Нирване это: Какова концепция нирваны в буддизме?

Познаём Нирвану – универсальную вычислительную платформу Яндекса / Хабр

Машинное обучение превратилось в модный термин, но при работе с большими объёмами данных оно уже много лет является жизненной необходимостью. Яндекс обрабатывает более 200 миллионов запросов ежедневно! Когда-то в интернете было так мало сайтов, что наилучшие из них помещались в каталог, а теперь за релевантность ссылок на страницы в выдаче отвечают сложные формулы, обучающиеся на новых и новых данных. Задача ложится на так называемые конвейеры, регулярные процессы, обучающие и контролирующие эти формулы.

Сегодня хотим поделиться с сообществом Хабра нашим опытом создания вычислительной платформы Нирвана, которая, среди прочего, применяется для задач машинного обучения.

Нирвана — неспециализированная облачная платформа для управления вычислительными процессами, где приложения запускаются в порядке, указанном пользователем. В Нирване хранятся нужные процессам описания, ссылки, блоки процессов и связанные с ними данные.

Процессы оформлены в виде ациклических графов.

Нирваной для решения вычислительных задач пользуются разработчики, аналитики и менеджеры разных департаментов Яндекса — потому что далеко не всё можно посчитать на своем ноутбуке (а почему ещё — мы расскажем в конце статьи, когда перейдем к примерам применения Нирваны).

Мы расскажем, с какими проблемами столкнулись при использовании предыдущего решения, опишем ключевые компоненты Нирваны и объясним, почему для платформы было выбрано именно такое название. А потом посмотрим на скриншот и перейдем к задачам, для которых полезна платформа.

Процесс обучения формул ранжирования — постоянная и объемная задача. Яндекс сейчас работает с технологиями CatBoost и Матрикснет, в обоих случаях построение ранжирующих моделей требует значительных вычислительных ресурсов — и понятного интерфейса.

Сервис FML (Friendly Machine Learning) в свое время стал большим шагом в автоматизации и упрощении — он поставил работу с машинным обучением на поток.

FML открыл простой доступ к инструментам конфигурации параметров обучения, анализа результатов и управления аппаратными ресурсами для распределённого запуска на кластере.

Но раз пользователи получили FML как готовый инструмент, значит, любые доработки интерфейса и разработка нововведений легли на плечи команды. Сначала казалось, что это удобно — мы добавляем в FML только нужные фичи, следим за релизным циклом, погружаемся в предметную область пользователей и делаем действительно дружелюбный сервис.

Но вместе с этими достоинствами мы получили плохую масштабируемость разработки. Поток заказов на доработки и улучшения форм FML превысил все наши ожидания — а чтобы сделать всё и быстро, пришлось бы расширять команду безгранично.

FML был создан как внутренний сервис для Поиска, но о нем быстро узнали разработчики из других департаментов, чьи рабочие задачи тоже были связаны с Матрикснетом и машинным обучением. Оказалось, что возможности FML гораздо шире поисковых задач, а спрос значительно превышает наши ресурсы — мы оказались в тупике.

Как развивать популярный сервис, если это требует пропорционального расширения команды?

Ответ мы нашли для себя в открытой архитектуре. Принципиально не стали привязываться к предметной области, разрабатывая Нирвану. Отсюда и название: платформа равнодушна к тому, с какими задачами вы к ней приходите — среде разработки точно так же безразлично, о чем ваша программа, а графическому редактору неважно, какую именно картинку вы сейчас редактируете.

А что Нирване важно? Аккуратно и быстро выполнять произвольный процесс, сконфигурированный в виде графа, в вершинах которого находятся блоки с операциями, а связи между блоками выстраиваются по данным.

С тех пор, как в компании появилась Нирвана, ею заинтересовались разработчики, аналитики и менеджеры разных департаментов Яндекса — не только связанные с машинным обучением (другие примеры — в конце статьи). В неделю Нирвана обрабатывает миллионы блоков с операциями. Часть из них запущены с нуля, часть подняты из кэша — если процесс поставлен на поток и граф часто перезапускается, вероятно, какие-то детерминированные блоки не нужно перезапускать и можно переиспользовать результат, уже полученный таким блоком в другом графе.

Нирвана не только сделала машинное обучение доступнее, она стала местом встречи: менеджер создает проект, зовет разработчика, затем разработчик собирает процесс и запускает его, а после множества запусков, за которыми наблюдает менеджер, аналитик приходит, чтобы разобраться в результатах. Нирвана позволила переиспользовать операции (или целые графы!), созданные и поддерживаемые другими пользователями, чтобы не приходилось делать двойную работу. Графы бывают очень разными: от нескольких блоков до нескольких тысяч операций и объектов данных. Их можно собирать в графическом интерфейсе (скриншот будет в конце статьи) или с помощью сервисов API.

В Нирване есть три больших раздела: Проекты (крупные бизнес-задачи или группы, которыми ребята пилят общие задачи), Операции (библиотека готовых компонентов и возможность создать новый), Данные (библиотека всех загруженных в Нирвану объектов и возможность загрузить новый).

Пользователи собирают графы в Редакторе. Можно склонировать чужой удачный процесс и подредактировать его — или собрать свой с нуля, натащив на поле блоки с операциями или данными и соединив их связями (в Нирване связи между блоками проходят по данным).

Расскажем сначала об архитектуре системы — думаем, среди читателей есть наши коллеги-бэкендеры, которым любопытно заглянуть на нашу кухню. Об этом мы обычно рассказываем на собеседовании, чтобы кандидат был готов к устройству Нирваны.

А потом перейдем к скриншоту интерфейса и примерам из жизни.

Сначала пользователи обычно приходят в графический интерфейс Нирваны (single page application), со временем постоянные процессы многие переносят на сервисы API. В целом Нирване безразлично, каким интерфейсом пользуются, графы запускаются одинаковые. Но чем больше продакшн-процессов переносят в Нирвану, тем заметнее, что через API запускается большинство графов. UI остается для экспериментов и первичной настройки, а также для изменений по необходимости.

На стороне бэкэнда находится Data Management: модель и хранение информации про графы, операции и результаты, а также слой сервисов, обеспечивающий работу фронтенда и API.

Немного ниже находится Workflow Processor, другой важный компонент. Он обеспечивает выполнение графов, ничего не зная о том, из каких именно операций они состоят. Он инициализирует блоки, работает с кэшем операций и отслеживает зависимости. При этом выполнение самих операций в задачи Workflow Processor не входит. Этим занимаются отдельные внешние компоненты, которые мы называем процессорами.

Процессоры вносят в Нирвану специфичную функциональность из той или иной предметной области, их разрабатывают сами пользователи (впрочем, базовые процессоры поддерживаем мы сами). Процессоры имеют доступ в наше распределённое хранилище, откуда они читают входные данные для выполнения операций, туда же они записывают полученные результаты.

Процессор по отношению к Нирване играет роль внешнего сервиса, реализующего заданный API — поэтому можно написать свой процессор, не внося правок ни в Нирвану, ни в уже существующие процессоры. Есть три основных метода: запуск, остановка и получение статуса задачи.

Нирвана (а точнее — Workflow Processor), убедившись, что все входящие зависимости операции на графе готовы, отправляет запрос на запуск в указанный в задаче процессор, передаёт конфигурацию и ссылки на входные данные. Мы периодически запрашиваем статус выполнения и в случае готовности переходим далее по зависимостям.

Основной и поддерживаемый командой Нирваны процессор называется Job-процессор. Он позволяет запустить произвольный исполняемый файл на обширном кластере Яндекса (с помощью планировщика и системы управления ресурсами). Отличительной особенностью этого процессора является запуск приложений в полноценной изоляции, поэтому параллельные запуски работают исключительно в рамках выделенных им ресурсов.

Кроме того, приложение при необходимости может быть запущено на нескольких серверах в распределенном режиме (именно так работает Матрикснет). Пользователю достаточно загрузить исполняемый файл, указать командную строчку для запуска и требуемые объёмы вычислительных ресурсов. Всё остальное платформа берёт на себя.

Ещё одним ключевым компонентом Нирваны является key-value хранилище, в котором хранятся как результаты операций, так и загруженные исполняемые файлы или другие ресурсы. Мы заложили в архитектуру Нирваны возможность работать сразу с несколькими локациями и реализациями хранилища, что позволяет улучшать эффективность и структуру хранения данных, а также проводить необходимые миграции, не прерывая процессы пользователей. За время работы платформы мы успели пожить с файловой системой CEPH и с нашей технологией MapReduce-a и хранения данных YT, в конце концов переехали в MDS, ещё одно внутреннее хранилище.

У любой системы хранения есть ограничения. В первую очередь – это максимальный объём хранимых данных. При постоянном росте количества пользователей Нирваны и процессов мы рискуем заполнить любое, даже самое большое хранилище. Но мы считаем, что большинство данных в системе являются временными, а значит, их можно удалить. Благодаря известной структуре эксперимента тот или иной результат можно получить заново, перезапустив соответствующий граф. А если какой-то объект данных нужен пользователю вечно, он может целенаправленно сохранить его в хранилище Нирваны с бесконечным TTL, чтобы защитить от удаления. У нас есть система квот, позволяющая делить хранилище между разными бизнес-задачами.

Чтобы вы могли представить, как выглядит интерфейс нашего сервиса, мы приложили пример графа, подготавливающего и запускающего оценку качества формулы с помощью технологии Catboost.

Для чего сервисы и разработчики Яндекса используют Нирвану? Вот несколько примеров.

1. Процесс отбора объявлений для Рекламной сети с помощью Матрикснета реализован с помощью графов Нирваны. Машинное обучение позволяет совершенствовать формулу, добавляя в нее новые факторы. Нирвана позволяет визуализировать процесс обучения, переиспользовать результаты, настроить регулярные запуски обучения — и при необходимости внести правки в процесс.

2. Команда Погоды использует Нирвану для ML-задач. Из-за сезонной изменчивости предсказываемых значений необходимо постоянно переобучать модель, добавляя в обучающую выборку самые актуальные данные. В Нирване есть граф, который в автоматическом режиме клонирует себя через API и перезапускает новые версии на свежих данных, чтобы пересчитывать и регулярно обновлять модель.

Погода также собирает в Нирване эксперименты по улучшению текущего продакшн-решения, тестирует новые фичи, сравнивает между собой ML-алгоритмы, подбирая нужные настройки. Нирвана гарантирует воспроизводимость экспериментов, предоставляет мощности для проведения объемных вычислений, умеет работать с другими внутренними и внешними продуктами (YT, CatBoost и т.д.), избавляет от необходимости локальной установки фреймворков.

3. Команда компьютерного зрения с помощью Нирваны может провести перебор гиперпараметров нейронной сети, запустив сотню копий графа с разными параметрами — и выбрать наилучшие из них. Благодаря Нирване новый классификатор для любой задачи при необходимости создаётся «по кнопке» без помощи специалистов по компьютерному зрению.

4. Команда Справочника проводит через Толоку и асессоров тысячи оценок в день, используя Нирвану для автоматизации этого конвейера. Например, так фильтруются фотографии к организациям, идет сбор новых через мобильную Толоку. Нирвана помогает кластеризовать организации (находить дубли и склеивать их). А главное — строить автоматические процессы для совсем новых оценок можно буквально за часы.

5. На Нирване основаны все процессы оценки на асессорах и Толоке, не только важные для Справочника. Например, Нирвана помогает организовывать и настраивать всю работу Пешеходов, актуализирующих карты, работу техподдержки и тестирование асессорами.

В наших офисах регулярно проводятся специальные встречи «Яндекс изнутри». На одной из них мы уже немного рассказывали о Нирване (есть видео про устройство Нирваны, применение Нирваны в машинном обучении), и она вызвала большой интерес. Пока она доступна только сотрудникам Яндекса, но нам хочется узнать ваше мнение об описанном нами устройстве Нирваны, о тех ваших задачах, для которых она была бы полезна. Мы будем благодарны, если вы расскажете о системах, похожих на нашу, в комментариях. Возможно, в ваших компаниях уже применяются подобные вычислительные платформы, и мы будем благодарны за советы и отзывы, истории из практики, рассказы о вашем опыте.

404 Cтраница не найдена

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

  • Университет

    Майкопский государственный технологический университет – один из ведущих вузов юга России.

    • История университета
    • Анонсы
    • Объявления
    • Медиа
      • Представителям СМИ
      • Газета «Технолог»
      • О нас пишут
    • Ректорат
    • Структура
      • Филиал
      • Политехнический колледж
      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет
        • Педиатрический факультет
        • Фармацевтический факультет
        • Стоматологический факультет
        • Факультет послевузовского профессионального образования
      • Факультеты
      • Кафедры
    • Ученый совет
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Работа МГТУ в условиях предотвращения COVID-19
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн
    • Абитуриенту 2022
    • Экран приёма 2022
    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность
      • Общие сведения
      • Кафедры
      • Новости
      • Центр Международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс
      • Индивидуальный проект
      • Кружковое движение юных технологов
      • Олимпиады, конкурсы, фестивали
    • Архив
    • Веб-консультации для абитуриентов
    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап
      • Заключительный этап
      • Итоги олимпиад
    • Профориентационная работа
    • Стоимость обучения
  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии
      • Организация НИРС в МГТУ
      • Студенческое научное общество
      • Студенческие научные мероприятия
      • Конкурсы
      • Команда Enactus МГТУ
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
    • Образовательные программы
    • Подготовка кадров высшей квалификации
      • Аспирантура
      • Ординатура
    • Расписание занятий
    • Расписание звонков
    • Онлайн-сервисы
    • Социальная поддержка студентов
    • Общежития
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Информация о Центре
        • Цели и задачи центра
        • Контактная информация
        • Положение о центре
      • Договоры о сотрудничестве с организациями, предприятиями
      • Партнеры
      • Работодателям
        • Размещение вакансий
        • Ярмарки Вакансий
      • Студентам и выпускникам
        • Вакансии
        • Стажировки
        • Карьерные мероприятия
      • Карьерные сайты

        Сегодня Современный Государственный Университет — это один из самых крупных многопрофильных вузов Поволжья, обеспечивающий формирование интеллектуального потенциала и способствующий социально-экономическому развитию региона.

        • HeadHunter
        • Работа в России
        • Факультетус
      • Карьерные возможности для лиц с инвалидностью и ОВЗ
      • Трудоустройство иностранных студентов
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление аспирантуры и докторантуры
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
      • Студенческое научное общество
    • Новости
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Студенческое научное общество
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
    • Конференции
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
      • Как стать участником программ академической мобильности
      • Объявления
    • Факультет международного образования
  • Сведения об образовательной организации

Колесо сансары: буддийская мудрость бурят

До прихода советской власти в Бурятии было 16 тысяч лам и множество дацанов. К концу Великой Отечественной войны лам оставалось всего пятьсот, дацаны были закрыты. В 1945 году началось строительство первого дацана при советской власти, в 1991 году при нём основали буддийский университет. Колесо сансары пошло на очередной оборот.

Под присмотром божеств

В главном соборном храме Иволгинского дацана — Согчен дугане — прохладно и спокойно. Через левую дверь входят верующие, направляясь вперёд, к алтарю, уставленному статуями Будды и бодхисатв. Перед алтарём — длинные столы, на которых горками насыпаны конфеты, печенье, монеты, стоят открытые пакеты с молоком. Над столом к стеклу, ограждающему алтарь, прикреплён лист бумаги, на котором крупно напечатано: «Рис, зерно, пшено и другие сыпучие продукты на стол не класть».

В центре зала сидят за низкими столиками монахи в шафранно-бордовых одеждах. Они то ли читают, то ли поют мантры на старотибетском, тихонько перелистывая вытянутые в ширину страницы молитвенников, традиционно сделанных в форме листьев священного дерева бодхи. Каждый ведёт свою партию, их голоса наполняют храм, напоминая пчелиный гул в летний полдень.

Буддийский лама. Фото: Алексей Бушов

Статуи святых многочисленны и разнообразны — яркие, многоглазые, многоголовые, многорукие. В центре — большая золотая скульптура Будды Шакьямуни, изготовленная монгольскими мастерами в подарок Иволгинскому дацану. Слева от неё — Зелёная Тара. Человек успевает лишь моргнуть, а она уже тысячу раз облетела вокруг Земли, помогая каждому, кто её об этом просит. Справа — Белая Тара, символизирующая сострадание, богиня медитации и покровительница практик долгой жизни.

Пройдя вдоль всего алтаря и оставив подношения, нужно пятиться по направлению к правой двери, ведущей из храма. Поворачиваться к божествам спиной невежливо, это можно сделать, только отступив на несколько шагов. Центральные двери закрыты до особых случаев — в них входят ламы, проводящие молебны.

Тара в переводе означает Спасительница. По преданию, достигнув совершенства и освобождения, она отказалась от нирваны из сострадания к людям. Существует 21 воплощение этой богини, у бурят больше всего почитаются Зелёная Тара и Белая Тара.

Зелёная Тара восседает на лотосе, спустив с него правую ногу, чтобы по первому же зову прийти на помощь. Если человека одолевают демоны, достаточно прочитать её мантру «Ом Дари Дудари Дури Суха», чтобы злые силы отступили. Причём мантра работает, даже если её не помнить целиком, достаточно произнести часть.

Белая Тара помогает спастись от болезней и других угроз жизни. Чтобы уберечься от беды, достаточно произнести её имя. Российские буддисты ассоциировали с нею двух императриц. Елизавета Петровна признала буддизм одной из государственных религий страны. Екатерина II в 1764 году учредила пост Пандито Хамбо-ламы. Первого из них — Дамба-Даржу Заряева она пригласила в Москву как делегата, когда нужно было составить новое религиозное уложение для последователей различных религий. С тех пор каждый Пандито Хамбо-лама давал особую клятву верности Белому царю, пока в стране не сменилась власть.

Иволгинский дацан. Фото: wikipedia.org, Аркадий Зарубин

Очевидное-невероятное

Одна из главных святынь дацана — тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, официально умершего в 1927 году. Сев в позу лотоса, он завещал собравшимся вокруг ученикам проверить его тело через 75 лет, а потом попросил читать ему молитву-благопожелание для умершего. Те стали отказываться, и лама сам приступил к чтению молитвы, так что ученикам пришлось присоединиться. Когда Итигэлов перестал подавать признаки жизни, его похоронили в той же позе в кубе, сделанном из кедрового дерева.

7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаев, единственный, кто ещё помнил место захоронения ушедшего в нирвану ламы, указал это место XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву. Три дня спустя тело Итигэлова перенесли в дацан. Ещё через шесть лет для него выстроили особый дворец, копию Деважин дугана, которую в своё время спроектировал для Янгажинского дацана сам Итигэлов. Там его можно навестить и попросить о помощи. Лама не ест и не пьёт, но за шесть лет после открытия саркофага набрал около десяти килограмм. Кроме того, он регулярно потеет. Смотритель Бимбо-лама, время от времени переодевающий тело, отмечает, что от него исходит благоухание.

Храм Даши-Доржо Итигэлова. Фото: wikipedia.org, Аркадий Зарубин

Группа учёных во главе с профессором Виктором Звягиным провела исследования тела Хамбо-ламы и отметила отсутствие трупного запаха, эластичность кожи, подвижность суставов и тот факт, что белок в тканях Итигэлова по характеристикам не отличается от белка живых людей. При этом профессор не мог аттестовать ламу как живого — температура тела оказалась ниже 20 градусов, а это «абсолютный признак смерти».

Во время восьми больших богослужений-хуралов тело Хамбо-ламы переносят в Согчен дуган, чтобы он мог принять участие в молебнах. Служители говорят, что в эти периоды Итигэлов особенно сильно потеет и его приходится постоянно протирать салфетками. Люди рассказывают о волшебных исцелениях и других чудесах, происходящих в непосредственной близости от Драгоценного тела.

Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов. Фото: wikipedia.org

Впрочем, чудеса Итигэлов творил ещё при жизни. Так, он благословил триста янгажинских казаков, уходящих на Первую мировую войну. Все до единого вернулись целыми и невредимыми. Рассказывают, как Хамбо-лама спешил в дацан и раздвинул воды озера, чтобы не объезжать его, а проскакать к цели напрямую. В начале ХХ века, говорят, бурятские ламы умели многое — левитировали, становились невидимыми, телепортировались из одного места в другое. Когда буддизм в России пришёл в упадок, практики такого уровня исчезли. Но сейчас гонения на священников остались далеко позади. Спустя 75 лет Итигэлов вернулся, чтобы помогать тем, кому это нужно. В дацане вновь ламы проводят службы и обучают новых учеников.

Свет учения

В 1991 году Центральное духовное управление буддистов России решило учредить высшее учебное заведение. Его открыли при Иволгинском дацане, дав название «Даши Чойнхорлин», что в переводе с тибетского означает «Земля счастливого учения». Первых педагогов приглашали из Тибета и Индии, кроме того, было несколько бурятских лам, получивших буддистское образование в Монголии.

Первым в Буддийском университете открылся философский факультет. Одна из форм обучения — диспуты. Простые длятся одну минуту, сложные могут тянуться до нескольких суток. Великие ламы способны обсуждать вопросы философии несколько дней и ночей, не прерываясь. Кроме того, студенты изучают логику, общую философию, старомонгольскую письменность, тибетский и английский языки и другие предметы.

Комплекс Иволгинского дацана. Фото: Александр Киселёв

Со временем открылись и другие факультеты: медицинский, буддийской живописи (танкописи) и тантрический. Сложнее всего даётся последний: чтобы поступить на этот факультет, необходимо сначала восемь лет обучаться философии в университете и ещё восемь — в Индии.

«Необходимо закончить шестнадцатилетний курс общефилософского образования, только после этого желающие могут перейти к обучению тантре. Она по силам далеко не всем, практики требуют большой дисциплины. Можно сравнить сутру и тантру как два пути на вершину горы. Первый — более пологий и безопасный, но он длиннее, за одно воплощение его не одолеть. Второй — крутой и быстрый, позволяет достичь просветления в течение одной жизни, но и риск сорваться очень велик».

Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров

Дид Хамбо-лама Дагба Очиров — один из первых выпускников университета, он окончил философский факультет. Судьбу ламы ему предрёк дед, который в 1911 году, шести лет от роду, уехал из России учиться в Монголию, а в 1930-е годы вернулся уже в Советский Союз. «Когда его отправляли из Монголии домой, все понимали, какая в стране ситуация, и предупреждали: «В храмы не иди», — вспоминает Дагба-лама. — Он прошёл Великую Отечественную войну, потом женился. Когда я был маленький, дед мне говорил: «Ты станешь ламой». Я не верил, конечно, советское время, какие ламы! Закончил педагогический институт по специальности «преподаватель химии и биологии», преподавал, работал инженером-химиком, заведующим лабораторией, начальником очистных сооружений… А когда в 1990-е годы открылся наш университет, я приехал сюда учиться. Меня приняли, поставив условие: пройти обучение полностью с первого курса, отказавшись от привычной жизни. Так что сидел я, тридцатилетний усатый дядька, с четырнадцатилетними подростками в одном классе. Самая счастливая пора была!»

Вид на Южные ворота Иволгинского дацана. Фото: Ольга Ладыгина

В университете обучается около 120 хувараков — студентов. Стипендии не предусмотрено, но жильё и еду они получают бесплатно, за счёт пожертвований и подаяний прихожан. Выпускникам вручают дипломы государственного образца по специальности «философ», «танкописец» или «эмчи-лама», то есть лекарь.

В гостях у ламы

Чтобы обратиться к ламе за советом, нужно уточнить в информационном центре, кто из лекарей или астрологов принимает посетителей. В прихожей деревянного дома, где живёт Дид Хамбо-лама Очиров, стоят старенький потёртый диван и кресло для ожидающих своей очереди. Из комнаты доносятся тихие голоса, время от времени прерываемые постукиванием камушков — лама бросает их, прежде чем ответить на тот или иной вопрос. Через некоторое время из дверей выходит, прощаясь с ламой, пара молодых людей — можно заходить внутрь.

Перед посещением рекомендуется совершить гороо — ритуальный обход территории монастыря по часовой стрелке нечётное количество раз. По пути нужно по три раза вращать молитвенные барабаны хурдэ, установленные вдоль тропы. В каждом из них намотаны на ось от нескольких сотен до миллиона свитков с сутрами, так что, повернув барабан один раз, человек «читает» сразу множество молитв.

В знак уважения ламе можно поднести хадак — шёлковый шарф, символизирующий пожелание счастья и мира. Его подают на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху пальцами. Белый хадак означает чистые помыслы, святость, благополучие. Синий — гармонию, доброту и спокойствие. Жёлтый — веру, процветание, учение Будды, а также достаток и стабильность.

В благодарность за консультацию ламе делают пожертвование в любой форме — деньги, продукты, подарок.

Начало тропы гороо в Иволгинском дацане. Фото: Ольга Ладыгина

Дагба Очиров сидит за большим столом, заваленным книгами, сбоку стоит стул для посетителей. На табуретке у книжного шкафа в большой картонной коробке свернулась клубком бело-серая молодая кошка. Пока мы разговариваем с Дид Хамбо-ламой, она просыпается и отправляется совершать моцион по комнате, чувствуя себя там полной хозяйкой.

— До революции почти каждая семья отдавала одного из своих детей в монастырь на обучение, — рассказывает Дагба Очиров. — Дацан в то время был центром культуры, попавшие в него получали образование, недоступное другим. Дети начинали учиться в шесть-семь лет, после 16–17 многие защищались и заканчивали обучение с научной степенью. Они были элитой. Именно поэтому после революции лам безжалостно отправляли в ссылку — они пользовались очень большим авторитетом.

— А вам лично удалось встретить кого-нибудь из лам «старой закалки»?

— Да, мне довелось общаться с теми, кто получил дореволюционное образование. В 2003 году я провожал в последний путь одного из них и спросил его: «Что можешь сказать о своей жизни?» Он мне ответил: «Я счастливый. Я застал расцвет буддизма, видел великих лам — Даши-Доржо Итигэлова, Агвана Доржиева и других. Видел, как буддизм приходил в упадок, и дожил до его возвращения в Россию. Я больше полувека этого ждал».

Барабаны хурдэ, Иволгинский дацан. Фото: wikipedia.org, Яна Краснопевцева

— В Бурятии помимо буддизма распространён шаманизм. Они не противоречат друг другу?

— Буддизм — самая старая из мировых религий и самая демократичная. Как-то при мне великого Бабу-ламу спросили, как он относится к шаманизму, и он сказал: «Это благодатная благородная почва, прекрасно вспаханная. На ней хорошо всходят семена буддизма, христианства или ислама». Рано или поздно люди дорастают до одной из мировых религий, многие шаманисты переходят в буддизм.

Монахи у входа в дацан. Фото: Анна Рахманко

Беседу прерывает кошка, которая внезапно взвивается в воздух в погоне за пролетающей мухой. Промахнувшись, она пытается уцепиться за шкаф и с размаху шлёпается мне на колени. Пока я поглаживаю её по шелковистой спине, кошка вновь подбирается, прыгает и гордо уносит добытый трофей куда-то в уголок.

— Вот оно, счастье! — смеюсь я.

— В колесе сансары счастья нет, — улыбается в ответ Дид Хамбо-лама. — Только удовольствие. Знаете, в чём разница? Счастье непрерывно, а удовольствие — временное явление.

Колесо сансары — в буддийской религии бесконечный круг перерождений. В зависимости от накопленных душой хороших и плохих деяний она перерождается в одном из шести миров. В каждом из них есть страдания, но только в человеческом мире можно сознательно совершать благодеяния, что позволяет в конце концов вырваться из колеса и достичь вечного блаженства в нирване.

Ольга Ладыгина

Nirvana считается старичком? Эксперты говорят, что все дело в радио.

Некоторые миллениалы и представители поколения X в TikTok испытывают тревогу после того, как в приложении вспыхнули дебаты о том, классифицируется ли Nirvana как «старичок».

Этот вопрос вызвал у TikTok волнение по поводу того, как поколение Z определяет жанр старых фильмов. Должен знать.» В первом выпуске, который был просмотрен более 2,8 миллиона раз, Элкинс выбрал песню «Something in the Way» из знаковой для группы 19.91 альбом «Неважно».

«Я полностью понимаю, почему TikToker из поколения Z классифицирует Nirvana как старичок, потому что этот человек не имеет реального представления о том, что означает этот термин», — сказал Джек Гамильтон, доцент кафедры медиа и американских исследований в Университет Вирджинии.

Хотя эксперты и понимали, почему Элкинс может думать о Nirvana как о старом, комментаторы пришли в ярость.

«Брат, это не старина, братан», — написал один человек.

«Старики????» другой выложил.

«старичок, братан, правда. он вышел в 1991 году», — прокомментировал кто-то другой.

Многие отметили, что популярность песни возродилась из-за ее использования в фильме «Бэтмен», и утверждали, что Элкинс узнал эту песню только из-за фильма.

«Лично у меня нет негативного отношения к тому, когда вышел трек — хорошая песня есть хорошая песня — и точка», — сказал Элкинс в сообщении в Instagram для NBC News. «Мне 21 год, и я думаю, что люди моего возраста должны знать больше песен Nirvana, чем просто «Smells Like Teen Spirit»».0003

Споры о том, что является старомодным, а что нет, по мнению экспертов, можно объяснить одним важным фактором: радио.

«Слово «старички» является частью формата радио, возникшего из формата классического рока», — сказал Дрю Нобиле, доцент кафедры теории музыки Орегонского университета. «В 1990-х годах старое радио начиналось как своего рода ответ классическому рок-радио».

Примеры Гамильтона и Нобайла, артисты которых появлялись на старом радио, включали Чака Берри, The Shirelles и The Ronettes. По словам Нобиле, радиотермин «старички» относится к этому времени в истории музыки и не является скользящим термином, который можно применить к определенной ушедшей эпохе.

«Это не так, как в 1960-х, музыка 1930-х считалась классикой, а музыка 1910-х — старомодной», — сказал Нобиле.

Как определить старичка

Хотя такие группы, как Nirvana и Pearl Jam — две самые известные группы эпохи гранжа 1990-х годов — пробились на радиостанции классического рока, эксперты утверждают, что старичок обычно определяют по временной период с конца 1950-х по 1960-е гг.

«Многие из нас, пожилых людей, выросли с очень четким определением старины… потому что это была четко определенная эпоха, которую освещали эти станции», — сказал Гамильтон.

Такая группа, как Nirvana, хоть и может считаться «старой» для Zoomers, «не совпадает с воспоминаниями людей об этом конкретном радиоформате», — добавил он.

Потоковые сервисы, такие как Spotify и Apple Music, также играют роль в том, как некоторые молодые люди определяют, что является старым, а что нет.

«Молодежь уже не так много слушает радио. Существует меньше чувства важности того, как организовано радио», — сказал Гамильтон. «В эпоху Spotify и потокового вещания многие из этих жанровых различий стали несколько размытыми».

Гамильтон сказал, что когда молодые люди слушают музыку на потоковых сервисах, они не понимают контекста того, что радиостанции часто классифицируют как старые, и поэтому начали создавать собственное определение этого термина. Нобиле сказал, что, хотя это может быть правдой, молодые люди на данном этапе истории имеют доступ почти ко всем музыкальным каталогам и по-прежнему слушают музыку из жанров, намного опередивших их время; они просто не различают их так же, как их предшественники.

«Вероятно, они будут использовать слово «старички» гораздо более расплывчато, потому что они не слушают старое радио», — сказал Нобиле, добавив, что они «знают свою историю так, как подростки в 19-м веке». 70-х не было».

Поколение Z продолжает враждовать с миллениалами

Это далеко не первый раз, когда между миллениалами и поколением Z разгораются споры о музыке. Миллениалы часто протестуют против любых намеков на то, что поп-культура их юности считается «старой», и представители поколения Z, как известно, извлекают выгоду из этой чувствительности.

Некоторые зумеры на TikTok размещали контент, в котором они намеренно вели себя тупыми, заявляя, что не знают песен конца 1990-х и начала 2000-х годов, чтобы «приманить» пожилых пользователей к участию в их контенте.

Этот стиль публикации помог некоторым собрать миллионы просмотров и тысячи кликов, повышая популярность учетной записи, даже если взаимодействие с учетной записью в основном отрицательное.

Однако Элкинс сказал, что он просто пытался распространять любовь и хорошую музыку, а не приманку для миллениалов.

«Люди думают, что называть что-то «старым» — это плохо, вероятно, большая проблема, но я отвлекся», — сказал Элкинс.

Нобиле утверждал, что дебаты о статусе Nirvana как старичка касаются не только того, что миллениалы боятся жнеца по мере взросления; это также о месте, которое группа заняла в истории музыки.

«Я думаю, это идея о том, что история стирается, если вы называете Nirvana «стариками», потому что нет ничего старше старичков», — сказал Нобиле. «Поэтому мы такие: «Нет, на самом деле до этого было целых 30 с лишним лет истории. Если вы думаете обо всей истории рока, Nirvana не такая уж старая».

Тем не менее, Гамильтон предупредил, что если чтобы казаться модными, им следует избегать нападок на молодое поколение за то, как они классифицируют музыку.

«Это довольно забавно, потому что ругать молодого человека за то, что он не проявляет должного почтения к прошлому, — это то же самое, что типичное занятие для старика», — сказал он.

Нирвана | Развитие человека | Энциклопедия мировых проблем

Человеческое развитие

Описание:

Произведенный от нир-ва, выдувать, термин нирвана относится к состоянию полной свободы, освобождения и просветления, в полном покое и блаженстве; цель буддизма. Первоначально [нирвана] относилась к состоянию вообще не в этом мире, к совершенно другому способу бытия. Это было уничтожение бренного и возвращение в непроявленное и нетленное состояние, за пределы физического, за пределы времени и пространства к надмирскому — [локуттара]. Последующие интерпретации — например, [махаяна] буддизм — рассматривают это скорее как полную гармонию со вселенной, так что трансцендентность и мирское существование — [сансара] — объединяются в осознании себя и абсолюта как единого. [Мадхьямака] Буддизм (средний путь) рассматривает опыт как опыт пустоты — [шуньята] — когда все, что связано с нашим запутанным взглядом на мир, перестает быть или отсутствует. [Йогачара], считающая, что существует только ум и что феноменальный мир есть просто его проекция, не отличает [нирвану] от [сансары], но описывает [нирвану] как осознание того, что существует только ум, и что вера в феноменальный мир существование есть путаница. [Йогачара] отличает [нирвану] [архата] от нирваны Будды, поскольку только нирвана Будды включает в себя блаженство сознательного угасания и сознательное сострадание ко всем и единство со всем. Учение [дзен] заключается в том, что [нирвана] есть реализация сущностной природы ума — [буссё] — [природы будды], которая одинакова для всех существ, но реализуется в [нирване] только через мудрость — [праджня], такое прозрение порождающий [нирвану] и [нирвану], порождающий такое прозрение.
Путь к Нирване — это восьмеричный путь, также называемый [благородным путем]: правильный взгляд, правильная цель, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильное усилие, правильное внимание, правильное созерцание. Следуя этому пути, человек преодолевает три неблаготворных корня — [акусала мула], которые суть [лобха] (желание или жадность), [двеша] (ненависть) и [моха] (заблуждение или слепота) и которые привязывают человека к [сансаре], цикл рождения и смерти. Все, что связано с этими мула, кармически неблаготворно и имеет в себе источник будущих страданий (духкха). Волевые импульсы или воля — [самскара] — успокаиваются. Больше нет возникновения (возникновения), существования, изменчивости или прекращения (исчезновения). Тот, кто достиг нирваны, называется архатом, живущим в состоянии, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха; ни бесконечное пространство, ни бесконечное сознание; Восприятие или невосприятие. Мир не столько преодолевается, сколько удаляется. Существует полное освобождение от материи. Время перестает существовать.
Нирвана — это кульминация «путешествия» через четыре царства формы и бесформенности. Сфера ни концептуализации, ни неконцептуализации полностью выходит за пределы, так что практикующий остается в состоянии прекращения как ощущения, так и концептуализации. Описания нирваны имеют тенденцию подчеркивать то, чем она не является, а не то, чем она является, поскольку то, чем она является, неописуемо. Поскольку буддизм приравнивает мирское существование к страданию, обычно подчеркивается особая характеристика — прекращение всех страданий — третья благородная истина — хотя говорят, что этот опыт также характеризуется абсолютным блаженством и освобождением. Невежество и жажда растворяются в знании безусловной дхармы. Деятельность осуществляется ради самой себя и уже не направлена ​​к определенной цели.
Полное угасание, [пари-нирвана] или [нирвана без остатка] — [нирупадхишесанирвана] — это то окончательное и необратимое состояние освобождения, которое может возникнуть только после смерти тела полностью просветленного. Некоторые приравнивают это к полному уничтожению, прекращению самоотождествления с прекращением психофизических процессов, хотя ортодоксальное мнение состоит в том, что о таком состоянии ничего нельзя знать. Другие отождествляют достижение прекращения с нирваной, хотя ведутся споры о том, тождественна ли нирвана как прекращение паринирване или может ли она возникнуть в этой жизни, когда она как бы физически мертва. [Сопадхишесанирвана] (нирвана с остатком) — это состояние, которое испытал Будда во время медитации под деревом Бо. В этом случае достаточно остатков прошлых действий, чтобы практикующий мог продолжать жить и действовать.
Отличительной чертой нирваны является покой; его функция непреходящая, а также утешительная; его проявление есть беззнаковость или неразнообразие. [Путь очищения] дает понимание нирваны и ее реального существования. Хотя это не может быть воспринято обычными людьми, это не означает, что оно вообще не может быть воспринято; его, безусловно, можно достичь, следуя правильному пути. Прошлые и будущие совокупности отсутствуют, хотя их отсутствие не требует нирваны; нет цепляния за прошлое и пробуждения будущего. Существующие совокупности остаются, поддерживая момент пути при вхождении в нирвану. Опять же, загрязнения отсутствуют, но само по себе их отсутствие не требует нирваны. Если бы нирвана была просто разрушением, она была бы временной, формировалась бы, достигалась независимо от правильного усилия. Формирование влечет за собой огонь жажды и, следовательно, страдания, который не может быть нирваной. Нирвана не создается — она достижима Благородным Путем, но не создается им. Наконец, оно не несуществующее — остается то, что не рождено, не является результатом становления, не создано, не обусловлено и не сформировано.
В индуизме [нирвана] есть трансцендентность, тождественная высшему состоянию сознания, [турия] и [нирбиджа самадхи] (йоге) или [нирвикальпа самадхи]. Это слияние индивидуального, преходящего «я» или «я» с универсальным «я» Атманом и с Брахманом. В этом смысле оно упоминается в [Бхагавад-гите] как [брахман-нирвана].
Когда Будда достиг этого состояния, считается, что он сказал: «Я, Будда, выплакавший все слезы моего брата, смеюсь и радуюсь, ибо есть свобода». Примечательно, что его первые два слова — «Я» и его имя «Будда». Как и в мистической суфийской доктрине (фана) уничтожения в Боге, то, что гаснет или выдувается, метафорически является теплом (возбуждением). Свет остается.

Контекст:

Иногда упоминается как третья из четырех благородных истин.

Broader:

Being destroyedEmancipation of the selfFour noble truths

Narrower:

ParinirvanaSopadhisesanirvanaPratisthita nirvanaApratisthita nirvana

Related:

MuktiUnwholesome rootsHuman developmentSteps to enlightenmentCessation of sufferingTantraDharma

The Road to Nirvana Is Paved with Skillful Intentions

Есть старая поговорка, что благими намерениями вымощена дорога в ад, но на самом деле это не так. Небрежными, похотливыми или подлыми намерениями вымощена дорога в ад. Добрые намерения — в соответствии с их истинной добродетелью — стремятся к небесам удовольствия. Так почему же у них такая плохая репутация? По трем основным причинам. Во-первых, не все благие намерения особенно искусны. Несмотря на то, что они имеют хорошие намерения, они могут быть введены в заблуждение и не соответствовать случаю, что приводит к боли и сожалению. Вторая причина заключается в том, что мы часто неправильно понимаем качество наших собственных намерений. Например, мы можем ошибочно принять смешанное намерение за хорошее и, таким образом, разочароваться, когда оно дает смешанные результаты. Третья причина заключается в том, что мы легко неправильно понимаем, каким образом намерения приводят к своим результатам — например, когда болезненные результаты плохого намерения в прошлом затемняют результаты хорошего намерения в настоящем, и все же мы обвиняем наше настоящее намерение в боли. Все эти причины, действуя вместе, приводят к тому, что мы разочаровываемся в возможности добрых намерений. В результате мы либо начинаем относиться к ним цинично, либо просто отказываемся от заботы и терпения, необходимых для их совершенствования.

Одно из самых проницательных открытий Будды заключается в том, что наши намерения являются главными факторами, формирующими нашу жизнь, и что ими можно овладеть как навыком. Если мы подвергнем их тем же качествам внимательности, настойчивости и проницательности, которые необходимы для развития любого навыка, мы сможем усовершенствовать их до такой степени, что они не приведут к сожалениям или вредным результатам в любой данной ситуации; в конечном счете, они могут привести нас к самому истинному счастью. Однако для тренировки наших намерений таким образом требуется глубокий уровень самосознания. Почему это? Если вы внимательно посмотрите на причины нашего разочарования в добрых намерениях, вы обнаружите, что все они сводятся к заблуждению: заблуждение в том, как мы формулируем наши намерения, заблуждение в том, как мы воспринимаем наши намерения, и заблуждение в том, как мы обращаем внимание на их намерения. полученные результаты. Как говорит нам Будда, заблуждение — это один из трех основных корней неумелых умственных привычек, два других — жадность и отвращение. Эти неумелые корни переплетаются с искусными корнями — состояниями ума, свободными от жадности, отвращения и заблуждений — в почве нетренированного сердца. Если мы не сможем изолировать и выкопать неумелые корни, мы никогда не сможем быть полностью уверены в своих намерениях. Даже когда кажется, что главное в уме — умелое намерение, неумелые корни могут быстро пустить ростки, которые ослепят нас относительно того, что на самом деле происходит.

Если бы мы обрисовали это положение дел, то картина выглядела бы примерно так: Прямая дорога в ад вымощена дурными намерениями, некоторые из которых могут показаться хорошими для случайного взгляда. Дороги, вымощенные благими намерениями, ведущие в рай наслаждений, некоторые из них весьма искусны, расходятся в разные стороны, но слишком часто они теряются в зарослях неумелости, и мы снова оказываемся на дороге в ад. Открытие Будды заключалось в том, что если мы питаем искусные корни, они могут расти и эффективно блокировать дорогу в ад; если мы срежем подлесок неумения и выкопаем его корни, мы сможем развить наши благие намерения к все более и более высоким уровням мастерства, пока в конечном итоге они не приведут нас к совершенно безграничному счастью, за пределами какой-либо дальнейшей потребности в пути.

Самый простой шаг в этом процессе — убедиться, что мы не движемся по дороге в ад. Мы делаем это через практику щедрости и добродетели, сознательно заменяя неумелые намерения более искусными. Затем мы еще больше уточняем наши намерения с помощью медитации, выкапывая корни жадности, отвращения и заблуждений, чтобы они не повлияли на решения, формирующие нашу жизнь. Жадность и гнев иногда легко распознать, но заблуждение — по самой своей природе — неясно. Когда мы заблуждаемся, мы не знаю мы заблуждаемся. Вот почему медитация должна быть сосредоточена на укреплении и ускорении наших способностей внимательности и бдительности: чтобы мы могли увидеть заблуждение и искоренить его до того, как оно завладеет нашим умом.

Самые основные инструкции Будды по медитации для очищения намерения начинаются не с подушки, а с повседневной деятельностью. Они содержатся в беседе с его юным сыном Рахулой и атакуют Уловку-22 заблуждения двумя способами. Во-первых, это то, что ранние буддийские тексты называют «надлежащим вниманием» — способность задавать себе правильные вопросы, вопросы, которые ведут прямо к причинам удовольствия и боли, не запутывая ум ненужной путаницей. Второй подход — это дружба с замечательными людьми — общение с добродетельными, щедрыми и мудрыми людьми и обучение у них. Эти два фактора, как сказал Будда, являются наиболее полезными внутренними и внешними помощниками для человека, следующего по пути.

По сути, Будда сказал Рахуле использовать свои действия как зеркало, отражающее качество его ума. Каждый раз, прежде чем действовать — а здесь под действием понимается любое действие в мысли, слове или поступке, — он должен был размышлять о результате, который он ожидал от действия, и спрашивать себя: «Принесет ли это вред мне и другим? , или нет?» Если это должно было навредить, он не должен был этого делать. Если бы это выглядело безобидно, он мог бы действовать. Однако Будда предупредил Рахулу, что ему не следует слепо доверять своим ожиданиям. Пока он был в процессе действия, он должен спросить себя, не возникли ли неожиданные плохие последствия. Если бы они были, он должен остановиться. Если бы их не было, он мог бы продолжать свое действие до конца. Но даже тогда работа рефлексии не была завершена. Он также должен замечать фактические краткосрочные и долгосрочные последствия действия. Если действие словом или делом закончилось причинением вреда, то он должен сообщить об этом соученику на пути и выслушать его совет. Если бы ошибочное действие было чисто умственным действием, тогда у него должно было развиться чувство стыда и отвращения к такого рода мыслям. В обоих случаях он должен принять решение никогда больше не повторять ту же ошибку. Если, однако, долгосрочные последствия первоначального действия были безвредны, он должен радоваться тому, что находится на правильном пути, и продолжать свое обучение.

Из этого мы видим, что основным подходом к раскрытию заблуждений является знакомый принцип обучения на собственных ошибках. Однако то, как Будда сформулировал этот принцип, имеет важные последствия, поскольку требует таких качеств, как честность с самим собой и зрелость в тех областях, где их обычно трудно найти: наша оценка наших собственных намерений и результатов наших действий.

В детстве мы учимся быть нечестными в своих намерениях просто ради выживания: «Я не хотел этого делать», «Я ничего не мог поделать», «Я просто размахивал рукой, и он попал в способ.» Через некоторое время мы начинаем верить собственным оправданиям и не любим признаваться себе в неблагородных намерениях. Таким образом, мы приобретаем привычку не формулировать свои намерения, сталкиваясь с выбором, отказываться учитывать последствия наших намерений и — во многих случаях — отрицать, что у нас был выбор с самого начала. Так начинается аддиктивное поведение, и неумелые намерения получают волю.

Подобная динамика окружает наши реакции на последствия наших действий. Мы начинаем учиться отрицанию в раннем возрасте — «Это была не моя вина», «Оно уже было сломано, когда я лег на него», — а затем усваиваем этот процесс как способ сохранения нашего представления о себе до такой степени, что когда нашей второй натурой становится закрывать глаза на последствия наших ошибок.

Как указывает Будда, прекращение страдания требует, чтобы мы отказались от страстного желания и невежества, но если мы не можем быть честными с самими собой в отношении своих намерений, как мы можем вовремя воспринять страстное желание, чтобы отказаться от него? Если мы не можем противостоять принципу причины и следствия в наших действиях, как мы сможем преодолеть невежество? Невежество вызвано не столько недостатком информации, сколько недостатком самосознания и честности перед собой. Чтобы понять благородные истины, нам нужно быть честными с самими собой именно в тех областях, где честность с собой наиболее трудна.

Также требуется зрелость. Когда мы исследуем свои намерения, нам нужно научиться говорить «нет» неумелым мотивам достаточно твердо, чтобы держать их под контролем, но не настолько твердо, чтобы загонять их в подсознательное подавление. Мы можем научиться видеть разум как комитет: тот факт, что недостойные импульсы предлагаются членами комитета, не означает, что мы недостойны. Мы не обязаны брать на себя ответственность за все, что доводится до сведения комитета. Вместо этого наша ответственность заключается в нашей власти принять предложение или наложить вето на него.

В то же время мы должны быть достаточно взрослыми, чтобы признать, что наши привычные или спонтанные импульсы не всегда заслуживают доверия — первая мысль не всегда самая лучшая мысль — и что то, что нам хочется делать сейчас, может не дать результатов, которые будут приятны для нас. почувствовать позже. Как сказал Будда, есть четыре направления действий, которые могут быть открыты для нас в любое время: одно, которое мы хотим сделать и которое даст хорошие результаты; тот, который мы не хотим делать и который даст плохие результаты; то, что мы хотим сделать, но это даст плохие результаты; и тот, который мы не хотим делать, но который даст хорошие результаты. Первые два — без проблем. Нам не нужно много ума, чтобы сделать первое и избежать второго. Мера нашего истинного интеллекта заключается в том, как мы справимся с последними двумя вариантами выбора.

Анализ результатов наших действий также требует зрелости: зрелого осознания того, что самооценка не может основываться на том, чтобы всегда быть правым, и что в признании ошибки нет ничего унизительного или унизительного. Мы все пришли из состояния заблуждения — даже Будда выходил из заблуждения, когда искал Пробуждения, — поэтому вполне естественно, что будут ошибки. Наше человеческое достоинство заключается в нашей способности признать эти ошибки, принять решение не повторять их и придерживаться этого решения. Это, в свою очередь, требует, чтобы нас не ослабляло чувство вины или угрызения совести из-за наших ошибок. Как утверждает Будда, чувство вины не может исправить прошлую ошибку и может лишить ум силы, необходимой ему для того, чтобы не повторять старые ошибки. Вот почему он рекомендует эмоцию, отличную от вины, — стыд, — хотя его использование этого слова подразумевает нечто совершенно отличное от чувства недостойности, которое мы часто связываем с этим термином. Помните, что и Будда, и Рахула были членами класса благородных воинов, класса с сильным чувством собственной чести и достоинства. И обратите внимание, что Будда говорит Рахуле считать постыдными его прошлые ошибки, а не себя. Это означает, что поведение Рахулы недостойно благородства. Тот факт, что он может считать свои действия постыдными, является знаком его чести, а также знаком того, что он сможет их не повторять. Это чувство чести лежит в основе зрелого, здорового и продуктивного чувства стыда.

На первый взгляд, мы могли бы подумать, что постоянные саморефлексии такого рода усложнили бы нашу жизнь, когда они уже кажутся более чем достаточно сложными, но на самом деле наставления Будды — это попытка упорядочить вопросы в нашем уме. до самого полезного. Он недвусмысленно предостерегает от слишком многих вопросов, особенно тех, которые ни к чему не ведут и связывают нас в узлы: «Кто я? Хороший ли я человек? Недостойный человек?» Вместо этого он говорит нам сосредоточиться на наших намерениях, чтобы мы могли видеть, как они формируют нашу жизнь, и овладеть процессами причины и следствия, чтобы они могли формировать нашу жизнь все лучше и лучше. Именно так каждый великий художник или ремесленник развивает мастерство и мастерство.

Акцент на намерениях, стоящих за нашими действиями, и их результирующих последствиях также переносится из повседневной жизни на сиденье для медитации, придавая нашей медитации надлежащий фокус. Рассматривая наши действия с точки зрения причины и следствия, умелые и неумелые, мы уже начинаем рассматривать опыт в соответствии с двумя наборами переменных, составляющих четыре благородные истины: возникновение стресса (неумелая причина), путь к прекращению стресса (умелая причина), стресса (неумелое следствие) и прекращению стресса (умелое следствие). То, как Будда рекомендовал Рахуле оценивать результаты своих действий — как во время их совершения, так и после их совершения, — перекликается с пониманием, лежащим в основе его Пробуждения: намерения имеют результаты как в непосредственном настоящем, так и во времени.

Когда мы смотрим на настоящий момент с этой точки зрения, мы обнаруживаем, что наше переживание настоящего не происходит «просто так». Наоборот, это продукт нашего участия — с точки зрения нынешних намерений, результатов нынешних намерений и результатов прошлых намерений, — в котором нынешние намерения являются наиболее важным фактором. Чем больше мы фокусируемся на этом вовлечении, тем больше мы можем вывести его из полумрака подсознания в полный свет осознания. Там мы можем тренировать наши намерения путем сознательных проб и ошибок, чтобы стать еще более искусными, что позволит нам уменьшить наше переживание страдания и боли в настоящем. Вот как умелые намерения прокладывают дорогу к психическому здоровью и благополучию в обычном мире нашей жизни.

По мере того, как мы работаем над развитием наших намерений до еще более высокого уровня мастерства, мы обнаруживаем, что самые совершенные намерения — это те, которые надежно сосредотачивают ум на ясном осознании настоящего. По мере того, как мы используем их, чтобы все больше и больше знакомиться с настоящим, мы приходим к пониманию, что все намерения в настоящем, какими бы искусными они ни были, по своей сути обременительны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *