Агрессивная вежливость | Rusbase
Чемпионы в этом виде спорта — агенты по продажам и специалисты рекламного дела. Чаще всего эксплуатируется неуверенность, которую испытывают люди в непривычных ситуациях. Кроме этого в чести у профессионалов влияния наша привычка оглядываться на авторитеты, принимая решения, испытывать симпатию к себе подобным, классифицировать людей и вещи по внешним атрибутам. Существует немало тренингов, обучающих манипулированию собеседником в ходе переговоров или, напротив, защите от таких манипуляций. Один из тренингов взял на вооружение так называемую «агрессивную вежливость».
Поверженный директор
«Одна московская фирма сделала нам заказ, — рассказывает директор по маркетингу и развитию консультационной компании Abercade Андрей Голиней. — Мы обо всем уже договорились, однако клиенты медлили с предоплатой». Во время следующих переговоров в офисе фирмы-заказчика ее генеральный директор, держа в руках уже подписанный им договор, стал мутить воду — мол, он не все понял в договоре, не увидел, где написано про предоплату.
Владислав Никонов, тренер-консультант, преподающий технологию общения, и директор отдела консалтинга компании «Психология и бизнес on-line», называет это агрессивной доброжелательностью. Слово «агрессия» используется в более позитивном, американском его значении. По-русски, может быть, стоило бы назвать это экспансивной доброжелательностью.
По принципу торговых агентов
Вспомним свидетелей Иеговы или назойливых, но вежливых торговых агентов. Даже чувствуя давление подобных личностей, человек не знает, как возразить, потому что «агент» доброжелательно улыбается. Легче всего склонить собеседника к необходимому вам решению или поведению при помощи демонстрации доброжелательности. Не случайно самые опасные переговорщики — люди волевые и доброжелательные одновременно. «Даже если человек и попытается как-то возразить, воспротивиться, он будет выглядеть неоправданно агрессивным, слабым. Невежей, который почему-то набрасывается на мягкого и доброжелательного собеседника», — объясняет Евгений Ельшов из Abercade. Безупречная вежливость атакующего сочетается с каким-то не вполне обычным, но находящимся «в рамочках» поступком, который слегка выбивает почву из-под ног собеседника. Нарушив таким образом ожидаемый ход вещей, агент ослабляет уверенность своей жертвы в том, что она контролирует ситуацию. А как давно установили психологи, на человека легче всего влиять, когда он испытывает чувство неуверенности.
Например, здороваясь с человеком, кто-то хочет сразу начать на него воздействовать. Пожимая руку собеседника, он тут же накрывает ее другой рукой. «Так вы сможете продержать его очень долго, — говорит Ельшов. — Вы улыбаетесь, смотрите в глаза, потрясаете его руку и заводите разговор на необходимую вам тему. И он не может этому воспротивиться без того, чтобы выглядеть нелепо. Инициатива в ваших руках». В другом случае, здороваясь с человеком, «агрессор» может взять собеседника за локоть правой руки. Легко и незаметно развернуть его в любую необходимую сторону. А там стенды, витрины, журналисты с фотокамерами, люди, с которыми необходимо познакомить собеседника, и т. д.
Особый случай — переговоры в чужом офисе, где человек не может позволить себе свободно передвигаться в пространстве. Он зависим. Однако можно выравнять баланс, перехватить инициативу вопросом: «Куда мы сядем? Где это лучше сделать, по-вашему? » Большинство людей, попадая в большие чопорные кабинеты высоких начальников, испытывают психологическое давление из-за присутствующих там атрибутов власти. Для того чтобы попасть к руководителю советского типа, необходимо пройти ряд заслонов — секретаршу (которая по селектору должна испросить для посетителя разрешения войти), двойную дверь (в которой легко застрять, не зная, какую из дверей закрыть первой), пространство стола совещаний (оно обычно значительно отделяет начальника от посетителя), занятость самого начальника (он в этот момент может что-то читать, говорить по телефону). Обычно после преодоления всех этих барьеров человек чувствует себя слегка потерянным. Владеющий агрессивной вежливостью консультант рассказал, что для того, чтобы восстановить пошатнувшийся в большом кабинете статус-кво, он подошел к ближайшему по отношению к начальнику месту за столом совещаний, но не сел, а поставил на стол портфель, положил перед начальником документы и протянул ему руку. Тот удивленно пожал ее. Потом консультант вдруг отодвинулся и, оставив портфель, обошел стол совещаний и сел с другой стороны. После этого он подтянул к себе портфель. Теперь уже начальник был слегка сбит с толку этими передвижениями, и его преимущество улетучилось.
«Недаром есть такая пословица: ласковое теля двух маток сосет, — говорит Владислав Никонов из компании «Психология и бизнес on-line». — Поведение человека, использующего технику агрессивной доброжелательности, подобно поведению милого щенка, который благодаря своей доброжелательности может получить от людей что угодно».
За и против
«У нас этот метод заметно повысил уровень продаж, — говорит начальник управления по работе с агентами Восточно-Европейского страхового агентства Ирина Голубятникова. — После одного такого тренинга нескольких человек, ранее работавших на временных условиях, мы приняли в штат. Эта техника повышает стоимость персонала». С ней соглашается ее сотрудница, директор управления образования Наталья Борисова. «В конце концов, это элементарная психологическая грамотность», — сказала она. Правда, не все согласны с эффективностью подобных методов. «Наша компания относится к таким вещам скептически, — признается директор по развитию консалтинговой компании «RHR International/Экопси» Анна Бурова.
Федор Сваровский
Опубликовано в газете «Ведомости» 4 сентября 2005 года
Все отзывы о спектакле «Приглашение на казнь» – Афиша-Театры
Все отзывы о спектакле
Постановка РАМТ
7.3
8 отзывов
О спектакле Отзывы (8)
Рецензия «Афиши» на спектакль
Елена Ковальская
810 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1148
На большой сцене Молодежного театра Павел Сафонов выпускает премьеру по набоковскому роману «Приглашение на казнь». Инсценировку романа выполнил Михаил Палатник, с которым Сафонов работал над «Снами Родиона Романовича» по Достоевскому. Цинцинната, приговоренного к смертной казни за свою «непрозрачность» и «непроницаемость», играет Евгений Редько. Его и остальных пятнадцать актеров одела Евгения Панфилова, а это значит, что на сцене будет что рассматривать. Тюрьма Цинцинната в сценографии Николая Симонова ограждена колючей проволокой, перевитой с праздничной иллюминацией, что должно подчеркнуть театральность и фальшивость происходящего.
14 октября 2009
Лучшие отзывы о спектакле «Приглашение на казнь»
сергей коновалов
1002 отзыва, 1301 оценка, рейтинг 674
3Театральная казнь гениального литератора
Пародия и абсурд – не жанры Набокова. Давно я не ставил две звезды, однако всё, что хочется обсуждать после этого спектакля – это вкус фисташкового мороженого, купленного в баре во время антракта. РАМТ вслед за Набоковым замахнулся на постановку некоего аналога карнавально-волшебной Алисы в Зазеркалье — тут есть даже дохлый чёрный кот, сюрные персонажи с объёмными характерами и продуманными костюмами (браво!), а также красивый, замысловатый авторский текст. Однако это не Льюис Кэрролл и не Терри Гильям.
Спектакль не оставил меня равнодушным — раздосадованным. По-моему, он просто находится за гранью понимания большинства зрителей.
15 января 2010
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 484
9
«Приглашение на казнь» — мой любимый из романов Набокова, и при этом один из наиболее малоизвестных. Фантастическая антиутопия, мир, населённый гротескными персонажами, живыми пародиями, бездушными куклами, способными не на человеческие чувства, а только на эмоции – в частности, предельное веселье. Эти клоуны могли бы быть смешными, если бы они были в меньшинстве – однако их ужимки не веселят, а пугают, потому что шуты правят бал, в их власти – единственный не похожий на них человек. Его зовут Цинциннат, и он приговорён к смертной казни за самое страшное преступление – непрозрачность, то бишь – индивидуальность, мыслящую и творческую личность, чьё существование всерьёз угрожает морально выродившемуся обществу. Своего героя, ожидающего смерти среди шабаша уродов, не понимающих его и безразличных к нему, великолепный актёр Евгений Редько играет натянутыми нервами наизнанку, в постоянном предельном напряжении, настолько убедительно и достоверно, что ему веришь с первой секунды и до последней, какой бы сложной для исполнения ни была эта роль. Наблюдая за длящимися день за днём страданиями Цинцинната в камере, понимаешь, что самая страшная пытка – не холодная рассудочная жестокость, а навязчивая доброжелательность тех, для кого казнь – увлекательное и «поучительное» зрелище, не более чем удовольствие, яркое шоу. Содрогаешься от омерзения, узнавая в них повадки некоторых встречаемых в жизни индивидов, которых так и тянет задушить за приклеенную к лицу с пустыми глазами карнегианскую улыбку. Но на эшафот должны взойти двое – не только Жертва, но и Палач, персонифицированная Смерть – месье Пьер. Смерть всегда любит того, кто становится её избранником, хоть умирать от любящей руки ничуть не лучше, чем от ненавидящей – а Пьер к тому же пытается обманом добиться взаимности. В роли Пьера ещё один талантливый мастер, Пётр Красилов, на глазах превращается из жалкого и нелепого болтуна, которого невозможно принимать всерьёз, в величественную инфернальную фигуру, властителя свиты заискивающих перед ним марионеток. Меняется не только костюм – меняются пластика, голос, жесты: только что Палач был лицемерно слаб, податлив и мягок, и вот он уже всесилен, твёрд и горд своим положением кумира. Однако рука не поднимается обвинить в подлости любящего убийцу: он гораздо симпатичней и, в конечном итоге, искренней, нежели жена и мать Цинцинната, попытки которых проявить свои рудиментарные привязанности выражаются перверсированно, истерически. Жизнь и Смерть, Жертва и Палач будут обручены, закрепляя вечный союз Бытия и Небытия… но, поднимаясь на эшафот, супруги скинут белый и чёрный костюмы, оказавшись в нарядах двух старинных антагонистов дель арте – Пьеро и Арлекина. Ведь мир – это театр, и когда спектакль оканчивается, актёр-человек сходит со сцены, а маски, за которыми нет ничего, остаются лежать забытым хламом. Так и Цинциннату, чтобы выжить, приходится осознать себя человеком, абсолютно свободным, окончательно прозревшим – и рушится вокруг него от простой и бесконечно сложной истины: «Аз есмь!» бутафорский, иллюзорный кукольный театр абсурда, открывая для него подлинную, реальную жизнь, от которой он не желал отказаться, которую невозможно уничтожить. Это – жизнь не материальная, а духовная, жизнь вечная, в которой нет места смерти, ведь смерть – это всего лишь отсутствие жизни. Необычайно мощной метафорой Набоков напоминает нам о том, что грань между человеком и манекеном тоньше и незаметней, чем рампа, отделяющая зрительный зал от представления, в котором всё – понарошку, и предостерегает от перехода через эту грань – от духовной гибели, от потери лица, которое так просто и заманчиво заменить улыбчивой личиной, вовлечённой в бессмысленную игру. И пусть цена за право быть самим собой – одиночество, отторжение, лишения, боль и страх, та необходимая инициация, о которой я писала в рецензиях уже не раз. А исполнена эта метафора создателями постановки с изысканным вкусом, без прямолинейного социально-политического пафоса и елейного морализаторства: маскарад выпуклых, полнокровных образов в выразительных костюмах и гриме, безупречная игра светотени, замечательная музыка создают «Казни» незабываемую атмосферу по-гофмановски макабрической и по-уайльдовски эстетичной сказки. Отдельные сцены хочется описывать в мельчайших подробностях – но это заняло бы слишком много времени и места, поэтому отмечу лишь один, наиболее сильный предфинальный момент, когда зримая волна воздуха и пыли от упавшего к ногам героев эшафота метнулась в зал, заставив публику вздрогнуть и до самого конца нервно хихикать, словно люди действительно ждали, когда отрубленная голова Цинцинната скатится по наклонному помосту им навстречу. В общем – это надо увидеть, услышать прекрасный набоковский текст, прочувствовать, продумать – пережить очередной экзистенциальный катарсис.
30.04.2010
Комментировать рецензию1 мая 2010
SheKnew Shankova
48 отзывов, 208 оценок, рейтинг 126
7
Хорошо, а не Гениально, но это по техническим причинам (внизу напишу). А вообще молодцы. Не всё же ставить попсу, надо и на философию дерзать. Я увлекалась Набоковым, хотя сейчас понимаю какой печальной нелюбовью пронизано его творчество. Но языком он владеет виртуозно, я на спектакле просто сидела и записывала некоторые реплики, неожиданные сравнения — зарядка для ума. Хорошо удалось передать общий тон произведения (я специально после спектакля прочитала книжку, так что отвечаю!), в то же время максимально адаптировав для сценической постановки (красавец Петр Красилов вообще-то в книге румяный, упитанный, кругленький), а Цинциннат молоденький блондинистый тоненький низенький, в общем его бы не было видно даже на сцене, отлично справился с ролью Евгений Редько, из его уст пренебрежение к окружающему «миру» кукл, намалеванных деревьев и плюшевых пауков звучало особенно пронзительно и убедительно. Прекрасно поймана грань между живым и неживым, наигранным. Так естественно звучит абсурдный текст (оригинальный!). Мать Цинцинната, Цецилию Ц., играла Матюхова Татьяна, и как же хорош был её монолог про нетки… Молодцы. Уважаю, задача не простая, но удалось на славу реализовать.
Почему не «5»? Да потому что голубизна вообще не к месту! Нет её в романе Набокова и не может быть никогда, потому что его родной брат страдал в концлагере за гомосексуализм и ни он ни его семья не обсуждали эту тему … Да, мсье Пьер «ласкался» к Цинциннату, да, директор подобострастно смотрел на мсье Пьера… Но это совсем другое! Это скорее животный мир, где хищник смотрит на добычу, играет с ней. В другом случае — это гиена смотрит на тигра-шерхана… Как-то хотелось бы без вот таких вот fuck up’ов, тем более заметных на фоне безукоризненной трактовки произведения-оригинала во всём кроме.. Очень надеюсь, поправите это, а то даже не могу рекомендовать своим знакомым, а жаль! такая интеллектуальная вещь. ..
15 июля 2012
Лара Гишар
78 отзывов, 82 оценки, рейтинг 125
3
Последнее время стала посещать РАМТ. И все было удачно, интересно, включая чтения в фойе. Театр достаточно много выпускает премьер в год, актеры талантливые, в меру популярные, но всегда играющие на сцене интересно, не халтуря. Но тут пошла я на Набокова «Приглашение на казнь». Хорошие и известные мне артисты заявлены в программке. Кто заявлен, тот и появился на сцене: Редько и Красилов. Но что предстало моему взору! Сначала судилище, потом тюремная камера, а в центре всего этого действа «страдает» и «мучается» господин Цинциннат в исполнении Евгения Редько. Какие-то комикующие идиоты Родриг (Гришин А.) и Родион (Исаев И.) в безумном неистовстве скакали по сцене, не соразмеряя свои физические габариты и физкультурные возможности с возрастом здания. Эти два чудика, обряженные во фраки, устроили такую «веселуху», что порой неловко было смотреть на сцену и слушать тот бред, который они выдавали за текст роли. Понимаю, что это не их вина, а постановщик намудрил, а постановщик у нас кто? Павел Сафонов. Вроде, молодой, обещающий, даже очень себе талантливый. Видела его постановки: «Чайка» и «Глубокое синее море» в театре им.Вахтангова. Но в РАМТе он что-то слишком «заталантливил», что простому смертному зрителю, время от времени увлекающемуся Мельпоменой, не удалось переварить его сценическую фантазию, проникнуть в суть его замысла и окончательно насладиться выданным на суд публики шедевром. Я смотрела на сцену, прислушивалась и приглядывалась к Редько и Красилову (мне очень интересны эти актеры), оглядывала публику и понимала, что народ пребывает в ужасе и шоке то ли от идиотства на сцене, то ли от осознания того, что им, простым смертным, не понять такой тончайшей философской работы ума и сердца постановщика и, конечно же, автора. А автор-то у нас во какой! Для меня Набоков начался «Лолитой» и закончился «Лолитой» же. Что-то еще мой глаз зацепил из творчества писателя, но мозг не понял, а душа не приняла, так сильно оказалось воздействие мерзопакостного рассказика о похотливом фавне и нимфетки. Интересно оформлена программка спектакля. В ней же и указано, что «Приглашение на казнь» — одно из самых загадочных произведений автора. Даже сам автор (!), что неудивительно, зная какого мнения был сам о себе Набоков, считал свое произведение «сказочным». В этой же программке в 14 строках уложилась вся биография Владимира Набокова, а в 17 строках нам поведали содержание, суть и мысли режиссера к этому произведению. Во как! Я перед спектаклем прочитала каждую буковку, после еще раз перечитала и убедилась в том, что большая часть публики оказалась права, когда сбегала в антракте, оставляя в зале восхищенных девушек с огромными букетами цветов для своих кумиров-любимчиков — Красилова в первую очередь. Я близко сидела к сцене. Видно было хорошо, слышно еще лучше. Спасала эту галиматью классическая музыка. Что и подтвердило мое давнишнее желание: надо ходить на концерты в Консерваторию, а высокое искусство искать в Третьяковке по совету Фаины Георгиевны Раневской. Зачем всё это ставилось и ставится? Уважаю художественного руководителя этого театра Алексея Бородина, лауреата всевозможных премий под разными известными именами и городами, за то, что работает активно. Но зачем вот такую нелепицу и несуразицу с хорошими актерами в главных ролях надо выставлять на обозрение средне-статистического зрителя? Я слышала смех соседей, но больше я заметила недоумение публики, чем интерес к происходящему на сцене. Но, что самое забавное, актеры были в ужасе от такой белиберды. Редько изображал какое-то страдающее, никем непонятое создание, «уходил в себя», забывая возвращаться обратно. Красилов играл какого-то чудика, произносящего нелепые фразы, демонстрирующего стройные эпилированные ножки. Про других персонажей даже и сказать-то нечего хорошего, только неудобство и стыд за них . Молодые режиссеры, не дают Вам покоя лавры Кирилла Серебренникова. Вам хочется также сделать «выстрел во французской опере», т.е. поставить что-то эдакое выпендрежное и сразу вальяжно выйти на авансцену, гордо раскланиваясь перед публикой, ощущая на своей голове лавровый венец и соглашаясь с мнением окружающих, что вы не просто талант, а талантище, которому руку протянул Станиславский, сходя в гроб.
9 февраля 2011
Катрин Кравцова (Тихонова)
35 отзывов, 347 оценок, рейтинг 64
9″Сообразно с законом, Цинциннату Ц. объявили смертный приговор шепотом.»
Хороший спектакль, местами смешной, местами грустный, одинаково везде почти до слез.
Без набоковского языка игра актеров не была полной и такой завораживающей.
Очень четкое и удивительно детальное прочтение романа продемонстрировал режиссер спектакля. Отдельное спасибо хочется сказать за художественное оформление сцены и костюмов героев. Посмотреть есть на что! А главное, есть, что послушать и услышать!
НЕ СПАТЬ! (начало спектакля в 20.00, а идет он 3 часа), как это делает, увы, обльшинство пришедших, а слушать и слышать!
Тема жалкого подобия и пародии мира, тема кривых зеркал и одиночества доброй души, клоунада родственников и стражей — последнее особенно грустно — спектакль поражает своей насыщенностью красок и смыслов!29 октября 2009
Polina
12 отзывов, 127 оценок, рейтинг 8
9
Апокалипсис от Владимира.
Сложносоставленный спектакль, требующий или расслабленного созерцания или глубокого погружения. Кажется, что на него лучше приходить в одиночку, ну или с человеком, ценящим театральный арт-хаус. Это прямо-таки совершенно особая драматическая инсталляция. Не воспроизведение сюжета, а сценическая поэзия Пастернака. Периодически, правда, ловишь себя на мысли: понимает ли кто-то, о чем речь, или всех просто завораживает действие? В любом случае, после того, как опускается занавес, меньше всего хочется возвратиться домой, чтобы лечь спать ― логичным продолжением должно стать увлекательное ночное приключение.
13 декабря 2010
Юлия Бачина
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 5
9
Мое любимое произведение Набокова, такое невозможно пропустить!
продуманные декорации, потрясающая игра актеров, эмоции, ЭМОЦИИ!!!
Бесподобно играл Красилов, бесподобно играл Редько.Голос автора за кадром тоже одна из продуманных вещей, без него кое-что было бы непонятно.Эмоции через край, когда он кричал что не готов умерть… он говорил, голос срывался на крик… он судорожно хватал себя за рубашку, бил кулаком по столу… «Я НЕ ГОТОВ!!» …и про себя я сказала «ВЕРЮ!».
Голос автора за кадром тоже одна из продуманных вещей, без него кое-что было бы непонятно.
Очень советую сходить, этот спектакль хочется досмотреть до конца, не пропустить ни словечко. Очень граммотная реализация самой книги.
Оцена — отлично, пожалуй Гениально.26 декабря 2009
Света Александрова
5 отзывов, 54 оценки, рейтинг 1
5
Надпись «трагифарс» я прочитала на афише уже в антракте, пришло понимание почему же так тяжко смотреть. Тяжко эмоционально, но ни как не скучно!! Игра Красилова — прекрасная. Конечно ему достался заведомо симпатичный яркий персонаж, который сам по себе вызывает симпатию, но и передал он его вполне достойно.
прослеживались нотки «голубой» темы…. что было слегка непонятно, но я бы не сказала, что это было лишним.
Первое действие серое, по цветам… заставило много думать, размышлять… А может это ожидание смерти — это и есть вся жизнь человека, он пытается понять, сколько ему осталось, что бы решить что он успеет а чего нет… ждет что к нему придет кто то важный и главный, а вокруг лиш маскарад из подставных персонажей и нет ничего правдивого и друг оказывается полачом….. Рождение — как приговор, всегда наедине с собой и своими мыслями, случайные люди за которых цепляешься в надежде вырваться…. узнать… понять… но все они чужие.
Во втором действии началась красочность. Красилов забрал на себя симпатии как женщин так и мужчин, появившись в образе того, кто подарит смерть. Ироничный, капризый, игривый….
Конец ожидаемый. «а почему собственно я здесь лежу, почему все это….»
P.S. грузное впечатление от спектакля разрядила фраза Пьера: «ну и что, что она вам изменяла- вы ведь ТОЖЕ держали ее в объятиях»20 февраля 2010
Дискриминационная благотворительность
Название: Дискриминационная благотворительность
Дата: 26 октября 1924
Местоположение: Вашингтон, д. с.
. Еврейские благотворительные общества Нью-Йорка собрались в отеле «Пенсильвания»
Когда Комитет, представляющий вашу Федерацию, передал мне приглашение выступить перед вами сегодня вечером, я не встретил его с большим энтузиазмом. Чтобы быть конфиденциальным на мгновение, я могу признаться, что приглашение выступить с речью — не самый редкий случай, который случается в жизни президента. Но я слушал с, надеюсь, должной вежливостью, вплоть до того момента, когда ваш представитель начал объяснять, что вы должны посвятить вечер рассмотрению бюджета. Тогда я начал проявлять неподдельный интерес, ибо идея бюджета, должен признаться, стала для меня своего рода навязчивой идеей. Я верю в бюджеты. Я хочу, чтобы другие люди верили в них. У меня был маленький, чтобы управлять моим собственным домом; кроме того, я возглавляю организацию, которая составляет самый большой из всех бюджетов, — бюджет правительства Соединенных Штатов. Удивляетесь ли вы тогда, что временами мне снятся балансы и фонды погашения, и дефициты, и налоговые ставки, и все прочее?
Да, я считаю хороший бюджет одним из самых благородных памятников добродетели. Это достойно всякого подражания; но есть и другие темы, которые дают более очевидное вдохновение для популярного ораторского искусства. Поэтому, когда я обнаружил, что вы действительно хотели выступить с бюджетной речью, я почувствовал согревающее чувство благодарности.
Любой, кто намеренно попросит речь о бюджете, должен быть размещен. Я принял приглашение, и теперь я хочу начать с сердечных комплиментов моей аудитории. Ваш практический интерес к бюджетному плану, принятие его в качестве основы вашей великой благотворительной системы — прекрасное достижение. Везде, где был принят один и тот же план, при финансировании благотворительных, филантропических и благотворительных организаций с помощью метода «Общественный фонд», он давал наилучшие результаты. Он устранил беспорядочную благотворительность; но это ни в коем случае не самое похвальное достижение. Гораздо полезнее, на мой взгляд, та услуга, которую она оказала, организовав эти работы по оказанию помощи людям, чтобы мы могли быть уверены, что они не принесут больше вреда, чем пользы. Нет ничего прекраснее открытой руки и щедрого сердца, которые побуждают к свободной и бескорыстной даче. Но современная социальная наука также знает, что плохо направленная благотворительность часто непосредственно ответственна за поощрение пауперизма и нищенства. Лучшая услуга, которую мы можем оказать нуждающимся и несчастным, — это помочь им таким образом, чтобы их самоуважение, их способность помочь себе не пострадали, а увеличились. Никто не обязательно выходит из игры только потому, что он упал. Но, упав, никто не встанет без собственного честного усилия. Наилучшая помощь, которую может дать благотворительность и филантропия, это та, которая побуждает каждого помочь себе.
Ваша Федерация поддержки еврейских благотворительных обществ в Нью-Йорке, как мне сказали, является центральным финансовым агентством не менее чем девяноста одной благотворительной организации, ежегодно получающей поддержку в размере 7 000 000 долларов. Среди них больницы, приюты, большое общество помощи, ссудная организация, дом престарелых и немощных. Еврейская ассоциация молодых мужчин и Еврейская ассоциация молодых женщин выполняют очень важную социальную и просветительскую работу. Особое внимание действительно уделяется воспитательной работе, для которой и существуют технические школы. Это, конечно, именно то, что мы должны ожидать от великой еврейской организации; ибо евреи всегда одними из первых ценят и используют возможности для получения образования.
Во всю эту систему коммунального обслуживания, доходящую до всех возможных отделов общественных отношений, Федерация вносит порядок и правильную взаимосвязь. Избегается дублирование услуг, которое всегда означает умножение расходов и разделение результатов. Мужчина или женщина, дающие через это агентство, знают, что самое лучшее будет сделано с наименьшими затратами. Все административные расходы организации составляют в среднем менее четырех центов на доллар. Другие мероприятия «Community Chest», которые в последние годы распространяются по всей стране, являются своего рода демонстрацией эффективности и экономичного управления. Они смогли, так же как и ваша Федерация, задействовать лучшие способности, самое умелое руководство, самый широкий опыт для систематизации операций, которые обычно бессистемны и расточительны.
Но, при всем моем отношении к чисто деловому аспекту этой великолепной современной программы, я должен еще раз подчеркнуть, что для меня величайшее благо этих общинных благотворительных организаций заключается в их неизмеримо большей способности приносить истинное благо. Существует впечатляющее множество свидетельств того, что средний доллар неразборчивых, благонамеренных и невежественных пожертвований на благотворительность в основном тратится впустую. Многие такие доллары гораздо хуже, чем потраченные впустую. Вы не стремитесь к холодному и бессердечному устранению сантиментов из своей благотворительной деятельности. Вы, однако, стремились заменить чувство сентиментальностью; а это вообще желательно.
Еврейский народ всегда и везде был особенно предан идеалу заботы о своих. Эта Федерация является одним из памятников их независимости и самостоятельности. Они стремились защитить и сохранить это замечательное наследие традиций, культуры, литературы и религии, которое возложило на мир так много обязательств перед ними. В своих усилиях служить своим высшим идеалам они всегда будут полезны более широкому сообществу, частью которого они являются. В работе этой Федерации они оказывают услугу не только своему народу, но и всему сообществу. Наряду с этой драгоценной услугой они создают пример успешного практического и полезного делового администрирования, который заслуживает всяческих похвал. Это вполне может стать источником вдохновения для каждого благотворительного агентства в стране.
Я хочу, чтобы вы знали: я чувствую, что вы воспитываете хороших граждан, что вы укрепляете Правительство, что вы демонстрируете превосходство духовной жизни и помогаете установить Царство Божье на земле.
Образец цитирования: Основы республики Калвина Кулиджа (1926).
Фонд Кулиджа выражает благодарность Роберту Манчестеру за добровольную работу, подготовившего этот документ для цифровой публикации.
Будьте доброжелательны
Рик Хэнсон, доктор философии, нейропсихолог и автор книги «Создание счастья: новая наука о мозге, связанная с удовлетворенностью, спокойствием и уверенностью» (издательство Random House, октябрь 9006 г.). …Читать далее
Каковы ваши намерения по отношению к другим?
Будьте доброжелательны.
Почему?
Доброта — красивое слово, означающее нечто простое: добрые намерения по отношению к живым существам, включая себя.
Эта доброжелательность проявляется в теплоте, дружелюбии, сострадании, обычной порядочности, честной игре, доброте, альтруизме, щедрости и любви. Благожелательное сердце склоняется к другим; это не нейтрально или безразлично. Доброжелательность противоположна недоброжелательности, холодности, предрассудкам, жестокости и агрессии. Мы все были доброжелательны, мы все знаем, что значит желать кому-то добра.
Доброжелательность широко восхваляется — от родителей, говорящих детям делиться своими игрушками, до святых, проповедующих Золотое Правило, — потому что у нее так много преимуществ:
Исследуйте свои возможности сегодня
- Доброжелательность по отношению к себе необходима для удовлетворения наших трех основных потребностей: избегать вреда, приближаться к вознаграждению и привязываться к другим. Когда эти потребности удовлетворены, ваш мозг переходит в режим реагирования, в котором тело восстанавливается и заправляется, вы чувствуете себя умиротворенным, счастливым и любящим.
- Доброжелательность по отношению к другим уменьшает ссоры, укрепляет доверие и является лучшей стратегией, позволяющей получить взамен хорошее обращение.
- Доброжелательность внутри и между нациями способствует верховенству закона, обучает детей, кормит голодных, поддерживает права человека, предлагает гуманитарную помощь и работает во имя мира. Благожелательное отношение к нашей планете направлено на защиту исчезающих видов и уменьшение глобального потепления.
Конечно, это лишь неполный список преимуществ. В итоге доброжелательность полезна для отдельных людей, отношений, наций и мира в целом.
Тот факт, что благожелательность часто бывает просвещенной корыстью, делает ее не менее сердечной и добродетельной. И в это время в истории, когда люди чувствуют себя все более напряженными и изолированными, когда отношения часто стоят на зыбкой почве, когда международные конфликты подпитываются истощающимися ресурсами и все более смертоносным оружием, и когда человечество ежегодно выбрасывает более девяти миллиардов тонн углерода в атмосферу (например, подбрасывать в небо 5 миллиардов автомобилей в год, большинство из которых остаются там) – доброжелательность не просто моральна, она необходима.
Но легче сказать, чем сделать.
Как мы можем поддерживать доброжелательность в себе и в наших отношениях, нациях и мире?
Как?
- Знайте, как благожелательность ощущается в вашем теле, сердце и разуме – Вспомните о теплоте и добрых пожеланиях кому-то. Каково это? Попробуйте другие виды доброжелательности и по отношению к другим существам, чтобы почувствовать, каковы они.
- Осознать, что доброжелательность естественна и нормальна – В СМИ нас так засыпают словами и образами антиблагожелательности, что можно начать думать, что обычная порядочность и доброта – это какая-то экзотика. Но на самом деле по мере нашего развития наши предки оставались в живых и передавали свои гены, заботясь о себе и других. А учитывая признательность и благоговение перед природой, характерные для современных групп охотников-собирателей, они, вероятно, также заботились о мире, от которого зависели.
- Позаботьтесь о себе. Когда ваши основные потребности удовлетворены — когда вы не испытываете стресса из-за угрозы, потери или отказа — мозг по умолчанию переходит в состояние покоя, в свою домашнюю базу. С этой родной базы большинство людей беспристрастны, эмпатичны, склонны к сотрудничеству, сострадательны и добры: одним словом, доброжелательны. Хотя и можно поддерживать доброжелательность в состоянии страха, разочарования или одиночества, это, безусловно, намного сложнее. Непотревоженный, здоровый мозг — доброжелательный.
- Выступайте за благосклонность – официально заявите о своих намерениях – возможно, в начале дня, во время созерцательной практики или за едой – пожелать себе и всем другим существам добра. В сложных ситуациях позаботьтесь о своих потребностях, одновременно спрашивая себя: «Как я могу быть здесь доброжелательным? Как я мог сдержать разрушительные мысли, слова или поступки? Могу ли я желать благополучия другим? Могу ли я выразить сострадание и доброту?»
- Выйдите из своей зоны комфорта – Не делая ничего глупого, подумайте, как вы могли бы немного (или больше) растянуть свои благие намерения по отношению к другим. Например, увидев незнакомых людей, пожелайте им всего наилучшего. Или с кем-то, кто вас раздражает, попробуйте смотреть сквозь поверхность, чтобы ощутить собственный стресс и беспокойство этого человека; не отказываясь от своих прав, можете ли вы найти больше терпения, можете ли вы отказаться от взаимных обвинений или расплаты? Или вы могли бы пообщаться с друзьями или семьей, возможно, помыть больше посуды или подвезти кого-нибудь? В большом мире подумайте о том, чтобы посвятить некоторое время волонтерству или отдать больше на благотворительность.