Нравственный конфликт: Нравственный конфликт — что это такое, способы разрешения

Содержание

практика и теория – Философия. Основные понятия о философии

Нравственный конфликт: практика и теория

Виссарион Григорьевич Белинский сто лет назад писал:

«Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то, в этих отношениях и больше нигде, должно искать примет нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственности он держится».

Читать далее «Нравственный конфликт: практика и теория»

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Нравственный конфликт: практика и теория

Среди ученых-этиков нашей страны существует мнение, что такое сложное явление, как нравственный конфликт, заслуживает специального глубокого и всестороннего изучения.

Полнота единства мнений в этом вопросе еще не достигнута. Одни связывают нравственный конфликт с самим источником, с природой морали. Другие подчеркивают, что нужно прежде всего выявить, что человек считает ценностью, как эти ценности «сосуществуют» друг с другом, что может человек приказать самому себе (может ли он потребовать от себя не поддаться, например, соблазну выгоды, а поступать как должно, как правильно). Читать далее «Специфика нравственного конфликта»

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Специфика нравственного конфликта

Обратимся к нравственным конфликтам, которые происходят тогда, когда люди, вступающие в них, в разной мере освоили заповеди нравственного кодекса строителя коммунизма. Известно, что этот кодекс, составляющий основу советского образа жизни, включает, например, такие положения — добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга; непримиримость к нарушителям общественных интересов и др.

Такой конфликт происходит в рамках единой нравственной нормы. Читать далее «Как «работает» нравственный конфликт»

Страницы: Страница 1, Страница 2, Страница 3, Страница 4

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Как «работает» нравственный конфликт

Если можно просто так уговорить», — поется в старой популярной песенке. В самом деле, зачем красть нынче красотку? Уговорить — и все.

Я бы не стала рассказывать эту историю, если бы не ее «классический» конец. Дело казалось совершенно безнадежным, когда я натолкнулась на его «слушание» или, лучше сказать, рассмотрение в инстанциях ГАИ.

Читать далее «Для чего красотку красть!»

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Для чего красотку красть!

Интересные встречи» — так называется клуб официально. В интернате бывали всякие начинания, и вскорости они проходили.

А это закрепилось. Иногда клуб называли между собой «посиделки». Лучше бы его назвать «Когда интересно». Потому что когда неинтересно, все тихо-мирно расходились, у каждого обнаруживались самые неотложные дела. Не получались встречи обычно и в конце четверти — все нервничали, было трудно сосредоточиться на «высоких материях». Высокие материи — это темы, предложенные для обсуждения на встрече.

Читать далее ««Клуб интересных посиделок»»

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи «Клуб интересных посиделок»

Автобус чихал и кашлял уже три часа, вперевалку двигаясь по узкой горной дороге.

В затылок Григория Даниловича жарко дышал перегаром чачи сосед, приглашая к беседе, мешая любоваться природой. Опасная дорога, шедшая по краю узкого ущелья, казалась Григорию Даниловичу величественнее всего, что видел он в других уголках Кавказа, в Карпатах, на Дальнем Востоке, на Алтае за прошлую свою маетную, корреспондентскую жизнь.

Читать далее «Сельский колдун»

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Сельский колдун

Так именно и заявил он в отделе кадров, куда его вызвали, чтобы сообщить о новом назначении.

Это было через несколько дней после того, как получил он диплом об окончании вечернего института. Ему объясняют: существует решение, целый ряд указаний о том, чтобы трудоустраивать на новых должностях тех, кто получил образование. Обычно окончившие вуз сами приходят за новым назначением, а он, Федор Дементьевич Фролов, почему-то отказывается.

Читать далее ««Не надо меня выдвигать»»

Страницы: Страница 1, Страница 2

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи «Не надо меня выдвигать»

Этот городок в Западной Грузии совсем но похож на курортный. Город какой-то хоть и «вальяжный», а в то же время деловой. Все здесь свои. Все знают друг друга.

Прихотливые южные растения и высокие трубы, дым над городом. Дворники собирают кучи листьев, и потом, подобно курильницам, испускают они необыкновенный аромат: деревья тут эвкалиптовые.

Читать далее «Дела о Минотавре»

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Дела о Минотавре

Новенькая, свежими красками выписанная вывеска «Чайная». Она еще долго будет вызывать фырканье и чертыханье.

Раньше, с довоенных лет и после войны, до самого последнего времени здесь была пивная. Не «автопоилка» и не какой-нибудь «Голубой Дунай». Скромный зал с большими окнами на шоссе, всегда чистенькие стойки, тридцать лет — во главе с одним и тем же «пивных дел мастером». Подмастерьев у этого мастера была немало.

Они сменялись, а «главный» оставался на месте. Влиятельная фигура в округе. И место для пивной было отличное. Рядом садик. Читать далее «Как бьют баклуши»

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Как бьют баклуши

Кто-то назвал имя уполномоченного районного отделения милиции, И вдруг разговор о милиции стал всеобщим. Это было неожиданно: о милиции на семейном торжестве, в разгар грузинского застолья…

Казалось, все население квартала небольшого приморского селения собралось в этом доме за традиционно щедрым столом. И повод традиционный — гость приехал. Соседи сообщали друг другу по секрету: это первый визит в дом соученика и друга по институту Магвалы, дочери хозяина. Магвала моложе его на два курса. О нем многие наслышаны, по слухам — будущий жених. Может быть, гость — завтрашний сосед. Читать далее «Детектив Гела»

Страницы: Страница 1, Страница 2

Автор adminОпубликовано Рубрики Нравственный конфликт: практика и теорияДобавить комментарий к записи Детектив Гела

Нравственные конфликты и способы их разрешения — Студопедия

Поделись  


Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.

В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.

К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.

Можно классифицировать конфликты и по их содержанию. Это проявление конкретных противоречий между должным и сущим в нравственном поведении личности.

К таким противоречиям относят:

– противоречия между знаниями нравственности и реальным поведением;

– между целью и средствами ее достижения;

– между мотивами и результатами деятельности;

– между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями.

Причиной внутренних конфликтов, по мнению психологов, может быть нарушение приспособленности личности к условиям деятельности, общения. Внутренний, или внутриличностный, конфликт – это определенное психическое состояние, выражающееся в противоречивости принимаемых решений, возникновении беспокойства, тревоги, сомнений, апатии.

Педагогу необходимо располагать определенной системой знаний, навыками, определенным инструментарием в области общения. Он должен совершенствовать формы межличностных контактов.

Знание психогигиены общения – важнейшее профессиональное требование и качество, без которого педагогу-мастеру не состояться.

Существуют прямые и косвенные методы устранения конфликта. Вот некоторые из прямых методов.

Приглашение педагогом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная, осуществляется уточнение фактов.

Независимо от суждений конфликтующих сторон педагог приходит к решению. Перед оглаской решения конфликтующим предлагается высказать все, что они считают необходимым в данной ситуации. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм и требований, способствует снятию остроты инцидента.

Педагог может предложить конфликтующим высказать свои обвинения на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий, советов участников собрания. Решение, принятое в ходе коллективного собрания, оглашается конфликтующим сторонам.

В случае если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, педагог может прибегнуть к административным мерам, так как конфликт может ущербно отразиться на учебном или производственном процессе.

Если названный выше случай оказывается недейственным, педагогу желательно разъединить конфликтующие стороны, направить в разные классы, группы, подразделения.

Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:

1. Метод «выхода чувств». Суть его в том, что человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса.

2. Метод «эмоционального возмещения». Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо («жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние.

Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны?..» Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее?.. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие».

3. Метод «авторитетного третьего». Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог.

4. Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов.

5. Метод «принудительного слушания оппонента». В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность.

6. Метод «обмена позиций». Враждующим предлагается обменяться ролями, т. е. взглянуть на ситуацию глазами оппонента. Метод, основывающийся на взгляде со стороны, обязывает конфликтующих соблюдать нормы этикета в общении.

7. Метод «расширения духовного горизонта» спорящих. Ссора протоколируется или записывается на магнитофон (видеомагнитофон). Ссора может быть остановлена, а ее запись воспроизведена с целью ее анализа.

Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) профессионально анализирует слова, суждения конфликтующих (в их присутствии), обнажая эгоизм, все примитивное, непринципиальное, что вызывает вражду.

Перед ссорящимися намечаются моральные ценности более высокого уровня, а также цели, в стремлении к которым ссорящиеся, возможно, едины, а не враждебны. Акцентируя внимание на высоких моральных ценностях, педагог (психолог) помогает враждующим оставить мелочные личные счеты и духовно переориентироваться.

И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.

Сложность разрешения конфликтов и устранения конфликтогенных ситуаций заключается в том, что лицу, разрешающему конфликт, необходимо совершить правильный моральный выбор. Правильный выбор возможен в том случае, если личность обладает истинными нравственными знаниями и убеждениями, сильной волей, способностью поддерживать нравственные отношения и следовать нравственной норме в любых обстоятельствах. Нравственные отношения и нравственная норма являются своеобразным моральным регулятором в конфликтогенной ситуации.

Нравственная норма выступает своеобразным требованием общества к личности, группе, коллективу. Она является важным условием предотвращения возникновения конфликтов.

Моральное требование – это в значительной мере конкретизированное предписание. Оно адресуется преподавателю в форме указания о необходимости следовать принятому в обществе характеру поведения, согласующемуся с профессиональным долгом. Моральные требования, в свою очередь, определяют характер моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе.

Нормы педагогической морали представляют собой конкретное указание о характере и форме поступков преподавателя в отношении к другим преподавателям, обучаемым. В моральных нормах зафиксированы стереотипы действий людей.

Философ Л.М. Архангельский обратил внимание на специфические функции нормы: «Нравственная норма является своеобразной „клеточкой“ морали, тем „фокусом“, через который наиболее концентрированно выражены социальные функции морали как регулятора взаимоотношений между людьми». Он указывает на то, что норма как бы синтезирует в себе духовную и практическую стороны морали. Поэтому рассматривать ее необходимо не только в рамках нравственного сознания, но и в рамках нравственной деятельности и нравственных отношений.

Нравственные отношения, так же как политические, экономические, правовые и другие, входят в структуру общественных отношений. Они представляют собой такую совокупность социальных связей и зависимостей, в которой определяющим является взаимодействие людей и социальных общностей, основанное на общепризнанных моральных ценностях и направленное на соблюдение общественного блага и пользы, на гармонизацию условий человеческого общежития, на достижение нравственного прогресса.

Выделение нравственных отношений в структуре общественных закономерно, так как они имеют особые функции социальной координации, субординации и регулирования. Каждому из видов общественных отношений свойственны специфические признаки, характеристики и критерии.

Основным критерием различения видов общественных отношений является сфера социальной деятельности и характер социальных зависимостей. В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписаний личностью, между личными и общественными интересами.

Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, правилами и предписаниями, получившими общественное признание и усваиваемыми личностью в ходе ее социализации.

Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно оценочный характер, т. е. в них все основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования, контроля.

Все виды нравственных отношений оцениваются с точки зрения того, придерживаются или не придерживаются взаимодействующие стороны в своем поведении и деятельности моральных принципов, норм, требований, традиций, предписаний.

Нравственные отношения в любой сфере имеют сложную структуру. В профессиональной педагогической деятельности ее можно рассматривать исходя из следующих оснований: субъектно-объектного, качественного, а также в зависимости от видов и сфер взаимодействия, связей и социальных контактов учителя.

Субъектно-объектные отношения возникают между преподавателем и лицами, с которыми он общается, выполняя свой профессиональный долг, а также с представителями учреждений, предписывающими ему определенные обязанности.

Качественные характеристики нравственных отношений позволяют установить степень взаимного уважения, доверия, требовательности, солидарности и творческой инициативы, взаимной заботы, признания чести и достоинства у всех участников педагогического процесса.

Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у преподавателя с теми людьми и представителями учреждений, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности.

Нравственные отношения являются своеобразным объединяющим элементом. По утверждению исследователей педагогической этики, в них отражается уровень развития нравственного сознания, степень зрелости нравственной деятельности, реализация нравственных потребностей и моральных установок, единство слова и дела – все то, что характеризует активную жизненную позицию педагога.

Регулятивную функцию в межличностных отношениях в конфликтогенной ситуации выполняет общественное мнение. Оно обычно выступает своеобразным неофициальным законом – императивом. Постоянство воздействия и зрелость общественного мнения определяется степенью развития нравственного сознания личности, зрелостью нравственных отношений в коллективе.

Нравственные отношения, в свою очередь, контролируются и поддерживаются общественным мнением. Поэтому общественное мнение кроме регулятивной выполняет и контролирующую функцию в конфликтной ситуации. Общественное мнение во многом предопределяет линию поведения конфликтующих, в значительной степени влияет на выбор действий, поступков.

Известно, конфликты обычно разрешаются благодаря моральной поддержке той стороны, которая находится на позициях, соответствующих нравственной норме. При этом важно убедить лиц, придерживающихся взглядов, позиций, не соответствующих принятым нормам и нравственным принципам, в несостоятельности их позиций. Большое значение в регуляции межличностных отношений имеют одобрения конкретных поступков, осуждения ложных убеждений.

Личность с предубеждениями, основанными преимущественно на личном опыте, не способная критически осмысливать обывательскую моральную психологию, часто пытается спроецировать свое поведение без учета общественного фактора, ибо в ее убеждениях доминантой выступает суждение: «Пусть другие это делают» или «Что, мне больше других надо?» и др.

Такая личность заранее способна предписывать безнравственным действиям, поступкам позитивный смысл. Конформизм, обывательская психология, лицемерие как визитная карточка безнравственного поведения часто являются основной причиной моральных конфликтов. Но в противовес подобным личностям выступают другие – безупречно следующие нравственному идеалу. Любую жизненную ситуацию они оценивают также через призму нравственного идеала.

Нравственный идеал личности является результатом развития морали как формы общественного сознания. Нравственный идеал есть совокупность нравственных ценностей, соотнесенных с потребностями развития общества и с качествами личности. В нравственном идеале воплощается единство ведущих интересов личности и общества, он концентрированно выражает социальные функции нравственности.

Действенность нравственного идеала в конфликтной ситуации проявляется в том, что личность не останавливается на констатации происшедшего, а предпринимает определенные меры для того, чтобы в данных обстоятельствах изменить некоторые явления от существующих до должных (в соответствии «должного» с принципами морали, нормами). В интеллектуальный, эмоциональный, волевой аспекты такого действия подключается и мировоззрение, и нравственность личности.

Основная функция нравственного идеала личности – быть образцом в деятельности, мышлении, поведении. Поэтому нравственный идеал благодаря своей ценностной природе и функциям может стать средством воспитания ориентации школьников на высшие общественные образцы в индивидуальной деятельности, в поведении.

Нравственный идеал формируется путем воспитания общественно ценных нравственных качеств, осознания принципиального сходства нравственных качеств человека и его отношения к делу. Стремление к достижению идеала помогает личности осуществлять свою жизнедеятельность на основе ценностей общества. Эта способность идеала делает его важным средством в воспитании и самовоспитании личности.

Моральный идеал формируется в нравственном сознании личности как понимание должного, в котором объединяется идея о всеобщей моральной норме с такими моральными качествами, которые соответствовали бы этой норме.

Лишь те личности, которые своими конкретными практическими действиями и поступками сближают действительность с нравственным идеалом, способны облагораживать микросреду и разумно разрешать конфликтогенные ситуации.

Формула их поведения: оценка ситуации – решение – действие. В данном случае имеется в виду действие, по своей значимости равноценное поступку. Психологи различают понятия «действие» и «поступок».

Поступок – возвеличение, подтверждение или низвержение ценностей, переосмысление жизненно значимого. Поступок – категория нравственно-ценностного содержания. Он представляет собой совокупность нравственных отношений, которые выражают его сущность.

Принятие решений в конфликтогенных ситуациях – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность абстрагироваться от обстоятельств, психическая устойчивость по отношению к трудностям, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Моральный выбор в ситуации конфликта как межличностного, так и внутриличностного имеет две стороны: 1) объективную – возможность выбрать; 2) субъективную – активность личности в определенных обстоятельствах и мера ответственности за выбор.

Субъективная сторона, связанная с ответственностью, реализуется через свободу воли, выбора, решения, принятие установки к действию. Дееспособность ответственности очень важна в разрешении моральных конфликтов.

Ответственность как сложное структурное образование включает:

а) осознание личностью социальной значимости разрешения конфликта;

б) убежденность в необходимости действовать в соответствии с нравственными нормами, принципами, идеалами;

в) предвидение последствий поступков;

г) постоянный контроль и критическое отношение к своим действиям;

д) стремление к максимальной самореализации в общественно полезной деятельности;

е) самоотчет и самооценку;

ж) готовность принять и нести ответственность за свои действия.

Мудрость морального выбора в конфликтной ситуации зависит от многих факторов. Во-первых, это возможность выбора и способность личности выбирать как необходимое условие свободы морального выбора.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в характере объективных возможностей поступать так, как следует в системе общественных отношений. Внутренняя обусловленность неразрывно связана с мировоззренческой, моральной стороной решения личности.

Внешняя и внутренняя обусловленность выбора в конфликтной ситуации, вытекающая в различных обстоятельствах в различные варианты решений, всегда отражает ценностную ориентацию личности, диапазон нравственного и безнравственного, линию поведения.

Во-вторых, таковым фактором выступает мера ответственности. Этики утверждают, что мера ответственности личности возрастает с увеличением диапазона свободы морального выбора. Возможность и способность выбора определяют меру ответственности. Личность ответственна за свои поступки в меру свободы выбора и отвечает лишь за то, что она объективно, в соответствии с обстоятельствами, могла и субъективно, в соответствии с нравственной необходимостью, должна была выбрать и реализовать в поступке.

В-третьих, выбор средств разрешения конфликтной ситуации или конфликта. Средства должны быть эффективными, целесообразными, гуманными, что обеспечивает их нравственную ценность.

В-четвертых, сама природа морального выбора имеет принципиальное значение в конфликтной ситуации. В чем же сущность природы морального выбора? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к структуре поступка.

Основанием поступка выступает мотив – внутреннее, осознанное субъективно-личностное побуждение к поступку. Мотив может выступать целью моральной деятельности. Он может быть обусловлен чувством долга, гражданственности, чувством чести, человеческого достоинства (защитить достоинство другого человека или равнодушно промолчать – личность решает самостоятельно). Но осознанность моральной мотивации может быть не во всех случаях.

Существует мнение психологов, этиков о том, что мотив может выступать и в форме автоматического побуждения, закрепленного в привычке, аккумулирующей нравственный опыт личности по разрешению проблемных ситуаций. В конфликтных ситуациях личность отдает предпочтение основным, главенствующим мотивам, ведущим за собой все остальные побуждения.

Нравственное содержание мотива взаимосвязано с мерой ответственности личности за выбор в ситуации морального конфликта. Моральный выбор целесообразен в том случае, когда имеется соответствие мотива и результата, т. е. последствий мотивированного действия.

Мотив, цель, средства, действия, последствия дают нам представление о конкретном поступке, а серия поступков дает нам представление о нравственной деятельности личности, ее активной или пассивной позиции.

Способность преобразовывать обстоятельства во имя нравственных целей, умение принимать решение и выбирать средства в соответствии с нравственной необходимостью свидетельствуют о том, что личность в многообразии ситуаций способна сознательно определить линию поведения, соотнеся моральный выбор с жизненными обстоятельствами, продемонстрировав при этом гуманность, принципиальность, противодействие аморальному.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-247167.html?page=10



Нравственный конфликт и его разрешение (Реферат)

Содержание:

  1. Концепция морального конфликта
  2. Причины нравственного конфликта
  3. Пути разрешение конфликта
  4. Заключение
Предмет:Этика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:19. 10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по этике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Нравственный идеал и его отношение с действительностью
Нравственная свобода и моральная ответственность
Смысл жизни как нравственная проблема
Добро и зло как основные этические категории

 

Введение:

История этики представляет различные концепции моральных конфликтов — от их простого отрицания до попыток объяснить их социальные, психологические и другие источники. Большинство ученых-этиков считают моральные конфликты фактом реальной жизни людей, но интерпретируют их по-разному, в зависимости от их мировоззрения и понимания сути морали. В современной буржуазной этике моральный конфликт определяется как столкновение требований к поведению, «обязательств» и «запретов». В отличие от неопозитивистских эмоционально-интуиционистских концепций, в которых отрицается существование каких-либо общих моральных правил.

Существует ряд обязательных правил, таких как запрет на выполнение обещания, говорить правду, отвечать на услугу за услугу, быть честным, делать то, что вы заслуживаете, не оскорблять других и т. д. Однако эти простые или «первичные» Правила раскрывают их неопределенность и относительность. и вступают в конфликт друг с другом, как только они пытаются придать им универсальное значение. Поэтому, по их мнению, существуют некоторые более универсальные правила, принципы, которые должны соблюдаться безоговорочно; например, правило всегда отдавать предпочтение рецепту, который обеспечивает лучший «баланс добра и зла».

Таким образом, наличие конфликта рецептов лишь указывает на незавершенность, несовершенство этой системы требований. Если бы можно было создать более полную систему общих правил, тогда конфликт между простыми или основными правилами был бы разрешен или устранен.

В философской традиции давно установилась тенденция рассматривать мораль главным образом в ее идеальных проявлениях — как форму или свойство человеческого сознания. В качестве элементов морали и, соответственно, объектов этического анализа мы взяли в основном идеи, присущие людям о добре и зле, моральном и аморальном, которые проявляются в их личных качествах — добродетелях и пороках.

Независимо от того, как началось построение систем моральных ценностей и этических категорий — с обозначения и классификации добродетелей с последующей идентификацией собственных элементов морального сознания (Аристотеля) или, наоборот, с удалением добродетелей из априорные свойства морального сознания (Кант). Мораль мыслилась преимущественно или исключительно в рамках феноменологии сознания. В результате этого сознание было представлено в виде более или менее автономной совокупности его явлений, предшествующих поведению и проявляющихся в нем только тем или иным образом. Ф. Энгельс таким образом определил ограничения старых теорий: «Непоследовательность заключается не в том, что существование идеальных движущих сил признается, а в том, что они останавливаются на них, не идут дальше, к их движущим причинам».

Основываясь на научном и материалистическом мировоззрении, марксистская этика также признает духовные и моральные мотивы, но объясняет их обстоятельствами материальной, социально-экономической жизни людей. Объектом работы являются общественные отношения, которые характеризуют конфликт в современном обществе. Предметом является моральный конфликт и способы его разрешения. Цель состоит в том, чтобы изучить феномен морального конфликта, а также способы его разрешения.

 

Концепция морального конфликта

 

Конфликт (от лат. Conflictus — столкновение) — это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, закрепленных ими в жесткой форме.

В основе любого конфликта лежит ситуация, которая включает в себя либо конфликтующие позиции сторон в любом случае, либо противоположные цели или способы их достижения в данных обстоятельствах, либо несоответствие интересов, желаний, побуждений противников и т. д. Таким образом, ситуация содержит предмет возможного конфликта. и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, в котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Основой для типологии конфликтов являются: цели сторон конфликта, соответствие их действий существующим стандартам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации. В зависимости от характера влияния выделяются следующие типы конфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и усиление признаков установленной нормы.

Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности организации в новых условиях благодаря перестройке ее функций и структуры и установлению новых отношений.

Разрушительные конфликты способствуют разрушению установленных норм и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники разрушительных конфликтов тратят свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или противостоять друг другу.

 

Причины нравственного конфликта

 

В современной буржуазной этике моральный конфликт определяется как столкновение требований к поведению, «обязательств» и «запретов». В отличие от неопозитивистских эмоционально-интуиционистских концепций, которые отрицают существование каких-либо общих моральных правил, некоторые американские этики (У.Д. Росс, Э.Ф.Керрит, Р.Б.Брандт и др.) считают, что существует комплекс обязательных правил, таких как запрет на выполнение обещание, говори правду, отвечай за услугу за услугу, будь честен, плати то, что заслуживаешь, не обижай других и т. д.

Однако эти простые или «первичные» правила раскрывают их неопределенность и относительность и вступают в конфликт друг с другом, как только они пытаются придать им универсальное значение. Поэтому, по их мнению, существуют некоторые более универсальные правила, принципы, которые должны соблюдаться безоговорочно; например, правило всегда отдавать предпочтение рецепту, который обеспечивает лучший «баланс добра и зла».

Таким образом, по мнению Р. Б. Брандта, наличие конфликта рецептов лишь указывает на неполноту, несовершенство этой системы требований. Если бы можно было создать более полную систему общих правил, тогда конфликт между простыми или основными правилами был бы разрешен или устранен.

Конечно, следует различать простые моральные нормы и более общие моральные принципы, которые служат критерием и основой для первых. Но для этики важно не только констатировать факт столкновения индивидуальных моральных требований к поведению и зафиксировать незавершенность, несовершенство систем простых моральных норм, но и объяснить это с научной точки зрения.

Однако это требует сравнения не систем или уровней моральных требований как таковых, а моральных систем с социальной системой, которая определяет потребности и интересы людей. Короче говоря, для подлинно научного понимания моральных конфликтов, наблюдаемых противоречий между отдельными моральными требованиями, необходимо раскрыть социальные истоки этих противоречий. И это возможно только на основе социального детерминизма и историзма.

История философии и этики представляет собой попытки социологического объяснения моральных конфликтов и причин их возникновения, устойчивого существования в обществе на всех этапах его развития. Отвлекаясь от незначительных оттенков, можно выделить два противоположных на первый взгляд понятия, касающихся социального источника морали и, следовательно, причин моральных конфликтов. В домарксистской социологии и этике широко распространена теория о том, что источником морали является изначальная гармония, гармония с интересами людей, альтруистические чувства, рожденные или даже унаследованные от предков животных.

Таковы теории «общественного договора» (Ж.-Ж. Руссо), теория «врожденного морального чувства» (А.Шефтсбери, Ф.Хатчесон). В 20-х годах нашего столетия эти теории получили дальнейшее развитие в работах А. Вестмарка, А. Мак-Дугалла, А. Сазерленда. На основе структурного и функционального анализа в буржуазной социологии 1950-х годов возникли теории «социального гомеостаза», «равновесия», «устойчивости» капиталистической системы (Т. Парсонс), в которых те же идеи приобрели современный вид.

С точки зрения этики у них есть общее мнение, что моральные конфликты и противоречия являются аномалиями, нарушениями «нормальной» природной и общественной морали, и их преодоление может быть достигнуто путем возвращения человека к его естественной изначальной гармонии духа и общества — к такой же естественный баланс интересов всех его членов и групп. Не менее широко распространенными в домарксистской социологии и этике были теории, авторы которых рассматривают источник морали как необходимость преодоления первоначальной «злой природы», «греховности» людей, якобы присущей «естественному» эгоизму (Б. Мандевиль, Т. Гоббс, И. Кант), естественная разобщенность людей, состояние «войны всех против всех».

Современному человеку трудно представить конкретное содержание встречных альтернатив в будущих моральных конфликтах. Однако можно предположить, наряду с некоторыми писателями-фантастами, что моральные конфликты возникнут в исключительных ситуациях, связанных, например, с освоением космоса.

Не говоря уже о моральных проблемах, которые могут возникнуть, когда люди вступают в контакт с инопланетными цивилизациями, исследование космоса приведет к конфликтным ситуациям в общении самих людей друг с другом. Например, научно-фантастические романы часто описывают острый моральный конфликт, который может возникнуть после возвращения на Землю из-за длительного космического полета между космонавтами и незнакомыми им новыми поколениями из-за влияния относительности времени. Но это, повторяем, из области научной фантастики.

Моральная жизнь общества, нравственная структура личности и ее поведение в конечном итоге определяются характером общественных отношений. В этих отношениях также заложены причины наиболее распространенных типов моральных конфликтов, характерных для данного общества. Каждое общество заинтересовано в устранении этих причин, в предотвращении моральных конфликтов, при выборе таких методов и средств, которые соответствуют его пониманию этих причин.

При развитом социализме это достигается за счет сознательно принятых мер, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления народным хозяйством и государством в целом, социалистического права, а также расширение и совершенствование системы нравственного воспитания всего населения. Это одна сторона вопроса — влияние на поведение людей с помощью системы идеологических факторов. С другой стороны, предотвращение моральных конфликтов достигается в ходе социально-экономических преобразований, которые непосредственно преследуют другие цели.

Таким образом, многие причины массового возникновения моральных конфликтов в недавнем прошлом устраняются вместе с общим повышением уровня материальной жизни советских людей. Например, интенсивное жилищное строительство, которое разворачивалось в нашей стране в течение последних десятилетий, фактически устранило массу типичных для прошлого конфликтов, возникших в тесных коммунальных квартирах. Другой пример. В настоящее время происходит массовое перемещение людей, особенно молодежи, из деревень в крупные города.

 

 

В то же время, семья и семейные связи часто ослаблены или полностью разрушены, а моральные традиции сельской и городской жизни нарушены. Несомненно, выравнивание уровня жизни и культуры в городе и селе приведет к сокращению миграции населения в города, более того, оно вызовет обратную миграцию из больших городов и тем самым утратит свою актуальность и этот комплекс моральных качеств. конфликты. Аналогичную роль в предотвращении моральных конфликтов при социализме играет дальнейшая демократизация общественных отношений и улучшение социалистического образа жизни.

Итак, будь то моральные аспекты взаимоотношений между целями и средствами в человеческой деятельности, или моральная оценка действий, или разрешение моральных конфликтов — вопрос всегда сталкивался с проблемой выбора действий и их мотивы, оптимальные с точки зрения интересов общества и личности, поведения, его целей и средств. Но эта проблема напрямую связана с вопросом о взаимосвязи в поведении человека моральной необходимости, свободы и ответственности.

Каждая конфликтная ситуация требует взвешенного подхода со стороны субъекта, объективного анализа и учета всех обстоятельств. Важно, чтобы человек вышел из мучительной душевной борьбы с наименьшими моральными и психологическими потерями. Прежде всего, это построение иерархии моральных ценностей, распределение приоритетных ценностей и моральных требований среди доступных альтернатив. Это применение принципа «величайшего добра и наименьшего зла», а также соблюдение компромисса между конфликтующим поведением.

 

Пути разрешение конфликта

 

Вы можете рассмотреть несколько типов разрешения конфликтных ситуаций. Первый — избегать разрешения противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», перемещает тему разговора в другом направлении. Более того, «обвиняемый» относится к нехватке времени, несвоевременным спорам и «покидает поле битвы».

Уход как вариант исхода конфликта наиболее характерен для «мыслителя», который не всегда сразу готов разрешить сложную ситуацию. Ему нужно время, чтобы обдумать причины и методы решения конфликтной проблемы. Этот тип разрешения также использует «практикующего», добавляя элемент взаимности обвинению. Но в целом «практика» более характерна для активности позиции, поэтому чаще всего выбирается в межличностных противоречиях.

Тактику ухода часто можно найти у «собеседника», что объясняется его основным свойством — «сотрудничество при любых обстоятельствах». Собеседник лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает избегать конфликтов, чем конфронтации, и тем более принуждения. Второй результат — сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент.

Оправдание себя не полностью решает конфликт и может даже усугубить его, поскольку внутреннее, ментальное противоречие усиливается. Эту технику чаще всего использует «собеседник», поскольку любой, даже худший, нестабильный мир для него предпочтительнее, чем самая «хорошая война». Конечно, это не означает, что он не может использовать метод принуждения для сохранения отношений, но с целью устранения, а не обострения противоречий. Третий тип — это компромисс. Под этим понимается открытое обсуждение мнений, направленное на поиск наиболее удобного решения для обеих сторон. В этом случае партнеры выдвигают аргументы в свою пользу и в чью-либо пользу, не откладывают решения на потом и не в одностороннем порядке навязывают один из возможных вариантов.

Преимущество этого результата — взаимность равных прав и обязанностей и легализация (открытость) претензий. Компромисс в соответствии с правилами поведения в конфликте действительно снимает напряжение или помогает найти лучшее решение.

Четвертый вариант — неблагоприятный и непродуктивный исход конфликта, когда ни один из участников не принимает во внимание позицию другого. Обычно это происходит, когда одна из сторон накопила достаточно мелких жалоб, собрала силы и выдвинула веские аргументы, которые другая сторона не может принять. Единственный положительный аспект противостояния — это то, что экстремальная ситуация позволяет партнерам лучше видеть сильные и слабые стороны, понимать потребности и интересы друг друга. Пятый вариант — самый неблагоприятный — это принуждение.

Это тактика прямого навязывания варианта исхода противоречия, устраивающего его инициатора. Например, глава департамента, используя свое административное право, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Кажется, он прав, но действительно ли его право универсально? Чаще всего «практикующий», уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером, прибегает к принуждению. Конечно, такой вариант возможен между «собеседником» и «мыслителем», но он полностью исключен в отношениях двух «практикующих».

Обвиняемый «практикующий», скорее всего, использует конфронтацию в этом случае и только в качестве крайней меры, но только для того, чтобы «отомстить» в другой раз. Этот исход конфликта, в некотором смысле, действительно быстро разрешает и решительно устраняет причины неудовлетворенности инициатора. Но он наиболее неблагоприятен для поддержания отношений, и если в экстремальных условиях в официальных отношениях военнослужащих, регулируемых четкой системой прав и обязанностей, он частично оправдан, то в системе современных личных, родственных и семейных отношений он становится все более и более устаревшим.

 

Заключение

 

Моральный конфликт — это ситуация, в которой субъект деятельности сталкивается с необходимостью выбора одной из двух взаимоисключающих форм поведения или, в более обобщенном и абстрактном определение, одна из двух моральных ценностей. Конфликт может быть функциональным и привести к повышению организационной эффективности. Или это может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и организационной эффективности.

Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависит от другого человека или группы при выполнении задачи. Поскольку все организации представляют собой системы, состоящие из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может вызвать конфликт.

Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы справиться с конфликтом, необходимо понять причины конфликтной ситуации, а также правильно определить, к какому типу конфликта она относится.

Слишком часто руководители считают, что главной причиной конфликта является столкновение личностей. В современном обществе важной задачей в воспитании людей является нравственное воспитание и нравственное воспитание, целенаправленное формирование системы их ценностей, отвечающей требованиям верховенства закона и гражданского общества. Сегодня также необходимо преодолеть моральные недостатки в обществе.

Государство и общество — это коммуникационные сосуды, которые взаимно влияют друг на друга. Плохо, когда обществом правят аморальные чиновники, но также невозможно управлять аморальным обществом. Поэтому власти должны позаботиться о создании системы нравственного воспитания граждан, возвести моральное воспитание в ранг государственной политики. Не следует терять надежду на духовное возрождение общества. Чтобы сделать это, нам нужен новый столп морали, новая этика, за которую выступают новые условия жизни.

Моральный конфликт и моральная дилемма

Из Посольства хорошей науки

Перейти к:навигация, поиск

Темы

О чем это?

Нравственный конфликт – это ситуация, при которой у человека есть два моральных обязательства, которые не могут быть выполнены одновременно. За этими обязательствами стоят противоречивые ценности. Иногда конфликт может быть разрешен к полному удовлетворению различных вовлеченных сторон, т. е. без каких-либо прискорбных последствий или остатка. Моральная дилемма представляет собой неразрешимый моральный конфликт, т. е. невозможно полное удовлетворительное разрешение, поскольку все возможные варианты действий оставляют после себя остаток, который не перестает быть морально обязывающим.

Почему это важно?

Целостность исследования может включать в себя ситуацию морального конфликта. Это означает, что возможны два образа действий, которые исключают друг друга. Если человек идет на одно действие, альтернатива не может быть реализована. Более того, приходится выбирать между обоими действиями; третий вариант, такой как отказ от выбора, невозможен. Примером может служить выбор между добавлением человека в качестве автора статьи или нет. Третьего варианта нет: либо человека делают автором, либо нет.

Моральный конфликт подразумевает две конфликтующие ценности. В случае авторства такими ценностями могут быть благодарность (за хоть и небольшой вклад) по сравнению с праведностью (действие в соответствии с принципами авторства). Иногда моральные конфликты могут быть разрешены, потому что одна из ценностей явно перевешивает другую. Таким образом, с точки зрения честности исследования требования авторства важнее благодарности. Чтобы отдать должное ценности благодарности, человек может быть упомянут в благодарности.

Однако в исследованиях есть примеры ситуаций, когда конфликты могут быть неразрешимыми, потому что человек, которому приходится выбирать, чувствует себя обязанным отдать должное двум несовместимым ценностям. В таких случаях человек сталкивается с моральной дилеммой. [1] [2] Моральная дилемма – это конфликтная ситуация, в которой сделанный выбор наносит моральный вред, который не может быть постоянно исправлен. Возьмите пример того, как реагировать, когда коллега-исследователь нуждается в помощи, но отказывается от вашей помощи. В свете ценности заботы вы должны хотя бы попытаться убедить их в необходимости поддержки. С другой стороны, ценность автономии может указывать на то, что вам не следует навязываться им. Что бы вы ни решили сделать, вы нанесете вред одной из двух вовлеченных ценностей. Если вы решите попытаться заставить их принять поддержку, они могут почувствовать, что с ними обращаются как с некомпетентным исследователем. Если вы решите отпустить, у них могут возникнуть серьезные проблемы со своими исследованиями.

  1. ↑ Тессман, Л. (2017). Когда поступить правильно невозможно. Оксфорд, Нью-Йорк: ОУП
  2. ↑ Нуссбаум М. (1986). Хрупкость добра. ОИксфорд: Издательство Оксфордского университета

Для кого это важно?

Аспиранты Исследователи Руководители Инструкторы по добросовестности исследований

Каковы передовые методы?

Размышления о моральных конфликтах и ​​особенно о моральных дилеммах являются важным элементом ответственной исследовательской практики. Возьмем, к примеру, испытания фазы I, в которых используются новые методы лечения пациентов (так называемые испытания «Первые на людях» (FIH)). [1] Эти испытания связаны с высокой степенью неопределенности в отношении разработки вмешательства и возможных результатов. Хотя мы надеемся, что этот шаг, в свою очередь, сделает возможным клиническое исследование фазы III в соответствии с основными эпистемологическими и этическими требованиями терапевтических испытаний, фактом является то, что до сих пор не существует общепринятых стандартов для суждений о неопределенности, безопасности и значение исследований FIH еще не сформулировано. Следовательно, ни о каком отборе пациентов для включения в такие испытания нельзя говорить как о полностью удовлетворительном, то есть исключающем возможность морального провала. Признавая возможность существования неразрешимых нравственных конфликтов в исследованиях, исследователи научатся скромности и тем самым также защитят себя от заражения пороком гибрид .

Размышление над моральными дилеммами можно стимулировать, организовав Обсуждение моральных проблем (MCD). [2] В MCD морально неприятная ситуация расследуется группой под руководством фасилитатора. В ходе расследования конфликтующие значения в ситуации рассматриваются в диалоге. Это позволяет участникам осознать и поразмышлять над вовлеченным моральным конфликтом. MCD специально фокусируется на моральных конфликтах, которые не могут быть решены беспокойно, то есть на моральных дилеммах. Цель состоит в том, чтобы на практике исследовать различные ценности заинтересованных сторон и осознать, что при выборе некоторые ценности будут ущемлены. Это может привести к осознанию того, что, хотя выбор неизбежен, следует быть открытым к негативным последствиям и брать на себя ответственность за них.

  1. ↑ Солбакк Дж. Х., Золот Л. Трагедия перевода: случай «первого использования» в исследованиях эмбриональных стволовых клеток человека. Cell Stem Cell, 2011, 8: 479-481.
  2. ↑ Столпер М., Молевийк Б., Виддерсховен Г. (2016). Биоэтическое образование в клинических условиях: теория и практика метода дилеммы при рассмотрении морального дела. Медицинская этика BMC, https://doi.org/10.1186 (0)6-016 25-0125-1

Редакция посольства, Ружица Токалич, Ирис Лехнер, Гай Виддерсховен, Ян Хельге Солбак внес свой вклад в эту тему. Последний вклад: 25 марта 2021 г.

Моральные конфликты: что они собой представляют и что они показывают | Множественное число и конфликтующие значения

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPlural and Conflict ValuesМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPlural and Conflict ValuesМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Stocker, Michael,

‘Моральные конфликты: что они являются и что они показывают’

,

множественные и противоречивые значения

(

,

1992;

онлайн EDN,

,

1992;

Online EDN,

,

1992;

Online EDN,

;

онлайн,

,

1992;

Online,

,

1992;

онлайн. Oxford Academic

, 1 ноября 2003 г.

), https://doi.org/10.1093/0198240554.003.0005,

по состоянию на 7 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPlural and Conflict ValuesМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPlural and Conflict ValuesМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Философы обычно утверждают, что конфликты ценностей глубоко проблематичны для этических теорий, поскольку они делают теории непрактичными, неполными или ирреалистичными. Чтобы быть полной, теория должна в каждом случае говорить нам, что нужно делать. Чтобы быть практичным, он никогда не должен говорить нам делать то, что невозможно. Поскольку конфликт, по-видимому, включает в себя именно эти черты, некоторые философы исходят из того факта, что избежать конфликта (и, соответственно, сожаления) невозможно, к выводу, что этические теории должны либо молчать в некоторых случаях, либо что это требует от нас выполнения обоих совместно невозможных действий. действует. Другие пытаются объяснить конфликт как просто очевидный. Против этих взглядов возражают, что простая несовместимость не приводит к конфликту. Всякий выбор предполагает несопоставимость, но не всякий выбор предполагает конфликт. Конфликт следует понимать с точки зрения того, что конфликтует. Чтобы понять это, необходимо увидеть, что многие оценки действий не являются руководством к действию.

Ключевые слова: акт-оценка, руководство к действию, конфликт, долг, моральный конфликт, ценность

Предмет

Моральная философия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

28 главных вопросов о моральной дилемме [+ Сценарии и примеры]

Мораль определяется как принципы, касающиеся различия между правильным и неправильным или хорошим и плохим поведением (Оксфордский словарь). Что делает эти вопросы дилеммой, так это индивидуальное определение правильного и неправильного, хорошего и плохого. Однако в то время, когда многие ставят под сомнение наш национальный моральный облик, размышления о том, что делать в различных ситуациях, могут быть полезным упражнением, подготавливающим человека к худшему и лучшему сценарию.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Примеры моральной дилеммы
    • 1.1 Неверный друг
    • 1.2 Сложный выбор
    • 1,3.
    • 2 Сценарии моральной дилеммы
      • 2.1 Спасательная шлюпка
      • 2.2 Саркастичный друг
      • 2. 3 Бей и беги
      • 2.4 Третий удар
      • 2.5 Вознаграждение за хорошо выполненную работу
    • 3 Вопросы этической дилеммы
      • 3.1 Похожие сообщения

    В этой статье мы рассмотрим несколько примеров вопросов моральной дилеммы, которые помогут нам определить, что такое моральная дилемма. Затем мы рассмотрим некоторые сценарии моральной дилеммы и закончим вопросами этической дилеммы, с которыми можно действительно столкнуться.

    Примеры моральной дилеммы

    Моральная дилемма — это конфликт, в котором человек должен выбирать между двумя или более действиями, каждое из которых он может выполнить. У каждого выбора есть моральные причины. Какой бы выбор вы ни сделали, кто-то пострадает или случится что-то плохое. Чтобы помочь вам точно понять, что подразумевается под «моральной дилеммой», мы привели несколько примеров, некоторые из которых являются классическими моральными дилеммами.

    Неверный друг

    Вы идете с мужем на ужин в новый ресторан, который раньше не посещали. Это часть города, которую вы редко посещаете. Вы потрясены, увидев, что супруга вашего друга ужинает с очень молодым привлекательным человеком. По тому, как они себя ведут, очевидно, что они больше, чем друзья. Пара заканчивает трапезу и уходит, так и не увидев вас. Они ведут себя очень ласково на выходе за дверь. Вы:

    • Скажи своему другу, зная, что тебе, вероятно, не поверят и что это может разрушить твою дружбу?
    • Не говоря уже о встрече с парой, это не твое дело; у них могут быть даже свободные отношения?

    Трудный выбор

    Вы и ваша семья любите пляж и решили провести выходные в изолированной пляжной кабинке. Вашей дочери-подростку часто становится скучно во время ваших поездок, поэтому вы планируете взять с собой племянницу. Как только вы приедете, на горизонте маячит шторм, и вода выглядит бурной. Скажи девушкам, что они могут готовиться к плаванию, но вернуться и помочь разгрузить машину. Они так взволнованы, что не обращают внимания на последнюю часть того, что вы говорите, и бегут на пляж купаться. Вы не понимаете, что они это сделали, пока не услышите крик своей дочери. Вы понимаете, что их обоих подхватило сильное течение и может унести в море. Вы хорошо плаваете и знаете, что можете спасти одного из них. Вам предстоит сделать трудный выбор. Вы:

    • Сначала спасите свою племянницу, так как она плохо плавает и не сможет продержаться так долго, как ваша дочь?
    • Сначала спасите свою дочь, потому что, хотя она хорошо плавает и может продержаться достаточно долго, чтобы вы могли вернуться после спасения вашей племянницы, вы не можете смириться с мыслью потерять ее?

    Кража в офисе

    Вы отвечаете за мелкие наличные деньги в офисе. Тем не менее, коллега несет ответственность за еженедельные поездки в банк для внесения делового депозита и получения мелких наличных на следующую неделю. В разговоре со своим общим начальником вас спрашивают, было ли достаточно увеличения мелкой суммы. Вы, однако, не видели никаких дополнительных денег. Вы понимаете, что ваш коллега прикарманил дополнительные деньги. Вы:

    • Сообщите своему руководителю, что вы не запрашивали и не получали никаких дополнительных мелких сумм и что вы подозреваете, что ваш коллега присваивает деньги?
    • Сообщить коллеге о своих подозрениях и дать ему шанс вернуть деньги?
    • Ничего не говорить и просто ждать, что произойдет?

    Полуночная смерть

    Вы много лет работали, чтобы добиться успеха в бизнесе вашего отца. Вы чувствовали, что обязаны взять на себя управление, поскольку он всю свою жизнь работал над созданием бизнеса, оставленного ему его отцом. Тем не менее, крупный бизнес в городе серьезно сократил прибыль, и в течение нескольких лет вы и ваша семья едва сводили концы с концами.

    Здоровье вашего отца ухудшилось, и он госпитализирован. У него солидный полис страхования жизни, срок действия которого истекает в полночь. Если он умрет до полуночи, вы унаследуете достаточно денег, чтобы продолжить карьеру, о которой вы всегда мечтали, и должным образом обеспечивать свою семью. Вы:

    • Пережимаете кислородную магистраль, чтобы ваш папа умер, или задушили его подушкой?
    • Расскажи своему отцу о проблеме и позволь ему предложить решение, и следуй тому, что он говорит?
    • Ничего не делать, как вы не можете себе представить, чтобы жить с самим собой, если вы уничтожите жизнь вашего отца?

    Разбогатеть

    Ваш друг предлагает вам возможность очень быстро заработать много денег. Он организовал открытие оффшорного счета для вашей прибыли. Он не скажет вам, как именно он зарабатывает эти деньги, но у вас создается впечатление, что это не совсем законно. Он хочет вложить только 500 долларов и обещает, что от ваших минимальных вложений у вас будет достаточно денег, чтобы вам больше никогда не пришлось работать. Вы:

    • Дайте ему 500 долларов, решив, если вы не знаете, как он их зарабатывает, вы в порядке?
    • Требовать узнать подробности, прежде чем вмешиваться?
    • Решите, что вы не хотите участвовать в этой сделке, так как вы доверяете своему чутью, что предложение сомнительное и у вас даже могут возникнуть проблемы с законом?

    Рассказать секрет

    Ваш друг говорит вам, что совершил преступление. Они объясняют, что у них проблемы со сном по ночам, и считают, что вы единственный, кому они могут доверить свое признание. Несколько дней спустя вы читаете в газете, что кто-то арестован за преступление вашего друга. Вы:

    • Пойдите в полицию и расскажите им, что вы знаете?
    • Поощрите своего друга признаться и предупредите его, если он этого не сделает, вы расскажете?
    • Ничего не скажешь, потому что не предашь доверие друга?

    Сценарии моральной дилеммы

    Теперь мы собираемся рассмотреть некоторые сценарии моральной дилеммы, над которыми вы должны подумать. Каждая сцена характеризуется необходимостью принять трудное решение. Как и во всех моральных дилеммах, здесь нет правильного или неправильного ответа. Хорошо подумайте, прежде чем отвечать. И помните, вы можете придумать лучший выбор, чем представленные.

    Спасательная шлюпка

    Вы находитесь в круизе, и корабль неожиданно попадает в шторм. Шторм продолжает бушевать, и в конце концов вам и другим пассажирам говорят, что вы должны отправиться к спасательным шлюпкам и покинуть корабль. Когда люди начинают выстраиваться в очередь, вы понимаете, что в некоторых очередях меньше людей, в некоторых есть семьи, а в некоторых, кажется, молодые одинокие люди. Ты знаешь, что ты сильный и способный. Выберете ли вы помощь группе, состоящей из трех семей с несколькими маленькими детьми, группе пожилых людей, которым, очевидно, может понадобиться ваша помощь, или пойдете с молодыми сильными людьми, с которыми у вас может быть больше шансов на выживание?

    Саркастичный друг

    У вашего друга отличное чувство юмора. Однако иногда его шутки связаны с неуместным высмеиванием других. Он укажет на физический недостаток или поищет что-то странное или необычное в человеке и сделает недоброе замечание. Вы чувствуете себя неловко, когда ваш друг делает это. Вы что-то говорите или просто смеетесь вместе с ним?

    «Бей и беги»

    Однажды поздно ночью вы едете домой в сильный ливень. Пьяный шатается перед вашей машиной, и вы пытаетесь остановиться, но сбиваете его. Вас никто не видит. Парень выглядит и пахнет так, как будто он бездомный. Вы проверяете, насколько сильно он ранен, и понимаете, что он мертв. У вас никогда не было штрафа за превышение скорости, и вы честный профессионал, у вас есть семья, и вы хорошо известны и уважаемы в своем сообществе. Вы делаете заявление анонимно, признаетесь в преступлении или едете домой и забываете об этом, зная, что никто не будет преследовать смерть бездомного пьяного?

    Третий удар

    У вашего подростка было несколько тяжелых лет. Сначала последовал арест за магазинную кражу. Предмет был малоценным, так что это был всего лишь проступок. Затем ваш подросток был с друзьями, которые курили травку и ехали слишком быстро. Ваш подросток пообещал, что начинает новую жизнь и кажется, что он на правильном пути, лучше учится в школе, возвращается домой к комендантскому часу и в целом имеет гораздо лучшее отношение. Теперь вам звонят из местного полицейского участка и говорят, что ваш сын был с группой детей, которые ворвались в винный магазин и украли пиво. Вы пойдете в участок и посмотрите, как вы можете вытащить своего подростка из этой передряги или позволить ему принять любые последствия, которые его постигнут?

    Вознаграждение за хорошо выполненную работу

    Вы понимаете важность командной работы в своей работе. Вы ежедневно делитесь идеями и обязанностями с членами вашей команды. На еженедельном совещании команды с вашим руководителем один из ваших коллег берет на себя ответственность за сэкономленные время и деньги изменения в разработанных вами рабочих процедурах. Ваш руководитель ошибочно считает, что изменение внес ваш коллега, и ваш коллега не исправляет неправильное толкование, но позволяет начальнику не только похвалить его, но и предложить премию. Вы идете к своему коллеге и требуете, чтобы он исправил ситуацию, идете к своему руководителю и объясняете, что вы должны получить похвалу и вознаграждение, или молчите, так как не верите в право собственности на идеи?

    Вопросы этической дилеммы

    Этика определяется как моральные принципы, регулирующие поведение человека или осуществление деятельности (Оксфордский словарь). Многие из нас, возможно, никогда не столкнутся со многими из предыдущих моральных дилемм. Однако наш список вопросов этической дилеммы включает многие из них, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни. Часто именно принимаемые нами небольшие решения определяют наш нравственный характер. Каким будет ваш ответ?

    • При покупке в местном магазине вам дают слишком много сдачи. Ты что-то говоришь или молчишь?
    • Вы получили посылку домой, которая была доставлена ​​по неправильному адресу. На этикетке доставки указано, что это любимый товар, который вы не можете позволить себе купить самостоятельно. Вы храните его или уведомляете человека, для которого он был предназначен?
    • Ваш сосед оставляет свою собаку в любую погоду. Бедное животное часто выглядит несчастным. Иногда он без воды и, кажется, редко кормится. Вы сообщаете о том, что, по вашему мнению, происходит, или молчите?
    • Что делать, если вы подозреваете своего соседа в жестоком обращении с детьми? Вы не уверены, есть ли у них ребенок, бросающий истерику, или что-то действительно не так.
    • Вы на вечеринке или в городе со своим лучшим другом. Они слишком много выпили и не позволят вам отвезти их домой. Что вы делаете?
    • Ваш обед постоянно пропадает на работе. Вы почти уверены, что знаете, кто принимает его каждый день. Вы противостоите им, сообщаете об этом своему руководителю или отделу кадров, возвращаете их, делая бутерброд с кошачьей едой, или просто молчите?
    • Вам очень нравятся ваши соседи, и они отличная пара. Единственная проблема в том, что они время от времени устраивают дикие вечеринки. Вы думаете, что они употребляют наркотики, может быть, даже торгуют ими. Что вы делаете?
    • Друг делает вам подарок на день рождения. К сожалению, это тот тип духов, на который у вас сильная аллергия. Вы говорите что-то и просите квитанцию, чтобы вернуть его, или молчите?
    • Ваша подруга взволнованно поделилась, что в ее жизни появилась новая любовь. К сожалению, вы знаете, что этот парень — нарциссический игрок, который остается с женщиной только до тех пор, пока получает от отношений то, что хочет. Вы пытаетесь убедить ее бросить его или позволить ей усвоить урок самостоятельно?
    • Вы покупаете одежду со скидкой в ​​своем любимом универмаге. Когда вы возвращаетесь домой, вы понимаете, что одного из предметов нет в квитанции. Вы вернетесь в магазин и заплатите за это или просто отпустите?
    • Вы проваливаете курс, который должны были пройти, но который совершенно ненавидите. У вас онлайн-экзамен. Если вы провалите экзамен, вы провалите урок. Вы можете обмануть так, чтобы никто не знал. Вы делаете это и проходите класс?
    • Летом вы подружились с человеком, который переехал в ваш город. У вас одинаковые интересы, одна и та же музыка и фильмы, и вы получили массу удовольствия. Однако ваш новый друг не привлекателен и очень громок. Когда начинается школа, вы смущены тем, как ведет себя ваш друг. Вы остаетесь друзьями или прекращаете отношения?

    Вопросы моральной дилеммы можно охарактеризовать как «Что, если?» вопросы. Может быть трудно внимательно взглянуть на себя и спросить: «Правильно ли я поступлю, когда столкнусь с трудным выбором?» Многие люди избегают этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *