Логические уровни восприятия — Центр НЛП
Логические уровни восприятия
21.11.2013Концепция логических уровней восприятия, называемых также логическими уровнями НЛП, логическими уровнями мышления и уровнями личностных изменений, хорошо помогает замечать изменения, происходящие с взглядом на вещи индивида, организации или социального сообщества. Она разработана Робертом Дилтсом и основана на понятии «нейрологических уровней», предложенном Грегори Бейтсоном.
Шесть логических уровней
Дух и намерения |
Кто ещё кроме вас? Для кого и чему вы служите? Это вопрос о вашей причастности к более крупной системе. Если вы специалист НЛП или организация, предоставляющая услуги, основанные на использовании НЛП, — что нового вы привносите вашему сообществу, где вы располагаетесь и работаете, к какому сообществу последователей НЛП относитесь, какова ваша специализация, чем она отличается от того, в чём специализируются другие?. |
Личностное своеобразие и призвание |
Кто? Кем являетесь вы или ваша компания? Что вы делаете, чтобы достичь ваших целей? Ваши представления о себе как личности либо организации: в чём вы успешны? |
Убеждения и ценности |
Зачем? Для чего вы занимаетесь своей деятельностью? Во что вы верите и что цените? Как человек вы можете верить, что сможете всё, за что только ни возьмётесь. Или особо цените честность? Если вы — организация, можете, например, высоко ценить культуру обслуживания или достаток своих служащих? |
Способности и линия поведения |
Как? Ваши представления о том, как должны вестись дела? Каковы ваши возможности, умения, стратегии поведения и планы действия? |
Поведение |
Что вы делаете? Каковы нормы вашего поведения? |
Окружение |
Где? Когда? С кем? Где, когда и с кем вы проявляете свою активность? Как окружение влияет на ваши действия? |
Предположим, сейчас 9:00, и я уже на своём рабочем месте (окружение).
Если бы я не хотел оказаться там, я должен был бы изменить своё поведение. Возможный выбор — можно выйти прогуляться. Можно направиться к двери и выйти наружу. Можно начать издавать вопли и кричать: «Помогите!» — в надежде, что кто-нибудь поможет покинуть здание и т.п.
Избираемое мною поведение зависит от моих способностей и поведенческих стратегий. Если мне разрешено покидать здание без специального разрешения, то «направиться к двери и выйти наружу» является реальной возможностью. С другой стороны, моей стратегией может стать получение помощи извне (тогда я начну издавать вопли и взывать о помощи). Или, если я не хочу работать в своей организации и мне необходим хоть какой-то источник доходов, моей стратегией может стать «бегство в болезнь», когда моё заболевание настолько серьёзно, что я получаю длительную нетрудоспособность и освобождение от работы по состоянию здоровья. Разве вам не знакомы случаи такого сознательного или бессознательного поведения?
Мои способности и линия поведения будут зависеть от моих убеждений и ценностей. Если я убеждён, что легко найду другую работу, которая сможет обеспечить необходимый семье доход, вряд ли «бегство в болезнь» станет моим выбором.
Мои ценности и убеждения определяются моим личностным своеобразием и представлениями о самом себе. Если я представляюсь себе успешным человеком, весьма вероятно, что я буду иметь убеждение, что легко смогу найти другую работу или даже создать свой собственный бизнес.
Набор навыков и представлений, составляющих моё личностное своеобразие, во многом зависит от моих жизненных целей — от того вклада, который я хочу внести в общество, и т.д.
Устойчивые изменения
Изменения на более низком уровне (например, на уровне окружения: переезд на новое место жительства в другой город) не обязательно влекут за собой (хотя и могут иногда) изменения на более высоких. Напротив, изменения на более высоких уровнях (например, на уровне убеждений) явственно влияют на более низкие уровни, что хорошо показывает приведённый нами пример.
Использование концепции логических уровней в свете личностных изменений
Сказанное выше ведёт нас к ряду интересных интерпретаций и открытий.
1.
Чтобы изменения на уровне поведения стали долговременными, желаемое изменение поведения должно происходить одновременно с изменениями на более высоких уровнях, либо изменения должны произойти на уровне личностного своеобразия.
2. Организационные изменения. Вы когда-нибудь бывали включены в общий процесс внутриорганизационных изменений? Каковы наиболее типичные направления организационных преобразований?
Как насчёт изменения организационной структуры? А может быть, просто изменить физическую планировку офисных помещений? Это будет изменением окружения.
Или вдруг персонал призывают работать по-новому (поведение) без соответствующего обучения (рост умений и изменение линии поведения). К сожалению, такое случается слишком часто. Когда испытывают недостаток финансирования, первыми, что урезают, становятся средства на переобучение! И вновь такие изменения чаще всего становятся внешними, неглубокими и непродолжительными.
3. Личное планирование в здоровье и карьере. Предположим, вы имеете некоторые личные цели (связанные со здоровьем, карьерой и т.п.), не соответствующие одному из более высоких уровней. Как вы полагаете, насколько успешны вы будете в их достижении?
4. «Крупные проблемы современности могут быть решены только на более высоком уровне мышления, нежели тот, на котором они возникли» (
НЛП поможет вам измениться на более высоких уровнях (убеждений и ценностей, личностного своеобразия и осознания призвания, духа и намерений) или поможет убедиться, что ваша цель соответствует всем вашим личностным или организационным уровням. Когда это случится, ваши жизненные цели прояснятся и станут достижимыми без крупных внешних усилий — вы вырастите до уровня ваших целей.
Далее мы представим на суд читателя несколько иной ракурс предмета обсуждения, а также дадим упражнение, которое поможет вам в достижении личностной согласованности, при которой все ваши логические уровни должны взаимно соответствовать друг другу.
Как понять другого человека
Важной отличительной особенностью логических уровней является то, что непосредственному наблюдению у других людей доступны только два из них — поведение и окружение. Вы можете видеть лишь, что делают другие люди, а также когда, где и с кем. Безусловно, это даст вам и некоторые представления об их способностях, стратегиях, ценностях, убеждениях и т.д. Для того чтобы убедиться в своих представлениях, вам придётся вовлечь других в обсуждение этих предметов. Кода в разговоре с другим вы затронете более высокие логические уровни, то получите более глубокое представление об этом человеке, а также почему он ведёт себя именно таким образом. Как часто, разговаривая с важным для вас человеком, вы говорите лишь о погоде (окружение) и о том, что он делает (поведение), а не о его представлениях о самом себе (личностное своеобразие и призвание), не о его убеждениях и ценностях. Для того чтобы такой разговор стал возможным, нужно создать атмосферу, в которой каждый из вас, приоткрывая своё внутреннее Я, будет чувствовать себя в безопасности.
Пример с обучением
Несколько лет назад я работал профессором-адъюнктом статистики в Университете провинции Нью-Брансуик. На факультете медицинских сиделок в первом семестре последнего года обучения требовалось прохождение курса статистики. Этот курс имел устойчиво плохую репутацию главным образом из-за того, что преподававшие профессора рассматривали его как сугубо математический. Нетрудно догадаться, что большинство слушателей факультета медицинских сиделок испытывали с этим курсом трудности. Каждый год внутри студенческой массы выражалось недовольство курсом, раздавались просьбы о помощи.
Перед дальнейшим рассказом давайте взглянем на ситуацию сквозь призму логических уровней.
Студент(ка) факультета медицинских сестёр
Дух и намерения (причастность к более крупной системе): оказание значимого содействия всем людям, которым требуется медицинская помощь, поддержка или облегчение страданий.
Личностное своеобразие и призвание: высококвалифицированный медицинский работник, осуществляющий сопроводительные медицинские услуги для людей на период необходимости.
Убеждения и ценности: человек имеет квалификацию и обязанности медицинской сиделки для того, чтобы помогать нуждающимся в медицинском уходе. Другим существенным убеждением многих из студентов факультета медицинских сиделок являлось то, что они не имеют способностей к математике (перед началом занятий по курсу многие из студентов заходили ко мне, выражали озабоченность наличием курса, заявляли о своей неспособности к математике и утверждали, что именно эта неспособность повлияла на выбор будущей специальности после окончания средней школы).
Поведение: поведение профессионально компетентного медицинского работника при осуществлении работы по уходу за больными. Неадекватное поведение при необходимости осуществления «математических» действий и процедур — в некоторых случаях почти «парализованное», сопровождающееся бездействием либо плачем.
Окружение: необходимость работы по уходу за больными, сочетаемая с необходимостью сбора и математической обработки данных.
Мой подход к преподаванию курса: я посетил университетскую библиотеку и нашёл в медицинских журналах множество примеров использования статистики в медицине. Я применял их для обсуждения на семинарах и для домашних заданий. В результате курс стал восприниматься не математическим (статистика), а как курс развития дополнительных навыков, необходимых для осуществления грамотного ухода за больными. Для меня это был восхитительный опыт, а студенты имели поразительные успехи. Во втором семестре многие из студентов в качестве составляющей своих дипломных проектов взяли статистическую обработку результатов массового медицинского обследования жителей провинции Нью-Брансуик.
А теперь попробуйте ответить на вопрос, почему мой подход оказался плодотворным, а подход других профессоров нет, анализируя ситуацию с позиции концепции логических уровней.
Можно ли использовать аналогичный подход относительно ваших взаимоотношений в семье, с подчинёнными и сослуживцами, чтобы помочь им взглянуть на ситуацию по-новому и использовать их собственные резервы для сознательного преодоления затруднений?
Согласование логических уровней для достижения личностной конгруэнтности
Для многих из нас логические уровни находятся за пределами зоны сознательной компетентности. Но, сознаём мы это или нет, логические уровни оказывают значительное влияние на наши жизненные проявления.
Следующее упражнение поможет вам:
1. Осознать, что именно влияет на то, как идёт ваша жизнь.
2. Идентифицировать возможные внутренние конфликты.
3. Выявить те осуществимые изменения, которые вы сможете сделать для того, чтобы привести свои логические уровни в более согласованное состояние и достичь более высокого уровня личностной конгруэнтности (разрешение внутреннего конфликта).
Я предлагаю вам выполнить это упражнение не спеша и составить список ваших ответов.
Дух и намерения: что является вашей задачей, какое воздействие вы хотите оказать на более крупную систему (семью, сослуживцев, людей, нуждающихся в вашей услуге либо продукте, общество в целом)?
Личностное своеобразие и общественная роль: кто вы, какова отведённая вам роль? Соответствует ли ваша роль вашей цели? Что необходимо изменить?
Убеждения и ценности: каковы ваши представления о самом себе, о других, о мире в целом? Помогают ли эти убеждения соответствовать вашей роли? Что вы цените в себе, в других, в окружающем мире? Гармонично ли сочетаются ваши ценности с вашей ролью? Существуют ли другие убеждения и ценности, которые вы могли бы принять и которые могли бы быть в большей гармонии с вашей ролью?
Способности и стратегии: каковы ваши умения? Что можно сказать о ваших программах и методах действия? Не нуждаетесь ли вы в развитии новых способностей, в овладении новыми методами, в разработке и корректировке планов действия? Находятся ли они в соответствии с более высокими логическими уровнями? Если нет, то что необходимо изменить? Если вам необходимо развить умения и навыки, пройдите дополнительное обучение. Может быть, изменить методы и планы действия? Или, получив эту новую информацию, вы почувствуете необходимость осмыслить заново свою цель, свою роль в окружающем мире, свои убеждения и ценности?
Поведение: как выглядит ваше фактическое поведение в представлениях других людей? Соответствует ли ваше поведение каждому из логических уровней более высокого порядка? Нужно ли что-то изменить?
Окружение: когда, где и с кем вы осуществляете своё поведение? Хорошо ли оно сочетается с более высокими логическими уровнями?
О соответствии логических уровней и целей
Многие из наших целей (в карьере, семье, личных взаимоотношениях, здоровье, жизненных достижениях и т.д.) основываются на предложениях, желаниях либо ожиданиях других людей. Этими людьми могут быть родители, супруги, учителя и наставники, религиозные лидеры, начальники, друзья, общество в целом и т.п. Эти цели не являются нашими, а значит, не обладают достаточной энергией для того, чтобы продвигать нас к нашим настоящим устремлениям. Когда нам приходится бороться с нашими целями, почти всегда имеется какой-то внутренний конфликт, требующий разрешения. Зачастую из-за этих внутренних конфликтов мы живём неэффективно. Следующее упражнение поможет вам обнаружить эти конфликты и привести ваши цели в соответствие с вашим настоящим Я.
Задумайтесь серьёзнее над своей целью и ответьте на те же самые вопросы, что и в предыдущем упражнении. Обратите внимание на степень соответствия между двумя вариантами ответов. Вы можете, например, обнаружить, что достижение вашей цели отнимет от того времени, которое вы уделяете семье (в предположении, что это тоже важно для вас). Если дело обстоит именно так, есть ли какой-то способ подправить вашу цель или ваш план действий так, чтобы проводить с семьёй больше времени, но чтобы это не помешало достижению цели? Неплохо также посоветоваться с теми, на взаимоотношения с кем влияет ваша цель, поскольку зачастую они смогут предложить решения, которые вам самим никогда бы не пришли в голову.
Этот процесс поможет вам убедиться в наличии соответствия (либо в его отсутствии) между вашими целями и вашим внутренним Я. Как только вы сумеете выверить ваши цели и привести их в соответствие с вашим внутренним Я, вы обнаружите, что ваши цели прояснились, стали более притягательными и легко достижимыми.
И это ещё не всё об НЛП!
Введите данные
для записи на тренинг
- Нажимая на кнопку «Записаться», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c условиями политики конфиденциальности.
- Я согласен на получение рекламной информации от Центра НЛП
- Я хочу получать SMS-сообщения о мериприятиях и/или иных услугах Центра НЛП.
- Я хочу получать email-письма о мероприятиях и/или иных услугах Центра НЛП.
- Я хочу получать звонки о мероприятиях и/или иных услугах Центра НЛП.
Заказать обратный звонок
Институт Современного НЛП.
БеларусьКак всякое мастерство, НЛП — есть воплощение баланса. Баланса между теорией и практикой, между наукой и искусством, между сложностью и простотой. В этом оно подобно игре в шахматы, где одно поле — восемь на восемь клеток, два цвета и шесть видов фигур создают громадное разнообразие партий; или музыке, где семь нот есть источник всех мелодий.
НЛП состоит из небольшого числа элементов, которые дают небывалую разрешающую способность для изучения и описания субъективного опыта человека, а также гибкие и мощные средства проведения изменений.
Каждая техника и каждая модель НЛП как инструменты мастера сочетают гибкость с четкостью формы, простоту структуры с богатством и глубиной «недокументированных возможностей», часто неожиданно открывающихся со временем.
Модель логических уровней
Автор модели, Роберт Дилтс, в своей энциклопедии НЛП вводит логические уровни как отношения между элементами субъективного опыта: «Термин логические уровни, в том виде, как он применяется в НЛП, был адаптирован Р. Дилтсом из работ Грегори Бейтсона в середине 80-х и относится к иерархии уровней процессов для личности или группы.
Функция каждого уровня заключается в организации, синтезе и прямом влиянии друг на друга. При этом, в зависимости от положения каждого логического уровня, взаимовлияние происходит с разной степенью интенсивности. Так, например, изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних. При этом следует отметить, что формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.
Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):
- окружение — реакции,
- поведения — действия,
- способности — направление,
- убеждения и ценности — дозволение и мотивация,
- идентичность — кто я?,
- миссия — видение, смыслы, духовный уровень (на рисунке миссия и трансмиссия обозначены раздельно, но по сути они относятся к одному уровню)
Описание уровней
При знакомстве с логическими уровнями первым делом приходит на ум известное человеческое свойство — раскладывать все по полочкам. Продолжая аналогию, можно сказать, что изучение пирамиды уровней — хороший способ изучить сам «шкаф», со всеми его полочками. В модели Р. Дилтса внимание уделяется и самой системе расположения полочек, и тому, что и где лежит. Подобное знание оказывается весьма полезным на практике. Особенно, когда все разложил по полочкам, а что именно и куда конкретно — уже забыл.
Каждая «полочка» такого «шкафа» предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает уникальное множество категорий субъективного опыта. Посмотрим, что же скрывается за названиями уровней?
Начнем снизу вверх (см. рис.).
«Уровень окружения включает в себя специфические внешние условия, в которых имеют место ваше поведение и взаимодействия», — вводит определение автор модели. Следуя определению, дополним его информацией из советского энциклопедического словаря: «окружающая среда — среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир».
Все, что может быть выражено словами относительно этого уровня, отвечает на вопросы популярной телепрограммы: «Что? Где? Когда?» и другие аналогичные животрепещущие вопросы, например: «С кем? У кого?». По сути своей уровень окружения описывает некоторую территорию, среду обитания человека.
Уровень окружения — набор категорий опыта, обладающих свойством статики (то есть неизменных во времени). Время на этом уровне — всего лишь еще одно измерение, уточняющее положение по отношению к настоящему. Здесь нет движения. Движение находится выше на уровне действия. Лингвистически уровень окружение выражается с преобладанием существительных.
Уровень поведения, действий. Энциклопедический словарь определяет поведение как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде». Таким образом, этот уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?», посвящен информации об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами.
Здесь неявно присутствует скорость как показатель движения. Я хожу — одна скорость. Я бегаю — другая скорость. Я мчусь во всю прыть — третья скорость. На этом уровне время — уже не дополнительная координата, а мера изменений. Получается, что уровень действия соответствует задачам, похожим на те, что ставит перед собой кинематика — раздел теоретической механики, где изучается только механическое движение тел без анализа определяющих это движение условий и причин. Условия и причины движений следует искать на уровне способностей.
Способности по энциклопедическому словарю — это «индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности». «Многое в нашем поведении происходит из «ментальной карты» и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения», — определяет Р. Дилтс содержание данного уровня.
На этом уровне НЛП группирует разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Сюда же относятся различные состояния, являющиеся ресурсами при осуществлении стратегий. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.
Убеждения.Ценности.Это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, определяет предъявление его как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, культуральные особенности. Формируются к десятилетнему возрасту, редко меняются радикально. Именно на этом уровне располагаются позитивные намерения даже деструктивного поведения. Изменение убеждений приводит к значимым изменениям в структуре нижележащих уровней.
Как сообщает энциклопедический словарь, ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос «Почему это так важно?» Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности. Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.
Уровень идентичности сводит систему убеждений и ценностей в самоощущение… Уровень идентичности указывает, с какой личностной ролью или самоощущением связана проблема или результат: «Кто предполагается вовлеченным? Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?
Прибавляя к этому определение энциклопедического словаря: «личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности», получим исчерпывающее описание категорий опыта, находящихся на данном уровне.
Если логический уровень убеждений и ценностей — есть некая алгебра человеческого опыта, то, продолжая параллель с математикой, уровень идентичности — некая топология. Топология — обобщение геометрии, занимающееся классификацией различных фигур и их свойств как целостных объектов.
В обычной геометрии квадраты, круги и треугольники — уникальные в смысле топологии фигуры с уникальными свойствами. Аналогично на уровне идентичности «Бизнесмен», «Семьянин», «Профессионал» — отдельные уникальные роли со своими уникальными качествами.
А еще уровень идентичности — это уровень имен. Главный критерий вынесен в заголовок уровня — идентичность. Как в романе У. Ле Гуин «Волшебник земноморья» знание истинных имен окружающих предметов делает волшебника профпригодным, так и в НЛП — знание имен отдельных частей личности дает консультанту возможность осуществлять максимально быстрые изменения.
Как в обычном программировании идентификаторы применяются для доступа к информации, так и в НЛП на этом логическом уровне расположены идентификаторы очень больших целостных комплексов нашего опыта. Ради чего даются уникальные имена? Ради чего определяются уникальные целостности? Ради чего играется та или иная роль? Ответ лежит на более высоких логических уровнях.
Уровень миссии и трансмиссии Роберт Дилтс объединяет в единый уровень «Spiritual», который можно перевести и как «духовный»: «В конце концов, имеется уровень, включающий то, что, как правило, касается «духовного» опыта. Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации».
На практике из «духовного» уровня выделяется особый самостоятельный логический уровень. Он носит название «Миссия». По определению энциклопедического словаря «миссия (от лат. missio — посылка, поручение) — делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением». Определение не точно, а, скорее, метафорически проясняет суть опыта, собранного на данном уровне. Главным критерием отбора служит ключевое слово «определенное поручение».
Это уровень маршрутов, проложенных по «карте, которая не территория». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».
Ответы на стратегические вопросы на уровне миссии позволяют отобрать опыт, необходимый для осуществления миссии, — начиная от необходимых ролей и кончая конкретным сенсорно проверяемым окружением. Модель этого процесса воплощена, например, в компьютерных играх RPG, где, зная задачу и маршрут, каким предстоит пройти, можно выбрать для себя подходящего героя: воина, мага или даже вора, задать необходимые «скилы»- способности и подобрать нужное вооружение-окружение.
Если продолжать «научную» метафору, то уровень миссии открывает уровни философского и метафизического опыта, касающегося систем, больших, чем отдельная личность или идентичность.
Следующий уровень называется «Трансмиссия». Называть этот блок информации логическим уровнем вообще-то некорректно, поскольку, по сути дела, это целая пирамида логических уровней, надстроенная над уровнем миссии, как изображено на рисунке 2. Перевернутая пирамида трансмиссии объединяет информации о системах, для которых субъект является одной из составляющих частей. В этом, по определению Дилтса, и состоит уровень «spiritual».
Данная пирамида в НЛП пока исследована мало. По крайней мере, подробного ее описания, как и методов работы с ее уровнями, в известных учебниках НЛП нет. Даются только схемы, где названия уровней и их количество несколько изменяется от источника к источнику.
Однако именно в этой пирамиде заложен громадный потенциал для системного консультирования коллективов, начиная от семейной терапии и заканчивая крупными фирмами и государственными институтами. Решение конфликтов, ответы на вопросы: «Кто кому чего и сколько должен?» — могут быть эффективно решены именно с позиций высших системных логических уровней.
Техника «Интеграция логических уровней»
- Подготовьте физическое пространство для каждого из шести ЛУ (расположите на полу листы бумаги)
- Определите значимые для вас контексты, которые имеют прямое отношение к достижению вашей цели
- Шагните на лист «окружение» и ответьте на вопрос: «Какие значимые для достижения вашей цели люди и вещи уже имеются в вашем окружении?»
- Сделайте шаг на лист «поведение» и ответьте на вопрос: «Какие важные для вашей цели типы поведения вы уже используете в данном окружении со значимыми людьми и вещами?»
- Шагните на лист «способности» и ответьте на вопрос: «Какие способности поддерживают эти виды поведения в данном окружении?»
- Шагните на лист «ценности/убеждения» и ответьте на вопросы: «Почему вы используете именно эти способности для выполнения этих действий? Какие убеждения и ценности определяют ваши способности, которые поддерживают данные виды поведения в данных контекстах?»
- Шагните на лист «личностное своеобразие/идентификация» и ответьте на вопросы: «Кто вы такой и почему храните эти ценности и убеждения? Чем вы отличаетесь по сути от других людей, обладая такими способностями, которые приводят к данному поведению в данном окружении?» Можно использовать метафору для выражения личностного своеобразия.
- Прежде чем шагнуть на лист «миссия/духовность», представьте себя как можно более детально себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель. Опишите (ВАК) свой образ, свое видение мира, частью которого являетесь вы сами. Затем шагните на этот лист и ощутите себя обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации вашей цели. Ощутите себя духовным существом, частью Вселенной.
- Увеличьте и заякорите свое физиологическое состояние, соответствующее вашему чувству миссии. Поддерживая это состояние, идите назад шаг за шагом, к «личностному своеобразию», «ценностям/убеждениям», «способностям», «поведению и окружению». По мере того, как вы привносите осознание собственной миссии и свой образ в каждое из пространств, обратите внимание на добавления на каждом логическом уровне, которое важно было бы сделать для наискорейшего достижения своей цели.
- Продвигаясь от уровня «миссии» к «окружению» важно сохранять соподчинение всех логических уровней с вашей миссией: какое «личностное своеобразие» будет более полно отвечать данной миссии? Какие «ценности/убеждения» будут соответствовать такому «личностному своеобразию»? И т. д.
логических уровней и типов в моделировании НЛП
Учитесь на знаниях сообщества. Эксперты добавляют свои идеи в эту совместную статью на основе ИИ, и вы тоже можете.
Это новый тип статьи, которую мы начали с помощью ИИ, и эксперты продвигают ее вперед, делясь своими мыслями непосредственно в каждом разделе.
Если вы хотите внести свой вклад, запросите приглашение, поставив лайк или ответив на эту статью. Узнать больше
— Команда LinkedIn
Последнее обновление: 1 июня 2023 г.
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — это навык, который помогает понять и изменить свои модели мышления, чувств и поведения. Одним из инструментов, которые использует НЛП, является моделирование, то есть процесс выявления и воспроизведения стратегий успешных людей. Чтобы эффективно смоделировать кого-то, вам нужно обратить внимание на различные уровни и типы информации, которые влияют на его производительность. В этой статье вы узнаете, что такое логические уровни и логические типы, и как они могут помочь вам улучшить свои навыки моделирования НЛП.
Логические уровни
Логические уровни — это способ организации элементов, составляющих опыт человека, от самых абстрактных до самых конкретных. Они основаны на работе Грегори Бейтсона, пионера системного мышления и теории коммуникации. Согласно НЛП, существует шесть логических уровней: цель, идентичность, убеждения и ценности, способности, поведение и среда. Каждый уровень влияет на другие уровни и находится под их влиянием, создавая иерархию значений и действий. Например, ваша цель — это высший уровень, и она определяет ваше видение и миссию в жизни. Ваша идентичность находится на уровне ниже и отражает ваше ощущение себя и роли. Ваши убеждения и ценности находятся на уровне ниже этого, и они формируют вашу мотивацию и критерии успеха. Ваши способности находятся на уровне ниже этого, и они представляют ваши навыки и стратегии для достижения ваших целей. Ваше поведение находится на уровне ниже этого, и оно показывает ваши действия и привычки. Ваша среда является самым низким уровнем и описывает контекст и условия, в которых вы работаете.
Логические типы
Логические типы позволяют различать разные категории информации, которые имеют разные правила и свойства. Они основаны на работе Альфреда Коржибски, основателя общей семантики и предшественника НЛП. Согласно НЛП существует четыре логических типа: класс, член, пример и элемент. Каждый тип имеет разные отношения с другими типами, создавая структуру логики и коммуникации. Например, класс — это общая категория, включающая множество членов, таких как животные. Член — это конкретный экземпляр, принадлежащий классу, например собака. Примером является частный случай, иллюстрирующий члена, например лабрадора. Элемент — это часть или функция, характеризующая пример, например хвост.
Как использовать логические уровни и типы в моделировании
Логические уровни и типы могут помочь вам улучшить свои навыки моделирования, помогая вам идентифицировать и систематизировать соответствующую информацию о человеке, которого вы хотите смоделировать. Вы можете использовать логические уровни, чтобы наметить опыт человека с разных точек зрения и согласовать свои собственные уровни с их. Вы можете использовать логические типы, чтобы прояснить различия и взаимосвязи между различными типами информации, а также избежать путаницы и противоречий. Например, если вы хотите смоделировать успешного предпринимателя, вы можете использовать логические уровни, чтобы выяснить их цель, идентичность, убеждения и ценности, способности, поведение и среду. Затем вы можете сравнить их с вашими собственными уровнями и внести необходимые корректировки или изменения. Вы также можете использовать логические типы, чтобы убедиться, что вы используете соответствующий язык и логику для каждого типа информации. Например, вы можете не говорить, что предприниматель — это пример бизнеса, потому что это приведет к смешению логических типов класса и примера.
Преимущества логических уровней и типов в моделировании
Использование логических уровней и типов в моделировании может принести вам множество преимуществ, таких как повышение самосознания, развитие гибкости и творчества в мышлении и общении, повышение точности в моделировании, расширении ваших возможностей для достижения результатов и согласовании ваших ценностей с вашей целью. Такой подход может помочь вам стать более эффективным в достижении ваших целей.
Ограничения логических уровней и типов в моделировании
Логические уровни и типы являются полезными инструментами для моделирования, но они имеют свои ограничения. Эти ограничения включают в себя основанность на предположениях и обобщениях, а также возможность интерпретации и искажения собственными фильтрами и предубеждениями. Кроме того, на точность этих инструментов могут влиять качество и количество доступной информации, а также контекст и цель моделирования. Более того, логические уровни и типы статичны и линейны, а реальность динамична и сложна. По этой причине вы должны использовать логические уровни и типы с осторожностью и гибкостью, а также дополнять их другими инструментами и методами, чтобы обогатить процесс моделирования.
Оцените эту статью
Мы создали эту статью с помощью ИИ. Что вы думаете об этом?
Это здорово Это не так здорово
Спасибо за ваш отзыв
Ваш отзыв является частным. Поставьте лайк или отреагируйте, чтобы перенести разговор в свою сеть.
Логические уровни изменений НЛП
Главная » Терапевтические подходы » НЛП » Логические уровни изменений НЛПМодель логических уровней изменений НЛП, вдохновленная Грегори Бейтсоном и разработанная пионерами нейролингвистического программирования, очень полезна при разработке плана действий по изменению. Этапы изменений дают нам общую дорожную карту процесса изменений — процесса, который имеет начало, середину и результат.
Использование логических уровней для самовыравнивания
Узнайте больше: онлайн-курс «Размораживание токсичных отношений»
Как отмечалось в разделе «Этапы изменений», если План действий по изменению неадекватен, произойдет переработка или рецидив, отправив человека «назад к исходной точке» или «обратно к чертежной доске» Созерцания, где он должен будет начать все сначала. … или сдаться и решить, что измениться невозможно. Обязательно ознакомьтесь с информацией о выравнивании логических уровней, пока вы здесь.
Логические уровни изменения НЛП:
- Духовность – Изменение для кого и/или с какой целью?
- Личность. Отражают ли изменения то, кто я есть?
- Ценности и убеждения – зачем менять?
- Возможности и навыки – как изменить?
- Поведение – Что изменить?
- Окружающая среда – Где изменить?
Грегори Бейтсон, известный культурный антрополог, указывал, что в процессах обучения, изменения и коммуникации существуют естественные иерархии. Функция каждого логического уровня НЛП в иерархии заключалась в организации информации ниже него. Изменить что-то на более низком логическом уровне НЛП иерархии можно, но не обязательно повлияет на уровни выше него.
Однако… внесение изменений на верхнем уровне обязательно изменит все, что находится под ним, чтобы поддержать изменение более высокого уровня. Другими словами, «то, что наверху, управляет всем, что внизу»… поэтому, если вы вносите изменения на более низком уровне, но проблема находится на более высоком логическом уровне НЛП, то изменение вряд ли продлится долго.
Логические уровни НЛП — среда:
Где мне нужно переодеться?
При описании каждого уровня иерархии мы начнем снизу и будем двигаться вверх. Одна из причин, по которой мы начинаем здесь, заключается в том, что самый низкий логический уровень изменения НЛП изменить проще всего. Именно поэтому большинство из нас начинают со своего окружения, когда впервые вступают в стадию созерцания изменений… Когда мы испытываем боль в своей жизни, у нас часто возникает инстинкт обвинить кого-то или что-то «там» в нашем окружении в проблеме.
Например, вы когда-нибудь слышали какие-либо из этих утверждений…
- «Если бы вы прекратили это делать, мне бы не пришлось так себя чувствовать».
- «Если бы мой босс отстал от меня, я мог бы работать намного лучше».
- «Если бы у меня было больше денег, я мог бы поступить в колледж. Тогда я не был бы заперт на этой жалкой работе».
- «Если бы мы не жили в этом скучном городе, мне бы не пришлось пить».
В этих примерах предлагаемые изменения являются результатом отрицания, удаления и искажения… они могут удерживать нас в наших проблемах. Но Иногда в нашем окружении есть препятствия и барьеры , которые необходимо устранить, когда мы хотим изменить какой-то аспект себя или своей жизни…
В случае выздоровления есть поговорка: «Мы должны изменить наши игровые площадки, товарищей по играм». , и игрушки», чтобы выздороветь… Иными словами, нам нужно отпустить людей, места и вещи, которые поддерживают нашу зависимость. Фактически, окружающая среда — это место, где мы построили внешних сетей людей, мест, действий и вещей, которые поддерживают нашу взаимозависимость, зависимость или депрессию.
Когда мы рассматриваем концепции сопоставления с образцом и триггеров Павлова, становится очевидным, почему эти изменения необходимы… Невероятно сложно, если вообще возможно, остановить компульсивное поведение в «богатой триггерами» среде.
Логические уровни НЛП – Поведение:
Что мне нужно изменить?
В терминах НЛП поведение относится к тому, о чем вы думаете, а также к вашим действиям. Когда у нас есть глубоко укоренившаяся сеть проблем, таких как депрессия, тревога или зависимость, как вы думаете, о чем мы думаем большую часть времени? 9. На этом логическом уровне НЛП не всегда поведение, которое мы выбираем, — поведение, которое, кажется, выбирает нас, кажется, вызывает проблемы . Сколько из нас злились на себя, когда говорили : «Почему я всегда так делаю!» или «Чувак, я ненавижу, когда так делаю!»
Наши нейронные сети загружены отношениями и поведением, которые были разработаны для поддержки наших проблемных чувств, мыслей или поведения. Пары могут увязнуть в поведении, которое заставляет каждого из них реагировать на другого циклами, которые никуда не уходят быстро! Возможно, у нас еще НЕ установлено поведение и отношение, ориентированное на решение… Их нужно будет изучать, практиковать и практиковать снова, чтобы мы могли создавать, развивать и поддерживать нейронную сеть для нового, более эффективного способа ведения дел.
Логические уровни НЛП – возможности и навыки:
Как внести эти изменения?
Какие навыки и способности, которыми мы обладаем в настоящее время, помогут нам получить желаемые изменения на этом логическом уровне НЛП? Мы также должны определить навыки, которые нам нужны, но еще не изучены, чтобы внести необходимые изменения.
Возможно, мы хотим вернуться в школу, чтобы приобрести навыки для новой карьеры, пройти обучение на нашей текущей работе, чтобы получить повышение, пойти на уроки брачных встреч, чтобы улучшить наши способности в общении, или заняться гончарным делом, чтобы добавить больше удовольствия в нашу жизнь.
Как только мы определили и изучили новые навыки, мы должны многократно практиковать их, чтобы приобрести компетентность и мастерство в их использовании. В тех случаях, когда у нас есть эмоциональная рана, новые навыки, которые нам необходимо приобрести, могут стать строительными блоками для новой нейронной сети, называемой выздоровлением — альтернативой созависимости, зависимости, хронической депрессии и беспокойства.
Хорошим примером важного нового навыка является развитие способности справляться с чувствами здоровым образом. Тех из нас, кто вырос в неблагополучной семейной системе, не научили здоровым навыкам преодоления эмоциональных переживаний. В наших семьях существовали определенные негласные правила, такие как «Не доверяй», «Не говори» и «Не чувствуй». Все три этих правила должны быть нарушены, чтобы развить эффективные навыки на этом логическом уровне НЛП.
Чтобы изучить новые навыки, которые нам нужны, мы должны сначала узнать, что они из себя представляют и где их найти. Это помогает нам понять, почему общение с другими людьми, выздоравливающими, является одной из самых важных новых привычек, которые мы должны выработать. Есть много групп на выбор… церковные группы, группы поддержки сообщества, терапевтические группы, группы 12 шагов, онлайн-группы, такие как онлайн-форумы, электронная почта и чат-группы.
На группах выздоровления и собраниях мы целый час слушаем «опыт, силу и надежду» других. Поскольку у всех нас есть своя собственная карта мира, существует большое разнообразие точек зрения на выздоровление — мы просто берем то, что нам нужно, и оставляем остальное.
Идеи, ценности, опыт и убеждения тех, кто «был там и сделал это», предоставляют нам столь необходимые данные «как сделать» для этого логического уровня НЛП, которые не были установлены в нашей семье происхождения. Мы учимся таким вещам, как общение с другими, обучение доверию, каково это чувствовать себя в безопасности в группе, самораскрытие, принятие такими, какие мы есть, быть любимыми еще до того, как мы сможем полюбить себя – ну, вы знаете, все такое. это идет со здоровой близостью.
Мы также должны читать литературу по выздоровлению, связанную с нашим конкретным проблемным чувством или поведением, чтобы получить знания, необходимые для достижения и поддержания выздоровления. Сколько книг и брошюр мы перевариваем, когда обнаруживаем, что у нас серьезная болезнь, например болезнь сердца? Здесь все по-другому.
Молитва и медитация также являются одними из самых важных навыков восстановления, которые нам необходимо развивать, особенно на логическом уровне духовности НЛП. Поскольку мы так много полагались на что-то вне себя в поисках комфорта и облегчения, мы потеряли связь с нашей Высшей Силой, которая является основным источником нашей способности создавать комфорт изнутри.
Что многие из нас делали, когда нам было плохо и хотелось чувствовать себя лучше, так это разыгрывали нашу зависимость… Даже когда мы чувствовали себя хорошо и хотели чувствовать себя лучше… мы разыгрывали нашу зависимость от еды, работы, наркотиков, секса, азартные игры, покупки, выпивка и т. д. Исследования показали, что люди, которые занимаются самолечением с помощью объекта или события, имеют проблемы с созданием альфа-волн в своем мозгу, т.е. реакцией расслабления, во время выздоровления.
Существует много способов научить ваш мозг создавать эти важные мозговые волны, например, управляемое воображение, гипноз, обучение релаксации, успокаивающие фоновые звуки, ароматерапия и т. д. Обратите внимание, что все эти методы включают использование наших сенсорных входных каналов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.). Важно как можно раньше включить их в свой распорядок дня.
Молитва и медитация — это навыки, которые идут рука об руку… Некоторые говорят, что молитва — это разговор, а медитация — это слушание.
Логические уровни НЛП – Ценности и убеждения:
Почему я вношу эти изменения?
Я думаю о ценностях как о фундаментальной политике для себя, которая определяет, кто мы есть. Они направляют нашу жизнь, но часто мы даже не осознаем их. То, что вы считаете правдой, не всегда совпадает с тем, что я считаю правдой. Ценности — это вещи, которые важны для нас — они заставляют нас хотеть вставать с постели по утрам или нет.
Вещи становятся важными для нас, когда мы верим, что они приведут нас к высшей цели жизни – счастью как состоянию бытия. Очень сложно мотивировать целую группу людей одним и тем же подходом. Один размер не подходит для всех, когда речь идет о ценностях и убеждениях.
Ценности и убеждения движут нами и влияют на более низкие уровни способностей, поведения и окружающей среды. Это то, что дает нам внутреннее разрешение на изменения. Серьезные проблемы возникают, когда наши ценности противоречат друг другу. Например, когда зависимость становится ценностью номер один в нашей жизни, все остальное, что важно для нас, может подвергнуться негативному воздействию.
Очень часто бывает так, что многие люди на самом деле теряют очень важные для них вещи из-за своей зависимости… Некоторые потеряли все, включая свою жизнь. В своей работе я встречал много людей, которые полностью потеряли веру в себя из-за своих проблем. Многие говорили мне: «Я не думаю, что у меня больше нет никаких ценностей».
Выздоравливающему человеку легко бросить вызов этому. Большинство людей считают, что вина — это обвинение против их характера… Я считаю, что их вина на самом деле является свидетельством их характера. Обычно я прошу их рассказать мне о пяти вещах, в которых они чувствуют себя виноватыми… чтобы я мог сказать им о них пять хороших вещей.
Например, когда кто-то говорит мне, что чувствует себя виноватым из-за того, что разочаровал своих родителей, я говорю им, что они ценят быть хорошим сыном или дочерью… Когда кто-то говорит мне, что чувствует вину за причинение вреда своей жене или детям, я говорю им, что они ценят то, что они хорошие муж и отец. Когда я чувствую себя виноватым, это свидетельствует о том, что я нарушаю свои собственные правила — я не живу в соответствии со своими собственными стандартами поведения… Как и боль, уместное чувство вины подсказывает мне, когда я иду в неправильном направлении.
Надлежащее чувство вины — это особая форма боли, которая говорит мне, когда мое поведение не соответствует моим ценностям. Мое поведение – это то, что я делаю… мои ценности описывают, чего я ожидаю от себя и как я определяю себя как личность…
Чтобы узнать свои ценности, научитесь задавать себе следующие вопросы:
- Почему я это сделал? Почему они это сделали?
- Какие факторы важны для меня в данной ситуации?
- Что важно для других людей в моей жизни?
- Что я считаю правильным и неправильным?
- Что должно быть правдой, чтобы я получил то, что хочу?
- Когда я говорю «должен», «должен» и «не должен» или «не должен»?
- Что я думаю об этом человеке или ситуации?
- Полезны ли эти убеждения?
- Какие убеждения могут помочь мне добиться лучших результатов?
- Во что бы поверил человек, которым я восхищаюсь, будь он на моем месте?
Убеждения включены в эту категорию с ценностями, потому что их трудно разделить. Я верю в свои ценности и ценю свои убеждения. Убеждения существуют на всех уровнях. У меня есть убеждения о моем окружении, убеждения о моем поведении, убеждения о моих способностях и навыках, убеждения о моих ценностях, убеждения о моих убеждениях, убеждения о моей идентичности и убеждения о моей духовности.
Роберт Дилтс говорит: «Это убеждения наверху», имея в виду, что убеждения оказывают сильное влияние на каждый логический уровень иерархии. Далее он определяет убеждения как «познания, которые бросают вызов логике». Мы можем знать, что какое-то убеждение является нездоровым или иррациональным и ограничивающим нас, но все же не можем отпустить его.
Это потому, что убеждения — это не просто мысли. Это мысли о вещах, обычно в будущем, которые не могут быть проверены, доказаны или недоказаны, которые «вжигаются в нашу неврологию»… повторением «моего опыта». Ограничивающие убеждения обычно существовали с самого раннего детства и продолжали укрепляться на протяжении всей нашей жизни благодаря самоусиливающемуся опыту.
Логические уровни НЛП – Идентификация:
Кто я и отражаю ли я это в своей жизни?
Если мы думаем о ценностях как политиках для себя , то мы можем думать об идентичности как моей оценке моей способности реализовать эти политики . Основываясь на моем послужном списке, я могу иметь очень положительную оценку своей способности жить в соответствии со своими собственными стандартами… или очень отрицательную самооценку… или оценку где-то посередине.
Если я вырос в крайне неблагополучном доме, у меня могут быть предустановленные фильтры, которые предполагают, что я никогда не буду достаточно хорош. Если да, то у меня есть сеть ограничивающих убеждений о себе, которые программируют меня на неудачу. Мои пристрастия, депрессии и тревоги являются частью этой «сети неудач» и дают мне возможность снова и снова доказывать, что это «правда».
За исключением наших ценностей… все логические уровни НЛП ниже этого касаются выбора нашего поведения. Это говорит о том, что человек отделен от своего поведения — «кто ты есть» не всегда означает «то, что ты делаешь», особенно когда речь идет о пристрастиях и принуждениях.
Стремясь изо всех сил работать над созданием сети для достижения успеха, мы будем и должны согласовывать наше поведение с нашими ценностями. Эта новая программа успеха заменит нашу программу неудач. Вот несколько вопросов, которые помогут вам изучить вашу личность. (Не беспокойтесь, если вы пока не можете ответить на некоторые из этих вопросов по своему вкусу… у большинства из нас на раннем этапе выздоровления сложилось негативно искаженное или предвзятое представление о своей личности) .
Если вам нравится удивляться, задавайте эти вопросы каждые шесть месяцев и каждый раз записывайте свои ответы для повторения:
- Как то, что вы испытываете, выражает то, кто вы есть?
- Какой ты человек?
- Как вы себя описываете? Вы соответствуете этому? Как часто?
- Какие ярлыки вы навешиваете на других людей?
- Как бы другие описали вас?
- Будут ли другие люди думать о вас так, как вы этого хотите?
- Какие 5-8 самых важных вещей в вашей жизни?
- Какова твоя жизненная миссия? У тебя есть один?
Логические уровни НЛП – Духовность:
Кому я служу и с какой целью?
«За пределами идентичности» Логический уровень НЛП соединяет вас с более широкой картиной, когда вы начинаете сомневаться в своей собственной цели, этике, миссии или смысле жизни. Это приводит нас к царствам духовности и вопросам существования. Задайте следующие вопросы, чтобы получить представление о своей цели в жизни.
- По какой причине вы здесь?
- Какой вклад вы хотели бы сделать для других?
- Какие личные сильные стороны вы можете добавить к большому миру?
- Какими бы вы хотели, чтобы вас запомнили после смерти?
- В какое большее благо ты веришь?
- Верит ли в тебя высшее благо?
Помните: «То, что наверху, управляет всем, что внизу». Это важно, потому что все, что мы узнали об айсберге, указывает на логический уровень идентичности НЛП как на проблему. У нас есть Изобретенное Я. Ложное Я… и Истинное Я, погребенное под всей этой раной. В этом случае важно подняться на один логический уровень НЛП к духовности, чтобы изменить все, что находится внизу.
Это главная причина, по которой 12-шаговые программы работают так хорошо. Одиннадцать из Двенадцати Шагов Выздоровления носят духовный характер.