Типология социальных санкций
позитивные негативные
Ф + | Ф — |
Н + | Н — |
Формальные неформальные
Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, творческого союза): правительственные награды, государственные премии, именные стипендии и т. д.
Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, исходящее от неофициальных организаций: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты и т. д.
Формальные негативные санкции
Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: насмешка, злая шутка, нелестная кличка и т. д.
Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, то есть за девиантность.
2. Отклоняющееся поведение.
Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, отклоняющееся от действующих в обществе социальных норм называется девиантным. Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых групп – в раздорах, скандалах и т. д. В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.
Девиация может иметь как положительный характер, то есть иметь для общества полезные следствия (например, проявление героизма, самопожертвование). Бывают и сугубо индивидуальные не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачества, эксцентричность.
Основные проявления отклоняющегося поведения отрицательной направленности: преступность (совокупность преступных действий индивида в социологии называется – деликвентным (буквально — преступным)
Существует множество точек зрения объясняющих появление и распространение девиантного поведения.
Биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей прирождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.
Психологическое объяснение отклонений: большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное – общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены. Причём их допустимость или необходимость оправдывается ими («всегда лучше показать свою силу», «бери от жизни всё, что можешь!»).
Учёные пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием её неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребёнку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.
Исследования показали, что низкое самоуважение, самоуничижение в подростковом периоде компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.
Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах.
Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе.. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.
Исходя, из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относят отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму – поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т.
Нетестовые задания ФИПИ к ЕГЭ раздел «Социальные отношения» | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс):
Нетестовые задания из открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
01. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице:
Варианты ответа | Число ответивших (в %) | |
2002 | 2005 | |
Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь. | 28 | 31 |
Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом. | 26 | 20 |
Я живу, как и раньше, – для меня в последние годы ничего особенного не изменилось. | 21 | 27 |
Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего. | 7 | 10 |
Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни. | 18 | 12 |
Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
02. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
03. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
04. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (отдельно по ответам разных социальных групп) представлены в таблице. Сделайте три вывода о том, как принадлежность респондентов к разным социальным группам влияет на их представления о приоритетах молодого возраста.
Вариант ответа | Пожить в свое удовольствие (% от числа опрошенных) | Сделать карьеру, получить хорошую работу (% от числа опрошенных) | Создать семью и родить детей (% от числа опрошенных) |
ПОЛ РЕСПОНДЕНТА | |||
мужской | 16 | 46 | 38 |
женский | 15 | 36 | 49 |
ВОЗРАСТ | |||
18-24 года | 17 | 58 | 25 |
25-39 | 16 | 46 | 38 |
40-54 | 12 | 41 | 47 |
55 и старше | 11 | 28 | 61 |
05. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
06. Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете.
07. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)
Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
06. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
07. Назовите три характерные черты семьи демократического (партнерского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
08. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом?». Результаты опроса представлены в диаграмме.
На основе приведенных данных сделайте вывод о том, какой тип семьи наиболее популярен среди опрошенных граждан страны Z. Свой вывод обоснуйте. Укажите любые два признака семьи данного типа.
09. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
10. Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время он женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась.
Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.
11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.
12. Назовите любые три вида социальных конфликтов, и проиллюстрируйте примером каждый из них.
13. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Что в настоящее время больше всего осложняет жизнь вашей семьи?». Полученные результаты, наряду с результатами аналогичного опроса 1995 г. , представлены в таблице. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)
Вариант ответа | % респондентов, выбравших ответ | |
1995 г. | 2007 г. | |
низкие доходы, нехватка денег | 69 | 62 |
плохое здоровье, трудности с лечением | 29 | 29 |
бытовые трудности | 21 | 19 |
усталость, переутомление | 18 | 15 |
опасения потерять работу | 20 | 14 |
плохое жильё | 16 | 13 |
безысходность, отсутствие перспектив в жизни | 25 | 13 |
недостаток свободного времени | 9 | 13 |
невозможность дать детям хорошее образование | 10 | 10 |
пьянство, наркомания кого-либо из членов семьи | 6 | 4 |
плохие отношения в семье | 5 | 2 |
другое | 2 | 3 |
затрудняюсь ответить | 5 | 8 |
Какие показатели за период между опросами изменились более всего? Назовите три таких показателя. Дайте возможное объяснение причин каждого из изменений.
14. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль в обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
15. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности.
16. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
17. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль и его значение для развития общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
19. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
20. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
21. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
22. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
23. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
24. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.
26. Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
27. Назовите любые три негативные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
28. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.
29. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
30. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее роль среднего класса в современном обществе.
31. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
32. В стране Z был проведён социологический опрос. Участвующих попросили определить своё социальное положение. 75% посчитали себя представителями среднего класса; 5% опрошенных отнесли себя к богатым; 10% заявили, что они бедняки (остальные затруднились с ответом). При этом 15% отвечавших в стране Z зарегистрированы в качестве безработных на бирже труда, единственным источником существования 20% семей являются различные государственные пособия. Социологи сделали вывод, что самооценка людьми своего социального положения существенно завышена. Что позволило им сделать такой вывод (сформулируйте возможный аргумент)? Какие причины, на Ваш взгляд, порождают завышенную самооценку социального положения (назовите две причины)?
33. Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности в современном обществе, и одно предложение, раскрывающее сущность любого фактора нисходящей социальной мобильности в современном обществе.
35. В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи (сначала назовите функцию семьи, затем покажите её изменение во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами)).
36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальных норм.
37. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
38. В одной из книг по социологии это социальное явление характеризуется так: «Индивиды и группы могут перемещаться в социальном пространстве. На различных этапах возможны либо подъём, либо опускание индивида (группы в целом)». Назовите социальное явление, о котором идёт речь, и его вид. Назовите другой вид этого социального явления и кратко охарактеризуйте его сущность.
39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность любого критерия социальной стратификации.
40. Дарья рассказала Милане по секрету о проблемах во взаимоотношениях со своей мачехой. Милана рассказала об этом третьему лицу. Друзья перестали общаться с Миланой, обвинив её в непорядочности. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции, назвав две её характеристики. Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).
41. В стране Z, где всем гражданам старше 63 лет гарантирована выплата государственной пенсии, в условиях экономического кризиса была выдвинута законодательная инициатива об отмене государственных пенсий гражданам старше 63 лет, которые продолжают трудиться. Данная законодательная инициатива вызвала общественную дискуссию. Выскажите по два предположения об аргументах сторонников и противников данной законодательной инициативы.
42. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
43. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
44. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.
45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
46. Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности
47. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
48. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
49. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
50. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
51. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
52. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.
53. Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
54. Назовите любые три негативные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
55. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.
56. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
57. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее роль среднего класса в современном обществе.
58. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
59. В стране Z был проведён социологический опрос. Участвующих попросили определить своё социальное положение. 75% посчитали себя представителями среднего класса; 5% опрошенных отнесли себя к богатым; 10% заявили, что они бедняки (остальные затруднились с ответом). При этом 15% отвечавших в стране Z зарегистрированы в качестве безработных на бирже труда, единственным источником существования 20% семей являются различные государственные пособия. Социологи сделали вывод, что самооценка людьми своего социального положения существенно завышена. Что позволило им сделать такой вывод (сформулируйте возможный аргумент)? Какие причины, на Ваш взгляд, порождают завышенную самооценку социального положения (назовите две причины)?
60. Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
61. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности в современном обществе, и одно предложение, раскрывающее сущность любого фактора нисходящей социальной мобильности в современном обществе.
62. В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи (сначала назовите функцию семьи, затем покажите её изменение во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами)).
63. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальных норм.
64. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
65. В одной из книг по социологии это социальное явление характеризуется так: «Индивиды и группы могут перемещаться в социальном пространстве. На различных этапах возможны либо подъём, либо опускание индивида (группы в целом)». Назовите социальное явление, о котором идёт речь, и его вид. Назовите другой вид этого социального явления и кратко охарактеризуйте его сущность.
66. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность любого критерия социальной стратификации.
67. Дарья рассказала Милане по секрету о проблемах во взаимоотношениях со своей мачехой. Милана рассказала об этом третьему лицу. Друзья перестали общаться с Миланой, обвинив её в непорядочности. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции, назвав две её характеристики. Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).
68. В стране Z, где всем гражданам старше 63 лет гарантирована выплата государственной пенсии, в условиях экономического кризиса была выдвинута законодательная инициатива об отмене государственных пенсий гражданам старше 63 лет, которые продолжают трудиться. Данная законодательная инициатива вызвала общественную дискуссию. Выскажите по два предположения об аргументах сторонников и противников данной законодательной инициативы.
69. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
70. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
71. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.
72. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
73. Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности.
74. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
75. Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Сначала назовите характерную черту, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
76. Назовите любые три негативные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Сначала назовите негативную формальную социальную санкцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
77. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о трёх любых каналах восходящей социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого фактора нисходящей социальной мобильности.
78. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любых трёх видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.
Полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 11-х классах и ответы к ним можно найти на сайте http://presentation-history.ru/
Всего по разделам тестовых заданий с ответами:
- Человек и общество — 826 заданий
- Экономика — 562
- Социальные отношения — 417
- Политика — 471
- Право — 431
Ответы есть на ВСЕ тестовые задания ВСЕХ разделов!
Кроме этого на сайте выложены ВСЕ возможные темы эссе (из банка заданий ФИПИ) и все задания с открытыми ответами.
На сайте также выложены все тестовые задания по обществознанию к ОГЭ открытого банка заданий ФИПИ
Всего по разделам тестовых заданий с ответами:
- Человек и общество — 583 задания
- Сфера духовной культуры — 283
- Экономика — 512
- Социальная сфера — 401
- Сфера политики и социального управления — 449
- Право — 565
Негативные социальные санкции и правонарушения несовершеннолетних: эффекты маркировки в модели девиантного поведения title={Негативные социальные санкции и преступность среди несовершеннолетних: эффекты маркировки в модели девиантного поведения}, автор = {Говард Б. Каплан и Р. Дж. Джонсон}, journal={Ежеквартальное издание социальных наук}, год = {1991}, объем = {72}, страницы = {98-122} }
- Х. Б. Каплан, Р. Дж. Джонсон
- Опубликовано в 1991 г.
- Право, социология
- Социальные науки Ежеквартально
Негативные социальные санкции моделируются как следствие предшествующих отклонений и как имеющие прямое и косвенное (через предрасположенность к отклонениям и девиантные ассоциации сверстников) влияние на более поздние отклонение. Модель оценивается с использованием LISREL VI на данных трехволновой группы учащихся младших классов средней школы (N = 2549). Как и ожидалось, интерполяция негативных социальных санкций частично разлагает ранее наблюдаемые эффекты предшествующего девиантного поведения и увеличивает объясненную дисперсию более поздних девиаций
Негативные социальные санкции, самоуничижение и девиантное поведение: основные и интерактивные эффекты в лонгитюдной перспективе
- Х. Б. Каплан, Келли Р. Дампхусс лонгитюдные данные (N = 2545) для изучения интерактивного воздействия негативных социальных санкций и самоуничижения на девиантных…
- 1992
- 2000
- 1997
Негативные социальные санкции, самоотвержение и употребление наркотиков
- H.B. Kaplan, Hiroshi Fukurai
Психология, право
Негативные социальные санкции — это реакции других на реальное или воображаемое поведение актора, которые либо по намерениям других, либо по восприятию актора служат в качестве наказания…
Относительная депривация и девиантная адаптация: опосредующие эффекты негативных самочувствий
- Беверли Л. Стайлз, Сяору Лю, Х. Б. Каплан
Психология
Теоретически обоснованные модели оцениваются, которые определяют влияние относительной депривации на индивидуальном уровне (с использованием различных групп сравнения), опосредованного негативным самочувствием, на различные способы… Hayes
Право, психология
Исследования, основанные на навешивании ярлыков, дифференциальных ассоциациях, социальном обучении и теории социального контроля, предоставляют полезную информацию о различных фазах процесса преступности. Однако ни один из них…
Правонарушения среди несовершеннолетних и самоощущение: изучение предложения теории навешивания ярлыков*
- Эми Кроска, Джеймс Д. Ли, Николь Т. Карр
- 2017
Право
Цель Согласно теории навешивания ярлыков, официальный ярлык девиантности способствует развитию девиантного самосознания. Несмотря на то, что эта гипотеза занимает центральное место в теории, большинство тестов…
Усиление девиантности после контакта с полицией: исследование индивидуальных и социальных факторов среди выборки молодежи
- Stephanie A. Wiley
- 2014
Law
Исследования показывают, что контакт с полицией имеет много негативных последствий. У остановленных или арестованных лиц меньше возможностей для получения образования и трудоустройства, более девиантная идентичность и…
Задержка в развитии: имеет ли значение уровень, на котором несовершеннолетние подвергаются аресту?
- Stephanie A. Wiley
- 2015
Law
ЦельВ этом исследовании изучается влияние ареста на правонарушения в переходный период подросткового возраста: переход из средней школы в старшую. Влияние ареста на правонарушение через девиантное…
Арест и усиление девиантности: влияет ли членство в банде на отношения?
- Стефани А. Уайли, Дена К. Карсон, Финн Эсбенсен
- 2017
Лоу
Хотя исследования показали, что усилия по подавлению банд в значительной степени неэффективны, эта политика стала причиной арестов многих молодых банд. Предыдущие исследования показывают, что арест…
Социальный контроль, преступность и достижение статуса молодежи: подход к развитию:
- С. Ли
- 1999
Закон
В этом исследовании изучается влияние формального и неформального контроля на преступность и достижение статуса молодежи. Теории, касающиеся социального контроля, правонарушений и достижения статуса, в том числе… формальные санкции вносят негативную определяющую информацию к репутации молодежи и что начинающие правонарушители усваивают эти негативные оценки. Отраженные оценки…
формальные санкции | Мир вокруг нас
То, как конкретное общество определяет, что является девиантным, а что нет, и как оно поощряет подчинение таким понятиям, называется социальным контролем. Социальный контроль — это формальные и неформальные средства управления поведением, убеждениями или условиями, которые нарушают социальные нормы группы. При этом у нас есть две категории: санкции и механизмы социального контроля.
Сначала у нас санкции. Санкции — это внешнее давление, в котором проявляются действия или выражения в отношении поведения. Будь то поощрение за положительное поведение, являющееся положительной санкцией, или отрицательное наказание за негативное поведение, являющееся отрицательной санкцией. Существуют две широкие формы санкций. Один формальный, а другой неформальный. Формальные санкции — это средства, с помощью которых общество использует официальные выражения или действия для одобрения или неодобрения. Эта форма санкции предназначена для проявления или формирования коллективных групповых чувств, взглядов и поведения. Такие санкции включают в себя законы или правила, а также действия и выражения, когда кто-то их нарушает или следует им, обычно с участием более крупных учреждений, таких как правительства. Неофициальные санкции аналогичны, но касаются более личных средств. Эти санкции представляют собой неофициальные действия человека или группы лиц или выражение одобрения или неодобрения в ответ на нарушение норм. Примеры включают реакцию или выражения наших друзей, семьи или сообщества, которые формируют наше поведение.
Во-вторых, у нас есть механизмы социального контроля. Механизмы — это агенты и системы, которые применяют санкции. Опять у нас есть категории формального и неформального. Формальные механизмы — это организованные системы реакций или выражений организаций и агентств. Эти механизмы развиваются в исторических и социальных условиях, ослабляя неформальные механизмы. Агенты формальных механизмов пытаются влиять на поведение других, навязывая формальные санкции. Например, само правительство является формальным механизмом формальных санкций, в то время как сотрудники полиции и судьи являются агентами, которые применяют санкции. Таким образом, неформальные санкции одинаковы, но в основном применяются к более мелким группам, таким как семья, друзья и сообщество. Неформальные механизмы концентрируют внимание на неформальных нормах и обеспечивают их соблюдение. Социологи утверждают, что большинство членов общества избегают девиации благодаря неформальным механизмам и санкциям, чем формальным, поэтому связывая ее с борьбой с преступностью.
Хотя эти две категории различны, они не могут действовать независимо друг от друга. Без механизма или агента для создания и применения санкций санкции не существовали бы и не поощряли или не препятствовали определенным действиям. Не было бы никакой системы или организации, поддерживающей структуру в обществе. Без санкций механизмы и агенты не могли бы навязывать или манипулировать поведением или действиями, к которым они стремятся. Если бы не было правил или негативных последствий за списывание в школе, то не было бы и сдерживания такого поведения. Если бы не было школы для создания правил, опять же, поведение не было бы обескураживающим. Если в семье не создаются правила, то поведение не регулируется, а если они создают правила, но не создают наказания, поведение опять же не будет обескуражено. Санкции и механизмы одинаковы в том смысле, что они являются средствами, поощряющими или препятствующими определенному поведению. Они отличаются в том смысле, что санкции — это выражения и действия по отношению к поведению, а механизмы — это системы и агентства, которые применяют такие санкции.