Сущность и назначение человека в русской религиозной философии второй половины XIX века
Проблема природы человека, его духовного начала — одна из важных проблем, исследуемых в русской религиозной философии второй половины XIX века. Мыслителями были разработаны особые подходы к решению вопроса о духовной природе личности.
«В XIX столетии Россия произвела на свет целый ряд глубочайших мыслителей, которых по гениальности можно поставить рядом со светилами европейской мысли. Однако никто из них не оставил после себя цельной замкнутой философской системы, охватывающей своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла. Поэтому тот, кто ценит в философии, прежде всего, систему, логическую отделанность, ясность диалектики — одним словом, научность, может без мучительных раздумий оставить русскую философию без внимания», — писал А.Ф. Лосев, характеризуя важную особенность того времени.
Творчество русских религиозных философов второй половины XIX в. является глубоким и самобытным, в нем своеобразно преломляются ведущие идеи о духовности личности. Русские философы в своих изысканиях опираются на библейско-христианскую антропологию, которая наиболее точно и полно раскрывает сущность человека, пытаются осмыслить связь человека с Высшим началом.
Так, яркое отражение духовной сущности человека находим в размышлениях И.А. Ильина. Свою концепцию духовной личности он базирует на учении Нового Завета. Самое главное в человеке — дух. «Человек есть по существу своему живой личный дух» . У Ильина дух — «сила для самоутверждения человека, но только в ее предстоянии Богу и осознании своего достоинства. И еще одно необходимое качество духа — это ответственность и ее осознание. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа».
По утверждению И.А. Ильина, «духовный опыт делает человека духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство. Потому что последняя основа всего этого, творческий первоисточник всей духовной культуры есть Божественное в нас, даруемое нам в откровении живым и благим Богом, воспринимаемое нами посредством любви и веры и осуществляемое нами в качестве самого главного и драгоценного в жизни».
Для того чтобы реализовать и исполнить нравственный закон, человеку мало иметь одно нравственное самоопределение или желание, необходима сила, данная человеку Божественной благодатью в таинствах Церкви, сила, которая оживляет дух и устремляет человеческую личность к Богу, к своему Спасителю. Здесь речь идет о духовности, которая представляет собой благодать Божию, особую силу, оживляющую личный дух человека. Условие оживления духа заключается в нравственном самоопределении и нравственном перерождении личности.
Центральное положение в Новом Завете принадлежит не абстрактной морали, а Самому Христу, Его Божественной Личности. Становление личности происходит через внутренний, духовный опыт. Духовность раскрывается, по Ильину, через очищение души человека от греха посредством молитвы. «Молитва поднимается на истинную высоту: молится сердце, исполненное любви к Богу; молится созерцание как интенциональный порыв к Богу; молится разум, отдавший свои лучшие силы на подготовку молитвы; молится инстинкт, как чистая радость Божиим лучам; молится его воля, возносясь и домогаясь осуществления Совершенства. Молящийся, хотя бы на миг, становится «неопалимой купиной», поглощающей Божий огонь и посылающей свой свет в мир» .
Выделяя форму духовной жизни, Ильин обращается к категориям веры и любви. Только через веру и любовь, по его мнению, постигается и осмысливается реальность. Через любовь и веру постигается и осмысливается свобода, следовательно, свобода выступает самостоятельной, самобытной, представляет собой творческую любовь и веру. И.А. Ильин полагает, что путь к истине, к смыслу жизни человек может обрести исключительно сам, опираясь на силу характерных ему духовно-нравственных принципов и способностей.
Итак, концепция духовной личности И.А. Ильина базируется на учении Нового Завета. Мыслитель, рассуждая о духовном обновлении человеческой личности, концентрируется на таких этико-философских категориях, как вера, любовь, религия. Ильин обращает внимание на то, что только «в Боге» человек укрепляет свой дух, сохраняет достоинство, развивает нравственные качества, являющиеся проявлением духовности. Духовность представляет собой благодать Божию, особую силу, оживляющую личный дух человека. Условие оживления духа заключается в нравственном самоопределении и нравственном перерождении личности.
В философской системе Н.А. Бердяева человек рассматривается как явное свидетельство бытия «высшего мира» . Философ проводит мысль о том, что душу человека нельзя разложить на составные части. Человек — существо сложное и противоречивое. И чтобы понять его, надо признать связь человека и человечества с Высшим Разумом, Творцом.
Н.А. Бердяев выделяет значимость двойственной человеческой природы, подчеркивая его принадлежность к духовному и материальному миру. Это положение представлено в следующем соотношении:
– во-первых, человек является сопричастным бесконечности, где сопричастность выступает фактором самосознания;
– во-вторых, человек как биологическое существо конечен, его бытие разворачивается во времени, откуда и возникает постоянная неудовлетворенность таким бытием.
Философ отвергает современные ему антропологические учения, согласно которым природа человека есть «низшая» часть мира. Эти теории концентрируются на биологической природе, говорят о происхождении человека из мира животных. Н.А. Бердяев с таким положением вещей не согласен. Он убежден, что все эти теории принижают человека и его сущность, не ведут к пониманию и познанию истинных мотивов его поступков, хотя иногда адекватно описывают отдельные элементы его связи с миром природы. Философ не отвергает научное знание, хотя и говорит, что наука изображает человека в падшем состоянии и не показывает путь выхода из такого состояния. Наука только адаптирует человека к условиям существующей реальности.
Бердяев обращает внимание на то, что некоторыми теологическими концепциями человек описывается принадлежащим к двум мирам (земному и небесному). Однако эти теории возвышаю Бога, и принижают человека. Такого рода концепции присущи средневековым мыслителям, в частности уже упомянутому Фоме Аквинскому. По мнению Бердяева, человек здесь не был осознан в единстве с Богом, и был рассмотрен снизу, а не сверху, как полагает сам мыслитель.
Свой взгляд на природу человека Бердяев обосновывает зависимостью между собой Бога и человека, их взаимной эмоциональной необходимостью. Бердяев приходит к выводу о взаимовлиянии Бога и человека, которое осуществляется посредством Духа, Высшего разумного начала, определяющего смысл бытия. А исходя из того, что подлинное проявление Духа есть творчество — то посредством творчества. При этом Бердяев считает, что наиболее прогрессивным течением из существующих концепций о человеке является концепция свт. Григория Нисского, согласно которой человек должен стремиться к богоуподоблению.
С точки зрения Бердяева, трагедия грехопадения заключается в том, что душа и тело становятся предметами падшего мира и их воссоздание возможно только посредством обнаружения их истинной смысловой, духовной сущности. Таким образом, основная мысль Бердяева заключается в том, что для осмысления природы человека надо признать его органическую связь с Творцом. В человеке сильно творческое начало, поскольку он создан по образу и подобию самого Бога. Следовательно, основная задача антропологии, по Бердяеву, состоит в акте совершенствования души и тела на основе образов красоты и гармонии. Согласно концепции Н.А. Бердяева, человек — существо, наделенное искрой Божьей. Он не порочен и греховен по своей сути, и в нем не доминирует животное начало. Напротив, душа человека стремится к свету. Бердяев считает истинной христианскую антропологию и объясняет природу человека именно с позиций христианского учения. Итак, человек изначально был создан подобным Творцу. Но силы тьмы отводят часть людей от познания их истинной природы, а поэтому в мире существует зло. Добро и зло по Бердяеву есть категории вселенского масштаба, они изначально существовали и существуют параллельно, так же, как понятия — «рай» и «ад». Чтобы войти в рай, надо всем сердцем воспринять любовь, именно ту, которую несет в себе высшее начало. Любовь к личности — это иная форма любви, любовь к идее, Богу, истине, добру, свободе — высшая форма, познать которую должен человек, желающий стать личностью.
По Бердяеву, добро и зло — две основы мироздания. В человеке изначально заложены искра Божия и его тяга к добру. Важно вовремя обратиться к Создателю и всем сердцем принять любовь. Тогда добро в мире восторжествует. Н.А. Бердяев сосредоточился на познании человека, его личности и отстаивал принципы углубленного осмысления проявлений свободной человеческой личности, обоснования исключительности ее бытия как высшей ценности. Сущность личности состоит в проявлении индивидуальных качеств человека; в их развитии, в творческом преобразовании себя и мира.
В традиционной трактовке личность — это сам человек с его ценностными установками, привычками, характером. У Бердяева все иначе. Личность в его концепции — это категория духа. Личность выступает экзистенциальным центром, обладает аксиологическим, оценочным характером.
Н.А. Бердяев особое внимание концентрирует на идее духовности личности: «Этически нужно признать, что духовная жизнь и её ценности стоят иерархически выше социальной жизни и её ценностей. И сама социальная проблема разрешима только на почве духовного возрождения». Мыслитель пишет: «Кроме биологического понимания жизни есть духовное понимание жизни. Духовное же понимание жизни всегда предполагает не только человеческую, но и божественную жизнь. Духовная жизнь всегда предполагает другое, высшее, к чему она движется и поднимается. Не просто жизнь, а духовная жизнь, жизнь, поднимающаяся к Богу, не количество жизни, а качество ее есть высшее благо и ценность. Духовная же жизнь совсем не противоположна жизни душевной и телесной и совсем не отрицает ее, а означает их вступление в иной план бытия, приобретение ими высшей качественности, движения к высотам, к тому, что есть сверх-жизнь, сверх-природа, сверх-бытие, сверх-Божество». Личностью становятся, но не рождаются, утверждает философ: «Личность есть неизменность в изменении. Личность есть единство судьбы. Личность предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она подымается в своей реализации. Личность обладает способностью вмещать в себя универсальное содержание. Личность может быть понята лишь как акт, творческий акт всегда связан с глубиной личности, личность есть творчество». Творческая реализация личности связана с аскетическим образом жизни. Здесь надо отметить, что в поле зрения философа находится проблема Церкви в жизни личности. Для него Церковь выступает живым организмом, единством любви. Церковь познается и постигается только теми, кто пребывает в ней, кто является ее живым участником.
С учетом того, что человек — социальное существо, он имеет гораздо большую ценность, чем государство, по мнению Бердяева. Государство подавляет личность. Оно порождает войны, конфликты, держится на насилии. Поэтому заповеди Божии не применимы к государству, а применимы только к личности. При этом личности важно отстаивать свою независимость, свободу, индивидуальность, все то, что связывает ее с высшим началом.
Личное начало неразрывно связано с иерархией мироздания, с устройством Вселенной. Если иерархическое устройство в таких сферах, как государство, общество, культура, религия, разрушается, существует угроза возврата в первоначальное хаотическое состояние, разрушающее человека, который является высшим иерархическим чином во Вселенной. Возведение человека на столь высокий уровень, на наш взгляд, весьма спорно, но задача Бердяева была показать, насколько богат духовный потенциал человека.
Мыслитель подчеркивал самоочевидность свободы человека. Свобода в его учении есть, прежде всего, свобода духа человека и его самосознания. Совершенно очевиден тот факт, что в философии Н. Бердяева свобода отделена от человека, противопоставлена ему. Для него свобода есть высшая первичная сущность, которая лежит в основе мира. Свобода есть исключительное достоинство личности. Но человек всегда несет ответственность за свои дела. Таким образом, возникает проблема этического осмысления свободы. Человека нет там, где нет божественного, и эта искра света, дающая выход свободе, рождается из творчества. Понятие свободы у философа тесно связано с этическими категориями. Основным понятием этики для Бердяева является понятие «совесть». Для мыслителя совесть является основной составляющей частью души, совесть — «глубина личности, где человек соприкасается с Богом» . Совесть, в понимании Бердяева, является точкой соприкосновения с Богом. Совесть обладает особыми свойствами, являясь неким ощущаемым «подсказчиком добра». Именно совесть позволяет человеку делать шаг от «первой свободы» — ко «второй».
По Бердяеву, совесть — мерило добра и зла не только отдельных личностей, но и групп людей. Совесть имеет огромную силу, способную остановить любые массовые движения, в случае если они не соответствуют ее внутреннему критерию. Понятие «совесть» тесно соприкасается с понятиями этики, самосовершенствования. Н.А. Бердяев утверждает, что свобода человека очевидна, это свобода духа человека и его сознания. Свобода является исключительным достоинством человека, независимым и определяемым. Вся человеческая жизнь должна одолеть свободу. Свободному выбору он приравнивает доброе и злое, что показывает человеку слабость перед допустимым злом в душе. Свободу нельзя отождествлять с добром, совершенством и истиной. Свобода обладает самобытной природой. Принужденное добро, по сути, добром не является и трансформируется во зло. И единственное добро — это свободное добро, предполагающее и существование свободного зла. И в этом заключается трагедия свободы. Н.А. Бердяев приходит к выводу о том, что, человек должен осознанно и добровольно выбрать путь спасения — путь света, любви и гармонии, что и приведет его к жизни вечной. Именно в божественной любви и свободе заключается спасение человечества.
Центральная тема философии Н.А. Бердяева — проблема творчества. Он сам отмечает: «Проблема творчества занимает центральное место в моем мировоззрении» . Творчество для него выступает преображением всего мира, творением новой жизни и нового мира и напрямую связано с Богом-Творцом. Творчество у философа выступает рубежом между созиданием ценностей культуры и ростом личного совершенства человека.
Творческое естество человека Бердяев связывает с моралью. Именно мораль способна возвеличить человека, выделить его из остального мира. Только благодаря морали человек имеет способность творить. Смыслом и целью жизни человека, с точки зрения философа, не должно быть только личное спасение, человек являясь особенным существом, призван к творческой деятельности. Его действия должны быть нацелены на совершенствование мира, созданного Богом-Творцом, на продолжение творения, созидания мира.
Человек творящий развивается, человек, заканчивающий творить — на пути к регрессу, старости. Мир нуждается в обновлении, и обновить его могут люди. Поскольку в каждом из людей заложена частица света, в нем заложен колоссальный потенциал Творца реальности. Только от человека зависит, сможет ли он реализовать свой дар на практике или же отступит, отказавшись от движения вперед по пути прогресса и самосовершенствования.
Итак, согласно концепции Н.А. Бердяева, человек — существо, наделенное искрой Божьей. Он не порочен и греховен по своей сути, и в нем не доминирует животное начало. Напротив, душа человека стремится к свету. Бердяев считает истинной христианскую антропологию и объясняет природу человека именно с позиций христианского учения. Итак, человек изначально был создан подобным Творцу. Но силы тьмы отводят часть людей от познания их истинной природы, а поэтому в мире существует зло. Добро и зло, по Бердяеву, есть категории вселенского масштаба, они изначально существовали и существуют параллельно, так же, как понятия — «рай» и «ад». Чтобы войти в рай, надо всем сердцем воспринять любовь, именно ту, которую несет в себе высшее начало. Любовь к личности — это иная форма любви, любовь к идее, Богу, истине, добру, свободе — высшая форма, познать которую должен человек, желающий стать личностью. По Бердяеву, личностями не рождаются, а становятся. Человек, будучи личностью, должен бороться за право выражать свои идеи, быть самим собой, при этом быть угодным Богу и обществу, не идти против общества, а, напротив, способствовать его процветанию.
Антропологическая проблематика стала центральным звеном философии С.Л. Франка. Она тесно связана с другими проблемами, которые составляют целую философскую систему, в частности проблемами всеединства, местом человека в мироздании, гносеологией, проблемой теодеции и др. Очевидно, что нельзя разрывать, дробить философские взгляды Франка и рассматривать его понятие о личности изолированно, вне связи с другими аспектами его воззрений. Для мыслителя теория познания тесно связана с антропологической проблематикой, «ибо факт познания не только сам по себе составляет часть бытия, но это именно та часть, в которой метафизическая, надприродная суть человека проявляется наиболее отчетливо».
Для С.Л. Франка, понятие личности есть необходимое звено в «системе человека». Он неоднократно подчеркивал, что действительное осознание личности происходит только в христианстве и связывал его с именем Августина. Но для самого философа в понятии личности как самости заключен «единственный подлинный признак», отличающий человека от животного — это «таинственная способность человека… соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привлекать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить все её цели» . Поэтому разработке этого понятия мыслитель уделяет много места в различных работах на протяжении всего своего творческого пути.
Понимание личности как образа Божия, как сияния некоего первообраза Абсолютной Личности позволяет мыслителю уяснить смысл загадочной антимонии «тварной личности». Личность есть начало внеприродное, в человеке личность не выводима из его природы.
С вопросом о связи личности с Богом неразрывно связана проблема зла в человеке. С.Л. Франк был далек от идеализации человека. Он считал, что человек способен как к добру, так и ко злу. Прирожденная греховность людей делает неосуществимой идею равенства личностей. Выступая против идеи равенства личностей, он отстаивал принцип универсальности личности. В этом контексте мыслитель пытается понять истоки кризиса личности, которые он обнаруживает во всеобщем упадке религиозности, крушении традиционных устоев. Стремясь быть в целом последовательным выразителем духа православной антропологии, Франк, увязывал место человеческой личности в структуре реальности с её положением в качестве «образа Божия». Для него человек — это прежде всего, образ и подобие Божие. Франк писал о «нетварном» начале человеческого существа, о моменте связи с Богом, который констатирует само существо человека . Мыслитель отмечал двойственность человеческого духа, наличие в существе человека как бы двух разных инстанций, двух слоев человеческого сознания.
Далее рассмотрим проблемы духовности личности в творчестве С.Н. Булгакова. Известно, что он был одним из вождей русской интеллигенции того времени, жаждущей религиозно-философского обновления. Поначалу Булгаков был последовательным сторонником теории экономического материализма, но, пережив духовный кризис, он встал на новые мировоззренческие позиции и обратился к религиозному миропониманию. В центре его внимания оказались идеи о религии и вере, смысле человеческого бытия, назначении человека. Как пишет мыслитель, «…философия исследует данные опыта, однако данные низших видов опыта дополняются и получают свое окончательное значение только тогда, когда они сочетаются со своей высшей формой — религиозным опытом, лежащим в основе откровения» . Он заключает, что по своей сути они противоположны и несовместимы. Главные их отличия состоят в том, что: во-первых, философия основана на знании, а в основе религии положено откровение; во-вторых, сердцем философии выступает исследование истины, критический анализ и поиск, а душой религии принято считать переживания, чувство, веру. Поэтому духовность личности приближена к религии. Он убежден в том, что философия включает в себя компоненты веры и даже соприкасается с трансцендентным и запредельным. Религия воспринимает разум в качестве одной из сторон жизни духа . Большое значение С.Н. Булгаков придает особенностям религиозного сознания, стержнем которого он выделяет религиозную веру.
Подытожим: русскими религиозными философами были разработаны особые подходы к решению вопроса о духовной природе личности. В их учениях наука философия и религия соединяются, и тем самым синтезируется единое и цельное мировоззрение. Русские философы стремились к цельному мировоззрению, отстаивали необходимость дополнить рациональное познание личности и её духовных основ сверхрациональным компонентом.
Можно выделить две основные тенденции в трактовке понятия «личность», которые представлены в русской религиозной философии. Первая из них конкретизирует понятие личности в сущностном плане и определяет ее в качестве самовластного начала во внутренней жизни. Прежде всего, личность есть духовно развитый человек, живой член Церкви. Другая тенденция в понимании духовной природы личности связана с понятием субстанции. В данном варианте понимания личности не раскрывается в полной мере глубинный мир человека, фиксируется лишь поведение, не всегда выражающее сущность человека. В её основу положен мир объективных духовных ценностей, которые довлеют над человеком.
Литература
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
- Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание: pro et contra. Кн. 1. СПб., РХГИ, 1994.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
- Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994.
- Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Мн., 2006.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. — М., 2003.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Просвещение, 1991.
- Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991.
- Титаренко С.А. Антропология Николая Бердяева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 1994. — №3.
- Франк С.Л. Русское мировоззрение. — Спб.: Наука, 1996.
- Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии// Франк С.Л. Сочинения. — М., 1990.
- Франк С.Л. Реальность и человек. — М.: Республика, 1997.
«Роль и значение философии в жизни общества»
17 июня 2015 года
16 июня в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялась встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Организатор клуба философ магистрант Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов выступил с докладом на тему: «Роль и значение философии в жизни общества».
Роль философии в жизни общества, определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Философское мировоззрение — это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика — в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции — мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная.
В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.Критическая функция философии, выполняет задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний — практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного. Высокие моральные качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они часто являются результатом плодотворной деятельности философов
Древнегреческий философ Сократ в одной из бесед заметил, что для него «. .. кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник» (Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе» I, II, 32).
Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.Двуличие, неразумность и аморализм политики, а также некорректные философские ориентиры всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в истории, так и в современности.
Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — отмечает Гегель, — каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».
Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы.
При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии, сохраняют свое значение и по сей день.
Философия, постигая историческую эпоху, отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях, Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.
Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?
Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.
К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т.д.Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся обще гуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.
Всех заинтересовавшихся клубом «Время и бытие» приглашаем в Национальную библиотеку им. Р. Гамзатова (3 этаж) на встречи участников клуба, которые состоятся по вторникам в 18.00.
Опубликовать:
» Мужские роли
Чамору Проа. Коллекция системы публичных библиотек Гуама. Чамор Марианских островов, 1828 г. Коллекция MicSem. Домашние дела Аганы. Коллекция системы публичных библиотек Гуама. Посмотреть больше изображений для записи «Мужские роли» можно здесь.Защитники и добытчики
Роль мужчин в обществе всегда была ролью защитников и добытчиков. На Марианских островах изменение уровня мужской власти проявилось с переходом от матрилинейного общества к двустороннему обществу, навязанному испанцами после колонизации, начавшейся в 17 веке, чтобы соответствовать испанскому обществу.
В древнем Гуаме мужчины и женщины были одинаково важны, выполняя взаимодополняющие роли, чтобы обеспечивать все общество. Мужчины занимались такими видами физической деятельности, как изготовление инструментов, военное дело, строительство каноэ, навигация и рыбалка в открытом море. Женщины занимались домашним хозяйством, занимались ткачеством, приготовлением пищи, гончарным делом и ловлей рыбы на берегу.
Решения, принятые для клана (расширенные семьи, сгруппированные вместе, чтобы сформировать деревню или деревню), были приняты на основе консенсуса деревенским советом, состоящим из мужчин и женщин самого высокого ранга в деревне. Мужчины были более заметны на своих руководящих должностях, но женщины имели влияние, даже если они не были на переднем крае. мага’лахи (мужчина самого высокого ранга) был лидером клана, дополненным мага’хага , женщиной самого высокого ранга клана.
Европейские наблюдения
Французский исследователь Луи Клод де Фрейсине возглавил экспедицию в Тихом океане, которая в конечном итоге привела его на Гуам в 1819 году. Фрейсине записал культурные и социальные обычаи древних чаморро, как ему рассказали местные жители, и сделал несколько наблюдений за Люди чаморро в течение нескольких месяцев своего пребывания на острове собирали научные и этнографические данные.
О древних обычаях чаморро он отметил, что:
… благодаря своей физической силе и мужеству коренной мужчина был предназначен при рождении для мореплавания и войны», но из-за того, что он подолгу отсутствовал дома, детей оставляли на попечение матери; поэтому они становятся более привлекательными для своей матери.
Женщины были главами семей на древнем Гуаме, и во время его визита эта практика продолжалась. Он отметил, что нередко можно увидеть, как женщины «ловят рыбу на реке и даже возделывают землю», продолжая заниматься своими обязанностями по ведению домашнего хозяйства, но также наблюдал за мужскими ролями:
… в прежние времена представители обоих полов работали вместе и разделяли задачи по рыболовству и сельскому хозяйству. С другой стороны, строительство домов и каноэ, навигация, содержание дорог и перевозки, которые представляли любые трудности, были областями, в которых мужчины играли главную роль.
Испанский обязательный патернализм
При испанском правлении власти признавали мужчин главой семьи. Хотя внешне чаморро, казалось, соблюдали это правило, в домах, где женщины все еще сохраняли контроль, это было не так.
Королевский указ, изданный в 1741 году, предписывающий и облегчающий патерналистские практики, фактически создал динамику, которая позволила женщинам оставаться главными дома, но мужчины были признаны вершиной семейной иерархии. Приказы должны были управлять тем, как люди жили своей жизнью, продвигая патриархальные принципы.
В нем говорилось, что женщины не должны выполнять работу «противоположно своему полу», а мужчинам должна быть предоставлена земля для ведения сельского хозяйства и работы. Началось создание låncho (ранчо). Затем приказы привели к инструкциям для деревенских чиновников, в одном из которых говорилось: «Никакому туземцу не разрешать жениться, кем бы он ни был, если только он не получит дом, в котором он может жить со своей женой». Поскольку мужчина по закону был обязан выращивать продукты для пропитания своей семьи, он отсутствовал дома по несколько дней, а женщинам приходилось вести хозяйство в его отсутствие.
Когда Соединенные Штаты взяли под свой контроль Гуам в 20-м веке, общество чаморро еще больше превратилось в денежную экономику. Жители Гуама снова столкнулись с администрацией, которая узаконила патриархальные ценности. Колониальная динамика позволила отцу быть юридически признанным ответственным за дом, но (как и в случае с испанцами) в стенах домашнего хозяйства, вне поля зрения властей, по-прежнему правили женщины.
Американский антрополог Лаура Томпсон получила контракт от ВМС США на довоенном Гуаме для сбора эмпирических данных о культуре чаморро. Томпсон провела свое исследование в 1930-х годов и задокументировано, что:
Отец обычно является главой семьи. Он несет ответственность и направляет его хозяйственную деятельность. Мать, однако, занимает доминирующее положение в доме. Именно она обычно распоряжается кошельком; она воспитывает детей и осуществляет строгий контроль над ними даже во взрослой жизни. Она отвечает за здоровье семьи и направляет ее религиозные обряды (которые в значительной степени также являются ее общественной деятельностью).
Таня М. Чампако Мендиола
Для дальнейшего чтения
Каннингем, Лоуренс Дж. Древнее общество чаморро . Гонолулу: Bess Press, 1992.
Фрейсине, Луи Клод Десолс де. Отчет о пребывании корвета L’Uraine на Марианских островах, 1819 . Перевод Глинна Барратта. Сайпан: Отдел исторического наследия Содружества Северных Марианских островов, 2003 г.
Герман, RDK. «Гуам: Инараджан — Место рождения: Деревня». Pacific Worlds , 2003.
Саудер-Джаффери, Лаура Мари Торрес. Дочери острова: современные женщины-организаторы Гуама . Серия монографий MARC 1. Мангилао: Центр исследования территорий Микронезии, Гуамский университет, 1987.
Томпсон, Лаура М. Гуам и его жители. С деревенским журналом Хесуса К. Барсинаса . 3-е изд. Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1947.
.Цель мужчины – что значит быть мужчиной?
Мы живем в обществе растущего давления со всех сторон.
Независимо от того, кто вы есть, каждый человек сталкивается с мирской задачей проявить себя с помощью работы, которую вы делаете, одежды, которую вы носите, дохода, который вы обеспечиваете своей семье, и многого другого. По мере того, как давление нарастает, люди стремятся к большему количеству вещей, которые определят их в мире, вместо того, чтобы следовать своей идентичности во Христе и руководить своими семьями.Заголовки новостей постоянно обсуждают гендерное равенство или нейтральность. Поверив этому аргументу, люди вырываются из шаблона, созданного Богом для структуры семьи. По мере того, как давление нарастает, мужчины стремятся к большему количеству вещей, которые определят их в мире, вместо того, чтобы следовать своей идентичности во Христе и руководить своими семьями.
Связанная статья: Кто ты говоришь, что я
Бог создал мужчин, чтобы они руководили, и их поощряют вести за собой хорошо.
Читая дальше, попросите Святого Духа показать вам области вашей жизни, которые вы можете улучшить, чтобы стать мужем и отцом, в которых вы нуждаетесь в своей семье.
1. Отношения с Богом
Бог создал вас для определенной цели. Несмотря на все, что создал Бог, он понял, что чего-то не хватает. Снова и снова в Бытие 1 Библия говорит нам: «И увидел Бог, что это хорошо». Только после того, как Бог сотворил человека, Библия говорит в стихе 31: «И увидел Бог все, что Он создал, и было хорошо весьма. »
Когда Бог создал Адама, Он не оставил его. Вместо этого он разговаривал с ним, благословляя его, поручая ему работу и ободряя его наслаждаться землей и всем, что дал ему Бог. В Бытии 3:8 Адам и Ева слышат, как Бог совершает послеобеденную прогулку по саду. И мы знаем, что Бог ищет их, потому что Он взывает к ним: «Где вы?»
Согласно легенде, Адам и Ева из-за греха были изгнаны из Эдемского сада. Они были вынуждены жить в падшем мире, в том же мире, в котором мы с вами живем сегодня. Но это не значит, что Бог перестал их любить. Фактически, Господь сначала сказал им, что есть от дерева будет означать смерть, но он пощадил их жизни. Бог по-прежнему желает говорить с ними и их детьми, и Он желает постоянно слышать от вас.
Если вы хотите полностью раскрыть свой потенциал, вы должны ежедневно выделять время для общения с Богом.
Ваши отношения не могут быть отложены в сторону и только тогда, когда это удобно для вас. Когда вы делаете это, вы наносите себе вред, поскольку вы закрываете свои уши от возможности полностью настроиться на все, что Бог хочет, чтобы вы знали.
2. Финансовый поставщик
Прежде чем Бог благословил Адама женой, он был благословлен работой. Бытие 2:15 утверждает,
«Господь Бог взял человека и поместил его в Эдемский сад, чтобы он работал и заботился о нем».
Во многих современных семьях роли меняются. Жены берут на себя роль главы семьи. Хотя нет ничего плохого в том, что жена имеет работу, она не должна находиться под постоянным давлением, чтобы обеспечивать только потребности своей семьи. Наоборот, успешный брак — это брак, в котором и муж, и жена чувствуют, что они в равной степени ответственны за обеспечение. Помните, Ева была создана, потому что не нашлось подходящего помощника для Адама (Бытие 2:20).
Успешный брак — это брак, в котором и муж, и жена чувствуют, что они в равной степени ответственны за обеспечение.Никто не должен чувствовать себя использованным. Они также не должны чувствовать, что то, что они делают, остается незамеченным. В жизни будут неожиданные моменты, когда мужу или жене, возможно, придется нести финансовый факел больше, чем другому. Это не означает, что один партнер должен прикрывать отсутствие другого.
В статистической статье, составленной Вашингтонской коалицией мужских служений (WACMM),
62% опрошенных сказали, что наилучший брак тот, в котором и муж, и жена работают и оба в равной степени заботятся о детях и домашнем хозяйстве.
Зависимость лишает вашу семью
Как человек, стремящийся обеспечить нужды своей семьи, это не только получение домой зарплаты. Это также гарантирует, что вы принимаете финансовые решения на благо своей семьи, а не причиняете им вред. Трата денег на утоление любой зависимости; азартные игры, алкоголь, наркотики или секс лишают вашу семью финансовых средств.
Связанная статья: Как просмотр порно ранит вашу жену и вашу семью
Те, кто пристрастился к порнографии, возможно, не тратили деньги, чтобы утолить свою зависимость, но всегда есть финансовые затраты. По мере развития зависимости они рискуют потерять работу, особенно если ищут порнографию в рабочее время.
3. Духовный лидер
Мужчины призваны быть духовными лидерами в своих семьях. Вспомните дни сериала «Маленький домик в прерии». Каждый вечер после ужина папа сидел в своем кресле и читал Библию своей семье. Дети собрались у его ног. Обычно Ма можно было найти в кресле-качалке с тихой улыбкой на лице. Она грелась в присутствии своей семьи, занимаясь починкой чьей-то одежды.
Американская культура может затруднить повторение того же сценария в вашем доме, особенно если один из родителей работает на должности, требующей присутствия в вечернее и ночное время. Но мужчины по-прежнему обязаны вести свой дом духовно, поскольку Библия осталась неизменной, несмотря на то, что общество менялось.
Дети больше руководствуются тем, что видят, а не тем, что слышат. И дети надеются, что их папы, дедушки или другие похожие на отцов фигуры поведут их за собой. Их приоритеты, когда они станут взрослыми, будут отражать приоритеты, которые они видели в своей семейной структуре.
Связанная статья: 4 способа, которыми порно вредит нашим детям
Не обманывайтесь!
У детей есть врожденная способность распознавать, когда кто-то говорит правду или притворяется. Ваши дети узнают, пропускаете ли вы церковь, посещаете ли вы ее по долгу службы или страстно ищете Христа.
Если вы позволяете чему-то из своего прошлого молча контролировать вас и загонять в темные глубины порнографии, вы упускаете возможность духовно руководить своей семьей.
Связанная статья: Моему папе, который смотрит порно, от твоей дочери
Как мужчина, когда вы сделаете выбор полностью посвятить свою жизнь Христу, ваша семья получит значительную пользу. WACMM сообщает, что:
Когда мать приходит ко Христу, ее семья будет присоединяться к ней в церкви примерно в 17% случаев. Для сравнения, когда отец отдает свою жизнь Иисусу, его семья присоединится к нему в 93% случаев.
4. Оставить наследие, о котором стоит помнить
Как мужчина, когда вы сделаете выбор полностью посвятить свою жизнь Христу, ваша семья получит значительную пользу.Стремление всегда быть под контролем — это то, с чем сталкивается большинство мужчин. У них проблемы с дружбой, и многие сообщают, что у них нет близкого, надежного друга-мужчины, который знает о них все.
Мужчины обычно верят, что проявление эмоций свидетельствует о слабости. Они считают, что единственный способ — запереть в себе свои страхи, сомнения, травмы, разочарования и неудачи. Большинству мужчин будет трудно прикоснуться к своим чувствам, оценить свои раны или поговорить о травмирующих событиях. Но нехорошо держать все это в себе!
Недавно я услышал, как один пастор сказал:
«Если ты не будешь позволять своим глазам время от времени течь, твоя голова взорвется».
И вы можете быть уверены, что когда это произойдет, ваша семья не останется невредимой.
Сколько областей своей жизни вы определили, над которыми нужно поработать? Где тебя не хватает? Где ты успеваешь? Найдите время, чтобы написать ответы на эти вопросы.
У вас все еще есть надежда вернуться к тому человеку, которым вас создал Бог!
Связанная статья: Как медитация на Бога меняет вашу личность
Вы были созданы специально для цели. Вы были назначены, помазаны и призваны! Но вы должны отпустить багаж, который вы держите, чтобы в полной мере овладеть своим потенциалом, данным Христом. Если вы боролись с порнографией, сейчас самое время обратиться к свободе.
С чего начать
Когда мы понимаем, что нам нужно что-то улучшить, первый шаг всегда самый трудный.Когда мы осознаем, что нам нужно что-то улучшить, первый шаг всегда самый трудный. Если вы боретесь с сексуальной зависимостью, это мешает вам быть мужем и отцом, которых заслуживает ваша семья. Вам не обязательно оставаться в этом месте. Совершите прыжок веры и присоединитесь к группе Conquer Series.
Серия Conquer призвана помочь мужчинам обрести надежду, исцеление и свободу от оков сексуального греха. Благодаря этому кинематографическому курсу вы объедините усилия с другими мужчинами, идущими по пути к победе во Христе.
Вы полностью поймете, почему годы ваших усердных усилий и молитв не сработали. Вы войдете в братство, которое проведет вас через задания, исцеляющие ваше прошлое. Вы испытаете надежду, о которой никогда не думали, что это возможно для вас.
Связанная статья: Стараться больше не работает
Ничего не скрывать
Присоединяйтесь к серии Conquer.Если вы смотрите сериал «Завоевание», выполняете задания в учебных пособиях и ежедневно пользуетесь журналом серии «Завоевание», результат превзойдет ваши самые смелые ожидания. Самая большая польза от всех будет заключаться в том, что вы будете знать, что вы любите и хорошо ведете свою жену и детей.