Объем внимания это в психологии: Объем Внимания | это… Что такое Объем Внимания?

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатология. Часть I››

3.1. Психология внимания

До человека доходит огромное число раздражений, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Из большого числа возможных движений он совершает лишь некоторые, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. Возникает большое число ассоциаций, но он сохраняет немногие и абстрагируется от посторонних, мешающих целенаправленному потоку мышления. Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их осуществлением называется вниманием (Лурия, 1975).

Различают следующие основные свойства внимания: объем, распределяемость, устойчивость, концентрированность, переключаемость (Рубинштейн, 1946). Под объемом внимания понимают то число поступающих сигналов или ассоциаций, которые одновременно удерживаются в поле ясного сознания. Считается, что объем внимания равен емкости короткой памяти и составляет 7± 2 единиц информации.

Концентрация или избирательность внимания характеризуется интенсивностью его сосредоточения на объекте деятельности. Избирательность внимания — это степень помехоустойчивости какого-либо вида деятельности. Чрезмерная концентрация внимания (гиперпрозексия) проявляется рассеянностью, излишней поглощенностью чем-либо, когда не замечаются иные важные стимулы, как внешние, так и внутренние. Распределяемость внимания тесно связана с его объемом, однако речь в данном случае идет о возможности не одного, а, по крайней мере, двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе разнородных фокусов. Под устойчивостью внимания принято понимать ту длительность, с которой выделенные вниманием процессы сохраняют доминирующий характер. Переключаемость внимания состоит в способности быстро выключиться из одних установок и включиться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Существует по меньшей мере две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов: структура внешних раздражителей (структура внешнего поля) и различные внутренние факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля).

К первой группе факторов, определяющих направление, объем и устойчивость внимания, относятся интенсивность раздражителя, его новизна, и структурная организация внешних раздражителей. Ко второй группе факторов, определяющих направление внимания, относится то влияние, которое потребности, интересы и установки субъекта оказывают на его восприятие и деятельность.

Различают два основных вида внимания — непроизвольное, пассивное и произвольное, активное. О непроизвольном внимании говорят в тех случаях, когда око привлекается сильным, новым либо интересным (соответствующим потребности) раздражителем. Механизмы непроизвольного внимания у человека и животных являются общими, их основу составляет ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание свойственно лишь человеку Оно обнаруживается в том, что субъект может намеренно сосредоточивать свое внимание то на одном, то на другом объекте. Механизмы произвольного внимания социальны по своему происхождению и опосредованы внутренними речевыми процессами.

Нарушение внимания является одним из самых важных симптомов патологического состояния и его исследование может внести важные данные в диагностику мозговых поражений (Лурия, 1975). При массивном поражении глубоких отделов мозга (верхнего ствола, стенок третьего желудочка, лимбической системы) могут наблюдаться явления выпадения или угасания ориентировочного рефлекса, а также его инертности. Клинически это проявляется в том, что больные обнаруживают резкие признаки вялости, аспонтанности, вообще не реагируют на происходящее либо проявляют признаки повышенной возбудимости и чрезмерной отвлекаемости на любые раздражители. Наиболее типичные примеры нарушения высших форм внимания дают больные с поражением лобных долей мозга (особенно медиальных его отделов). Выпадения ориентировочного рефлекса у боль-ных часто не наблюдается, однако сосредоточить их на выполнении какого-либо задания речевой инструкцией оказывается невозможно, речевая регуляция ориентировочного рефлекса грубо нарушается.

3.2. Психопатология внимания

При психических заболеваниях могут возникать такие нарушения внимания, как сужение объема, уменьшение глубины, повышенная истощаемость, тугоподвижность, изменения направленности внимания, парапрозексия, апрозексия, ослабление распределяемости внимания.

Сужение объема внимания. Проявляется неспособностью удерживать в кругу произвольной целенаправленной деятельности достаточно большое число представлений и свободно оперировать ими. При выполнении какой-либо работы легко теряются из виду те или иные требования к ней, учитываются одни и не принимаются в расчет другие обстоятельства. Больные становятся рассеянными, забывчивыми. По их словам, стоит им немного отвлечься в беседе, как они теряют мысль, которую хотели высказать. Отправляясь за нужным предметом в соседнюю комнату, по дороге отвлекаются и забывают, зачем пошли. При счете, особенно в уме, начинают ошибаться, как только количество цифр и операций с ними становится больше, чем они могут удержать в зоне активного внимания.

Яркий пример резкого сужения объема внимания приводит Е. Блейлер (1920). Больной прогрессивным параличом прыгает из окна за увиденным на земле окурком, забывая, что находится на втором этаже здания и прыжок опасен. Сужение объема внимания характеризует астенические состояния разного, чаще органического генеза.

Уменьшение глубины внимания. Характеризуется преобладанием пассивного внимания над активным. Клинически это выражается повышенной отвлекаемостью, ослаблением наблюдательности, поверхностным характером и неустойчивостью внимания. Больные оказываются не в состоянии центрировать внимание на чем-то одном, долго сосредоточиться на каком-нибудь деле, не доводят начатое до конца, отвлекаясь «а что-либо другое. Им трудно развить мысль до логического завершения, ограничиться рамками темы разговора. Вопросы выслушиваются невнимательно, их приходится повторять, ответы даются невпопад, не продумываются, больные все время отвлекаются посторонними вещами, воспоминаниями, соображениями. Тяжелая степень отвлекаемости внимания — гиперметаморфоз — проявляется полной утратой способности к активному сосредоточению. Внимание распыляется на случайные внешние раздражители и, не задерживаясь на одном объекте, тотчас переводится на любой другой, оказавшийся в поле зрения.

У детей, которым вообще свойственно преобладание пассивного внимания над активным, нередко встречаются состояния, во время которых они могут подолгу заниматься интересными для них вещами, но при всем том неспособны к делу, требующему волевого усилия. Например, их трудно усадить за уроки, заставить делать что-нибудь скучное. Снижение способности концентрировать внимание (гипопрозексия) наблюдается при астенических состояниях.

Чрезмерная истощаемость внимания. Выражается снижением способности к длительному сосредоточению на определенном явлении или деятельности в силу свойственной больным повышенной утомляемости. После непродолжительного периода работы в достаточно высоком темпе появляется чувство усталости, повышенная отвлекаемость, теряется интерес к занятию, возникает потребность в отдыхе или перемене деятельности, сонливость, непоседливость.

Тугоподвижность внимания. Проявляется неспособностью к быстрому и частому переключению внимания с одного явления или деятельности на другие, инертностью установок, прилипчивостью, застреваемостью в беседе на какой-либо теме, затруднениями в смене целевых направлений.

Нарушение направленности внимания. Это проявляется в том, что внимание приковано к явлениям, заслоняющим от больных другие важные стороны жизни. Так, при патологической рефлексии внимание поглощено самоанализом, постоянными размышлениями о своих поступках, мыслях, отношениях с людьми. Часто ведутся дневники, где скрупулезно описываются переживания, рассуждения о смысле жизни, отражается наивное стремление понять себя или, по выражению больного, «найти сущность своего «Я». Рефлексия становится самоцелью и основным содержанием внутренней жизни, все прочее отодвигается на второй план. При ипохондрической фиксации внимания оно целиком сосредоточено на самочувствии, болезненных ощущениях, вопросах здоровья: «Мой мир сузился, в нем нет ничего, кроме болезни.

Я думаю только о ней и ни о чем другом. Все остальное отдалилось и потеряло всякий смысл», — так описывает больной свое состояние. Внимание депрессивных больных обычно привлечено к безрадостным сторонам жизни. Вспоминаются неприятные эпизоды прошлого, в настоящем выделяются, в основном, мрачные события, восприятие будущего окрашено тонами безысходности. Нередко внимание обращено преимущественно в прошлое. Весьма характерно, что внимание часто бывает приковано к навязчивым переживаниям, галлюцинациям, бреду до такой степени, что отвлечься от них пациенты не могут. Очевидно, что указанные нарушения сопровождаются выключением высших, произвольных форм внимания.

Своеобразие нарушений внимания больных шизофренией состоит в том, что оно часто рассеивается по мелочам, на несущественные детали происходящего. В беседе с врачом больной может небрежно отвечать на вопросы, оставить их без внимания, не обнаруживает никакого интереса к тому, что решается, быть может, его судьба. Он занят, главным образом, тем, что разглядывает пятна на стене, вытягивает из одежды и скручивает нитки, чистит ногти, вертит пуговицы, перебирает на столе бумаги, что-то рисует, рассматривает обувь. Как указывает В. А. Гиляровский (1954), одновременно с ослаблением активного внимания пассивное внимание больных шизофренией может сохраняться на достаточно высоком уровне. Больные как будто не обращают на присутствующих никакого внимания, не дают ориентировочных реакций и вообще как бы не реагируют на окружающее. Между тем оказывается, что все происходящее не прошло мимо их внимания, причем ими были подмечены некоторые тонкие, совсем не бросающиеся в глаза детали. Существует гипотеза о связи нарушения внимания при шизофрении с тенденцией больных реагировать на недоминантные стимулы (Broen, Storms, 1966). По мнению D. Shachov (1962), «отклоняющееся внимание» выступает как фундаментальное когнитивное (познавательное) нарушение у больных шизофренией.

Парапрозексия. Своеобразное нарушение внимания, характеризующееся тем, что напряженное ожидание блокирует способность вовремя заметить появление соответствующего объекта.

Апрозексия. Выключение как произвольного, так и непроизвольного внимания, полное отсутствие интереса к происходящему и невозможность пробудить этот интерес с помощью внешнего поощрения.

Ослабление способности к распределению внимания. Связано с ограничением объема внимания. Пациент оказывается не в состоянии заниматься одновременно двумя или большим числом разных дел. Например, он не может отсчитывать от 200 по 13 и называть вслух каждый третий результат, то есть, считать и одновременно следить за порядком называния цифр.

Расстройства внимания в виде истощаемости, неустойчивости, повышенной отвлекаемости являются характерным признаком астенических состояний. При органических нарушениях психики нередко выявляется, помимо этого, значительное сужение объема внимания, его инертность, тугоподвижность. Гиперметаморфоз наблюдается при острых нарушениях психической деятельности, сопровождающихся растерянностью, может возникать на высоте маниакального возбуждения. Патологическая рефлексия чаще всего встречается в начале шизофрении, дебютирующей в подростковом и юношеском возрасте. Ипохондрическая фиксация внимания является одним из важных признаков ипохондрического синдрома. «Отклоняющееся внимание» наблюдается при шизофрении.

Свойства внимания

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 25553
  • Предыдущая статья Тренировка объема внимания
  • Следующая статья Общая характеристика внимания
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Раз­личают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчи­вость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объек­тов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически прак­тической деятельности человека, от его жизненного опы­та, от поставленной цели, от особенностей воспринимае­мых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспри­нимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше учас­ток воспринимаемой формы, тем концентрированнее вни­мание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изу­чение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его на­значении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успеш­но развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одно­временно выполнять несколько действий или вести наблю­дение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания при­обретает особенно важное значение. Такими являются про­фессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пи­шет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняе­мыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действия­ми, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточеннос­ти сознания в течение всего времени на конкретном пред­мете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное вли­яние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. восприятие однообразных по форме, цвету, размерам пред­метов, однообразные действия снижают устойчивость вни­мания. Физиологически это объясняется тем, что под вли­янием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызы­вает в том же участке коры торможение, что и ведет к сни­жению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, — пи­шет Станиславский, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточи­вает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сли­ваясь с действием и взаимно переплетаясь, создает креп­кую связь с объектом».

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторон­ними раздражителями, или продолжительное действие од­ного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях вни­мания, которые представляют собой периодическое ослаб­ление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень со­средоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки вре­мени (1—5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной ра­боты. Однако через 15—20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение вни­мания.

Переключение внимания состоит в перестройке вни­мания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых уси­лий.

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. 100 экзаменационных ответов по психологии.
— Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 256с. С. 51-52.

  • Предыдущая статья Тренировка объема внимания
  • Следующая статья Общая характеристика внимания

Что означает объем нашего внимания?

Возвращение на работу после выходных сопряжено со многими трудностями. Нам нужно сбросить наши циркадные ритмы, чтобы рано вставать, помнить пароль от компьютера и пытаться сосредоточиться на задаче дольше 30 секунд, прежде чем в голову придет очередная случайная мысль.

Попытка сосредоточиться на задаче требует контроля внимания — способности поддерживать концентрацию или фокусироваться на чем-либо в течение определенного периода времени. Что такое объем внимания? Связано ли это с интеллектом? Может ли это измениться?

Мы можем рассматривать внимание двумя способами – с точки зрения пространства: где вы фокусируетесь, каков размер фокуса и сколько объектов вы можете обрабатывать одновременно? И с точки зрения времени — как долго вы можете концентрироваться на задаче, прежде чем начнете отвлекаться?

Устойчивое внимание

Устойчивое внимание — это способность сохранять концентрацию на повторяющейся и скучной задаче. Эта продолжительность концентрации внимания, основанная на времени, может быть измерена различными способами.

Задание на непрерывную производительность и задание на устойчивое внимание к реакции часто используются для измерения устойчивого внимания. В последнем задании участник просматривает ряд одиночных цифр, которые появляются на экране компьютера, каждая в течение очень короткого периода времени. В самом скучном варианте задания цифры идут в установленной последовательности от 1 до 9, и эта последовательность повторяется много раз.

Участника просят нажать клавишу, когда на экране появляется любая цифра, кроме «3». Это задание выполняется чуть более пяти минут, и многие дети и взрослые нажимают клавишу, увидев цифру «3» хотя бы несколько раз. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) будут нажимать в среднем после 3-х раз больше. Производительность улучшается при приеме лекарства от СДВГ риталина.

Вы можете задаться вопросом, как долго средний человек может выполнять задачу, прежде чем его внимание ослабнет. Это зависит от характера задачи и характера человека. Если задача привлекает и возбуждает человека, то это приведет к лучшему выполнению задачи.

Многие дети с СДВГ могут подолгу играть в компьютерные игры, но испытывают трудности с выполнением задания на устойчивое внимание к реакции. Наш мозг устроен так, чтобы быстро и автоматически реагировать на стимуляцию из окружающей среды, например, на срабатывание будильника. Требуется умственное усилие, чтобы направить внимание изнутри себя.

Можете ли вы изменить концентрацию внимания?

Существует связь между способностью очень хорошо удерживать внимание на задаче и более высоким оценочным уровнем интеллекта. Но есть проблема: чтобы измерить интеллект, нужно удерживать внимание на интеллектуальном задании.

Производительность вашего устойчивого внимания может измениться. Ваше текущее психическое состояние будет влиять на устойчивую производительность внимания. Например, если вы размышляете о моменте, когда вы потерпели неудачу, вы с большей вероятностью добьетесь успеха и проявите настойчивость в задаче на устойчивое внимание по сравнению с тем, когда вы размышляли о времени, когда вы добились успеха.

Если вы испытываете сильную тревогу, это может отрицательно сказаться на вашей постоянной концентрации внимания. Ваше текущее физическое состояние также повлияет на контроль вашего внимания. Например, лучшая производительность устойчивого внимания связана с повышением аэробной подготовленности. Прием кофеина или теанина, которые содержатся в чае, значительно улучшает устойчивое внимание.

Способность к устойчивому вниманию зависит от возраста. Исследование с участием 10 430 участников показало, что способность постоянно реагировать и правильно определять цели в рамках задачи достигает пика у людей в возрасте чуть старше 40 лет, а у пожилых людей следует постепенное снижение. Тем не менее, стратегия реагирования — насколько тщательно человек обнаруживает цель — улучшается с 15 лет и не снижается с возрастом.

О чем говорит нам продолжительность концентрации внимания

Эта способность концентрироваться на задаче в течение определенного периода времени является очень важным навыком для развития детей. В одном исследовании на основе вопросника измерялась устойчивость концентрации внимания, когда у большой когорты детей было четыре года.

Родители отвечали на такие вопросы, как: «Мой ребенок подолгу играет с одной игрушкой» или «Мой ребенок быстро переходит от игрушки к игрушке». Родители ответили оценкой от 1 «совсем не такой, как мой ребенок» до 5 «очень похож на моего ребенка». Оценка продолжительности внимания ребенка по шкале от 1 до 5 затем производилась на основе среднего значения ответов.

Затем исследователи наблюдали, когда дети становились взрослыми. Настойчивость внимания в возрасте четырех лет предсказывала, насколько хорошо каждый человек успевает по математике и чтению в возрасте 21 года, и предсказывала шансы человека закончить колледж к 25 годам.

Формирование концентрации внимания: процедура оперантного обусловливания для улучшения нейрокогнитивных функций и функционирования при шизофрении

Обзор

. 2001;27(2):247-57.

doi: 10.1093/oxfordjournals.schbul.a006871.

С М Сильверштейн 1 , А. А. Мендитто, П. Стьюв

принадлежность

  • 1 Медицинский колледж Вейла Корнельского университета, Нью-Йорк, NY 10605, США. [email protected]
  • PMID: 11354592
  • DOI: 10.1093/oxfordjournals.schbul.a006871

Обзор

S M Silverstein et al. Шизофр Булл. 2001.

. 2001;27(2):247-57.

дои: 10.1093/oxfordjournals.schbul.a006871.

Авторы

С М Сильверштейн 1 , А. А. Мендитто, П. Стьюв

принадлежность

  • 1 Медицинский колледж Вейла Корнельского университета, Нью-Йорк, NY 10605, США. [email protected]
  • PMID: 11354592
  • DOI: 10.1093/oxfordjournals.schbul.a006871

Абстрактный

Высокая распространенность нейрокогнитивных нарушений при шизофрении и их связь с неблагоприятными исходами вызвали интерес к методам лечения, которые могут улучшить нейрокогнитивные функции при этом заболевании. Несмотря на то, что было разработано множество реабилитационных вмешательств, многие из них не подходят для наиболее тяжелобольных пациентов, чья продолжительность концентрации внимания настолько коротка, что они не могут сосредоточиться на представленном материале. Для этой популяции единственными методами нейрокогнитивной реабилитации с доказанной эффективностью являются те, которые включают технику оперантного обусловливания, известную как формирование. В этой статье мы рассматриваем обоснование использования методов на основе формирования в качестве методов нейрокогнитивной переподготовки для пациентов с рефрактерной к лечению шизофренией, рассматриваем опубликованные отчеты об использовании этого вмешательства и предлагаем предложения по дальнейшему развитию этого метода как с клинической, так и с исследовательской точки зрения. .

Похожие статьи

  • [Нейропознание, психосоциальный результат и профессиональная интеграция].

    Крюгер Т., Шёнхофф М., Деттлинг М. Крюгер Т. и др. Психиатр Пракс. 2004 Ноябрь; 31 Приложение 2: S224-9. doi: 10.1055/s-2004-828482. Психиатр Пракс. 2004. PMID: 15586314 Обзор. Немецкий.

  • [Обучающий потенциал и когнитивная ремедиация при шизофрении].

    Раффард С., Жели-Наржо М.С., Капдевьель Д., Баярд С., Буленже Дж.П. Раффард С. и др. Энцефал. 2009 г., сен; 35 (4): 353–60. doi: 10.1016/j.encep.2008.06.014. Epub 2009 8 января. Энцефал. 2009. PMID: 19748372 Обзор. Французский.

  • Влияет ли социальное познание на связь между нейрокогнитивным дефицитом и профессиональным функционированием при шизофрении?

    Ваут Р., Рюш Н., Виртц М., Корриган П.В. Ваут Р. и соавт. Психиатрия рез. 2004 г., 30 сентября; 128 (2): 155–65. doi: 10.1016/j.psychres.2004.05.018. Психиатрия рез. 2004. PMID: 15488958

  • [Когнитивная парадигма в реабилитации шизофрении — акцент на когнитивной ремедиации].

    Мут В., Гюре Т., Варади Э. Мут В. и др. Нейропсихофармакол Хунг. 2015 сен;17(3):129-40. Нейропсихофармакол Хунг. 2015. PMID: 26485743 Обзор. Венгерский язык.

  • [Возможности нейрокогнитивной реабилитации при шизофрении].

    Варгас МЛ. Варгас мл. Преподобный Нейрол. 2004 1–15 марта; 38 (5): 473–82. Преподобный Нейрол. 2004. PMID: 15029528 Испанский язык.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Отношения между рабочим альянсом и результатами групповой терапии для людей с диагнозом шизофрения.

    Бодетт Д.М., Круз Л.Н., Лукачко А., Роше М., Сильверстайн С.М. Бодетт Д.М. и соавт. Психоз. 2020;12(4):348-358. дои: 10.1080/17522439.2020.1779796. Epub 2020 16 июня. Психоз. 2020. PMID: 33727953 Бесплатная статья ЧВК.

  • Прогнозирование реакции формирования внимания у людей с шизофренией.

    Beaudette DM, Gold JM, Waltz J, Thompson JL, Cherneski L, Martin V, Monteiro B, Cruz LN, Silverstein SM. Бодетт Д.М. и соавт. J Нерв Мент Дис. 2021 1 марта; 209(3):203-207. doi: 10.1097/NMD.0000000000001286. J Нерв Мент Дис. 2021. PMID: 33315800 Бесплатная статья ЧВК.

  • Тренинг музыкального контроля внимания для пациентов с психическими расстройствами: экспериментальное пилотное исследование в судебно-психиатрической больнице.

    ван Альфен Р., Стамс Г.Дж.Дж.М., Хакворт Л. ван Альфен Р. и др. Фронтальные нейроски. 2019 7 июня; 13:570. doi: 10.3389/fnins.2019.00570. Электронная коллекция 2019. Фронтальные нейроски. 2019. PMID: 31231183 Бесплатная статья ЧВК.

  • Нейронные корреляты внутреннего мотивационного дефицита при шизофрении; Последствия для терапии когнитивных нарушений.

    Такэда К., Сумиёси Т., Мацумото М., Мураяма К., Икезава С., Мацумото К., Накагоме К. Такеда К. и др. Фронтовая психиатрия. 2018 5 июня; 9:178. doi: 10.3389/fpsyt.2018.00178. Электронная коллекция 2018. Фронтовая психиатрия. 2018. PMID: 29922185 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Роль сигналов взгляда в межличностной координации движений: к более высокой принадлежности во взаимодействии человека и робота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *