Нравственный долг: Регулятивное значение нравственного долга

Регулятивное значение нравственного долга

Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматривается, что такое нравственный долг, нравственный долг с позиции значимой составляющей как в восприятии мира, так и в воспитании. Можно увидеть в статье две причины, которым нельзя судить о нравственном долге и обязанности как тождественных понятиях. Указана значимость воспитания в подрастающем поколении внутреннего чувства долга. Стоит отметить, что нравственный долг очень схож по значению с совестью, честью. Приведена аргументация из литературных источников, чтобы рассмотреть поступки героев, которые поступали, действуя на основе нравственного долга.

Ключевые слова: долг, зрелость, мораль, нравственность, нравственные качества, нравственный долг, обязанность, совесть

Библиографическая ссылка на статью:
Домнина А. И., Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М. Регулятивное значение нравственного долга // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88237 (дата обращения: 05.07.2023).

Проблема нравственного долга волнует человека в любую эпоху. Нравственный долг можно назвать синонимами таких качеств как «честь», «совесть». Принадлежность к важнейшим ценностям морали дает нравственный долг относить к регулятивным элементам сознания.

Нравственный долг – это своеобразная точка пересечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Человек должен понять, что он хочет, а что должен сделать. Когда он встанет перед данным вопросом, тогда уже можно будет говорить о нравственной зрелости и сознательности данного индивида.

Обязанность и нравственный долг тесно переплетены между собой, но, стоит отметить, что имеют отличия. Обязанность – это совокупность действий, которые соответствуют требованиям, выдвигаемым окружающими людьми, государством, обществом в целом.

Обязанность имеет повседневный характер, то есть не обязательно они могут нести нравственный смысл. Также отличие нравственного долга от обязанностей заключается в том, что нравственный долг исполняется добровольно, законом это не регулируется.

Внутреннее чувство долга нужно развивать с самого раннего детства. Среди множества равнодушных к чужому горю людей, заботящихся лишь о своём благополучии, есть и те, кто никогда не откажет никому в помощи. И помогают такие люди другим без каких-либо видимых на это причин, бескорыстно. Главный мотив помочь нуждающемуся человеку – это нравственный долг. Нравственный долг – это не подвиг, это внутренний голос, заставляющий поступать человека по законам совести. Поэтому в современном мире очень важно создать нравственную атмосферу в семье для того, чтобы воспитать  в детях чувство долга, отзывчивость, милосердие.

Главный мотив людей при совершении благородных поступков – это нравственный долг. Люди поступают по нормам морали не из-за секундного импульса, а в силу норм поведения, которые в них воспитали. Именно в этих словах и кроется суть нравственного долга.

Данная тема волновала писателей в разные эпохи времени. Писатели переносили нравственные качества на героев, чтобы показать читателям, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Вспоминается роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы – это эталон семьи, в которой царят любовь, взаимопонимание и доверие. В семье  детям прививают нравственные и моральные ценности. Вспоминается эпизод, когда Ростовы покидают Москву. Наташа видит во дворе раненых солдат, которых не на чем вывезти. Девушка убеждает родителей отдать подводы для раненых, чтобы спасти солдат.  Наташа не могла поступить иначе, потому что для нее нравственный долг стал нормой поведения, «направленной на помощь человеку, попавшему в беду».

Действует исходя из привычных представлений о нравственном долге и Мария Нарышкина, главная героиня произведения Платонова «Песчаная учительница». Автор показывает нам молодую учительницу Марию Никифоровну, попавшую по распределению в глухое, затерянное в песках село. Она понимает, что должна не только научить детей грамоте, но и помочь людям бороться с песками. Учительница приложила все усилия, чтобы в селе стало лучше. Через некоторое время село было не узнать: люди стали «спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», «пустыня помалости зеленела и становилась приветливее». Учительница не могла оставить в беде жителей, потому что для нее нравственный  долг – это спасти село и бескорыстно помочь людям. Добрые дела Марии Никифоровны навсегда останутся в памяти жителей.

Таким образом, проблема нравственного долга актуальна в любую эпоху. Нужно стремиться, чтобы проявление нравственных качеств человеческой души стало для каждого естественной потребностью.

Библиографический список

  1. Артемов, В. М. Нравственность и право: этико-философское осмысление и практика сближения : [обзор одноименной конференции, прошедшей в апреле 2016 г.] / В. М. Артемов // Вопросы философии. – 2018. – N 3. – С. 207-210.
  2. Злотникова, Л. М. Нравственность в контексте человеческого развития / Л. М. Злотникова // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия : III Всероссийский научный форум “Наука будущего – наука молодых” : международная научно-практическая конференция, 14-15 сентября 2017 г., [Нижний Новгород : в 2 т.] / Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского [и др. ; под ред. З. Х. Саралиевой]. – Нижний Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2017. – Т. 1 : . – 2017. – С. 254-258.
  3. Распутин, В. Г. Нравственность или успешность? : [беседа с писателем] / В. Г. Распутин ; [беседовал Виктор Кожемяко] // Молодая гвардия. – 2015. – N 7/8. – С. 3-12 .
  4. Нестеренко, И. С. Новый взгляд на нравственность в XXI веке / И. С. Нестеренко, Н. В. Быкова // Культурные ценности нового поколения: связь из века в век : материалы V межвузовской научно-практической конференции / М-во образования и науки РФ, Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева (Выксунский фил.). – Нижний Новгород : НГТУ, 2014. – С. 110-113 .


Количество просмотров публикации:
Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»

Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг»

Главная » Сочинение

Сочинение

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Нравственный долг — самое ценное для действительно честного человека. Не выполнив его, он будет ощущать некую опустошенность. По-настоящему хороший человек не позволит личным желаниям победить необходимость в выполнении нравственного долга. А что же это за долг-то такой? Это добровольное обязательство, которое человек сам решает выполнять. Также можно сказать, что это моральный долг. А какой именно — решать только человеку. Защита слабых, уважение к старшим, помощь ближним, рождение детей и многие-многие другие примеры могут стать нравственным долгом.

В русской классической литературе авторы нередко обращались к данной теме, рассматривая ее как с положительной, так и отрицательной стороны. Ведь не всегда такой долг идет на пользу другим людям.

Тема нравственного долга ярко поднимается в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль». Персонаж Данко выбирает тяжелый, но правильный для себя путь. Он жертвует собственной жизнью и вырывает у себя сердце. Им он освещает путь другим людям. Чистая, непорочная душа Данко не позволила ему отказать в возможной помощи. Он не думал ни секунды перед тем, как пожертвовать своей жизнью. Его нравственный долг заключался в спасении людей, потерявшихся в лесу. И он его исполнил, за что в глазах читателя и получил статус героя. Вот только люди вскоре о нем забыли, но такова человеческая натура — забывать плохое (темный лес) ради того, чтобы видеть вокруг хорошее (будущее). Именно поэтому старец и наступил на сердце Данко — чтобы люди смогли побыстрее оправиться от ужаса и начать жить дальше.

Интересно отметить, что иногда этот нравственный долг может идти его исполняющему не на пользу. В сказке Александра Сергеевича Пушкина «Золотая рыбка» мы видим семью из деда и бабки. Дед исполняет свой нравственный долг главы семьи. Он делает все, чтобы содержать себя и свою любимую (хоть та того и недостойна). Поэтому он готов ей слепо подчиняться, бегая к волшебной золотой рыбке. Его желание стать для семьи добытчиком, как это и заложено природой у мужчин, побеждает здравый смысл. В итоге, долг-то он исполняет даже в большей мере, чем требуется, но делает ли это его счастливым? Вряд ли. Нравственный долг ему в тяжесть, но поделать ничего он попросту не может.

Отрицательная же сторона такого долга отлично показана в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников видел свой долг в познании своей сущности: тварь он дрожащая или право имеющая. Вот только познавать это он решил при помощи убийства старухи-процентщицы, а затем и ее беременной сестры. Стоило ли того его «испытание»? Едва ли, ведь человеческие жертвы, пускай и не самых лучших представителей, недопустимы.

Отнимать жизнь положено только Богу, к чему Раскольников и придет к концу произведения. Религия сможет открыть перед ним ответы на волнующие его вопросы. Интересный финал, особенно учитывая, что Федор Михайлович был далеко не верующим человеком.

Выходит, что далеко не всегда нравственный долг — это что-то светлое и гордое. Иногда этот долг может приносить другим людям боль. Но, если нравственный долг направлен на пользу и помощь ближним, то его и правда можно считать светлым. Классики русской литературы отлично это понимали, поэтому и показывали этот самый долг с разных его сторон: светлой и темной.

словосочетание моральный долг | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом долг.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Все это сделало материальную реформу неотложной мораль долг .

Из Кембриджского корпуса английского языка