Непроизвольное внимание: Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание

Содержание

Непроизвольное внимание — что это такое, чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?

Без внимательности познание нового было бы невозможным, человек бы просто не успевал бы запоминать значимые детали. Способность управлять своей концентрацией есть у всех, но есть и непроизвольное внимание – реакция на внезапно появившийся раздражитель. Эта особенность человеческого восприятия используется в рекламных и обучающих целях.

Непроизвольное внимание — что такое?

Ориентировочный рефлекс, заставляющий нас отвлекаться на громкий звук или яркий цвет, помогает быстро выстроить защитную реакцию. Непроизвольное внимание, психология которого до сих пор изучается, полностью отключить нельзя, даже самый тренированный человек на долю секунды переключится на неожиданное явление. Поэтому непроизвольное внимание с удовольствием эксплуатируют рекламодатели и лекторы, чтобы вызывать интерес у аудитории.

Основная функция непроизвольного внимания

Мгновенное отвлечение на новые обстоятельства происходит автоматически, главное предназначение этой реакции – быстрая и правильная ориентация в меняющихся условиях. Это помогает сразу выделять важные объекты и выстраивать свое поведение самым безопасным способом. Такое отвлечение может различаться по скорости, силе и продолжительности воздействия. На качества непроизвольного внимания влияют следующие моменты:

  • нестандартность для конкретной обстановки;
  • сила;
  • характер;
  • внезапность.

Условия возникновения непроизвольного внимания

Механизм сформировался в процессе эволюции, помогая избежать встречу с опасными хищниками или выследить добычу. Дикие звери уже не угрожают человеку, а для обеспечения едой он посещает магазины, но все так же непроизвольное внимание возникает при неожиданном обнаружении раздражителей. Работа этого механизма безусловна, он функционирует независимо от сознания. Быстрее всего реакции образуются при:

  • движении – не находящийся в покое объект является ярким сигналом, потому что может нести опасность;
  • сильном воздействии – мощный звук или шорох в тишине, внезапно вспыхнувший свет в полумраке также говорят о возможной угрозе;
  • новизне явления – любая неизвестность может таить неприятности, поэтому организм незамедлительно реагирует на такое событие.

Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?

Непроизвольное внимание требуется для быстрой коррекции своего поведения в изменчивой среде, а произвольный тип обеспечивает осознанное регулирование своей деятельности. Сейчас его рассматривают, как способ поддерживать стойкую активность в выбранной сфере. Направленное внимание обладает следующими ключевыми особенностями:

  1. Целенаправленность – действия определяются поставленными задачами.
  2. Организованность – человек заранее подготавливает к сосредоточению и усилием воли сохраняет ее.
  3. Устойчивость – явление продолжается длительное время, идеальным будет его соответствие характеру поставленных целей.

Приемы привлечения непроизвольного внимания

Проблема вызова интереса важна для разных видов деятельности, а начинается все с завладения вниманием человека. Поэтому любой специалист, целью которого является обучение, продажи или создание успешного шоу изучает способы привлечения непроизвольного внимания. Грамотное их применение способно сформировать у человека необходимое мнение о событии.

Иллюстрацией могут служить концерты эстрадных исполнителей: чем менее качественный продукт предлагается зрителю, тем больше применяется средств, запускающих непроизвольное внимание – чрезмерно яркие краски, громкие звуки, бесконечное движение. В результате слушатели не могут сосредоточиться на подаваемом материале, запоминая только красочность происходящего. Направление внимания человека в нужное русло используется и в других сферах, применяют для этого следующие приемы.

  1. Звук. Неожиданное появление такого сопровождения, повышение или понижение тона голоса, изменение громкости музыки.
  2. Цвет и свет. Яркие оттенки, неожиданное включение света или изменение уровня освещенности.
  3. Пауза. Может быть перерыв в речи лектора или устранение раздражителя на некоторое время с повторным его появлением.
  4. Движение. Перемещающиеся объекты, жесты, развевающиеся на ветру волосы или предметы одежды.
  5. Юмор. Забавные ситуации в рекламе, каламбуры или уместные анекдоты в публичном выступлении.
  6. Эмоции. Непроизвольное внимание можно привлечь, заставив испытать человека переживания – умиление при виде пушистого котенка, страх от нагнетающей напряжение музыки, восхищение от созерцания красивой природы.

 

Статьи по теме:

Творческий кризис — причины возникновения и как преодолеть?

Творческий кризис застает врасплох и может посетить любого творческого человека. Зная о механизмах возникновения такого спада и способах борьбы с ним, можно быстро вернуться в привычное креативное русло.

Психология личности — развитие и свойства личности человека

Психология личности — тонкая наука. Каждый человек рождается индивидом, а потом уже становится личностью. На это оказывают влияние разные факторы, включая врожденные данные, воспитание, окружение. Важную роль в изменении характера и способностей играет саморазвитие, которое должно стать составляющей жизни всех членов общества.

Системно-векторная психология — 8 векторов

Системно-векторная психология – новое направление. Человек обладает 8 эрогенными зонами или векторами. Мышечный, уретральный, звуковой, зрительный, оральный, кожный, обонятельный, анальный психотипы — разная дорога к счастью.

Что такое совесть и что значит жить по совести?

Есть ряд важных понятий, которые должны быть присущи человеку, поэтому следует знать, что такое совесть и для чего она нужна. Существуют разные виды этого внутреннего качества и рекомендации по его развитию в ребенке и у взрослого человека.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

От непроизвольного внимания отличают произвольное. Самый термин одиозен. Он как будто создан для того, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности эти иные.

Так называемое произвольное вниманием — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сама по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер. Это первая его черта.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс). Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно включает и элементы пассивности.

И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании. Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом.

Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное.

Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной. Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором — естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному.
В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания. При всем — очень существенном — различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимопереход. Используя это, нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной самую учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

В психологической литературе Титченер отметил уже переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, — это вторичное внимание. Но существует еще третья стадия развития: она является, по Титченеру, возвращением к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании». «Трудности преодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, размышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается». Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она представляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     [email protected] 

Неврология внимания: контроль и выбор внимания

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Mangun, George R. (Ed.),

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195334364.001.0001,

, по состоянию на 1 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Neuroscience of Attention: Attentional Control and SelectionCognitive PsychologyNeuropsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Neuroscience of Attention: Attentional Control and SelectionCognitive PsychologyNeuropsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Abstract

Способность выборочно обращать внимание на события в окружающем нас мире является ключевой когнитивной функцией. Это предотвращает отвлечение и позволяет людям и животным выделять перцептивные, когнитивные и двигательные ресурсы для решения самых насущных текущих задач. Когда системы внимания мозга повреждаются болезнью или травмой, последствия для человека и общества могут быть значительными, и поэтому понимание нейронных механизмов внимания является центральной целью нейробиологии. Кроме того, понимание того, как работают механизмы внимания, имеет решающее значение для продвижения важной миссии по разработке наиболее эффективных режимов обучения широкому кругу обязанностей, а также для создания новых методов обучения растущего населения мира. В этой книге рассматриваются основы нейронауки о том, как мозг управляет фокусом внимания и как это сфокусированное внимание влияет на сенсорные и двигательные процессы. В этой книге представлены модели, механизмы и выводы в неврологии контроля и выбора внимания от ведущих авторитетов, работающих с моделями человека и животных, и включающих множество методов нейробиологии от записей отдельных нейронов до функциональной визуализации мозга и расширенного моделирования. Книга начинается с глав, описывающих выбор внимания, в значительной степени опираясь на свидетельства внимания в видении. В последующих главах рассматриваются механизмы контроля внимания в корковых и подкорковых сетях мозга. Наконец, обсуждается роль внимания в действии, кратковременной памяти и эмоций.

Ключевые слова: когнитивная функция, перцептивные ресурсы, когнитивные ресурсы, двигательные ресурсы, болезнь, травма, механизмы внимания, контроль внимания, выбор внимания, эмоции

Субъект

НейропсихологияКогнитивная психология

Содержание

  • Передняя часть

    • Преданность
    • Страница авторского права
    • Благодарности
    • Предисловие
    • Авторы
  • Расширять 1 Внимательный выбор местоположений, особенностей и объектов в поле зрения
    • Расширять 2 Непроизвольное внимание
      • Расширять 3 Таламический контроль зрительного внимания
        • Расширять 4 Зрительное внимание. Вычислительные задачи, стратегии и механизмы.
          • Расширять 5 Ориентация в окружающей среде Отдельные вклады дорсальной и вентральной лобно-теменных сетей внимания
            • Расширять 6 Системы среднего и переднего мозга для восходящего управления пространственным вниманием
              • Расширять 7 Внимание и действие в переднем поле глаза
                • Расширять 8 Внимание и теменная доля
                  • Расширять 9 Сценическая теория внимания и действия
                    • Расширять 10 Смещения сверху вниз в кратковременной зрительной памяти
                      • Расширять 11 Теория цикла управления конфликтом когнитивного контроля
                        • Расширять 12 Эмоциональное влияние на зрительно-пространственное внимание
                          • Конец Материи

                            • Расширять Сноски
                              • Индекс

                            Войти

                            Получить помощь с доступом

                            Получить помощь с доступом

                            Доступ для учреждений

                            Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                            Доступ на основе IP

                            Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                            Войдите через свое учреждение

                            Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                            1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                            2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                            3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                            4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                            Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                            Войти с помощью читательского билета

                            Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                            Члены общества

                            Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                            Войти через сайт сообщества

                            Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                            1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                            2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                            3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                            Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                            Войти через личный кабинет

                            Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

                            Личный кабинет

                            Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                            Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                            Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                            Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                            • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
                            • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

                            Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

                            Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

                            Ведение счетов организаций

                            Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

                            Покупка

                            Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

                            Информация о покупке

                            Реклама

                            Реклама

                            Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями

                            Обзор

                            . 2000 г., май-август; 5(3-4):151-66.

                            дои: 10.1159/000013877.

                            С Эстера 1 , К. Альхо, Э. Шрёгер, И. Винклер

                            принадлежность

                            • 1 Кафедра психиатрии и клинической психобиологии, Университет Барселоны, Испания. [email protected]
                            • PMID: 10859410
                            • DOI: 10.1159/000013877

                            Обзор

                            C Escera et al. Аудиол Нейротол. 2000 май-август.

                            . 2000 г., май-август; 5(3-4):151-66.

                            дои: 10.1159/000013877.

                            Авторы

                            С Эскера 1 , К. Альхо, Э. Шрегер, И. Винклер

                            принадлежность

                            • 1 Кафедра психиатрии и клинической психобиологии, Университет Барселоны, Испания. [email protected]
                            • PMID: 10859410
                            • DOI: 10.1159/000013877

                            Абстрактный

                            В этой статье представлен обзор недавних исследований потенциала мозга, связанного с событиями (ERP), непроизвольного внимания и отвлекаемости в ответ на новизну и изменение акустической среды. Эти исследования показывают, что несоответствие негативности, N (1) и P (3a) компонентов ERP, вызванных девиантными или новыми звуками в неконтролируемой последовательности повторяющихся стимулов, указывает на различные процессы на пути к непроизвольному переключению внимания на отвлекающие стимулы. В этих исследованиях использовались новые парадигмы слухо-слуховой и слухо-зрительной дистракции, которые позволяют объективно оценить аномальную отвлекаемость у нескольких клинических групп пациентов, например, страдающих закрытыми черепно-мозговыми травмами или хроническим алкоголизмом.

                            Copyright 2000 S. Karger AG, Базель

                            Похожие статьи

                            • Влияние акустического градиентного шума от функциональной магнитно-резонансной томографии на слуховую обработку, что отражается в потенциалах мозга, связанных с событиями.

                              Новицкий Н., Альхо К. , Корзюков О., Карлсон С., Мартинкауппи С., Эстера С., Ринне Т., Аронен Х.Ю., Няэтэнен Р. Новицкий Н. и соавт. Нейроизображение. 2001 г., июль; 14 (1 часть 1): 244–51. doi: 10.1006/nimg.2001.0797. Нейроизображение. 2001. PMID: 11525334

                            • Отрицательность несоответствия: разная вода в одной реке.

                              Пиктон Т.В., Ален С., Оттен Л., Риттер В., Ахим А. Пиктон Т.В. и др. Аудиол Нейротол. 2000 г., май-август; 5(3-4):111-39. дои: 10.1159/000013875. Аудиол Нейротол. 2000. PMID: 10859408 Обзор.

                            • Модуляция внимания при обнаружении нерелевантных отклонений: одновременное исследование ERP/fMRI.

                              Сабри М., Либенталь Э., Уолдрон Э.Дж., Медлер Д.А., Биндер М.Р. Сабри М. и др. J Cogn Neurosci. 2006 г. , май; 18(5):689-700. doi: 10.1162/jocn.2006.18.5.689. J Cogn Neurosci. 2006. PMID: 16768370 Бесплатная статья ЧВК.

                            • Влияние сложности визуальной задачи и направления внимания на обнаружение акустических изменений, индексированное отрицательным несоответствием.

                              Мюллер-Гасс А., Стелмак Р.М., Кэмпбелл К.Б. Мюллер-Гасс А. и др. Мозг Res. 2006 17 марта; 1078 (1): 112-30. doi: 10.1016/j.brainres.2005.12.125. Epub 2006 21 февраля. Мозг Res. 2006. PMID: 16497283

                            • Избирательное внимание при обработке слуха, что отражается потенциалами мозга, связанными с событиями.

                              Алхо К. Альхо К. Психофизиология. 1992 г., май; 29 (3): 247–63. doi: 10.1111/j.1469-8986.1992.tb01695.x. Психофизиология. 1992. PMID: 1626035 Обзор.

                            Посмотреть все похожие статьи

                            Цитируется

                            • Связанная с критериями проверка музыкальной оценки внимания для лиц с черепно-мозговой травмой.

                              Чон Э., Ирландия SJ. Чжон Э и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 5 декабря; 19 (23): 16285. дои: 10.3390/ijerph292316285. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36498353 Бесплатная статья ЧВК.

                            • Навыки торможения у детей связаны с их латентностью P3a — результатами исследовательского исследования.

                              Линнавалли Т., Лахти О., Торманен М., Терваниеми М., Коули БУ. Линнавалли Т. и др. Поведение Мозг Функц. 2022 1 декабря; 18 (1): 13. doi: 10.1186/s12993-022-00202-7. Поведение Мозг Функц. 2022. PMID: 36456950 Бесплатная статья ЧВК.

                            • Ассоциация большого депрессивного расстройства в течение жизни с повышенной чувствительностью внимания, измеренной с ответом P3 у молодых взрослых близнецов.

                              Коскинен С.М., Ахвенинен Дж., Куяла Т., Каприо Дж., О’Доннелл Б.Ф., Осипова Д., Викен Р.Дж., Няятанен Р., Роуз Р.Дж. Коскинен С.М. и соавт. Биол Психол. 2022 Май; 171:108345. doi: 10.1016/j.biopsycho.2022.108345. Epub 2022 5 мая. Биол Психол. 2022. PMID: 35525377 Бесплатная статья ЧВК.

                            • Учебное пособие по использованию временного анализа основных компонентов в исследованиях разработки ERP — возможности и проблемы.

                              Шарф Ф., Видманн А., Бонмассар С., Ветцель Н. Шарф Ф. и др. Dev Cogn Neurosci.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *