Ненормативной лексики: Использование ненормативной лексики — Сайт Губернатора Псковской области

профилактика ненормативной лексики – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Ученики начальной школы

Если речь идет о младших школьниках, следует пресечь нежелательное поведение спокойно, но твердо. С ребенком обязательно нужно поговорить. Его надо спросить, знает ли он значение тех слов, которые употребляет. Возможно, ответ будет отрицательным, и ребенок просто повторяет за кем-то «крутые» слова. Тогда достаточно сказать, что это плохие слова, которые нельзя произносить вообще, и в школе тоже. Ругать ребенка не надо, он ни в чем не виноват. Можно попросить родителей поговорить с ребенком об этом более подробно, если у него возникают вопросы о плохих словах. Некоторые дети очень удивляются, узнав, что люди «ругаются частями тела».

В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова. Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет. Далее нужно объяснить, что материться в школе запрещено, и рассказать, что будет при повторном нарушении.

Средняя и старшая школа: подростки

Самое сложное – когда в школе есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «учащиеся группы риска».

Чего делать не надо?

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.

«Бессмысленно праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку. Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной».

 

Что делать обязательно нужно?

Удерживать взрослую позицию

Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.

Устанавливать правила и санкции

Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения.

Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики. 

Психологи — специалисты центра «Перекресток» в работе с подростками использовали правило «3 синонима». Это означает, что человек, произнесший матерное слово, должен назвать три литературно приемлемых синонима этого слова. Такая мера не унижает достоинство ребенка, но требует некоторого творческого усилия, заодно расширяя его кругозор. В подростковом клубе, где действует это правило, ребята сами следят за его соблюдением, напоминая друг другу: «Эй, ты назвал только два синонима, за тобой еще один!» Санкция не обязательно должна быть неприятной и ни в коем случае не должна быть унижающей, творческие задания работают лучше всего.

Помогать формировать коммуникативные навыки

О красоте русского языка говорить можно и нужно, но не стыдить при этом ребят, «позорящих славный русский язык, на котором разговаривал Пушкин». Пушкин, как известно, не брезговал «низкой» лексикой, которой, как и всеми пластами языка, владел в совершенстве. Подростки не выносят ханжества, никогда нельзя забывать об этом. В работе с ребятами, привыкшими использовать обсценную лексику в повседневной речи, следует относиться к этому как к несформированному речевому навыку. 

Иногда подростки сами признают, что слишком много ругаются, потому что в их компании так разговаривают все, и хотят избавиться от этой вредной привычки. Разговаривая с такими ребятами, можно услышать паузы, которые они делают, трудолюбиво подбирая «приличные» слова. Это уже хороший признак: они включают своеобразный фильтр, общаясь со взрослыми. Имеет смысл помогать им подбирать слова, поддерживать стремление общаться как культурные люди. И конечно, важной задачей становится помощь в поиске такой среды сверстников, где господствуют цивилизованные нормы общения.

Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания

Многие дети с хорошо развитой речевой коммуникацией используют обсценную лексику в разговоре как часть молодежной субкультуры. Несмотря на то, что они прекрасно понимают, что нарушают этим школьные правила, часто они даже не понижают голоса в присутствии педагогов. Вероятно, в этот момент они не осознают свои высказывания как что-то неадекватное ситуации. Им следует спокойно напомнить правила и вынести предупреждение. Удачной формулировкой здесь может стать что-то вроде «У нас в школе так не принято». Скорее всего, они извинятся и постараются в следующий раз помнить, где находятся.

Если оставлять такие проявления без внимания, они будут усиливаться. Существует теория разбитых окон, сформулированная американскими социологами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом. Она утверждает: «Когда человек видит, что нарушения правил никем не пресекаются, он перестает считать любые правила обязательными для себя». Название теории взято из опыта криминологии: если в здании выбито одно стекло и его не заменяют, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна, а криминогенная обстановка в районе заметно ухудшится.

«Нарушения правил должны пресекаться спокойно, но твердо».

Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу

Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя обычно не используют ненормативную лексику в школах. Но очень важно понимать, что крик, ругань, обзывательства и другие атрибуты неуважительного обращения с учениками только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах. «Если вы нас не уважаете, почему мы должны уважать вас и соблюдать ваши правила?» — считает подросток, и он прав.

3 февраля 2023 – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой | Местное время

Фото: уральские-каникулы.рф

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, сообщает «Календарь событий».

«Ненормативная лексика» – понятие более широкое, чем просто нецензурная (брань). Оно включает в себя и такие понятия, как «жаргон» и «сленг», которые в отличие от нецензурной лексики не являются запрещенными к употреблению в общественных местах, не воспринимающиеся как асоциальное поведение, но, тем не менее, выходят за рамки общепринятых норм речи. Те или иные сленговые выражения нередко становятся частью повседневного общения: «лузер», «хакнул», «завис», «кича», «туса» и т.д.

Другое дело – та часть ненормативной лексики, которая представляет собой нецензурную брань. Несмотря на то, что в русском языке существует всего 3 или 4 корня матерных слов (лингвисты расходятся здесь во мнении), образуют они довольно широкий спектр слов, употребление которых является нарушением действующего законодательства РФ. Подобные слова не допускаются к употреблению в общественных местах, а также в СМИ.

Нецензурная лексика включает в себя непристойные, грязные, похабные, бесстыдные, вульгарные, распутные выражения, употребление которых не только противоречит законодательству, но и является примером асоциального поведения, вызывающего негативную оценку со стороны общества, осуждение.

Однозначно негативную оценку ненормативной лексике дает церковь, относя брань к греху сквернословия, распущенности и вседозволенности, разрушающему душу человека.

Ученые считают, что в период язычества эти слова могли носить ритуальный смысл и просто так ими «кидаться» также было нельзя.

Многие лингвисты и психологи сходятся во мнении, что матерные выражения являются энергетически и эмоционально сильными. Чаще всего они являют собой спонтанную речевую реакцию на нестандартную или неожидаемую, непрогнозируемую действительность. То есть, в подобном случае, нецензурное выражение – некий элемент психологической разрядки, антистрессовая реакция.

Кто-то засилье нецензурной лексики связывает с оскудением словарного запаса, кто-то – с распущенностью, вседозволенностью и отсутствием действенных регуляторов. Проблемой современного общества становится и употребление матерных выражений подростками. Для них это неоправданная попытка казаться старше, увереннее, самодостаточнее, сильнее.

Беда в том, что искоренить ненормативную лексику просто запретом невозможно.

Наряду с мерами воспитательного характера, работой над самоконтролем, более вдумчивым построением воспитательного процесса в семье, поддержкой со стороны системы образования и государственных органов требуется и целенаправленная государственная политика в области семьи и культуры. Нельзя обойтись и без участия в решении этого вопроса представителей церкви, беседы и разъяснения которых будут крайне важны для верующих семей. Правовые нормы также необходимы в качестве жесткого регулятора для тех, кто ведет себя агрессивно и пренебрежительно относится к правам окружающих, особенно детей и подростков.

На Руси, к слову, на законодательном уровне применялись меры наказания к злостным сквернословам еще во времена царей Василия III и Ивана IV Грозного. Тех, кто злостно сквернословил в публичных местах, могли подвергнуть порке.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы profanity

на китайский (традиционный)

瀆神, 褻瀆的語言, 下流話…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

渎神, 亵渎的语言, 下流话…

Узнать больше

на португальском языке

profanação, afronta…

Узнать больше

Нужен переводчик?

Получите быстрый бесплатный перевод!

Как произносится ненормативная лексика

?