Обида и чувство обиды — Психологос
Фильм «Ликвидация»
В повседневной жизни слова обида, обижаться, чувство обиды обычно используются как синонимы.
Можно сказать «Он обиделся на тебя «, можно «У него теперь обида на тебя», «Он переживает, ты его обидел» — смысл примерно один.
При этом различия здесь есть. Обида — это жизненное событие, которое оценивается как несправедливое нарушение прав, нанесение ущерба для чести или статуса, факт оскорбительного отношение. Чувство обиды — переживание этого события, а именно чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнера. Еще раз: обида — это вовсе не чувство, это житейская ситуация, такая же как «зарплата» или «опоздал». А чувство обиды — да, это чувство, эмоция, состояние и переживание, которое легко узнать и изнутри, по характеру переживания, и снаружи по рисунку лица, характеру интонаций и особенностям поведения.
Изначально обида понималась не как чувство, а как жизненное событие.
Сегодня, в наше время, гораздо больше свободы нечто счесть за обиду.
Перебили во время высказывания — обидели. Мама поцеловала первую не меня, а сестренку — жуткая обида! Обозвали, обманули, пренебрегли, недооценили…
В связи с этим пишутся уже специальные статьи: На что обижаются девушки и На что обижаются юноши
Какая связь между обидой и чувством обиды?
Необходимой, закономерной связи между обидной ситуацией и чувством обиды нет.
Не пригласили на праздник — обидно. По глупому проиграл встречу — обидно. Констатация адекватная («неприятность»), но чувства обиды, переживания при этом может и не быть.
Обида, как ситуация — только повод для запуска чувства обиды, но запустит ли это чувство человек (или какое другое чувство), зависит как от воспитания человека, так и от ситуативных взглядов и настроений.
Обида юридически и психологически
Юридически, обида есть умышленное и противозаконное выражение неуважения к другому человеку заведомо оскорбительным для него обращением с ним. Если такое совершено, это признается как обидная ситуация вне зависимости от того, переживал ли человек чувство обиды либо нет. (подробно смотри)
Психологически, личная обида — переживание гнева к обидчику и жалости к себе.
Что касается оснований для личной обиды, то они достаточно произвольны, а «умышленность, противозаконность и заведомая оскорбительность» чаще придумывается при необходимости обосновать свою обиду. Личная обида вспыхивает, когда задеты больные для человека точки (ключи обиды), либо есть желание и условная выгода от обиды. Склонные к обидам люди поводы для них находят легко.
Перебили во время высказывания — обидели. Мама поцеловала первую не меня, а сестренку — жуткая обида!
Обиды в человеческой жизни
Для детей, обида — естественное средство давления на близких людей — родителей, друзей, братьев и сестер. Взрослея, люди начинают понимать, что обида — не цивилизованный способ решения разногласий, и учатся жить без обид. Однако взрослеют не все, и как-то реагировать на обиды окружающих приходится все равно. См.→
Обиды в практической психологии
К психологам часто обращаются люди по поводу обид, чаще всего по поводу «Как пережить нанесенную обиду». Даже если запроса на обиды не было, следы обид легко можно обнаружить во многих проблемных семьях. Работа с обидами — естественная часть работы психолога. см.→
Обида. Перевести эмоцию в конструктив
Краткая инструкция по использованию обиды. Не для принцесс и принцев, а для живых “человеческих” людей.
Что делать?
1. Признать, что есть обида.
Признать бывает непросто, т. к. обижаться “не модно”, “психологически зрелые не обижаются”, не говоря уже об осознанных.
Если мы что-то не признаем — оно не перестает существовать — это верно как для физической реальности, так и для области чувств. Помните про ребенка, который закрыл глаза и думает, что его не видно. Про ребенка — смешно и очевидно, про себя и негативные эмоции — не так очевидно, и совсем не смешно.
2. Взять паузу. В этих двух словах много смыслов, и здравый смысл тоже))))
Смысл 1. Обида — сильная эмоция и ее невозможно прожить за 5 минут. Нужно себе дать время на проживание этого чувства. Иначе оно не будет прожито, а будет спрятано, а потом бабахнет либо психосоматикой, либо какими-то непонятными состояниями, ситуациями и т. п.Вспомните, когда Вы последний раз обижались сильно, по-настоящему, так чтобы хотя бы 7 по шкале от 1 до 10? Сколько времени у Вас ушло на то, чтобы переварить обиду, справиться с этим чувством? По-настоящему прожить, а не подавить?
Если меньше 1 часа — Вы или ангел, или гуманоид, Вам можно дальше не читать)))).
Смысл 2 — находясь в чувстве обиды важно не принимать серьезные решения и не общаться с “обидчиком”. Из состояния обиды разговоры и решения бывают еще менее удачные, чем из состояния злости. Потому что в злости — много энергии и она помогает иногда отстоять границы и другие полезные вещи могут случиться, в состоянии обиды нет энергии, нет ресурса. И ситуацию в состоянии обиды мы не можем объективно оценивать, и энергии как ресурса нет.
Надеюсь, что насчет “взять паузу” я Вас убедила.
3. Выделить, что является реальностью, а что интерпретацией в каждой конкретной ситуации.
Обида. Часто это неприятное и вязкое состояние возникает не на саму ситуацию, а на стрессовую мысль. Или “мультфильмы”, которые мы смотрим про ситуацию и других людей. Для работы со стрессовыми мыслями я не знаю техники лучше, чем техника “The work” Байрон Кейти.
Я провожу мастер-классы и индивидуальные консультации с использованием этой техники. Она работает в 100% — уверена и по своему опыту и по опыту клиентов. Ее можно изучить самостоятельно на сайте http://thework.com и ей будет посвящен отдельный блок на он-тренинге “Энергия смыслов для бизнеса и жизни”
4. Обналичить обиду.
Любая эмоция — это энергия или валюта, которую мы можем обналичить, т.е. трансфор- мировать во что-то хорошее — состояние или результат. Обида не исключение.
Показывать, что мы обиделись — мы умеем — “надуть губы”, не разговаривать, “сделать лицо”. Причем это касается и личных отношений, и профессиональных. Выразить = проговорить= обналичить «отрицательную» эмоцию гораздо сложнее, потому что непонятно как, нет навыка, и есть страх сделать еще хуже.
Возьмем для примера простую ситуацию — Вы пришли домой, а на кухне — гора невымытой посуды. Обидно, однако))))) Вместо посуды можно представлять не сданный отрезок работ коллеги. (Любые совпадения с Вашей жизнью являются случайными)
Итак, выражаем эмоцию: “Мне обидно, когда я вижу гору невымытой посуды, когда возвращаюсь домой.”
Нет, не всегда.
Т.е. важное условие — достаточно короткая дистанция в отношениях (и личных, и профессиональных).
С другой стороны, подумайте, часто ли Вы обижаетесь на посторонних Вам людей? Правильно, нечасто, обычно мы обижаемся на тех, кто к нам близко. Выражать эмоции словами нужно учиться, это не тот навык, с которым рождаются. Один из модулей он-лайн тренинга “ Энергия эмоций для бизнеса и жизни” посвящена как раз выработке этого навыка проговаривания и выражения эмоций.
5. Разобраться с информационной составляющей обиды
О чем может говорить нам обида:
не совпали наши ожидания и реальность
неправильно была выбрана дистанция с человеком
низкий уровень энергии в моменте
мы находимся в роли жертвы или спасателя
Прямо сейчас подумайте, какая информационная составляющая была у Вашей обиды в последний раз?
6.
Принять ответственность за свое состояние.Принять ответственность за свое состояние — это не про то, что Вас обидели, потому что Вы разрешили Вас обидеть и прочее далекие, на мой взгляд, от реальности концепты.
В жизни возникают разные ситуации и бывает так, что обида — это адекватная ситуации эмоция, а тихая радость — это неадекватная ситуации эмоции.
Принять ответственность — это про то, что кроме нас самих из состояния обиды нас никто не вытащит и это наша ответственность и выбор — прожить обиду за несколько часов или залипнуть на несколько дней, недель, месяцев, упиваться этим чувством или сделать так, чтобы мы испытывали это чувство как можно реже.
Что можно сделать:
изменить свои ожидания относительно ситуации и человека
увеличить дистанцию с человеком. Помните мудрое высказывание, что отношения можно строить с кем угодно — вопрос правильно выбранной дистанции
сконцентрироваться на поднятии уровня энергии
проработать стрессовые мысли по методы Байрон Кейти “The work”
стать творцом своей жизни — перестать “жертвить” и “спасать”. Можно останавливаться и задавать вопрос — я сейчас думаю и действую как жертва или как творец? Как бы действовал творец в этой ситуации?
Еще более информации про техники работы с обидой и другими эмоциями — будет в он-лайн курсе “Энергия эмоций для бизнеса и жизни” Ставьте лайки и делитесь этой информацией с друзьями
Негодование: Понимание вашего эмоционального мозга
Медицинский обзор Научного консультативного совета — Антониета Контрерас, LCSW-R, BCN, CCPT-II, 22 июля 2020 г.
Чем больше я узнаю о человеческой психике и ее нейробиологии, тем больше меня интересуют эмоции. Они управляют нашими действиями, а также являются причиной психических проблем. Обида особенно интригует из-за ее скрытности, ее связи с насильственными действиями и травмами, а также ее большой роли в межличностных отношениях.
Побочные продукты обиды многочисленны: жажда мести, наказание, разочарование, отчуждение, возмущение, ярость, гнев, враждебность, свирепость, горечь, ненависть, отвращение, презрение, злоба, мстительность и неприязнь. Это не незначительный список. Я думаю, что она заслуживает большего внимания, чем то, что ей уделяют различные теории эмоций, то есть почти никакого внимания.
В предыдущей статье я объяснил, как «вы — это не ваши эмоции». Здесь я хочу, чтобы мы углубились в то, что происходит с вашим мозгом и эмоциональной системой, когда эмоция, которую вы чувствуете и с которой себя отождествляете, — это обида. Обида может быть вредной, а может быть полезной; эта разница может многое рассказать нам об эмоциях в целом и об огромном значении обиды в нашей жизни в частности.
Теория основных эмоций
Самые важные теории эмоций пытались выяснить основные эмоции, то есть те, которые можно выделить повсеместно. Негодование не попало в список ни по одному из них, за исключением Уоррена Д. ТенХаутенса, отчасти потому, что обида может выглядеть по-разному в разных культурах. ТенХоутен, однако, включает обиду в список третичных эмоций.
Что имеется в виду, когда мы говорим о третичной эмоции?
Согласно Плутчику, первичными эмоциями являются те, которые испытываются всеми людьми одинаково и распознаются в разных культурах, такие как печаль, радость, удивление, отвращение, доверие, страх, предвкушение и гнев. Затем он расширил классификацию эмоций до второго уровня и назвал их вторичными эмоциями. Обида здесь неуместна.
Вторичные эмоции — это наши эмоциональные реакции на другие эмоции. Вторичные эмоции часто вызваны убеждениями, лежащими в основе переживания определенных эмоций. Некоторые люди могут полагать, что переживание определенных эмоций, таких как гнев, говорит о них что-то негативное. Поэтому всякий раз, когда первичные эмоции переживают с осуждением, возникают эти мысли, которые вызывают вторичные эмоции (Braniecka et al, 2014).
Ярость — это эмоция, указанная как вторичная эмоция гнева, которая сама по себе является спорной. Ярость больше похожа на действие, чем на эмоцию. Когда человек приходит в ярость, нет ничего, кроме разрушительной энергии, которая приводит человека в безумие или безумие. Вторичные эмоции можно разделить на так называемые третичные эмоции.
Третичные эмоции — это эмоции, возникающие в результате переживания вторичной эмоции. Обида как третичная эмоция приходит после ярости (вторичной), которая приходит после переживания гнева (первичной). Поэтому его понимание требует еще большей глубины, чем базовые эмоции. Я даже подозреваю, что оно выходит за рамки понятия эмоции, поскольку включает в себя и некоторую моральную травму.
Лицевая обратная связь Теория эмоций
Обида не проявляется в выражении нашего лица в обобщенном виде (как первичные или базовые эмоции), даже если она коренится в гневе, сильных эмоциях на лице, которые испытывают повсеместно . Я наблюдал, как многие люди проявляют обиду почти незаметно, как будто они скрывают то, что чувствуют. Мне интересно, действительно ли обида является эмоцией или эмоциональным процессом сама по себе, поскольку ее нужно раскрыть и проанализировать, прежде чем ее можно будет растворить.
Истоки переживания обиды
Латиняне и французы придумали термин ressentire для описания акта повторного чувства. Это звучит как описание, которое я бы дал своему опыту обиды: какое бы недовольство ни было выдвинуто против меня раньше, оно снова ощущается живым. Это соответствует концепции третичной эмоции, обсуждавшейся выше, но я предполагаю, что обида может быть третичной эмоцией более чем одной вторичной (ярости) и одной первичной (гнева).
Снова почувствовать, вероятно, то, что испытывает тело, когда человек несет обиду. Из опыта, который я слышал от многих людей, было бы недалеко сказать, что обида может быть третичной эмоцией не только гнева, но также, по крайней мере, пренебрежения, разочарования, зависти, отвращения, раздражения и раздражения.
Некоторые определения обиды включают другие компоненты. Петерсен (2002) определил это как сильное чувство несправедливости статусных отношений в сочетании с верой в то, что с этим можно что-то сделать. Характеристика порождения надежды или амбиций в качестве мотивов действия заставляет негодование звучать как респектабельная эмоция до тех пор, пока действия не станут стремлением к насилию или агрессии. В этом смысле, является ли обида действительно защитной, как и должна быть эмоция?
Теория экспрессивного подавления
Уоррен Д. ТенХоутен писал, который много писал о обиде с начала века, недавно (2018 г.) написал, что обида является результатом того, что ее подвергают неполноценности, стигматизации или насилию, и что она реагирует на действия, которые привели к неоправданным и бессмысленным страданиям.
Еще раньше Ницше разработал более широкое понятие обиды и считал ее чем-то, что возникает из-за бессилия и опыта бесчеловечного насилия. Исторически обида была связана с разочарованием, презрением, возмущением, враждебностью и недоброжелательностью; и это было связано с относительной депривацией, которая относится к восприятию того, что кто-то находится в худшем положении, чем другие люди, с которыми он себя сравнивает, что приводит к чувству разочарования и уничтожения.
Если кто-то вынужден подавлять эмоцию из-за неблагоприятных обстоятельств, экспрессивное подавление — это акт маскировки лицевых признаков чувства, чтобы скрыть лежащее в основе эмоциональное состояние, которое может подвергнуть человека риску (Niedenthal, 2006). Нетрудно представить, что переживание обиды, слитое с потребностью подавить выражение аффекта — как часть навязывания подчинения — порождает такие внутренние переживания, как возмущение, ярость, гнев, враждебность, месть и т. д., с которыми трудно справиться.
Уровень возбуждения и продолжительное переживание эмоции становятся тяжелым испытанием. Как именно эти экстремальные переживания влияют на систему обиженных людей?
Обида — Типология эмоций
Чувство, когда с вами обращаются несправедливо. Вы получили меньше, чем заслуживаете, или кто-то другой получил больше, чем заслуживает.
Вы чувствуете обиду, когда чувствуете, что с вами произошло что-то несправедливое – вы чувствовали, что заслужили что-то, но не получили этого, или кто-то другой получил что-то, чего, по вашему мнению, он не заслуживал 1 . Например, когда вы не получили свою справедливую порцию общей пиццы, когда вам нужно сказать что-то важное, но вас никто не слушает, или когда вы чувствуете, что заслуживаете определенного повышения, а его получил ваш коллега.
Многие социальные взаимодействия можно изобразить как транзакции, в которых обмениваются материальные вещи, такие как деньги и материальные блага, а также нематериальные вещи, такие как внимание, любовь, удовольствие, влияние, признательность и уважение. У каждого из нас есть внутреннее, часто неявное представление о том, на что мы имеем право и от кого мы должны это получить. Люди хотят получать любовь от членов своей семьи, внимание от своих друзей, признательность от своего начальника и уважение от своих подчиненных. Когда люди чувствуют, что они не получают своей справедливой доли этих социальных ресурсов, они испытывают обиду 9.0055 2 .
Интересно, что обида работает и наоборот: если вы чувствуете, что кто-то другой получает больше, чем ему положено 3 . Например, вас может возмущать тот факт, что генеральный директор вашей компании получает премию в размере десяти миллионов. Однако обида всегда (по крайней мере, частично) может быть отнесена к личным правам: вы считаете несправедливым, что их получает кто-то другой, а не вы. Вы сравниваете свои собственные усилия для компании с усилиями генерального директора и задаетесь вопросом, почему такая разница в оплате труда.
Негодование также связано с чувством мелочности. В то время как другие эмоции связаны с серьезными проступками (например, гневом) или моральной несправедливостью (например, возмущением), негодование может быть вызвано относительно безобидными и более эгоистичными мотивами права 4 . По этой причине в большинстве культур обида часто минимально выражается.
Люди, которые считают, что жизнь в целом несправедлива к ним из-за того, что у них нет материальных благ, внимания или влияния, которых они, по их мнению, заслуживают, могут развить своего рода общее негодование по отношению к миру.
В комиксе Мерфи чувствует себя обиженным, потому что его коллега убегает с идеей, которую он только что предложил.
«Я должен был это понять…»
«Это несправедливо!»
Обида и негодование
Обида и негодование — это эмоции типа гнева, которые реагируют на несправедливость. Например, если кто-то выманит у вас ваши сбережения, вы, вероятно, почувствуете и негодование, и обиду. Разница между эмоциями в том, что негодование отвечает на социальную несправедливость, а обида — на личную несправедливость. Например, вы можете испытывать негодование, когда читаете, что генеральный директор какой-то компании зарабатывает в миллион раз больше, чем самый низкооплачиваемый сотрудник, но возмущаться, когда узнаете, что ваш коллега, выполняющий ту же работу, что и вы, делает на 25% больше, чем вы. В случае обиды разница в оплате намного меньше, но она требует прямого сравнения с самим собой. Следствием этого является то, что люди, испытывающие негодование, склонны говорить о несправедливости, поскольку она касается всех, в то время как люди, испытывающие негодование, склонны держать свои чувства при себе, поскольку несправедливость носит сугубо личный характер, а ваши опасения, возможно, более эгоистичны.
Обида и зависть
Обида и зависть — это эмоции по отношению к тому, что есть у вас, по отношению к тому, что есть у других людей 5 . Зависть можно разделить на добрую зависть и злонамеренную зависть (см. объяснение зависти). Доброкачественная зависть означает просто: «Хотел бы я иметь то, что есть у вас».
Нет никаких суждений о том, является ли эта ситуация справедливой или заслуженной. Обида, с другой стороны, касается именно этого суждения: «Ты этого не заслуживаешь» и/или «Я заслуживаю этого». Злобная зависть представляет собой впоследствии сочетание этих двух чувств: «Хотел бы я иметь то, что есть у тебя, потому что я этого заслуживаю, а ты нет». Сравните три ситуации, в которых коллега получает повышение по службе. В ситуации 1 вы также были заинтересованы в лучшей работе и считаете коллегу компетентным работником и другом. В этой ситуации вы можете почувствовать добрую зависть: «Я бы хотел, чтобы у меня была работа получше, но я также думаю, что вы этого заслуживаете». В ситуации 2 вас не интересует работа, а коллега вам не нравится и вы считаете его некомпетентным. В этой ситуации вы, скорее всего, почувствуете обиду: «Вы не заслуживаете этой работы». В ситуации 3 вам интересна работа, а коллега вам не нравится и вы считаете его некомпетентным. В этой ситуации у вас, скорее всего, появится злобная зависть: «Я должен был получить эту работу вместо вас».