Позитивная и негативная мотивация — Психологос
Мотивация бывает позитивная и негативная, она же мотивация «к» и мотивация «от».
Позитивная мотивация, стремление, основывается на положительных стимулах или позитиве, содержащемся в самом деле. На отрицательных — негативная мотивация, избегание.
«Если я разберу на столе, я получу конфету» — положительная, позитивная мотивация. «Если я разберу на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» — отрицательная, негативная мотивация. Вариант «если я не буду баловаться, то получу конфету» — промежуточный, тут есть положительный стимул, но негативно поставлена цель.
Какую мотивацию когда лучше использовать
Метод наказания (проще — наказание) применяется широко, но наказания малоэффективны в отношении свободных существ (дельфинам, взрослым детям, мужу и жене): все свободные быстро уходят из области, где их наказывают. Впрочем, если возникают привязанности, существо ранее свободное терпит и наказания. При этом отрицательные подкрепления для свободных существ вполне подходят и эффективны.
Позитивная и негативная мотивация обычно используется одновременно. Позитивная мотивация привлекательна, но ненадежна: ничто не гарантирует, что человек в какой-то момент не отвлечется, не остановится или не пойдет в сторону. Негативная мотивация «более плотная», границу «сюда не ходи» ставит жестче, но такая мотивация чаще вызывает протест, поскольку она неприятна, менее экологична и более энергоемка.
С горячей сковородой аккуратны все, обжечься не хочется никому, но все время делать дела на страхе — желающих нет.
Негативная мотивация обычно легче в исполнении. Уговаривать — долго, а прикрикнул — услышат сразу. К сожалению, негативная мотивация говорит только «что не надо», а как надо — не говорит. И вас могут понять неправильно. Кроме того, негативная мотивация с течением времени требует усиления. К ней, как и к позитивной мотивации, привыкают, и за окриками идут шлепки, за шлепками — подзатыльники и так далее до тупика, когда ничего уже не помогает, когда «как об стенку горох».
Позитивная мотивация ситуативно не так энергитизирует, но ее использование более перспективно: она сохраняется на более долгий срок.
Основные виды позитивной и негативной мотивации
Как позитивная, так и негативная мотивация может быть внутренней и внешней, мотивацией извне и мотивацией изнутри, подробнее см. Виды мотивации. Если разбирать основные виды искусственно создаваемой позитивной и негативной мотивации, то это метод подкрепления (положительного и отрицательного) и метод наград и наказаний.
Обычно под желаниями понимают положительное влечение. Желаю чего-то — влекусь к чему-то. Таким образом, желания создают позитивную мотивацию, В этом смысле говорят, что «вызвать желание» радикально отличается от «заставить» и противоположно ему.
Страх, когда он только блокирует желание, желанием не является. Но в другой ситуации страх может вызывать желание избежать чего-либо, влечение от…, и тогда страх порождает негативную мотивацию. В такой ситуации «заставить» значит то же, что вызвать желание: вызвать желание избежать неприятности…
Группа местных авторитетов сформулировала предложения, от которых было невозможно отказаться…
Самомотивация
Самомотивация тоже может быть позитивной и негативной. Лучше, когда основная мотивация — позитивная. Но это не значит, что негативную мотивацию нельзя использовать. Можно, но главное, чтобы основной фон был все же позитивным.
Физиологически, у тех, кто работает на позитивной мотивации активнее вырабатваются гормоны «счастья».
Распространенность мотивации позитивной и негативной
Мнение Анны Андриановой
Боюсь, что в 89% населения живут в состоянии внутреннего кризиса: по старому больше невозможно, а как по новому неизвестно. Вот так люди и начинают читать развивающие книги, или ходить на группы и тренинги. Мотив испытать радость, увы, намного слабее мотива избежать боли. Как правило, люди идут не к чему-то, а от чего-то. Ходят на работу не потому что хотят на нее пойти, а потому что боятся того что случится, если они перестанут на нее ходить. Ходят на развивающие кружки и читают книги скорее от скуки, чем испытывая стремление к развитию. Только проблема, которую нужно решать, побуждает людей узнать ее причину и вырасти над ней, то есть развить себя до такой степени, чтобы эта проблема перестала быть проблемой.
Про то, как люди попадают в личностное и духовное развитие, вообще рассуждать не приходится, тут все понятно: духовность мужчины появляется вследствие понижения потенции и финансовых поступлений, а женщина занимается личностным и духовным развитием от тотальной неудовлетворенности жизнью и собой. Многие устали жить, и развитие для них — просто замена телевизора.Отрицательная Мотивация Персонала | Виды и Примеры
Что такое отрицательная мотивация
Начнем с терминологии. Отрицательная мотивация персонала — это побуждение сотрудников к активизации рабочей деятельности, которое основано на неотвратимости негативных последствий в случае некачественного выполнения своих обязанностей.
При отрицательной мотивации главным движущим фактором для специалиста является понимание, что бездействие или невыполнение поставленных руководством задач обернется неприятностями.
В ситуации с положительной мотивацией всё наоборот: работники стараются показать хороший результат в надежде на вознаграждение (повышение, прибавку к окладу, предоставление дополнительных отгулов).
Виды отрицательной мотивации сотрудников:
Внешняя — когда человек боится лишиться или недополучить каких-то ощутимых, материальных благ. Например, специалист понимает, что если будет плохо работать, то не получит премию, не купит новую машину, проведет отпуск дома, а не на морском побережье. Главным двигателем внешней отрицательной мотивации сотрудников является желание сделать свою жизнь как можно комфортнее.
Внутренняя — когда работник не хочет выглядеть «в плохом свете», показаться неудачником, боится общественного осуждения или насмешек. В таком случае главный толчок к активным действиям — желание «сохранить лицо». Отрицательная внутренняя мотивация чаще стимулирует людей с большими амбициями.
Внутренняя | Сотрудник приходит в офис вовремя, так как боится получить прилюдный выговор от руководителя. |
Начальник отдела чувствует, что его хотят понизить в должности, поэтому пересматривает стиль управления, следит за эффективностью каждого подчиненного, закрывает все проблемные вопросы. | |
Внешняя | Стажер перевыполнил план продаж на 70%, так как боится, что его могут не принять на постоянную работу. |
Бухгалтер три раза перепроверил отчет, так как не хочет получить штраф от налоговой инспекции. |
Когда можно использовать отрицательную мотивацию
Боязнь наказания и чувство вины — мощные стимулы для любого человека, в том числе и на рабочем месте. Никто не хочет отставать от коллег, получать замечания и носить звание аутсайдера. Но прибегать к отрицательной мотивации для профилактики, просто чтобы держать подчиненных «в тонусе», не рекомендуется.
Хотите оценить мотивацию сотрудников?
Используйте проверенные методики
Начать тестирование
Нахождение персонала в условиях постоянного нервного напряжения, как правило, приводит к депрессиям, тревожным расстройствам, эмоциональному выгоранию. В результате обстановка в коллективе постепенно накаляется, между работниками учащаются конфликты, «забитые» специалисты, наоборот, совершают еще больше ошибок. Поэтому прибегать к помощи отрицательных стимулов нужно точечно, при наличии действительно серьезных поводов.
Цель отрицательной мотивации — не навредить человеку, а добиться от него желаемого результата. Поэтому прежде, чем использовать наказания на практике, сотрудникам нужно спокойно объяснить, какие конкретно меры к ним могут быть применены и, главное, за что.
Методы отрицательной мотивации
Самый распространенный и действенный метод негативной мотивации персонала — удержания с зарплаты. Нормами трудового законодательства денежные штрафы не предусмотрены. Единственный способ наказать сотрудника «рублем» — лишить его поощрения.
Многие компании практикуют депремирование. Сначала делят зарплаты работников на фиксированный оклад и надбавку, после чего — указывают в положении об оплате труда, что вознаграждение выплачивается в 100%-ном размере только при достижении определенных результатов. Для прозрачности системы наложения штрафов рекомендуется прописывать, сколько процентов от премии снимается за каждый проступок.
Дополнительные методы отрицательной мотивации:
- Дисциплинарные взыскания. В соответствии со статьей 191 ТК РФ это могут быть замечание, выговор или увольнение.
- Понижение в должности. Перевод сотрудника на более низкую позицию возможен только по взаимному согласию сторон. Но есть законная лазейка — понизить работника без учета его мнения получится по итогам проведения аттестации.
- Порицание. Несмотря на то что этот метод не «бьет по карману» сотрудника, он достаточно эффективен за счет высокой моральной нагрузки. Открытое неодобрение действий работника снижает самооценку и вызывает чувство вины. Для некоторых людей такие неприятные эмоции хуже материального наказания.
Стоит отметить, что, отзываясь о действиях или бездействии сотрудников, нельзя «переходить черту». Угрозы, крики, шантаж, оскорбления — приемы, которые не стоит использовать ни при каких обстоятельствах. Кроме того, даже давая невысокую оценку работнику, желательно немного «разбавлять» ее положительными моментами.
Если такой мягкий вариант порицания не сработает с первого раза, в дальнейшем допустимо слегка усилить негативную риторику, но не «перегибая палку».
Связанная статья
Оценка мотивации кандидата: виды и инструменты диагностики
Чтобы компания была успешной, ее сотрудники должны быть замотивированы по максимуму. А вот что движет людьми работать в вашей компании, лучше выяснить еще до подписания трудового договора.
Правила применения негативной мотивации
При бездумном использовании отрицательной мотивации персонала положительного результата не добиться. Чтобы выбранные меры подействовали, необходимо придерживаться определенной тактики.
Правила применения негативной мотивации:
- Наказание не должно быть «сюрпризом». В идеале сообщать о действующих в компании санкциях нужно еще на этапе подписания трудового договора.
- Нельзя «делать скидки». Если взыскания за нарушения были анонсированы, не стоит оставлять их на уровне угроз. Иначе со временем работники поймут, что наказания в компании действуют только на словах.
- Санкции нужно применять сразу после проступка. Так в подсознании работников лучше закрепится причинно-следственная связь: нарушил правила — получил наказание.
- Взыскание должно быть соразмерно с нарушением. Если лишить работника премии за однократное опоздание на 5 минут, вряд ли он останется лояльным к руководству, а может, и вовсе уволится, почувствовав несправедливость.
- Нельзя превращать наказание в «публичную порку». Это противоречит правилам делового этикета и в целом сильно «бьет» по чувству собственного достоинства. Особенно если это руководитель, которого в присутствии подчиненных отчитал вышестоящий начальник.
Количество «промахов» снизится только в том случае, если персонал будет четко прослеживать мотивы работодателя. Поэтому прежде, чем применять к сотруднику соответствующие санкции, необходимо убедиться, действительно ли он осознает, что сделал не так, и почему к нему применяется именно такое наказание.
В некоторых случаях лучше отказаться от использования отрицательной мотивации. Например, когда речь идет о работниках, обладающих сложными техническими навыками. На достойную замену узкого специалиста может уйти 5-6 месяцев. Поэтому незначительные проступки, такие, как опоздания или частые перекуры, «ценным кадрам» можно простить или простимулировать их другими способами.
Подведем итоги
Отрицательная мотивация сотрудников — мощный инструмент для повышения результативности персонала. Чтобы добиться максимального эффекта, этот способ воздействия на работников следует использовать разумно, не допуская запугиваний и сочетая с положительными стимулами.
При выборе подходящего метода негативной мотивации следует ориентироваться на серьезность проступков, личностные характеристики и профессиональный уровень сотрудников.
Негативная мотивация
Перейти к основному содержанию
Google Image Бхаскар БхаттБхаскар Бхатт
Менеджер процессов — Служба управления персоналом (глобальная поддержка в течение рабочего дня) в Marsh McLennan
Опубликовано 27 мая 2020 г.
+ Подписаться
Следя за реакцией Индии на Covid-19, я заметил, что одна вещь, которая очень заметно обсуждалась, — это сосредоточенность наших лидеров на негативах. Они очень четко понимали, что мы можем потерять, если вовремя не принять меры предосторожности. Они подробно описали наихудший сценарий. Они также очень четко представляли, как будет выглядеть будущее, если будут приняты меры предосторожности. Это очень хорошо используемый подход руководства. Это называется Отрицательная мотивация .
Google определяет негативную мотивацию как поведение, мотивированное ожиданием или страхом перед нежелательным результатом невыполнения. Страх является мощным мотиватором, особенно когда этот страх связан с вашим выживанием или, в случае сотрудников, с их доходом и ростом. Не следует путать его с политикой кнута и пряника. Кнут и пряник больше связаны с материальными предметами (наградой и штрафом). Отрицательная мотивация больше связана с психологией.
Руководя людьми, важно, чтобы лидеры использовали позитивные, воодушевляющие, ободряющие слова/сценарии и показывали яркую картину. Тогда зачем лидерам часто говорить о неудачах.
Причина в том, что когда требуется мотивация, результаты приносят не только положительные моменты. В мрачных ситуациях необходимо предвидеть неудачу и подробно говорить о ней.
Вопрос в том, почему руководитель должен подробно рассказывать об ожидаемой неудаче?
Лидер должен объяснить «Почему». Он/она должен объяснить, «почему» его последователи должны делать то, о чем он/она их просит. Но наряду с этим Он/она должен также объяснить, что может пойти не так, если его/ее последователи не будут делать то, что Он/она от них просит. Вот почему объяснение наихудшего сценария становится важным.
Делая это, лидер старается вести беседу, стимулирующую мысли. Разговор, стимулирующий мысль, заставляет человека глубоко задуматься о сложившейся ситуации. Это заставляет человека действовать решительно.
Если лидер может дать логическое объяснение любому наихудшему сценарию, о котором он говорит, это заставит его / ее последователя глубоко задуматься об ожидаемом провале / катастрофе. Как только они поймут, что могут потерять, они приложат усилия, чтобы улучшить ситуацию, делая то, что от них хочет лидер. Никто не любит неудачи/проигрыши. Это укрепляет приверженность в группе.Этот подход особенно эффективен, когда возглавляемая группа плохо осведомлена о ситуации, которой пытается управлять лидер. Другими словами, знания и опыт группы по данному вопросу ограничены. Это ограниченное знание и опыт проблемы может заставить группу относиться к ней легкомысленно, если как светлые, так и темные стороны не будут должным образом объяснены. Это нанесет ущерб делу группы. Для того, чтобы группа делала то, что от нее требуется для улучшения ситуации, используется негативная мотивация.
Я часто говорю своим людям, что они должны знать, как будет выглядеть негатив, если они хотят понять позитив.
Лидеры при использовании негативной мотивации должны иметь подход, направленный на то, чтобы помочь последователям понять разницу между тем, что хорошо для них, и тем, что не очень хорошо. Это не должно звучать пугающе! Если это звучит пугающе, это снизит результат и может демотивировать, а не мотивировать.
Я завершу эту статью, подчеркнув очень важный момент: руководитель не должен злоупотреблять отрицательной мотивацией в корыстных целях. Это поставит под угрозу его авторитет и разрушит его репутацию в долгосрочной перспективе. История изобилует такими примерами.
Спасибо за внимание. Делитесь своим мнением и оставляйте комментарии.
Обратите внимание, что представленные выше мнения являются личными.
С уважением!
Басня
8 июля 2020 г.
Выбирайте слова с умом
23 июня 2020 г.
Мужество: путь ко всем добродетелям
16 июня 2020 г.
Быть человеком
11 июня 2020 г.
Хорошие вещи занимают время!
10 июня 2020 г.
Быть благодарным!
7 июня 2020 г.
Однажды в горах!
5 июня 2020 г.
Присутствие руководства имеет значение!
4 июня 2020 г.
Обслуживание клиентов, хорошо!
2 июня 2020 г.
Час будущего фокуса
29 мая 2020 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Как использовать негативную мотивацию на рабочем месте | Малый бизнес
Автор: Грегори Гэмбоун
Одним из способов поддержания высокого уровня производства в вашей компании является мотивация ваших работников на хорошую работу. Существует бесчисленное множество техник и методов для улучшения поведения и производительности, и ваше отношение к созданию счастливой и позитивной рабочей среды помогает вам выбрать, какие методы работают лучше всего. Методы негативной мотивации фокусируются на последствиях неэффективности и невыполнения поставленных задач, в отличие от позитивной мотивации, где основное внимание уделяется преимуществам превосходной производительности. Отрицательная мотивация — это эффективный метод повышения производительности вашей компании, но последствия использования этих методов должны быть тщательно оценены, прежде чем вносить изменения в политику всей компании.
Понимание негативной мотивации
Традиционно понятие мотивации включало побуждение человека действовать или вести себя определенным образом, потому что он воспринимал эти действия как имеющие желаемый результат. Отрицательная мотивация – это прямо противоположное понятие. Поведение мотивировано ожиданием или страхом того, что неисполнение может привести к нежелательному результату. Страх — мощный мотиватор, особенно когда этот страх связан с вашим выживанием или, в случае сотрудников, с их доходом.
Негативная мотивация сотрудников
Вы можете увеличить производство, продажи и общий успех своей компании, правильно мотивируя своих сотрудников. Если вы решите использовать методы негативной мотивации, вы должны создать среду ответственности, в которой неудачи не терпят, а наказывают. Вместо того, чтобы награждать лучших сотрудников, вы наказываете худших. Ваши работники должны болезненно осознавать, что неприемлемая производительность напрямую ведет к нежелательным финансовым результатам, включая меньшую зарплату или даже увольнение.
Подавать пример
Негативная мотивация ваших сотрудников требует постоянного подкрепления, чтобы напоминать сотрудникам о последствиях плохой работы. Пагубное влияние неудачи на рабочем месте должно быть ясным и свежим, чтобы негативная мотивация могла должным образом влиять на поведение. Это означает, что вы должны держать свое слово и не блефовать. Каждый раз, когда сотрудник не выполняет или не выполняет установленные вами минимальные приемлемые показатели производительности, у вас нет иного выбора, кроме как применить последствия, как вы их описали. Сотрудники должны серьезно относиться к вашим угрозам, чтобы негативная мотивация была успешной. Предоставление даже одному работнику второго шанса или разрешение продолжить работу, если он явно нарушает политику вашей компании, может привести к массовым проблемам, поскольку информация о вашем блефе будет распространяться.
Восприятие и лояльность сотрудников
Одной из самых больших опасностей использования негативной мотивации в вашей компании является отсутствие морального духа. Сотрудники будут ненавидеть ходить на работу, потому что их день наполнен постоянными угрозами наказания. В конце концов, они достигнут предела своей способности справляться с постоянным негативным потоком и либо бунтуют, либо ищут работу в другом месте. Использование отрицательного подкрепления, несомненно, снижает уровень удержания вашей рабочей силы, заставляя вас постоянно искать замену. Лояльность сотрудников не будет существовать в среде, где превосходная производительность не вознаграждается и не признается, а неудовлетворительная производительность вместо этого выделяется как негативное поощрение.
Ссылки
- Драгош Руа; Положительная мотивация против отрицательной мотивации; 13 июля 2009 г.
Ресурсы
- Топливо Моя мотивация: Мотивация сотрудников — Методы и идеи
Автор биографии
Грегори Гэмбоун – старший вице-президент небольшой страховой брокерской компании в Нью-Джерси. Его специализация — страхование и вознаграждения работникам. Он пишет с 1997 года. Гэмбоун выпустил свою первую книгу «Основы финансового планирования» в 2007 году и продолжает работать над своей следующей отраслевой публикацией. Он получил степень бакалавра наук в области психологии в Университете Фэрли Дикинсон.