Невербальная связь это: что это такое, значение и в чем отличие

Содержание

что это такое, значение и в чем отличие

Коммуникация – неотъемлемый компонент человеческого общества. Именно благодаря общению создаются города, страны, цивилизации. Но формы его многообразны и отличаются друг от друга. Как правило, упоминаются невербальное и вербальное общение. Чем они отличаются? Какой вариант коммуникации лучше?

Почему вообще происходит разделение на несколько типов общения? Какие недостатки и преимущества есть у каждого из них? Можно ли утверждать, что вербальное общение лучше? Как освоить это умение? Нужно ли отдавать ему приоритет перед невербальным общением? Какие упражнения помогают развивать коммуникативные умения? Поговорим на эту важную тему.

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение — это устный обмен информацией между людьми при помощи слов. Логическим продолжением этого типа коммуникации можно считать письменную речь, помогающую переносить мысли на бумагу или электронные носители. Их природа одинакова и связана с использованием речевых конструкций, которые либо озвучиваются, либо записываются.

Вербальное общение применяется, когда необходимо передать информацию. Его значение ярко продемонстрировано в библейском предании о Вавилонской башне. Суть этой истории в желании людей возвыситься до небес, благодаря сооружению гигантского здания. Их планам не суждено было осуществиться, из-за того, что появились разные языки, и строители перестали понимать друг друга. Это разделение свело на нет слаженную работу мастеров, которые не смогли больше коммуницировать.

Учеба, работа, деловое общение и много других форм взаимодействия между людьми возможны исключительно благодаря словам. Вербальные средства общения обеспечивают выполнение таких функций:

  • Аккумулятивная – сохранение и накопление знаний;
  • Аппелятивная – побуждение к действию, мотивация собеседника;
  • Коммуникативная – передача информации;
  • Конструктивная – возможность формулировать мысли;
  • Познавательная – способность получать знания;
  • Эмоциональная – расшифровка своих чувств и эмоций;
  • Этническая – национальное самосознание.

Последний аспект крайне важен с позиций государственности. Дело в том, что у каждого народа свой язык, употребление которого формирует специфический менталитет. Вербальное общение, в отличие от невербального, помогает человеку идентифицировать себя по принадлежности к определенной общности – россиян, украинцев, белорусов, поляков и т.д.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение — это «язык тела», который передает информацию без помощи слов, при помощи жестикуляции, выражения лица, изменения позы и других неречевых элементов. Считается, что в личном общении невербальная составляющая имеет большее значение, чем сказанные слова. У людей есть так называемый эмоциональный интеллект, который помогает улавливать наименьшие изменения в поведении. Этот навык вместе с социальным интеллектом помогает добиваться успеха даже больше, чем профессиональные знания и опыт.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Невербальные средства общения выполняют такие задачи:

  • Акцентируют внимание на определенных деталях;
  • Дополняют устную речь;
  • Усиливают слова при помощи эмоций;

К слову, невербальное общение, в отличие от вербального, полезнее не тому человеку, который производит информацию, а его собеседнику.

Дело в том, что «язык тела» предательски выдает многие секреты, о которых предпочитают молчать. Очень важно научиться распознавать скрытые желания и эмоции окружающих, в чем помогает невербальное общение. Психология людей содержит множество шаблонов, которые можно использовать для понимания собеседников.

Например, в фантастическом фильме «Вспомнить все» главный герой в исполнении Арнольда Шварценеггера, пребывая на Марсе, чуть не попал в ловушку, когда ему пытались внушить, что все происходящее – сон. Неизвестный, представившийся сотрудником фирмы «Rekall», почти убедил героя глотнуть таблетку, но скрыть свое волнение не сумел и капля пота, стекающая у него по щеке сыграла злую шутку. В итоге, в лучших традициях жанра злодей получил пулю в лоб, а чудом спасшийся герой отправился за новыми приключениями.

Хоть это вымышленная ситуация, но и в реальной жизни особенности невербального общения, если их не учитывать, могут неожиданно изменить ход событий, оборачиваясь неудачным свиданием, проваленной попыткой трудоустройства или упущенным клиентом.

Можно сколько угодно петь дифирамбы и сочинять басни, но долго скрывать правду в мимике, позе или жестах практически невозможно. Поэтому, сравнивая вербальное и невербальное общение, отчетливо видна решающая роль последнего в принятии окончательного решения собеседником. Но и устная речь важна в процессе диалога, просто ее можно сравнить с вершиной айсберга, подводная часть которого – «язык тела».

Каким бывает вербальное и невербальное общение?

Перечисленные типы общения не однородны. В свою очередь они делятся на множество подвидов, каждый из которых играет свою роль. Часть из них воспринимаются на интуитивном уровне, другие становятся доступными в процессе социализации, когда человек регулярно практикуется в диалоге с окружающим миром. В идеале, когда человек учится невербальному и вербальному общению, осваивая все нюансы коммуникации.

Это помогает лучше позиционировать себя и правильно воспринимать собеседника. Налаженная связь играет позитивную роль в любой кооперации, начиная военными действиями и заканчивая ведением бизнеса. Чем лучше понимание в коллективе, тем оперативнее и качественнее выполняется любая работа. В процессе коммуникации важно все, второстепенного в ней не бывает.

Пройти тест на тип личности

Виды вербального общения

Этот тип общения делится на внешнюю и внутреннюю речь. Первая направленна на диалог с окружающим миром, а вторая – с самим собой. Внешнее вербальное общение состоит из устной и письменной формы. Их принцип схож, просто в одном случае информация распространяется посредством акустических вибраций, а в другом – с помощью какой-нибудь поверхности (лист бумаги, скала, песок, забор, монитор).

Суть не меняется – человек использует речевые конструкции, отображающие его мысли. Это может происходить в формате монолога или диалога, в зависимости от роли собеседника, как слушателя, либо активного участника беседы.

Внутреннее вербальное общение – это рефлексия или обращение к самому себе. В большинстве случаев этот тип общения имеет форму монолога. Если же кто-то начинает изнутри отвечать, и это явно не бактерии кишечника, то лучше вовремя проконсультироваться со специалистами.

Пройти тест на психические расстройства

Виды невербального общения

«Язык тела» более утончен и разнообразен. Вербальные и невербальные средства общения кардинально отличаются. Если речевые конструкции, как правило, прямолинейны и несут конкретный смысл, для интерпретации несловесной речи требуется опыт. К инструментам невербального общения относятся жесты, поза, мимика, дистанция, интонация и другие акустические особенности голоса (ритм, тембр, паузы между словами), прикосновения.

Все это сигнализирует о скрытых намерениях собеседника, его переживаниях, эмоциях, мыслях. Безусловно, встречаются исключения из правил, когда «язык тела» не соответствует контексту. Также могут быть и национальные особенности. Одно и тоже китайское слово, сказанное с разной интонацией, может нести совершенно неодинаковый контекст. Это невербальное средство общения, в случае неумелого использования, может спровоцировать неприятную ситуацию. Например, «конопля» и «лошадь» звучат одинаково – «ma», но произносятся с разной тональностью.

В отличие от устной или письменной речи, которые неодинаковы у разных народов, многие обыватели считают универсальным невербальное общение. Жесты, мимика и поза кажутся для них чем-то общепринятым. В этом также скрывается ошибка. В разных странах эти формы общения могут приобретать совершенно противоположный смысл. Жест в виде поднятого вверх большого пальца, который у нас ассоциируется с согласием, в Греции означает просьбу замолчать, а в Иране и вовсе – оскорбление. Из этого следует, что невербальные способы общения необходимо изучать не меньше, чем язык.

Плюсы и минусы вербального общения

В зависимости от ситуации, эффективность того или иного метода коммуникации может как снижаться, так и повышаться. Вербальное общение незаменимо в деловой сфере, когда необходимо быстро и качественно передать массив информации. Не менее важна устная речь в публичных выступлениях. Письменность – вообще одно из величайших достижений цивилизации, позволившее сохранять и передавать накопленный опыт.

Но в личной жизни вербальное общение заметно уступает жестам, мимике, эмоциям. На свидании можно сколько угодно размышлять на возвышенные темы, но даже одно неловкое прикосновение способно все испортить. В тех сферах, где особенно ощутимо влияние подсознания, именно «язык тела» служит главным проводником мыслей и чувств.

Пройти тест на полушария мозга

Плюсы и минусы невербального общения

Как один из инструментов коммуникации, невербальное общение – надежный союзник человека, разбирающегося в нем. Но заменить богатый словарный запас и широкую эрудицию «язык тела» не сможет. Одно дело, познакомиться с подвыпившей девушкой в ночном клубе, совершенно другое – выступить с докладом на конференции. Все зависит от места и аудитории.

Безусловно, мимика и поза важны даже на сцене, демонстрируя уверенность спикера, но зрители приходят не ради этого. Собравшихся интересует личная польза, а не «павлиний хвост» оратора. Так что, мастерство невербального общения должно быть подкреплено полезной и качественно поданной информацией.

Помимо умения контролировать собственное тело, очень важно научиться «читать» чужое поведение, распознавая ложь, хитрость, лицемерие. Это помогает избегать аферистов и жуликов, а также не ошибаться в выборе партнера. Девушки понимают, что на уме у потенциального кавалера, а мужчины избегают меркантильных пассий.

Невербальное общение может одновременно быть как помощником, так и предателем, выдавая те подробности, о которых человек предпочитает молчать, например, страх, волнение и неуверенность. Так что, главный плюс невербального общения в распознании чужих минусов и скрывании своих. Если этому научиться, то «язык тела» будет настоящим союзником, если нет – то врагом.

Как совершенствовать вербальное и невербальное общение

Коммуникация поддается улучшению, как и другие навыки. Ее качество зависит от знаний и практики. Успех вербального общения определяется качеством информации, которая посредством него передается. Для этого необходимо много читать, слушать выступления профессионалов и общаться с умными людьми, перенимая их словарный запас и взгляды на определенную ситуацию.

Чтобы овладеть «языком тела» одних книг не достаточно. Необходимо развивать наблюдательность, анализировать поступки людей и их жесты, мимику, позы. Далее все это связывается воедино, помогая находить причинно-следственные связи. Например, собеседник регулярно отводивший взгляд в сторону, сказал человеку неправду. Следующий, с кем он разговаривал, повел себя аналогичным образом и тоже обманул. Уже в третий раз этот человек внимательно изучает того, с кем ведет общение, и если обнаружит похожую реакцию, то вполне обосновано предположит, что его хотят одурачить.

Помимо анализа собеседников, необходимо контролировать и собственные реакции на те или иные ситуации. Допустим, на парня напали хулиганы и преградили пути к отступлению. По принципу плащеносной ящерицы, раздувающей капюшон для устрашения хищников, он хочет продемонстрировать свою уверенность, чтобы отпугнуть нападающих. Но дрожащий голос и трясущиеся колени выдают его смятение. Как итог – пустые карманы и фингал под глазом за плохую актерскую игру. Вербальное общение в таких ситуациях не помогает. Необходимо научиться правильной мимике, жестикуляции, соблюдению дистанции. В результате этого даже более слабый соперник может победить в конфликтной ситуации, произведя на оппонентов нужное впечатление.

Умение правильно формировать и передавать свои мысли помогает человеку налаживать диалог, передавать знания окружающим или обучаться самому. Важнейшую роль в этом играет вербальное общение, особенно в официальной обстановке. Но не следует забывать и о «языке тела», который иногда «звучит» даже громче речи. Если овладеть в совершенстве обоими навыками, можно с легкостью заводить знакомства, завоевывать авторитет в обществе. Это помогает как в личной жизни, так и на работе, превращая человека в приятного и интересного собеседника.

Пройти тест на интуицию

Сходства и различия вербальной и невербальной коммуникаций

С давних времен в литературе психологической направленности выделяли разделение коммуникации на два способа – вербальную и невербальную коммуникацию. И один, и другой вид передачи данных применяется в организационных коммуникациях с одинаковыми целям. Данные способы передачи разноплановых сообщений свойственны в разной мере и горизонтальным, и вертикальным коммуникациям, их можно встретить и в неформальных, и в формальных взаимодействиях между членами организации. Являясь дополнением друг друга, данные способы передачи информации обладают явными отличиями, а также собственной спецификой.

Особенности двух типов коммуникации

Вербальная коммуникация состоит из устных и письменных контактов с передачей различного рода данных. Невербальная коммуникация, в свою очередь, подразумевает передачу данных без применения языка слов, речи устного либо письменного характера. В таком случае индивид получает информацию с помощью своего зрения, подмечая такие характерные элементы поведения, как, например, лицевая экспрессия, позы человека, его мимика и жесты, внешний вид в общем. Невербальная коммуникация значительно дополняет, демонстрирует либо подчеркивает то, что человек произносит. В некоторых случаях невербальные сигналы и устная речь несколько противоречат друг другу. В таком случае человек, как правило, склонен больше доверять собственным глазам, нежели ушам. Получается, что невербальная коммуникация иногда даже превосходит по собственной результативности вербальную.

Отличия вербальной и невербальной коммуникации

Если говорить об отличиях двух типов коммуникации, то, как правило, говорят о следующем:

  • Вербальная коммуникация является осознаваемой, а невербальные сигналы считаются намного более автоматическими и неосознаваемыми индивидом. Сам индивид редко специально планирует собственные жесты и телодвижения во время какой-то беседы, но, как правило, продумывает то, что планирует произнести либо написать.
  • Невербальная коммуникация не в каждом случае оказывается абсолютно ясной и определяемой точными правилами, как во время вербальной коммуникации. Когда ваш сотрудник смотрит на свои часы, что это может значить? Надоело ли ему общение с вами либо у него просто предполагается встреча с другим индивидом?

Особенности коммуникаций у мужчин и женщин

В результате получается, что сигналы невербального характера можно назвать менее понятными и точными, и они могут быть истолкованы неправильно. Как считают западные ученые, надежность сообщения, которое получают с помощью невербальной коммуникации, не превышает шестидесяти процентов. При этом есть мнение, что женщины склонны сильнее фокусировать свое внимание на сигналах невербального характера в ситуациях коммуникации, и это дает объяснение тому, почему они по праву считаются лучшими слушателями, нежели мужчины. Мужчины же зачастую сосредотачивают собственное внимание именно на словах.

Вывод

Руководствуясь этим можно сделать вывод о том, что рост межличностных коммуникаций с помощью электронной почты и факсов более выгоден для мужчин, а усиление роли видеоконференций способно стать преимуществом женской части сотрудников.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

11.1 Принципы невербальной коммуникации – деловое общение для успеха

Цели обучения

  1. Продемонстрировать невербальное общение и описать его роль в процессе общения.
  2. Понимать и объяснять принципы невербального общения.

Невербальная коммуникация изменчива

Скорее всего, у вас было много случаев, когда слова были неправильно поняты или смысл слов был неясен. Когда дело доходит до невербального общения, смысл еще труднее различить. Иногда мы можем сказать, что люди сообщают посредством невербального общения, но не существует надежного «словаря» того, как интерпретировать невербальные сообщения. Невербальная коммуникация – это процесс передачи сообщения без использования слов. Он может включать в себя жесты и выражения лица, тон голоса, синхронизацию, позу и то, как вы стоите во время общения. Это может помочь или помешать ясному пониманию вашего сообщения, но оно не раскрывает (и даже может маскировать), что вы на самом деле думаете. Невербальная коммуникация далеко не проста, и ее сложность делает наше изучение и наше понимание достойной, но сложной целью.

Где начинается подмигивание и заканчивается кивок? Невербальная коммуникация включает в себя все тело, пространство, которое оно занимает и в котором оно доминирует, время, в течение которого оно взаимодействует, и не только то, что не сказано, но и то, как это не сказано. Смущенный? Попробуйте сосредоточиться только на одном элементе невербальной коммуникации, и он скоро затеряется среди всех остальных стимулов. Рассмотрим зрительный контакт. Что это означает само по себе без контекста, положения подбородка или бровей, чтобы показать интерес или сигнализировать об угрозе? Невербальные действия почти плавно переходят от одного к другому, что затрудняет интерпретацию одного элемента или даже ряда элементов.

Мы воспринимаем время как линейное, текущее по прямой линии. Мы выполнили одну задачу, сейчас делаем другую задачу, и мы все время планируем делать что-то еще.

Иногда мы уделяем больше внимания будущему или прошлому, забывая, что на самом деле живем в настоящем моменте, независимо от того, сосредоточены мы на «сейчас» или нет. Невербальная коммуникация всегда находится в движении, пока мы есть, и никогда не повторяется дважды.

Невербальное общение необратимо. В письменном сообщении вы можете написать разъяснение, исправление или опровержение. Хотя исходное утверждение никогда не исчезает полностью, оно допускает исправление. В отличие от письменного общения, устное общение может позволить «переделать» на месте: вы можете объяснить и перефразировать, надеясь прояснить свою точку зрения. Вы также можете копать яму, в которой вы находитесь, чуть глубже. Старые поговорки «когда окажешься в яме, перестань копать» и «открой рот, вставь ногу» иногда применимы и к устному общению. Мы все говорили что-то, что мы бы отдали что угодно, чтобы забрать обратно, но мы все знаем, что не можем. Устное общение, как и письменное, допускает некоторые исправления, но оно все равно не стирает исходное сообщение или его влияние.

Невербальное общение делает еще один шаг вперед. Вы не можете отделить одно невербальное действие от контекста всех других вербальных и невербальных коммуникативных актов, и вы не можете взять его обратно.

В речи невербальная коммуникация непрерывна в том смысле, что она происходит всегда, и поскольку она очень подвижна, может быть трудно определить, где начинается одно невербальное сообщение и заканчивается другое. Слова можно легко идентифицировать и изолировать, но если мы попытаемся выделить жесты, улыбку или позу говорящего, не глядя на то, как все это сочетается в контексте, мы можем упустить суть и сделать неверный вывод. Вы должны осознавать этот аспект публичных выступлений, потому что, цитируя другую старую поговорку, «Действия говорят громче, чем слова». Это верно в том смысле, что люди часто обращают больше внимания на ваши невербальные выражения, чем на ваши слова. В результате невербальная коммуникация — это мощный способ способствовать (или умалять) ваш успех в донесении вашего сообщения до аудитории.

Быстрая невербальная коммуникация

Давайте представим, что вы сидите за компьютером на работе. Вы видите, что пришло электронное письмо, но вы как раз находитесь в процессе подсчета электронной таблицы, цифры в которой просто не складываются. Вы видите, что электронное письмо от коллеги, и вы нажимаете на него. В теме письма указано «розовые листки». Вы можете интерпретировать это как предложение о костюме на Хэллоуин или соревнование в гонке за собственность друг друга, но в контексте рабочего места вы можете предположить, что это означает увольнения.

Ваша эмоциональная реакция немедленна. Если бы автор электронного письма мог видеть ваше лицо, он бы понял, что ваш ответ был выражением недоверия и разочарования, даже гнева, и все это благодаря вашему невербальному общению. Да, когда дерево падает в лесу, оно издает звук, даже если его никто не слышит. Точно так же вы все время выражаете себя через невербальное общение, совершенно не задумываясь. Вы можете подумать о том, как поделиться новостями со своим партнером, и попытаться изобразить улыбку и чувство спокойствия, когда вам не хочется улыбаться.

Невербальное общение выдает наши мысли и чувства еще до того, как мы осознаем, о чем думаем или что чувствуем. Люди могут увидеть и услышать больше, чем вы когда-либо ожидали. Ваше невербальное общение включает в себя как преднамеренные, так и непреднамеренные сообщения, но, поскольку все это происходит так быстро, непреднамеренные сообщения могут противоречить тому, что вы знаете, что должны сказать или как вы должны реагировать.

Невербальное общение может дополнить или заменить вербальное общение

Люди больше обращают внимание на то, как вы это говорите, чем на то, что вы говорите на самом деле. В представлении речи это особенно верно. Мы общаемся невербально больше, чем участвуем в вербальной коммуникации, и часто используем невербальные выражения, чтобы добавить или даже заменить слова, которые мы иначе могли бы сказать. Мы используем невербальный жест, называемый иллюстратором, чтобы эффективно передать наше сообщение и усилить нашу точку зрения. Ваш коллега Эндрю может спросить вас: «Бар Барни после работы?» когда он проходит мимо, и вы просто киваете и говорите «да». Эндрю может ответить невербальным жестом, называемым эмблемой, сигнализируя знаком «ОК», когда он уходит.

В дополнение к иллюстраторам или символической невербальной коммуникации мы также используем регуляторы. «Регуляторы — это невербальные сообщения, которые контролируют, поддерживают или препятствуют взаимодействию» (McLean, S., 2003). Например, если кто-то говорит вам сообщение, которое сбивает с толку или расстраивает, вы можете поднять руку — общепризнанный регулятор, который просит говорящего замолчать.

Предположим, вы находитесь на совещании и представляете речь о новейшем продукте вашей компании. Если члены вашей аудитории кивают, соглашаясь с важными моментами, и поддерживают хороший зрительный контакт, это хороший знак. Невербально они используют регуляторы, побуждающие вас продолжать презентацию. Напротив, если они отводят взгляд, топают ногой и начинают рисовать на полях своего блокнота, это регуляторы, предлагающие вам лучше подумать о том, как вернуть их интерес или быстро завершить презентацию.

«Аффектные проявления — это невербальное общение, выражающее эмоции или чувства» (McLean, S., 2003). Демонстрация аффекта, которая может сопровождать поднятие руки в знак тишины, может состоять в том, чтобы нахмуриться и покачать головой из стороны в сторону. Когда вы с Эндрю находитесь в баре Barney’s Bar, улыбайтесь и машите рукой прибывающим коллегам, чтобы они знали, где вы сидите, и приветствовали их.

Рисунок 11.1

Расчесывание волос было бы примером целенаправленного действия, в отличие от самоадаптивного поведения.

Мэтью — Я ненавижу дни с плохой прической — CC BY-NC-ND 2.0.

«Адапторы — это проявления невербального общения, которые помогают вам адаптироваться к вашей среде и каждому контексту, помогая вам чувствовать себя комфортно и безопасно» (McLean, S., 2003). Самоадаптер подразумевает, что вы удовлетворяете свою потребность в безопасности, например, играя со своими волосами, адаптируя что-то в себе таким образом, для которого это не было предназначено или без какой-либо очевидной цели. Расчесывание волос было бы примером целенаправленного действия, в отличие от самоадаптивного поведения. Объект-адаптер предполагает использование объекта способом, для которого он не предназначен. Вы можете увидеть, как зрители постукивают карандашами, жуют их или играют с ними, игнорируя при этом вас и вашу презентацию. Или, возможно, кто-то вытаскивает расческу и несколько раз проводит ногтем большого пальца о зубцы расчески. Они используют расческу или карандаш не по назначению, как объект-адаптер, который сообщает об отсутствии заинтересованности или энтузиазма в вашей речи.

Преднамеренное невербальное общение может дополнять, повторять, заменять, маскировать или противоречить тому, что мы говорим. Когда Эндрю пригласил вас к Барни, вы сказали «Да» и кивнули, дополняя и повторяя сообщение. Вы могли бы просто кивнуть, эффективно заменив «да» невербальным ответом. Вы также могли решить отказаться, но не хотели обижать чувства Эндрю. Покачивая головой «нет», указывая на часы, сообщая о проблемах с работой и временем, вы можете маскировать свои настоящие мысли или чувства. Маскировка включает замену соответствующей невербальной коммуникации на невербальную коммуникацию, которую вы, возможно, захотите отобразить (McLean, S., 2003). Наконец, невербальные сообщения, противоречащие вербальному общению, могут сбить слушателя с толку. Таблица 11.1 «Некоторые невербальные выражения» суммирует эти понятия.

Таблица 11.1 Некоторые невербальные выражения

Термин Определение
Адаптеры Помогите нам почувствовать себя комфортно или укажите эмоции или настроение
Эффекты отображения Выражать эмоции или чувства
Дополнение к Подкрепление вербального общения
Противоречие Противоречащее устному общению
Эмблемы Невербальные жесты, которые несут определенное значение и могут заменить или усилить слова
Иллюстраторы Подкрепить устное сообщение
Маскировка Замена менее подходящих дисплеев более подходящими
Объектные адаптеры Использование объекта не по назначению
Регуляторы Контролировать, поощрять или препятствовать взаимодействию
Повторяющийся Повторение словесного общения
Замена Замена вербального общения
Самоадаптеры Адаптация чего-то в себе таким образом, для которого это не было предназначено, или без очевидной цели

Невербальное общение универсально

Подумайте о многих контекстах, в которых происходит взаимодействие в течение дня. Утром, на работе, после работы, дома, с друзьями, с семьей, и этот список можно продолжать довольно долго. Теперь рассмотрим различия в невербальной коммуникации в этих многочисленных контекстах. Когда вы на работе, вы прыгаете вверх и вниз и говорите все, что хотите? Почему или почему нет? Вы можете не вести себя так из-за ожиданий на работе, но факт остается фактом: с момента пробуждения до сна вы окружены невербальной коммуникацией.

Если бы вы родились в другой стране, у других родителей и, возможно, как представитель противоположного пола, весь ваш мир был бы совсем другим. Тем не менее, невербальное общение останется универсальной константой. Он может выглядеть не так, или использоваться таким же образом, но он все равно будет невербальным общением со своими многочисленными функциями и проявлениями.

Невербальное общение сбивает с толку и зависит от контекста

Невербальное общение может сбивать с толку. Нам нужны контекстуальные подсказки, чтобы помочь нам понять или начать понимать, что означает движение, жест или отсутствие изображения. Затем мы должны выяснить все это, основываясь на наших предварительных знаниях (или их отсутствии) о человеке, и надеяться сделать это правильно. Расскажите о вызове. Невербальное общение повсюду, и мы все его используем, но это не делает его простым или независимым от того, когда, где, почему или как мы общаемся.

Невербальное общение может быть преднамеренным или непреднамеренным

Предположим, вы работаете продавцом в розничном магазине, и покупатель сообщил вам о своем разочаровании. Будут ли невербальные аспекты вашего ответа преднамеренными или непреднамеренными? Ваша работа — всегда быть приятным и вежливым, но ваши нахмуренные брови или широко раскрытые глаза могут быть непреднамеренными. Они ясно сообщают о ваших негативных чувствах в данный момент. Повторное выражение вашего желания быть полезным и демонстрация невербальных жестов может означать, что «ничего страшного», но напряжение момента все еще «написано» на вашем лице.

Можем ли мы сказать, намеренно или ненамеренно люди общаются невербально? Задайте этот вопрос десяти людям и сравните их ответы. Вы можете быть удивлены. Очевидно, что понять невербальную коммуникацию в действии непросто. Мы часто приписываем преднамеренные мотивы невербальной коммуникации, когда на самом деле их проявление непреднамеренно и часто трудно интерпретировать.

Невербальные сообщения передают чувства и отношения

Стивен Биб, Сьюзан Биб и Марк Редмонд предлагают нам три дополнительных принципа межличностного невербального общения, которые служат нашему обсуждению. Во-первых, вы часто реагируете быстрее, чем думаете. Ваши невербальные ответы передают вашу первоначальную реакцию, прежде чем вы сможете обработать ее с помощью языка или сформулировать соответствующий ответ. Если ваша адекватная устная реакция не соответствует вашей невербальной реакции, вы можете выдать свои истинные чувства и отношения (Биби, С., Биби, С. и Редмонд, М., 2002).

Альберт Меграбян утверждает, что мы редко передаем эмоциональные сообщения посредством устной речи. По словам Мехрабяна, 93 % времени мы выражаем свои эмоции невербально, по крайней мере 55 % — с помощью мимики. Голосовые сигналы, положение тела и движения, а также нормативное пространство между говорящим и получающим также могут быть ключами к чувствам и отношениям (Мехрабиан, А., 1972).

Всегда ли ваша первая эмоциональная реакция является точным и верным отражением ваших чувств и отношений, или ваша эмоциональная реакция меняется со временем? Мы все постоянно меняемся, и иногда момент разочарования или вспышка гнева может сигнализировать получателю о чувстве или эмоции, которые существовали в течение некоторого времени, но с тех пор прошли. Их ответ на ваше сообщение будет основан на этом восприятии, даже если вы, возможно, уже решили эту проблему. Вот где устное слово служит нам хорошо. Возможно, вам придется четко сформулировать, что вы были разочарованы, но не более того. Слова, произнесенные вслух, могут внести ясность и вызвать дополнительное обсуждение.

Мы верим в невербальную коммуникацию больше, чем в вербальную

Опираясь на пример реагирования на ситуацию с помощью мимических жестов, связанных с фрустрацией, прежде чем вы даже успеете придумать соответствующий вербальный ответ, зададимся вопросом: чему бы вы поверили, чьим-то действиям или их слова? По словам Уильяма Сейлера и Мелиссы Билл, большинство людей склонны верить невербальному сообщению, а не вербальному. Люди часто отвечают, что «действия говорят громче, чем слова», и придают непропорционально большое значение невербальной реакции (Seiler W., and Beall, M., 2000). Люди не всегда логичны, и они испытывают чувства и отношения, которые меняются. Тем не менее, мы больше доверяем невербальному общению, особенно когда речь идет о лживом поведении. Согласно Мирону Цукерману, Белле ДеПауло и Роберту Розенталю, есть несколько моделей поведения, которые люди часто демонстрируют, когда обманывают (Цукерман М., ДеПауло Б. и Розенталь Р., 19).81):

  • Уменьшение зрительного контакта во время разговора
  • Неловкие паузы в разговоре
  • Более высокий тон голоса
  • Умышленное произношение и артикуляция слов
  • Увеличена задержка времени ответа на вопрос
  • Увеличение движений тела, например изменение позы
  • Уменьшение улыбки
  • Снижение скорости речи

Если вы заметили одно или несколько поведений, возможно, вам стоит присмотреться. Со временем мы изучаем модели речи и поведения людей и формируем набор ожиданий. Отклонение от их установленных шаблонов в сочетании с приведенными выше подсказками может послужить предупреждением о возможности того, что что-то заслуживает более пристального внимания.

Наши невербальные реакции связаны с нашими физиологическими реакциями на стресс, такими как частота сердечных сокращений, кровяное давление и проводимость кожи. Полиграфы (обычно называемые «детекторами лжи») фокусируются на этих физиологических реакциях и демонстрируют аномалии или вариации. В то время как криминальные фильмы и телевизионные шоу могут заставить полиграфы выглядеть надежными, ведутся серьезные споры о том, измеряют ли они нечестность с какой-либо степенью точности.

Можете ли вы научиться распознавать ложь? Маловероятно. Наша цель в изучении невербального общения состоит не в том, чтобы выявить нечестность в других, а скорее в том, чтобы помочь вам понять, как использовать невербальные аспекты общения для улучшения понимания.

Невербальное общение — ключ к отношениям между говорящим и аудиторией

Когда мы впервые видим друг друга, еще до того, как кто-то скажет хоть слово, мы уже оцениваем друг друга. В течение первых нескольких секунд мы составили суждения друг о друге, основываясь на том, что мы носим, ​​наших физических характеристиках и даже нашей позе. Верны ли эти суждения? Это трудно понять без контекста, но мы можем сказать, что невербальная коммуникация определенно влияет на первое впечатление, в лучшую или в худшую сторону. Когда оратор и аудитория впервые встречаются, невербальное общение с точки зрения пространства, одежды и даже личных характеристик может способствовать формированию предполагаемых ожиданий. Ожидания могут быть неточными или даже несправедливыми, но важно признать, что они будут присутствовать. Есть истина в поговорке: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Поскольку начинания — это хрупкие времена, ваше внимание к аспектам, которые вы можете контролировать, как вербальным, так и невербальным, поможет сделать первый шаг в формировании отношений с вашей аудиторией. Ваш зрительный контакт с аудиторией, использование пространства и степень формальности будут продолжать способствовать этим отношениям.

Как оратор, ваше невербальное общение является частью сообщения и может способствовать или отвлекать вас от достижения ваших общих целей. Зная о них и практикуясь с живой аудиторией, вы можете научиться быть более осознанными и контролировать ситуацию.

Ключевые выводы

  • Невербальная коммуникация — это процесс передачи сообщения без использования слов; это относится к динамическому процессу общения, процессу восприятия и слушания, а также к вербальному общению.
  • Невербальная коммуникация плавная и быстрая, универсальная, запутанная и контекстуальная. Оно может дополнять или заменять вербальное общение и может быть преднамеренным или непреднамеренным.
  • Невербальное общение передает чувства и отношения, и люди склонны верить невербальным сообщениям больше, чем вербальным.

Каталожные номера

Биби, С. [Стивен], Биби, С. [Сьюзен], и Редмонд, М. (2002). Межличностное общение с другими (3-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Маклин, С. (2003). Основы речевого общения . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Меграбян, А. (1972). Невербальное общение . Чикаго, Иллинойс: Альдин Атертон.

Зайлер, В., и Билл, М. (2000). Связь: Установление соединений (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Цукерман, М., ДеПауло, Б., и Розенталь, Р. (1981). Вербальная и невербальная коммуникация обмана. Достижения в экспериментальной социальной психологии, 14 , 1–59.

Вербальное и невербальное общение | Навыки делового общения для менеджеров

Цели обучения

  • Обсудить устное общение и его роль в бизнесе
  • Обсудить невербальное общение и его роль в бизнесе

Вербальное общение

Вербальное общение, пожалуй, самый очевидный и понятный способ общения, и это, безусловно, мощный инструмент в вашем наборе инструментов для общения. Проще говоря, вербальное общение — это обмен информацией между двумя людьми с помощью слов.

Разговорное и письменное общение

Хотя мы обычно сосредотачиваемся на речи, когда говорим об устном общении, важно помнить, что письмо также является формой вербального общения. В конце концов, в письме тоже используются слова!

Представьте на мгновение, что вы студент колледжа, который борется с материалом в классе. Вместо того, чтобы просто сдаться, вы решаете, что собираетесь обратиться к своему преподавателю за советом, который вам нужен, чтобы дожить до конца семестра. Теперь у вас есть несколько вариантов использования вербального общения для этого. Вы можете позвонить своему инструктору, если он предоставил контактную информацию, или поговорить с ним лично после занятий или в рабочее время. Вы можете использовать другой подход и отправить им электронное письмо. Вы, вероятно, можете определить свой собственный список плюсов и минусов для каждого из этих подходов. Но действительно, какая разница между письмом и разговором в этих ситуациях? Давайте рассмотрим четыре основных различия между ними:

  1. Официальное и неофициальное: Обычно мы используем устное общение неформально в то время как мы используем письменное общение формально.
  2. Синхронная и асинхронная: Синхронная коммуникация – это коммуникация, происходящая в реальном времени, например разговор с другом. Напротив, асинхронное общение – это общение, которое происходит не сразу и происходит в течение более длительного периода времени, например, письма, электронная почта или даже текстовые сообщения.
  3. Записанное и незаписанное: Письменное общение обычно архивируется и записывается для последующего извлечения, в то время как устное общение обычно не записывается.

Преимущества устного общения

Устное общение может быть разговором, встречей или даже речью. Разговорная коммуникация эффективна тем, что позволяет получать информацию из каждой части модели социальной коммуникации. Вы кодируете свои мысли в произнесенное слово и смотрите на свою аудиторию, чтобы расшифровать и принять сообщение. Вы можете попросить обратную связь напрямую, чтобы подтвердить понимание вашего сообщения.

В мире, где мы в основном общаемся по электронной почте и текстовым сообщениям, устное общение — это глоток свежего воздуха. Используйте силу устного общения для создания отношений — вы можете установить взаимопонимание и чувство доверия со своей аудиторией, когда разговариваете с ней. Устное общение позволяет вам установить более эмоциональную связь со слушателями.

Устное общение также упрощает обеспечение понимания путем устранения возражений и устранения недоразумений: вы можете корректировать свое сообщение по мере его передачи, основываясь на отзывах, которые вы получаете от своей аудитории. Устное общение позволяет вам уйти от разговора с более высокой степенью уверенности в том, что ваше сообщение было получено.

Практические вопросы

Вербальная коммуникация — мощный инструмент, который становится еще более мощным в сочетании с умением слушать и невербальной коммуникацией.

Невербальная коммуникация

Мы уже немного использовали невербальную коммуникацию с навыками активного слушания, которые мы обсуждали ранее: кивание, мимика, наклон к говорящему, чтобы показать интерес — все это формы невербальной коммуникации. Язык тела может усилить ваше устное сообщение или полностью ему противоречить.

Существует миф, согласно которому, когда вы говорите, только 35 процентов вашего общения являются вербальными, а 65 процентов — невербальными. Это не совсем так, потому что многое зависит от контекста и ситуации. Однако совершенно верно, что невербальное общение может создать или разрушить ваше сообщение.

Вот некоторые типы невербального общения и их влияние на успех вашего общения:

  • Выражение лица: Ваш двоюродный брат-подросток, которого мы упоминали в начале этого раздела, возможно, сказал вам, что он счастлив, но его апатичное выражение лица могло передавать другую информацию. Выражение лица — счастливое, грустное, злое — помогает вам передать ваше сообщение. Следите за своим выражением лица, когда говорите и особенно когда слушаете, когда об этом легко забыть.
  • Жесты: Когда вы говорите, жест может усилить ваше сообщение. Указание на что-то, на что вы хотите, чтобы ваш слушатель посмотрел более внимательно, является примером невербальной коммуникации, которая делает ваше сообщение понятым. Теплое движение в сторону коллеги, заслуживающего особого признания, сжатие кулака в знак разочарования или гнева — такие жесты помогают еще больше привлечь аудиторию, когда вы говорите.
  • Близость: То, насколько близко вы находитесь к своей аудитории, когда вы говорите, посылает невербальное сообщение. Если ваш размер внушительный, и вы оставляете очень маленькое расстояние между вами и вашим слушателем, скорее всего, ваше невербальное общение будет немного угрожающим. С другой стороны, давать кому-то слишком много места — это неудобное невербальное общение, которое может запутать вашего слушателя.
  • Прикосновение: Пожать руку слушателю, положить руку ему на плечо: это невербальные сигналы, которые могут повлиять на успех вашего сообщения. Прикосновение передает привязанность, но оно также передает силу. Вы можете подумать о том, какие сообщения соискатель может отправить через слабое рукопожатие по сравнению с крепким после собеседования.
  • Зрительный контакт: Установление и поддержание зрительного контакта с аудиторией, когда вы общаетесь устно или слушаете, сообщает другой стороне, что вы заинтересованы в разговоре и участвуете в нем. Хороший зрительный контакт часто передает собеседнику черту честности.
  • Внешний вид: Ваша одежда, волосы и украшения также являются частью невербального общения. Если вы каждое утро прикрепляете булавку с таксой себе на лацкан (потому что у вас есть домашняя такса), это кое-что говорит о вас как о человеке. Точно так же качество и состояние вашей одежды, то, как она сидит, подходит ли она для сезона — все эти вещи невербально говорят о вас как о коммуникаторе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *