Низшая ступень: Синонимы «низшая ступень»

Артур Шопенгауэр. Теория познания Шопенгауэра

В отличие от большинства философов Шопенгауэр считал, что познание через разум невозможно. В этой части узнаем, на что опиралась его теория.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Поговорим об эпистемологии Артура Шопенгауэра, которая опирается не на разум.

На что же может опираться учение о познании, если не на разум? Теория познания Шопенгауэра иррационалистическая и даже несколько мистическая.

На нее оказали идеи восточной философии и буддизма, которыми Шопенгауэр был увлечен.

«Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги» — эта индийская мудрость, восходящая к представлению о том, что мир, в котором мы живем — неподлинная реальность, была очень близка немецкому философу.

В ведах мы находим учение о трех уровнях реальности 👇

1️⃣ Бодрствование — низшая ступень реальности, нечто похожее на болезнь. Когда человек пребывает в состоянии бодрствования, это похоже на навязчивый, яркий, детальный сон, во время которого человек даже не понимает, что это сон.

2️⃣ Сон со сновидениями — в сознании проносятся менее детальные образы, человек начинает понимать, что это всего лишь сон. На этом уровне человек ближе к реальности.

3️⃣ Сон без сновидений — самый подлинный уровень, полная пустота сознания. Она означает, что человек слился с абсолютом и прекратил существование своего иллюзорного «Я».

🌏 Шопенгауэр убежден, что мир, каким мы его представляем, пока бодрствуем — это иллюзия, познавать его не надо. Познавая мир, мы только усугубляем глубину кошмарного сна, которым мир и является. Подлинное познание должно привести человека к настоящей реальности. У Шопенгауэра настоящая реальность — это Космическая воля.

Немецкому философу были также близки 4 благородных истины буддизма 👇

1️⃣ Жизнь — есть страдание. Шопенгауэр утверждает, что важно понять эту истину с самого начала: мы рождены для страдания, жизнь так устроена, что мы обязаны страдать, и мы страдаем. Это естественно. Противоестественно ожидать, что в жизни мы обретем счастье и сбудутся все мечты.

2️⃣ У страданий есть причина. Страдания неслучайны, они чем-то обусловлены.

3️⃣ Причина страданий — желания и привязанности.

Мы страдаем, не потому что кто-то желает принести нам страдания, а потому что такова сама структура желаний. Когда человек чего-то желает, но еще этого не достиг, он страдает оттого, что желаемое не достигнуто. Когда человек получает желаемое, наступает краткий миг счастья, а после этого человек опять страдает оттого, что это счастье уже позади.

4️⃣ Путь избавления от страданий — избавиться от причины. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний и привязанностей.

Шопенгауэр делает из четырех благородных истин буддизма следующий вывод 👇

🗣 «В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа».

💥 Этот импульс нерациональный. Получается, что когда мы хотим познать подлинную реальность, мы должны приостановить работу рассудка и логики и прислушаться к некоторому внутреннему голосу. Шопенгауэр утверждает, что всякое настоящее знание интуитивно, оно не дискурсивно, то есть его нельзя представить в виде цепочки рассуждений или системы понятий.

Попробуем разобраться, как соотносится центральное понятие философии Шопенгауэра, воля, и знание.

🌌 Подлинная реальность. Шопенгауэр считал, что подлинная реальность — это Космическая воля. Космическая воля — загадочная кантовская вещь-в-себе, предел нашего познания. Космическая воля одновременно едина и множественна.

Лучше всего представить этот парадокс помогает метафора разбитого зеркала 👇

Представим, что есть зеркало, кто-то по нему ударил, и оно разлетелось на тысячу мелких осколков. В каждом этом осколке отражается только небольшая часть окружающей действительности. Если сложить вместе все осколки, то мы получим то единое зеркало, которое разбилось, оно осталось тем самым зеркалом, но внутри себя оно теперь расколото.

👁 Космическая воля видит сама себя через нас. Индивидуальные воли, наши «Я» — это и есть маленькие осколки большого зеркала. В каждом из нас сидит Космическая воля, но она по-разному проявляется и не узнает себя. Глядя в один осколок, мы не узнаем то, что отражается в другом осколке. Множественные человеческие «Я» не понимают, что они просто осколки, части одной большой реальности. И каждое человеческое «Я» хочет утверждать свою уникальность и неповторимость. Это естественный эгоизм, нам хочется верить, что «Я» — тот самый уникальный субъект, которому нет аналогов в мире, но это иллюзия.

Когда мы занимаемся познанием — это не наши действия . Вся наша познавательная деятельность — это попытка Космической воли увидеть саму себя, а мы — это просто маленькие глаза. Есть тысяча разных глаз, при помощи которых она сама на себя смотрит и не очень хорошо себя узнает, потому что глаз слишком много и картина получается слишком раздробленной. Вряд ли Космическая воля хотела бы до конца себя увидеть. Ведь то, что она увидит, ее не обрадует. Любая воля обречена на страдание. Если бы только кто-то смог увидеть полную картину мирового страдания, жути, боли, страха, ужаса, то он бы сошел с ума. Видеть истину невыносимо, истина — это страдание.

🙄 Мы видим сами себя через индивидуальную волю. Маленькие осколки, наши «Я», думают, что это они — центр мира, думают, что это они занимаются познанием. Космическая воля — вещь-в-себе и каждое наше индивидуальное «Я» — это тоже вещь в себе. Каждое индивидуальное «Я» отражает весь окружающий мир и само себя. Сознание — способность отражать окружающий мир, самосознание — способность отражать себя самого. Окружающий мир — это иллюзия, созданная игрой отражений разбитых кусочков зеркала. В той степени, в которой мы заглядываем сами в себя, мы видим чистую, индивидуальную волю.

🤗 Осколок подлинной истины в нас. Индивидуальная воля не ошибается, когда смотрит сама в себя и знает про себя всю правду, а в чем-то принципиально ошибается и создает себе иллюзии, когда смотрит в окружающий мир. Способность воли обратиться на себя саму придает ей подлинности, поэтому каждое наше индивидуальное «Я», способное к самосознанию, несет в себе осколок подлинной истины. А в той степени, в которой наше «Я» обращено во вне, в окружающий мир, мы подвержены иллюзиям и сами строим представления, которые нас мучают.

➡️ По Шопенгауэру знание — это частичное, принципиально неполное, побочное следствие воли.

Знание — один из способов Космической воли проявлять себя и через это проявление видеть себя.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Шопенгауэр убивает нашу надежду на то, что при помощи науки мы познаем истину. Что же он предлагает взамен?

🎨 Истину можно постичь через искусство. Веками до Шопенгауэра философы говорили, что искусство не раскрывает истину, а просто производит удвоение реальности. Например, Платон говорил, что, когда художник пишет картины, изображая вещи, он создает копии копий. Шопенгауэр был убежден, что задача искусства состоит в том, чтобы не копировать вещи, а раздвинуть их и сквозь них увидеть суть, чистую волю. Философ считал, что в отличие от науки, которая приукрашает, идеализирует и упорядочивает мир, в искусстве реальность открывается, как чистая боль.

Боль — критерий хорошего искусства. Шопенгауэр убнжден, что искусство — это момент, когда душу разрывает в клочья, это боль, которую нельзя выразить в понятиях и алгоритмах.

🤩 Каждый гениален в какой-то степени. Шопенгауэр говорит, что не нужно быть особенным или одаренным, чтобы испытать этот опыт. Каждый гениален в какой-то степени, потому что гениальность — это способность эстетического переживания. Эстетическое переживание — это встреча с реальностью напрямую, а не посредством понятий и представлений. Например, вы можете прочитать роман про любовь составить, вроде бы, неплохое представление о ней. А потом вы влюбляетесь сами — и чувствуете ее изнутри, от первого лица. «Так поражает молния, так поражает финский нож!» — такой момент и есть подлинное эстетическое переживание.

Гений чувствует жизнь напрямую. Гениальный художник отличаются от обычного человека только тем, что способен встречаться с реальностью эстетически гораздо чаще и способен доводить эти встречи до такого уровня, что в итоге возникает произведение искусства, а при помощи этого произведения искусства он дает другим людям возможность тоже напрямую встречаться с реальностью. Таким образом, каждое произведение искусства — это портал, который художник создает на основании своих встреч с реальностью, чтобы другие тоже могли встречаться с реальностью.

🔬Наука — переодетое искусство. Шопенгауэр видел науку как бессмысленное причесывание мира, придание ему упорядоченной формы. Он считал, что в лучших и высших своих проявлениях, где наука ближе всего подводит нас к реальности, она оказывается красива и становится похожей на искусство. Для Шопенгауэра, все что красиво в науке, например, стройные формулы, можно назвать научной истиной, а все что в науке некрасиво, все, что выглядит слишком рационализировано, мудрено — неправда. 

 
🎭 Философы создают театр из понятий. Шопенгауэр был убежден, что философия в лучших своих проявлениях — это искусство. Философы создают театр из понятий, а не отражают реальность. Они позволяют нам встретиться с реальностью.

😇 Религия — оптимистический обман. «Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая». Для Шопенгауэра религия — это сказки, придуманные в утешение за страдание. Он убежден, что религия пытается убедить нас в том, что каждый  может надеяться на счастье, но это не так. Философ говорит, что в Библии надо читать лишь те части, где написана правда — мир есть зло.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Карта сайта

Карта сайта
  1. В начало
  2. Наука
  3. Словарь терминов
  • Академия
    • Академия сегодня
    • Устав Российской академии художеств
    • Использование логотипа РАХ
    • Порядок предоставления материалов на сайт РАХ
    • Официальные документы
    • Противодействие коррупции
    • Противодействие терроризму
  • История
    • Академия художеств
    • Хроника
    • Президенты
    • Система наград и поощрений
    • Архитектурный ансамбль Императорской Академии художеств
  • Наука
    • Основные задачи научной деятельности
    • Основные направления программы фундаментальных исследований
    • Научные издания
    • Журнал «ACADEMIA» 2009-2012
    • Журнал «ACADEMIA» 2020
    • Научные конференции , симпозиумы , заседания
    • Словарь терминов
  • Образование
    • Академическая система художественного образования
    • Организации-партнеры РАХ в сфере художественного образования
    • Новости. События.
    • Научно-методическая и экспертная деятельность
    • Академические просмотры и защиты выпускных квалификационных работ
    • Учебные практики на базе Российской академии художеств
  • Музеи и выставочные залы
    • Выставочные залы Российской академии художеств
    • МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели
    • Мемориальный Музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова»
    • Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
    • Московский музей современного искусства
    • Другие выставочные залы
  • Новости
  • Выставки
  • Конкурсы
  • ЮНЕСКО
    • Актуальные проекты. События .Мероприятия.
    • Фонд Юнеско
    • Кафедра Юнеско РАХ

версия для печати

The Lowest Rung Мэри Чолмондели

Скачать эту электронную книгу

gutenberg.org/files/24587/24587-h/24587-h.htm» typeof=»pgterms:file»>
Формат URL-адрес Размер
Читать эту книгу онлайн: HTML5 https://www.gutenberg.org/ebooks/24587.html.images 229 КБ
Читать эту книгу онлайн: HTML (как представлено) https://www.gutenberg.org/files/24587/24587-h/24587-h.htm 232 КБ
EPUB3 (электронные книги, включая функцию отправки на Kindle) https://www.gutenberg.org/ebooks/24587.epub3.images 193 КБ
EPUB (старые электронные книги) https://www. gutenberg.org/ebooks/24587.epub.images 193 КБ
EPUB (без изображений) https://www.gutenberg.org/ebooks/24587.epub.noimages 156 КБ
Разжечь https://www.gutenberg.org/ebooks/24587.kf8.images 277 КБ
старые Kindles https://www. gutenberg.org/ebooks/24587.kindle.images 253 КБ
Обычный текст UTF-8 https://www.gutenberg.org/ebooks/24587.txt.utf-8 202 КБ
Дополнительные файлы… https://www.gutenberg.org/files/24587/

Читатели также скачали…

Библиографическая запись

Автор Чолмондели, Мэри, 1859–1925 гг., 90 033
Титул Самая нижняя ступенька
вместе с «Рука на защелке», «Лето Святого Луки» и «Дублер»
Язык Английский
LoC Класс PR: Language and Literatures: английская литература
Тема Рассказы, английский
Категория Текст
Электронная книга №. 24587
Дата выпуска
Статус авторского права Общественное достояние в США.
Загрузки 18 загрузок за последние 30 дней.
Книги Project Gutenberg всегда бесплатны!

Самая нижняя ступень — Мосты

Самая нижняя ступень — Мосты — OverDrive

Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.


Поиск Расширенный

Разносторонний литературный талант Мэри Чолмонделей подчеркивается в этом разнообразном сборнике сказок. Заглавный рассказ, The Lowest Rung — это захватывающая история о наркомании, рассказанная бездомной женщиной, чей некогда комфортный образ жизни был разрушен непоколебимой тягой к морфию.


Классическая литература Вымысел Короткие истории
  • Детали