что это такое, определение простыми словами. Нигилист
Нигилизм – это форма организованного мышления, характеризующаяся отсутствием веры во что-либо.
Что такое НИГИЛИЗМ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Нигилизм – это философское направление, предполагающее полное отсутствие подлинных ценностей и истинных целей.
Суть нигилизма состоит в неспособности найти ценность и смысл в высших аспектах этой жизни и мира. Это не попытка создать идеал сам по себе, а сведение вещей к их простейшим, наиболее реальным элементам, чтобы можно было создать более высокие идеалы.
Ф. В. Ницше писал о необходимости «уйти под землю» в современности, и одна из интерпретаций этого состоит в том, что невозможно создать «высшие» идеалы, когда наша концепция высшего/низшего линейна и предопределена. Нужно удалить все ценности и подвергнуться «переоценке всех ценностей», сосредоточив внимание только на тех, которые выдержали испытание его «философским молотком», подобно постукиванию по стене, чтобы найти пустоты.
- Нигилизм — это крах в форме устранения всех ценностей и построения ценностей, основанных на реальности, а не на абстракциях. В нигилистическом мировоззрении ничто столь же важно, как и что-то, ибо только ничто может подобно полуночному хищнику унести отжившее свою полезность нечто, иллюзорное, неуместное или фанатичное, и создать новое что-то.
- Нигилизм — это ментальная дисциплина, которая проясняет мировоззрение, приучая разум понимать структуру реальности и исключать все, что вне зависимости от внешнего вида не соответствует этому пониманию. Таким образом, нигилизм можно рассматривать как ментальный растворитель, отделяющий иллюзию от реалистического восприятия человека и мира как непрерывного, связанного, взаимосвязанного процесса.
Понятие «нигилизм».
Nihil- означает «ничто», а -ism означает «идеология». Когда эти два слова соединяются, получается «идеология ничего» или «вера ни во что».
Понятие нигилизм впервые было использовано в контексте процесса модернизации во времена Французской революции. Монтескье, Вольтер и Руссо, послереволюционные писатели Местр, Токвиль, Конт и Дюркгейм навешивают ярлык «нигилистов» на людей, которые в той или иной мере являются их противниками в вопросе модернизации. Следовательно, использование концепции нигилизма — это случай того, что Бергер и Лукманн называют «нигиляцией», концептуальным устранением конкурирующей формы жизни. Типичным для нигилизма является понимание мира в метафизических, а не в теологических терминах, как это имело место в более ранние времена великих потрясений, когда подходящими ярлыками были ересь и колдовство.
Эта философия морального и эпистемологического скептицизма стала популярной в России XIX века в первые годы царствования царя Александра II.
Некоторые критики связывают нигилизм с постмодернистским скептицизмом в отношении универсальных истин или даже просто с неприятием либерализма. Другие утверждают, что его корни лежат в отказе от религиозной метафизики, которая столетиями объединяла общество.
Принципы нигилизма.
- Человеческие ценности беспочвенны.
- Жизнь бессмысленна.
- Знание невозможно.
- Некоторые наборы сущностей не существуют или бессмысленны.
Формы нигилизма.
Существуют различные формы нигилизма:
- эпистемологический (при котором знание не существует или недостижимо для человека),
- космический (при котором космос явно враждебен или безразличен к человечеству),
- нравственный (при котором не существует ни морали, ни этики),
- экзистенциальный (жизнь не имеет смысла; человек может создать субъективный смысл или цель этого Космоса в своем уме, который может отличаться от человека к человеку, и поэтому этот мир вымышленный, а не реальный),
- метафизический (во Вселенной ничего не существует),
- мереологический (в Космосе не существует объектов с правильными частями, а существуют только основные строительные блоки, и ничто не является частью чего-либо; объекты, состоящие из частей, являются продуктом человеческого неправильного восприятия).
Ницше и нигилизм.
Ницше дал первый подробный диагноз нигилизму как широко распространенному феномену западной культуры.
Ницше интересовал в первую очередь экзистенциальный нигилизм, который заключает в себе все формы нигилизма, поскольку постулирует, что жизнь в целом не имеет внутреннего смысла или ценности. Однако Ницше считает, что мы всегда находимся в процессе оценки. Его главная забота о нигилизме – это то, что люди считают ценным. Он считает, что ценить что-то лучше, чем ничего не ценить. Ницше определяет нигилизм как «радикальный отказ от ценности, смысла и желательности»
Проблема нигилизма становится особенно явной в опубликованной посмертно работе Ницше «Воля к власти» — сборнике отрывков из его записных книжек. Во всех произведениях Ницше встречаются различные проявления нигилизма, которые мы можем классифицировать как:
- нигилизм как отчаяние,
- нигилизм как дезориентация,
- нигилизм как отсутствие высших ценностей.
Нигилизм как отчаяние.
Ницше связывает нигилизм как отчаяние с Шопенгауэром и буддизмом. Шопенгауэровский нигилист поддерживает твердые ценностные установки, говорящие о том, что страдание чрезвычайно плохо. В мире огромное преобладание страдания над удовольствием, мы постоянно разрываемся между неприятными состояниями боли и скуки. Небольшая передышка, которую мы получаем, мимолетна. Существовать плохо, и лучше бы нам никогда не возникать. Точно так же буддисты осуждают существование и стремятся отделиться от него, они стремятся освободиться от круговорота бесцельного дрейфа в мирском существовании.
Нигилизм как дезориентация.
Нигилизм как дезориентация связан с христианством. Христианин не отчаявшийся нигилист, ибо его успокаивает возможность небесного искупления. Христианство есть противоядие от отчаяния бессмысленности. Рай – самое ценное место в мире, это спасение человека, вхождение в Царство Божие, источник вечного блаженства и покоя.
Меланхолическое провозглашение смерти Бога является результатом того, что религия была целью и смыслом жизни человечества на протяжении тысячелетий, но была подорвана эпохой Просвещения, вызванной научной рациональностью. Наука показывает нам, что мы должны скептически относиться к идее загробной жизни, она показывает нашу малость в космосе, что мы — продукт эволюции, случайного рождения в потоке становления и гибели. Ницше пишет:
Ибо почему появление нигилизма стало необходимым? Потому что ценности, которые мы имели до сих пор, влекут за собой свои окончательные последствия; потому что нигилизм представляет собой окончательное логическое заключение наших великих ценностей и идеалов — потому что мы должны испытать нигилизм, прежде чем сможем узнать, какую ценность на самом деле имели эти «ценности». Когда-нибудь нам потребуются новые ценности.
Нигилизм как отсутствие высших ценностей.
Наконец, у нас есть нигилизм как отсутствие высших ценностей, представленный людьми из массы, которые кажутся очень довольными своими скромными удобствами. Ницше описывает его в «Так говорил Заратустра»:
Увы, наступает время, когда человек уже не будет рождать звезду. Увы, наступает время самого презренного человека, того, кто уже не в силах презирать самого себя. Вот, я показываю тебе последнего человека…
«Последний человек» скорректировал свои стандарты настолько низко, что их можно легко выполнить. Он лежит под шерстяным одеялом, уютно устроившись у камина, пьет быстрорастворимый какао с миниатюрным зефиром из своей кружки «Жизнь прекрасна»™, думая, что это самое лучшее, что может быть в жизни. Последний человек фокусируется на этой жизни, но на самых низких ценностях. Его культура — это культура развлечений.
Ницше хочет, чтобы мы думали о человеке как о наихудшей форме состояния нигилизма. Однако нигилистическое в «последнем человеке» — это не отчаяние и не дезориентация. Скорее, его неспособность оценить и привязаться к самым главным ценностям — он моргает перед лицом звезды, он не находит ничего стоящего там, где есть что-то глубоко стоящее. Он довольствуется скудным «счастьем», которое «изобрел», и ему не хватает достойных высших целей.
В итоге имеем: нигилизм как отчаяние (Шопенгауэр и буддизм), нигилизм как дезориентацию (христианство) и нигилизм как отсутствие высших ценностей жизни (последний человек). Этот отчет предлагает историческую траекторию нигилизма и то, почему дела ухудшаются в спуске к «последнему человеку». Христианство ценило жизнь, в которой человек был посвящен не только животному удовлетворению, жизнь, в которой искали что-то, что могло бы придать смысл существованию. По-своему эту роль сыграли и шопенгауэризм и буддизм, ценившие (хотя и извращенно) святую форму жизнеотрицания как высшее условие человеческой жизни. Эти взгляды все еще нигилистичны, но, по крайней мере, они содержат признание необходимости высших ценностей, какими бы ошибочными они ни были. У «последнего человека» высшие ценности не имеют никакой ценности, они делают все мелочью и живут посредственной жизнью, в отличие от ницшевского представления о высшем человеке или сверхчеловеке, утверждающем жизнь во всей ее полноте.
Кто такой нигилист?
Нигилисты видят цивилизацию такой, какая она есть на самом деле: вечный процесс рождения, роста и старения, вызванный одержимостью собой, быстро ведущий к дистанцированию от реальности, а значит, к ненужности и смерти. Устранение всех предубеждений о ценности означает необходимость заново изобрести ценность, относящуюся к вещам такими, какие они есть сейчас и в вечности, поскольку на протяжении всей истории основные правила цивилизации никогда не менялись: либо есть система организации, имеющая смысл, либо есть иллюзия и разруха.
Цивилизации начинаются молодыми и здоровыми, объединенными теми идеалами, которые заставляли их членов объединяться в первую очередь с намерением построить что-то новое; когда последующие поколения принимают это как должное, они дрейфуют к иллюзорным идеалам, и в этот момент никакие «высшие идеалы» не могут преодолеть иллюзию, потому что невозможно подняться «выше», чем представление об индивидуальном эгоизме. Вместо этого нужно идти ниже, к состоянию до реформирования цивилизации, чтобы переконструировать ее идеалы. Это и делают нигилисты.
У всех этих нигилистов есть нечто общее. Это люди, оторвавшиеся от самого ценного. Эти более высокие ценности исходят из с трудом завоеванных достижений и опыта борьбы и стремления. Иногда это вызывает у людей желание избежать человеческого существования, поскольку оно так трудно, что может принимать форму жизнеотрицания или, что еще хуже, равнодушия ко всем самым важным ценностям, даже к таким вещам, как человеческое совершенство, творчество и красота. Согласно Ницше, окружающий нас мир имеет большее значение, чем что-либо за его пределами, и является средоточием таких высших ценностей, однако на протяжении большей части последних двух тысяч лет человеческой истории мы не были в состоянии оценить это.
Активный нигилизм и пассивный нигилизм.
Помимо обсуждаемых форм нигилизма, Ницше различает два формальных типа нигилизма в «Воле к власти»:
А. Нигилизм как признак возросшей силы духа – активный нигилизм.
Б. Нигилизм как упадок и упадок силы духа – пассивный нигилизм.
- Пассивный нигилизм Ницше связывает с аскетическим идеалом и построенными на нем системами мысли (шопенгауэризм, буддизм, христианство).
- Активный нигилизм, с другой стороны, связан с построением нового значения после того, как он столкнулся с разрушением всех ценностей и значений, например, с событием Смерти Бога. Ницше рассматривает это как признак силы: вместо того, чтобы уступить и смириться, как пассивный нигилист, активный нигилист стремится заменить старые ценности и преодолеть состояние нигилизма. Ницше, однако, не называл этого человека активным нигилистом, Ницше называет этого человека сверхчеловеком, тем, кто не боится заглянуть в бездну, тем, кто, пройдя через нигилизм, преодолевает его и утверждает жизнь.
Нигилизм и современный человек.
Мы можем столкнуться с бессмысленностью в своей жизни, столкнувшись с потерей самого важного для нас: это может быть смерть любимого человека, потеря работы, стихийное бедствие, разрушающее наш дом и т. д. Опасность возникает, когда человек настолько привязан, что пассивно застревает в этом состоянии ума, конечным результатом которого является то, что жизнь не стоит того, чтобы жить, и что лучше покончить с ней.
Ницше говорит нам, что мы должны активно бороться с ним и преодолевать его, что отнюдь не является легкой задачей.
Современный человек обнаруживает, что его ценности ничего не стоят, что его цели не придают его жизни никакой цели и что его удовольствия не приносят ему счастья. Основная проблема заключается в том, можем ли мы найти новые ценности в этом мире, можно ли найти новую цель, которая даст цель человеческой жизни.
В нынешнюю эпоху нигилизм переключился на более светские альтернативы для придания смысла жизни, такие как участие в массовых движениях. Люди, не знающие, что делать со своей жизнью, могут впасть в пассивный нигилизм, который может привести к конформизму или к тоталитаризму, потребности разрушения, доведенной до крайности в ХХ веке и приведшей к двум мировым войнам, последствия которых навсегда оставили шрамы на человечестве.
Что нигилизм делает для нас?
Если вы живете во времена, когда иллюзия воспринимается как реальность, а реальность — это неизвестный континент, нигилизм может на личном уровне сэкономить ваше время, удаляя иллюзию и оставляя только то, что действительно имеет отношение к вашей жизни и экзистенциальному счастью. Нигилизм отгоняет страхи через иллюзию. Если верить публичной риторике, то покажется необходимым прятаться под кроватью, словно прячась от множества страхов: всеобщего осмеяния, глобального потепления, ядерной войны, гнева божьего, фашизма, нацизма, содомии, наркоманов, хакеров, сатанистов. Эти обширные апокалиптические страхи действуют по большей части как отвлечение, отвлекая нас от пустоты современной жизни и неизбежности того, что наше общество столкнется с последствиями своих безрассудных действий. Важны не страхи, а реальные угрозы и самое главное, как их устранить. Подобно людям, которые прячутся за цинизмом, большинство современных людей зацикливаются на «повышении осведомленности» о проблемах и редко делают что-либо для их практического решения. Это создает культуру страха, когда во имя аморфных страхов или междоусобной борьбы между политическими и этническими группами мы упускаем главное: мы можем исправить нашу цивилизацию, но нам придется делать это на более базовом уровне, чем политика.
Нигилизм помогает многим вести лучшую жизнь. Когда они избавляются от бессмысленного мусора, проникающего из телевизора и других невротиков, они видят, что их настоящие потребности просты и легко удовлетворяются. Нигилизм приводит людей к целостному нравственному мышлению.
Подобно дзен-буддизму, это форма умственного очищения и обострения внимания, а не набор убеждений сам по себе.
Что такое правовой нигилизм.
Правовой нигилизм возникает тогда, когда используются фальшивые чрезвычайные ситуации — будь то пандемии или изменение климата — и массовый психоз, вызванный СМИ, в качестве предлога для игнорирования верховенства закона. Хорошим примером поражения правового нигилизма является недавнее дело Карла Риттенхауса в Кеноше. Если бы он проиграл, то все американцы лишились бы права носить оружие для самообороны, а поскольку это право закреплено в Конституции, это было бы великой победой правовых нигилистов.
Если прививки когда-либо станут обязательными, то это произойдет только потому, что правительства грубо нарушили верховенство закона и законодательство о правах человека, чтобы сделать это с осознанного согласия, в вопиющем акте правового нигилизма. Даже сейчас Верховный суд США постановил, что незаконно принуждать работников частных компаний и корпораций к вакцинации, но разрешает сделать это обязательным для медицинских работников и военных. В Конституции США нет упоминания о чрезвычайном положении в качестве оправдания драконовской тирании, поэтому трое судей, проголосовавших против, шли в ногу с правовым нигилизмом.
Культура нигилизма.
Культура нигилизма порождается широко распространенным отказом от общих ценностей. Частные лица могут по-прежнему твердо верить в свои системы ценностей. Но без почти всеобщего консенсуса мы рискуем столкнуться с культурным нигилизмом: сценарий, в котором мы разделяем очень мало мнений о том, что важно, и можем даже настаивать на том, что те, кто упрекает других за их выбор, навязчивы и тираничны. Возникающая тогда культура представляет собой культуру широкого плюрализма и легкого релятивизма, в которой мы стремимся создавать политические структуры, которые являются инклюзивными, но препятствуют реализации действительно значимых коллективных проектов. Такая культура также склонна к материализму, поскольку при отсутствии общего набора ценностей единственная сила, которая может по-настоящему сплотить нас, — это экономический интерес. Таким образом, нигилистическая культура поддерживается в первую очередь волнением по поводу следующего iPad.
Влияние нигилизма.
Влияние нигилизма на культуру и ценности нашего современного общества широко распространено. Постмодернистского человека можно описать как растерянного, безразличного и сбитого с толку, направляющего свою психологическую энергию в потакающую своим желаниям глубокую обиду, которая часто перерастает в насилие. В результате во многих обществах по всему миру существуют страх, тревога, гнев, экономическая неопределенность и мрачное настроение. Эти эмоции часто используются оппортунистическими людьми/политиками. Что они делают своими кампаниями, так это то, что они превращают пассивный нигилизм среди людей в активный нигилизм, внедряя в их умы религиозные/националистические фобии до такой степени, что люди были бы готовы уничтожить все, что попадается им на пути. Они заманивают людей присоединиться к их рядам/движениям, которые изображаются как «призванные приносить пользу людям». Часто эти движения основаны на ненависти, ксенофобии, разделении в обществе и в интересах немногих перед подавляющим большинством.
Вывод.
Нигилизм можно охарактеризовать как один из величайших кризисов человеческих обществ во всем мире. Существует потребность в саморефлексии, индивидуальной и коллективной, чтобы уберечь себя от разрушения, как было объяснено выше. Крайний скептицизм в любом вопросе необоснован. Мы не можем обобщать вещи и заклеймить их как несуществующие или нелогичные. Мы не должны позволять эгоистичным политикам заставлять нас ненавидеть друг друга. Добро и зло в обществе в различных случаях и обстоятельствах неопределимы и часто являются результатом социального и эмоционального давления. В настоящее время все, кажется, принимают бессмысленность каждой морально-этической ценности. В таком сценарии моральное высокомерие нескольких безответственных людей определит, чья точка зрения имеет приоритет перед другими для общества, поскольку они будут интерпретировать религиозные и моральные законы в соответствии со своими личными интересами. Это приведет к насильственному навязыванию «воли немногих» массам, что может привести наши общества к распаду и хаосу.
НИГИЛИЗМ — Что такое НИГИЛИЗМ?
Слово состоит из 8 букв: первая н, вторая и, третья г, четвёртая и, пятая л, шестая и, седьмая з, последняя м,
Слово нигилизм английскими буквами(транслитом) — nigilizm
- Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
- Буква и встречается 3 раза. Слова с 3 буквами и
- Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
- Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
- Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з
- Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
Значения слова нигилизм. Что такое нигилизм?
Нигилизм
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — в широком смысле — умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры.
Новая философская энциклопедия. — 2003
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто, ничего) — термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — отрицание Высшего бытия, а вместе с ним — духовного призвания человека, святыни, религиозных традиций и нравственных принципов и норм, а также высших ценностей культуры — истины, добра и красоты.
Краткий религиозно-философский словарь. — 1996
НИГИЛИЗМ В РОССИИ
НИГИЛИЗМ В РОССИИ В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н. И. Надеждиным в опубликованной в 1829 в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30—40-х гг. 19 в., его использовали Н.
Новая философская энциклопедия. — 2003
НИГИЛИЗМ ПРАВОВОЙ
НИГИЛИЗМ ПРАВОВОЙ, негативное, скептическое отношение к праву, неверие в возможность обеспечить с помощью правовых средств реализацию интересов общества и гражданина.
Современная энциклопедия. — 2000
Нигилизм правовой, направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.
БСЭ. — 1969—1978
НИГИЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
НИГИЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — (лат. nihil – ничто) – «бунт» против религии с позиций эгоистического индивида, ее отрицание в контексте пренебрежительного отношения к духовным ценностям общ-ва.
Учебный словарь-минимум по религиоведению
НИГИЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. nihil — ничто) — «бунт» против религии с позиций эго-истич. индивида; абсолют, отрицание религии, не связанное ни с какими положит, идеалами.
Атеистический словарь. — М, 1986
Ницше: нигилизм. Переоценка ценностей
Ницше: нигилизм. Переоценка ценностей Ницше выступает как «радикальный нигилист» и требует кардинальной переоценки ценностей культуры, философии, религии. «Европейский нигилизм» Ницше сводит к некоторым основным постулатам…
История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов…
ru.wikipedia.org
Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву и иным формам юридической организации социальных связей, разновидность деформированности общественного, группового или индивидуального правосознания и правовой культуры.
Большой юридический словарь. — М., 2009
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ (от лат. nihil -ничего) — одна из форм правосознания и социального поведения (личности,, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права.
Словарь юридических терминов. — 2000
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ — сформировавшееся в общественном сознании или психике отдельного человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву…
Элементарные начала общей теории права. — 2003
Языковой нигилизм
Языковой нигилизм. Отрицательное отношение к национальному языку; его недооценка или игнорирование; попытка нивелировать этническую, языковую и культурную специфику народа. <=> языковая лояльность См. также: Национальная специфика…
Словарь социолингвистических терминов / Отв. ред. В.Ю. Михальченко. — М.: РАН, 2006
Языковой нигилизм Отрицательное отношение к национальному языку; его недооценка или игнорирование; попытка нивелировать этническую, языковую и культурную специфику народа.
Кожемякина В.А. Словарь социолингвистических терминов. — 2006
Моральный нигилизм
Моральный нигилизм (также известный как этический нигилизм) — метаэтическая позиция, согласно которой ничто по сути не может быть моральным или аморальным. Например, моральный нигилист считает, что убийство…
ru.wikipedia.org
Русский язык
Нигили́зм, -а.
Орфографический словарь. — 2004
Нигил/и́зм/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Примеры употребления слова нигилизм
Абсолютная бесконтрольность и правовой нигилизм!
Только при этом условии можно победить протестные настроения в обществе и нигилизм молодежи, которые и являются главной причиной всех тяжких преступлений.
Ведь как еще можно назвать государство, где правовой нигилизм отличает не просто бОльшую часть населения, но даже судебную ветвь власти, прямо провозгласившую его своей официальной позицией?
Они также отмечают, что соглашение властей, достигнутое кулуарно, втайне, за спиной общественности, лишь усилит нигилизм по отношению к власти как таковой и легко аккумулирует антивластные настроения.
- Слова из слова «нигилизм»
- Слова на букву «н»
- Слова, начинающиеся на «ни»
- Слова c буквой «м» на конце
- Слова c «зм» на конце
- Слова, начинающиеся на «ниг»
- Слова, начинающиеся на «ниги»
- Слова, оканчивающиеся на «изм»
- Слова, заканчивающиеся на «лизм»
- нигерия
- нигерский
- нигер
- нигилизм
- нигилистический
- нигилистка
- нигилистский
Нигилизм для повседневной жизни
Rithikha Rajamohan
Образом семейного голливудского фильма является вздыхающий подросток с мертвыми глазами. Этот подросток апатичен, скучен и нигилистичен. Они закатывают глаза от семейного веселья и получают удовольствие, сопротивляясь ценностям своих родителей. Вспомните Джона Бендера из , , Клуб завтраков, , персонажа Линдси Лохан в Чумовая пятница, Персонаж Кристен Стюарт Белла Свон в саге Сумерки или Хайд из Шоу 70-х. Список длинный. Хотя у этих персонажей есть свои нюансы, их архетипом является человек, которого не понимают и разочаровались в мире, как он его воспринимает. Иногда, что тревожно, я узнаю себя в этом персонаже.
Профессор Андерс Крааль с кафедры философии Университета Британской Колумбии определяет нигилизм в самых основных терминах как веру в то, что «в жизни нет объективного смысла, что вещи не могут должно быть в объективном смысле».
В корне это означает, что жизнь не имеет внутреннего значения или кода. Когда случается трагедия и люди ищут более глубокий смысл, возможно, ищут замысел высшей силы, нигилисты пожимают плечами. Их ответ на вопрос о смысле жизни: ничего.
Родившийся в начале 19 века из-за отказа Европы от религии, нигилизм утверждает, что ничто не имеет ценности. Немецкий философ Фридрих Ницше лучше всего сформулировал нигилизм в своей книге 9.0005 Так говорил Заратустра . Заратустра, главный герой книги, «видит на горизонте темные тучи бессмысленности».
Как отмечает Крааль: «Я не думаю, что нужно много воображения, чтобы понять, что такое видение вещей может быть очень болезненным».
Как ни странно, я вижу вокруг себя нигилизм. Но крайне важно распознать особую группу молодежи, которая придерживается нигилизма.
— Есть либеральная молодежь, — сказал Крааль. «Есть консервативная молодежь. Есть христианская молодежь, мусульманская молодежь, буддийская молодежь, светская молодежь, корейская и датская, американская и пакистанская молодежь. Ваше поколение не является монолитным целым». Это важно: «есть и другие виды молодежи, которые не появляются в голливудских фильмах или дискуссионных панелях CBC».
С моей точки зрения, нигилизм кажется привлекательным для высокообразованных, политически левых миллениалов. Часто те, кто вырос в западных привилегированных мирах, как и люди, стоявшие у истоков движения. Могут ли всех этих нигилистов быть людьми, страдающими от боли?
Некоторые люди считают отсутствие объективного смысла свободой. Пример: трансгендеры и небинарные люди могут взглянуть на гендерную конструкцию и со здоровой долей нигилизма решить, что в ней нет врожденных означает для понятия. Таким образом, они вольны определять себя так, как им заблагорассудится.
Это упрощенная версия философии. Он утверждает, что нет объективного смысла жизни, но есть субъективный смысл.
Для тех, кто, как и я, хочет освежить в памяти разницу: объективные ценности непредвзяты и могут быть подтверждены конкретными фактами и цифрами, также известными как Истина с большой буквы. Ненигилист может констатировать объективный факт: Светит солнце, поют птицы, так что сегодня прекрасный день. Кто может не согласиться? Но нигилист поставил бы под вопрос значение слова «красивый». Имеет ли день какую-либо неотъемлемую и объективную ценность? Для них нет. С другой стороны, субъективные ценности окрашены опытом и убеждениями человека. Эти ценности нельзя подтвердить конкретными фактами, но они отражают версию реальности этого человека. Например, мое субъективное мнение, что ананас на пицце вкусный.
Итак, нигилисты могут воспринимать смысл, но этот смысл присущ только им.
«Многие нигилисты рассматривают различные вещи, чтобы дать им ощущение смысла жизни, и они разделяют ценности, с которыми им комфортно. Но они отрицают, что эти ценности имеют какое-либо объективное значение», — сказал Крааль.
Крааль упоминает ученицу, которая рассказала ему, что не видит «никакого объективного смысла в жизни» и поэтому не мотивирована усердно учиться в школе. Я могу относиться. Оценки и научные достижения как мера интеллекта кажутся неправильными и неудовлетворительными. И тем не менее, я по-прежнему стремлюсь получать хорошие оценки и часто оцениваю по ним свою ценность. Для меня небольшая вера в то, что оценки и школа не на самом деле означают, что в день, когда я получаю плохую оценку или просто не хочу работать, все может быть утешением. Я предпочитаю вкладывать воображаемый смысл в важность школы, но, в конечном счете, я не буду корить себя за это.
Нигилизм, таким образом, в странном обращении к «облакам бессмысленности» может быть своего рода защитой. В 2017 году, когда политическое разрушение, человеческие страдания и ужасающие последствия изменения климата просачиваются к нам, часто через социальные сети, негативная реакция на этот ядовитый негатив проявляется в маловероятной форме: в мемах.
Страница Facebook под названием Nihilist Memes имеет почти 2 миллиона подписчиков. Шутки о «пустоте» и «мертвости внутри» изобилуют интернетом. Депрессия, тревога и экзистенциальная тоска вдруг каким-то образом становятся модными, по крайней мере, в формате шутки в Твиттере. С точки зрения стороннего наблюдателя — скажем, человека из поколения моих родителей — такой юмор вызывает тревогу. Но для тех, кому он нравится, этот юмор одновременно и забавный, и странным образом воодушевляющий. Это своего рода утешительный буфер между нами и болью внешнего мира.
Однако стоит задаться вопросом, почему мы, молодые люди, придерживающиеся той или иной формы нигилизма, так широко представлены в СМИ. Почему список нигилистических киноперсонажей такой длинный? Крааль, который признается, что не верит в нигилизм, считает, что «было бы хорошо, если бы мы оказали сопротивление этим вещам».
«В каждом поколении всегда есть «в группе», которая хочет установить норму для других, и эта «в группе» отчасти определяется тем, у кого большие деньги и у кого есть средства, необходимые для создания общественного образ современной молодежи». Воспроизведите образ подростка, лопающего жевательную резинку и закатывающего глаза. «Голливудские и музыкальные компании являются примерами организаций с такими деньгами и такими вещами».
Обозначая нигилизм как «крутость» и связывая нигилизм со своей продукцией, могут ли компании продавать больше молодым людям, которые очень хотят быть крутыми? Вспомните разноцветные футболки с надписью Whatever на Forever-21 или артиста The Weeknd, собирающего стадионы своими задумчивыми и саморазрушительными текстами.
Как Голливуд и другие богатые индустрии, основанные на потреблении, выиграют от поколения молодежи, которой нет дела ни до чего? Покупает ли нигилистическая молодежь больше их продукции, чтобы заполнить «пустоту»? Смиряются ли нигилисты с неизбежностью войны и разрушения земли?
Нигилизм, как и любая другая философия, служит множеству целей, некоторые из которых более вредны, чем другие. Его цель полностью зависит от степени, в которой вы его принимаете.
Профессор Крааль рекомендует читать некоторых серьезных философов, которые выступали как за, так и против нигилизма; Кант, Лейбниц, Кьеркегор и многие другие.
Предостережение Крааля простое: «Если люди хотят принять нигилизм, пусть так и делают. Но не делайте этого, пока серьезно не изучите другую сторону. В противном случае вы можете проснуться однажды с глубокими сожалениями».
© 2023 Убисей
Как стать счастливым нигилистом
Прослушайте это Руководство.
0:01
0:01
Прислал вам Курион, Психический партнерНужно знать
Теоретически стремление к осмысленной жизни благородно. Основополагающие концепции сообщества, этики, логики, морали, сознания и равенства родились в результате исследования смысла. От Аристотеля и Платона до всего творчества Джона Хьюза стремление бороться со смыслом всего этого вдохновило на создание великих произведений искусства, литературы и кино. Но сегодня что-то пошло не так, и погоня за смыслом внушает больше беспокойства, чем благоговения. Поиск перешел от частного занятия к товарному продукту.
Возникновение бессмысленного смысла
Позвольте мне продемонстрировать с помощью игры «Найди бессмысленный смысл». В следующий раз, когда вы окажетесь в супермаркете, аптеке или любом другом непросвещенном торговом месте, обратите внимание на то, что пытаются предложить продукты. Можно было бы ожидать шквал заверений о качестве и полезности: «в этом нуте мало натрия», «эта маска для лица не вызывает раздражения». Но, все чаще, устремления выше. Шоколадный батончик — это не обезжиренное (обезжиренное) сухое молоко и сахар, это шанс создать семейный момент из поколения в поколение. Губная помада — это не пуля цвета, чтобы осветить нарисованное лицо, а оружие радикального самовыражения.
Вместо того, чтобы информировать население философски реализованных, возвышенных существ, вездесущность всего этого мелкого смысла оказала неблагоприятное воздействие, подпитывая наше привычное, современное недомогание неудовлетворенности, разъединения и выгорания.
Фиксация на том, чтобы сделать все сферы существования значимыми в общем, создала утомительные реальности, в которых все вдруг действительно, действительно имеет значение . Ежедневные информационные бюллетени наводняют наши почтовые ящики, предписывая бесконечные задачи и цели для размышления и пометки как завершенные. В душе слушаем подкасты о том, как сделать этот день посчитайте , затем вытрите полотенце и запишите несколько минут осознанного дневника о том, чего нам удалось добиться за день до этого.
Но по мере того, как значение переходит от долгосрочного исследования к ежедневной метрике, возникают новые проблемы. Когда мы не можем сразу найти смысл в наших действиях, работе, отношениях и потребительских товарах, мы чувствуем себя тревожными, пустыми неудачниками. Когда-то благородное стремление, которое создавало культуру и помогало нам добиваться достойного существования, становится просто еще одной задачей в бесконечном контрольном списке «хорошей жизни», которую мы никогда не можем отметить.
Нигилизм как решение
Так какая же альтернатива? Является ли ответ принятием состояния бессмысленного нигилистического хаоса? Да, в значительной степени. По крайней мере, это то, что сработало для меня.
Последние несколько лет меня поглотил нигилизм. Читая это, было бы справедливо предположить, что все было не так радужно. Но мое погружение в противоречивую философию не было мрачным путем отчаяния и безнадежности. Наоборот. Это стало одним из самых ярких и укрепляющих моментов в моей жизни.
Отказ от стремления искать и придавать смысл всем вещам изменил то, как я оцениваю и трачу время. Это бросило вызов тому, на чем я сосредотачиваюсь и, самое главное, тому, что я игнорирую. Я обнаружил, что своего рода оптимистический или «солнечный» нигилизм подчеркивает тонкую красоту существования, абсурдность жизни и волнующий хаос повседневности. Но я забегаю вперед. Чтобы понять силу солнечного нигилизма, необходимо начать с самой философии.
Самое широкое объяснение нигилизма утверждает, что жизнь бессмысленна, а системы, на которые мы подписываемся, чтобы дать нам чувство цели, такие как религия, политика, традиционные семейные структуры или даже само понятие абсолютной истины, являются фантастическими человеческими конструкциями; изобретения, чтобы сделать случайность существования более упорядоченной. Или, как выразился Фридрих Ницше, олицетворение нигилизма: «Всякое верование, любое признание чего-либо истинным обязательно ложно, потому что истинного мира просто не существует».0003
Далее, американский философ Дональд Кросби делит нигилизм на четыре основные формы: моральную, эпистемологическую, космическую и, возможно, самую известную, экзистенциальную. Моральный нигилизм отвергает фундаментальные представления о добре и зле; гносеологический нигилизм спорит с абсолютной истиной; космический нигилизм считает природу безразличной и враждебной по своей сути; и, наконец, мы приходим к экзистенциальному нигилизму, во многом кульминации всех этих соображений, который, вероятно, не дает большинству людей спать по ночам — основная идея состоит в том, что в жизни нет смысла, все бессмысленно.
Прочитав все это, можно справедливо утверждать, что нигилизм — это своего рода облом. Эти идеи действительно представляют опасность превращения в своего рода ядовитый нигилизм, который оставляет человека подавленным и подавленным. Какой смысл что-то делать, если ничего не имеет значения? Если нет врожденного понимания добра и зла, зачем пытаться вести нравственную жизнь? Если все бессмысленно, зачем вообще вставать с постели?
Очищающая сила солнечного нигилизма. должно быть. По сравнению с этой бесконечной одержимостью поиском (или, слишком часто, покупкой) смысла, это может быть освобождением.
Когда я размышляю о бессмысленности жизни, я начинаю с того, что вспоминаю, что в масштабах всей человеческой истории я действительно очень мало значу (довольно космический подход). Мои проблемы и опасения неактуальны. Все мои успехи и неудачи будут забыты. Как и достижения и промахи всех вокруг меня (экзистенциальный нигилизм в чистом виде).
В то время как я могу чувствовать себя маленьким в масштабах бесконечного и апатичного времени, мельчайшие элементы моей жизни начинают расширяться. Если ничего не имеет значения в долгосрочной перспективе, я переключаюсь на этот момент. Я понимаю, что настоящее, каким бы обыденным оно ни было, столь же мимолетно, преходяще, хрупко и легко забываемо, как величайшие события в истории человечества.
Нигилизм заставляет меня задуматься о том, что я делаю и на что не обращаю внимания. Пронизано ли то, что другой человек думает обо мне, большим смыслом (или бессмысленностью) по сравнению с кистью жасмина, кувыркающейся через соседский забор? Не совсем. Так почему же я поглощен одним, игнорируя другое?
По его собственному описанию, Ницше «философизировал [d] молотком», разбивая большие идеи и бросая вызов своим читателям, чтобы они увидели, что можно реформировать с помощью кусочков. Таким образом, нигилизм, как и все философии, является инструментом для исследования частей нашей жизни. Как и любой инструмент, его можно взять и положить, использовать для созидания или разрушения; результаты и исполнение зависят от намерения пользователя. Вам решать, попадете ли вы в деструктивные колеи токсичного нигилизма или выберете что-то полегче. У вас может не быть цели, но у вас есть свобода воли. Именно об этом прочтении нигилизма я думаю, когда думаю о жизни без смысла.
Но как подобрать такой инструмент и использовать его с пользой? Это руководство поможет вам принять солнечный нигилизм и избежать его токсичной альтернативы.
Подумайте об этом
Поймите разницу между пассивными и активными формами нигилизма
Проблемы, которые бросает нигилизм, не остались незамеченными Ницше, у которого был элегантный способ объяснить, как философия может служить разрушительной или созидательной сила. По его словам, пассивные нигилисты впитывают сообщения бессмысленности и находятся под угрозой. Они боятся пустоты, поэтому изо всех сил стараются заполнить ее любым подношением. Как написал Нолен Герц в Aeon в 2020 году, эта форма слепой самозащиты является «опасной формой самоуничтожения».
Он добавил: «Вера только ради того, чтобы верить во что-то, может привести к поверхностному существованию, к самодовольному принятию веры во что-то, во что верят другие, потому что вера в что-то (даже если окажется, что в это не стоит верить) будет рассматриваться пассивным нигилистом как предпочтительнее, чем рискнуть не верить в что-либо …»
Так мы снова попадаем в ловушку бессмысленных значение. Или стоять в проходе супермаркета, пытаясь убедить себя, что банка нута действительно имеет значение.
В качестве более конструктивной альтернативы Ницше предложил людям эволюционировать в активных нигилистов . То есть смотреть в бездну и видеть отсутствие смысла не как трагедию, а как возможность. Считать это пространством, которое нужно заполнить вашими собственными ценностями, определить, каким вы хотите быть в мире и во что вы верите. Активного нигилиста хаос не пугает, он воспринимает его как шанс создать что-то новое и лучшее.
В своем путешествии к солнечному нигилизму я остановился где-то посередине. Меня не ужаснуло отсутствие абсолютной правды, но и писать свою я не торопился. Скорее, я решил сделать паузу, посмотреть в пустоту и подумать о свободе небытия.
Будьте бдительны к бессмысленному смыслу
В то время как нигилизм может подтолкнуть к размышлению и расширить ваш взгляд на существование, коммерческое присвоение смысла играет на уязвимости пассивного нигилиста, способствуя эпидемии эгоизма нашей эпохи. Он не только побуждает вас сосредоточивать все действия вокруг себя, но и обманчиво представляет это как благородный поступок. Когда вы прибегаете к такого рода личному мифотворчеству, вы разрешаете себе тратить много времени на размышления о собственной жизни, действиях и опыте.
Выступая перед журналом Politico в 2020 году, Вирджиния Хеффернан, автор книги Magic and Loss: The Internet as Art (2016), сказала: «Недавняя фантазия об «оптимизации» жизни — для максимальной производительности, продуктивности, Эффективность – создала надомную промышленность, которая пытается превратить самую унылую жизнь в героическую». вы участвуете в священном действии — позиционируя каждый бренд, продукт или услугу как нечто значимое.
Эти старинные трусы действительно символ бунтарства или просто удобный предмет гигиены? Действительно ли бутылка острого соуса в моем холодильнике указывает на то, что я иконоборец и искатель острых ощущений, или просто указывает на крепкую кишечную флору? Действительно ли мой банк помогает мне инвестировать в семейные ценности и общество, или я просто ценю низкие комиссии, если ежемесячно вношу определенную сумму?
Во время написания этой статьи я случайно увидела рекламу Florence by Mills, новой линейки средств по уходу за кожей для подростков от актрисы Милли Бобби Браун (я ценю алгоритм, распознающий мой юношеский дух). Весь ассортимент выполнен в знакомых пастельных тонах и беззубом послании «расширять возможности молодых людей через что-то что-то», характерное для многих продуктов личной гигиены. Но особенно выделялась маска Feed Your Soul Love U a Latte. Оказывается, никогда не поздно проповедовать, что просветления можно достичь за 15 минут местного лечения.
Я надеюсь, что молодые люди, просматривающие эти продукты, достаточно стойкие, чтобы не поддаваться таким нарративам; что они могут сделать паузу, чтобы спросить, что эти дешевые биржи призывают их инвестировать эмоционально или финансово. Сделает ли эта покупка их счастливыми, или это пример того, от чего предостерегала Хеффернан, когда говорила, что мы стремимся сделать так, чтобы «самые мрачные жизни звучали героически»?
Признать счастливую сторону нигилизма
Продвигая нигилизм как противоядие от коммерциализации смысла, я часто встречаю одни и те же повторяющиеся вопросы: если нет смысла, то зачем что-то делать? Зачем вставать с постели? Мойте ваши волосы? Относиться к другому человеку с добротой? Не упасть в дрожащую кучу?
Мне вспомнился эпизод ситкома Netflix The Good Place (2016-20). Чиди — персонаж, который оказывается философом-моралистом — переживает своего рода экзистенциальный кризис, который вдохновляет на эти вопросы. Во время своего срыва он ведет класс студентов-философов по основным путям, по которым человечество пыталось найти смысл и понять, как жить «этической жизнью». Перебирая аргументы этики добродетели, консеквенциализма и деонтологии, он, наконец, заявляет, что все эти пути к смыслу ведут в никуда (стоит посмотреть сериал, чтобы услышать, как Чиди объясняет, почему), прежде чем сделать вывод, что нигилизм — единственная логичная философская точка зрения. у него полный крах.
Несмотря на то, что я люблю Чиди, я нахожу эту сцену разочаровывающей из-за того, как узко она представляет причину и следствие. Меня всегда удивлял такой ответ. Ведь вы вставали сегодня утром с постели, чтобы искать смысл жизни или выпить чашечку кофе? Опять же, действительно ли такие великие вопросы приносят такое великое утешение?
В отличие от Чиди, другой деятель поп-культуры показывает, как нигилизм может вдохновить на большее счастье. В фильме «Пляжный бездельник » (2019) Мэтью МакКонахи играет Мундога, эпикурейца, когда-то культового писателя из Флориды. Это одурманивающая и красочная история об излишествах и гедонизме, которая включает в себя много выпивки, наркотиков, уклонение от ответственности и секс. Всем этим занимаются с небольшими последствиями.
Смотря Пляжный бездельник , вы чувствуете, что видели этот фильм раньше, вы знаете, что нужно ждать падения, когда Мундог рухнет под тяжестью своих уклончивых обязанностей, и система настигнет его. За исключением того, что падение никогда не приходит. Увидев его на кинофестивале South by Southwest, критик Хазем Фахми написал: «Вместо того, чтобы просто не затрагивать эти вопросы, фильм делает все возможное, чтобы напомнить нам, что в этом странном измерении нет ничего действительно важного». не заботится ни о чем, он живет для удовольствия. Ближе к концу фильма он излагает мантру своей жизни репортеру: «Мы здесь, чтобы хорошо провести время». За все эти разрушения и явное пренебрежение правилами, ценностями и последствиями Мундог не наказан. К концу фильма он был удостоен Пулитцеровской премии и нескольких миллионов долларов. Хотя, по форме, он показывает и их бессмысленность (не буду спойлерить финал).
Принятие Moondog нигилизма показывает, что, когда вы перестаете сосредотачиваться на чем-то более важном, вы можете задавать более простые, но более полезные вопросы: как выглядит счастье прямо сейчас? Что доставило бы мне удовольствие сегодня? Как я могу достичь чувства удовлетворения в этот момент? В большинстве случаев ответы не сложные. Маленькие радости уже под рукой – время, проведенное с близкими, вкусная еда, прогулка на природе, чашечка кофе. Или, в случае с Moondog, много выпивки и вечеринок.
Нигилизм не должен превращаться в эгоизм
Опыт Moondog кажется мне замечательным, но он приводит ко второй проблеме, связанной с нигилизмом. Возможно, это не сделает вас несчастным, но как насчет всех, кто должен проводить с вами время? Если ничего не имеет значения, вы не являетесь частью какого-то более крупного плана и не несете ответственности ни по одному своду правил. Если вы мотивированы только тем, что вам нравится в данный момент, что мешает вам действовать только в своих интересах?
Ницше помнил об этих болевых точках, написав в По ту сторону Добра и Зла (1886): «Тот, кто сражается с чудовищами, может быть осторожен, чтобы не стать при этом чудовищем». И если ты долго смотришь в бездну, бездна тоже смотрит в тебя». Но вместо того, чтобы быть простой ужасающей черной дырой, пустота может побудить к размышлению. Это пространство, которое можно заполнить чем угодно. Таким образом, нигилизм может служить кричащим зеркалом, отражающим и искажающим ваши собственные убеждения. Подойдите к нему с болью и страхом, и эти чувства будут усилены. Ищите способ оправдать грубое поведение, и вы его найдете.
Взгляни в бездну
Попробуй сам. Найдите минутку, чтобы по-настоящему подчиниться своей малости во Вселенной. Признавать тебя бессмысленно. Что тебе все равно. Что ваше имя, эго, репутация, семья, друзья и любовь скоро исчезнут.
Это не должно быть разрушительным опытом. Как только дискомфорт пройдет и ваше эго утихнет, остановитесь и задумайтесь: как изменилось ваше понимание собственного времени и энергии? Действительно ли ваша работа так важна в сочетании с осознанием того, что даже величайшие достижения в истории человечества в конечном итоге будут потеряны для времени? Действительно ли проблемы, люди или ситуации, которые вызывают у вас стресс или боль, заслуживают беспокойства, если вы помните, что никто никогда не вспомнит о них и не повлияет на них?
Единственное реальное воздействие этих земных забот — это то, от чего они вас уводят: вещи, которые могут не иметь значения, но, по крайней мере, приносят вам радость.
Сосредоточение внимания на масштабе собственной жизни и на том, насколько она незначительна, также позволяет вам задать вопрос: хорошо, если я не имею значения, как и вопросы, которые занимают так много времени, как мир проявить себя иначе? Если я больше не центр своей собственной вселенной, что занимает это место?
Вы можете начать задаваться вопросом, что вы хотите сохранить после того, как уйдете, и что нужно защищать и ценить.
Недавно я обдумывал эти моменты, наблюдая масштабное массовое столкновение с нигилизмом — получение первых изображений с космического телескопа Джеймса Уэбба. Снимки показали невообразимое множество далеких галактик, существовавших миллиарды лет назад. Это было ошеломляющее зрелище, которое разрушило любое наше представление о времени, масштабе и расстоянии, не говоря уже о потенциале жизни и реальностях, выходящих за рамки наших собственных. Отвечая на это, казалось, что весь мир массово пробудился к индивидуальному непоследствию.
Но реакцией была не массовая депрессия или безнадежность. Это был трепет. Люди удивлялись красоте и масштабам миров, которые они никогда не могли по-настоящему понять. Они увидели, как их собственные жизни едва ли регистрируются на космическом уровне, что наша собственная галактика не была даже вспышкой. Это чувство собственной бессмысленности смиряло. Он не разбивал сердца людей, а волновал их, напоминал о непостижимой красоте и величии бытия. Люди были благодарны за то, что они были точкой в бесконечном небе, были частью этого космического гобелена, пусть даже на бессмысленный момент.
Это требует мужества, но вы тоже можете обнаружить, что бездна переориентирует ваше внимание на то, что, как вы надеетесь, продлится немного дольше, чем вы сами. Искусство, сообщество, люди, которых вы любите, их право чувствовать себя в безопасности, уважать и чувствовать себя хорошо. Если вы ищете, куда бы перенаправить всю эту ранее эгоистичную энергию, начните с этого. Вместо экзистенциального беспокойства, психологического уничтожения или эгоистичного отказа вы можете найти облегчение в более серьезных причинах.
Попробуйте легкую медитацию на смерть
Когда я подавлен, вспоминая, что однажды меня не будет, все, что меня напрягает, кажется незначительным. Принятие этой окончательности превращает пресное окружение, которое я игнорирую, в непреодолимый буфет запахов, образов и впечатлений, которые внезапно кажутся невероятно редкими.
Эта «осознанность смерти» занимает центральное место в работе ученого в области искусственного интеллекта и буддийского учителя Никки Миргафори. Чтобы получить доступ к этому чувству, она советует попробовать форму «медитации смерти», чтобы помочь противостоять своему страху смерти и испытать странное чудо, которое может исходить от этого.
Чтобы попробовать, она инструктирует медитировать с мантрой «это может быть мой последний вздох». Теория состоит в том, что, делая это, вы понемногу работаете с ужасом, наблюдая за тем, что выходит на поверхность во время практики, и противостоите каждому страху, пока в конце концов не достигнете состояния покоя.
Миргафори утверждает, что, приняв свою смертность и столкнувшись с непостоянством жизни, вы можете привести свой образ жизни в соответствие со своими истинными ценностями. Отсутствие у многих людей интереса к размышлениям о смерти — и, следовательно, о том, насколько драгоценна и мимолетна наша жизнь — позволяет многим тратить свое время впустую.
Могу сообщить, что это ужасное упражнение. Это похоже на репетицию ваших последних мгновений, приглашая ваш разум наполниться страхом, сожалением, тоской, потерей, любовью и благодарностью. Когда вы представляете, что каждый вдох будет вашим последним, каждый вдох становится подарком по прибытии. Даже после того, как вы закончите, невозможно не начать остаток дня с некоторым восторгом от того, что вы живы.
При этом мне вспоминаются слова Эпикура: «Смерть нас не касается, потому что, пока мы существуем, смерти нет». А когда она наступит, нас уже не будет». Эпикур не верил в жизнь после смерти ни в наказание, ни в награду. Он учил, что жизнь и все, что она может предложить, происходит с нами прямо сейчас.
Так же, как нигилизм стал ассоциироваться с ограниченным разрушением, Эпикур часто ассоциируется с гедонизмом и неустанной погоней за эгоистичными удовольствиями. Но на самом деле он был уверен, что такой образ жизни уведет людей от материализма и жадности. Его «принцип удовольствия» защищал жизнь и делание добра, утверждая, что, имея одну драгоценную жизнь, нельзя терять ни минуты на чувство вины или тревогу из-за боли, причиненной другим. Единственный способ чувствовать себя по-настоящему хорошо — это хорошо относиться к людям.
Помните о бессмысленных удовольствиях
В заключение я хотел бы немного облегчить ситуацию. Один из способов переключить внимание на бессмысленное удовольствие, которое на самом деле составляет основу нашей жизни, — это составить список «приятных вещей». В течение дня старайтесь записывать моменты, людей и события, которые делают вас счастливыми.
Я занимаюсь этим уже много лет. Просматривая собственные бессвязные списки, я всегда удивляюсь простоте записей: запах свежего базилика, отличная шутка, встреча двух собак на улице. По отдельности они безобидны (и обычно их не замечают), но вместе они придают моим дням нескончаемую сладость. Научившись обращать на них внимание, я возвращаюсь к тому, что на самом деле приносит утешение в течение дня, и учит меня не упускать из виду сейчас за обещание однажды .
Так часто в погоне за большим смыслом мы стираем не только радость этих забытых наслаждений, но и их коллективную силу. Да, стая галах на моей полосе природы, или плач под песню Пола Келли, или судорожная энергия Junior Bake Off (мои последние записи) не меняют жизнь, но нужно время, чтобы заметить и оценить их. , они образуют сумму своих частей. Горстка заветных битов становится хорошим днем, хорошей неделей, хорошим годом, хорошей жизнью. Бессмысленно, конечно. Драгоценный, абсолютно.
Ключевые моменты – Как стать счастливым нигилистом
- Возникновение бессмысленного смысла. Поиск смысла раньше был благородным занятием, но стал коммерческим и теперь вызывает больше тревогу, чем благоговение.
- Нигилизм как выход. Это философия, утверждающая, что жизнь бессмысленна. При осторожном обращении это может быть освобождением.
- Очищающая сила солнечного нигилизма. Это своего рода оптимистический нигилизм, подчеркивающий тонкую красоту существования, абсурдность жизни и волнующий хаос повседневности.
- Поймите разницу между пассивными и активными формами нигилизма. Пассивные нигилисты пытаются заполнить пустоту чем угодно; активные нигилисты неустрашимы и заполняют пространство своими ценностями.
- Будьте внимательны к бессмысленному смыслу. Чтобы избежать пассивного или ядовитого нигилизма, стоит быть бдительными и остерегаться способов, которыми мир пытается убедить вас в том, что вы участвуете в священном действии.
- Узнайте счастливую сторону нигилизма. Когда вы перестанете сосредотачиваться на чем-то более важном, вы обнаружите, что можете задавать более простые, но более полезные вопросы, например: как выглядит счастье прямо сейчас?
- Нигилизм не должен превращаться в эгоизм. Когда вы смотрите в бездну, ваше внимание переключается на то, что, как вы надеетесь, продлится немного дольше, чем вы сами.
- Попробуйте легкую медитацию на смерть. Могу сообщить, что это ужасное упражнение. Но когда вы представляете, что каждый вдох ваш последний, каждый вдох становится подарком по прибытии.
- Помните о бессмысленных удовольствиях. От запаха свежего базилика до отличной шутки — начните список «приятных вещей». Бессмысленно, конечно. Драгоценный, абсолютно.
Почему это важно
Молодые философы, принимающие нигилизм
Чтобы увидеть воодушевляющие и серьезные примеры применения нигилизма, ознакомьтесь с тем, как его исследуют молодые философы. Особого внимания заслуживают два выступления подростков на TEDx. В 2018 году Элиас Скьолдборг, ученик средней школы Harwood Union High School в Вермонте, использовал платформу, чтобы представить свой взгляд на «оптимистический нигилизм». Короче говоря, он утверждает, что если жизнь бессмысленна — и мы не привязаны к какой-то более важной экзистенциальной задаче или цели — тогда мы можем также сосредоточиться на поиске счастья во время этой краткой, бессмысленной вспышки сознания, которую мы называем существованием.
Когда он говорит: «Если ты умрешь прямо сейчас, в целом это ничего не изменит. Если бы ты никогда не родился, никого бы это не волновало», — преподносит он это как хорошую новость. Он добавляет: «То, что жизнь не имеет смысла, не является причиной… для грусти». Скорее, он объясняет, что если наша жизнь бесполезна, то единственная наша директива — это выяснить, как найти счастье в нашей мгновенной вспышке сознания. . Скьолдборг предложил своей аудитории заняться хобби, помогать другим, решать проблемы, а не создавать их, и просто стараться изо всех сил.
Скьёльдборг не одинок в своих наблюдениях. В своем выступлении годом ранее Сиддхарт Гупта, студент международной школы Кодайканал в Индии, также рассказал о том, как ему помог нигилизм. Назвав свое выступление «Исповедь экзистенциального нигилиста», он объяснил, как его вера в бесполезность жизни дала ему «возможность найти смысл во всем, что я делаю».
Тем временем на YouTube Хадиджа Мбоуе, гамбийско-канадский видеоблогер по социологии и СМИ, недавно посмотрела на нигилизм и абсурдизм в видео, спрашивая, имеет ли жизнь все еще ценность, если она была бессмысленным случайным явлением в безразличной вселенной. Одетый в ярко-оранжевую футболку с графическим принтом и подходящим макияжем, Мбоу выглядел, как любой другой яркий член поколения Z, спрашивая: «Что означает наша жизнь, наше существование, если мы не верим, что нас поместили сюда на какое-то время?» причина?» так же легко, как если бы они реагировали на вирусное видео с мукбангом. Опираясь на ссылки из столь широкой области, как Джеймс Болдуин и Drag Race RuPaul , Мбоу задает большие вопросы, которые не приводят к скучным, удручающим ответам. Вместо этого взгляды этого видеоблогера вдумчивы, исследовательны и, в конечном счете, обнадеживают.
Каждое поколение склонно доказывать, почему их обстоятельства особенно ужасны. Но для молодых людей, достигающих совершеннолетия во время затяжных кризисов пандемий, климатических катастроф и потрясений в мировой экономике, у них могут быть веские основания для того, чтобы им приходилось особенно тяжело. Тем не менее, греясь в вышеупомянутых размышлениях этих философов со свежим лицом, чувствуешь себя немного легче не только от их конструктивной интерпретации нигилизма, но и от стойкости, которую он им, кажется, предлагает.
Ссылки и книги
В моей книге Солнечный нигилист: как бессмысленная жизнь может сделать вас по-настоящему счастливым (2021) я исследую не только современную тенденцию чрезмерно вкладываться в смысл, но и более мрачные последствия таких отношений . В частности, как это пересекается с нашими представлениями о работе, любви, семье, капитализме и политике. Я также исследую, как люди могут распутать себя, и как приятно это делать.
Литературные любимицы Оттесса Мошфег, Мелисса Бродер и Лиза Таддео часто возвращаются в своих работах к темам тысячелетнего нигилизма. Между тем, писатели Джиа Толентино, Сьюзан Зонтаг и Дженни Оделл более широко рассматривают наш интерес к смыслу, ценности и общности, пересекаясь с этими идеями. Их глубокие фолианты письма поучительны для чтения — я предлагаю начать с 9 книг Толентино.0103 Trick Mirror (2019) и Odell’s How to Do Nothing (2019), обе книги настолько же удобоваримы, насколько и просветительны (и лично они были надежным поводом для светской беседы в течение последних нескольких лет).