Невербальные средства общения жесты: Я вижу, о чем вы думаете, или Способы невербального общения – Белорусский национальный технический университет (БНТУ/BNTU)

Содержание

Проект. «Невербальные средства общения». | Проект (9 класс):

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Тема проекта

«Невербальные средства общения»

Работа ученика 9 «А» класса

Чекотовой Софьи Сергеевны

Руководитель проекта

Грудинина Ю.В.

Работа допущена к защите «___»______________2020 г.

Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение__________________________________________________3 стр.
  2. Невербальные средства общения. Общее представление, определение___________________________________________________________5 стр.
  3. Классификация невербальных средств общения и их роль в процессе речи__________________________________________________________________7  стр.
  4. Заключение _______________________________________________11 стр.
  5. Используемые источники информации ________________________13 стр.
  6. Приложение ______________________________________________14 стр.

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня большинство людей все чаще не знает о существовании языка телодвижений, а между тем, язык невербальной коммуникации может помочь нам в общении. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.

Проблема, рассматриваемая в данной исследовательской работе, заключается в том, что язык жестов является распространенным средством общения, но он не всегда понятен собеседникам. Пожалуй, самое удивительное заключается в том, что крайне незначительное количество слов, являющихся  значимыми в разговоре лицом к лицу, соответствует огромному количеству сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов.

Гипотеза: мы предположили, что невербальные средства общения, то есть «язык тела и жесты», могут рассказать о человеке больше, чем он этого хочет в той или иной коммуникативной ситуации. При этом эти средства могут как противоречить, так и подкреплять информацию, идущую от человека. Если мы проникнем в загадки этого удивительного «языка тела», то без труда сможем понимать все тайные мысли нашего собеседника, сможем понять его настроение, помысли, его отношение к нам.

Объектом исследования является невербальное общение.

Предметом исследования стали мимика, жесты и интонация, используемые при общении.

Цель нашей работы: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создать презентацию невербальных средств общения.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

  • изучить литературу о невербальных средствах общения;
  • проанализировать и обобщить изученный материал;
  • создать презентацию о невербальных средств общения.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется  анализ и синтез справочной литературы, сравнительно-сопоставимый анализ, метод наблюдения.

Материалом для исследования послужила научная и научно-популярная литература.  

Конечным продуктом данного исследования является создание презентации «Пойми меня без слов».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Невербальные средства общения. Общее представление, определение

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;
  4. помогать в учебной деятельности;
  5. сообщать о своем согласии или несогласии;
  6. общаться с глухими и слабослышащими.

Факторы, влияющие на невербальные знаки:

  • национально-культурные особенности;
  • состояние здоровья;
  • профессиональный этикет;
  • социальный статус;
  • принадлежность к определённой возрастной группе. [2]

Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Также можно отметить большое разнообразие средств невербального общения, начиная от мимики, заканчивая обменом рукопожатиями.

Классификация невербальных средств общения и их роль в процессе речи

Общение – это процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.   

Процессы передачи и приёма информации осуществляются с помощью словесной речи и различных несловесных невербальных средств, таких как интонация голоса и жестикуляция, мимика и пантомимика. Цель этих процессов – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Невербальные средства общения делятся на 6 групп:

  1. Оптокинетические:

Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека – радости, грусти, разочарования, удовлетворения и др. Ещё Дарвином установлено, что мимика уходит корнями в мир животных. У нас немало общих мимических выражений – страх, испуг, тревожность. Однако у человека имеются и специфические чувства, и их мимическое выражение – состояние восхищения, сочувствия, энтузиазма и др.

Различают два типа мимики:

-непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;

-произвольная (сознательная) мимика.

Мимика, также как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации.[3]

Пантомимика – совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство её проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием. Знание пантомимики позволяет понять больше, чем говорит собеседник.

Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Визуальный контакт является важным элементом общения. Смотреть на говорящего помогает нам сосредоточить внимание на том, что говорят. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, но мы избегаем его, обсуждая неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

  1. Паралингвистические:

-Интенсивность;

-Тембр;

-Интонация голоса;

-Качество голоса;

-Диапазон голоса;

-Тональность голоса

Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства находят своё выражение независимо от значения слов. Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Высоким голосом обычно передаются радость и недоверие, гнев и страх. Приглушённым, мягким голосом передаются печаль и горе, усталость. Немалую роль играет скорость речи, которая также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы, обеспокоены, или же если хотят убедить нас или уговорить. Медленная речь говорит чаще всего об угнетённом состоянии, горе или усталости.[4]

3. Экстралингвистические:

— Паузы;

— Темп речи;

— Связанность речи;

— Смех;

— Покашливание;

— Заикание.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы: предоставить партнёру возможность выказаться; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнёра; выиграть время партнёра. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит, он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие. Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание. Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе общения.

Темп речи — скорость произнесения речевых элементов разной протяженности. В силах каждого человека менять темп речи в соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону. Темп речи зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.

  1. Проксемические:
  • Физическая дистанция контакта;
  • Персональное пространство;
  • Угол поворота к собеседнику.

Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, которая позволяют судить довольно точно о социальном положении, установках и самооценке. Как и многие механизмы человеческого поведения, соблюдение пространства первоначально было продиктовано биологической целесообразностью. Пионером данной области знания (проксемики) можно считать американского этнографа Эдварда Холла. Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.[5]

5. Тактильные:

— Рукопожатия;

— Объятия;

— Поцелуи;

— Похлопывания;

— Толчки;

— Поглаживания;

— Касания;

— Пощёчины;

— Удары.

Изучается данная область такесикой, исследующей прикосновения в ситуации общения. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнёров, их возрастом, полом, степенью знакомства. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

6. Ольфакторные:

Ольфакторными проявлениями называют естественные и искусственные запахи человека, запахи окружающей среды, в которой происходит общение.

Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой «Невербальные средства общения», мы  достигли поставленной перед собой цели: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создали презентацию невербальных средств общения.

 Для этого были решены следующие задачи: мы изучили  литературу о невербальных средствах общения, проанализировали и обобщили изученный материал, создали презентацию о невербальных средств общения «Пойми меня».

Мы убедились, что общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Также можно отметить большое разнообразие средств невербального общения, начиная от мимики, заканчивая обменом рукопожатиями.

В процессе выполнения работы о невербальные средствах общения, мы пришли к выводу, что понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.

Также, проведенное нами исследование показало, чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.

В перспективе мы хотим найти примеры жестов, мимики и интонации, опираясь на презентацию, в среде учащихся и педагогов нашей школы, с дальнейшим представлением этих примеров в сравнительной таблице и выяснения их роли в процессе общения.

И в заключении, конечно, хочется добавить, что знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Горянина В. А. Психология общения- М.: Издательский центр «Академия»-2002.-416с.
  2. Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.
  3. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  4. Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с.
  5. Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с
  6. https://srazu.pro/socializacia/neverbalnoe-obshhenie-v-psixologii.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Язык рук. Пример-иллюстрация. Жесты

Потирание ладоней

С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Скорость, с которой выполняется этот жест, сигнализирует о том, какой результат предполагает получить человек.

Потирание большого пальца об указательный

Потирание большого пальца об указательный обычно применяется для обозначения денег или ожидания поступления денег в качестве оплаты.

Сцепленные пальцы рук

Исследования, проведенные Нюрбергом и Калеро по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, на столе, на коленях при сидячем положении или внизу при стоячим.

Шпилеобразное положение рук

Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди. Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи

Закладывание рук за спину

Это жест уверенного в себе человека. Существует три вида этого жеста: руки в замок за спиной; закладывание рук за спину с захватом запястья; закладывание рук за спину с захватом локтя.

Акцентирование больших пальцев

Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест нужно рассматривать в совокупности с другими жестами. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Часто жест присутствует в позе сурового начальника в обществе со своими подчиненными

Защита рта рукой

Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова.

Прикосновение к носу

Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу. Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них.

Потирание века

Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол.

Почесывание и потирание уха

Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.

Схема мимических движений

  1. Злость
  2. Обида
  3. Расстройство
  4. Радость
  5. Плач
  6. Удивление


[1] Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.

[2] Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

[3] Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997.  — 176 c.

[4] Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с.

[5] Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с

Какое значение имеют невербальные символы- жесты в развитии речи? Розыгрыш внутри!

Работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание. В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются жесты, мимика, выразительные движения, контакты глаз. Специалисты из Зеленограда помогут вашему ребенку в развитии речи.


Познавательная страничка

Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.

Жесты активно используются в нашем общении. В большинстве случаев они сопровождают устную речь, являясь ее атрибутом, свидетельствующим о раскованности, непринужденности поведения.

У ребенка, который еще не овладел словесными (вербальными) знаками, язык жестов на ранних этапах коммуникативного развития – главное средство коммуникации.

Постепенно невербальный язык вытесняет вербальный, но жесты не исчезают совсем, а лишь из основных средств общения переходят во вспомогательные. Некоторые жесты появляются уже на той стадии, когда ребенок владеет словесной речью, например, указание возраста с помощью пальцев.

Система дословесных средств коммуникации, формирующаяся сначала в эмоциональном общении ребенка с матерью, близкими, а затем в предметной деятельности и служащая для выражения чувств, представлений об окружающем мире и о себе, была названа Е.И. Исениной «протоязыком». Он является предпосылкой усвоения речи и формируется у всех детей в ходе общения со взрослыми.

Анализ специальной литературы дает возможность говорить об эффективности введения в работу по предотвращению и исправлению речевых отклонений невербальных средств общения.

Целенаправленное развитие эмоциональной сферы положительно сказывается на речевом и познавательном развитии, на развитии социально – коммуникативной способности, следовательно, на состоянии речи. То есть необходимо развивать не только речь, но и эмоционально – двигательную сферу.

Необходимо учитывать возрастные и индивидуально – психологические особенности детей. Занятия должны проходить эмоционально, динамично. В каждое занятие необходимо включать физминутки, элементы психогимнастики, театрализацию, упражнения на релаксацию, ритмические упражнения.

Например, основанием целесообразности использования логоритмических упражнений является целостная работа всей центральной нервной системы. Логопедическая ритмика объединяет действия двигательного и речевого анализаторов, регулирует мышечный тонус.

Логопедическая ритмика способствует не только воспитанию чувства ритма и развитию слухового восприятия, но и устранению заторможенности или возбудимости ребенка, улучшению координации движений, регулирует ритм дыхания, ритм, темп и акцент речи, помогает организовать поведение детей в коллективе, активизирует их внимание. Этому же в полной мере способствуют занятия ритмопластикой.


Мама будет Логопедом

Невербальное общение оказывает значимое влияние на развитие ребенка: на его адаптацию к внешнему миру, развитие коммуникабельности, становление психологического состояния. Поэтому при разговоре с детьми, особенно маленькими, важно правильно использовать такое общение. Не нужно применять крики и ругань, также стоит избегать резких перепадов настроений и негативного тона. Все это пугает ребенка и заставляет нервничать, что не приводит ни к чему хорошему.


Копилка знаний

Формирование навыков невербального общения

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.


Логопедические занятия в Центре Речи —

Система занятий, направленных на коррекцию нарушений всех сторон речи: звукопроизношения, фонематики, грамматики, лексики, слоговой структуры.

Логоритмика

Логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки.

А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.


Загляните к нам в на занятия!

Представляем вашему вниманию фильм о Центре Речи!


Примите участие в розыгрыше.

Центр Речи проводит конкурс репостов!

Приз — скидка 10% на консультацию нейропсихолога Центра Речи Свириной Елены Леонидовны.

Розыгрыш проходит на двух платформах: Инстаграм и ВКонтакте. Вам будет присвоен порядковый номер. Мы выберем одного победителя в прямом эфире с помощью генератора случайных чисел 8 ноября.



Открыта запись на комплексные занятия!


Учимся понимать невербальные средства общения

Невербальные средства общения важный элемент коммуникации людей. Каждый день, разговаривая с родными, друзьями, коллегами по работе мы задействуем основные техники передачи информации и экстралингвистические средства общения. Невербальные средства общения представляют собой язык тела и жестов, который помогает выразить мысли и чувства без использования устной речи.

Язык тела и жестов в отличие от других речевых средств обладает уникальным свойством передачи информации подсознанием. На его долю приходится до 80% передачи информации собеседнику. Невербальные средства общения нужны для того чтобы узнать мысли и намерения человека. Для этого достаточно приглядеться к манере говорить и жестикулировать.

Научится понимать невербальные средства общения на практике необходимо по двум причинам:

  • Устная речь человека передает только конкретные знания. Для выражения эмоционального состояния этого мало. Поэтому психологическое состояние человека, испытываемые эмоции и чувства передаются только при помощи невербального общения.
  • В разговорной коммуникации отсутствует способность к владению собой. Невербальное общение помогает узнать мысли и чувства собеседника, за счет спонтанной бессознательной реакции подсознания.

Контроль над произнесенными словами, наигранная мимика не даст полноценного результата для скрытия информации. Выдать себя человек может случайно, потеряв контроль над интонацией, звучанием голоса или используя неправильные жесты. Люди доверяют невербальным средствам общения, потому что они поддаются контролю меньше разговорной речи.

Благодаря многочисленным психологическим исследованиям появилась классификация невербальных средств общения:

  • Пространственные средства – это движение собеседника в пространстве, его размещение относительно других людей и объектов, соблюдение дистанции и ориентация.
  • Визуальные средства – взгляд человека, его направление и длительность.
  • Тактильные средства – к ним относится тактильный контакт, прикосновение рукой, поцелуй, толчок.
  • Экспрессивно – выразительные средства – это может быть мимика, жесты, движение тела и другие техники жестовой коммуникации.

В невербальном общении существует понятие просодика и экстралингвистика. Просодические средства помогают создать образ собеседника, его манеру разговаривать, проявлять чувства и другие элементы индивидуальности. Понятие просодических элементов коммуникации включает в себя ритмическо — интонационную часть разговорной речи, высоту, тон и ударение.

Понятие экстралингвистики представляет собой использование пауз в разговорной речи и других физиологических уловок: смех, плач, вздох. Просодические и экстралингвистические науки изучают речевой поток, дополняют разговор, выражая психологическое и эмоциональное состояние человека.

Содержание

  • Функции невербальных средств общения
  • Характеристика невербальных средств общения
  • Невербальные средства повышения делового статуса

Функции невербальных средств общения

Большинство людей уделяют невербальным средствам коммуникации недостаточно внимания. При разговоре отношение к собеседнику складывается на интуитивном уровне, поэтому во время разговора может появиться дискомфорт или чувство тревоги. Некоторые люди расценивают это как интуицию, хотя на самом деле такие сигналы нам посылает мозг, когда наблюдает не соответствие произносимой речи с жестами.

Невербальные коммуникации бывают осознанными и бессознательными. Осознанные контролируются человеком, бессознательные нет. Давно известно, что соврать может язык, но не тело, поэтому психологи и психоаналитики обращают внимание на бессознательные движения при работе с пациентами. Невербальные средства общения играют важную роль в жизни человека, выполняя основные функции коммуникации.

Язык тела и жестов выполняет следующие функции:

  • Помогают понять свое или чужое поведение, являются ориентиром в социальной жизни человека.
  • Являются средством выражения психического состояния человека.
  • Необходимы для взаимодействия между людьми, выражения отношения друг к другу, помогая решить и истолковать бытовые или деловые ситуации.
  • Помогает придать эмоциональную окраску разговору, усилить эффект от произнесенной речи.
  • Является показателем статуса человека, показывает его роль в обществе.
  • Выполняют функции по созданию психологического портрета и образа собеседника.

Характеристика невербальных средств общения

Во время общения с людьми необходимо обращать внимание на следующие элементы и техники невербальной коммуникации:

  • Жесты.

Язык жестов является самым старым методом общения людей и представляет собой движение рук и головы. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными. К произвольным относится сознательное движение рук, а к непроизвольным – рефлекторные или врожденные. Эти жесты выполняют функции замены или дополнения разговорной речи или подчеркивают сказанное собеседнику.

Одни и те же жесты отличаются по смыслу в зависимости от культуры. Желание донести информацию как можно быстрее, а также повышенное эмоциональное состояние человека ведет к активной жестикуляции при разговоре. Жестикуляция может быть:

  • Описательной — жесты обретают смысл только во время взаимодействия речи и движения.
  • Модальной – дают оценку и выражают отношение к происходящим событиям. Это одобряющие жесты, доверительные или протестующие.
  • Коммуникативной – суда относятся жесты, используемые при приветствии, прощание, для обращения внимания окружающих, для отрицания чего-либо.

Примеры жестов на практике

  • Касание уха во время разговора – означает не желание слушать собеседника, такое поведение может, быть следствием скуки или не согласием со сказанным.
  • Приоткрытый рот – трактуется как сдерживание мыслей, когда человеку есть что сказать, но он не знает, стоит ли это делать.
  • Если собеседнику некомфортно, он испытывает эмоциональное напряжение при общении или разговору по телефону, он трогает шею, одежду, крутит в руке мелкие предметы, кольца на руке.
  • Мимика.

Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц. Проводимые тесты на практике показали, что отсутствие эмоций на лице во время разговора ведет к потере 15% произносимой информации. Главную мимическую роль выполняют губы и брови человека. Для выражения гнева, отвращения, радости, страха, печали, удивления мышцы лица действуют слаженно и целостно.

  • Визуальные средства коммуникации.

Визуальные взаимодействия между людьми играют важную роль во время передачи информации. Взгляд помогает заострить внимание на говорящем человеке. Во время разговора люди смотрят в глаза друг другу в среднем от 10 секунд. Меньшее количество времени расценивается как неуважение и вызов. При разговоре слушающий человек смотрит на собеседника дольше, чем говорящий. Взгляд связан с формированием мыслей при передаче информации, когда мысль формируется человек не смотрит на собеседника, когда он знает, что хочет сказать он обращает на него внимание.

Визуальный контакт делится на следующие категории, он может быть:

  • Социальным – фокусировка взгляда колеблется в области глаз и рта.
  • Деловым – во время деловой встречи, проводя доклад, или выступление перед публикой, говорящий смотрит на лоб собеседника, проявляя тем самым к нему уважение и внимание.
  • Интимным – собеседник смотрит в глаза или ниже лица.

Лицо человека передает самое точное психологическое состояние, даже на фото. Но оно не настолько достоверно, потому что поддается контролю со стороны человека. С его помощью легче обмануть собеседника, изобразив необходимую гамму чувств.

  • Тактильные средства.

Тактильные средства общения включают в себя понятие науки такесики. Она изучает прикосновения во время разговора. Тактильные средства необходимы для нормального общения людей и определяются такими факторами, как статус, возраст, пол, уровень доверия людей.

Неправильное частое применение тактильных средств ведет к конфликтным ситуациям между людьми и враждебному настрою.

  • Поза.

Позой называется положение тела человека. Существует множество поз, которые показывают отношение людей к окружающим. Замечено, что высокие по должности лица занимают более раскованную позу. Принятая поза трактуется в зависимости от ее смыслового содержания. Она говорит о закрытости человека или готовности вести диалог.

Перекрещенные руки говорят о нежелании близко подпускать собеседника. Общаясь с человеком, принявшим такую позу, следует говорить кратко и по делу. Закрытое расположение рук свидетельствует о преграде, которую они символизируют при разговоре. Это не доверительная поза, вывести из нее получится предложением взять что-либо в руки или поддержать.

Доверительной и дружелюбной считается поза с не перекрещенными руками и ногами. У внимательного собеседника корпус тела направлен на говорящего, руки свободны и не сжаты в кулаки. Заинтересованный разговором человек постепенно приближается или наклоняется в сторону разговора, если желания слушать нет, то наоборот, откидывается назад, отстраняется. Надежным способом привлечь к себе внимания считается повторение жестов, поз собеседника.

Невербальные средства повышения делового статуса

Окружающая обстановка между людьми играет роль фона во время разговора. Деловой статус можно повысить с помощью специально подобранного интерьера. Для руководителя фирмы офис является его вторым лицом. Обстановка на рабочем месте способна показать надежность фирмы и ее успешность.

Невербальные средства повышения делового статуса включают в себя кабинет руководителя или оборудование в офисе. Следует тщательно следить за «внешним видом» офиса, так как отсутствие порядка и присутствие неряшливости на рабочем месте вызовет недоверие клиентов и посетителей.

Разработаны специальные правила, позволяющие повысить деловой статус:

  • Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, на столе недопустимо присутствие лишних предметов и раскиданных бумаг.
  • Обеденный перерыв проводят в специально отведенном для этого месте. Поедание пищи за рабочим столом выглядит некрасиво, если и существует в этом необходимость обедают в отсутствие других людей.
  • Пить кофе или чай на работе лучше из стеклянной посуды, а не из пластиковых стаканчиков.
  • Не заставляйте кабинет лишними вещами, это выглядит безвкусно и только захламляет помещение.
  • Посмотрите на рабочее место со стороны посетителя, убедитесь, что у вас в офисе приятно находиться.

Правильно подобранное офисное оборудование способно значительно повысить деловой статус. Чем больше кресло начальника, тем выше он кажется в глазах подчиненных. Оно должно быть хорошего качества и высокой спинкой. Стулья рабочих или посетителей, наоборот, поменьше. Не следует хранить цветы в своем кабинете, пусть они стоят в приемной. Также среди невербальных уловок повышения статуса считаются элементы декора. Они должны иметь нейтральный вид и быть неброскими.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Жест | Основные жесты и связанные с ними значения

Жест — это вербальное или невербальное движение тела, используемое для выражения или подчеркивания идеи, эмоции или состояния ума.

Жест определяется как «видимое телесное действие, посредством которого репрезентируется значение» (Кендон, 1983). Сюда входят жесты рук, движения всего тела (пожимание плечами), движения головы (кивание) и мимика (улыбка), позы (пространственная дистанция) и «сигналы одежды» (галстуки) (Гивенс, 19).99).

Жестикуляция — это форма невербального общения. Жесты передают сообщения. Это произвольные (а иногда и непроизвольные) движения, которые мы делаем пальцами, кистями, руками, ногами, головой или другими частями тела таким образом, чтобы передать смысл, либо в сочетании с вербальным общением, например, хмурясь, произнося резкие слова против кого-то или в изоляции, например, улыбаясь незнакомцу, чтобы выразить удовольствие от своего присутствия.

Обычно они служат одной из следующих целей. Их можно использовать, чтобы подчеркнуть, прояснить или усилить вербальное сообщение, например, когда мы указываем на стул, предлагая кому-то сесть. Они могут регулировать и контролировать человеческое взаимодействие, например кивать в знак согласия, когда кто-то другой говорит. Они также могут демонстрировать аффект или эмоцию: например, сжимать кулак одной рукой и стучать по раскрытой ладони другой, чтобы доказать свою настойчивость (см. Sussman and Deep, 19).89).

Когда жесты используются в сочетании со словесными сообщениями; они часто совпадают со словами, которые иллюстрируют, или идут немного раньше них.

Люди по-разному жестикулируют. По словам Десмонда Морриса, существует два вида жестов: движения рук, которые сопровождают произнесенные слова и усиливают их значение, и символические или эмблематические жесты, которые имеют значение или предоставляют информацию.

Научные данные свидетельствуют о том, что жестикулирование во время интенсивной когнитивной деятельности, такой как объяснение финансового соотношения, буквально снимает нагрузку с нашего ума. Ниже приведены некоторые распространенные жесты на рабочем месте, используемые во всем мире.

Жесты оценки, скуки и нетерпения
Рис. 1. Изображение, изображающее жесты скуки и интереса

Когда слушатель начинает использовать руку для поддержки головы, это признак того, что наступила скука. Степень скуки слушателя зависит от степени, в которой рука и кисть поддерживают голову. Рука, полностью поддерживающая голову, является признаком крайней скуки и отсутствия интереса. С другой стороны, неподдельный интерес проявляется, когда рука находится на ручье, а не используется как опора для головы.

Опять же, барабанное движение пальцев по столу или непрерывное постукивание ногами по полу сигнализирует о нетерпении. Слушатель, демонстрирующий такие жесты, на самом деле говорит говорящему, что пора заканчивать речь. Стоит отметить, что скорость постукивания пальцем или ногой зависит от степени нетерпения человека: чем быстрее постукивание, тем более нетерпеливым становится слушатель.

Рис. 2. Изображение, изображающее оценочный жест

Возможно, вам когда-то приходилось сталкиваться с вашим начальником, сидящим со сжатыми в кулак пальцами и подпирающим щеку указательным пальцем вверх. Проще говоря, ваш начальник делает оценочный жест и, возможно, пытается оценить потенциал предложения или, возможно, достоверность вашего отчета! В тот момент, когда ваш босс начинает терять интерес к тому, что вы говорите, поза изменится на позицию, в которой пятка ладони поддерживает голову.

Положение ног
Рис. 3. Изображение, отображающее положение ног

Положение ног также может передавать различные сообщения. Не скрещенные или открытые ноги могут выражать открытое, расслабленное состояние ума или отношение «какая забота о том, кто вокруг» в зависимости от того, кто использует этот жест и при каких обстоятельствах.

Тот, кто скрестил лодыжки, может быть неубежден или сбит с толку. Кто-то, кто скрестил колени, может попытаться одолжить твердость к своему обвисшему, утомленному положению тела в попытке продемонстрировать интерес, внимательность и энергичное состояние ума. Положение со скрещенными бедрами обычно принимает тот, кто чрезвычайно расслаблен и не беспокоится.

Движения и выравнивание нашего тела дают нам мощные средства невербального общения. Существуют различные категории сигналов движений тела. Пол Экман и Уоллес Фризен выделяют пять категорий невербального поведения, которые мы можем использовать для описания телесных сигналов: эмблемы, иллюстраторы, регуляторы, аффективные проявления и адаптеры. Давайте рассмотрим каждый по очереди!

Эмблемы

Эмблемы — это преднамеренные движения тела, которые сознательно посылаются и легко переводятся в речь, например, помахивание рукой, означающее «иди сюда», поднятый вверх большой палец, означающий «хорошо», и движение, означающее «привет». или «до свидания». Часто мы используем эмблемы, когда шум или расстояние делают маловероятным, что нас поймут только с помощью слов. Торговцы в зале фондовой биржи, спортивные судьи и тренеры на игровом поле регулярно используют эмблемы; для них эмблемы составляют систему жестов.

Иллюстраторы

Иллюстраторы — это телесные сигналы, предназначенные для улучшения понимания речи получателем путем ее поддержки или усиления. Как и в случае с эмблемами, мы используем иллюстраторов сознательно и преднамеренно. Например, когда вы даете кому-то указания, вы используете иллюстраторов для облегчения своей задачи. Когда вы хотите подчеркнуть низкий рост члена баскетбольной команды по сравнению со средним ростом членов команды, вы используете руки, чтобы подчеркнуть разницу.

Регуляторы

Регуляторы — это сигналы, которые мы намеренно используем, чтобы влиять на чередование: кто говорит, когда и как долго. Например, глядя на кого-то, говорящего с вами, и кивая головой, вы обычно побуждаете человека продолжать говорить, в то время как наклон вперед в своем кресле, напряженная поза и прерывание зрительного контакта традиционно сигнализируют о том, что вы хотели бы повернуться. Если мы игнорируем или остаемся в неведении об использовании регуляторов другим человеком, другой человек может обвинить нас в грубости или бесчувственности. Ваше использование или неправильное использование или регуляторы многое говорят о ваших социальных навыках.

Влиять на дисплеи

Проявления аффекта — это движения тела, отражающие эмоциональные состояния бытия. В то время как наше лицо является основным индикатором эмоций, которые мы испытываем, именно наше тело показывает интенсивность эмоций. Как правило, мы меньше осознаем проявления своих аффектов, потому что часто не собираемся посылать многие из них. Люди, которые «читают» наше тело по его поведению, могут судить о том, что мы на самом деле чувствуем. Например, вы можете описать тело другого человека как сгорбленное и побежденное, спокойное и неподвижное, расслабленное и уверенное или гордое и победоносное. Те из нас, для кого характерно отсутствие эмоций или чувств, особенно затрудняют для других осмысленное отношение к нам.

Адаптеры

Адаптеры — это непреднамеренные движения тела, которые невольно раскрывают информацию о психологическом состоянии или внутренних потребностях, таких как нервозность. Они включают в себя почесывание носа, прикосновение рукой к губам, поглаживание подбородка и закручивание волос. Люди, взаимодействующие с использованием или наблюдающие за нами, интерпретируют это как признаки нервозности, напряжения или неуверенности в себе.

Цитаты

4 признака невербальной коммуникации, которые делают ваши коллеги (и что они означают)

Наш голос — это всего лишь один из способов, которым мы общаемся с окружающими.

Выражение лица, жесты, зрительный контакт и язык тела также оказывают глубокое влияние на то, как мы взаимодействуем с другими людьми и строим отношения.

Вот полное руководство по невербальному общению на рабочем месте.

Невербальное общение в офисе

Существует множество различных типов невербального общения. Эти типы включают жесты, которые мы делаем, зрительный контакт, выражение лица, прикосновения и даже количество физического пространства, которое мы поддерживаем между собой и коллегами.

Мы часто отправляем сообщения окружающим, даже не подозревая об этом, тем более говоря .

Вот 4 основных способа невербального общения.

1. Жесты

Жесты — это движения, которые мы делаем, чтобы напрямую общаться друг с другом. Иногда они помогают подчеркнуть определенные моменты или уточнить то, что мы говорим. Например, простая волна — это жест, похожий на приветствие. Но, с другой стороны, указание пальцами — это способ сосредоточить внимание непосредственно на человеке или предмете, который в некоторых ситуациях может показаться враждебным.

Следите за тем, как окружающие интерпретируют ваши жесты.

Это особенно верно, если вы находитесь среди людей других культур. Например, поднятый вверх большой палец в Соединенных Штатах является положительным сигналом, означающим «хорошо» или «хорошо», но не делайте этого жеста на Ближнем Востоке. В таких странах, как Иран и Ирак, это интерпретируется так же, как показать кому-то средний палец в США. Нехорошо!

Как заставить жесты считаться:

  • Понимание культурного значения
  • Убедитесь, что они используются в правильном контексте, и
  • Будьте внимательны к жестам во время спора, так как они могут быть оскорбительными.

Зрительный контакт — отличный невербальный способ показать, что вы полностью уделяете внимание другому человеку (это также уважительно). Поддержание зрительного контакта — неотъемлемый способ обеспечить постоянный поток разговора. Это помогает сделать разговор более плавным.

И хотите верьте, хотите нет, но это также означает доминирование или подчинение. «Когда подбородок опущен и человек смотрит вверх, мы интерпретируем это как покорность; поднятый вверх подбородок с глазами, смотрящими вниз, воспринимается как доминирующий», — пишет «Успешно говоря».

Однако некоторые типы зрительного контакта могут сигнализировать о враждебности, особенно зрительный контакт в сочетании с опусканием бровей. Кроме того, длительный зрительный контакт (также известный как , смотрящий на ) в некоторых ситуациях может быть неловким для другого человека. Ведь никому не нравится, когда на него смотрят.

Кроме того, частое моргание может свидетельствовать о нервозности или неуверенности в себе.

Проявите уважение, установив зрительный контакт, но не злоупотребляйте гостеприимством.

3. Мимика

Возможно, это самый распространенный способ невербального общения. Мимика передает широкий спектр эмоций. Например, универсальное выражение лица для счастья — это простая улыбка, а нахмуривание бровей может означать гнев, разочарование или враждебность.

По данным CBC в Канаде, мы биологически проявляем семь выражений лица почти каждый день, независимо от нашей культуры. Эти выражения включают гнев, страх, отвращение, счастье, печаль, удивление и презрение. Мы часто передаем эти эмоции, даже не подозревая об этом.

«Благодаря 43 различным мышцам наши лица способны выражать более 10 000 выражений, многие из которых восходят к нашим первобытным корням», — пишет CBC. Важно, чтобы мы понимали выражения, которые мы делаем, чтобы убедиться, что мы передаем правильное сообщение.

Выражение лица нас выдает. Они показывают, о чем мы думаем. И некоторые исследования показали, что наше выражение лица может также влиять на то, как мы себя чувствуем . По возможности делайте счастливое лицо, потому что это может сделать вас еще счастливее.

4. Прикосновение

Хотя не все из нас используют прикосновение в одинаковой степени, физический контакт является очень четким и прямым способом передать связь между двумя людьми. Просто убедитесь, что соединение идет в обе стороны. Например, рука, положенная на чье-то плечо, может показать поддержку. Но в некоторых ситуациях это также может быть неуместным или неверно истолковано в негативном ключе.

Другие способы, посредством которых мы общаемся посредством физического прикосновения: рукопожатие для завершения деловой встречи, крепкая хватка чьей-то руки для демонстрации контроля, объятие для демонстрации любви или, да, даже толчок или тычок для выражения враждебности и агрессии. .

Мы постоянно обнаруживаем невербальные сигналы, часто даже не подозревая об этом.

Эффективное общение на рабочем месте будет частично зависеть от стилей невербального общения и от того, насколько хорошо мы контролируем выражение лица, жесты, язык тела и прикосновения.

Например, скрещивание рук во время разговора с кем-то выражает гнев или вы невинно расслабляете руки на несколько мгновений? Или как насчет вашей привычки скрещивать ноги, когда садитесь? Люди чувствуют, что вы расслаблены, или защищаетесь?

Обратите особое внимание на язык тела. Это может рассказать о вас больше, чем вы хотите.

Культурные различия в невербальной коммуникации

LEXIKA04.09.2018 Знакомство с миром с Lexika Время чтения: 4 мин.

Когда вы были за границей, на вас смотрели с удивлением или даже возмущением? Может быть, вы спрашивали себя, что именно только что произошло? В лучшем случае вы сразу поняли, в чем проблема или кто-то подсказал, и вы быстро помирились.

Прежде чем посетить страну, мы должны ознакомиться с ее обычаями и научиться общаться как вербально, так и невербально. В конце концов, мы не можем все исправить или испортить одними словами. В некоторых странах невербальное общение гораздо важнее вербального.

Некоторые из наиболее распространенных форм невербального общения включают жесты, мимику, проксемику (межличностные дистанции), гаптику (прикосновение), постурологию (позу), паралингвистику (фонетику) или зрительный контакт. Что означают определенные жесты и движения в других культурах?

Рукопожатие

  • США, Англия, Германия и Новая Зеландия — используется при встрече или расставании, и если вы хорошо знаете другого человека, вы можете пропустить этот жест
  • Франция и остальная Европа – люди обмениваются рукопожатием, даже если хорошо знают друг друга, иногда даже несколько раз в день
  • Россия – рукопожатие в дверях считается невежливым и якобы приносит несчастье
  • Индия, Ближний Восток и Азия — люди все еще могут держать друг друга за руки, даже после рукопожатия
  • Япония – рукопожатия считаются невежливыми, вместо этого люди кланяются, и чем ниже они кланяются, тем больше уважения они проявляют

Большой палец вверх

  • США – «ОК», «до встречи» или «круто»
  • Бразилия – «Спасибо»
  • Иран – грубый жест, похожий на показ среднего пальца
  • Египет и Израиль – «очень хорошо» или «отлично»
  • Дания, Финляндия и Австралия – «отлично», «отлично» и «хорошо»
  • Китай – «ты лучший!»

А-ок или Окей, (складывается из соединения большого и указательного пальцев по кругу)

  • США и Англия – «ОК»
  • Франция и Бельгия – «ноль»
  • Япония — «деньги»
  • Турция, Испания и Бразилия — это очень оскорбительно, если не сказать непристойно
  • Греция – знак для гомосексуалистов

Знак V

(созданный поднятием указательного и среднего пальцев и их разделением в виде буквы V, обычно ладонью внутрь):

  • Англия, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия Южная Африка — это оскорбительно, так же как и поднятый средний палец
  • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *