История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего — Нож
Кто такой мизантроп? В словаре Ушакова это слово имеет три значения:
— человеконенавистник,
— нелюдим,
— тот, кто страдает мизантропией.
В первом из них внимание акцентируется на эмоциональной составляющей этого понятия — нужно искренне ненавидеть отдельных представителей вида Homo sapiens и всё человечество. Во втором подчеркивается маргинальное положение мизантропа — на периферии общества, вдали от людей. А в третьем содержится намек на то, что это состояние, сходное с болезнью, которой можно «страдать».
Мизантропия кажется очень современным типом мышления, особенно если вы еще продолжаете читать новости, но все три трактовки, зафиксированные в толковом словаре, сложились уже в античные времена.
Мизантропия по Лукиану — созидательная силаПервого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.
Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.
Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:
«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».
Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:
«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».
Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.
Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.
О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:
«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».
Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.
Деструктивный потенциал мизантропии по ШекспируРазрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:
Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.
Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.
Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.
Ненависть мизантропа к самому себеВосприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:
«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».
Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:
Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский Тимон — самоубийца. Причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.
Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!
Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».
Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:
Мизантроп как маргиналТы сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.
Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.
Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.
С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.
Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.
В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.
Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.
Читайте также:
Цифровая гигиена: как пользоваться соцсетями, не давая им использовать вас
Платон: ненависть к людям — психологическая проблемаТенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:
«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого.
Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»
Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:
«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».
Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.
Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройствоТочку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:
«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».
Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.
С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.
Мизантропия — дьявольское наваждениеХристианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.
Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.
Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишекИнтерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.
Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:
«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».
Поэтому нет причин уважать человека — напротив, людскую глупость и злобу следует подавлять, а подчиненные достойны того, чтобы ими манипулировали власть имущие. Так, в 17-й главе «Государя» «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» Макиавелли хотя и призывает правителей казнить подданных только в случае «неизбежной необходимости», однако уточняет, что «еще важнее… не посягать на имущественные права подданных, потому что люди обыкновенно скорее прощают и забывают даже смерть своих родителей, нежели потерю состояния».
Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.
Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».
Любовь к человечеству: Кант и ГегельУже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.
«Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.
По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.
Ненависть к человечеству vs. любовь к человекуВ рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.
Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший: «Все мы братья меж собой», — в письме к другу писал: «Я с воодушевлением принял мир в распростертые объятия, в конце же я ощутил лишь холодную глыбу льда на своей груди».
Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.
Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.
Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.
В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:
«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».
Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.
Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.
Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.
Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нетВ одном ряду с Джонатаном Свифтом и прочими врагами рода человеческого оказался и немецкий мыслитель XIX века Филипп Майнлендер, один из представителей пессимистического направления. В своей «Философии освобождения», датированной примерно 1870 годом, он пишет: «Я бы хотел разрушить все мимолетные побуждения, способные отвлечь человека от поиска тихой ночи смерти».
«Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:
«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».
Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.
Ненависть к человечеству — реальность XX векаПерформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?
Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.
При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.
Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.
Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.
Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.
Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.
Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2015 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.
Может быть интересно:
«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности
Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.
Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.
Истинный мизантроп: как понять, что ты точно ненавидишь людей
Ненависть к людям — довольно таки распространенная тема в наше время. Кто-то не любит людей как некое скопление биомассы; кто-то не любит именно человеческое общество; кто-то не любит консерватизм общества; кто-то не любит новые течения; кто-то конкретно своих соседей не любит, а кто-то ненавидит не просто человечество, но и конкретно каждую личность за редким исключением. Этих людей и называют мизантропами, а не тех, кто ведет себе показательно цинично и смотрит «Доктора Хауса». Иногда мы не подозреваем, что не любил людей. Это чаще всего выражается не в том, что мы долдычим себе под нос, что ненавидим людей, а в том, что они нас невероятно раздражают, а наша зона личного пространства постоянно подвергается атаке с нашей же точки зрения. Это достаточно болезненная тема, поэтому сегодня я решил посвятить ей целую статью. Но если честно, любить людей не всегда обязательно, чтобы они к тебе хорошо относились. Обязательно эту ненависть скрывать. Впрочем, в будущем ее вполне можно перевести к ненависти к отдельным людям и группам людей.
1. Ты ненавидишь находиться в лифте с людьми
Даже если лифт большой, а людей 2-3 человека. Тебе кажется, что они смотрят на тебя, что они слишком близко к тебе, что они слишком громко говорят. С нетерпением ты ждешь, когда можно поскорее выйти из лифта и искренне ненавидишь кого-то ждать и останавливаться на каждом этаже, чтобы все эти люди вышли из лифта. Человек, который едет на лифте на второй этаж, вызывает у тебя просто бурю ненависти.
2. Тебе не нравится, когда кто-то садится рядом с тобой в общественном транспорте
Иначе, конечно, никак нельзя, вряд ли кто-то оценит, что в маршрутке есть этакая собака на сене. Но ты страшно ненавидишь тех, кто садится рядом с тобой, нарушая твое смиренное одиночество. Сидеть ближе к окну или любой другой преграде для тебя счастье, потому что человек может задевать окружность твоего пространства только с одной стороны. Сидеть между двумя людьми ты жутко ненавидишь также, как и сидеть на проходе.
3. Ты страшно рад, когда люди отменяют планы с тобой
Причем даже товарищи или друзья. Теперь ты можешь побыть наедине с собой или куда-нибудь съездить по своим делам. Не нужно ни с кем разговаривать, взаимодействовать. Точно камень с души.
4. Ты любишь ненастную погоду
Это повод остаться дома или меньше выходить на улицу. Кроме того, она прекрасно контрастирует с твоим настроением.
5. «Лучше позвони, чем пиши смс», — это кажется тебе несправедливым
Кто-то говорит, что звонок — лучшее общее, но ты абсолютно не согласен с этим. Ты не любишь общение по телефону без необходимости. Написать текст — это нормально, но позвонить — так себе. Тебе не нравится отвечать на звонок, но более всего тебе не нравится кому-то звонить. В случае необходимости ты набираешься силами на полном серьезе. Назначаешь себе время звонка, уныло берешь трубку, набираешь и звонишь. К слову, я тоже ненавижу звонить.
6. Когда ты встречаешь кого-то, ты думаешь только о его минусах
В этом ты проявляешь зачаточные черты человека из статьи про жалких людей. Новые люди тобой всегда воспринимаются в штыки. Ты еще к старым не привык, а к новым приходится приспосабливаться. Поскольку ты изначально настроен к ним отрицательно, каждый новый человек скроен для тебя из одних лишь минусов. Ты видишь, что он толстый; плохо одет; странно говорит; имеет дурацкое чувство юмора и наверняка является м*даком. Если человек начинает тебе нравится, ты потихоньку опускаешься, даешь ему второй шанс, но недостатки все равно знаешь.
7. Участвовать в групповом чате в Скайпе по работе или в любом обсуждении для тебя мука
Ты сидишь и думаешь, когда же, черт возьми, они придут к единому мнению, и мне можно будет не пытаться поддерживать разговор? Если ты общаешься таким образом со своими товарищами, причем долго, это начинает тебя страшным образом утомлять.
8. Если выбирать общество друзей или просмотр сезона сериала, ты выберешь последнее
Ты смотришь очень много сериалов. Ты даже знаешь, что такое Netflix. Кто-то смотрел наиболее известные типа «Шерлока», «Во все тяжкие», «Теории большого взрыва» или «Игры престолов», но ты же смотрел такие, которые не видел ни один из твоих товарищей. Никто не может понять, как ты умудряешься смотреть их в таком неприличном количестве и быть в курсе последних новинок. Если ты не смотришь сериалы, ты смотришь аниме или играешь в онлайн-игры. Причем, также как и в случае с сериалами ты знаком со всеми последними новинками. Например, с аниме про «Жука-жопокуса».
9. Ты ненавидишь, когда люди чихают
Причем не обязательно чихать рядом с тобой. Эти сволочи распространяют свои бациллы вокруг тебя. Звук чиха пугает тебя потому, что он очень громкий для тебя. Это очередной повод для ненависти к людям.
10. Тебя пугает, когда кто-то в общественном транспорте очевидно нездоров
Ты думаешь: «Какого хрена они позволяют себе не оставаться дома в таком виде? Они сдурели что ли заражать всех вокруг?» Несмотря на то, что ты переболел ветрянкой в детстве, ты очень плохо относишься к тому, что какая-то мама транспортирует своего «пятнистого» ребенка в общественном транспорте. Хотя это таки ненормально.
11. Ты терпеть не можешь обедать на фудкортах и даже готов переплачивать за то, чтобы пообедать в более закрытом месте
Не-мизантропов фудкорты при торговых центрах, конечно, очень раздражают. Тебя они пугают, заставляют нервничать и не дают нормально пообедать. Люди, везде люди, все шумят, огромные очереди — это заставляет тебя буквально паниковать и посылать лучи поноса во все стороны.
12. Ты готов пересесть с хорошего места в ресторане или баре, только потому, что вокруг тебя слишком много людей
Ты не любишь, когда вокруг тебя много людей, впрочем, мы и так это уже поняли. Но ты не любишь близкое, с твоей точки зрения, присутствие людей настолько, что готов потерять свое насиженное, роскошное со всех сторон место, только ради того, чтобы оказаться подальше от людей. Если это невозможно сделать, ты не доешь свою еду и уйдешь. Слишком большое количество людей может заставить тебя отказаться от всех планов, развернуться и уйти, даже когда ты ехал через весь город, чтобы добраться сюда. Серьезно, если в кинозале слишком много людей, ты развернешься и уйдешь, несмотря на то, что купил билеты.
13. Ты не так давно потратил много времени, обсуждая с кем-то определенную группу людей, которую вы двое ненавидите
В вопросах ненависти тебе нет равных, а если ты встречаешь единомышленника, говорить можно и нужно вечно.
14. Ты искренне ненавидишь детей
Поборники морали могут перестать возмущаться, доказывая, что детей любят все, а если не любят, то полюбят в будущем. Ты всегда ненавидел детей, они казались тебе скучными, неинтересными, слишком шумными и ломающими все подряд, до чего доберутся их ручонки.
15. Ты постоянно спрашиваешь себя: «Как люди могут быть настолько глупыми?»
Ты даже не возводишь себя на какой-то постамент, а искренне удивляешься, как так получилось, что люди вокруг могут существовать столь долго, добровольно делать себя несчастными и совершать крайне глупые поступки. А вдруг ты действительно имеешь право ненавидеть людей?
Почему я чувствую такую ненависть к людям и что мне с этим делать?
Вам часто кажется, что вы злитесь на других людей? Бывают ли у вас дни, когда вас все раздражает? Каждый испытывает эти чувства время от времени; это нормально иметь плохие дни, когда вы чувствуете себя раздражительным, даже если вы злитесь из-за мелочей, которые обычно вас не беспокоят. Но у большинства людей эти чувства приходят и уходят, и вы обычно можете точно определить основную причину: недостаток сна, гормональные колебания или стресс из-за чего-то в своей жизни. Но если вы злитесь на всех вокруг почти всегда, это может быть признаком более глубокой, лежащей в основе проблемы.
В этой статье мы рассмотрим опасность чрезмерного гнева или ненависти к другим и узнаем, что с этим можно сделать.
Нужна помощь в том, чтобы справиться со своей ненавистью здоровым способом?
Начните работать с терапевтом ReGain.
Ненависть к другим людям всегда причинит вам больше вреда, чем им. Злитесь ли вы на одного конкретного человека или чувствуете, что вообще ненавидите всех, эти чувства всегда причиняют вам наибольшую боль. Сегодня достижения медицинской науки и психологии показали нам, что наши эмоции оказывают глубокое влияние на наше психическое и физическое здоровье. Было проведено множество исследований о влиянии негативных эмоций на наше здоровье, и все они пришли к выводу, что
если вас переполняют ядовитые и разрушительные эмоции, этот негатив буквально вредит вам.
Например, исследования показывают, что отрицательные эмоции могут ослабить вашу иммунную систему, нанести вред здоровью сердца, повысить уровень сахара в крови и повысить вашу подверженность тревоге и депрессии. Точно так же люди, испытывающие натиск негативных эмоций, часто ищут нездоровые механизмы преодоления стресса. Это может привести к чрезмерной зависимости от наркотиков или алкоголя, а злоупотребление этими веществами может вызвать совершенно новый набор проблем для вашего психического и физического здоровья.
Причины, по которым вы испытываете такую ненависть к людямПонимание причин, вызывающих у вас ненависть к другим, требует краткого анализа психологии ненависти. Все иногда расстраиваются, но если вы регулярно испытываете глубокую ненависть к другим, это, вероятно, из-за чего-то очень личного для вас. Например, вы недовольны своей работой.
Если люди, с которыми вы работаете, регулярно совершают глупые ошибки, нарушают правила компании или усложняют вашу работу, то, безусловно, легко почувствовать разочарование, когда вы на работе. Вы можете чувствовать, что все, с кем вы работаете, глупы, и вы можете злиться, что ваши коллеги не справляются с работой лучше. Или, может быть, вы просто ненавидите свою работу. Если работа, которую вы выполняете каждый день, скучна, разочаровывает или бессмысленна, вы можете сильно разозлиться. У вас могут возникнуть проблемы с поиском смысла или удовлетворения в вашей работе, и в результате легко почувствовать разочарование и недостаточное стимулирование.
Независимо от причин ненависти преодоление этого чувства необходимо для здоровой жизни.
Страх
Хорошо известно, что люди склонны ненавидеть то, чего боятся. Во многих случаях страх возникает, когда кто-то чувствует угрозу, и особенно когда он чувствует себя бессильным остановить то, что, по его мнению, спровоцирует его падение. Если вы обнаружите, что постоянно испытываете ненависть к людям, спросите себя, какие люди вызывают у вас такие чувства. Ваша ненависть к лицам, находящимся у власти и способным принимать решения о вашей жизни? Вы ненавидите людей, которые причиняют вам боль эмоционально, физически, психологически и т. д.?
Страх не всегда так очевиден, как хотелось бы верить большинству людей. Во многих случаях гнев и ненависть используются как защитные механизмы против чувства страха. Очень часто страх заставляет людей чувствовать себя слабыми, а это последнее, что хочется испытать.
Ненависть к себе
Хотите верьте, хотите нет, но то, как вы относитесь к себе, может повлиять на призму, через которую вы смотрите на других. Люди часто изо всех сил пытаются по-настоящему увидеть свои единственные недостатки. Даже если вы знаете, что есть вещи, которые вам в себе не нравятся, ваше осознание этого факта может существовать в основном в вашем подсознании. Итак, поскольку вы не полностью признали эти чувства, они могут проявиться в виде иррациональных и необъяснимых вспышек гнева по отношению к другим.
Например, вы часто боретесь с нетерпением. В результате вы можете перебивать других, когда они говорят, или делать свою работу небрежно и торопливо. Итак, если вы столкнетесь с кем-то, кто делает то же самое, вы можете почувствовать глубокое разочарование всякий раз, когда взаимодействуете с ним — настолько, что вам может показаться, что вы его ненавидите!
В подобных случаях проблема легко решается. Вы не ненавидите другого человека — вы ненавидите негативные черты, которые признаете в себе. Работа с терапевтом может помочь вам определить эти черты и разработать позитивные механизмы преодоления, которые помогут вам улучшить себя и свои отношения с другими.
Социальная обусловленность
Окружающая среда, которой кто-то подвергается и частью которой регулярно является, неизбежно так или иначе повлияет на него. Иногда эти воздействия бывают положительными; в других случаях это не так. Несмотря на это, социальная обусловленность вполне реальна; это происходит через средства массовой информации, взаимодействие с другими людьми и оттенки сообщений, подаваемых в массы. Даже если это неправда, усвоение определенной информации часто может привести к тому, что кто-то почувствует ненависть других людей. Чаще всего (опустите оба выделенных раздела) эта ненависть ничем не оправдана, а ею часто манипулируют в интересах влиятельных людей.
Как подняться Над ненавистьюПодняться над ненавистью не всегда самое простое и удобное занятие. Если вы злитесь на что-то или на кого-то, может быть трудно отпустить этот гнев, особенно если вы знаете, что ваш гнев оправдан. Однако, к счастью, при наличии решимости и целеустремленности вы можете разработать здоровые механизмы выживания, которые помогут вам избавиться от негатива, который вы носите внутри.
Сосредоточьтесь на самосовершенствовании
Один из лучших способов избавиться от ненависти к другим — сосредоточиться на улучшении себя. Осознаете вы это или нет, но ненависть к другим людям требует много энергии; представьте, сколько пользы вы могли бы получить, направив эту энергию на самосовершенствование! Когда вы предпринимаете шаги по улучшению того, кто вы есть, вы можете обнаружить, что определенные изменения в образе жизни необходимы. Жизнь — это путешествие, и мы все должны учиться и развиваться по мере продвижения.
Окружите себя лучшими людьми
В некоторых случаях ненависть к другим людям может указывать на потребность окружить себя лучшей толпой. Например, если вы испытываете ненависть к своим коллегам и проводите большую часть своего времени на работе, вам может понадобиться перерыв, чтобы вы могли окружить себя людьми, которые вас подбадривают. Немного времени, проведенного с друзьями, которые могут заставить вас смеяться и чувствовать себя лучше, может омолаживать!
Это также может смягчить чувство ненависти. Если вы чувствуете себя подавленным или окружены людьми, которые вас расстраивают, полезно помнить, что ваши коллеги — не единственные люди в мире; Есть много замечательных людей, которые могут восстановить ваш дух!
Однако иногда проблема может быть в ваших друзьях. Если вы регулярно общаетесь с людьми, которые также злятся, обвиняют других в своих проблемах или считают, что определенные типы людей несут ответственность за весь их стресс, ваши друзья могут тянуть вас вниз. Часто это происходит до того, как мы полностью осознаем это, но взгляды, отношение и поведение наших друзей влияют на нас. Итак, если вы проведете тщательную самооценку и обнаружите, что ваши друзья оказывают на вас негативное влияние, возможно, пришло время изменить тип вашей компании.
Радость в жизни — еще один конструктивный способ подняться над ненавистью. Окружать себя позитивными людьми — это здорово, но также важно думать о том, кто вы как человек и как вы можете создать радостную жизнь. Например, подумайте о своих увлечениях. Что тебе нравится делать? Что заставляет вас улыбаться?
В современном хаотичном мире легко почувствовать стресс и подавленность. И именно поэтому мы должны быть преднамеренными в погоне за радостью. Итак, если вы чувствуете, что в вашей жизни неравномерное соотношение стресса и радости, приложите сознательные усилия, чтобы подумать о том, что вы можете сделать, чтобы культивировать радостную жизнь.
Когда рекомендуется обратиться за профессиональной помощью
Нужна помощь в том, чтобы справиться со своей ненавистью здоровым способом? Начните работать с терапевтом ReGain.
К сожалению, бывают периоды в жизни, когда ненависть к другим людям отражает более глубокие проблемы. Иногда виновником является глубинная или подавленная травма, что случается чаще, чем большинству людей хотелось бы верить. Когда серьезные проблемы не решаются должным образом, они не просто исчезают; они задерживаются и позже материализуются в различных формах, которые часто вредны и разрушительны для вас как личности или для окружающих.
Если вы постоянно задаетесь вопросом «Почему я всех ненавижу?» и вы оказываетесь в ситуации, когда вы постоянно испытываете ненависть к другим людям, поиск профессиональной терапии может быть для вас очень хорошей идеей.
Существует множество распространенных заблуждений о терапии, но не дайте себя одурачить! Нет ничего плохого или постыдного в том, чтобы обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту. Ум — это часть тела, точно так же, как ваши глаза или руки; Терапия так же нормальна и естественна, как обращение за помощью для сломанной руки! Итак, если вы чувствуете, что боретесь с каким-либо аспектом психического здоровья, всегда можно обратиться за помощью!
Если вы все же решите связаться с психотерапевтом, возможно, вам лучше всего подойдет онлайн-терапия. Онлайн-терапия имеет определенные преимущества, которых нет в более традиционных формах психиатрической помощи. В отличие от традиционных терапевтических сеансов, которые предполагают сидение в офисе со специалистом, онлайн-терапия дает вам возможность получать рекомендации на ходу.
Временами жизнь может быть сложной, и препятствия, как правило, материализуются неожиданным образом и в неподходящее время. Онлайн-терапия создает путь к выздоровлению, росту, решениям и способности становиться сильнее перед лицом невзгод.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что такое мизантропия?
Мизантропия — это черта личности, которая вращается вокруг ненависти к другим людям, людям в целом или согласию с реальностью, которую другие люди предпочитают воспринимать.
Мизантропия не обязательно означает, что вы злой или даже плохой человек. Вместо этого он описывает людей, которые по той или иной причине предрасположены ненавидеть людей и их действия (даже без прямой или очевидной причины).
Человек действительно может стать плохим или злым, если его мизантропия начинает проявляться в причинении вреда другим людям, особенно тем, кто невиновен или не сделал ничего, чтобы заслужить ненависть или возмездие.
Мизантропия проявляется по-разному у разных людей. Некоторые могут серьезно ненавидеть конкретных людей или идеи. Другие могут ненавидеть то, как устроено общество в целом, и чувствовать себя неадекватно реальности, в которой мы живем.
Иногда человек рационализирует мизантропию, указывая на пороки человечества или конкретные вредоносные действия, совершенные людьми. Но то, что вы, скажем, ненавидите Гитлера, не означает, что вы мизантропы.
Ненависть к человеку или даже к людям — обычная и повседневная человеческая эмоция. Нормальное поведение и эмоции могут перерасти в мизантропию, когда негатив становится привычкой, а ненависть к другим людям или человечеству проникает во все аспекты вашей жизни.
Важно отметить, что мизантропия не всегда является всепоглощающей чертой личности. У многих людей развиваются человеконенавистнические наклонности в связи с сезонной депрессией или значительными жизненными событиями.
Наличие мизантропии также не означает, что вы не можете добиться успеха. Успешные люди, как правило, имеют хорошие социальные отношения, но люди с мизантропией все же могут устанавливать тесные связи с другими.
Что вызывает мизантропию?
Последствия мизантропии могут исходить из самых разных источников.
Мизантропия может быть врожденной чертой характера, с которой некоторые люди рождаются или развиваются в раннем возрасте. Это не обязательно зло или даже плохая черта, но она имеет тенденцию сосредотачиваться на циничном взгляде на человечество.
В других случаях чувство ненависти к людям может быть вызвано чувством изоляции, депрессии или социального отчуждения, наряду с другими примерами. Неудивительно, что у людей, которые чувствуют себя отчужденными и изолированными, может развиться циничное отношение к людям и человечеству в целом. Они могут особенно ненавидеть успешных людей, потому что эти люди являются кульминацией, по их мнению, порочного общества.
Как узнать мизантропа?
Выявить мизантропа иногда бывает сложно, потому что черты характера не всегда проявляются очень явно. Кто-то может быть мизантропом, но при этом вести себя нормально (при этом имея внутреннее мнение о человечестве, которое может показаться циничным).
Одним из признаков того, что кто-то может быть мизантропом, является чрезмерное употребление алкоголя или других веществ. Мизантропам может казаться, что они меньше ненавидят людей, когда они пьяны, или им легче игнорировать то, что их беспокоит.
Другим признаком может быть характер чувства юмора человека. Если кто-то постоянно отпускает антишутки или шутит о циничной/безнадежной природе человечества, это может отражаться на его внутренних чувствах к себе и другим.
Конечно, человеконенавистнические наклонности могут проявляться многими другими способами, даже у успешных людей. Но не обязательно осуждать кого-то только потому, что он проявляет некоторые из этих тенденций; есть много причин, по которым человек может быть предрасположен к циничному отношению, и многие из них не поддаются контролю.
Что ненависть делает с человеком?
Постоянная ненависть может серьезно повлиять на психическое здоровье человека.
Это может привести к накоплению агрессивных мыслей, которые потенциально могут даже привести к насильственным действиям. Но даже если это не заведет так далеко, это все равно может нанести вред человеку. Кто-то может ненавидеть людей и общество, что может привести к изолированной жизни. Это может повредить другим аспектам психического здоровья и лишить их интимных отношений.
С ненавистью связаны и другие эмоции, включая вину, вину, ненависть к себе и агрессию. Вместе они могут стать опасным плавильным котлом эмоций, которые могут привести к психическим заболеваниям, напряженности в отношениях и другим последствиям.
Однако ненависть не обязательно означает смертный приговор. Ненависть — очень распространенная человеческая эмоция, и большинство людей испытывает ненависть регулярно. Важно научиться справляться с этими эмоциями, позволять им проходить через вас и становиться лучше и сильнее с другой стороны.
Как преодолеть гнев и ненависть?
Преодолеть гнев и ненависть чрезвычайно сложно, и гораздо легче сказать, чем сделать. Если вы обнаружите, что ненавидите людей, человечество или свою собственную жизнь, первым шагом может быть обращение к обученному медицинскому работнику или терапевту. Они здесь, чтобы помочь вам в трудные времена и могут быть важным ресурсом для исцеления.
Преодоление гнева и ненависти — это не одношаговый процесс. Обычно это включает в себя создание сильной сети поддержки, будь то семья, друзья или медицинские работники.
Очень важно распознать свою ненависть и гнев и попытаться понять, откуда они берутся. Ищите триггеры и старайтесь избегать их или лучше понимать.
Настоящими противоположностями ненависти и гнева являются любовь и сострадание. Постарайтесь найти способы привнести в свою жизнь любовь, сочувствие и сострадание. Знай, что ты не один. Люди заботятся о вас и хотят помочь вам стать лучшей версией себя.
Терапевт говорит, что это простое упражнение может сделать жизнь более долгой и счастливой
Александра Храскова | Twenty20
Даже проработав в сфере терапии почти 24 года, я все еще не могу не чувствовать себя неуверенно и совершенно застигнутым врасплох каждый раз, когда слышу, как кто-то говорит: «Я ненавижу людей».
Это отрицательно заряженное утверждение заставляет меня невольно выпрямиться на стуле, потому что в глубине души мне трудно его понять. Конечно, люди могут расстраивать, обижать и злить друг друга, но подавляющее большинство из нас делает все возможное.
За прошедшие годы я обнаружил, что многие люди, заявляющие о своей ненависти, просто пытаются выразить разочарование или ошибочно полагают, что это защитит их от боли. В сегодняшнем мире постоянных изменений, страха и неуверенности это становится все более распространенным поведением.
Однако это пессимистическое мировоззрение чревато излишне вредными последствиями; это может удерживать людей в оборонительной, узкой и бесполезной позе. В результате это может негативно сказаться как на их работе, так и на личной жизни.
…многие, заявляющие о своей ненависти, просто пытаются выразить разочарование или ошибочно полагают, что это защитит их от боли.
Исследователи обнаружили, что этот тип цинизма также может проявляться как временный симптом выгорания: когда мы живем в состоянии нехватки времени и подавленности, мы теряем из виду наши ценности и потребность в общении, и другие люди могут начинают ощущаться отвлекающие факторы и стрессовые обязательства.
Избавление от менталитета «я ненавижу людей»
Сила наших убеждений заключается в том, что мы бессознательно превращаем мысли в факты. Мы также бессознательно ищем в окружающей среде дополнительные доказательства того, что наши убеждения верны. Если мы твердо придерживаемся мнения, что «люди — отстой» (еще одно утверждение, которое вызывает у меня раздражение), мы обязательно найдем доказательства, подтверждающие это утверждение.
И наоборот, если мы верим, что люди от природы хорошие, мы столкнемся с дополнительным подтверждением, чтобы заполнить это ведро убеждений. Разве ты не предпочел бы жить в мире с доброжелательными людьми?
К счастью, наше отношение к этому в значительной степени находится под нашим контролем. Независимо от нашего общего мировоззрения человечества, с помощью коротких практик мы можем сместить его в более позитивную сторону.
Сила наших убеждений заключается в том, что мы бессознательно превращаем мысли в факты.
Исследования подтверждают это утверждение. Согласно исследованию, проведенному Барбарой Фредриксон, профессором, изучающим положительные эмоции, принятие «ритуала медитации любящей доброты может вызвать положительные эмоции таким образом, который превосходит эффект гедонистической беговой дорожки».
(«Гедонистическая беговая дорожка», также называемая «гедонистической адаптацией», — это то, что психологи называют склонностью человека быстро привыкать к изменениям — положительным или отрицательным — для поддержания стабильного уровня счастья.)
Согласно Фредриксон и ее команда исследователей, когда мы испытываем больше позитива, мы более восприимчивы к социальной поддержке и живем дольше, счастливее и успешнее. В целом, эти преимущества способствуют повышению удовлетворенности жизнью и уменьшению депрессии и других проблем со здоровьем.
Перерыв «внимательность к доброте»
Безусловно, вызывать и дарить доброту сложнее, когда вы заняты или перегружены, особенно тем, у кого менталитет «я ненавижу людей».
Но, сделав небольшой и осознанный перерыв, вы можете принести немного хорошего самочувствия, заразительного сострадания в любую часть вашего дня — и в то же время значительно повысить свое счастье.
Чейд-Мэн Тан, бывший пионер осознанности в Google и автор книги «Ищи внутри себя», учит этому блестящему и очень эффективному упражнению «внимательность к доброте»:
- Посидите несколько минут с открытыми или закрытыми глазами. Пожелайте себе счастья и позвольте этому намерению ассимилироваться.
- Выберите того, кому легко послать добро. Возможно, это любимый человек или хороший друг. Пожелайте этому человеку счастья. Обратите внимание на любые телесные ощущения, возникающие при этом. Представьте, что они могут чувствовать, получая это.
- Выберите нейтрального человека, которого вы плохо знаете . А теперь пожелайте им счастья.
- Если вы чувствуете себя смелым, выберите несколько трудного человека и отправьте ему эту доброту. Напомните себе, что этот человек, как и вы, просто хочет быть счастливым. Если вы заметите сопротивление или напряжение в теле, сделайте глубокий вдох и расслабьте эти мышцы. Это мягкая практика, которую не следует навязывать.
- Наконец, представьте, что вы желаете счастья всем людям в мире, включая себя. Отправьте его так далеко и широко, как вы хотели бы себе представить.