23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
Понятие «нормы» важно для психодиагностики и психологии индивидуальных различий.
Влияние оказывают четыре фактора.
1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной). Например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.
2. Нормы обусловлены социальными стереотипами.
3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.
4. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.
В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине.
В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.Итак, нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.
Вот что написано об аномальном развитии: Аномальное развитие в широком смысле – всякое отклоняющееся от нормативного (по психологическим и социокультурным нормам) развитие ребенка, в том числе и с ретардацией (задержка) и с акселерацией. Широкий смысл включает 2 категории детей:
1)с опережающим интеллектуальным, моторным, эмоциональным и социальным развитием,
2) с задержкой развития указанных сторон или с разнообразными сочетаниями нарушений развития (нарушения развития у детей с генетической, перинатальной, неврологической, психической патологией, с умственной отсталостью разных форм, с нарушениями адаптации). Аномальное развитие в узкий смысл – болезненное по происхождению (генетическая патология, органическая патология и т.д.), ведущее к дезадаптации отклонение в развитии.
В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ: «Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия». Психологические критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние:
Неадекватность поведения человека в той ситуации, в которой он находится.
Отсутствие критичности по отношению поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению.
Непродуктивность деятельности. Человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет.
Оценочное содержание
нормы: нормой считается некоторый идеальный
образец состояния
человека. У такого образца всегда есть
философское и мировоззренческое
обоснование как состояния «совершенства»,
к которому должны в той или иной мере
стремиться все люди. В этом аспекте
норма выступает в качестве
Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы — людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности.
В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Идеальное с точки зрения индивида.
Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы
16. 09.2015
Прежде чем охарактеризовать аномальное развитие, следует определить понятие «норма». Понятие нормы очень неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной степени отклоняется от нормы. По-латыни норма означает: правило, образец, руководящее начало. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения). Примером трудностей в отделении нормы от патологии является эксперимент американского исследователя Розенхана. Чтобы проверить, могут ли психиатры отличить здорового человека от больного, каждый из 8 исследователей пришел в приемный покой какой-либо психиатрической больницы и пожаловался на то, что слышит голоса. Об остальном – об истории своей жизни, эмоциональном состоянии они говорили честно и никаких других симптомов не демонстрировали. Большинство из них получили диагноз «шизофрения» и провели в госпитале 2-3 недели. Позже Розенхан рассказал отдельным представителям персонала больницы, что в течение трех месяцев несколько псевдопациентов попытаются лечь в госпиталь.
По прошествии 3 месяцев он попросил персонал догадаться, кто из 193 пациентов, госпитализированных за это время, притворялся. 41 человек из 193 были признаны нормальными хотя бы одним представителем персонала. В действительности среди пациентов не было ни одного здорового человека.Различают следующие виды норм:
- Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов, т.е. определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Например, интеллект среднего уровня (IQ=80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта – 6%, умственную отсталость – 2-3%, повышенный интеллект – 9-12%.
- Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.
- Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.
- Нормативная норма – предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается нормальным, в другом признается отклоняющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Нормативные нормы присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.
Критерием нормы является целесообразное функционирование организма. Показатели отклонения от нормы:
- социальная дезадаптация – невозможность взаимодействовать с другими людьми или сужение круга таких лиц;
- затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;
- замедление или деградация развития психики;
- неадекватное поведение.
Тем не менее человек может считаться нормальным, несмотря на отклонения от нормы в его отдельных функциях, если социальная компенсация оказалась успешной. Например, слепой или глухой не обязательно дефективен, если он достиг того же результата в своем психическом и личностном развитии, что и большинство людей без дефекта.
Источник: Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.
Материалы по теме |
---|
Понятие и структура дефекта. Соотношение первичного и вторичного дефектов Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142… |
Компенсация и ее факторы Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142… |
Проблема нормы и патологии в детской клинической психологии Детская клиническая психология: учебное пособие / Р. Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та… |
Культура как система ценностей, норм, образцов поведения Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007 |
Психология здоровья и психическая норма у детей Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Эмоции и чувства в норме Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Норма и языковая вариантность Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б…. |
Логические нормы речи Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б…. |
Понятия норм в психологии
Социальные нормы – это принятое поведение в обществе или группе. Этот социологический и социально-психологический термин определяется как «правила, которые группа использует для уместных и неуместных ценностей, убеждений, отношений и поведения. Эти правила могут быть явными или неявными. Их также называют «обычными правилами поведения, которые координируют наше взаимодействие с другими людьми».
Они меняются и развиваются не только с течением времени, но также различаются между социальными классами и социальными группами. То, что считается приемлемым в одежде, речи или поведении в одной социальной группе, может быть неприемлемо в другой.
Уважение к социальным нормам поддерживает признание и популярность в определенной группе; игнорирование социальных норм рискует стать неприемлемым, непопулярным или даже изгоем в группе. Социальные нормы, как правило, неявно устанавливаются и поддерживаются посредством языка тела и невербального общения между людьми в их обычном социальном дискурсе.
По мере взросления люди узнают, когда и где уместно говорить определенные вещи, использовать определенные слова, обсуждать определенные темы или носить определенную одежду, а когда нет. Такие знания о культурных нормах важны для управления впечатлениями, то есть для регулирования человеком своего невербального поведения. Человек также на собственном опыте узнает, с какими людьми он может и не может обсуждать определенные темы или носить определенные типы одежды. В основном это знание получено через опыт.
Обзор
Социальные нормы также можно рассматривать как утверждения, которые регулируют поведение и действуют как неформальный социальный контроль. Они обычно основаны на некотором консенсусе и поддерживаются с помощью социальных санкций. Три модели объясняют содержание нормативного правила:
- Фокус на действиях личного эго
- Фокус на реакциях эго на действия альтернативы
- Переговоры между эго и альтернативой.
Нормы – это правила поведения. Они существуют как формальные, так и неформальные нормы, но часто последние оказываются более сильными и подкрепленными. Эти неформальные нормы делятся на две части:
- Народные обычаи: Неформальные правила и нормы, нарушение которых не является оскорбительным, но ожидается, что им будут следовать. Это своего рода приспособление, приспосабливающийся тип привычек. Это не предполагает наказания или санкций, но некоторые выговоры или предупреждения.
- Нравы: Это также неформальные правила, которые не писаны, но приводят к суровым наказаниям и социальным санкциям в отношении людей, таким как социальная и религиозная изоляция.
Термины, относящиеся к социальным нормам
- Описательная норма относится к восприятию людьми того, что обычно делается в конкретных ситуациях. Запретительная норма относится к восприятию людьми того, что обычно одобряется или не одобряется в определенной культуре.
- Предписывающие нормы — это неписаные правила, понятные и соблюдаемые обществом. Все делают это каждый день, не задумываясь о них.
- Предписывающие нормы — это известные обществу неписаные правила, которые не следует выполнять или которым не следует следовать. Эти нормы могут варьироваться от культуры к культуре.
- Девиантность — это «несоответствие набору норм, принятых значительным числом людей в сообществе или обществе (Appelbaum, 173)». Проще говоря, это поведение, противоречащее нормам.
- Зазеркалье-Я — это то, как человек видит себя, взаимодействуя с другими, видя, как другие воспринимают себя, чего другие ожидают от него и как следует себя вести.
Определения социальных норм
Нормы в контексте социологии «являются принципами или правилами, соблюдение которых ожидается от людей; они представляют то, что можно и чего нельзя делать в обществе (Appelbaum, 173)».
Можно также сказать, что это правила, определяющие поведение, которое ожидается, требуется или приемлемо в определенных обстоятельствах. Они учатся, взаимодействуя в обществе.
Примеры норм
Нормы очень сильно влияют на поведение человека на публике. Когда человек входит в лифт, ожидается, что он повернется лицом к дверям. Примером нарушения социальной нормы может быть вход в лифт и пребывание лицом к остальным людям.
Нормы, применяемые к экологической устойчивости
Был установлен взгляд на нормы, который доказывает, что способствует более устойчивому образу жизни человеческого общества. Социальные нормы в целом, теперь в любом случае, если их изменить или потребовать изменения, создадут чувство разлада, и в этом аспекте достижения некоторого устойчивого поведения становится все труднее, поскольку он блокируется социальными барьерами, запирающими нас, чтобы ограничить или соответствовать текущим статусам. . «Если социальные нормы или экономические обстоятельства делают очень маловероятным, чтобы многие люди занимались сомнительной практикой», такой как энергосбережение, регулирование окружающей среды и переработка отходов, если назвать такие более простые задачи, «это, вероятно, представляет небольшую угрозу для системы в целом. ” Если изменить поведение в целом или общий способ мышления, то появление новых, более «зеленых» норм приведет человечество к более устойчивым средствам к существованию.
Теоретико-игровой анализ нормы
Общая формальная структура, которую можно использовать для представления существенных элементов социальной ситуации, окружающей норму, представляет собой повторяющуюся игру теории игр.
Норма дает человеку эмпирическое правило того, как он должен себя вести. Однако разумный человек действует по правилу только в том случае, если оно для него оптимально. Ситуацию можно описать следующим образом. Норма дает ожидание того, как другие люди действуют в данной ситуации (макро). Человек действует оптимально с учетом ожидания (микро). Чтобы норма была стабильной, действия людей должны воссоздавать ожидания без изменений (микро-макро-петля обратной связи). Набор таких правильных устойчивых ожиданий известен как равновесие Нэша. Таким образом, стабильная норма должна составлять равновесие Нэша.
С точки зрения теории игр существует два объяснения огромного разнообразия норм, существующих в мире. Одна разница в играх. В разных частях мира могут быть разные контексты окружающей среды, и у разных людей могут быть разные ценности, что может привести к различиям в играх. Другой — равновесный выбор, не объяснимый самой игрой. Выбор равновесия тесно связан с координацией. Для простого примера во всем мире принято водить машину, но в некоторых странах люди ездят справа, а в других — слева (см. игру на координацию). Предлагается структура, называемая сравнительным институциональным анализом, для теоретико-игрового структурного понимания разнообразия социальных норм.
Что такое СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА (групповая норма)? определение СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ (Групповые нормы) (Словарь по психологии)
Стандарты, по которым оценивается поведение в данной социальной группе; то, как ожидается, что члены группы будут думать, чувствовать или действовать. Социальные нормы в значительной степени определяют, считаем ли мы, что наши отношения здоровы и наши действия уместны. Пример, приведенный Secord и Backman (1964), представляет собой набор стандартов, неявно или явно принятых более традиционными братствами: получение умеренно хороших оценок, лояльность к братству, конгениальность с братьями по братству, свидания с девушками из определенных женских клубов, а не из других. , помощь в проектах братства и убеждение, что собственное братство — лучшее в кампусе. Нормы не всегда готовы, как в этом случае. Иногда мы устанавливаем их в ходе нашего опыта. Шериф (1948) провел остроумный эксперимент, показывающий, как могут быть установлены эти системы отсчета. Он усадил трех человек в темную комнату и сказал им, что через несколько мгновений появится светящаяся точка, пройдет небольшое расстояние и затем погаснет. Испытуемых просили назвать количество дюймов, на которое, по их мнению, переместился свет. Затем через определенные промежутки времени включали свет и записывали суждения испытуемых. Эксперимент дал интересный результат. Хотя первоначальные суждения трех испытуемых довольно сильно различались, различия, как правило, сужались после ряда испытаний, в конечном итоге достигая одного или двух дюймов друг от друга. Но на самом деле у них не было реальной основы для оценки количества движения, поскольку свет был полностью неподвижен. Этот эксперимент был основан на хорошо известной особенности восприятия, известной как аутокинетический эффект. По неизвестным причинам неподвижная точка света в темной комнате будет двигаться сама по себе. На каком же основании испытуемые изменили свое суждение? Ответ Шерифа заключался в том, что в отсутствие четких сигналов восприятия, на которых можно было бы основывать свои оценки, испытуемые обращались друг к другу за руководством. Многие другие группы изучались в той же общей ситуации, и конечным результатом почти всегда был узкий диапазон суждений. Этот согласованный диапазон затем действует как социальная норма. Эксперимент Шерифа пролил дополнительный свет на групповые нормы. Когда испытуемые, установившие норму в групповой ситуации, тестировались в одиночку, они по-прежнему реагировали в рамках нормы. С другой стороны, когда испытуемые, сформировавшие свою норму в индивидуальной ситуации, позже были помещены в группу, они обнаружили, что они постепенно изменяют эти нормы, пока не придут к групповой норме. Многие исследователи стремились определить силы, вызывающие групповые нормы. Одна из важных теорий состоит в том, что стремление к конформизму возникает, когда неконформизм может отрицательно сказаться на результатах «вознаграждение-затраты», то есть мы чувствуем, что теряем больше, чем приобретаем, если идем против группы. Это особенно вероятно, когда речь идет о групповых целях, поскольку в таких случаях ущерб или цена несоответствия высоки, а вознаграждение за соответствие значительны. В работе комитета, например, важно установить правило, запрещающее всем говорить одновременно; а когда военные самолеты летят строем, важно, чтобы они строго придерживались четко определенных маневров. Преимущества соответствия очевидны в этих практических вопросах, но гораздо менее очевидны в случае мнений и установок. Объяснение приверженности социальным нормам в последнем случае состоит в том, что при формировании нашего отношения к вещам и людям мы опираемся на два источника информации — собственные наблюдения и чувственный опыт; а также интерпретации и информацию, которую мы получаем от других. Последний источник, называемый «социальной реальностью», часто менее надежен, чем наши наблюдения за физической реальностью, поскольку мнения других людей сильно различаются. Во всяком случае, относительный вес двух источников варьируется в зависимости от различных обстоятельств. В общем, мы больше полагаемся на наши чувства в тех случаях, когда мы можем сделать прямое перцептивное суждение или когда наша информация приводит к очевидно правильному ответу; но мы склонны полагаться на суждение других людей, когда наши сенсорные стимулы неоднозначны или неструктурированы, как в аутокинетической ситуации. Влияние других людей особенно велико, когда нет никакой перцептивной реальности, с которой можно было бы сверять наши суждения, и где, кроме того, действуют различные социальные и эмоциональные «вознаграждения», такие как общественное признание, одобрение и удовлетворение принадлежностью. пользу соответствия. Примером может служить приверженность догме определенной религиозной веры. Обычно социальные нормы развиваются в ситуациях, когда рассматриваемые отношения или действия обычно не принимаются, поскольку нет необходимости в групповом контроле, когда люди спонтанно приспосабливаются к другим. Но там, где ситуация неоднозначна или неструктурирована, или когда индивиды сопротивляются действиям, необходимым для группового функционирования, возникают нормативные процессы, чтобы задать направление или гарантировать выполнение определенного поведения. Операции, с помощью которых нормы сообщаются и были названы «процессами отправки норм» (Rommetveit, 19).55). Эти процессы включают, во-первых, определение рассматриваемых отношений или поведения; во-вторых, наблюдение за тем, насколько люди соответствуют норме; и в-третьих, применение санкций в виде вознаграждения или наказания за соответствие или несоответствие. Все эти процессы могут осуществляться как прямым, так и скрытым образом. Адекватная теория нормативного поведения должна ответить на следующие вопросы: что определяет виды установок или поведения, которые становятся мишенями для посылания норм? Почему в одних группах наблюдается большая степень конформизма, чем в других? Что делает некоторых членов группы более конформистскими, чем других? Были предприняты попытки ответить на эти вопросы с точки зрения четырех условий, подчеркнутых «теорией обмена». К ним относятся: (1) степень, в которой члены группы находят поведение или отношение других людей полезными или дорогостоящими; (2) распределение вознаграждений, зависимостей и альтернатив, определяющих структуру власти конкретной группы; (3) степень, в которой поведение в соответствии с нормой внутренне вознаграждается или обходится дорого; и (4) степень, в которой поведение открыто для наблюдения и наложения санкций. В целом можно сказать, что нормативный контроль возникает там, где индивиды становятся зависимыми от группы в удовлетворении своих потребностей. В таких случаях действия и идеи, которые удовлетворяют самых влиятельных людей в группе, с наибольшей вероятностью порождают нормы. Там, где поведение, необходимое для достижения групповых целей, обходится особенно дорого, групповые нормы могут вообще не возникнуть или же они могут быть сформированы просто для минимизации затрат или их равномерного распределения по группе. Поведение, которое трудно контролировать, также с меньшей вероятностью подлежит нормативному контролю. Все эти моменты можно проиллюстрировать одной проблемой контроля ядерных испытаний. Во-первых, потребность в групповых нормах основана на том факте, что каждая ядерная нация зависит от других в достижении мира. Во-вторых, самые могущественные страны наиболее активно участвуют в заключении необходимых соглашений. В-третьих, эти соглашения было трудно установить, потому что они дорого обходятся вовлеченным странам, поскольку они означают, что обычная секретность и суверенитет не могут быть сохранены.