Православие и семья: Семья / Православие.Ru

Православная семья | «Образование Ямала»

Соколова Т. А.

учитель истории и обществознания, ОРКиСЭ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Надым

Соколова Т. А.,

учитель истории и обществознания, ОРКиСЭ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1  с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма

 

 

 

Православная семья

 

 

В последние годы в обществе назрел большой интерес к культуре православия и, в частности, к укладу жизни в православной семье.

Это обусловлено тем, что социально-экономический и политический кризис в России вызвал во второй половине 90-х годов ХХ века всплеск религиозной активности. По данным социологических исследований более половины называют себя верующими православными и меньше трети из них живут церковной жизнью [Дубова Е. Т., 2000, с.29-31]. «Такое значительное количество людей обращаются к вере потому, что религия дает человеку выверенные многовековым опытом ценностные и нравственные ориентиры прежде, чем он сам предпочтет их, убедившись «на своих ошибках», что они истинны», — считает Е. Т. Дубова.

В современном мире происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на вызовы секулярного мировоззрения, мы должны опираться, прежде всего, на Священное Писание и опыт Церкви.

В библейском понимании брак и семья представляют собой изначальную форму коллективного, «соборного» бытия, к которому человек призван самим Творцом. Жизнь человека не ограничивается тесными рамками индивидуального существования: человек во всей полноте реализуется как личность не сам по себе, но в духовном общении с Богом и ближним.

  Тема союза любви между мужчиной и женщиной является одной из важнейших тем библейского благовестия. В Книге Бытия сам Господь дает предельно четкое определение семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Эти слова служат основой для богословского учения о семье и браке.

  В Священном Писании мы читаем о том, как в самые драматические моменты истории Господь предостерегал об опасности ослабления семейных и братских уз, вызванного сомнением, эгоизмом или ожесточением сердца. Со времен Каина и Авеля, когда оскудевает любовь и распадаются родственные связи, вражда и грех неминуемо приводят к убийству, войнам и многочисленным бедствиям. В Синайской пустыне, чтобы народ не погиб в своих беззакониях, Господь вручает пророку Моисею скрижали Завета с заповедями, часть которых касается фундаментальных принципов семейного бытия.

Важным условием христианского брака является вера супругов в то, что Бог – хранитель их семейного союза. Приняв решение о заключении брака, молодожёны не только перед родными и друзьями, но перед Богом дают обет (обещание) верности и призывают Бога быть защитником, хранителем их семейного союза, помощником на нелегком жизненном пути.

В браке, который заключен по любви и взаимному согласию, у супругов есть решимость переживать вместе не только счастливые, но и трудные моменты, не только все доброе и прекрасное, но и, то трудное, с чем неизбежно связана наша жизнь.

Семья собственно начинается с детей. Когда рождаются дети, рождается и новая семья. Муж и жена становятся «родителями». Рождение и воспитание детей для них – это особая радость и большое счастье. Родители стараются передать детям и свою и любовь, и свои знания, и свою веру.

Создание семьи понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни,   нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие.

 

Исторические изменения понятия «семья» в православии.

 

Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе.

Своё начало история православной семьи берет, когда осуществился переход от языческой цивилизации к христианской культуре. В структуре семьи Библия определяет положение каждого из супругов, где муж занимает главенствующее положение: «Жена да убоится своего мужа» (Еф 5:33). Существует мнение, что по Библии муж безраздельно и деспотично главенствует в семье, не считаясь с интересами женщины. Однако в Библии приводятся строки и о том, как муж должен обращаться со своей женой: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19), «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1-е Пет. 3:7), «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Ефесянам, 5:25-29). Согласно священной книге члены семьи должны пребывать в единомыслии, любви к Богу, друг к другу и своим ближним (1-е Тим. 5:8, от Матфея, 22:37-39).

У славян переход от полигамии к моногамии произошел достаточно поздно (Х в. ) и был форсирован принятием христианства.

Принятие христианства на Руси в 988 году привело к тому, что государство и церковь начинают действовать вместе. Православная церковь начинает играть важнейшую роль и в государственных делах и в жизни народа. Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (Х- XI вв.) – это наиболее ранние из известных нам документов, содержащих нормы семейных отношений на Руси. Они осуждали многоженство,   прелюбодеяние и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Законным признается церковный брак, как один из семи таинств. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья, управляемая отцом. Авторитет главы семьи подчеркивался тем, что муж, отец занимал главное место за столом и первым начинал трапезу. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью, жена находилась в подчинении.

В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 г. — в Стоглаве, который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. О количестве браков, допускавшемся этим правовым документом, можно сказать словами Григория Великого: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, свинское есть житие». Православная церковь признавала возможность развода, основным поводом которого являлось прелюбодеяние.

В середине 50-х годов XVI века появляется документ «Домострой». При всем своем стремлении дать христианскую норму семейной жизни, «Домострой» не являлся нормативным документом в буквальном смысле слова, он стоял ближе к жанру поучений.

В положениях «Домостроя» Сильвестр, наставник Ивана IV, изложил структуру идеальной православной семьи. Главенство мужа превращалось в деспотизм: побои не преследовались, а поощрялись обычаем, неугодных жен заточали в монастыри и т.д. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус холостого. Нравы были строгие, сексуальные отношения находились под жестким контролем общественного мнения, в особенности для женщин. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом) – «от людей смех и осуждение». Фактически это была эпоха двоеверия, т.к. вопросы доминирования-подчинения и борьбы поколений разрешались силой и, скорее, по-язычески [Дружинин В.Н., 1996, с.75-79]

Реформы Петра I (1672-1725), которые коренным образом изменили социально-политическую жизнь российского общества, отразились и на брачно-семейных отношениях. Усилилась роль светского законодательства. Одним из важных указов Свода Законов Российской Империи был указ о добровольности вступления в брак. Брак расторгался в случае прелюбодеяния, приговора одной из сторон к вечной каторге, неизлечимой болезни, посягательства на жизнь другого супруга, безвестного отсутствия и поступления в монашество.

Позже, в XVIII веке и далее, дворянская семья руководствуется скорее западноевропейской христианской моделью семьи, предусматривающей большее равноправие.

В.Немирович-Данченко приводит ценные для нас данные относительно этой эпохи: «До Петра уже явились рядные записи, в которых жених обязывался не бить свою будущую жену. При жестоком обхождении мужа она по второй жалобе на него получала право развода. Некогда имущество жены принадлежало всецело мужу, и она не могла располагать им по своему усмотрению, но уже при царях право собственности не делало различия между полами. Женщина могла владеть поместьями, имуществами, капиталами…» [Швейгер -Лерхенфельд А.Ф., 1998, с.675]

Отсюда можно полагать, что «до Петра» семейные отношения характеризовались патриархальностью, а затем – стремлением к демократичности.

В конце XVIII – середине XIX  веков  в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии, (не включая родственников по боковой линии двоюродные, троюродные братья, племянники и т.д.). Это послужило предпосылкой христианизации структуры русской семьи, поскольку модель православной семьи описывает малую семью.   Особенностью дворянской семьи стало то, что на протяжении XVIII в. дворянство постепенно отказывалось от традиционных русских обрядов и принимало европейские ритуалы семейной жизни. Крестьянство же сохраняло устоявшийся семейный строй и быт вплоть до ХХ века.

С приходом капитализма «… богатство стало главным фактором в объединении полов…» [Шугаев И., 2004, с.56] и к концу XIX – началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели.

«Прежняя, привычная семья, — …писала А.М. Коллонтай, – где главой и кормильцем был муж, а жена состояла при муже, не имея ни своей воли, ни … своего времени, — эта семья на наших глазах меняется» [Голод С.И., 1990, с.5].

При этом крестьянская семья была самой традиционной, наименее подверженной изменениям. До начала ХХ в. Россия оставалась крестьянской страной. В регулировании семейных отношений в крестьянской семье главную роль играл не закон, а обычаи и традиции. Женитьба была моральным долгом каждого. Такие взгляды поддерживались и православной церковью. В силу этого в русской деревне вплоть до начала ХХ в. сохранялся высокий уровень брачности. Молодые вступали в брак по родительской воле, которая отражала не прихоть старших, а интересы семьи в целом. Семья рассматривалась как фактор благополучия. У русских крестьян преобладала большая отцовская семья. Патриархальность не рассматривалась членами семьи как нечто ужасное. Отношения доминирования-подчинения казались естественными для всех, и даже более того – единственно возможными. Авторитаризм обеспечивал достаточно высокую эффективность работы членов семьи на основе разделения труда.

Итак, патриархальная семья отличалась четко выработанными нормами семейной жизни. В условиях нелегкой крестьянской жизни иерархичные отношения обеспечили долгое существование семьи, как социально института.

После революции 1917 года пропагандировались так называемое «социальное материнство», что привело к возвеличиванию роли женщины, а мужчине отводилась второстепенная роль [Дружинин В.Н., 2000; Голод С. И., 1990].

За годы атеизма во времена Советской власти модель православной семьи практически перестала существовать.

Однако в последние годы в обществе все больше возрастает интерес к названной организации семейного уклада. Появляется всё больше семей, стремящихся в своём укладе жизни придерживаться законов и требований Церкви.

 

Влияние Церкви на семейный уклад

 

В основе христианской модели брачно-семейных отношений лежат универсальные законы отношений между мужчиной и женщиной, данные человеку Богом.

Согласно святому Апостолу Павлу:

1. «Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе предаде за ню» (любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не жестоком обращении мужа с женой).

2. «Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу: зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкве» (повиновение должно быть с полной готовностью и любовью, а не с прекословием) [Христианская…, 1992, с. 5-6].

Православие приписывает роль главы семьи мужчине, не унижая при этом женщину. «Женщина по своему происхождению вторична…. А по достоинству – равна мужу», – говорит Б.В. Ничипоров [1991, с.108].

Определенная иерархия взаимоотношений в православной семье является залогом гармоничного развития семьи. Семейная иерархия в таких семьях основана на взаимной любви и уважении. А нравственная любовь — это стержень Православия.

В такой семье в качестве непременного условия выступает послушание детей родителям, но не из-за страха наказания, а на основе их уважения к мнению и авторитету последних. При этом для самих детей семья является школой любви, где они учатся любить близких, других людей, окружающий мир.

Такой тип семьи испокон веков был господствующим на Руси.

Православие всегда утверждало, что соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Это событие онтологическое, оно не есть просто удовлетворение физических или даже духовных потребностей человека. Согласно православному учению, брак это таинство, т.е. событие, принадлежащие к духовной реальности и духовному бытию. В Церкви всегда была четкая система подсчета степеней родства. Так, между матерью и ребенком – первая степень родства, между внуком и бабушкой – вторая, между братом и сестрой – тоже вторая и т.д. При этом между мужем и женой – нулевая степень родства: муж и жена — не родственники, а часть друг друга. Еще недавно наши предки всегда знали, что муж – роднее сына, а жена – роднее дочери. Поэтому всего 200-300 лет назад развод был просто немыслим, т.к. с самим собой развестись невозможно. При этом настоящая любовь – выше привычки к совместной жизни, т.к. единство плоти – это не только телесное, а главным образом – духовное единство супругов, которое и формирует их единый взгляд на мир, позволяет им испытывать единые переживания. Тогда говорят, что они обладают счастьем – от слова «соучастие» в другой жизни. Примеры таких супружеских отношений многократно описаны в житийной литературе (семьи святых Кирилла и Марии, Иоакима и Анны, Петра и Февронии, святых Царственных мучеников и других).

Целью нормальной в духовном отношении семьи всегда является рождение и воспитание детей. При этом православная Церковь всегда подчеркивала глубокую духовную связь между родителями и детьми, формирующуюся с момента зачатия ребенка. Эта связь настолько глубока, что не расторгается даже после смерти родителей. Поэтому грех, как болезнь души родителей, тяжелым бременем ложится на детей, т.к. семья – единый духовный организм.

В семейной иерархии у каждого члена семьи есть свое место. При этом место ребенка – только после отца, матери, дедушки, бабушки и старших братьей и сестер. В народной педагогике есть понятие «слепая материнская любовь»: эта любовь матери, возводящей своего ребенка на пьедестал, с которого потом он будет пренебрежительно относиться и к матери, и к отцу, да и к другим людям. Верный путь воспитания эгоиста – это искажение семейной иерархии. Материнство и отцовство – это, прежде всего, огромный труд и жертва своими интересами. Только в семье ребенок проходит школу послушания и заботы, в отличие от общественного воспитания в детском саду, где он проходит школу равноправия, т. к. там нет старших и младших, все дети имеют равные обязанности. Здесь они учатся жить без межличностных конфликтов, однако, как правило, в детских садах нет духа послушания и заботы, которым проникнута семейная обстановка.

При этом в детских учреждениях все люди временные – и воспитатели, и дети, что не способствует воспитанию ответственности друг за друга. Поэтому самих детей, как правило, здесь связывает лишь детская дружба, которая часто бывает переменчивой и кратковременной.

В семье наших еще недавних предков через общение и совместный труд традиционно происходила передача опыта от одного поколения другому. На ребенка с раннего возраста смотрели, как на будущего взрослого, трудом приобщая его к взрослой жизни. Так постепенно он приобретал важную черту взрослого человека – ответственность за принятые решения. Этому способствовал весь уклад православной семьи, а также правильное понимание целей самого воспитания. Его главная задача, конечно, не в запретах, а в том, чтобы сформировать у ребенка понимание того, что является нормой в его поведении. Воспитание предполагает создание у ребенка определенной иерархии ценностей, в том числе в семейных отношениях.

Современные ученые Тищенко Ю.В. и Перевозникова Е.В., исследовавшие психологию детей из православных семей, отмечают следующее. Детям из православных семей практически не свойственны такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а также конфликтность и депрессивность.

Подростки из православной семьи направлены на духовное развитие и смирение, согласно Е.В. Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и невысокий – самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать идеальным представлениям о себе.

Таким образом, функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия. Именно поэтому всё больше современных семей стремится приобщиться к православию.

 

Заключение

 

В наши дни в российском обществе идет активный поиск своей национально-культурной идентичности и вопрос о ее корнях, нравственных и художественных особенностях приобретает актуальное значение.

Культура есть тот стержень, которые объединяет общество и превращает демографическое понятие «население страны» в живой организм – народ. Народ имеет свои традиции, верования, святыни, бытовой уклад, памятники искусства, т.е. единые духовные и нравственные ценности, которые он готов приумножать и защищать. Русский народ всегда имел такие ценности и духовные ориентиры, основанные на православной вере его предков. Именно они позволяли ему не только пережить трудные годы лихолетий, но и выстоять и победить.

Чтобы разрушить и разорить страну достаточно лишить народ его опоры, разорить и осквернить его верования, традиции и святыни, т.е. уничтожить его культурные традиции, подорвать его устои. И этот процесс происходит на наших глазах. Только понимание истинной картины событий позволяет по-новому взглянуть на окружающую нас действительность, понять и признать ответственность каждого за судьбу нашей страны и наших детей.

Русскую культуру невозможно рассматривать в отрыве от Православия, его ценностей и особенностей. Православная культура – это та корневая система, на которой возникла российская цивилизация. Можно давать различную оценку роли Русской Православной Церкви в формировании основных культурных достижений страны, но не видеть или игнорировать их невозможно: они рядом с нами и вокруг нас. Православная культура – не мертвые традиции глубокой старины, она тесно связана с жизнью каждого русского человека и общества в целом, во многом забывшего свои духовные основы. Особую культурную ценность представляет для современников традиции православия в семейном укладе.

Нравственная культура Православия лежала в основе бытового уклада не одного поколения наших предков. Ее понимание поможет ребенку, воспитываемому в православной семье, определить свое место в мире и обществе. Ведь связь с прошлыми поколениями и сохранение неповторимости своей личности, в конечном счете, возможна лишь через осознание своих духовных основ.

 

Список литературы

 

1. Вершинин В. Воспитание в патриархальной семье //Домашнее воспитание. – 2001. – №3. – С.21-31.

2. Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М.: Знание, 1990.

3. Дружинин В. Психология семьи. М., 1996.

4. Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. — №1. – С.29-38.

5. Ничипоров Б.В. Таинство брака и семьи: Введение в космологию домостроительства //Вопросы психологии. – 1991. — №5. – С.103-108.

6. О православном браке и обязанностях мужа и жены. – 2 изд. – Воронеж: МОДЭК, 2000.

7. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2000.

8. Тищенко Ю.В. Психологические особенности проявления самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет) из воцерковленных православных семей //Журнал прикладной психологии. – 2001. — №3. – С.18-24.

9. Угринович Д. М. Психология религии. – М.: Политиздат, 1986.

10. Христианская семья и брак. Духовные чтения. /Сост. А.Зеленцов, Л.Исакова. – М.: Воскресение, 1992.

11. Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, ее нравы и общественное положение у всех наролов земного шара /Пер. с нем. М.И.Мерцаловой. /ст. о русских женщинах В.И.Немировича-Данченко. – М.: Кураре – Н, 1998.

12. Шугаев И., священник. Один раз и на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. М., 2004.

Что представляет собой российская православная семья

Ирина Лагунина: В России, волею истории большей частью атеистической стране, понятие православной, христианской семьи звучит архаично. На самом
деле, такие семьи есть, и жвут они вполне современно. Рассказывает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Пока люди приходят к вере, они приходят и к размышлениям о том, какой должна быть их семья с точки зрения веры. Архаичной или современной? Строгой и мрачной или светлой и радостной? Дозволительно ли христианину разводиться, если уж так случилось, что совместная жизнь не задалась? Вот, кстати, о разводах — тут проходит одно из главных различий между восточным христианством, дозволяющим развод, и западным, практически его не допускающим. Это различие очень хорошо
объяснил митрополит Западной православной церкви Антоний Сурожский, живший в Лондоне. «Западные Церкви, — писал он, — ссылаются на слова Спасителя о том, что разводное письмо Моисей разрешил давать по жестокосердию людей, но изначально так не было. И я скажу: почему-то

христиане на Западе думают, что такое изречение относится только к временам Христа, а теперь мы свободны от этой сердечной жесткости и поэтому для нас развода не может быть. На самом деле мы знаем, как бесчувственно, как узко, как холодно бывает человеческое сердце и как легко, когда человек думает, что он другого любит, вдруг ему охладеть… Вот поэтому мы, принимая в учет, что человеческое сердце бывает жесткое, неустойчивое, считаем развод возможным, хотя это величайшая трагедия жизни». Далее митрополит Антоний уточняет, что ответственность за эту трагедию несет
вся Церковь, которая венчает всех без разбора. «Скажете: надо было бы тогда прекратить венчания? Нет, но надо бы воспитывать людей, причем воспитывать их не словом, не проповедью, а примером. Как может молодой человек, молодая девушка знать, научиться, что по-настоящему их может соединить крестная ликующая любовь, если в христианском обществе этого не бывает? И поэтому я считаю, что ответственность за развод лежит на всей Церкви, на всем христианском обществе. И этим объясняется то, что Церковь допускает развод, потому что виновата она в лице своих
служителей и своих членов: родителей, священников, окружающего общества». Но все-таки развод – это отдельная тема, сначала хотелось бы понять, что такое брак. Христианская семья в России по-настоящему так и не сложилась, в большой степени из-за отсутствия гражданского общества, — считает православный священник, профессор Петербургской Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.

Георгий Митрофанов:

Отсутствие гражданского общества, конечно же, обуславливает то, что люди, жившие в России, очень часто были лишены чувства личной ответственности и за себя, и за своих близких. Эти люди часто жили по принципу патриархальной семьи, сформировавшейся еще в языческие времена, семьи, основанной на безусловном диктате мужчины в семье. Вот эта попытка рассматривать подобного рода патриархальную семью, основанную на безусловном диктате мужчины, как семью подлинно христианскую, является, конечно, ложной. Точно так же, как является попытка ложной видеть смысл жизни семьи исключительно в чадородии. С христианской точки зрения, семья – это прежде всего союз мужчины и женщины, равноценных и равноправных по своему антологическому статусу, являющихся сотворенными Богом личностями уникальными. Но, конечно же, в этом брачном союзе функции их в чем-то различны. И безусловно, мужчина должен брать на себя основную ответственность за свою семью и за свою жену.

Нужно сказать, что христианская семья складывалась не только в России, но и в Европе, и не просто, складывалась постепенно. Хотя и в Европе представлению о христианской семье длительное время противостояло представление о патриархальной, еще языческой семье, хотя сформированные в южной Европе римским правом. Чрезвычайно важно иметь в виду то, что в России, где, к сожалению, личная ответственность людей и в норме политической, и в норме социальной, даже экономической, я имею в виду крестьянскую общину, была в значительной степени растворена в коллективе, этот самый дух коллективизма, общинности, соборности препятствовал развитию в людях лично ответственности, в том числе за свою семю.

Татьяна Вольтская: Но это ведь до революции было?

Георгий Митрофанов: Имело место до революции. Другое дело, что во время революции была попытка вообще ликвидировать семью. И к сожалению, нужно признать, что эта попытка, хотя она имела место на протяжении, пожалуй, 12 максимум лет после прихода к власти большевиков, во многом оказалась успешной именно в силу того, что институт семьи в России еще не стал христианским, еще не воцерковился.

В значительной степени разрушалась та самая патриархальная, языческая, крестьянская семья, которая всегда разрушается в период перехода общества от аграрного к индустриальному. И существование ряда факторов – секуляризация общества, изменение социально-экономической структуры России, а потом уже революционные потрясения, сопровождавшиеся войнами и массовыми репрессиями, голодом, это ведь тоже не способствовало сохранению семьи. В итоге советская семья оказалась за это время очень сильно разрушенной, не было признания прав человека ни вне семьи, ни внутри семьи. А существовал на самом деле союз двух бесправных людей, который пытались поддерживать друг друга, выживать в условиях, когда никто всерьез не ставил вопрос о правах и достоинствах человека, ни в обществе, ни в семье.

Татьяна Вольтская: Отец Георгий тоже видит большие различия между отношением к семье и браку у католиков и православных.

Георгий Митрофанов: Именно в православной традиции не сложилось как в католической церкви представления о том, что духовенство должно быть безбрачным. И кроме того, в православной церкви, в отличие от католической, не царствовало многовекового убеждения, что смыслом семьи является чадородие. Тут очень важная деталь. В православной церкви подчеркивалась самодостаточность брака, даже если он бездетен. И здесь, нужно сказать, православная церковь оказывалась более терпима в отношении брака, чем церковь католическая, которая часто рассматривала брак как нисхождение к человеческим грехам, что раз уж ты не можешь быть безбрачным, вступай в брак, но труды по рождению и взращиванию детей будут искуплением твоего греха плотной страстности.

Татьяна Вольтская: Интересна же настоящая, сегодняшняя православная семья. Каковы принципы такой семьи — об этом говорит председатель петербургского Свято-Петровского православного малого братства Владимир Коваль-Зайцев.

Владимир Коваль-Зайцев: Это стремление к такой цельности, чтобы все было соединено между собой, чтобы работа была не для того, чтобы набить свое брюхо, все должно стоять на своем месте. И отдых должен быть у христианина, и какие-то материальные вещи в жизни присутствуют, но тоже они не являются самоцелью. Все это просто должно стоять на своем месте, чтобы вещи служебные были служебными, а не целеопределяющими. Пример: для чего человек сейчас работает? Для того, чтобы как можно лучше свою жизнь устроить. Понятно, истосковались наши сограждане по какой-то нормальной человеческой жизни, по элементарному комфорту. Но при этом как всегда бывает и перехлест, когда появляется возможность этот элементарный комфорт создать.

Татьяна Вольтская: А ты делаешь золотой унитаз.

Владимир Коваль-Зайцев: Чтобы у тебя была не просто машина, а машина должна быть очень хорошей, очень дорогой, не просто квартира, а двухэтажная в самом престижном районе. Конечно, человек должен иметь возможность жить по-человечески – это важно. Но он должен понимать и какие цели в его жизни стоят. Если доставление себе и своей семье удовольствия, ублажения себя становится жизни, такой гедонистический подход, то это, конечно, ни в какие рамки не лезет.

Татьяна Вольтская: Что касается отца Георгия, то он считает, что христианский брак не начинается с любви, но любовью заканчивается.

Георгий Митрофанов: Люди, вступающие в брак, слишком мало знают друг друга, чтобы считать, что они друг друга любят. Проблема главная брака заключается в том, что чем больше люди живут друг с другом, тем больше познают себя, это познание умножает скорбь, тем больше они увидят немощей друг друга. И вот эта способность не отторгнутся внутренне от человека, которого ты знаешь очень хорошо и о его немощах, способность может быть через сострадание ему и его немощам пытаться приподнять над самим собой, сделать его лучше, как раз является основой для будущей подлинно христианской любви, которая оказывается гораздо глубже и гораздо возвышеннее, чем те самые страстные устремления людей друг к другу, которые толкают их в брак без подлинного понимания ими друг друга и знания ими друг друга. Поэтому правильнее говорить, что брак начинается с влюбленность и иногда заканчивается любовью.

Татьяна Вольтская: Отец Георгий, я читала о вашей семье. У меня создалось впечатление, что ваша супруга в какой-то степени, по крайней мере, пожертвовала своим призванием ради семьи, своей страстью к исторической науке, к архивам, ей пришлось с этим расстаться. Это правда?

Георгий Митрофанов: Действительно, на тот момент могла оказаться жертвой. Но прошли года и то, что, в частности, мой старший сын кандидат исторических наук, он воплотил в своей жизни в гораздо большей степени, на гораздо большем научном уровне то, что привлекало когда-то и меня, который является и по сей день историком, но я уступаю своему сыну по научной квалификации, и моя супруга, которая отошла от исторической науки. Все это свидетельство того, что эта жертва оказалась не бесплодной.

Татьяна Вольтская: А если бы сын ваш, допустим, не пошел и был бы музыкантом? Мы все-таки говоримо том, что каждый человек, как мне кажется, должен воплотить, какие-то свои способности реализовать, которые от Бога ему даны в принципе.

Георгий Митрофанов: Коль скоро женщине выпадает способность рожать детей и довольно долгий период времени, когда дети маленькие, в большей степени, чем мужчине заботиться о них, когда женщина обретает ребенка, она оказывается перед выбором. Я не буду говорить вообще, но в нашей ситуации была очень важная тема жизненная – тема той эпохи, советской эпохи. Мы с женой прошли через всю систему советского воспитания – детский сад, школа. Мы внутреннее всегда противостояли той системе воспитания, в которой мы жили и нам очень не хотелось отдавать на растерзание этой системе воспитание своих детей. Поэтому не отдавали своих детей в детские сады, хотя это было очень тяжело для нас. А в школу они пошли уже сформировавшимися, ощущавшими у себя за спиной мощный тыл. Для моих детей всегда семья значила больше, чем школа, детский коллектив или какое-то иное сообщество. В семье им было хорошо. Это было бы вряд ли возможно, если бы жена не посвятила себя воспитанию детей. Вообще нужно сказать, что с какого-то момента моя супруга проходила все необходимые стадии, она была нянькой, кормилицей, гувернанткой, учительницей и при этом еще и мамой.

Татьяна Вольтская: Вы говорите, что когда у вас возникли мысли о семье, вы сразу же понимали, что ваша семья – это не только муж и жена, но еще некто выше.

Георгий Митрофанов: У меня не было абсолютно никаких увлечений женщинами до того, как я вступил в брак. У меня сразу так случилось, что я встретил ту самую девушку, которую я увидел, не то, что я ее люблю, я почувствовал другое. Я почувствовал, что я не могу без этого человека именно потому, что он, будучи человеком, на меня совершенно не похожим, будучи женщиной, даст мне какое-то такое восприятие мира, Бога, всего, который меня чрезвычайно обогатит. Он восполняет меня. Это было в каком-то смысле слова обременительное чувство, тягостное чувство, ощущение обретения какой-то своей второй половины.

Православная вера — Том IV — Духовность — Сексуальность, брак и семья — Семья

Том IV — Духовность

Сексуальность, брак и семья

Истинная любовь в браке предполагает рождение детей. У тех, кто по-настоящему любит в браке, естественно, будут дети как плод их любви и величайшая связь их союза. Те, кто презирают детей и отказываются предложить им заботу и преданность, не любят по-настоящему.

Конечно, есть и те, чьи браки будут бездетными из-за какой-то трагедии природы, вызванной «грехом мира». В таких браках может существовать совершенная любовь, но взаимная преданность в служении Богу и человеку примет иные формы, либо усыновление детей, либо иное доброе служение ради других. Бездетный брак, либо по добровольному выбору, либо по естественная трагедия, результатом которой является баловство, не является духовным союзом.

Добровольное управление рождением в браке допустимо только по сути духовной жизни, когда рождение ребенка принесет опасность и лишения. Те, кто живет духовной жизнью, придут к решению не рожать детей только со скорбью и будут делать это пред Богом, с молитвами о руководстве и милости. Это не будет решение, принятое легкомысленно или из корыстных соображений.

Согласно распространенному в Православной Церкви учению, когда такое решение принимается перед Богом, средства его осуществления произвольны. По мнению православных, нет средств контроля рождаемости в браке, которые были бы лучше или более приемлемы, чем другие. Все средства одинаково печальны и огорчительны для истинно любящих. Ибо христианский брак — это тот, который изобилует как можно большим количеством новых детей.

Аборт нерожденного ребенка категорически осуждается в Православной Церкви. Клинический аборт не является средством контроля над рождаемостью, и те, кто практикует его по любой причине, как практикующие, так и те, кто его требует, наказываются по каноническому праву Церкви «наказанием за убийство» (Трулльский собор). , 5-й и 6-й Вселенские соборы).

В крайних случаях, когда мать обязательно умрет, если она вынашивает ребенка, решение о жизни или смерти ребенка должна принимать только мать, посоветовавшись со своей семьей и своими духовными наставниками. Каким бы ни было решение, его основой должны быть непрестанные молитвы о Божьем руководстве и милости. По православной вере, мать, отдающая жизнь за своего ребенка, есть святая, которая непременно будет весьма прославлена ​​Богом; ибо нет большего акта любви, чем отдать свою жизнь за то, чтобы другой мог жить (ср. Ин 15, 13).

В жизни семьи отец должен быть лидером и главой. Он должен любить свою жену и детей, как Христос любит Церковь, а Христос умер за Церковь. Он никогда не должен быть резким. Жена должна быть полностью предана своему мужу и должна требовать, поощрять и обеспечивать его лидерство. Это нормальный образ семейной жизни, предписанный в Священных Писаниях, ибо «каждому мужчине глава — Христос, и женщине глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11.3, Еф. 5.22–23). , Кол 3.18–19, 1 Пет 3.1–7).

Когда муж или жена неверующие — а так должно быть только в том случае, когда один из членов брака становится христианином после вступления в брак, или когда один из членов супружеской пары теряет свою веру, ибо христианин обычно не должен вступать вступить в брак с неверующим — супруги, по словам святого Павла, — не должны разделяться или разводиться, но должны продолжать жить вместе. Верующий должен показывать неверующему наилучший пример духовной жизни любви в каждом слове и деле, совершенно без принуждения или принуждения в отношении веры и, конечно же, без обвинения или осуждения.

Ибо неверующий муж посвящается через свою жену, а неверующая жена посвящается через своего мужа. Иначе ваши дети были бы нечисты, а так они святы.

Но если неверующий партнер желает расстаться, пусть будет так; в таком случае брат или сестра не связаны. Ибо Бог призвал нас к миру. Жена, откуда ты знаешь, спасешь ли ты своего мужа? Муж, откуда ты знаешь, спасешь ли ты свою жену? (1 Кор. 7.13–16, ср. 1 Пет. 3.1–7).

Здесь апостол ради мира допускает разделение, но не поощряет его. Тем не менее, в тяжелых обстоятельствах, например, при духовной или физической опасности, сама Церковь советует разделение как меньшее зло. Однако и в таких случаях Церковь советует отделившемуся христианину по возможности «остаться холостым» (1 Кор. 7:10). Вторые браки, даже для вдов и вдовцов, допускаются и благословляются Церковью без наказания отлучением от церкви только, теоретически, в тех случаях, когда новый брак имеет возможность быть святым и чистым (см. 9).0024 Поклонение , «Брак»).

В семье следует искать и проживать как можно более полно духовную жизнь любви. Это значит, что каждый член семьи должен жить на благо другого при любых обстоятельствах, «неся тяготы друг друга» и таким образом исполняя «закон Христов» (Гал. 6, 2). Должно быть постоянное присутствие милосердия и прощения и взаимного назидания. Должны быть все проявления истинной любви, как это обычно бывает у тех, кто свят.

Любовь терпелива и добра; любовь не ревнива и не хвастлива; это не высокомерно или грубо. Любовь не настаивает на своем; он не раздражителен и не обижен; она не радуется неправде, а радуется праведности. Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13.4–7).

Такая любовь является основой прочной семейной жизни, прожитой и выраженной радостно и весело, без сопротивления или принуждения (ср. 2 Кор. 9)..6–12). Ибо брак — это не «святой тупик», как выразился один циничный писатель, а, по выражению святителя Иоанна Златоуста, «маленькая церковь» в доме, где изобилует благодать и свобода Божия для спасения и жизни человека.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо это правильно. Почитай отца и мать. . . да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6.1–3, Исх. 20.12).

Есть те, кто проклинает своих отцов и не благословляет своих матерей. . . Если кто проклянет отца своего или мать свою, то светильник его погаснет во тьме кромешной (Прв 30.11, 22.20).

Ибо каждый, кто проклинает своего отца или свою мать, да будет предан смерти; тот, кто проклял своего отца или свою мать, его кровь на нем (Лев 20,9).

Дети, во всем слушайтесь родителей, ибо это угодно Господу (Кол. 3.20).

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что те, кто не может чтить, любить и уважать своих родителей, конечно, не могут служить Богу, ибо Он есть «Отец всех» (Еф. 4.6), Тот, «от Которого всякое родство на небесах и на земле именуется (Еф 3,15).

Истинный отец любит и наказывает своего ребенка, как Бог любит и наказывает Свой народ (ср. Евр. 12:3–11).

Кто жалеет розги, тот ненавидит сына своего, а кто любит его, тот усердно наказывает его.

Глупость привязалась к сердцу ребенка, но розга дисциплины отгоняет ее от него.

Наставляй ребенка на путь, по которому он должен идти, и когда он состарится, он не сойдет с него (Притчи 13.24; 22.6,15; 23.13).

Любовь отца к детям выражается в любящей дисциплине без лицемерия. Лучший учитель — собственный пример.

Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении в Господе (Еф. 6.4).

Отцы, не раздражайте своих детей, чтобы они не разочаровались (Кол. 3.21).

Подобно пастырям церквей, отцы семейств должны быть «воздержанными, благоразумными, степенными, гостеприимными, учителем способным, непьяным, не буйным, но кротким, не сварливым и не сребролюбивым» (1Тим. 3.2). Он должен быть примером для своих детей «в слове и поведении, в любви, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Подобно отцу из притчи Христа, человеческий отец всегда должен быть готов с радостью принять домой своих блудных детей. Жены и матери семейств должны быть полностью преданы своим мужьям и детям. Они должны быть воплощением всех плодов Святого Духа как те, кто дает жизнь, как физическую, так и духовную.

Хорошая жена, кто может найти? Она гораздо дороже драгоценностей. Сердце мужа доверяет ей. . . она делает ему добро и не вредит во все дни своей жизни.

Сила и достоинство — ее одежда, и она смеется над грядущим временем. Она открывает уста свои в мудрости, и учение о доброте на языке ее.

Она заботится о домашнем хозяйстве своем и не ест хлеба праздности.

Ее дети встают и называют ее благословенной; также и ее мужа, он хвалит ее, говоря: «Многие женщины преуспели, но ты превзошла их всех».

Милосердие обманчиво, и красота суетна, но достойна хвалы жена, боящаяся Господа (Притч. 31:10–31).

Это учение Премудрости встречается и в писаниях апостолов Христовых.

Желаю тогда этого везде. . . жены должны украшать себя скромно и благоразумно, в приличных одеждах, не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценными одеяниями, но добрыми делами, как прилично женщинам, исповедующим благочестие (1 Тим. 2:8–10).

Так же и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы некоторые, хотя и не повинуются слову, без слова были приобретены поведением своих жен, когда увидят ваше благоговейное и целомудренное поведение. Да будет вашим украшением не внешнее плетение волос, не золотое украшение и ношение одежд, но сокровенный сердца человек в нетленной жемчужине кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда святые жены, надеющиеся на Бога, украшали себя и были покорны своим мужьям, как Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. И вы теперь ее дети, если будете поступать правильно и пусть вас ничего не пугает (1 Пет. 3.1–6).

Таким образом, в «малой церкви» семьи, где каждый член живет по воле Божией, Царство Божие уже присутствует и действует, ожидая своего совершенного исполнения в Царстве Небесном, которое никогда не кончится, где все принадлежат Богу. дети, невеста Его Сына.

Предыдущий

Брак

Том IV — Духовность:
Сексуальность, брак и семья

Следующий

Болезнь

Том IV — Духовность:
Болезни, страдания и смерть

Как поговорить с семьей о восточном православии

На прошлой неделе исполнилось восемь лет, как я стал православным христианином. И хотя само событие (называемое миропомазанием) заняло совсем немного времени, я потратил много часов, месяцев и лет, идя к этому моменту.

Немалое решение стать православным.  Хотя я всю свою жизнь был христианином, Православие поначалу казалось совершенно чуждым — более древним, более продуманным, более требовательным и просто отличным от всего, что я когда-либо знал. Однако, когда мы с моим будущим мужем начали читать, исследовать и, в конце концов, посещать православную церковь, , я полностью уверилась, что Бог ведет меня к этой вере.

Но согласна ли моя семья? Я боялся узнать. Пару недель назад я рассказал о том, как отреагировали мои друзья и близкие, когда я стал православным. Короткая версия? Это была смешанная реакция.

Многие новообращенные в Восточную Православную Церковь проходят через тот же опыт. На самом деле, самый частый вопрос, который мне задают, звучит так: «Как мне сказать своей семье, что я хочу стать православным?»

Короткий (и самый важный) ответ: в любви и смирении. Если вам нужна дополнительная информация, продолжайте читать.

1. Сообщите им об этом напрямую

Во-первых, если вы серьезно подумываете о переходе в восточное православие, сообщите об этом напрямую своей семье. Поскольку это важное решение может стать эмоционально напряженным, попробуйте поговорить с ним об этом лицом к лицу. Вы определенно не хотите, чтобы они узнали об этом через случайную ссылку на Facebook!

Вам не нужно превращать это в большое производство, просто дайте им знать, что вы думаете и почему вы пришли к такому решению. Это может быть разговор лицом к лицу или по телефону, если важным фактором является расстояние. Электронная почта, текстовые сообщения и т. д. часто могут быть неправильно истолкованы, поэтому настоящие разговоры обычно являются наиболее эффективным средством общения.

Когда мы с мужем начали процесс обращения в православие, мы лично сказали об этом родителям. Я помню, как нервничал, разговаривая со своим отцом, тогда еще протестантским пастором. У меня скрутило живот, когда я сказала ему, что мы с моим (теперь уже) мужем узнаем больше о восточной православной вере, посещаем православную церковь и идем по пути присоединения к Церкви. Это был разговор, которого я боялся несколько недель. Однако мой отец просто посмотрел на меня и сказал: «Я всегда думал, что если бы я не был реформатором, то был бы православным».

2. Не поносите протестантизм

Во-вторых, говоря с семьей о своем желании стать православным, не ругайте протестантизм (или любую другую религию, в которой вы выросли). Это часто может быть трудным для новообращенных. У многих людей был процесс разочарования в своем религиозном происхождении, который привел их в Православную Церковь. Сюда могут входить богословские причины, личный опыт, более глубокое знание церковной истории и множество других факторов.

Однако никогда не бывает выгодно (или приятно) пытаться «доказать», что вы правы, нападая на других. Если ваш разговор приводит к богословским причинам (или другим причинам), по которым вы хотите оставить протестантство и стать православным, убедитесь, что вы объясняете это очень деликатно, смиренно и с любовью.

3. Будьте готовы к обычным возражениям

Далее, у членов вашей семьи могут возникнуть сильные чувства по поводу того, почему вам не следует становиться православным. Это особенно верно, если они являются очень набожными членами своей религиозной традиции и если они воспитали вас в этой традиции. Я обнаружил, что многие протестанты склонны высказывать те же самые возражения против Православия, которые основаны на некоторых распространенных заблуждениях о Вере.

На прошлой неделе я написал два обширных поста об этих возражениях и некоторых способах ответа на них. Вы можете прочитать больше в разделе «Распространенные заблуждения о восточном православии» и «Более распространенные заблуждения о восточном православии». Заранее обдумав некоторые из этих возражений, вы сможете подготовиться к разговору.

4. После первоначального разговора пусть они поднимут этот вопрос

После первоначального разговора с семьей я рекомендую отойти от темы восточного православия, пока они ее не поднимут. Многим людям может понадобиться некоторое время, чтобы подумать о том, что вы сказали, немного почитать и исследовать самостоятельно, помолиться или просто успокоиться. Обязательно дайте людям это пространство и время.

Многие новообращенные могут так увлечься своей новой верой, что захотят рассказать о ней всем. Хотя это желание, безусловно, хорошо, но вы также не хотите отчуждать свою семью или отвращать ее от Православия. Вместо этого позвольте членам вашей семьи задавать вопросы, когда они будут готовы.

По нашему опыту, некоторые члены нашей семьи просили узнать больше. И мой отец, и один из моих братьев спросили, есть ли у нас книги, которые мы могли бы порекомендовать. Они читают книгу епископа Уэра Православная церковь и обсудили это с нами. Другие члены семьи время от времени задавали вопросы в непринужденной беседе. Не подталкивая их, мы смогли поддерживать хорошие отношения с членами нашей семьи и вести плодотворные беседы, если и когда они хотели.

5. Живите верной жизнью

Как только вы сообщите своей семье о своем решении стать православным, самое лучшее, что вы можете сделать, это жить верной жизнью перед ними. Делается это явно не показным образом для галочки, а через вашу повседневную жизнь. Через то, как вы относитесь к другим. Благодаря твоему нежному духу. Через «маленькую церковь» вашей семейной жизни. Через ваше участие в вашем приходе. Через то, как вы воспитываете своих детей. Благодаря тому, как вы смиренно просите прощения, когда ошибаетесь. И список продолжается.

Как сказал наш Господь: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего Небесного».

6. Пригласите их прийти и увидеть

Наконец, пригласите их испытать Веру на себе. Если у вас есть семья, пригласите их присоединиться к вам для молитвы. Если к вам приходят люди, приглашайте их прийти с вами на литургию в воскресенье утром. Когда мы навещаем членов нашей семьи, которые живут за пределами штата, мы посещаем православные храмы в их городе. Мы пригласим семью поехать с нами. Пригласите свою семью на крещение ваших детей. Это может вызвать еще больше вопросов (некоторые из которых я отвечу на следующей неделе, когда буду писать о миропомазании и крещении), но тем не менее задавайте их.

Если они решат не приходить, не настаивайте. Просто дайте своей семье знать, что вы всегда приветствуете их в церкви. И, кто знает, они могут просто прийти.

Мои родители очень поддержали меня, когда мы с мужем стали православными. Они приходили к нам на миропомазание, посещали с нами Литургию или вечерню, когда бывали в гостях, приходили на крещение, молились с нами и многое другое. По милости Божией мои родители были миропомазаны в прошлую Пасху и теперь принадлежат к Православной Церкви. Мы посетим их этим летом, и мне не терпится посетить с ними Божественную литургию и вместе принять участие в Евхаристии. Какое благословение!

Говорить с семьей о восточном православии может быть сложно (а временами даже страшно!). Однако с любящим и смиренным духом вы можете вести беседу, которая прославляет Бога.

Говорили ли вы со своей семьей о переходе в православие? Каким был ваш опыт? Есть ли у вас какие-либо предложения, чтобы добавить?

(Этот пост содержит партнерские ссылки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *