Негативные санкции это: Привести 2 ситуации в которых проявляются те или иные санкции: Негативные формальные Позитивные формальные Позитивные…

Наука: Наука и техника: Lenta.ru

Вопрос об эффективности санкций, а также их влиянии на экономическую и политическую жизнь как стран, подвергшихся этим мерам, так и государств, их наложивших, остается дискуссионным. «Лента.ру» проанализировала статьи, опубликованные за последние 15 лет в ведущем научном журнале по международным отношениям International Studies Quarterly и пришла к выводу, что взгляды ученых на эффективность санкций заметно отличаются от мнения политиков.

Умные санкции

Согласно определению Совета Безопасности ООН, санкции — это система невоенных, в большей степени экономических мер, применяемых против государства-нарушителя соглашений по международной безопасности. Наиболее распространенный вид санкционных мер — запрет на поставку и продажу вооружений, а также связанных с ним товаров. Для гражданского населения наиболее негативные последствия имеют торговое эмбарго (ограничения на экспорт и импорт отдельных видов товаров, например нефти, газа, леса) и воздушное эмбарго (запрет на взлет и посадку любого летательного аппарата, если он принадлежит определенным государствам или организациям). Все чаще применяются такие санкционные меры, как сокращение сотрудничества в банковской и финансовой сфере, а также ограничения на предоставление кредитов и экспортных субсидий.

В последнее время популярность набирают и так называемые умные санкции (smart sanctions), оказывающие точечное воздействие на определенных физических и юридических лиц. При использовании умных санкций формируются списки людей и компаний, ответственных за возникновение ситуации, которая потребовала введение данных мер.

Официальные основания для применения санкций могут быть разными: борьба с терроризмом и незаконными правящими режимами, поддержка законно избранных правителей государств, защита прав человека, содействие разоружению. Санкционная дипломатия все чаще используется в качестве инструмента международной политики (начиная с 1990 года Евросоюзом было введено больше санкционных мер, чем за предыдущие 45 лет), но, несмотря на это, вопрос об эффективности такой политики остается открытым: меры зачастую не достигают поставленных целей. В свете последних событий — закручивания санкционной спирали между Россией, США и Евросоюзом — представляет интерес вопрос целесообразности использования подобных мер.

Сферические санкции в вакууме

Большинство исследователей сходится во мнении, что санкции в большинстве случаев не достигают цели и никоим образом не способствуют разрешению конфликта. Предполагается, что экономические санкции должны серьезно ухудшить положение пострадавшей от них страны и при этом почти не затронуть страну, вводящую эти меры. В реальной жизни ограничения на международную торговлю могут быть действенными только в том случае, если страна существенно зависит от импорта и экспорта запрещенных товаров и не в состоянии производить их аналоги. При этом санкции должны носить действительно глобальный характер, иначе освободившиеся рынки пострадавшей стороны станут весьма привлекательной целью для стран, к санкциям не присоединившихся. Более того, политологи Дэвид Лекциан (David Lektzian) и Глен Биглайзер (Glen Biglaiser), проведя анализ инвестиционного поведения 171 государства в случае введения Соединенными Штатами санкций по отношению к их торговым партнерам с 1969 по 2000 год, выяснили: чаще всего страны активно пользуются новыми возможностями инвестирования в пострадавшую страну, с успехом заменяя США в этой сфере.

Одним из самых неэффективных примеров экономических санкций считаются меры, направленные против нелегитимного правительства Родезии (непризнанного государства в Южной Африке, существовавшего с 1965 по 1979 годы). После принятия ООН решения об ограничениях торговли с Родезией, Швейцария (которая на тот момент не была членом ООН) стала одним из главных торговых партнеров страны, правительство Португалии разрешило маркировать родезийские товары как португальские и продавать их, а Иран поставлял в Родезию нефть. В итоге правительство Родезии все-таки сменилось, но не в результате санкций, а из-за затяжной гражданской войны.

Вооруженные силы Родезии рядом с китайским и советским оружием, захваченному у Зимбабвийского африканского национального союза (ZANU), 12 ноября 1976 года

Фото: AFP

Специалисты по международным отношениям Клифтон Морган (T. Clifton Morgan), Валери Швебах (Valerie L. Schwebach), Елена Маклин (Elena V. McLean) и Тэхи Ван (Taehee Whang) сходятся во мнении: теоретически экономические санкции могут быть эффективными, однако для этого необходимо соблюдение перечисленных выше условий, что практически невозможно в реальной жизни. В современном мире торговые связи между странами слишком развиты для того, чтобы никак не повлиять на вводящую санкции сторону и в то же время существенно ухудшить положение другого государства. Шанс, что подпавшее под санкции государство окажется в полной международной изоляции, практически равен нулю. Всегда найдутся страны, готовые продолжать сотрудничество.

Санкции внутрь

Однако санкции могут быть не только экономическим, но и политическим средством. Причем совсем не обязательно они вводятся против государства-нарушителя международного правопорядка. Санкции могут применяться и для решения внутриполитических проблем. Этой теме посвящена работа корейского специалиста в сфере международных отношений Тэхи Вана. Ученый исследовал, как изменялась поддержка населением президента США после введения санкций по отношению к другим странам с 1948 по 1999 год, и установил: санкции увеличивают популярность лидера среди граждан его страны.

Печенье с портретом кандидата в президенты США Барака Обамы, 17 октября 2012 года

Фото: Jeff Swensen / Getty Images / AFP

Тэхи Ван считает, что Соединенные Штаты, вводя санкции, зачастую используют их не как экономическое средство, а как инструмент внутренней политики — для повышения авторитета действующего правительства и президента США в глазах его сограждан. В этом случае санкции служат доказательством того, что лидер страны — сильный политик, принимающий активное участие в разрешении международных конфликтов, а значит, способный оказывать влияние на другие государства. Соответственно, престиж президента в глазах его избирателей растет. Об «эмоциональной» составляющей санкций писал и норвежский социолог Йохан Галтунг (Johan Galtung): «Если экономические санкции не смогут заставить подчиняться пострадавшую от них страну, они, тем не менее, будут полезны для вводящей их страны. Когда военное вмешательство невозможно, а бездействие только усложнит ситуацию, нужно сделать нечто, чтобы выразить свое мнение, нечто, что послужит ясным сигналом: поведение подвергшейся санкциям стороны недопустимо. Раз уж санкции не выполняют своих прямых функций, они, по крайней мере, способны донести эмоциональный настрой вводящей их стороны». Получается, что экономические санкции вполне способны использоваться как достаточно эффективный инструмент ведения предвыборной кампании.

Власть и санкции

Санкции могут повлиять и на мнение людей о лидере того государства, против которого они вводятся, причем в этом случае результат напрямую зависит от политического режима страны. Именно этой теме посвящены исследования Рида Вуда (Reed M. Wood), Абеля Эскриба-Фольча (Abel Escribà-Folch) и Джозефа Райта (Joseph G. Wright).

Ученые полагают: если экономические санкции вводятся против страны с демократическим режимом, то это, как правило, дестабилизирует политическую ситуацию. Люди видят, что избранный ими лидер государства оказался не в состоянии решить проблему, не доводя ситуацию до критической черты — введения международных мер, которые, безусловно, ухудшат экономическое положение избирателей. В таких условиях чаще всего активизируется оппозиция. Соответственно, санкции, применяемые против демократических стран, могут сыграть роль скорее политического, чем экономического оружия: не исключено, что вызвавший недовольство международного сообщества лидер в скором времени будем смещен со своего поста.

Однако санкции могут применяться и с целью борьбы против правящего режима, который, как правило, демократическим не является. Абель Эскриб-Фольч и Джозеф Райт полагают, что в данном случае исход борьбы будет зависеть от типа недемократического режима: наиболее уязвимым является авторитаризм.

Авторитарный правитель опирается на небольшую группу приближенных к нему людей, удерживая власть силой. В случае введения экономических санкций доходы государства существенно снижаются и главе страны приходится перераспределять денежные потоки. Диктатор, скорее всего, станет защищать правящую элиту, еще больше ухудшая положение основной массы населения. Не исключена и ситуация, при которой глава государства попытается увеличить доходы страны за счет повышения налогов, применяя силу в случае народного возмущения. Как следствие, репрессии могут вызвать беспокойство приближенных к власти людей, уже не уверенных в своей безопасности. Авторы исследования пишут: после введения санкций авторитарный режим может рухнуть либо под мощной волной недовольства населения, либо в результате отказа правящей элиты сотрудничать с главой страны.

В случае, если у власти стоит не один человек, опирающийся на узкий круг единомышленников, а некая широкая массовая организация, например, партия, сценарий развития события будет совсем иным. Преимущество однопартийного режима в том, что, как правило, подавляющая часть населения страны является членами этой партии. Как пишут Абель Эскриб-Фольч и Джозеф Райт, люди чувствуют себя заинтересованными в отстаивании интересов своего государства, в результате этого при введении мер внешнеполитического давления положение правящей партии еще больше укрепится. Следовательно, в такой ситуации попытки правительства увеличить доходы страны с помощью повышения налогов, скорее всего, увенчаются успехом.

Исследователи делают вывод: в качестве средства политического воздействия на правящий режим государства-нарушителя международного правопорядка санкции также будут эффективными далеко не всегда.

Санкции и честные контрабандисты

Американский политолог и специалист по международным отношениям Питер Андреас (Peter Andreas) утверждает, что санкции приводят к криминализации общества страны, подвергшейся экономическим мерам принуждения. В качестве ярчайшего примера он приводит санкции против режима Слободана Милошевича, введенные 30 мая 1992 года и имевшие целью вынудить Милошевича прекратить поддержку боснийских сербов в войне, начавшейся вследствие распада Югославии. Санкции затрагивали торговлю, воздушное сообщение, финансовую сферу, научное, техническое и культурное сотрудничество.

Слободан Милошевич в зале суда, Гаага, 11 декабря 2001 года

Фото: Paul Vreeker / AP

В результате этих мер экономика Сербии существенно пострадала, ВВП страны сократился на 26 процентов в 1992 году и на 37 процентов в 1993-м. При этом наблюдался небывалый расцвет теневой экономики: нелегальный ввоз нефти, бензина, оружия, спекуляция сигаретами и валютой. Один из представителей теневой экономики, находившийся под протекцией Михаля Кертеса (директора таможенной службы), сказал журналистам: «Санкции были раем. Обычно ты ввозишь товар, платишь пошлины и налоги. А во время действия санкций — если ты знаком с нужными людьми — не нужно платить ни пошлин, ни налогов, цену тоже можно поднять. Санкции — это то, что укрепило власть Милошевича». Президент, предоставляя возможность криминальным авторитетам вести нелегальный бизнес и оказывая им поддержку, в свою очередь, получил их защиту. Представители теневой экономики, обладавшие немалыми деньгами, стали той опорой, которая и обеспечила нахождение Слободана Милошевича у власти.

Питер Андреас полагает, что в данной ситуации расцвет теневой экономики не вызывает недовольства населения. Люди рассматривают контрабанду как подвиг, а контрабандистов — как героев, которые защищают их страну и помогают получить необходимые товары. Стоит отметить, что и после отмены санкций проблема не исчезла: правительство и организованная преступность были связаны настолько тесно, что разорвать этот симбиоз было невозможным.

Неэффективное решение

В целом, все исследователи сходятся в одном: санкции не являются эффективным средством разрешения международных конфликтов ни в экономическом, ни в политическом плане. Их использование можно объяснить желанием лидера вводящей санкции страны повысить свой авторитет в глазах населения, утвердить положение государства на международной арене, ухудшить политическую ситуацию и дестабилизировать общество подвергающейся санкциям страны. При этом основная цель санкций — вынудить государство-нарушителя международных норм изменить линию поведения — скорее всего, останется не достигнутой.

Песков предупредил о несвободе Европы от негативного эффекта ее санкций — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 23 февраля
EUR ЦБ: 79,57 (-0,19) Инвестиции, 22 фев, 15:56 Курс доллара на 23 февраля
USD ЦБ: 74,71 (-0,15) Инвестиции, 22 фев, 15:56

Банки предложили в разы снизить размер бесплатных переводов самому себе Финансы, 10:00

«РИА Новости» узнали об ожидании Турцией и ООН гарантий по аммиаку Политика, 09:53

Результаты ошеломительные: технологические прорывы и тренды 2022 года РБК и Omoda, 09:51

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Как создать удобную гардеробную в квартире Недвижимость, 09:48

Путин поблагодарил силы спецопераций за патриотизм и самоотверженность Политика, 09:47

Карма антикризисного менеджера: за что его ненавидят и как с этим жить Pro, 09:41

Сложность майнинга биткоина обновила исторический максимум Крипто, 09:36

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства

За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов

Прокачать навык

По всей Украине объявили воздушную тревогу Политика, 09:30

Как нейросеть помогает искать преступников РБК и more. tv, 09:28

В НХЛ состоялся громкий обмен с участием трех россиян Спорт, 09:26

Белгородский губернатор рассказал о своем состоянии после госпитализации Политика, 09:23

На границе Киргизии и Китая произошло землетрясение Общество, 09:17

Рогов допустил «решающую битву» с ВСУ в Запорожской области Политика, 09:11

Как меняется IT-ландшафт российского бизнеса РБК и Tegrus, 09:05

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Россия переориентирует свои поставки на альтернативные направления, что позволит минимизировать последствия нефтяного эмбарго. Но введенный запрет скажется на всем европейском континенте, считает Песков

Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images

Европа «несвободна» от негативного эффекта своих санкций против России, ей предстоит «это все пережить», заявил журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

«Эти санкции, конечно же, негативно скажутся для всего континента — и для европейцев, и для нас, и для всего мирового энергетического рынка», — сказал представитель Кремля (цитата по «Интерфаксу»).

adv.rbc.ru

По словам Пескова, Россия ведет работу над переориентированием поставок высвобождающихся объемов нефти на альтернативные направления. «Это целенаправленные, системные действия, которые позволят минимизировать эти негативные последствия», — добавил он.

adv.rbc.ru

30 мая ЕС спустя полтора месяца обсуждений согласовал частичный запрет на российскую нефть. Из эмбарго исключаются поставки по трубопроводам. В частности, по южной части нефтепровода «Дружба» сырье продолжит поступать в Европу, но эти объемы составят только 10% от всей закупаемой ЕС нефти.

Против запрета выступала Венгрия, которая утверждала, что полное эмбарго нанесет ущерб ее энергобезопасности. Премьер страны Виктор Орбан указывал, что на перестройку энергетического сектора страны «уйдут годы» в случае запрета на поставки по трубопроводам. После согласования странами ЕС нефтяного эмбарго Орбан заявил, что Венгрия от него «освобождена».

Позднее The Wall Street Journal написала, что в рамках санкций также будет запрещено страхование перевозящих сырье танкеров. Это должно отрезать Россию от азиатского рынка, поскольку большая часть страховщиков в мире — европейские компании, поясняла газета. Financial Times сообщила, что этот запрет ЕС скоординировал с Великобританией, в результате России придется обращаться к страховщикам «на более мелких и менее развитых рынках».

Магазин исследований Аналитика по теме «Нефть»

[решено] Опишите, как санкции связаны с гендерной социализацией.

Что такое…

se

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fu
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molesti
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, con

se

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dic
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Donec al
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, u
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ant
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ul

se

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ult
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a moles
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risu
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lac
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Делайте
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesqu

se

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laor
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante,
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac mag

Последствия санкций • БЕСПЛАТНАЯ СЕТЬ

Опубликовано 10 мая 2022 г. | Аналитическая записка

Санкции, введенные против России после ее вторжения в Украину, считаются самыми сильными и далеко идущими, наложенными на крупную державу после Второй мировой войны, более многочисленными и всеобъемлющими, чем все другие меры, действующие в настоящее время против всех других стран, на которые распространяются санкции. Часто задают вопрос, на который трудно ответить, эффективны ли санкции. В данном случае эффектом, наиболее связанным с успехом, было бы быстрое окончание боевых действий, возможно, сопровождающееся сменой режима в России. Но даже когда кажется, что эти призы недосягаемы, санкции, безусловно, имеют последствия, которые слишком часто замалчиваются в дебатах, но, тем не менее, имеют большое значение.

Почему санкции считаются неэффективными?

Санкции — это ограничения, налагаемые на страну одной или несколькими другими странами с намерением добиться желаемого результата или, наоборот, осудить и наказать некоторые уже предпринятые нежелательные действия. Таким образом, при оценке санкций основное внимание, естественно, уделяется тому, удастся ли им воспрепятствовать этому конкретному курсу действий или устранить ответственных за него лиц, принимающих решения. И в связи с этим санкции подавляющим большинством считаются безуспешными. Однако несколько осложнений омрачают этот вывод.

Во-первых, санкции, которые реализованы уже на стадии угрозы, провалились. Если угроза четко определенного и заслуживающего доверия возмездия не удерживала принимающую сторону от следования санкционированному курсу действий, то это потому, что они считали, что могут позволить себе игнорировать ее. Таким образом, если это наказание не выходит за рамки того, что ожидалось, по масштабу или времени, его исполнение также не будет выполнено. Это означает, что любая попытка оценить санкции ретроспективно страдает от проблемы негативного отбора, когда наблюдаются почти исключительно случаи неудачи, подразумеваемые именно в этом смысле.

Во-вторых, санкции являются довольно грубым инструментом, который часто не может быть направлен с той точностью, которую хотелось бы. Несмотря на то, что санкции со временем стали «умнее», в том смысле, что предпринимаются более решительные меры против режима или элит, которые могут иметь влияние, чтобы фактически повлиять на режим (вспомните олигархов в России), они часто не достигают или влиять значимым образом на тех людей, которые являются реальной целью, по разным причинам. Вместо этого они могут причинить значительный «сопутствующий ущерб» группам населения, которые часто весьма далеки от какой-либо реальной власти принятия решений, в том числе в странах-отправителях, и даже третьим сторонам, не имеющим отношения к ситуации. Ущерб, нанесенный этим сторонам, может быть частью причинно-следственной связи, в конечном итоге влияющей на предполагаемый результат, только в очень особых обстоятельствах. Например, граждане, борющиеся в нищей экономике, могут быть подстрекаемы к беспорядкам или иным образом оказывать давление на свое правительство, но это подразумевает, что страна достаточно свободна для беспорядков или для учета мнения избирателей. рассмотрение.

К этому следует добавить, что после принятия курса действий может быть неочевидно, как его изменить или отменить, несмотря на заметное неудовольствие со стороны санкционирующих сторон. Поэтому санкции редко работают изолированно. Когда достигаются положительные результаты, зачастую дипломатические каналы остаются открытыми и предлагаются четкие стимулы для выхода из ситуации. Но тогда может быть непонятно, санкции ли привели к успеху или что-то другое.

Прочие последствия санкций

Обозначенные выше подводные камни, из-за которых трудно ответить, эффективны ли санкции для достижения своей цели, также применимы при изучении других последствий, которые могут иметь санкции. Конечно, существует ряд результатов, которые могут быть затронуты: в этой литературе мы находим исследования, посвященные неравенству (Afesorgbor et al., 2016), обменным курсам (Dreger et al., 2016), торговле (Afesorgbor, 2019; Crozet et al. и др., 2020 г.), неформальный сектор (Early и др., 2019 г.).), военные расходы (Фарзанеган, 2019 г.), права женщин (Друри, 2014 г.) и многие другие. Но, как это часто бывает, наиболее изученным результатом является ВВП, поскольку это показатель, который эффективно обобщает всю экономику и очень хорошо коррелирует со многими другими интересующими нас результатами.

Предположим, что мы хотим исследовать влияние санкций на ВВП целевой страны. Одна проблема заключается в определении подходящего контрфактического; наблюдать, что произошло бы в целевой стране в отсутствие санкций. Также проблема заключается в том, что применение международных санкций часто является результатом ряда событий в стране-мишени или стране-отправителе (например, иракское вторжение в Кувейт или система апартеида в Южной Африке), которые также оказывают воздействие на экономику, должны быть изолированы от воздействия самих санкций.

В этой ситуации могут помочь различные эконометрические методы. Одна из первых идей состоит в том, чтобы использовать в качестве эталона случаи, когда санкции были почти реализованы. Гутманн и др. (2021) сравнивают страны, находящиеся под санкциями, со странами, которым угрожают санкции, а Neuenkirch and Neumeier (2015) сравнивают введенные санкции с санкциями, на которые наложено вето, в контексте решений ООН. Оба исследования обнаруживают относительно значительное негативное влияние на ВВП в большой группе стран в течение длительного периода времени. В первом исследовании ВВП на душу населения целевой страны снижается в среднем на 4 процента в течение первых двух лет после введения санкций и не демонстрирует никаких признаков восстановления в течение трех лет после снятия санкций. Второе исследование оценивает снижение роста ВВП, которое начинается с 2,3–3,5 процента после введения санкций ООН и, хотя со временем уменьшается, становится незначительным только через десять лет. Следует учитывать, что более низкие темпы роста со временем усугубляются: замедление роста даже всего на 1 процент за десять лет означает общую потерю почти 15 процентов. Для сравнения, средние потери ВВП из-за Covid-19пандемия оценивается в 3,4 процента в 2020 году.

Эти исследования имеют ограничения. Страны, находящиеся под угрозой санкций, вероятно, пытаются избежать наказания, что может означать, что именно эти страны будут наиболее негативно затронуты санкциями. Если это так, то влияние, обнаруженное Gutmann et al. (2021), вероятно, недооценена. Нойенкирх и Ноймайер (2015) рассматривают только санкции ООН, которые, с одной стороны, могут оказать большее влияние из-за многосторонней координации. Но, с другой стороны, снова возникает вопрос о соответствующем контрфактуале: страны, на санкции которых наложено вето, могут быть крупнее, влиятельнее и лучше связаны в международном сообществе или с некоторыми крупными державами, что также может повлиять на их экономический успех в другие способы.

Квон и др. (2020) используют другую технику и приходят к другому выводу. Они используют метод инструментальных переменных (IV) и обнаруживают, что стандартная МНК переоценивает негативное влияние санкций, другими словами, что последствия санкций менее негативны, чем мы думаем. Они обнаруживают мгновенное влияние на ВВП на душу населения, которое в долгосрочной перспективе становится незначительным, как если бы санкций никогда не было.

Наша уверенность в этих оценках зависит от достоверности использованного IV. В этом случае фактическое введение санкций заменяется их предполагаемой вероятностью, основанной на различиях в институтах и ​​дипломатической политике стран-отправителей (которые экзогенны по отношению к экономическому развитию страны-мишени) и заранее определенных характеристиках пары стран (торговые и финансовые потоки). , путешествия, колониальные связи). Таким образом, эпизоды, когда санкции вводятся из-за того, что страна-отправитель находится в периоде ястребиной внешней политики и потому, что цель не имеет с ней прочных исторических связей, противопоставляются эпизодам, в которых верно обратное, и поэтому санкции не применяются. , при прочих равных.

Результаты также показывают, что между типами санкций существует неоднородность: торговые санкции имеют как краткосрочное, так и долгосрочное негативное воздействие, в то время как «умные» санкции (т.е. санкции, направленные против конкретных лиц или групп) длинный пробег. Это достаточно важный момент сам по себе. Часто в огульных заявлениях об эффективности «санкций» все различные меры свалены в одну кучу и не учитывается, что между ними могут быть существенные различия. Однако эффект того или иного вида санкций будет различаться в зависимости от структуры экономики, по которой они нанесены.

Третий подход — метод синтетического контроля. Здесь исследователь пытается максимально точно воспроизвести траекторию экономического развития в целевой стране до момента введения санкций, используя одну или средневзвешенную часть нескольких других стран. Таким образом, эволюцию после введения санкций можно сравнить между реальной страной и ее искусственным контролем. Гарехгозли (2017) строит копию Ирана на основе взвешенной комбинации восьми стран-членов ОПЕК, двух нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК, и трех соседних стран, которые соответствуют набору стандартных экономических показателей для Ирана за период 1980-1994. В исследовании установлено, что в течение трех лет введение санкций США привело к снижению ВВП Ирана на 17,3 процента, причем самое сильное сокращение произошло в 2012 году, через год после начала усиления санкций (2011–2014 годы).

Это более сильный эффект, чем представленный ранее. Однако это относится только к частному случаю Ирана, а не оценивает более широкий глобальный средний эффект. В другом исследовании, посвященном Ирану (Torbat, 2005), делается важный вывод о том, что эффект санкций зависит от типа: финансовые санкции оказались более эффективными (в снижении ВВП Ирана), чем торговые санкции, что контрастирует с тем, что оказалось правдой. в среднем Kwon et al. (2020).

Наконец, дискуссионна связь между экономическим ущербом и эффективностью санкций с точки зрения достижения их целей. В теоретической модели Kaempfer et al. (1988) предполагают, что эта связь может быть даже отрицательной и что самые эффективные санкции не обязательно являются самыми разрушительными с экономической точки зрения. По мнению авторов, санкции, которые, скорее всего, будут способствовать политическим изменениям в стране-объекте, предназначены для снижения доходов групп, получающих выгоду от политики страны-объекта.

Влияние санкций на Россию

Полезны ли эти результаты предыдущих исследований для формирования ожиданий относительно воздействия текущих санкций на Россию? Вторжение в Украину, начавшееся в конце февраля, было относительно неожиданным событием, по крайней мере, по характеру и масштабу, в отличие от того, что можно сказать о большинстве санкционных ситуаций. Однако контекст, предшествовавший этому, также не был нормальным. Помимо глобальной пандемии, Россия уже находилась под санкциями после крымского кризиса 2014 года. Влияние этих экономических санкций и контрсанкций, введенных Россией в ответ, до сих пор неясно — и, по всей вероятности, текущей санкционной волны, а также других экзогенных шоков, таких как значительные изменения цен на нефть в этот период. Холодилин и др. (2016) оценили немедленную потерю ВВП в России в 1,97 процентов в квартальном исчислении, в то время как влияния на совокупный ВВП стран Еврозоны не наблюдалось. Российское исследование (Гурвич, Прилепский, 2016) прогнозирует на среднесрочную перспективу потерю 2,4 п.п. к 2017 г. по сравнению с гипотетическим сценарием без санкций. Это меркнет по сравнению с размахом последствий, которые рассматриваются сейчас. Даже потенциально оптимистичная или, по крайней мере, консервативная оценка текущей ситуации собственной Счетной палатой РФ, по словам ее главы Алексея Кудрина, говорит о том, что: « Почти полтора-два года мы будем жить в очень тяжелой ситуации ». В конце апреля были опубликованы пересмотренные прогнозы экономической ситуации, среди которых ниже приведен прогноз по ВВП. Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина также звучала мрачно, выступая в Государственной Думе: «Период, когда экономика может жить за счет резервов, конечен. И уже во втором – начале третьего квартала мы вступим в период структурных преобразований и поиска новых бизнес-моделей». Всемирный банк прогнозирует, что ВВП России в 2022 году упадет на 11,2% из-за западных санкций. Эти цифры еще не учитывают объявление о шестом пакете санкций ЕС, который, как известно, включает нефтяное эмбарго (см. более ранний БЕСПЛАТНЫЙ аналитический бюллетень о зависимости России от экспорта нефти).

Рисунок 1. Пересмотренные прогнозы темпов роста российской экономики

Источник: Макроэкономический обзор Банка России, апрель 2022 г.

Реалистичны ли эти оценки, и каким было бы контрфактическое развитие событий без санкций? Если верить исследованиям, рассмотренным в предыдущем разделе, а также принимая во внимание беспрецедентный масштаб и охват нынешних санкций, по крайней мере, временной горизонт, если не размер прогнозируемых российскими властями последствий, хотя и значителен, но безусловно недооценен. Но на данный момент слишком много неопределенности, боевые действия все еще продолжаются, а санкции не снимаются в течение достаточно долгого времени при любом обозримом сценарии. Одна из причин, по которой эти санкции вряд ли будут смягчены, и почему их последствия, как ожидается, будут более серьезными, чем в большинстве случаев, заключается в том, что их поддерживает очень широкая коалиция стран. Не только это, но и страны, вводящие санкции, видят в поведении России потенциальную угрозу существующему мировому порядку, поэтому их мотивация противопоставить ее особенно сильна по сравнению, скажем, с Ираном, Северной Кореей или Бирмой.

Кроме того, эти оценки потерь еще не учитывают объявление шестого пакета санкций ЕС, который, как известно, включает нефтяное эмбарго. Нефть является фундаментальным двигателем роста в России. В более ранней БЕСПЛАТНОЙ аналитической записке показано, как две трети роста России можно объяснить изменениями мировых цен на нефть. Это не потому, что нефть составляет такую ​​большую долю ВВП, а из-за вторичного эффекта нефтяных денег с точки зрения внутреннего потребления и инвестиций. Таким образом, сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и газа окажет значительное влияние на ВВП России, выходящее далеко за рамки того, что предполагает эффект первого раунда ограничения нефтяного сектора.

Короче говоря, еще слишком рано браться за детальную оценку, однако по этим и многим другим показателям очевиден масштаб ожидаемых убытков. В более долгосрочной перспективе она будет только усилена относительной изоляцией, в которой оказалась Россия, предполагающей более низкие инвестиции и несоответствующие вложения капитала по завышенным ценам, а также продолжающейся утечкой мозгов (3,8 млн человек уже покинули страну с началась война).

Заключение

В заключение отметим, что дебаты об экономических санкциях как инструменте внешней политики часто ограничиваются бинарным вопросом: работают они или нет? В литературе, посвященной санкциям, имеется достаточно оснований утверждать, что этот вопрос слишком упрощен. Даже если мы не видим немедленного успеха в достижении основной цели санкционной политики, они наносят ущерб во многих измерениях, и такой ущерб не является незначительным. Политическая воля и стоящий за ней режим могут остаться незатронутыми, но ресурсы, необходимые им для продолжения их курса действий, неизбежно сократятся в долгосрочной перспективе.

Ссылки

  • Афесоргбор, С. К. (2019). Влияние экономических санкций на международную торговлю: чем угрожающие санкции соотносятся с введенными санкциями? Европейский журнал политической экономии, 56, 11-26.
  • Афесоргбор, С.К., и Махадеван, Р. (2016). Влияние экономических санкций на неравенство доходов целевых государств. Мировое развитие, 83, 1-11.
  • Крозе, М., и Хинц, Дж. (2020). Дружественный огонь: влияние на торговлю санкций и контрсанкций в отношении России. Экономическая политика , 35 (101), 97-146.
  • Дрегер К., Холодилин К. А., Ульбрихт Д. и Фидрмук Дж. (2016). Между молотом и наковальней: Влияние экономических санкций и цен на нефть на российский рубль. Journal of Comparative Economics , 44 (2), 295-308.
  • Друри, А. Купер и Дурсун Пексен. «Женщины и экономическое управление государством: негативное влияние международных экономических санкций на женщин». Европейский журнал международных отношений  20 (2014): 463 – 490.
  • Ранний, Б., и Пексен, Д. (2019). Поиски в тени: влияние экономических санкций на неформальную экономику. Ежеквартальный журнал политических исследований , 72 (4), 821-834.
  • Фарзанеган, Мохаммад Реза. (2019). «Влияние международных санкций на военные расходы Ирана: анализ синтетического контроля». Организации и рынки: электронный журнал политики и процессов .
  • Гарехгозли, О. (2017). Оценка экономической стоимости недавних санкций против Ирана с использованием метода синтетического контроля. Письма по экономике , 157 , 141-144.
  • Гурвич Э., Прилепский И. (2016). Влияние финансовых санкций на экономику России. Вопросы экономики . ;(1):5-35. (на рус. языке) https://doi. org/10.32609/0042-8736-2016-1-5-35
  • Гутманн Дж., Нойенкирх М. и Ноймайер Ф., 2021 г. «Экономические последствия международных санкций: исследование событий» Рабочий документ CESifo № 9007
  • Кемпфер, У. Х., и Ловенберг, А. Д. (1988). Теория международных экономических санкций: подход общественного выбора. The American Economic Review , 78 (4), 786-793.
  • Холодилин Константин А. и Нецунаев Алексей. (2016) Крым и наказание: влияние санкций на экономику России и Европы. Берлинский документ для обсуждения DIW № 1569, SSRN: https://ssrn.com/abstract=2768622
  • .
  • Квон, О., Сиропулос, К., и Йотов, Ю.В. (2020). Боль и выгода: краткосрочное и долгосрочное влияние экономических санкций на рост. Рукопись .
  • Нойенкирх, М., и Ноймайер, Ф. (2015). Влияние экономических санкций ООН и США на рост ВВП. Европейский журнал политической экономии , 40 , 110-125.
  • Торбат, А.Э. (2005). Влияние торговых и финансовых санкций США на Иран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *