешь – начнешь опять сначала // И повториться все, как встарь». Лирический герой утверждает, что «исхода нет», если даже жить «еще хоть четверть века». Стихотворение наполнено настроением безысходности. Лирический герой осознает бессмысленность жизни, он приходит к выводу о том, что в жизни человека отсутствует высшая цель, что существование ограничено обыденностью.

Таким образом, стихотворения М.Ю. Лермонтова, А.А. Ахматовой и А.А. Блока объединяются лишь темой смысла жизни. Каждый поэт рассматривает эту тему по-своему, выражая свой идеал человеческого существования или вовсе отрицая его. И если М.Ю. Лермонтов и А.А. Ахматова демонстрируют, в чем, по их мнению, заключен смысл жизни, то в стихотворении А.А. Блока выражается мысль о бессмысленности существования. Позиции М.Ю. Лермонтова и А.А. Ахматовой в свою очередь противоположны: ахматовская лирическая героиня находит смысл жизни в тихом, лишенном потрясений существовании, а лермонтовский парус, наоборот, отказывается от покоя и находит смысл жизни в постоянном движении, в нахождении в бушующем море, символизирующем жизнь, наполненную постоянными переменами.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) солнца в произведениях русских поэтов
  • Тема человека и общества в произведениях русских поэтов
  • Тема личности и эпохи в произведениях русских поэтов
  • Тема цвета в произведениях русских поэтов

  • Проблема смысла | Смысл жизни: очень краткое введение

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСмысл жизни: очень краткое введениеОчень краткое введениеМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСмысл жизни: очень краткое введениеОчень краткое введениеМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    CITE

    EAGLEN, Terry,

    ‘Проблема значения’

    ,

    онлайн-издание,

    Oxford Academic

    , 24 сентября 2013 г.

    ), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199532179.003.0002,

    , по состоянию на 9 ноября 2022 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСмысл жизни: очень краткое введениеОчень краткое введениеМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСмысл жизни: очень краткое введениеОчень краткое введениеМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    В вопросе «В чем смысл жизни?» мы видим проблемы с каждым словом в вопросе. Некоторые могут возразить, что слово «что» следует заменить словом «кто». Что означает «смысл»? «Проблема смысла» рассматривает три определения смысла: одно связано с намерением чего-либо или с наличием чего-либо в уме; другой касается идеи означающего; третий соединяет первые два вместе, указывая на акт намерения или намерения что-то обозначить. Те, кто полагает, что в жизни должен быть позитивный смысл, должны принять во внимание проблемы кого-то вроде Шопенгауэра, который видел в человеческой жизни только нищету, нужду и эксплуатацию.

    Ключевые слова: Луи Альтюссер, Джордж Беркли, Зигмунд Фрейд, Иммануил Кант, жизнь, смысл жизни, смысл, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр, воля к власти, Людвиг Витгенштейн

    Тема

    Метафизика

    Серия

    Краткие введения

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Нажмите Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Войти через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

    Покупка

    Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

    Информация о покупке

    Введение в экзистенциализм Элизабет Рут Дейро

    Изображение Эшли Голдберг

    В литературе именно читатель придает смысл тексту.

    Процесс создания этого смысла происходит в диалоге между читателем и самим текстом. Придание этому значения — это их способ понять это. Мы должны признать, что текст, однажды рожденный, становится отдельным существом отдельно от его автора, подобно новорожденному от своей матери. Значение писателя должно оставаться неоспоримым, поскольку именно он создал текст, но не имеет права устанавливать стандартное значение для своего произведения. Текст говорит сам за себя; это уже не слова писателя, а его собственные. Если писатель пытается придать смысл тексту, он становится читателем. Можно предположить, что текст будет встречаться с несколькими читателями и, следовательно, иметь диалоги с несколькими умами; следовательно, будет создано множество значений. Некоторые из этих значений могут считаться общепринятой интерпретацией текста, но ни одно из них не может претендовать на правильность значения. На самом деле, правильного смысла не существует, так как это всегда будут вариации интерпретаций, созданные разными людьми с разным опытом.

    Однако мы можем сказать, что без этих интерпретаций и создавших их читателей текст бессмысленен. Это всего лишь набор слов, которые следуют основным правилам грамматики, но не имеют сущности. Тем не менее, читатель может придать смысл тексту, не осознавая полностью, что текст без них бессмысленен.

    Это почти похоже на поиск смысла жизни, несмотря на его кажущуюся бессмысленность.

    Известный поэт Франсуа Рабле упомянул в своих последних словах, что «великое, быть может», он отправится искать. По моему мнению, большинство из нас, если не все, отправляются на поиски великого, возможно, по собственному набору причин. Вот почему мы находим или создаем свои собственные смыслы жизни. Люди ищут смысл, потому что мы очень хотим разобраться во всем, что нас окружает.

    Это желание понять охватывает даже то, что находится за пределами наших интеллектуальных способностей. Мы одержимы разумом, что приводит к многочисленным теориям, которые остаются гипотетическими, потому что в действительности есть вещи, на которые мы не можем дать однозначных ответов. Концепция Эммануила Канта о независимом от разума внешнем мире, который он определяет как включающий в себя вещи, которые мы не можем знать, должна считаться актуальной. Кант утверждал, что люди «не могут познавать вещи сами по себе, а только так, как они нам кажутся». Рене Декарт согласился, сказав, что «независимый от разума внешний мир опосредован только через идеи о нем», и, таким образом, мы можем знать его только косвенно. Джон Локк также предположил, что люди понимают вещи только такими, какими мы их воспринимаем, а не такими, какие они есть. Следовательно, мы можем только выдвигать гипотезы о вещах, подпадающих под независимый от разума внешний мир, но мы никогда не сможем дать им точное определение. Примером чего является происхождение всего. Вопрос о том, как появился мир, остается нерешенным вопросом в области науки, философии и религии. Мы понимаем, что сколько бы теорий мы ни предлагали, мы никогда не сможем по-настоящему проверить, верна она или нет, и тем не менее любопытство среди нас остается, хотя мы понимаем, что знать больше об этом не было бы полезно в нашей личной жизни. . Эта одержимость поиском объяснений является не столько следствием врожденного любопытства, сколько продуктом страха полностью принять реальность того, что все на самом деле бессмысленно. Этот страх может быть чем-то, что мы испытываем сознательно или бессознательно. Мы заполняем пустоту бессмысленности, интерпретируя жизнь как таковую по отношению к нашему существованию.

    Используя призму экзистенциализма, мы можем рассматривать жизнь как не имеющую внутреннего смысла, так же как у людей нет внутренней цели. Это мы даем жизненную сущность; кроме того, это мы сами ставим себе цель как существа. То, как мы создаем этот смысл, зависит от диалога между нами и самой жизнью в форме нашего опыта. Жан-Поль Сартр сократил эту мысль, сформулировав утверждение «существование предшествует сущности», центральную идею экзистенциализма. Утверждение предполагает, что само существование человека более фундаментально, чем его сущность, и что его сущность зависит от его существования. Человек не рождается ни с целью, ни с ценностью; это то, что он создает для себя, независимо от того, осознает он этот процесс или нет.

    Интерпретация Ричардом Тейлором романа Альбера Камю Миф о Сизифе дала два пути подхода к проблеме неудовлетворенности жизнью: первый — найти смысл «извне», или в значении продукта того, чем человек является делает со своей жизнью. Второй, и более предпочтительный, — найти смысл «изнутри себя» или просто настроить себя на то, чтобы наслаждаться всем, что у него есть в настоящее время в жизни. Придавая смысл жизни как таковой по отношению к собственному существованию, мы присоединяемся к последнему предложению Тейлора. Тейлор даже писал: «Смысл жизни находится внутри нас, он не дается извне, и он намного превосходит по своей красоте и постоянству любой рай, о котором люди когда-либо мечтали или к которому стремились».

    В сущности, дать определение жизни — это не только освободить себя от ее бессмысленности, но и способ сделать жизнь значимой, что Р.М. Заяц определяется как слово, которое «предназначено не для описания того, что делают вещи, а для выражения нашего беспокойства по поводу того, что они делают». Это способ показать, что жизнь как таковая является нашей заботой.

    Однако осознание бессмысленности жизни не является обязательным условием для человека, чтобы придать смысл своей жизни. Страх, который заставляет нас искать причину, может быть либо осознанной мыслью, либо чем-то, заложенным в нашем бессознательном. В большинстве случаев последний сценарий является более реалистичным. Кроме того, очень немногие даже допускали мысль о бессмысленности жизни; это не идея, подходящая для всех. Подобно тому, как читатель не должен признавать тот факт, что смысл текста полностью зависит от него и что без его интерпретации книга бессмысленна, люди могут придавать смысл своей жизни, даже не осознавая кажущейся бессмысленности жизни.

     

    * Ранее опубликовано в The Cerurove , октябрь 2017 г. под заголовком: «В поисках того, чего никогда не было»

    Элизабет Рут Дейро — главный редактор и креативный директор Brown The Brown Ориентация;  прозаический редактор по адресу |tap|, Rag Queen Periodical, и The Cerurove; и твиты на @notjanedeyro.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *