Нравственные ценности в современном мире – Нравственные ценности – это проблема современного общества. Виды, уровни, развитие ценностей

Православная церковь и нравственные ценности в современном мире

Библиографическое описание:

Сапожников В. Ю. Православная церковь и нравственные ценности в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 210-211. — URL https://moluch.ru/archive/185/47442/ (дата обращения: 21.10.2019).



Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера. Наряду с этим вместо утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей предпочтение отдается материальным благам и потребительским нуждам. На фоне этих событий проблема сохранения отечественного духовного наследия, культурно-исторических традиций и ценностей является особенно актуальной и значимой, т. к. именно духовная основа позволяет человеку правильно осмысливать события в его жизни и в жизни общества, принимать верные решения.

В XX веке человечество столкнулось с великими изменениями или точнее — потрясениями, что связано с различными войнами, экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими неустоями и дестабилизирующими процессами. Все это дало толчок к деформации духовной культуры общества. В числе важнейших проблем выступает смещение религиозных, морально-нравственных и ценностных ориентиров, расшатывание и забвение вековых устоев, национальных особенностей, историко-культурных традиций и обычаев

Во все времена великие духовные наставники призывали человека к духовному совершенствованию, строгому контролю над своим поведением, к тому, чтобы постоянно направлять свой разум к познанию Божественной истины, изложенной для человека в Священном Писании, которое зиждется на любви к Богу и к ближнему. Следуя этому, человек познает мир сквозь призму духовных ценностей, которые становятся главным фактором, регулирующим его поведение и моральное совершенствование, что является фундаментом воспитания и формирования конкретной личности и всего общества. Основу ментальности, духовных ценностей и традиционного воспитания восточнославянских народов составляет православная вера.

Именно православная церковь провозглашает и несет человеку Божественную истину о спасении человеческой души. Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно духовные ценности и нравственные нормы и убеждения в процессе воспитания и обучения определялись ими как основополагающие. Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных предметах, слушать и изучать слово Божие, стремиться к добрым делам; православный богослов, церковный деятель, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте, связывая духовный рост человека с познанием высших духовных ценностей, следуя принципу — ―познавай, веруя. Преподобная Евфросиния Полоцкая наставляла соблюдать душевную чистоту и всем образом своей жизни способствовала духовному просвещению своего народа.

Управление, прежде всего собой, своими мыслями, поступками и желаниями, работа над исправлением своих недостатков, над нравственным возвышением и очищением от греховности, осознание истинных ценностей любви, добра, красоты должно являться смыслом жизни каждого человека.

Также необходимо подчеркнуть важность правильной организации направленности познаний личности и всего нравственного воспитания, которое вырастает из семейных отношений. Общеизвестно, что именно в семье сконцентрирован огромный воспитательный потенциал и поэтому особенно важным является то, в каком ключе строятся в ней взаимоотношения.

Христианские ценности имеют базисный статус в нравственных традициях восточнославянских народов. Необходимо усиленное внимание к актуализации изучения православных традиций воспитания в содержании образовательного процесса наряду с сохранением этнокультурного наследия русского народа на современном этапе развития общества. Формирование личности на основе православных ценностей и исторически обусловленных культурных особенностей должно выступить методологическим ориентиром национальной педагогической научной среды, что в будущем будет являться определяющим фактором благополучного состояния, а также национальной безопасности всей страны.

Государственная власть в настоящее время признала, что Церковь является одним из основных социальных институтов, чей духовный потенциал и исторический опыт оказал влияние на формирование культурных, духовных и национальных традиций народа. Нравственная сила Церкви сегодня все более энергично применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного развития одна из самых злободневных в современном обществе.

В условиях смены ценностей молодежи необходимо определить новые ориентиры в гуманитарной среде. В связи с этим изучение истории Церкви важно с позиций социокультурного феномена, который является неотъемлемым элементом культурно-исторического звена с одной стороны и гуманистического образования с другой.

Современное молодое поколение живет в социальной среде, впитавшей в себя разнообразные культовые идеи, и в первую очередь православную этику, при этом религиозные представления у подавляющей части молодых людей являются лишь составной частью миропонимания, а духовно-нравственные ориентиры не занимают ведущего места. Вместе с тем Православная Церковь является носителем духовно-нравственных идеалов и хранителем культурных традиций народа, поэтому она имеет высокую оценку в глазах современной молодежи.

В этой связи сила духовной этики в настоящее время все более активно применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира человека. Говоря о воспитании, Ушинский К. Д. говорил, «что православное учение должно проникать во все сферы жизни человека».

Просветительская работа Церкви в школах проводится в разнообразных формах. Уже более 10 лет работают православные гимназии, где формируются чувства патриотизма, а также синтез веры и знания. Первая подобная гимназия была основана обществом «Радонеж» в 1991 году. Кроме того, учреждаются национальные школы, где проводятся просветительские мероприятия. Так, в частности в Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской областях ведется преподавание предмета «Основы православной культуры».

С 2000-го года в высших учебных заведениях Курска и Воронежа ведутся научно-практические и просветительские чтения и конференции — Покровские педагогические, Знаменские, Кирилло-Мефодиевские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего развития социальных и просветительских проектов в студенческой среде организована ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», основателями которой стали 10 университетов Санкт-Петербурга, Курска, Белгорода, Воронежа, Тамбова, Совет ректоров и Духовная академия. В ряде учебных заведений организованы часовни, которые способствуют воспитанию обучающихся на базе традиционных ценностей, формируют нравственную атмосферу среди педагогов и студентов. Нужда в более обстоятельном и долговременном сотрудничестве Церкви и науки привела к образованию в 1999 году Объединенного научно-религиозного учреждения в Москве и в будущем планируется создать такую организацию в регионах России.

Таким образом, признание образования как составляющей духовного миросозерцания позволит сформировать эффективную систему образования, в которой каждому и всем будет открыт путь к высшему воспитанию своих духовных задатков на основе саморазвития, самоопределения, самореализации. Именно такое признание будет способствовать пониманию человеком себя в мире социальной, предметной, и духовной культуры, что определит модель образования с точки зрения трех факторов — организационного, методического и социального, ведущая роль при этом, на наш взгляд, должна отводиться Православной Церкви, как хранительнице культурных и духовных традиций российского народа.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 655 с.
  2. Ершов Б. А. Роль РПЦ в духовно-нравственном воспитании молодежи в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 4. С. 62–66
  3. Кузнецов В. А. Взгляд РПЦ на модернизацию России // Человеческий капитал. — 2014. — № 2(62). С.64–67

Основные термины (генерируются автоматически): духовная, Православная Церковь, Божественная истина, Воронеж, цель воспитания, ценность.

moluch.ru

Нравственные ценности в современном мире

На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию, поскольку они интуитивно чувствовали правильность этого пути в жизни. В то же время во все времена были тираны и преступники, которые стремились к власти, тоталитаризму и войнам, в результате которых можно было захватить чужие богатства и получить еще больше власти. Однако, несмотря на все препятствия, нравственные ценности всегда воспринимались как главный фактор в определении человека и его места в обществе.

Ученые и мыслители прошлого замечали, что нравственность является неотъемлемой частью каждого человека, поскольку она в нем заложена от рождения. Доказательством этого является тот факт, что не бывает плохих детей. Все дети с точки зрения психологии и высшей этики являются хорошими, поскольку в них нет еще взрослого взгляда на жизнь и стремления к наживе, богатству, власти над другими людьми. Ребенок может плохо себя вести, но это не значит, что он плохой. Каждому ребенку необходимо прививать нравственные ценности, поскольку именно они должны стать для него главным ориентиром в нашем неспокойной мире.

Главной особенностью современности является абсолютизация понятия «свобода». Именно она становится главным критерием выбора пути развития для человека. Конституционные права, закрепленные законом, стали для многих людей главным фактором при совершении тех или иных деяний, и это, к сожалению, является не очень хорошим показателем. Если раньше нравственные ценности четко определяли понятие добра и зла, то сегодня такие различия практически не делаются, поскольку нет больше четкого понимания этих значений. Злом считается нарушение определенного закона и совершение противоправного действия, нарушающего свободу другого человека. Если же законом какое-либо действие не запрещено, то оно автоматически становится разрешенным и правильным. В этом и заключается самое отрицательное, в особенности для наших детей.

Главным определяющим фактором, который играл значительную роль для развития и усовершенствования человеческой души и духовных ценностей, являлась религия. Сегодня же она сведена к простому обыденному ритуалу, который больше не несет никакого духовного значения. Несмотря на то, что люди продолжают крестить детей, праздновать Пасху и Рождество, они больше не вкладывают в эти священные праздники духовного смысла. Это стало обыденностью, в результате чего нравственные ценности у большей части людей значительно снизились.

Свобода стала главным фактором в развитии современного человека, который сегодня в поступках и действиях руководствуется не понятиями «нравственно или безнравственно», а «законно или не законно». Все было бы хорошо, если бы наши законы принимались действительно честными и порядочными людьми, а также соответствовали нормам морали и чести.

Хорошим примером могут стать нравственные ценности в философии, поскольку для мыслителей и мудрецов превыше всего справедливость, честность и правда. Поэтому современному человеку было бы полезно окунуться в древнюю мудрость и ознакомиться, по меньшей мере, с известными изречениями мыслителей прошлого. Что же касается наших детей, то им крайне необходимо с самого раннего возраста узнавать от нас, взрослых, об основах правильного поведения и отношения к другим людям. Морально-нравственные ценности играют в этом деле главную роль, поскольку на начальном этапе развития помогают ребенку удержаться от неправильных действий и поступков, а впоследствии дают ему ориентир при выборе правильного жизненного пути. Ведь честность и порядочность в конце концов всегда побеждают, поскольку это космический закон, повлиять на который человек не в силах.

autogear.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Калинин Владимир Сергеевич

курсант 3 курса, факультет очного обучения, ВЮИ ФСИН России, г. Владимир

E-mail:

nauka@vui.vladinfo.ru

Назарова Марина Григорьевна

научный руководитель, канд. филос. наук, кафедра гуманитарных дисциплин,ВЮИ ФСИН России, г. Владимир

 

 

Современный мир вышел на новый виток развития, началось формирование общемировых экономических, политических и культурных систем, которые значительно выходят за границы отдельных государств. Сегодня процесс глобализации приводит к тому, что усиливается неустойчивость и неравномерность мирового экономического развития, ослабляются национальные привычки и традиции, социальные связи, постепенно начинают размываться свойства национальной культуры. В этих условиях резко встает вопрос о сохранении государства, как совокупности культурных и национальных особенностей.

Национальные традиции, духовно-нравственные ценности и ориентиры молодежи начинают уступать место ценностям западного и американского общества. По-другому стали расставляться приоритеты ценностей: интересы личности, в большинстве случаев, ставятся выше интересов коллектива и общества. Постепенно меняются и другие нравственные ориентиры: приобретают положительное значение такие понятия из чужой жизни, как: «предприимчивость», «конкурентоспособность» и т.п., и наоборот, положительные в недалеком прошлом качества личности: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п., воспринимаются как нежелательные, или даже – отрицательные. Происходит вытеснение высокой культуры массовой или псевдокультурой, которая фактически вообще не признает необходимость ценностной системы, в результате чего нравственный релятивизм легко переходит в нигилизм [12, с. 198].

Семья и школа в современных условиях не всегда реализуют функцию воспитания культурной личности, т.к. они не могут конкурировать с массовой культурой, которая оказывает более сильное воздействие на формирование личности подрастающего поколения. Родители, основные ценности которых сложились в социалистическом государстве, не всегда могут найти компромисс между старыми нравственными принципами и новой рыночной моралью. По мере развития научно-технического и информационного прогресса происходит обездушивание человека. Человек, создающий что-то новое на благо общества, превращается в человека-потребителя, стремящегося к улучшению только своего положения, удовлетворению только своих потребностей. Сегодня возникает риск всеобщей культурной стандартизации, т. е. утверждения в качестве общих культурных ценностей российского общества системы ценностей западноевропейской и американской культуры, внедрения культа потребления. Культ вещизма, получение удовольствия, желание обладать чем-либо стали для большинства людей целью в жизни. Внимание уделяется только имиджу (т.е. искусственному образу), внешности и наличию благ материального мира. В общественном сознании происходит подмена ценностей: о человеке поверхностно судят только по внешним качествам и наличию материальных ценностей, и не задумываются о том, кем он является на самом деле, какие у него душевные качества. Опасность перенимания западных традиций и ценностей заключается также и в том, что сознательно разрушается историческая социокультурная система России, складывавшаяся веками. Вместо родной речи, насыщенной пословицами и поговорками, русский язык засоряется иностранными словами и блатным жаргоном. Под угрозой исчезновения находится то, что накапливалось столетиями, создавалось интеллектом, духом и талантом нации – разрушаются памятники архитектуры, утрачиваются архивы, произведения искусства, забываются народные традиции, мастерство народных умельцев. В общественном сознании все сильнее распространяется индивидуализм, эгоизм, равнодушие, немотивированная агрессивность и цинизм, неуважительное отношение к социальным институтам и государству в целом. Происходит обеднение культурных потребностей молодежи. А ведь молодежь является стратегическим ресурсом развития нашего государства, носителем его будущего. Это такая социальная группа, которая находится в стадии социального становления и развития.

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются:

  1. Социально-экономические причины – социальная и экономическая нестабильность российского общества на протяжении последних двух десятилетий, и следствие этого – обнищание значительной части населения; растущая безработица; трудности в трудоустройстве молодых людей; скучная и малоинтересная работа;
  2. Утеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений [4, с. 21];
  3. Различия между поколениями;
  4. Особенности возрастной психологии. Молодежь независимее, эмоциональнее, более динамична. У большинства еще нет профессии, семьи, того круга разнообразных обязательств и обязанностей, которые с возрастом приобретает любой взрослый человек;
  5. Стремление молодежи создать свой интересный, осмысленный и значимый досуг, особый мир ценностей, обрести круг единомышленников, а также возможность самовыражения.

Сегодня молодежные субкультуры могут различаться по классовой и (или) этнической принадлежности, полу, возрасту, могут отличаться от других своими взглядами на искусство, человека, природу, стилем жизни, укладом, моральными ценностями, музыкальными предпочтениями и другим признакам. Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры [9, с. 34]. Это вызвано стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее своей субкультуре. Отмечается, что субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер [9, с. 35]. Такие движения, которые вступают в конфликт с ценностями традиционной культуры, носят название «контркультура».

Одним из самых ярких примеров контркультуры является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон, от основной культуры [8, с. 164]. В результате чего образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки [4, с. 28]. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта являются основными источниками проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде [2, с. 486].

Развиваясь, субкультуры начинают вырабатывать единообразный имидж (стиль одежды), язык (сленг, жаргон), атрибутику (татуировки, символику), а также одинаковое мировоззрение для своих представителей молодежного объединения. Особая манера поведения и имидж выделяет «своих» (представителей данной субкультуры) среди остальных людей. Имидж для члена такого объединения – это не только одежда, это еще и демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура [10, с. 119]. Например, вызывающий имидж панков отражает протест и борьбу, мрачный стиль готов выражает уважение к смерти, а унисекс скинхедов демонстрирует близость к рабочему классу. Постепенно целые стили или отдельные элементы одежды проникают в общую культуру. К примеру, военизированные ботинки «Dr. Martens» скинхедов уже давно стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды «Готический аристократ» и «Готическая лолита» теперь не только элемент субкультуры готов, но и также элемент японской моды. У представителей неформальных объединений развивается свой язык. Частично он берется от субкультуры прародителя, а частично вырабатывается самостоятельно. Многие слова сленга – это неологизмы, большинство из них имеют непродолжительную жизнь, но некоторые из них закрепляются в языке надолго, выходя за границы создавшей его субкультуры, проникая в живую обиходную речь.

В молодежной субкультуре можно выделить самые распространенные в настоящее время подвиды субкультур:

1.Асоциальные молодежные объединения. Они не интересуются социальными проблемами и не представляют угрозы обществу. Как правило, это молодежные неформальные объединения, в названия которых отражаются особенности их поведения или внешнего вида. Например, панки и рокеры. Очень часто они связаны с определенным музыкальным стилем;

2.Антисоциальные объединения. Их деятельность может принимать агрессивные, социально опасные формы. Они открыто противостоят государственным органам власти. Примером может служить такое антисоциальное молодежное объединение, как скинхеды. Среди них немало пропагандистов фашистской идеологии. Скинхеды выступают против увеличивающегося в России числа мигрантов, которые образуют свою субкультуру (некое маргинальное образование). Эта субкультура, разрастаясь, может вытеснить представителей коренной национальности. Таким образом, есть объективные причины, являющиеся стимулом развития движения скинхедов. Однако эти причины должны решаться на государственном уровне цивилизованным путем;

3.Просоциальные объединения. Они действуют во благо обществу, борясь за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасая памятники культуры, безвозмездно помогая реставрировать их, заботясь о престарелых людях и инвалидах. Примером такого просоциального объединения является экологическая организация «зеленых»;

4.Музыкальные субкультурные объединения молодежи. Примером могут служить такие объединения, как эмо, представители хип-хопа, альтернативщики, металлисты и др.

Таким образом, молодежная субкультура – это многогранное явление общественной жизни. Субкультуры постоянно развиваются и изменяются. Они все сильнее охватывают человечество, их разнообразие увеличивается, и если некоторые из них носят агрессивный, антиобщественный характер и тенденции, то причинами являются нестабильность социальной, экономической и политической жизни общества.

В.И. Лутовинов пишет: «Социальный мир XXI века, в который вступает Россия, требует своего собственного осмысления, связанного со сменой вектора общественного развития, норм и ценностей, уклада жизни. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей» [5, с. 18].

На современном этапе развития российского общества правительство, система образования (семья, школа, вузы) должны уделять больше внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, т.к. от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны, поэтому необходимо развивать такое направление как государственная молодежная политика.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества [11, с. 17].

В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острейшей проблемы восстановления системы воспитания патриотизма как основы укрепления государства. Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [3, с. 7]. Патриотизм является основой объединения и гармонизации современного российского общества, способом сохранения его культурного своеобразия, он неразрывно связан с интернационализмом; чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм как одна из устойчивых характеристик человека выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3, с. 2].

Сегодня вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен сочетаться с «личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому этим нужно заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период» [6].

В настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек [5, с. 19]. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, – такие как Суворовское и Нахимовское военные училища, добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), военно-патриотические клубы [1], – а также появилось множество новых патриотических организаций, но все-равно ощущается их нехватка.

Высокий патриотизм и идея государственности являются основанием, на котором должна строиться духовность современного российского общества и его будущего. Сегодня разрабатывается общенациональная идея – общая идея для каждого человека, семьи, всех народов нашего государства. Она соответствует патриотической идеологии, способной объединить общество на основе общенациональных ценностей, социального идеала, интересов и смысла жизни человека. Российская Федерация должна выступать как целостное, исторически сложившееся образование и межэтническое единство.

Реализация задач воспитания гражданского патриотизма находит отражение в Государственных Программах патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы, 2006 – 2010 годы, на 2011 – 2015 годы [7].

Таким образом, основными задачами государства на современном этапе развития общества являются: выработка у молодежи способности адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, условиям рыночной экономики, желания самостоятельно решать свои насущные проблемы, участвовать в управлении и самоуправлении. По-прежнему актуальной остается задача по формированию патриотических чувств и сознания молодежи, основанных на духовно-нравственных ценностях традиционной российской культуры.

 

Список литературы:

  1. Быков Е.С. Поисковая работа как средство патриотического воспитания студентов педагогического вуза // Студенческий научный форум: IV Международная студенческая электронная научная конференция 15 февраля – 31 марта 2012 года. URL: htpp:www.rae.ru/forum2012/pdf/0540.pdf(дата обращения: 12.03.2012)
  2. Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке / Под ред. Лукова В.А. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2006. -680 с.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П 4 от 21.05.2003). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  4. Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. М.: Фаир-пресс, 2004. -608 с.
  5. Лутовинов В.И., Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХIвека: прошлое или будущее России: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Волгоград, 19 – 20 ноября 1998 г.) – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 17–22.
  6. Медведев Д.А. Видеоконференция в приемной Президента России от 09.04.2009. URL: http://news.kremlin.ru/(дата обращения: 14.01.2012)
  7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 (ред. от 06.10.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  8. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. -264 с.
  9. Свечников С. К. Молодежь и рок-культура: методическое пособие. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2007. -220 с.
  10. Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – №3. – С. 117–127.
  11. Социальная работа: учеб. пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К, 2011. -364 с.
  12. Челомбицкая М. П. Лавинский Н. Г. Ценностные ориентиры современного общества // Молодой ученый. – 2011.– №12. Т.1. – С. 198–201.

sibac.info

Нравственные ценности в современном мире

Новости и общество 27 сентября 2012

На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию, поскольку они интуитивно чувствовали правильность этого пути в жизни. В то же время во все времена были тираны и преступники, которые стремились к власти, тоталитаризму и войнам, в результате которых можно было захватить чужие богатства и получить еще больше власти. Однако, несмотря на все препятствия, нравственные ценности всегда воспринимались как главный фактор в определении человека и его места в обществе.

Ученые и мыслители прошлого замечали, что нравственность является неотъемлемой частью каждого человека, поскольку она в нем заложена от рождения. Доказательством этого является тот факт, что не бывает плохих детей. Все дети с точки зрения психологии и высшей этики являются хорошими, поскольку в них нет еще взрослого взгляда на жизнь и стремления к наживе, богатству, власти над другими людьми. Ребенок может плохо себя вести, но это не значит, что он плохой. Каждому ребенку необходимо прививать нравственные ценности, поскольку именно они должны стать для него главным ориентиром в нашем неспокойной мире.

Главной особенностью современности является абсолютизация понятия «свобода». Именно она становится главным критерием выбора пути развития для человека. Конституционные права, закрепленные законом, стали для многих людей главным фактором при совершении тех или иных деяний, и это, к сожалению, является не очень хорошим показателем. Если раньше нравственные ценности четко определяли понятие добра и зла, то сегодня такие различия практически не делаются, поскольку нет больше четкого понимания этих значений. Злом считается нарушение определенного закона и совершение противоправного действия, нарушающего свободу другого человека. Если же законом какое-либо действие не запрещено, то оно автоматически становится разрешенным и правильным. В этом и заключается самое отрицательное, в особенности для наших детей.

Главным определяющим фактором, который играл значительную роль для развития и усовершенствования человеческой души и духовных ценностей, являлась религия. Сегодня же она сведена к простому обыденному ритуалу, который больше не несет никакого духовного значения. Несмотря на то, что люди продолжают крестить детей, праздновать Пасху и Рождество, они больше не вкладывают в эти священные праздники духовного смысла. Это стало обыденностью, в результате чего нравственные ценности у большей части людей значительно снизились.

Свобода стала главным фактором в развитии современного человека, который сегодня в поступках и действиях руководствуется не понятиями «нравственно или безнравственно», а «законно или не законно». Все было бы хорошо, если бы наши законы принимались действительно честными и порядочными людьми, а также соответствовали нормам морали и чести.

Хорошим примером могут стать нравственные ценности в философии, поскольку для мыслителей и мудрецов превыше всего справедливость, честность и правда. Поэтому современному человеку было бы полезно окунуться в древнюю мудрость и ознакомиться, по меньшей мере, с известными изречениями мыслителей прошлого. Что же касается наших детей, то им крайне необходимо с самого раннего возраста узнавать от нас, взрослых, об основах правильного поведения и отношения к другим людям. Морально-нравственные ценности играют в этом деле главную роль, поскольку на начальном этапе развития помогают ребенку удержаться от неправильных действий и поступков, а впоследствии дают ему ориентир при выборе правильного жизненного пути. Ведь честность и порядочность в конце концов всегда побеждают, поскольку это космический закон, повлиять на который человек не в силах.

Источник: fb.ru

monateka.com

Нравственность Современного общества | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Баранова Л. В. Нравственность Современного общества [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1556/ (дата обращения: 21.10.2019).

Мораль… никогда не падает и не рушится,

она просто меняется.

Александр Никонов

Нравственность Современного общества основана на простых принципах: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; права всех людей равны. Поскольку главный лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого. Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека — это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нельзя непосредственно покушаться на чужое: жизнь, здоровье, имущество, свободу — вот минимум требований. Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят — вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших — нет преступления» [1, с.17].

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия.

Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля [2, с. 214].

Ходить голым по улицам - аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй - безнравственно. Почувствуйте разницу. Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности. Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

Все приведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора. Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания.

Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты.

Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. С другой стороны, по словам основателя организации Internet Freedom Криса Эванса, «60 лет исследований влияния СМИ на общество не обнаружили связи между жестокими изображениями и жестокими действиями». В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз [3, с. 141]. Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется.

Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее [4, с. 58].

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны — сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор — максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).

Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. Большинство российских предпринимателей говорят, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч. и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д. [5, с. 311]

Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.

Можно возразить, что «вседозволенность допустить нельзя!». И этот тезис абсолютно верен. Вседозволенность — это дозволение одному человеку причинять вред другому. Например, безопасный добрачный секс не является вседозволенностью, т.к. каждый из участников не видит в этом какого-либо ущерба для себя. А вот «высокоморальный» Иран — это государство вседозволенности: в уголовном кодексе этой страны, основанном на нормах шариата, предусмотрена казнь женщин через забрасывание камнями за некоторые «сексуальные преступления». Причем специально оговаривается, что камни не должны быть слишком большими, чтобы жертва не умерла сразу. Подобное садистское убийство несомненно является вседозволенностью.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

Человек переходного периода (переход от индустриального общества — к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество.

Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты).

Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно. Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

— «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

— «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

— «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

— «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность» [6, с. 35].

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно). Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.

Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни». Вне всякого сомнения, Современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы [6, с.31].

Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», а на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека. В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов. Ведь невозможно развить себя за счет других - это можно сделать лишь в результате собственных усилий.

Литература:
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. — СПб., 2008.
2.Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.
3.А.Печчеи. Человеческие качества. // Мир философии, ч.2. — М., 1991.
4.Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М.,1992.
5.Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987.
6.Карл Ясперс. Духовная ситуация времени. // Человек и его ценности. — М., 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): Современное общество, Современная нравственность, общество, мораль, свобода, нравственность, имя Бога, индустриальное общество, исторический опыт, личной успех.

moluch.ru

Папмамбук

«Нравственные ценности в современном мире»
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.
Апулей
Вопрос нравственных ценностей во все времена стоял очень остро. И на сегодняшний момент эта проблема очень актуальна. Многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество стало бездуховным, чёрствым и равнодушным. И по-моему мнению это происходит потому, что мы перестали читать. Серьёзное влияние на нас оказывает СМИ, особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Ведь мы копируем с ведущих, героев фильмов и сериалов, развлекательных программ как надо себя вести с друзьями, девушками, родителями. И в большинстве случаев этот пример отрицателен. Здесь я задумался о поколении моих родителей, бабушек и дедушек. Почему раньше разводов было намного меньше, чем сейчас? Почему ударить женщину это было позором? «Деньги, обеспеченность, гламур и т.д.» именно такие слова мы можем услышать от современного подростка. А где же честь, доброта, богатство внутреннего мира? Все эти понятия постепенно утрачивают своё влияние в обществе. И единственный способ, который помогает мне развиваться, не утратить важных для себя ценностей – это чтение книг.
Совсем недавно я познакомился с творчеством Людмилы Улицкой. Людмила Улицкая – современная русская писательница, известная своими произведениями, в которых затрагиваются такие вопросы, как нравственность и религия, вера и цинизм, любовь и долг, честь и достоинство. Я только начал изучать ее произведения. Но одно произведение меня затронуло до глубины души. Это повесть «Сонечка». Насколько главная героиня по своему характеру похожа на меня. Очень привлекло спокойное, ровное, но в то же время затягивающее повествование.
Бегство от жизни, которое у главной героини заключалось в чтении, меня никак не оттолкнуло: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги». Я считаю, что иногда у всех людей случаются такие моменты в жизни, когда хочется уйти, спрятаться, углубившись в интересную и захватывающую книгу. Это так называемое «чтение в запой». Автор, я думаю, хотела донести до читателей, что в книгах очень часто мы можем найти ответы на сложные для нас вопросы. К тому же, автор представляет нам героиню с огромнейшим духовным миром, свободную от формальностей советского времени, что тоже является достоинством. Книги научили её жить, ничего не прося, радоваться всему, что имеешь, быть благодарной и видеть в людях только хорошее.
Эта повесть мне понравилась и тем, что это просто история из жизни, без каких-либо закрученных сюжетов. Ведь она человек с открытой душой и большим сердцем, которая беззаветно любила мужа, которая никогда не сомневалась в его словах и поступках, которая соглашалась с ним всегда и во всём. Для нашего времени такая искренность и теплота очень редкое явление. Возможно, автор пытается сказать нам о том, что такие чувства имели место быть и должны чаще встречаться и в наши дни. В прошлые времена чувства играли самую главную роль, а не погоня за деньгами или другими материальными ценностями. Раньше у всех социальное положение было одинаковым, и замуж моя бабушка и моя мама выходили по любви. Любовь эта сохраняется на протяжении всей жизни, с каждым годом она становится только сильнее. Главная героиня поступает так, как её учат книги. Она благодаря своей мудрости, глубочайшим чувствам приняла измену как «должное», но никак не ожидала «предательства» со стороны самого важного и любимого человека в её жизни.
Разочаровывает в этой повести только то, что Сонечка так и не поняла, что она заслуживала счастья. Спроси ее, счастливо ли она свою жизнь прожила, я уверен, что она бы ответила: «Да!».
Доброта, отзывчивость, прощение, честь и достоинство – вот главные ценности, которые мы должны воспитывать в себе. И в этом нам могут помочь только книги.

www.papmambook.ru

Доклад — Нравственные ценности и эстетика в жизни современного человека

Содержание

 

Введение

Нравственные ценности и их роль вжизни человека. Свобода и ответственность

Понятие эстетического. Добро икрасота в духовном опыте современного человека

Религия и ее роль в современноммире

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

С момента формированияобщества начали свое существование нравственные ценности. Они определялижизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.

Свобода для человека невовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставалсяподневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества итрадиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он небудет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых онбудет жалеть.

Как было бы прекрасно,если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.

Религия все также как вдревние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяетмиллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормыповедения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласийвозникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.

 


1.Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность

К важнейшим философскимвопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовнаяжизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе егосуществования.

Ценности, обеспечивающиежизнь человека — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе.

Правила нравственностисодержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственныеценности были неразрывно связаны с религиозными системами.

В античности появляютсясамостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем,важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм.Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания отом, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно.Неморальное поведение трактуется как незнание

Гедонистическая этикапредставляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античнойфилософии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используемназвание «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками»,или киниками, в античной философии называли философскую школу, представителикоторой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм — учение,последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, училиравнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральныхценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становитсялюбовь к Богу и «приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрожденияформируется гуманизм как философская и этическая система, представляющаячеловека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.

В XVIII в. идею о том, что главнойкатегорией нравственности является долг, развивал Эммануил Кант. Онсформулировал «категорический императив» — моральный закон, которому должныподчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякоевремя могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Нравственные ценностииграют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либонельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишьсяненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречитнравственным ценностям.

Родные, друзья, близкие ите кто нас окружают – это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью,доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правилповедения мы просто не сможем существовать.

Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода, возможность нравственногосамоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляциичеловеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле — мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы каквыбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решениемчеловека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, чтоволя человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствиемнеких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему рукуХриста, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.

Еслиотвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, при которомчеловеческая жизнь представляет собой жесткую цепь накрепко связанных друг сдругом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни — этозаконы-тенденции. Они являются статистическими, то есть действуют только набольшом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуютвероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать.Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек воленпредпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли извозможности выбора может и должна перейти в действительность выбора —воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.

Человеческаяволя имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит отнекоторых условий:

Условие1. Для реализациисвободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Есличеловек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозойсмерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своемуусмотрению — он не выбирает и не свободен, по крайней мере в практическомотношении.

Условие2. Для того чтобысвободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способностьувидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд,осознанность — необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут.Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе», то в 99% случаяхвыбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.

Бывает,что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желаетотказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим.Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать —тоже поступок.

Неоказать помощь — промолчать, закрыть глаза — это тоже свободное решение. В неменьшей степени данное положение относится в выбору между равноправнымиценностями. Если ты не выбрал — значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чащевсего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтомууклонение от выбора — не более чем самообман.

Ответственность— оборотная сторона свободы, ее « alterego» — второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегдасопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянноеим.

Вестисебя ответственно —значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласнологике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и надругих. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждогосвоего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий.Ответственное поведение в этом смысле — это поведение разумное и в хорошемсмысле слова расчетливое — поведение того, кому не все равно, что будет с ним ис другими. Ответственность означает также способность правильно понять нуждыкак других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя поотношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбео помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие испособствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого черезколено», — это всегда безответственное отношение к нему. То же касаетсяотношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своемсохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, недавая воли иррациональным страстям.

Первым важнейшим условиемответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек былсвязан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выбореговорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственнымза то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не могпоступать сообразно своей воле.

Вторымважнейшим условием полноты моральной ответственности человека являетсяпреднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, чтохотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принеслидругим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, чтонепреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее неснимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга — онтакже испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдаеттакого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении соружием — то есть за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздовыше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед,часто вовсе «без вины виноватые», переживают весь груз ответственности заслучившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, этопроисходит потому, что нам трудно утешиться ролью «игрушки судьбы» и «орудиярока». Всегда возникает вопрос: «Почему именно я, а не другой?» Мы не желаембыть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытыйсобственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужойжизненной истории, и эта «личностная интерпретация» случившегося заставляет насчувствовать ответственность.

Ответственному поведениюпротивостоит безответственное — это поступки «на авось», действия, которыесовершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других.Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточнойсамоуверенностью, а часто — и с тем и с другим. Когда человек безответственносовершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степенинеопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбораоказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, ктовтянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид неиспытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, неконцентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что«нелегкая вывезет», и часто ошибается.

И вот здесь вступает всилу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую«несут». «Нести ответственность» — значит принять на себя все последствиясовершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В своюочередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалитьпоследствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственнуютрусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавшийчеловека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственнуюморальную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, — этоответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственнуюмораль — самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр илибезудержно жесток — это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принятьна себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь,что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, — ты лжешь, потомучто последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание,разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь,богатство или славу, потому что всякий результат — результат его свободноговыбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственныепоступки.

 

2. Понятиеэстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

 

Мирчеловека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способенна любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Исоответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное.Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенногоориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущаетсяпотребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должногозначения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считалисамостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику.Почему?

Греческое»эстетикос» означает «относящееся к чувству». Но чувствосчитали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности.Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не толькоподчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамкахкоторой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное.Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного,а искусство — как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизируеткатегорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементысопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно имаксимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркиваясвоеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как«целесообразность без цели». Эстетическое суждение не заинтересованов чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человекаэстетическое начало имеет свою особую нишу.

Где икак существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков:эстетическое, а сюда входит и красота, — это свойство предмета. Такой ответ спозиций понимания знакового, символического характера эстетического являетсядовольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическоеобъединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как«природники», считающие эстетические свойства принадлежащимиобъектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайнаэстетического состоит в удивительной согласованности «лица» предметас внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическомотношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все начеловечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешнимокружением.

Ценностныйхарактер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в немпрекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремитсяне к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мирэстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половинучувственного восприятия.

Встремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивогочеловек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощениекрасоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.

Выражатькрасоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль,чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура,литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративноеискусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случаемузыки — звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальныхинструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты.Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностнымпереживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужествавоина, защищающего родину.

Дляконструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различиемежду, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны,техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое«технэ» означает искусство, мастерство. Как художник, так и техникявляются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают.Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качествесимвола красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит вего полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаяхтехническое изделие является и произведением искусства, но это имеет местодалеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мираэстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия непротивостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, ножелательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна,художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово«дизайн» английского происхождения и весьма удачно отражает сутьтехнической эстетики. Оно состоит из корневой основы «зайн» (знак,символ) и префикса «ди» (отделение). Дизайнер осуществляетразнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир втехнические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника— это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого«Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее,противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой надпристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий». И я, пожалуй,соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояниечеловека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторывлияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это можетпроявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.

Красотаже в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, напримердевушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят времяв салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» — пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений ине вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен идушой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятсявнешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты,по моему мнению, будет всегда.

3. Религия и ее роль в современном мире

Религия(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня,предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мираосуществляется через его удвоение на потусторонний — «земной», естественный,воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный»,сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного(теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального,жизненного, предметного,— черта всех форм его духовного освоения людьми.Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии —в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозногомировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидностисверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера — способ существования религиозногосознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннеесостояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ —система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления,чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, синдивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личнымтворчеством. То и другое — обязательные «полюса», условия жизни религиозногосознания.

Религиозныепредставления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека.Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существуетмножество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, какхристианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большоечисло приверженцев в разных странах. Религия — социально организованная (и организующая)вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самымвоплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

Природарелигиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнеговремени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оноистолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире ичеловеке. Между тем религия — определенное явление духовной культуры, формаидеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание иобщественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческимпеременам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?

Исследованияпоказывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленныхсилах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отраженопостоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественныхпроцессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственныесилы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религияразвивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил,как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о«высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические ибожественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюдасмешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. Откошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.

Поклонение«высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа,достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает вседемоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец — сын» идругими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека.Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людейкультурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желаниеумилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным ихпочитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого моментасвязано развитие в рамках религиозного сознания — на высших его ступенях —этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение кбожеству нередка придает вере светлый, радостный характер, способствуяформированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия— сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое неукладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из историческихмиссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность,выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода,значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но врелигиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи:фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом инастоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разнымигруппами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначнооценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.

Религия— явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическимизакономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечномитоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественногомирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, вкоторых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей наобщественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.

Это взначительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своемуотражает огромный реальный жизненный опыт человечества, храпит системуэмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни,нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощьюторжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувствалюбви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга,справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать спереживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностнуюсторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовностичеловека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспектачеловеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредствомприродных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальнойстороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается какнечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическомутолкованию, регулированию.

Можносделать вывод, что религия была и остается важнейшим фактором формирования моральноустойчивого и гуманного общества. Ведь религия дает человеку понять, что такоехорошо и что такое плохо; почтение к предкам и уважение к родителям.

Заключение

 

Ценности, обеспечивающиежизнь человека — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе. Этими правилами и должен руководствоваться человек в своей жизни.

Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода… Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле — мы не свободны. Однако в полный рост свободными мы небудем, так как мы зависим от нравственных общественных устоев изаконодательства. Ну конечно ответственность за свои поступки должна бытьзаложена в человеке с детства, без нее не будет личности как таковой.

Эстетическое —метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Онаотражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному,низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикамжизни и искусства.

Добро лежит внутричеловека. Добро должно совершенствовать мир, делать его лучше, ведь чем большедобра мы делаем тем больше оно к нам возвращается. Но если добро и красотаобъединятся наша жизнь заблистает всеми красками жизни.

Ну и в заключении скажу орелигии. Она держит наши умы, поступки в определенных нравственных рамках, учитуважать родителей и почтенно относиться в старшим. В наши дни это не всегдатак, но все-таки в своем большинстве мы стараемся держаться этим нравственнымрамкам.

Списокиспользованной литературы

 

1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т.«Философия». – М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.

2. Спирин А.Г. «Философия». – М.:Гардарики, 2004. 279-283 стр.

3. Рычков А.К. «Философия». – М.:Владос, 2004. 173-175 стр.

4. Гучилов Н.Ф. «Философия». – СПб.:Питер, 2004. 298-301 стр.

5. Кохановский В.П. «Философия». –Ростов на Дону: Феникс, 2005. 340-342 стр.

6. Губин В.Д. «Философия». – М.:Проспект, 2007. 184-187 стр.

7. Алексеев П.В., А.В.Панин«Философии». – Проспект, 2008. 365-367 стр.

8. Разин А.В. «Философия». – М.:Гардарики, 2006. 304-307 стр.

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *