Неосознаваемые явления в психике: Неосознаваемые психические явления в психике.

Содержание

Неосознаваемые психические явления в психике.

Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные дей­ствия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, пото­му что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для пси­хики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называ­емых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обшир­на, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

Цель этой главы заключает­ся в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых пси­хических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией про­явлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.

По нашему мнению, наиболее удачно необходимый учебный материал по про­блеме неосознаваемых процессов изложен в лекциях Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию». Именно они послужили основой для подготов­ки данной главы и рассмотрения изучаемой нами проблемы.

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы (рис. 6.1).

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосо­знаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние — состояние «свободной головы» — и озна­чает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входя­щие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но за-

Рис. 6.1. Классификация неосознаваемых процессов

тем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют

группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автома­тическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе дей­ствий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совер­шенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундамен­тальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. (Этот пример при­водят многие исследователи проблемы неосознаваемых процессов.) Все начина­ется с простого с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уро­вень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать вырази­тельно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознатель­ного контроля человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельно­стью остается. Дело в том, что поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выде­лить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действии, яв­ляющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия от­тесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраня­ется.

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознатель­ного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в вы­полнении какой-либо деятельности.

Следует отметить, что именно в изменении степени представленности дей­ствий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. Необходимо также под­черкнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высо­кой практической значимости.

Этой проблеме большое внимание уделяли пред­ставители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия. В советской психологии этой пробле­ме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н. А. Бернштейн, полагавший, что выра­ботка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирова­ния навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные эле­менты и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без учас­тия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой во­прос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сфе­рах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумы­ваясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигна­лов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Од­нако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки.

Теперь мы перейдем ко второму подклассу неосознаваемых механизмов созна­тельных действий — явлениям неосознаваемой установки. Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни человека.

В отече­ственной психологии существовало целое направление, разрабатывающее пробле­му установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано ос­нователем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направ­лении. В этом определении делается упор на готовность к действию или реагиро­ванию. Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, по­этому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык прояв­ляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Существуют различные виды установки: моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в го­товности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов; перцептивная установка — готовность воспринимать то, что вы ожидае­те увидеть, и т. д.

Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезап­ной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готов­ность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, конечно, очень часто являет­ся ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установки».

Например, широко известен проводимый среди детей дошкольного возраста опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с одной стороны тарелки обиль­но посыпается солью. Детям дают ее пробовать, причем, первым шести-семи ис­пытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему — соленую. Под воздействи­ем мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последний уверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равно говорит, что каша сладкая. Чем это объяснить? С одной стороны, боязнью выглядеть не так, как все, а с другой — тем, что в процессе проведения эксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в его сознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все это говорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, что каша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповой установке, все равно говорит, что каша сладкая. В этом примере мы сталкиваемся с явлением осознаваемой установки. Испытуемый, в определенной степени осознанно, дает неверный ответ.

Но бывают явления другого рода, когда установка оказывается неосознавае­мой, что для нас представляет сейчас наибольший интерес в контексте рассматри­ваемой проблемы. Например, при проведении одного эксперимента испытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов испытуемому дава­ли одновременно — один шар в правую руку, другой — в левую. Предположим, что 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а в правую меньшего. Затем в шестнадцатый раз ему предлагают оценить шары одинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, что объем у ша­ров различен. При этом разные испытуемые давали один из двух вариантов отве­тов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжали утверждать, что в левой руке шар больше. Здесь мы сталкиваемся с явлением иллюзии уста­новки. В первом случае — это контрастная иллюзия установки, заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую руку будет предло­жено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объема шара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шар меньших раз­меров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзией установ­ки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцати одинаковых эк­спериментов ожидает повторения опыта.

В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотруд­ники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Под­тверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предва­рительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внуша­лось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оце­нить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверж­дая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым.

Таким образом, неосознаваемые установки действительно существуют и име­ют огромное значение для формирования осознаваемых действий. Теперь перей­дем к третьему классу неосознаваемых механизмов — неосознаваемым сопровож­дениям сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудую­щий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, кото­рый смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее вы­ражение, при этом сам человек этого не замечает. И таких примеров очень много. Все эти явления и есть неосознаваемое сопровождение сознательных действий. Следовательно, к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, являются клас­сическим объектом изучения физиологии. Однако все они чрезвычайно важны и для психологии. Во-первых, эти неосознаваемые процессы могут рассматривать­ся как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых слу­чаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь. Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показа­тели различных психологических характеристик человека.

Приведем пример, взятый из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию». В нем описывается выступление известного эстрадного артиста В. Мессинга, который был способен «читать мысли». Артист предлагал любому присутствующему в зале человеку спрятать куда-нибудь какой-либо предмет или задумать какое-либо действие, которое необходимо совершить артисту. После чего В. Мессинг брал человека за руку и предлагал мысленно приказывать ему дви­гаться в направлении спрятанного предмета или совершать задуманное действие. В большинстве случаев В. Мессинг безошибочно выполнял все задуманные зри­телем действия или находил спрятанный предмет, что всегда приводило публику в восторг. В реальности его номер основывался на хорошо развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряже­ния и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия. Данную информацию артист получал при контакте своей руки с рукой «индуктора» — зрителя, который мысленно давал ему команды.

В качестве иллюстрации значения неосознаваемого сопровождения сознатель­ных действий для изучения психологических характеристик человека воспользу­емся еще одним примером из той же книги. А. Р. Лурия в 1920-х гг. проводил опы­ты, в которых изучались феномены, сходные с теми, которые проявляются при использовании современных «детекторов лжи». Для этого он использовал при­менявшийся для выявления скрытых аффективных комплексов ассоциативный эксперимент К. Юнга. Этот эксперимент основывался на предъявлении испытуе­мому перечня слов, на каждое из которых испытуемый должен был ответить пер­вым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика. В результате словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, что по­зволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произ­несено. Этот эксперимент показал, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию). Так, на различные по значимости для испытуемого слова, произно­симые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реак­ция при сохранении нейтральной внешней реакции. Подобную методику А. Р. Лу­рия назвал сопряженной моторной методикой. Ее валидность и надежность была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и по­дозреваемыми в совершении преступлений.

Современная техника позволяет проводить подобные эксперименты на еще более высоком уровне, с учетом объективных индикаторов, практически не под­дающихся контролю со стороны сознания. К таким индикаторам относятся пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция и др. Таким образом, малоосознаваемые ре­акции могут быть весьма информативными и наиболее действенными как при об­щении и передаче информации, так и при изучении человека.

Следующий большой класс неосознаваемых процессов — неосознаваемые по­будители сознательных действий. Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего связаны с именем одного из самых известных психологов XX в., современником В. Вундта, У. Джемса, Э. Титчепера, — Зигмундом Фрей­дом.

После окончания медицинского факультета Венского университета Фрейд не­которое время работал в клинике известного парижского психиатра Ж. Шарко, а затем вернулся в Вену и стал работать в качестве практикующего врача. Специ­ализируясь на лечении неврозов, Фрейд увлекся теоретическими проблемами личности, в результате чего разработал особый метод лечения психических забо­леваний, названный им психоаналитическим. Следует отметить, что, несмотря на популярность, которую приобрел психоанализ, отношение к этому методу всегда было и остается двойственным. Это вызвано тем, что Фрейд, предлагая детально изучать и анализировать любые факты, связанные с жизнью пациента, многие свои теоретические положения ничем не обосновывает. Подобное отношение к фактам со стороны Фрейда, по мнению людей достаточно хорошо знавших его, объясняется тем, что многие рассматриваемые им проблемы были свойственны лично ему. Между тем Фрейд внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин некоторых действий человека и психических явлений.

Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присут­ствие на одном из сеансов гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотиче­ском состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежа­щий одному из присутствующих. Причем перед пробуждением ей была дана уста­новка на то, чтобы она забыла о том, что это внушение было проведено. После побуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зон­тик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд фе­номенов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вто­рых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмот­ря на то, что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длитель­ных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его дей­ствия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов, Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или обла­сти: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек рас­полагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они иницииру­ются при возникновении соответствующего стимула. Например, все вы прекрас­но знаете теорему Пифагора. Но до того момента, пока я не упомянул ее, она не присутствовала в вашем сознании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание — это лишь видимая часть айс­берга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свой­ствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не со­знается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что ин­формация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в созна­ние. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и при этом оказывают огромное влияние на поведение человека?

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечения­ми, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытес­няются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они периодически прорыва­ются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

📖 40. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПСИХИКЕ. Психология: Шпаргалка. Авторов К. Страница 40. Читать онлайн

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Сознание есть единство субъективного и объективного. Отсюда становится ясным истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, которое разрешает парадокс бессознательной психики.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковое™, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Психическое явление у человека редко бывает вовсе вне сознания. Но возможно неосознанное переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанной является связь переживания с тем, к чему оно относится. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через то, переживанием чего оно является.

Неосознанное чувство — то, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично и настроение часто создается вне контроля сознания.

Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием.

1. Бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т. е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем регуляции поведения, чем сознание: бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

2. Такие бессознательные явления, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

3. Желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания. Это личностное бессознательное. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внесЗ. Фрейд.

Механизм осознания во всех случаях один и тот же: осознание происходит через включение переживания совершаемого субъектом акта в объективные предметные связи, его определяющие. Реальное сознание конкретного человека никогда не бывает абстрактной сознательностью, сознание — это единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного. Бессознательное влечение переходит в сознательное, когда осознан объект, на который оно направляется.

Подсознание — Энциклопедия искусства и популярной культуры

Материал из Энциклопедия искусства и популярной культуры

Перейти к: навигация, поиск

У сердца есть свои доводы, о которых разум ничего не знает (ок. 1887 г.) Одилона Редона , фраза из Pensées (1669) Блеза Паскаля

Сон разума порождает монстров — гравюра Франсиско Гойи из серии Caprichos

Диаграмма человеческого разума, из Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris metaphysica , страница 217 [1] Роберта Фладда

Связанные и

Википедия
Викисловарь
Магазин


Рекомендуемые:

Ромбикубоктаэдр Леонардо да Винчи

бессознательное (или бессознательное ) состоит из мыслей в уме, которые возникают автоматически и недоступны для самонаблюдения, и включают мыслительные процессы, память, аффект и мотивацию. Несмотря на то, что эти процессы существуют глубоко под поверхностью сознания, предполагается, что они могут оказывать влияние на поведение. Этот термин был придуман немецким философом-романтиком 18-го века Фридрихом Шеллингом, а затем введен в английский язык поэтом и эссеистом Сэмюэлем Тейлором Кольриджем. Концепция была разработана и популяризирована австрийским неврологом и психоаналитиком Зигмундом Фрейдом. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что бессознательные явления включают подавленные чувства, автоматические навыки, подсознательные восприятия, мысли, привычки и автоматические реакции, а также, возможно, комплексы, скрытые фобии и желания. В психоаналитической теории под бессознательными процессами понимают выражение сновидений в символической форме, а также в оговорках и шутках. Таким образом, бессознательный разум можно рассматривать как источник снов и автоматических мыслей (тех, которые появляются без какой-либо очевидной причины), хранилище забытых воспоминаний (которые могут быть доступны сознанию в более позднее время) и местонахождение имплицитного знания. (вещи, которым мы научились так хорошо, что делаем их, не задумываясь).

Утверждалось, что на сознание влияют другие части разума. К ним относятся неосознанность как личная привычка, неосознанность и интуиция. Термины, относящиеся к полусознанию, включают: пробуждение, неявную память, подсознательные сообщения, трансы, гипнагогию и гипноз. Хотя сон, ходьба во сне, сновидения, делирий и кома могут сигнализировать о наличии бессознательных процессов, эти процессы являются не самим бессознательным, а скорее симптомами.

Содержимое

  • 1 Исторический обзор
  • 2 Бессознательные процессы и бессознательное
  • 3 Фрейд и психоаналитическое бессознательное
    • 3.1 Коллективное бессознательное Юнга
    • 3.2 Лакановское лингвистическое бессознательное
    • 3.3 Споры
  • 4 Бессознательное в современной когнитивной психологии
    • 4.1 Исследования
    • 4. 2 Бессознательная обработка информации о частоте
    • 4.3 Искусственные грамматики
    • 4.4 Бессознательное приобретение процедурных знаний
    • 4.5 Бессознательное и бессознательное
  • 5 См. также

[править]

Исторический обзор

Влияния на мышление, исходящие извне самопорожденного сознания индивидуума, отражены в древних представлениях об искушении, божественном вдохновении и роли богов во влиянии на мотивы и действия . Идея внутренних бессознательных процессов в уме также возникла в древности и исследовалась в разных культурах. Бессознательные аспекты психики упоминались между 2500 и 600 годами до нашей эры в индуистских текстах, известных как Веды, которые сегодня используются в аюрведической медицине. В ведическом мировоззрении сознание является основой физиологии, а чистое сознание — это «абстрактное, безмолвное, полностью единое поле сознания» внутри «архитектуры все более абстрактных, функционально интегрированных способностей или уровней разума».

Парацельс считается первым, кто упомянул бессознательный аспект познания в своей работе Von den Krankheiten (переводится как «О болезнях», 1567), а его клиническая методология создала убедительную систему, которую некоторые считают начало современной научной психологии. Шекспир исследовал роль бессознательного во многих своих пьесах, не называя его таковым. Западные философы, такие как Спиноза, Лейбниц, Шопенгауэр, Кьеркегор и Ницше, разработали западный взгляд на разум, предвосхитивший взгляды Фрейда. На Шопенгауэра также повлияло его чтение Вед.

Формулировка идеи чего-то неосознанного или активно отрицаемого осознанием с помощью символических конструкций языка была процессом человеческого мышления и межличностного влияния на протяжении тысячелетий.

Результирующий статус бессознательного можно рассматривать как социальную конструкцию — что бессознательное существует, потому что люди соглашаются вести себя так, как если бы оно существовало. Символический интеракционизм идет дальше и утверждает, что личности людей (сознательные и бессознательные), хотя и целенаправленные и творческие, тем не менее являются социальными продуктами.

[править]

Бессознательные процессы и бессознательное

Некоторые нейробиологические исследования подтверждают предположение о бессознательном. Например, исследователи из Медицинского центра Колумбийского университета обнаружили, что мимолетные образы испуганных лиц — образы, которые появляются и исчезают так быстро, что не осознаются, — вызывают бессознательную тревогу, которую можно обнаружить в мозгу с помощью новейших нейровизуализирующих устройств. Сознательный разум отстает от бессознательных процессов на сотни миллисекунд.

Чтобы понять этот тип исследования, необходимо провести различие между бессознательными процессами и бессознательным умом: это не одно и то же. Нейронаука скорее исследует первое, чем второе. Бессознательный ум и его ожидаемое психоаналитическое содержание также отличаются от бессознательного состояния, комы и минимально сознательного состояния. Различия в употреблении этого термина можно в какой-то степени объяснить разными нарративами о том, что мы знаем. Одним из таких нарративов является психоаналитическая теория.

[править]

Фрейд и психоаналитическое бессознательное

Вероятно, наиболее подробное и точное из различных понятий «бессознательного разума» — и то, о котором большинство людей сразу же подумает, услышав этот термин, — это разработанное Зигмундом Фрейд и его последователи. Она лежит в основе психоанализа.

Сознание с топографической точки зрения Фрейда (которая была его первой из нескольких психологических моделей разума) представляло собой относительно тонкий перцептивный аспект разума. Бессознательное рассматривалось Фрейдом на протяжении всей эволюции его психоаналитической теории как разумная сила воли, находящаяся под влиянием человеческого влечения и все же действующая намного ниже воспринимающего сознательного разума. Для Фрейда бессознательное — это хранилище инстинктивных желаний, потребностей и психических действий. Хотя прошлые мысли и воспоминания могут быть удалены из непосредственного сознания, они направляют мысли и чувства человека из области бессознательного.

Фрейд разделил разум на сознательный ум или эго и две части бессознательного: ид или инстинкты и суперэго. Он использовал идею бессознательного для объяснения некоторых видов невротического поведения.

В этой теории под бессознательным понимается та часть психического функционирования, которую субъекты не осознают.

Фрейд предложил вертикальную и иерархическую архитектуру человеческого сознания: сознательный разум, предсознательный и бессознательный ум, лежащие друг под другом. Он считал, что важные психические события происходят «под поверхностью» в бессознательном, как скрытые сообщения из бессознательного — форма внутриличностного общения вне сознания. Он интерпретировал эти события как имеющие как символическое, так и реальное значение.

Для психоанализа бессознательное включает не все, что не является сознательным, а только то, что активно вытесняется из сознательной мысли или то, что человек не хочет знать сознательно. В некотором смысле этот взгляд ставит самость в отношения с их бессознательным как противника, воюющего с собой, чтобы скрыть то, что бессознательно. Терапевт становится посредником, пытающимся позволить невысказанному или невыразимому раскрыться, используя инструменты психоанализа. Сообщения, возникающие в результате конфликта между сознательным и бессознательным, скорее всего, будут загадочными. Психоаналитик представлен как эксперт в интерпретации этих сообщений.

Для Фрейда бессознательное было хранилищем социально неприемлемых идей, желаний или желаний, травмирующих воспоминаний и болезненных эмоций, выбрасываемых из памяти механизмом психологического подавления. Однако содержание не обязательно должно быть исключительно негативным. С психоаналитической точки зрения бессознательное — это сила, которую можно распознать только по ее следствиям — оно выражается в симптоме.

Бессознательные мысли не доступны непосредственно для обычного самоанализа, но предполагается, что их можно «прощупать» и «интерпретировать» с помощью специальных методов и техник, таких как медитация, случайные ассоциации, анализ сновидений и словесные оговорки (обычно известные как оговорка по Фрейду), исследованных и проведенных в ходе психоанализа.

Теория бессознательного Фрейда была существенно преобразована некоторыми его последователями, среди которых Карл Юнг и Жак Лакан.

[править]

Коллективное бессознательное Юнга

Карл Юнг развил эту концепцию дальше. Он разделил бессознательное на две части: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное — это резервуар материала, который когда-то был сознательным, но был забыт или подавлен. Коллективное бессознательное — это глубочайший уровень психики, содержащий накопление унаследованных психических структур и архетипических переживаний. Существует значительный двусторонний обмен между эго и личным бессознательным, например, когда разум блуждает по мыслям, не имеющим отношения к текущей ситуации.

[править]

Лакановское лингвистическое бессознательное

Психоаналитическая теория Жака Лакана утверждает, что бессознательное структурировано подобно языку.

Бессознательное, утверждал Лакан, не является более примитивной или архетипической частью разума, отдельной от сознательного, лингвистического эго, а, скорее, образованием столь же сложным и лингвистически изощренным, как и само сознание.

Если бессознательное структурировано подобно языку, утверждает Лакан, то самость лишена какой-либо точки отсчета, к которой можно было бы «восстановиться» после травмы или «кризиса идентичности». Таким образом, тезис Лакана о структурно-динамическом бессознательном также бросает вызов эго-психологии Анны Фрейд и ее американских последователей. Фундаментальной предпосылкой концепции лакановского бессознательного является буква и функция означающего по отношению к бессознательному (см. «Похищенное письмо» и «Агент буквы в бессознательном», в 9).0007 Ecrits ). В своих более поздних семинарах Лакан начал объяснять бессознательное через логику узлов.

Представление Лакана о том, как устроен язык, во многом заимствовано из структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра и Романа Якобсона, основанной на функции означающего и означаемого в цепочках означающих.

Отправной точкой для лингвистической теории бессознательного было перечитывание Фрейда «Толкование сновидений» . Здесь Фрейд выделяет два механизма формирования бессознательных фантазий: сгущение и замещение. В лингвистическом прочтении Лакана сгущение отождествляется с лингвистическим тропом метафоры, а смещение — с метонимией.

Лакан применил идеи де Соссюра и Якобсона к психоаналитической практике. Например, в то время как де Соссюр описывал лингвистический знак как отношение между означаемым и произвольным означающим, Лакан перевернул это отношение, поставив на первое место означающее как определяющее означаемое, и, таким образом, приблизившись к позиции Фрейда, согласно которой люди знают, что они знают. скажем, только в результате цепи означающих, апостериорно. Лакан начал эту работу со случая Эммы (1895) от Фрейда, чьи симптомы были расцеплены в двухфазном временном процессе. Его последствия наиболее сильно ощущаются в литературной/критической теории, а также среди тех, кто практикует лакановский анализ.

[править]

Споры

Сегодня в психологии все еще существуют фундаментальные разногласия по поводу природы бессознательного. Это может быть просто метафора, которую не следует уточнять. За пределами формальной психологии вырос целый мир поп-психологических спекуляций, в которых бессознательный разум считается обладающим целым рядом свойств и способностей, от анималистических и невинных, детских аспектов до ученого, всепроницающего, мистического. и оккультные свойства.

Существуют большие разногласия по поводу концепции бессознательного в отношении ее научной или рациональной обоснованности, а также относительно того, существует ли бессознательное вообще. Среди философов Карл Поппер был одним из самых известных современных противников Фрейда. Поппер утверждал, что теория бессознательного Фрейда не поддается фальсификации и, следовательно, не научна. Он возражал не столько против идеи о том, что в нашем уме происходят вещи, которые мы не осознаем, сколько против исследований разума, которые нельзя было опровергнуть. Если бы можно было связать все мыслимые экспериментальные результаты с теорией бессознательного Фрейда, то никакой эксперимент не смог бы опровергнуть эту теорию.

В социальных науках Джон Уотсон, считающийся первым американским бихевиористом, подверг критике идею «бессознательного разума», используя аналогичную линию рассуждений, и вместо этого сосредоточился на наблюдаемом поведении, а не на самоанализе.

В отличие от Поппера, эпистемолог Адольф Грюнбаум утверждал, что психоанализ может быть фальсифицирован, но его доказательства имеют серьезные эпистемологические проблемы. Дэвид Холмс изучил шестьдесят лет исследований фрейдистской концепции «вытеснения» и пришел к выводу, что нет никаких положительных доказательств этой концепции. Учитывая недоказанность многих фрейдистских гипотез, некоторые научные исследователи предположили существование бессознательных механизмов, весьма отличных от фрейдистских. Они говорят о «когнитивном бессознательном» (Джон Килстром), «адаптивном бессознательном» (Тимоти Уилсон) или «пустом бессознательном» (Лофтус и Клингер), которое выполняет автоматические процессы, но лишено сложных механизмов вытеснения и символического возвращения сознания. репрессированные.

Людвиг Витгенштейн и Жак Бувересс утверждали, что фрейдистская мысль демонстрирует системную путаницу между причинами и причинами: методы интерпретации могут дать основания для новых значений, но бесполезны для нахождения причинно-следственных связей (которые требуют экспериментального исследования). Витгенштейн привел следующий пример (в «Беседах с Рашем Рисом»): если мы бросаем предметы на стол и даем свободные ассоциации и интерпретации этих предметов, мы находим значение для каждого предмета и его место, но мы выигрываем. т найти причины.

Другой современный философ, Джон Сирл, написал убедительную критику фрейдовского бессознательного. Он утверждает, что само понятие совокупности «мыслей», существующих в привилегированной области разума, так что они в принципе никогда не доступны для сознательного осознания, непоследовательно. Это не означает, что не существует «бессознательных» процессов, составляющих основу большей части сознательной жизни. Скорее, Серл просто утверждает, что постулирование существования чего-то похожего на «мысль» во всех отношениях, за исключением того факта, что никто никогда не может осознать это (на самом деле никогда не может «помыслить» это), является бессвязной концепцией. . Говоря о «нечто» как о «мысли», подразумевается либо то, что это мыслится мыслителем, либо то, что мыслитель мог бы мыслить это. Процессы, которые причинно не связаны с явлением, называемым мышлением, правильнее называть бессознательными процессами мозга. Эти идеи более подробно обсуждаются в его книге 9.0007 Новое открытие разума .

Другими критиками бессознательного Фрейда были Ганс Айзенк, Жак Ван Риллер, Франк Чоффи, Маршал Эдельсон, Эдвард Эрвин.

Некоторые подчеркивают, однако, что эти критики не осознали реальной важности концепций Фрейда и скорее пытались критиковать Фрейда на основе других областей. Первым, кто действительно понял это, был Бертран Рассел (см., например: «Влияние науки на общество», 1952). Но в новое время многие другие мыслители, как, например, Альтюссер и Бернар-Анри Леви, сумели уловить «теорию фальсификации» у Поппера, а критики у Айзенка как еще одно выражение дискурса Учителя: стремление к тому, чтобы называется научное общество во главе с оценкой. (Об этой стороне полемики см. Работы Жан-Клода Мильнера во Франции.)

В современной когнитивной психологии многие исследователи стремились отделить понятие бессознательного от его фрейдистского наследия, и в обиход вошли альтернативные термины, такие как «имплицитный» или «автоматический». Эти традиции подчеркивают степень, в которой когнитивная обработка происходит за рамками когнитивного осознания, и показывают, что вещи, о которых мы не знаем, могут, тем не менее, влиять на другие когнитивные процессы, а также на поведение. Традиции активных исследований, связанных с бессознательным, включают имплицитную память (см. прайминг, имплицитные установки) и бессознательное приобретение знаний (см. Левицки, см. также раздел о когнитивной перспективе ниже).

[править]

Бессознательное в современной когнитивной психологии

[править]

Исследования

Хотя исторически психоаналитическая исследовательская традиция была первой, кто сосредоточился на феномене бессознательной психической деятельности, существует обширный корпус убедительные исследования и знания в современной когнитивной психологии, посвященные умственной деятельности, не опосредованной сознательным сознанием.

Большая часть этих (когнитивных) исследований бессознательных процессов была проведена в традиционной академической традиции парадигмы обработки информации. В отличие от психоаналитической традиции, движимой относительно спекулятивными (в том смысле, что их трудно эмпирически проверить) теоретическими концепциями, такими как комплекс Эдипа или комплекс Электры, когнитивная традиция исследования бессознательных процессов основана на относительно небольшом количестве теоретических предположений. и очень эмпирически ориентирован (т. е. в основном управляется данными). Когнитивные исследования показали, что автоматически и явно вне сознательного понимания люди регистрируют и получают больше информации, чем то, что они могут испытать посредством своих сознательных мыслей. (См. недавний всеобъемлющий обзор Augusto, 2010.)

[править]

Бессознательная обработка информации о частоте

Например, обширное исследование, проведенное Хашером и Заксом, продемонстрировало, что люди регистрируют информацию о частоте событий автоматически (т. ресурсы сознательной обработки информации). Более того, воспринимающие делают это непреднамеренно, действительно «автоматически», независимо от получаемых инструкций и независимо от целей обработки информации, которые перед ними стоят. Интересно, что способность бессознательно и относительно точно подсчитывать частоту событий, по-видимому, мало или совсем не связана с возрастом, образованием, интеллектом или личностью человека, поэтому она может представлять собой один из фундаментальных строительных блоков ориентации человека в окружающей среде и возможно приобретение процессуальных знаний и опыта в целом.

[править]

Искусственные грамматики

Еще одна линия (непсихоаналитических) ранних исследований бессознательных процессов была начата Артуром Ребером с использованием так называемой методологии «искусственной грамматики». Это исследование показало, что люди, знакомящиеся с новыми словами, созданными с помощью сложных наборов искусственных синтетических «грамматических» правил (например, GKHAH, KHABT. ..), быстро развивают своего рода «чувство» этой грамматики и последующее практическое знание этой грамматики. грамматике, о чем свидетельствует их способность различать новые грамматически «правильные» (т. е. соответствующие правилам) и «неправильные» (несовместимые) слова. Интересно, что эта способность, по-видимому, не опосредована и даже не сопровождается декларативным знанием правил (т. е. способностью индивидуумов сформулировать, как они различают правильные и неправильные слова).

[править]

Бессознательное приобретение процедурных знаний

Суть этих ранних открытий (с 70-х годов) была значительно расширена в 80-х и 90-х годах благодаря дальнейшим исследованиям, показывающим, что вне сознательного осознания люди не только приобретают информация о частотах (т. е. «появлениях» признаков или событий), но также и о совпадениях (т. е. корреляциях или, технически говоря, ковариациях) между свойствами или событиями. Обширное исследование бессознательного получения информации о ковариациях было проведено Павлом Левицки, за которым последовали исследования Д. Л. Шахтера (известного введением концепции имплицитной памяти), Л. Р. Сквайра и других.

На этапе обучения в типичном исследовании участники подвергались воздействию потока стимулов (испытаний или событий, таких как цепочки букв, цифр, изображений или описаний стимулирующих лиц), содержащих некоторые последовательные, но не бросающиеся в глаза (скрытые) ковариация между признаками или событиями. Например, каждый человек-стимул, представленный как «справедливый», также будет иметь слегка удлиненное лицо. Выяснилось, что даже если манипулируемые ковариации были неявными и недоступными для сознательного понимания субъекта, воспринимающие все равно приобретали бы бессознательное рабочее знание об этих ковариациях. Например, если на этапе тестирования участников попросили сделать интуитивные суждения о личностях новых стимулирующих людей, представленных только в виде изображений (без описания личности), и оценить «справедливость» изображенных людей, они склонны следовать правилам, неосознанно усвоенным на этапе обучения, и если у стимулирующего человека было слегка вытянутое лицо, они сообщали бы об интуитивном ощущении, что этот человек был «справедливым».

Бессознательное получение информации о ковариациях, по-видимому, является одним из фундаментальных и распространенных процессов, связанных с приобретением знаний (навыков, опыта) или даже предпочтений или личностных предрасположенностей, включая расстройства или симптомы расстройств.

[править]

Бессознательное против бессознательного

В отличие от традиции психоаналитических исследований, использующей термин «бессознательное», в когнитивной традиции процессы, не опосредованные сознательным осознанием, иногда называют «бессознательными». Этот термин, редко используемый в психоанализе, подчеркивает эмпирический и чисто описательный характер этого феномена (квалификация как просто «бессознательное») в традиции когнитивных исследований.

В частности, процесс является бессознательным, когда даже сильно мотивированные люди не могут сообщить о нем, и относительно этого процесса делается мало теоретических предположений (в отличие от психоанализа, где, например, постулируется, что некоторые из этих процессов вытесняются в для достижения определенных целей. )

[править]

См. также

См. также Бессознательное состояние.
  • Хронология открытия бессознательного в XIX в.век
  • Адаптивное бессознательное
  • Концепция коллективного бессознательного Карла Юнга
  • Коллективное бессознательное
  • Сознание
  • Фрейд и психоаналитическое бессознательное
  • Утверждение Жака Лакана о том, что «бессознательное структурировано подобно языку».
  • Мысленный взгляд
  • Неврология свободы воли
  • Предсознательное
  • Психоанализ
  • Подсознание
  • Трансперсональная психология
  • Бессознательное общение

Трансдисциплинарные темы

  • Сотовая сигнализация
  • Философия разума
  • Список мыслительных процессов
Книги
  • Психея (1846)
  • Философия бессознательного (1869)

Если не указано иное, текст в этой статье основан либо на статье Википедии «Бессознательный разум», либо на странице Википедии на другом языке, используемой в соответствии с условиями лицензии GNU Free Documentation License; или на исследования Jahsonic и друзей. См. уведомление об авторских правах Art and Popular Culture.

Фрейд и бессознательное | BPS

МНОГИЕ люди верят, что Фрейд открыл бессознательное, а более циничные даже утверждают, что он его изобрел. Однако великолепная история предмета — «Открытие бессознательного» (Элленбергер, 1970) — насчитывает более 400 страниц, прежде чем доходит до главы о Фрейде.

С точки зрения современной психологии, возможно, наиболее значимая из этой ранней работы принадлежит одному из интеллектуальных героев Фрейда, Гельмгольцу, который писал о важности бессознательных процессов в зрительном восприятии. Вторая важная линия современника Фрейда, Пьера Жане, была сосредоточена на ряде загадочных явлений, которые до сих пор занимают нас. К ним относятся такие явления, как гипноз и временная, но существенная потеря памяти, наблюдаемая в так называемых состояниях «фуги» (потеря осознания своей личности, часто включающая уход из дома в качестве реакции на эмоциональный стресс), и поведение например лунатизм.

Теории бессознательного

Сам Фрейд за период своей работы разработал ряд моделей бессознательного. Первоначально он делал акцент на динамических аспектах бессознательного. Это контрастировало со многими более ранними описаниями бессознательного, в которых, как он утверждал, бессознательное играло просто описательную роль. То есть во многих более ранних отчетах о бессознательном бессознательное просто рассматривалось как «хранилище» забытых воспоминаний, которые могут или не могут быть вспомнены снова. Фрейд, однако, распространил влияние бессознательного на все аспекты нашей бодрствующей и спящей жизни.

Фрейд считал, что не существует таких вещей, как «случайная» оговорка, трудности с запоминанием имени или сюрреалистический сон, который кажется бессмысленным (см. статью Джеймса Ризона об оговорке по Фрейду в этом специальном выпуске ). Многие из снов и оговорок, которые, по словам Фрейда, исходили от «друзей» или «пациентов», оказались, конечно, его собственными примерами, которые часто были замаскированы и отредактированы из-за их смущающего содержания.

В дальнейшем развитии своих идей о бессознательном Фрейд (1915/1984a) пошел дальше идеи о том, что процессы могут быть просто бессознательными, к предположению, что существует отдельная система, которую он назвал системой Ucs. Эта система обладала рядом важных свойств, в том числе вневременной, свободной от противоречий, основанной на принципе удовольствия и управляемой инстинктивной энергией, которая стала известна на английском языке как «либидо».

Эти свойства были необходимы, утверждал Фрейд , для объяснения многочисленных явлений , с которыми он столкнулся в своей клинической работе. Например, пациент может заново пережить неприятное событие из детства, как если бы оно происходило прямо сейчас, даже если это событие могло произойти 20 или 30 лет назад. Сила аффекта в таких случаях убедила Фрейда в том, что система Ucs не работает в рамках нашего обычного понимания течения времени. Точно так же система Ucs, казалось, содержала полностью противоречивую информацию о прошлом, себе и значимых других, без какой-либо необходимости рационализировать эту информацию.

Эта идея бессознательного, основанного на энергии, имела важные последствия для психопатологии в рамках модели Фрейда. Блокирование выражения энергии — процесс, который Фрейд называл вытеснением — считался источником самых разных проблем, таких как тревога и истерические симптомы, которые он наблюдал в своей клинической практике. Хотя в начале его работы основное внимание уделялось сексуальной природе этой энергии, его работа с травмированными людьми во время Первой мировой войны и его собственный опыт смерти его любимой старшей дочери Софи (см. превосходную книгу Питера Гэя «Фрейд: жизнь для наших время, 1988) побудил его включить основанные на агрессии «инстинкты смерти» как часть этой системы.

Одна из проблем с этой промежуточной моделью заключается в том, что, несмотря на уважение Фрейда к Гельмгольцу, он считал, что процессы мышления, восприятия и внимания происходят в сознательных или предсознательных системах, а не в системе Ucs. Однако, в согласии с Гельмгольцем, большая часть современной когнитивной психологии сосредоточена на автоматических или бессознательных механизмах, не только в зрительном восприятии, но и в широком спектре других когнитивных процессов, примеры которых будут приведены позже.

В последней так называемой структурной теории, которую Фрейд развил в своей статье «Эго и Ид» (1923/1984b), бессознательное снова становится свойством процессов, а не системой как таковой. Таким образом, он отверг идею о существовании особой бессознательной структуры, такой как Ucs; он вернулся к своей более ранней идее, хотя и с рядом модификаций. Фрейд внес это изменение отчасти потому, что понял, что из-за его чрезмерного внимания к вытеснению как к источнику материала в системе Ucs в его новой теории был ряд других особенностей, которые были исключены. Эти особенности включали в себя сами защитные механизмы, которые обычно действовали вне сознания человека, и аспекты новой структуры, которая в английском переводе дала нам термин «супер-эго». Бессознательные аспекты суперэго включали стандарты, которым мы пытаемся соответствовать (наш эго-идеал), что приводит к переживанию вины или «совести» в случае неудачи.

Доказательства: Затем

Конечно, за последнее столетие произошел ряд крупных пересмотров психоаналитических взглядов на бессознательное, не говоря уже об альтернативных моделях, предложенных Джанет и Юнгом одновременно с Фрейдом. Побуждение или энергетические аспекты предложения были радикально изменены, например, так называемыми теоретиками объектных отношений, такими как Фэйрбэрн, и все более влиятельной работой Джона Боулби о внутренней репрезентации отношений привязанности.

Хотя к моменту обзора этого вопроса Холтом (1967) понятие бессознательного, основанного на энергии и влечениях, было отвергнуто большинством психоаналитиков (за исключением нескольких ортодоксальных фрейдистов), внутри психоанализа существует продолжающаяся традиция. психология, использующая понятия энергетического типа. Эта традиция, вероятно, связана с неотразимым изображением нервных импульсов, несущих электрохимическую энергию по нервным волокнам.

В своей современной форме традиция продолжается в степени интереса к так называемым коннекционистским подходам, вытекающим, в частности, из влиятельной работы Румелхарта и Макклелланда (1986). Однако на психологическом и вычислительном уровне существует множество систем, которые могут действовать так, как если бы они работали подобным образом, но не предполагают буквальной передачи и хранения энергии (см. Power & Dalgleish, 1997).

Главным источником данных о психоаналитическом бессознательном, конечно, всегда было то, что находилось на кушетке аналитика. Сила этого подхода в том, что с терапевтической точки зрения нет предположения, что замечания анализируемого должны приниматься за чистую монету, и он допускает возможность того, что мы не всегда можем осознавать мотивы или причины наших мыслей, чувств и действий. Говоря более абстрактно, в любой системе с двумя или более уровнями репрезентации нет причин, по которым репрезентации на одном уровне должны точно отражать репрезентации на другом уровне (Power, 19).97). Вероятно, нет более драматических примеров этой проблемы, чем наше собственное восприятие себя, которое часто ошибочно.

Если сила психоаналитического подхода находится в центре внимания терапевтической встречи, то это также его слабость. Фрейд, как известно, отверг необходимость чего-либо, кроме свидетельств терапии, для доказательства существования таких психоаналитических концепций, как бессознательное. Однако до появления записывающих устройств было невозможно подвергнуть терапевтическую встречу научному анализу. Таким образом, психоаналитическая настойчивость на тайной тайне терапевтического контакта сделала психоанализ чрезвычайно уязвимым для критики более эмпирически настроенных наук.

Доказательства: Сейчас

Если оставить в стороне вопрос о вытеснении болезненного материала в бессознательном (см. статью в этом специальном выпуске Криса Брюина и Бернис Эндрюс), большая часть современной когнитивной психологии и нейробиологии согласуется с фрейдистской точкой зрения. что поведение может стать автоматизированным посредством повторения, и что контроль над таким поведением передается автономным или полуавтономным бессознательным структурам. Современные теории о проявлении лицевого аффекта, например, прямо признают роль сознательного и бессознательного контроля над поведением (Экман, 1986).

Нейропсихология также предлагает убедительные отчеты о поведении, которое не зависит от сознательного опыта. Например, в феномене «слепого зрения» (например, Weiskrantz, 1997) было показано, что люди, которые кажутся слепыми в части своего поля зрения, могут все еще сохранять некоторые зрительные способности, которые могут управлять их действиями автоматически, несмотря на то, что они недоступны сознанию. .

Утверждение Фрейда о том, что бессознательное действует по другим правилам, также получило значительную поддержку. Исследования восприятия, обучения и памяти предполагают, что бессознательная обработка не подвержена таким ограничениям возможностей, как сознательная обработка, и работает более стереотипно, на нее меньше влияет развертывание преднамеренных стратегий.

По мере того, как современная когнитивная психология становится все более изощренной и начинает заниматься проблемами эмоций и мотивации, она также начинает рассматривать возможность того, что существуют бессознательные влияния на сознательные мысли и действия (например, Dalgleish & Power, 1999). Примеры взаимодействия сознательных и бессознательных процессов можно найти в исследованиях внимания и восприятия, памяти, настроения и эмоций.

Социальные психологи также продемонстрировали взаимодействие сознательных и бессознательных процессов в исследованиях отношения и убеждения, социального восприятия и социального суждения (например, Bargh & Chartrand, 1999). В классической ранней демонстрации этих эффектов Шварц и Клор (1983) звонили людям в дождливые или солнечные дни, чтобы спросить их об их удовлетворенности жизнью. Они обнаружили, что люди оценивали свою удовлетворенность жизнью как более высокую в солнечные дни, но этот эффект не возникал, если внимание привлекалось к погоде с помощью вопроса: «Какая там погода?» То есть некоторые из этих автоматических или бессознательных эффектов возникают только в том случае, если человек не осознает ни самого стимула (как при подсознательном восприятии), ни значимости связи между стимулом и действием.

Как Уильямс и др. (1997) элегантно подытожили:

Шесть десятилетий назад наши психоаналитически ориентированные предшественники боролись с проблемой формулирования достоверного описания бессознательного. Как это ни парадоксально, современные психологи, собрав за последние годы такие убедительные доказательства в поддержку существования обширной и сложной бессознательной обработки информации, столкнулись с прямо противоположной проблемой. Серьезной проблемой, стоящей перед современной психологией, является необходимость разработки адекватного описания природы и функций сознания. (стр. 260)

 

Возможна ли интеграция?

Представление о том, что существуют разные типы сознательных и бессознательных процессов, работающих на разных уровнях, является устойчивым и столь же полезным предложением сегодня, как и 100 лет назад. Хотя представление об инстинктивной энергетической основе для бессознательного, кажется, не поддерживается, явно существует потребность во врожденных факторах, связанных с темпераментом и эмоциями, которые обеспечивают отправные точки развития.

Точно так же ошибочным может показаться и чрезмерное внимание к вытеснению как к источнику содержания бессознательного. Более поздние работы в области когнитивной психологии подчеркивают автоматические процессы, ограничивая интерес к подавлению и отрицанию небольшой долей людей, для которых, как представляется, такие стили выживания имеют последствия для здоровья. В то время как когнитивная психология делала акцент на сотрудничестве между сознательными и автоматическими процессами (необходимыми, например, во время вождения), психоанализ всегда делал акцент на конфликте. Самые последние модели в психологии стали рассматривать как сотрудничество, так и конфликт между сознательными и бессознательными процессами.

Подобно тому, как Гельмгольц продемонстрировал, как мы начинаем видеть единый визуальный мир несмотря на разные входные данные от наших двух глаз, возможно, современная психология сможет, наконец, интегрировать два мировоззрения, представленные традициями Гельмгольца и Фрейда.

— Профессор Мик Пауэр работает на кафедре психиатрии Королевской больницы

Эдинбурга Эдинбургского университета, Эдинбург Eh20 5HF.

 

Ссылки

 

Барг, Дж. А., и Чартран, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 года, 462–479.

Далглиш, Т., и Пауэр, М.Дж. (ред.). (1999). Справочник по познанию и эмоциям. Чичестер: Уайли.

Экман, П. (1986). Ложь. Нью-Йорк: Berkley Books.

Элленбергер, Х. Ф. (1970). Открытие бессознательного: история и развитие динамической психиатрии. Нью-Йорк: Основные книги.

Фрейд С. (1984а). Бессознательное. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: Теория психоанализа (стр. 159).–222). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)

Фрейд, С. (1984b). Эго и Оно. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: теория психоанализа (стр. 339–407). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1923 г.)

Гей, П. (1988). Фрейд: Жизнь для нашего времени. Лондон: Дент.

Холт, Р. Р. (1967). За пределами витализма и механизма: концепция психической энергии Фрейда. В JH Masserman (Ed.), The ego. Нью-Йорк: Grune & Stratton.

Power, MJ (1997). Сознательные и бессознательные представления смысла. В MJ Power & C.R. Brewin (Eds.), Преобразование значения в психологической терапии. Чичестер: Уайли.

Пауэр, М.Дж., и Далглиш, Т. (1997). Познание и эмоции: от порядка к беспорядку. Хоув: Psychology Press.

Rumelhart, D.E., & McClelland, JL (1986). Параллельная распределенная обработка: исследования микроструктуры познания: Vol. 1. Фонды. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Шварц, Н., и Клор, Г.Л. (1983). Настроение, неправильное определение и суждения о благополучии: информативные и директивные функции аффективных состояний. Журнал личности и социальной психологии, 45, 513–523.

Вейскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Williams, J. M. G., Watts, F. N., MacLeod, C., & Mathews, A. (1997). Когнитивная психология и эмоциональные расстройства (2-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *