Понятие Наблюдение
Здесь даны различные понятия «Наблюдение»
Подробнее Вы можете прочитать в представленных работах.
Наблюдение это лишь первый этап контроля, второй — разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.
Наблюдение это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств, с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков; Опыты — это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием.
Наблюдение это познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Наблюдение это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты, предполагающая формулировку целей и задач.
Наблюдение это целенаправленное восприятие объектов внешнего мира, дающее первичный материал для научного исследования.
Наблюдение это целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явл-й природы в естест.
Наблюдение это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное и основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
НАБЛЮДЕНИЕ это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Наблюдение это метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов.
Наблюдение это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное — не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность.
Наблюдение это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.
Наблюдение это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Наблюдение это эмпирический метод научного исследования, познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Наблюдение это целенаправленное изучение предметов, основанное на ощущении, восприятии и представлении, в процессе наблюдения формируется знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.
Наблюдение это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Наблюдение это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Наблюдение это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Наблюдение это метод сбора эмпирической информации с помощью органов чувств, который зак- лючается в преднамеренном, целенаправленном, сис- тематическом, непосредственном восприятии и регис- трации психологических фактов.
Наблюдение это процедура, которая вводится по отношению к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определённого в соответствии с законодательством о банкротстве.
Наблюдение это профессиональный атрибут общения социального работника с клиентом.
Наблюдение это один из возможных способов сбора информации (первичных данных), когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Наблюдение это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследованиям опред.
Наблюдение это целенаправленная фиксация данных о существенных свойствах, связях или проявлениях объекта в его естественном состоянии.
Наблюдение это процесс, открытого или скрытого от наблюдаемого, сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта.
Наблюдение это процесс, открытого или скрытого от наблюдаемого, сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта.
Наблюдение это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Наблюдение это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.
Наблюдение это способ, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Наблюдение это целенаправленное и организованное восприятие объектов внешнего мира.
Наблюдение это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Наблюдение это изучение личности в условиях естественной для него деятельности: игровой, учебной, производственной.
Наблюдение это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности.
Наблюдение это начало учетного процесса, когда человек, осуществляющий учет, присутствует и видит событие или объекты учета.
Наблюдение это целенаправленное восприятие форм психической жизни человека: поступков, поведения, деятельности, предметных действий, речевых высказываний, мимики, поз, жестов, внешнего облика.
Наблюдение это не только метод исследования, но и один из видов восприятия.
Наблюдение это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых для целей исследования.
Наблюдение это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, событий, поступков людей.
Наблюдение это процедура, направленная на обеспечение сохранности имущества должника.
Наблюдение это когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события.
Наблюдение это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это исходная форма эмпирического познания, именно с него начинается познавательная деятельность.
Наблюдение это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.
Наблюдение это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного восприятия и прямой регистрации событий.
Наблюдение это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного восприятия и прямой регистрации событий.
Наблюдение это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Наблюдение это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, событий, поступков людей.
Наблюдение это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.
Наблюдение это метод, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
Наблюдение это целенаправленное и организованное восприятие явлений действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях объекта.
Наблюдение это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач.
Наблюдение это метод изучения процессов и явлений в их естественном виде.
Наблюдение это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.
Наблюдение это выполнение самим аудитором или привлекаемыми им к своей работе специалистами экспертных оценок.
Наблюдение это непосредственное восприятие с помощью органов чувств.
Наблюдение это целенаправленное восприятие, то есть восприятие с какой-то целью.
Наблюдение это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие ради изучения.
Наблюдение это намеренное, целенаправленное восприятие.
Наблюдение это намеренное, целенаправленное непосредственное восприятие с помощью органов чувств.
Наблюдение это слежение за кем-нибудь или чем-нибудь со вниманием и умением подмечать.
Наблюдение это намеренное, целенаправленное непосредственное восприятие, выражающееся во внимательном слежении и различающееся у разных людей качеством, зависящим от врожденных способностей.
Наблюдение это активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
Наблюдение это не техника, потому что ты ничего не навязываешь, и нет никакой возможности создания иллюзии; ты просто наблюдаешь.
Наблюдение это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта познания.
Наблюдение это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта познания.
Наблюдение это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, событий, поступков людей.
Наблюдение это целенаправленная фиксация данных о существенных свойствах, связях или проявлениях объекта в его естественном состоянии.
Наблюдение это целенаправленная фиксация данных о существенных свойствах, связях или проявлениях объекта в его естественном состоянии.
Наблюдение это простейший метод сбора первичной информации путем прямой визуальной (зрительной) регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.
Наблюдение это метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания.
Наблюдение это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека.
Наблюдение это один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии социальных и иных явлений для изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений.
Наблюдение это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач.
Наблюдение это всего лишь палец указывающий на медитацию.
Наблюдение это смерть ума, а анализ — это свежая пища.
Наблюдение это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач.
Наблюдение это активное, телеологическое исследование, изучение того, что представляет какой-то жизненный интерес и что доступно непосредственному восприятию в том виде, как оно есть в действительности, что существует, проявляет себя фактически, без какого-либо вмешательства извне в процесс наблюдения.
Наблюдение это процесс, открытого или скрытого от наблюдаемого, сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта.
Наблюдение это способ ведения информационного сопровождения, позволяющий составить представление о состояние и деятельности противника.
Наблюдение это самый популярный и доступный метод исследования.
Наблюдение это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии.
Наблюдение это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Наблюдение это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.
Наблюдение это выполнение самим аудитором или привлекаемыми им к своей работе специалистами экспертных оценок.
Наблюдение это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Наблюдение это сбор данных в виде регистрации (записи результата и целенаправленного, непосредственного восприятия событий, явлений).
Наблюдение это метод сбора данных, при которых наблюдается подставляющая интерес ситуация и фиксируются значимые факты действия поведения потребителей.
Наблюдение это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определенной познавательной задаче.
Наблюдение это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач.
Наблюдение это метод направленного отражения хар-к предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении.
Наблюдение это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного восприятия и прямой регистрации событий.
Наблюдение это метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека.
Наблюдение это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта.
Наблюдение это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это активное, телеологическое исследование, изучение того, что представляет какой-то жизненный интерес и что доступно непосредственному восприятию в том виде, как оно есть в действительности, что существует, проявляет себя фактически, без какого-либо вмешательства извне в процесс наблюдения.
Наблюдение это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Наблюдение это постоянное или выборочное активное и целенаправленное исследование предметов, явлений или людей с последующим обобщением и анализом данных наблюдения.
Наблюдение это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это агрессивный вид деятельности.
Наблюдение это целенаправленное и планомерное восприятие познаваемого объекта с целью его изучения путем выделения и оценки присущих ему свойств и признаков.
Наблюдение это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук.
Наблюдение это первый шаг к сценическому образу; для многих мастеров сцены именно с наблюдений за людьми, животными и, даже, за предметами, может начинаться работа над любой ролью.
Наблюдение это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.
Наблюдение это метод исследования объектов, который состоит в восприятии объектов, предметов, феноменов с целью изучения их трансформаций в условиях той или иной среды.
Наблюдение это длительный процесс, объективного получения информации о различных аспектах взаимодействия.
Наблюдение это как бы поиски ответа на вопрос «что происходит?».
Наблюдение это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления — сравнением, различением, анализом.
Наблюдение это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.
Наблюдение это целенаправленное планомерное восприятие.
Наблюдение это метод, основанный на планомерном охвате воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения.
Наблюдение это метод маркетингового исследования, который позволяет определить действия объектов в реальных или моделируемых условиях процесса покупки.
Наблюдение это искусство Другой пример, похожий на случай с Хэнсоном, показывает, что наблюдение — это искусство.
Наблюдение это преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное восприятие предметов и явлений действительности с целью познания их свойств и отношений.
Наблюдение это наполовину пассивный процесс, поэтому и говорится, что управлять реальностью можно при сочетании активности и пассивности.
Наблюдение это не синоним промедления; оно подразумевает активный диагностический поиск.
Наблюдение это активная форма чувственного познания человеком действительности.
Наблюдение это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Наблюдение это метод, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
Наблюдение это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Наблюдение это наполовину пассивный процесс, поэтому и говорится, что управлять реальностью можно только при сочетании активности и пассивности.
Наблюдение это целенаправленное замечание, описание и оценка состояния исследуемого естественного или искусственного объекта, без воздействия на него со стороны субъекта познания объектов, процессов и явлений окружающего нас мира.
Наблюдение это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.
Наблюдение это целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта.
Наблюдение это целенаправленная фиксация данных о существенных свойствах, связях или проявлениях объекта в его естественном состоянии.
Наблюдение это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач.
Наблюдение это аналитический метод, с помощью которого изучают и фиксируют настоящее поведение и результат прошлого поведения часто в реальных ситуациях.
Наблюдение это процесс, открытого или скрытого от наблюдаемого, сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта.
Наблюдение это активная форма чувственного познания человеком действительности.
Наблюдение это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Наблюдение это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.
Наблюдение это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления.
Наблюдение это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
Наблюдение это способ ведения информационного сопровождения, позволяющий составить представление о состояние и деятельности противника.
Наблюдение это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления.
Наблюдение это целенаправленное изучение предметов, основанное на ощущении, восприятии и представлении; в процессе наблюдения формируется знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.
Наблюдение это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдение это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач.
Наблюдение это главный способ формирования у дошкольников конкретных представлений о природе, основа образного мышления.
Наблюдение это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.
Поиск
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
Загрузка…
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
НАБЛЮДЕНИЕ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.
Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или во всяком случае основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.
Объективная, поведенческая психология вовсе отвергла самонаблюдение и признала единственным методом психологии «объективное» наблюдение внешнего «поведения». Это была лишь изнанка той же дуалистической, картезианской позиции, которая метафизически рассекла мир на две друг для друга внешние сферы — духовную и материальную.
Мы исходим из единства внешнего и внутреннего. Поэтому для нас по-новому решается вопрос как о самонаблюдении, так и о наблюдении. На основе единства психического и физического, внутреннего и внешнего, к которому приходит наше решение психофизической проблемы, раскрывается единство самонаблюдения и внешнего, так называемого «объективного», наблюдения. Речь для нас идёт не о совместном применении наблюдения и самонаблюдения как двух разнородных, внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимопереходе друг в друга.
Самонаблюдение
Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение — как того хочет радикальный идеализм — в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности всегда является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, — отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение.
В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого мы раскрываем содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение (посредством которого мы познаём явления объективной действительности, в них отражающиеся) представляют собственно два различных направления в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В одном случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идём к раскрытию тех психических процессов, которые привели к такому, а не к иному её отражению; в другом — от этих показаний сознания, отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию свойств этой действительности.
В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому исходя из нашего понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами психологического изучения являются методы объективного исследования.
Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времени Р. Декарта и Дж. Локка. Имея длинную историю и множество приверженцев, признающих его единственным специфически психологическим методом, самонаблюдение имело и много жестоких противников.
Возражения, которые выдвигались против самонаблюдения, были двоякого порядка: одни утверждали невозможность самонаблюдения; другие отмечали трудности, с которыми оно сопряжено, и его ненадёжность.
Первую точку зрения особенно резко сформулировал родоначальник философского позитивизма Огюст Конт. Он говорил, что попытка превратить самонаблюдение в метод психологического познания — это «попытка глаза увидеть самого себя» или глупая попытка человека выглянуть в окно, чтобы посмотреть, как сам он проходит мимо по улице. Человек либо действительно что-либо переживает, либо он наблюдает; в первом случае некому наблюдать, поскольку субъект поглощён переживанием; во втором случае нечего наблюдать, поскольку субъект, установившись на наблюдение, ничего не переживает. Самонаблюдение невозможно, потому что невозможно самораздвоение субъекта на субъект и объект познания.
Как все аргументы, которые доказывают слишком много, и этот довод ничего не доказывает. Он признаёт несуществующее абсолютное метафизическое единство субъекта и пытается отрицать бесспорный факт самонаблюдения, которое, как всякое действительное явление, возникает при известных условиях, развивается и при определённых условиях исчезает. Мы можем констатировать невозможность интроспекции при некоторых специальных условиях (например при сильных аффектах) или слабое развитие его у маленьких детей, но не отрицать вовсе его возможность. Отрицать существование самонаблюдения — значит, доводя мысль до конца, отрицать осознанность переживания и в конечном счёте отрицать сознание. Подлежать сомнению может не существование самонаблюдения, а значение его как метода научного познания.
Мыслители, которые, отмечали трудность и ненадёжность самонаблюдения, выдвигали главным образом два соображения: 1) самонаблюдение не столько интроспекция, сколько ретроспекция, не столько непосредственное восприятие, сколько восстановление ранее воспринятого, потому что невозможно одновременное сосуществование процесса наблюдаемого с процессом его наблюдения; 2) в самонаблюдении объект наблюдения независим от самого наблюдения: наблюдая явление сознания, мы его изменяем, и не исключена поэтому возможность того, что при этом мы делаем мнимое открытие того, что мы сами внесли туда.
Эти трудности реальны, но не непреодолимы. Вопрос о возможности их преодоления при самонаблюдении требует уяснения природы самого самонаблюдения, или интроспекции.
Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Очень распространённая в современной психологии точка зрения, согласно которой так понятая интроспекция принимается как один из методов психологии, с тем что к ней присоединяется объективное наблюдение, простое или экспериментальное, которое должно её дополнить и проверить, — никуда не годный компромисс. Если бы интроспекция относилась к миру внутреннему вне связи его с внешним миром, а объективное наблюдение — к данным внешнего мира, если бы у них, таким образом, были разнородные и внутренне не связанные объекты, данные объективного наблюдения не могли бы служить для проверки показаний самонаблюдения. Внешнее объединение двух принципиально разнородных методов так же неудовлетворительно разрешает проблему метода, как неудовлетворительно разрешает проблему предмета психологии механическое объединение субъективно-идеалистического понимания сознания с механистическим «объективным» пониманием поведения.
Но отрицание самонаблюдения в понимании идеалистической психологии не означает, что данные самонаблюдения вовсе не могут быть использованы в психологии и что само понимание самонаблюдения не может быть перестроено на основе не тожества, а подлинного единства субъективного и объективного.
Очевидно, что некоторые данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира. Показания чувств о звуке, цвете, теплоте или тяжести предметов служат отправным пунктом для исследования физических свойств вещей. Эти же данные могут послужить и исходной точкой для заключений о психическом процессе восприятия. Никто не оспаривает использования этих данных в физических и социальных науках. Без этого отправного пункта чувственного опыта никакое знание и никакая наука не были бы возможны. Равным образом должно быть возможно и использование показаний сознания о переживаниях субъекта, в которых отражаются свойства внешнего мира (т. е. не только тогда, когда он говорит «этот предмет теплее того», но и тогда, когда он утверждает, что ему сейчас теплее, чем было раньше). Но в таком случае спрашивается далее: почему показания сознания могут быть использованы в отношении восприятия человека и не могут быть использованы для познания его представлений, мыслей или чувств?
Сторонники так называемого метода словесного отчёта склонны признать правомерность использования показаний сознания в первом случае и неправомерность их использования во втором. Они исходят при этом из следующего: показания первого типа, поскольку они относятся к предметам внешнего мира, допускают объективную проверку; вторые, относясь к переживаниям субъекта, такой проверки не допускают. Однако этот довод падает, поскольку психические процессы не протекают в замкнутом внутреннем мире, к которому принципиально закрыт был бы доступ извне; те же самые психические процессы могут стать доступными и для объективного исследования, исходящего из данных поведения. В связи с данными объективного исследования данные самонаблюдения могут быть использованы в научном изучении психики как источник первичной информации, требующий проверки объективными показателями и допускающий её. Лишь искусственный, неправомерный отрыв данных «внутреннего опыта» от опыта внешнего, от объективных данных, превращает показания самонаблюдения в нечто недоступное объективному контролю и делает самонаблюдение вовсе неприемлемым в науке.
В действительности самонаблюдение имеет всё же для психологического познания определённое значение, ввиду того что между сознанием человека и его деятельностью есть единство, но нет тожества, и внутри единства между ними обычно имеются значительные расхождения и противоречия. Однако сохранить интроспекцию как метод в психологии можно, только изменив понимание самой сущности его. Основа для такого преобразования метода самонаблюдения заложена в данном выше понимании сознания.
В показаниях самонаблюдения, которые представляются субъекту непосредственными данными сознания, всегда имеются опосредования, которые в них лишь не раскрыты. Каждое моё утверждение о моём собственном переживании заключает в себе соотнесение его с объективным миром. Эта предметная отнесённость факта сознания вычленяет его из туманности «чистого» переживания и определяет его как психологический факт. Объективная проверка непосредственных данных самонаблюдения совершается через посредство этого отношения к внешнему предметному миру, которое определяет внутреннюю природу явления сознания. В силу этого не только другие, но и я сам, для того чтобы проверить показания моего самонаблюдения, должен обратиться к их реализации в объективном акте. Объективное наблюдение поэтому не добавляет извне к самонаблюдению совершенно разнородные данные. Психология не строится двумя совершенно разнородными методами. Данные внутреннего и внешнего наблюдения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Подлинное осознание собственного переживания совершается посредством акта, направленного непосредственно не на него, а на ту или иную задачу, которая осуществляется исходящим от него действием. Разрешая её, субъект в соответствующем действии — внешнем или внутреннем — раскрывает себя. В ходе психологического исследования, желая из показаний испытуемого извлечь данные для решения той или иной психологической проблемы, экспериментатору надо поэтому направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим не осознанные закономерности, согласно которым в действительности, объективно протекают соответствующие процессы.
Короче говоря, если под интроспекцией, или самонаблюдением, разуметь такое погружение во внутреннее, которое вовсе изолировало бы и оторвало внутреннее, психическое от внешнего, объективного, материального, то самонаблюдение, или интроспекция, в этом смысле не может дать никакого психологического познания. Она уничтожит саму себя и свой объект. Если же под самонаблюдением разуметь наблюдение самого себя, собственной психики, то оно само включает единство и взаимосвязь внутреннего и внешнего наблюдения, внутренних и внешних данных. Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение. Наблюдение, исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами.
Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое объективное, наблюдение. И оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение. Таким образом, во внешнем, так называемом «объективном», наблюдении внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит её внутреннее психическое содержание. В этом основная принципиальная установка наблюдения в нашей психологии в отличие от поведенческой психологии, которая делала именно внешнюю сторону единственным предметом психологического наблюдения.
Так называемое «объективное», т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространённый из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.
Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением и восприятием. Необходимо поэтому прежде всего установить основные общие условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, для того чтобы подняться над уровнем случайных житейских наблюдений и стать научным методом.
Первое основное требование — это наличие чёткой целевой установки. Ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем, давая ему правильную установку на предмет наблюдения. В соответствии с целью должен быть определён план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению, и создать хотя бы минимальное единообразие условий наблюдения. При отсутствии единообразного плана наблюдения производятся каждый раз из колеблющихся, изменяющихся установок, изменения которых невозможно учесть. Поэтому остаётся неизвестным, за счёт чего должны быть отнесены установленные изменения в наблюдениях — за счёт ли не поддающихся учёту изменений в условиях, при которых проводилось наблюдение, или за счёт самых наблюдаемых явлений. Объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности.
Если наблюдение должно исходить из чётко осознанной цели, определяющей правильную установку на соответствующий предмет наблюдения, то оно должно приобрести избирательный характер. Это требование избирательности находится как будто в противоречии с другим требованием, обычно предъявляемым к объективному наблюдению, — с требованием полноты или даже фотографичности наблюдения. Однако это противоречие кажущееся: лишь при выполнении первого условия и на его основе возможным оказывается выполнить и второе. Наблюдать всё вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому неизбежно носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Отбор материала осуществляется не стихийно и потому случайно, а сознательно, значит, планово. Лишь при этом условии оказывается возможной относительная полнота наблюдения внутри созданных таким образом рамок.
Требование фотографичности, которое технически стали осуществлять в психологии путём использования не только фотографии, но и кинематографа, должно означать не только, а иногда не столько требование полноты, сколько требование объективности наблюдения, т. е. фиксации фактического материала независимо от объективного его истолкования. При этом надо учесть, что следует различать факты и их более или менее субъективное истолкование, но нельзя описание фактов и их истолкование друг от друга оторвать. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем чтобы проверить их на новых наблюдениях и, отмечая исключения, уточнить первоначальные гипотезы или заменить их новыми. Такой организацией наблюдения объясняется тот факт, что некоторые науки без эксперимента смогли достичь большого совершенства и так полно выявить свои законы, как, например, социальные науки в исследованиях К. Маркса и как астрономия. Действительно, научно плодотворным объективное наблюдение становится постольку, поскольку оно связано с установлением и проверкой гипотез. Таким образом, фактический материал и его истолкование, не смешиваясь, объединяются теснейшим образом. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединённого с постановкой и проверкой гипотез.
При этом весь процесс познания движим внутренними противоречиями, единством и борьбой между различными его сторонами — между регистрацией фактов и их теоретическим истолкованием.
Исследование всегда исходит из какого-то понимания и является истолкованием изучаемого. Исходя из определённого понимания, оно, однако, обычно рано или поздно вскрывает факты, разрушающие или видоизменяющие старое, исходное понимание, которое привело к их раскрытию, и ведут к новому; а новое понимание ориентирует исследование на новые факты, и т. д.
Лишь учтя эти общие методические соображения, относящиеся к методу наблюдения вообще, можно разрешить основную принципиальную трудность, с которой связано объективное наблюдение специально в психологии. Как можно посредством объективного, внешнего наблюдения изучать психические, внутренние процессы? Что собственно является предметом объективного психологического наблюдения?
Сторонники объективной поведенческой психологии отвечают: только внешние реакции, различные движения, жесты и ничего больше, потому что только они — объективные факты. Но наблюдение, которое ограничилось бы внешними реакциями, могло бы быть объективным, но оно не было бы психологическим. Описание поведения, которое может представлять какой-либо интерес в психологическом плане, всегда должно содержать в себе психологическое истолкование. Недаром даже сугубо объективные описания такого крайнего представителя бихевиоризма, как Дж. Б. Уотсон, испещрены выражениями, заключающими психологическое содержание, как-то: «ребёнок стремился достать игрушку», или «он избегал прикосновения» и пр.
В действительности объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. При этом приходится считаться с тем, что внешний акт непосредственно не тожествен с внутренней операцией и потому неоднозначно её определяет. Поэтому точка зрения тех психологов, которые считают, что психологическое содержание интуитивно, т. е. непосредственно, дано во внешнем объективном наблюдении чисто описательного типа, в конечном счёте так же несостоятельна, как и точка зрения тех, которые считают психологическое содержание вообще недоступным для объективного наблюдения.
Психологическое истолкование внешних данных (движений и пр.) само непосредственно не дано; оно должно быть найдено на основе гипотез, которые не могут и не должны быть устранены в процессе объективного психологического наблюдения, но которые могут и должны быть в нём проверены. Судьба этих психологических истолкований решается в зависимости от того, приводит ли данное психологическое истолкование к раскрытию закономерных связей психических явлений, т. е. переходит ли описание в объяснение.
Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключённое в нём психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта даёт закономерное объяснение его внешнего протекания в различных условиях.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он даёт возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности ребёнка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя своё значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребёнка, подлежащего изучению.
Широко пользуется объективным наблюдением в частности психология ребёнка. Значительное количество записей, дневников зафиксировало обширный материал по психологии раннего детства.
Дневники велись частично и неспециалистами. Таковы главным образом дневники матерей (см. дневники А. Павловой, В. А. Шиловой, Э. Станчинской). [А. Павлова, Дневник матери. М., 1924; В. А. Шилова, Мой дневник: Записи о развитии ребёнка от рождения до 3,5 лет: В 2 ч. Орёл, 1923; Э. Станчинская, Дневник матери. М., 1924.] Как на классический образец применения объективного наблюдения к психологическим проблемам можно в качестве примера указать на изучение выразительных движений в известном труде Ч. Дарвина о «Происхождении эмоций». [Ч. Дарвин, О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч.: В 3 т. М.-Л.., 1927. Т. 2. Кн. 2.]
Что такое прямое наблюдение?
СОТРУДНИК
КЛАСС
… Toltek/iStock/Getty Images
Научные исследователи используют прямое наблюдение, чтобы узнать о нормальном поведении людей или животных в их естественной среде. В то время как косвенное наблюдение зависит от отчетов других, при прямом наблюдении исследователь наблюдает и записывает, как происходит действие. Успешные непосредственные наблюдатели остаются незаметными и не позволяют своему присутствию влиять на поведение изучаемых ими субъектов.
Исследуйте эту статью
- Функция
- Значение
- Типы
- Временные рамки
- Соображения
1 Функция
. Исследователи, связанные с исследованиями в прямой наблюдениях. , в их естественной среде. Социологи, изучающие человеческое поведение, могут наблюдать за действиями, происходящими дома или на работе, в зависимости от того, какой аспект поведения они изучают. Биологи дикой природы, с другой стороны, наблюдают за взаимодействием между животными в полевых условиях. Такого рода наблюдение дает понимание того, как испытуемые ведут себя между собой в привычной для них среде на регулярной основе.
2 Значение
Исследование, включающее прямое наблюдение, имеет «экологическую достоверность». Наблюдение за субъектами в их обычной среде вместо того, чтобы приводить их в офис или лабораторию, дает уникальную возможность узнать, что обычно делают субъекты и как они обычно себя ведут. Однако любое отклонение от рутины, например активное вовлечение субъектов, может заставить их действовать по-другому, поэтому совершенно ненавязчивый наблюдатель, входящий в естественную среду взаимодействия, наблюдает реальную ситуацию.
3 типа
В некоторых исследованиях видеокамера размещается в стратегическом месте, чтобы зафиксировать поведение по отношению к объекту, например, к оборудованию в офисе или расстановке мебели в доме. Кроме того, некоторые исследования отслеживают весь день испытуемых, начиная с их пробуждения утром и заканчивая отходом ко сну.
4 Временные рамки
Поскольку продолжительность концентрации внимания человека ограничена, длительные наблюдения требуют регулярно запланированных перерывов. График наблюдений зависит от продолжительности и частоты активности. Например, если деятельность продолжается в течение длительного периода времени, наблюдения можно проводить через равные промежутки времени, например, в течение 15 минут каждый час. Короткие, частые события можно наблюдать случайным образом в течение дня, чтобы зафиксировать изменения с утра до дня или вечера.
5 Соображения
Одна из основных проблем, связанных с непосредственным наблюдением, возникает, когда исследователь вмешивается или взаимодействует с субъектами. Это приводит к тому, что субъекты ведут себя неестественным образом из-за присутствия постороннего. Другой возможной проблемой является «эффект Хоторна», когда люди меняют свое поведение, потому что знают, что за ними наблюдают. Этические соображения требуют, чтобы исследователи информировали их о наблюдении и получали их согласие.
Статьи по теме
Прямое наблюдение за поведением человека. Что это такое и зачем это нужно делать.
Введение
Джон Ричер, Колин Хендри, Элизабет Оберзаучер, Мэриэнн Л. Фишер, Нэнси Сигал https://doi.org/10.22330/heb/324/003-005
Просмотреть PDF
Ключевые слова: Прямое наблюдение, препятствия, категории поведения, приложения, обучение, психология, этология
Несколько десятилетий назад этология человека отличалась от психологии и других социальных наук эволюционной теорией и непосредственным наблюдением за поведением. Затем психология открыла эволюционную теорию, и эволюционная психология получила много интересных открытий. Однако прямое наблюдение оставалось случайным упражнением, а не неотъемлемой частью психологии. В часто цитируемом отрывке Нико Тинберген писал: «Говорят, что в своей спешке шагнуть в двадцатый век и стать респектабельной наукой психология пропустила предварительную описательную стадию, через которую прошли другие естественные науки, и вскоре сдала свои позиции. соприкоснуться с природными явлениями» (Тинберген, 1963). Так было во многих областях психологии. Критика Тинбергена более убийственна, чем предполагает ее описательный тон, поскольку, если нет хорошего описания природных явлений — человеческого поведения — тогда можно задаться вопросом, что именно исследуют психология и другие социальные науки, хотя и с большим методологическим подходом. и экспериментальная изощренность.
Прямое наблюдение было темой семинара Летнего института 2017 года в Бойсе. В этом сборнике статей от участников этого семинара исследуются препятствия для прямого наблюдения, некоторые основные подходы к прямому наблюдению и предлагаются примеры его применения, иногда в сочетании с дополнительными методологиями, и способы его преподавания.
В «Прямом наблюдении, препятствиях и подходах» Ричер (2017) исследует, почему прямое наблюдение за поведением нашего собственного вида так мало делается в психологии и других социальных науках. Он утверждает, что само знакомство и богатство нашего культурного понимания нашего поведения парадоксальным образом является препятствием, поскольку это понимание сформулировано на языке активного участника социальных взаимодействий. Этот язык признает и сообщает субъективные состояния нас самих и других, но он не выражен языком ученого, который является аутсайдером, пассивным наблюдателем, который не пользуется терминами своих испытуемых и не изучает их субъективность, поскольку он не подлежит публичному наблюдению и не может быть согласовано обычным научным способом демонстрации явления для всех, кто может его наблюдать. Основная функция наших богатых повседневных знаний состоит в том, чтобы помочь нам быть успешными участниками общества. Этот тип практического знания не обязательно полезен для обособленной науки.
Другие препятствия включают
• наше моральное отвращение к рассмотрению наших собратьев как объектов без субъективности
• первоначальные наблюдения могут показаться банальными, неинформативными и знакомыми
• прямое наблюдение требует много времени и денег
• конкретные исследовательские гипотезы кажутся кажущимися отсутствует
Ричер описывает два традиционных этологических способа описания поведения – по морфологии и по следствию. Он выступает за серьезный игровой подход на ранних этапах исследования, пытаясь найти полезные категории поведения для измерения. Одним из способов помощи в этом стремлении является поиск естественных разделений в изучаемых явлениях. Он цитирует работу Plooij, сравнивающую поведение детей по обе стороны от периодов регрессии в раннем развитии, это периоды, когда младенец становится капризным, плачущим и прилипчивым, и нет ясной причины.
Hendrie (2017) описывает построение и использование этограмм: наборов подробных описаний характерного поведения изучаемых видов. Подчеркивается важность хорошей этограммы для обеспечения согласованности между наблюдателями, что соответствует стандартному научному требованию для общих определений терминов. Ранние стадии часто неформальны, они ищут закономерности. Используются различные методы: например, сканируя несколько человек, кратко наблюдая за каждым, следуя только за одним в течение некоторого времени. Частью дисциплины является избегание антропоморфизации. Приводятся забавные примеры. Хендри переходит к некоторым методам разработки поведенческих категорий, проверки их надежности и выборки из них. Наконец, он подчеркивает, что, хотя начальные этапы могут быть длительными и трудными, позже они приносят дивиденды, позволяя перейти к более полезным, новым и объективным описаниям и пониманию поведения.
Oberzaucher (2017) убедительно приводит доводы в пользу осторожности при использовании анкет и других данных самоотчетов. Она описывает множество искажений, которым она подвержена, и то, как это может увести науку по неинтересным путям. Она описывает развитие этограмм и предлагает множество практических соображений, позволяющих максимально повысить полезность и надежность записей, а также их максимально объективное отражение природных явлений.
Учитывая препятствия и ловушки, описанные Ричером, Оберцохером и Хендри, неудивительно, что обучение студентов прямому наблюдению не является обычным явлением на курсах для получения степени. Поэтому статья Фишер, описывающая, как она познакомила студентов с непосредственным наблюдением с помощью практических исследовательских проектов, является важным шагом вперед (Fisher, 2017). Она отмечает, что основным камнем преткновения для студентов, начинающих такие проекты, является разработка исследовательских вопросов. Она предлагает три практических подхода, помогающих учащимся формулировать конкретные вопросы: использование результатов опроса, телевидения и других средств массовой информации, а также случайных наблюдений. Она приводит примеры из опубликованных работ того, как это было полезно. Она также включает краткое изложение инструкций, данных учащимся, которое предлагает руководство по построению этограммы несубъективного, надежно наблюдаемого поведения и показывает, как можно избежать многих ловушек.
Segal (2017) описывает использование прямого наблюдения за поведением для ответа на конкретные вопросы с помощью исследования близнецов. Она кратко описывает сцену, описывая основы исследования близнецов. Этот существенный объем знаний позволяет исследователю перейти от ранних стадий непредвзятого наблюдения к разработке конкретных гипотез о том, как будут вести себя близнецы, а затем проверить их, наблюдая за свободным поведением в определенных полунатуралистических условиях. Решающее значение имеют записи наблюдаемого поведения, а не использование оценочных шкал, вопросников или других лабораторных методов. При этом она показывает, например, как монозиготные близнецы по сравнению с дизиготными близнецами больше сотрудничают, демонстрируют более взаимное коммуникативное поведение, имеют тенденцию быть физически ближе друг к другу и при воссоединении приветствуют друг друга более интенсивно.