Тест «Обобщение понятий» (в интерпретации Л. Ю. Субботиной).
Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
- Главная
- Сургут
- Тест «Обобщение понятий» (в интерпретации Л. Ю. Субботиной).
Сургут • Разделы
Данный тест широко распространен в психологии и используется для определения способности человека замечать ассоциативные связи и строить обобщения. Предлагаемый ниже вариант теста рассчитан на подростков с 11 лет и старше (тот же тест можно предложить и младшим школьникам, но вместо словесного варианта использовать картинки). Предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строке напять слов, четыре из которых можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить». Материал для работы:
Шкала для оценки полученных ответов.
Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения. Ключ к тесту: 1. Пол. 2. Сало. 3. Шнурки. 4. Гвоздь. 5. Горячий. 6. Дерево. 7. Человек. 8. Иванов. 9. Килограмм. 10. Книга. 11. Светлый. 12. Мечта, 13. Постепенно. 14. Волнение. 15. Понимать. 16. Спокойствие. 17. Злой. 18. Плавание. 19. Землетрясение. 20. Чернила. |
=Материал опубликован 08.06.2008
Методическое пособие Новосибирск 2003 (075. 23) + 370. 12 (075. 23) Ббк 74. 200. 502 р 30
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образованияКафедра воспитания и дополнительного образованияДиагностика творческого развития личности Новосибирск 2003 УДК 152. 27 (075.23) + 370. 12 (075.23) ББК 74.![]() Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с. Рецензенты:Н.П.Аникеева, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии ИФ НГПУ; Н.Н.Малахова, канд. пед. наук, зам. директора по учебной работе по предметам художественно-эстетического цикла школы № 156 г. Новосибирска Хромова И.В., Коган М.С., 2003 Кафедра воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО Содержание
Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии.При подготовке пособия авторы ориентировались именно на нужды практиков – педагогов, занимающихся развитием творческой личности в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в художественных школах, клубах, детских оздоровительных центрах, а также на родителей, решающих те же задачи в условиях семейного воспитания. ![]() Авторы уверены, что сегодня исследовательская культура педагогов находится уже на таком уровне, что каждый, прибегающий к использованию определенных методов изучения того или иного свойства, качества личности, понимает: прежде, чем выбирать определенный способ диагностики творческого развития, необходимо четко представлять себе, по крайней мере, следующее: Другими словами, эффективная диагностика невозможно без теоретических знаний и определения своей собственной позиции в понимании проблемы творческого развития личности. С этой целью прежде, чем познакомить педагога с методами и конкретными методиками измерения уровня творческого развития личности, в пособии сообщаются необходимые исходные сведения о понимании креативности как свойства личности, различных, существующих сегодня подходах к ее изучению. В пособии рассматриваются два основных метода изучения творческого развития личности- наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. Часть 1 Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Творчество – очень сложное явление, поэтому с целью изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» (Х. Литтон). Исследователи творческого развития личности обращаются к достижениям различных психологических школ и направлений. Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности. В первую очередь сюда относятся индивидуально-типологические особенности личности, особенности интеллекта и других высших психических функций, а также уровень сформированности ряда умственных операций. Таким образом становится понятно, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень творческого развития. Это многомерный феномен требует комплексного подхода Мы не будем здесь останавливаться на описании разнообразных подходов в понимании природы и методах изучения творческого развития человека, так как эти подходы даны в главе, посвященной наблюдению. Здесь же остановимся на ряде понятий, без которых не обойтись при проведении диагностики. Аффективный (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относящийся к эмоциональной сфере. Дивергентное мышление (от лат. divergens – расходящийся в разные стороны) – способность видеть одновременно несколько, порой противоречащих друг другу, решений или способов решения задачи. Когнитивный ( от лат. сognitio – знание, познание) – относящийся к познанию. Креативный (от англ. сreative — творческий) – творческий. Критерий (от гр. kriterion) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-то, мерило. Мотив – побуждающая сила и одновременно начальный импульс к действию. Параметр – величина, характеризующая какое-то свойство устройства, процесса, вещества; то же, что показатель. Признак – видимая особенность поведения и деятельности испытуемого, которая однозначно связана с определенным свойством личности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Тесты креативности – стандартизированная методика выявления творческих способностей личности на основе выполнения действий преимущественно со словесным, графическим, числовым материалом. Тесты удобны для обработки и получения статистической информации. Методы диагностики творческого развития личности Если решение теста креативности (выполнение соответствующих заданий) и может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то нерешение их еще не является доказательством отсутствия таковых. Малая прогностичность существующих тестов обусловлена возрастной изменчивостью креативности, ее подверженности внешним влияниям Тестовые методики, несомненно, нужно применять, с их помощью можно дополнить общую картину представлений об особенностях творческого развития ребенка, однако, мы твердо придерживаемся убеждения, что начинать нужно не с тестов. Мы предлагаем следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности:
НаблюдениеПреимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений. Преимущество использования бланков заключается в том, что в наблюдении могут участвовать педагоги, не имеющие специального опыта диагностической работы. На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Если в диагностической работе участвует группа педагогов (а в таком случае получаются более достоверные результаты), технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее. Например: Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года; Количество фиксаций: три раза; Число участников наблюдения: пять независимых характеристик. Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. Таким образом, по каждому интересующему нас параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Так как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки. Например: Часто – иногда – никогда. Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий. (Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки). Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом
Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений. Классификация творческих способностей по А.И.Луку.
Каталог: Vospitat -> Diagnostika Скачать 443. |