Обоняние слух осязание – Орган чувств — Википедия

слух, зрение, обоняние, вкус, осязание

Очень важными для всех нас являются органы чувств. Обоняние человека способно сделать восприятие мира намного ярче.

Роль органа обоняния

Орган обоняния — нос, который служит нам, чтобы мы могли наслаждаться прекрасными запахами, ароматами. Он также предупреждает нас о различного рода опасностях (пожар, утечка газа). Хорошее обоняние очень важно для любого человека, так как без него невозможно воспринимать мир на все 100%. Так, при плохом обонянии жизнь может стать серой и тусклой, лишенной всех красок.

Орган обоняния — это инструмент для получения информации, он помогает человеку познавать мир. Известно, что дети, у которых нарушено восприятие запахов, не могут правильно развиваться и отстают от своих сверстников. Орган обоняния человека тесно связан с органом вкуса. Совсем небольшая потеря возможности тонко чувствовать и различать запахи сводит на нет удовольствие от самой вкусной еды. Да и свое окружение люди часто выбирают по запаху. Наверное, никто не сможет долго общаться с человеком, если его аромат не очень приятен.

Орган обоняния, помогая нам воспринимать запахи, способен создавать настроение и влиять на самочувствие. Например, запахи корицы и мяты могут увеличить внимание и снизить раздражительность, а ароматы кофе и лимона помогают ясному мышлению. Орган обоняния человека обладает возможностью различать до 10 000 ароматов. Этим богатством, данным нам от природы, нужно дорожить. Никто из людей не хочет перестать ощущать запахи цветов, трав, леса, моря.

Что такое обоняние?

Способность к различению и восприятию различных запахов веществ, которые находятся в окружающей среде, — это обоняние. Распознавание запахов обычно провоцирует возникновение различных эмоций. В этом смысле обоняние часто становится важнее, чем, например, хороший слух или прекрасное зрение. Воздействие различных ароматических веществ на орган обоняния способно возбудить нервную систему человека. Это, в свою очередь, приводит к изменению функций разных органов и систем всего организма.

Устройство органа

Орган обоняния — нос, который воспринимает соответствующие раздражители, растворенные в воздухе. Процесс обоняния состоит из:

  • обонятельной слизистой оболочки;
  • обонятельной нити;
  • обонятельной луковицы;
  • обонятельного тракта;
  • коры головного мозга.

За восприятие запахов отвечают обонятельный нерв и рецепторные клетки. Они находятся на обонятельном эпителии, который располагается на слизистой оболочке верхнезадней части полости носа, в области носовой перегородки и верхнего носового хода. У человека обонятельный эпителий покрывает площадь размером около 4 см 2 .

Все сигналы от рецепторных клеток носа (которых насчитывается до 10 миллионов) посредством нервных волокон поступают в головной мозг. Там и формируется представление о характере запаха или происходит его узнавание.

У человека существуют обонятельный и тройничный нервы, к окончаниям которых присоединяются рецепторы запаха. Нервные клетки имеют два типа отростков. Короткие, называемые дендритами, по форме напоминают палочки, каждая из которых содержит 10-15 обонятельных ресничек. Другие, центральные отростки (аксоны), намного тоньше, они образуют тонкие нервы, которые напоминают нити. Эти самые нити проникают в полость черепа, используя для этого отверстия в пластинке решетчатой кости носа, и далее присоединяются к обонятельной луковице, переходящей в обонятельный тракт. Луковица лежит на основании черепа и составляет особую долю головного мозга.

К системе висцерального мозга, или лимбической системе, относятся корковые зоны обонятельного анализатора. Эти самые системы ответственны за регуляцию врожденной активности — поисковой, пищевой, оборонительной, половой, эмоциональной. Висцеральный мозг также имеет отношение к поддержанию гомеостаза, регуляции вегетативных функций, формированию мотивационного поведения и эмоций, организации памяти.

Особенность

Орган обоняния способен оказывать влияние на пороги цветоощущения, вкуса, слуха, возбудимости вестибулярного аппарата. Известно, что если резко снижается обоняние человека, то и замедляется темп его мышления. Строение органа обоняния особенное, оно выделяет его среди других органов чувств. Все структуры анализатора обоняния принимают важное участие в организации эмоций, поведенческих реакций, процессов памяти, вегетативно-висцеральной регуляции, регуляции активности прочих областей коры головного мозга.

Есть такие вещества, которые обладают резким запахом (нашатырь, уксусная эссенция). Они способны оказывать как обонятельное воздействие, так и раздражающее на чувствительные волокна тройничного нерва. Это объясняет специфичность формирования ощущений запаха. Рефлекторно могут изменяться частота дыхания, пульс, кровяное давление под воздействиями обонятельных раздражителей.

Чувствительность органа

Об остроте обоняния можно судить по тому, что человек способен ясно воспринимать, например, запах 0,0000000005 доли грамма масла розы или мускуса, примерно 4,35 доли грамма газа меркаптана. Если в воздухе содержится даже 0,00000002 г на 1 см 3 газа сероводорода, то он явно нами ощутим.

Существуют запахи, которые обладают большой силой и стойкостью и даже могут храниться в течение 6-7 тысяч лет. Примером этому могут служить запахи, которые ощутили люди, участвовавшие в раскопках египетских пирамид. Можно сказать, что наш нос способен обнаружить во вдыхаемом воздухе различные примеси пахучих веществ в очень малых количествах, которые не могут быть измерены даже при помощи химических исследований. Доказано, что острота обоняния зависит от времени суток (после сна лучше чувствуются запахи) и физиологического состояния человека. Обоняние более остро, когда человек испытывает голод, а также в течение весны и лета.

Орган обоняния человека способен различать не больше нескольких тысяч различных оттенков запахов. В этом мы очень сильно отстаем от животных. Собаки, например, могут узнать около 500 тысяч запахов.

Обоняние и эмоции

Проведенные исследования мозга говорят о том, что из обонятельного мозга в процессе эволюции постепенно образовались полушария переднего мозга, которые отвечают за высшую нервную деятельность. Запах является первичным источником и способом передачи различной информации среди существ в живой природе. Кроме того, для всех животных и для первобытного человека орган обоняния необходим для нахождения пищи, полового партнера, предупреждения об опасности или маркировки зоны обитания.

Для человека, живущего в современном мире, основным способом передачи информации становится вербальный, который смог вытеснить все другие, возникшие ранее. Известно, что запах обладает мощным воздействием на эмоциональную сферу, а также процессы, связанные с нею. Это воздейств

school-health.ru

Слух, обоняние и осязание

Содержание

 

Введение

Основная часть

Родословная кошек

Условия для нормальной жизни кошек

Физиология кошки (скелет, зубы, слух, осязание, обоняние, зрение, шерсть и т.д.)

Породы кошек и их поведение

Анализ социологического опроса

Личные наблюдения за животными

Памятка «О чем должен помнить каждый хозяин, содержащий кошку»

Заключение

Введение

«Мы в ответе за тех,

кого приручили …»

А.С. – Экзюпери

 

Сейчас многие заводят домашних животных не потому, что любят кошек и собак, а потому что хотят показать свое благосостояние – покупают персидских котят, собак бойцовских пород и даже крокодилов для того, чтобы показаться оригинальным. И многие не задумываются, что дорогой еды и «золотой» клетки для питомца мало.

Проблема. У меня есть кошка Сонька, и, ухаживая и заботясь о ней, я стала замечать, что ее поведение и внешний вид часто меняется. То она шустрая и веселая, хорошо ест, играет и шерстка ее лоснится и выглядит здоровой.

Но бывают дни, когда моя кошка становится унылой, плохо ест, и, если это продолжается несколько или недель, то внешний вид моей кошки резко меняется в худшую сторону. Хотя кормили мы ее всегда полноценно.

Гипотеза. Я предположила, что кроме питания, ухода за шерстью для кошки важно общение с хозяином, любовь и забота.

Цель моей работы: наблюдать и сравнивать за состоянием моей кошки, когда она общается с хозяином, получает внимание, любовь и ласку, правильное питание, прогулки и, тогда, когда за ней правильно ухаживают, но лишают внимания, любви и заботы.

Актуальностью своей работы я считаю, что моя работа заставит задуматься каждого владельца кошек о необходимости не только кормить и создать соответствующие условия, но и уделять внимание, дарить любовь и заботиться о своем питомце.

Новизною являются то, что я заметила связь между любовью и вниманием к маленькому питомцу, его настроением и состоянием здоровья.

Родословная кошки

 

Кошки ведут свой род от маленького, похожего на горностая плотоядного животного – миациды, — жившего около шестидесяти миллионов лет назад. Вероятно, он был предком не только кошек, но и всех современных хищников, включая собак и медведей. Первое напоминающее современную кошку животное появилось десять лет спустя. Оно и стало предком современных кошачьих.

Семейство доисторических кошек распалось на две ветви: саблезубых тигров и кошачьих. Саблезубые тигры были крупными и мощными животными с относительно малым объемом мозга. Они просуществовали на земле почти тридцать четыре миллиона лет и вымерли приблизительно двенадцать тысяч лет назад. Во вторую группу также входили животные – например, пещерные львы. Кошки появились примерно двенадцать миллионов лет назад. По мере распространения кошек по планете возрастало число их разновидностей. Европейская дикая кошка, предок наших домашних питомцев, впервые появилась более полутора миллионов лет назад.

Восточные гости.

Из Египта кошки распространились по всему миру. Они быстро прижились в Азии, став неотъемлемым украшением дворцов и монастырей. Именно здесь много веков назад появились такие породы как сиамские и бирманские.

Как и их египетские сестры, азиатские кошки были стройными, длинноногими, с удлиненной головой. Мы до сих пор называем эти породы иностранными или восточными, противопоставляя их более мощным и низкорослым европейским кошкам.

«Иностранки» отличаются от европейских кошек не только внешним видом, но и характером: они более активны, требуют больше внимания и производят чрезвычайно много шума!

У первых сиамских кошек были раскосые глаза и хвост крючком: согласно легенде, во время купания тайские принцессы нанизывали свои кольца кошкам на хвост. Кошки так старательно присматривали за кольцами, что глаза у них начали косить, а хвосты загнулись. Современные сиамские кошки, за исключением одичавших особей, живущих в Тайланде, в большинстве своем утратили раскосость, а хвостики у них выпрямились.

Условия для нормальной жизни кошек

Кошачье имущество

В зоомагазинах продается столько разнообразных принадлежностей для кошек, что недолго и растеряться. Но не волнуйтесь. На самом деле, без некоторых вещей можно вполне обойтись, а что-то можно сделать самим: старое мягкое полотенце легко превращается в удобную постель, картонные трубочки из-под туалетной бумаги – в любимые игрушки. Если кошка не имеет возможности выходить из дома, потребуются еще некоторые вещи, например, столбик для точки когтей и горшочек с травой, чтобы кошка была здорова.

Переносные контейнеры для кошки бывают разные – плетеные, пластмассовые, фанерные и т.д. желательно, чтобы контейнер ассоциировался у кошки не только с походами к врачу! Пользуйтесь переносным контейнером при любом удобном случае, чтобы кошка привыкла к нему.

Специальные магазины предлагают огромный выбор постелей для кошек – от открытой пластмассовой корзинки до обшитых мехом уютных домиков. Некоторые кошки предпочитают сами выбрать себе кровать или забраться в хозяйскую! Независимо от того, где спит кошка, надо регулярно стирать ее подстилку и проверять, нет ли там блох.

Уход за кошкой

Здоровье вашей кошки в большей степени зависит от регулярного сбалансированного питания. Взрослую кошку следует кормить два раза в день; скорее всего, она сама напомнит о том, что пора обедать! Подрастающих котят надо кормить часто, но по чуть-чуть, чтобы у них не возникло проблем с желудком.

Если у вас длинношерстная кошка, не забывайте ежедневно причесывать ее. Короткошерстных можно расчесывать только один или два раза в неделю. Именно во время ухода за шерстью становятся заметны ранки, какие-либо признаки болезней или следы блох. Поверьте, кошка оценит ваше внимание и заплатит за работу преданностью и любовью.

Позаботьтесь о том, чтобы кошка не стала жертвой своего любопытства, и спрячьте подальше от нее все опасные предметы. Уберите электрические провода, чтобы кошка их не жевала; поставьте ядовитые растворы вроде отбеливателя в шкаф. Не забывайте о домашней обстановке – уберите хрупкие предметы и расставьте растения в горшках поустойчивее.

 

Здоровое питание

Давайте кошке самую разнообразную пищу. В ее рацион должны входить мясо, рыба, овощи, молоко и обязательно – свежая вода. Дополнительно можно давать кошачий корм – сухой или консервированный, — содержащий необходимые минеральные вещества и витамины.

Лишний вес не способствует здоровью. Если кошка весит выше нормы, нужно посоветоваться с ветеринаром по поводу ее диеты. Возможно, вы перекармливаете кошку или она выпрашивает еду у соседей! Некоторые кошки толстеют от того, что ведут пассивный образ жизни – совсем как люди! С домашними кошками нужно почаще играть.

Уход за шерстью

Уход за шерстью – это не просто забота о красоте. Длинношерстные кошки нуждаются в ежедневном расчесывании, чтобы предотвратить образование колтунов, которые придется выстригать. Расчесывать кошку следует мягко, без нажима. Делать это нужно против шерсти, приподнимая ее, и начиная от самых корней. Гребешком хорошо вычесывать омертвевшие волоски. В завершение расчешите кошке мордочку и шейку маленькой щеточкой. Старая зубная щетка идеально подойдет для этой тонкой работы.

Физиология кошки

Гибкий скелет

Тело кошки настолько гибкое, что кажется почти бескостным. Она может поворачиваться и изгибаться под невероятными углами, вытягиваться в стремительном прыжке или протискиваться в узкую щель.

Между тем кости – это твердая структура, которая в действительности не может быть эластичной. Так в чем же секрет кошачье гибкости? Все дело в строении скелета. Как и у людей, спинной хребет кошки состоит из позвонков. Но позвонки кошки соединены не так жестко, как наши, и поддерживаются не связками, а мышцами, что и делает ее спину гораздо более гибкой. Вдобавок плечевой сустав кошки устроен так, что ее передние лапы движутся намного свободнее, чем наши руки. Эластичные мышцы и упругая кожа делают кошек гимнастками!

Зубы и когти

Кошачьи зубы и когти – превосходное оружие. Большие клыки – отличительный признак семейства кошачьих. С их помощью кошки убивают добычу и разрывают мясо на куски. Коренные зубы, словно ножи, разрезают мясо и жилы на небольшие кусочки. Маленькие, расположенные спереди резцы предназначены для обгладывания. Острые когти помогают кошке крепко схватить добычу. Кроме того, это прекрасный инструмент для лазания: кошка цепляется когтями как крючьями; на них она повисает, карабкаясь наверх. Недаром крюки, которыми пользуются электрики, чтобы залезть на столб, называются «кошками»!

Кошка вооружена 30 зубами (за исключением рыси и манула, у которых по 28 зубов) и 18 когтями – по четыре на каждой задней лапе и по пять на каждой передней, включая зачаток пятого пальца, расположенный чуть выше остальных. Все разновидности кошек, кроме читы, могут втягивать когти, чтобы сохранить их концы острыми. Эта способность слабо развита лишь у кошки-рыболова. Ее когти слишком велики и не втягиваются целиком в когтевые лунки.

Секреты равновесия

Кошки – удивительно ловкие и грациозные существа. Превосходное чувство равновесия позволяет им легко взбираться на опасную высоту или прогуливаться по тончайшей планке. И даже если кошка все-таки сорвется вниз, она обязательно приземлится на лапы. Известен случай, когда кошка, упав с 32-го этажа, выжила, не получив смертельной травмы.

Умение лазить по деревьям позволяет кошкам охотиться на большой высоте. В ветвях деревьев живет так много птиц и мелких животных! Одним словом, кошачий супермаркет! Среди густых ветвей удобно укрываться от жаркого солнца, прятаться от врагов и устраивать засады. Большинство разновидностей мелких кошек чувствуют себя на деревьях как дома; и даже львы любят порой растянуться на крепких широких ветвях не очень высоко от земли.


Слух, обоняние и осязание

Хороший слух нужен охотнику не меньше, чем зрение, и уши кошки отвечают всем требованиям. Кроме того, кошка обладает превосходным обонянием, хотя и не полагается на него во время охоты. Нос служит ей для того, чтобы обнюхивать еду и исследовать «пахучие послания» своих сородичей. Кошка не особо нуждается в чувстве вкуса, но у нее высоко развито осязание. Органы осязания – это чувствительные усы на мордочке (вибриссы) и волоски на запястьях, выступающие в роли рецепторов.

Усы кошки – вибриссы – действуют как чувствительные антенны. Ориентируясь при помощи усов, кошка может определить точное положение, форму и размер всего, к чему она приближается, даже в темноте. Благодаря этому она никогда не промахивается во время охоты и не застревает в отверстиях, через которые протискивается.

Зрение

Чрезвычайно важную роль в жизни кошек играет зрение. Их большие глаза – глаза охотника – отлично видят в почти полной темноте, выслеживают добычу, мгновенно кошки реагируют на неожиданные движения.

Глаза могут многое рассказать о настроении кошки. Угрожая противнику, она сужает зрачки; напротив, кошка, принимающая угрозу, смотрит темным немигающим взглядом, широко раскрыв глаза. В обоих случаях глаза кошки отражают ее состояние яснее всяких слов!


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

зрение, слух, осязание и обоняние

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

 

Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

 

Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

 

Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru

www.9months.ru

Осязание, обоняние, вкус, синестезия @ КОГНИТИВИСТ

Осязание, обоняние и вкус — эволюционно древние органы чувств. Даже простейшие организмы, как амеба, лишенные возможности воспринимать свет и звук, реагируют на химический состав среды и на физические воздействия. И как мы убедимся, по крайней мере в некоторых из этих древних каналов восприятия послеобразы также играют ключевую роль.

Осязание — большой и исключительно многообразный канал восприятия. К нему относится не только способность чувствовать среду поверхностью кожи, но также и мышечные ощущения, сигналы нервных рецепторов внутри тела (например, болевые), также к нему можно отнести и другие источники ощущений, например вестибулярный аппарат. (Здесь мы сознательно не будем рассматривать так называемое “внутреннее чувство”, связанное с интуицией и восприятием эмоций. Хотя формально оно относится к каналу восприятия ощущений, внутренне чувство является особым “органом чувств”, оно занимает уникальное место в ряду других каналов восприятия, позже мы узнаем, почему.)

Осязание особенно тем, что в процессе развития человека именно осязание является первым источником восприятий, доступных плоду еще до рождения (слух возникает на более поздних стадиях развития) и поэтому является неким прототипом других органов восприятия: зарождающееся сознание учится воспринимать и реагировать на внешний мир на материале осязания, ощущений. Позже прототипичность осязания даст нам очень полезный ориентир в понимании восприятия вообще.

У осязания есть еще одна важная особенность. Чтобы ощутить яблоко, нам необходимо совершить активное действие — протянуть к нему руку, взять его. Иными словами, осязание кажется более “интерактивным”, мы целенаправленно воздействуем на мир (протягиваем руку и берем яблоко), а мир нам отвечает (ощущения от яблока). Напротив, даже сосредоточив своё полное зрительное внимание на висящем на дереве яблоке, мы не окажем на него никакого физического воздействия, яблоку “все равно”, видим мы его или нет. То же самое со слухом: листьям на дереве “всё равно”, слышим мы их шелест или нет.

Чтобы осязать мир, необходимо с ним активно взаимодействовать, а зрение и слух этого, кажется, не требуют. Мы не можем осязать “со стороны”, но вполне можем со стороны видеть или слышать. В кресле спит кошка. Мы можем разглядеть её, прислушаться к её дыханию, и не разбудим. Но попробуйте осязать её шерсть, провести ладонью по ней — и кошка проснется, изменит свое состояние. В этом особенность осязания: мы не можем воспринимать мир через осязание, не вмешиваясь в него, не изменяя состояние тех вещей, которые воспринимаем.

Даже в те случаях, когда не мы хотим осязать, а нас хотят осязать, происходит взаимное влияние, изменение: кто-то протянул руку и неожиданно похлопал вас по плечу или вы хлопнулись макушкой о низкий дверной проём: осязание взаимно, мы ощущаем мир, мир ощущает нас.

Обратимся к простым опытам. Некоторые из них вы сможете провести немедленно, а для некоторых придётся подождать удобного момента.

Опыт 1. Тактильные послеобразы. Острым кончиком ручки или карандаша крепко (еще лучше взять гвоздь или иглу), но не до боли надавите на центр ладони другой руки. Следите за ощущениями, когда прекратите нажатие. Наблюдайте динамику их изменения.

Вы заметите, что первый послеобраз прикосновения острым предметом занимает на ладони большую площадь, нежели сама точка прикосновения, и начинает постепенно “расползаться” по ладони как тепло или легкая тяжесть. Время от времени точное место нажатия снова начинает ощущаться как точка, затем вновь послеобраз будет размазываться. Если ваша ладонь не будет испытывать других прикосновений, пройдет не меньше десяти минут, пока послеобраз совершенно исчезнет:

Итак, осязательные послеобразы существуют и ведут себя непросто: форма осязаемого предмета (в данном случае кончик карандаша) не имеет прямой связи с формой и качествами ощущений, возникающих в послеобразе прикосновения. При этом сами послеобразы могут сохраняться длительное время, продолжая меняться.

После крепкого нажатия острие карандаша оставляет на руке видимый след, который постепенно исчезает, стирается (помните, мы сравнивали послеобразы со следами на песке?), однако обратите внимание, что визуальная точечная форма этого следа не соответствует осязательному послеобразу, который может захватить пол-ладони. Это служит свидетельством, что осязательные послеобразы рождаются не в руке, также, как зрительные не возникают в сетчатке. И те и другие — продукт работы центров восприятия мозга. Если бы осязательные послеобразы были результатом локального “раздражения” тканей ладони, то послеобраз бы соответствовал форме острия карандаша и занимал бы точечную область ладони, в которой ткани действительно подверглись давлению.

Опыт 2. Моторно-мышечные послеобразы. Самый простой пример — иллюзия изменения веса, которая привлекала внимание психологов еще в конце 19-го века. Если несколько раз поднять относительно тяжелый предмет, то после этого мы склонны недооценивать вес более легких предметов. И наоборот, после многократного поднятия легкого предмета мы склонны переоценивать вес тяжелого. Опыт удобно провести в супермаркете, где продается бутылированная вода с ручками. Возьмите в руку за ручки сразу три бутыли воды (достаточно бутылей по полтора литра). Поднимите несколько раз. Затем оцените вес только одной бутыли. Насколько легче кажется она? Попробуйте поднимать три бутыли одной рукой, а оценивать вес одной бутыли — другой. Передается ли послеобраз на другую руку?

На основе этой иллюзии даже предпринимались попытки разрабатывать системы тренировок для спортсменов-легкоатлетов. Их заставляли бегать в утяжеленных кроссовках, привыкать к ним. После возвращения к обычным, бег субъективно кажется быстрее и легче. Однако, результаты показали: это иллюзия, и в действительности спортсмен после возвращения к обычной обуви не начинает бегать быстрее и легче, иногда даже наоборот, медленнее и тяжелее.

Еще несколько известных эффектов, связанных с действием осязательных послеобразов:

  1. Если некоторое время водить рукой по закругленной поверхности, то после того, как рука оказывается на ровном участке, поверхность кажется искривленной в противоположном направлении. Этот опыт можно проделать с автомобилем, на котором имеются соседствующие закругленные и ровные участки кузова.
  2. Если некоторое время ощупывать рукой конусовидный или клиновидный предмет (большим и группой остальных пальцев), то после этого цилиндр или прямоугольный предмет кажется конусом или клином противоположного направления.
  3. Если некоторое время ощупывать грани прямоугольника в котором высота больше ширины, то после этого ровный квадрат кажется прямоугольником, в котором ширина больше высоты.

Мощные и длительные послеэффекты дает вестибулярная система:

Все мы в детстве пробовали накрутиться до такой степени, что невозможно стоять на ногах: мир вокруг начинает крутиться и качаться. Попробуйте, действует ли это сейчас? Проведя день в поезде, и сойдя с него, в первые часы кажется, что продолжаешь ощущать стук рельсов и движение вагонов.

Подведем итог: осязательные и моторные послеобразы обладают свойствами, аналогичными зрительным и звуковым, но могут сохраняться гораздо более длительное время — не секунды, а минуты и часы.

В заключение о том, как к осязательным послеобразам относится нынешняя наука. Изучаются они вяло (ученые их именуют “кинестетическими после-эффектами”), но в последние годы интерес к ним возрос в довольно неожиданном разрезе: считается, что их длительность и интенсивность может служить индикатором индивидуальной активности нервной системы и даже служить для оценки персональных способностей человека. Сила послеобразов связывается с индивидуальной склонностью нервной системы человека усиливать или подавлять внешние стимулирующие воздействия, что влияет на ее общую гибкость, активность, устойчивость. Конечно, в этом отношении осязательные послеобразы удобнее, нежели зрительные и звуковые: их легче наблюдать и проще оценивать в числовых показателях.

Процедуры оценки выглядят довольно просто. Чаще всего в них используется эффект неправильной оценки формы предмета (после ощупывания прямоугольника квадрат кажется прямоугольным). Выяснилось, что сила кинестетических после-эффектов зависит от возраста, пола. Обнаружились и довольно нетривиальные зависимости:

Обнаружена нелинейная зависимость интенсивности после-эффектов от возраста. Начиная с 18-лет она снижается вплоть до возраста 50 лет. Затем вновь начинает повышаться вплоть до возраста 66. После вновь снижается. В среднем у женщин интенсивность после-эффектов несколько ниже, чем у мужчин. Длительность и сила после-эффектов зависит от того, на каком этапе естественного месячного цикла находится женщина. Влияние после-эффектов минимально в периоды начала и окончания цикла, и увеличивается в его середине. Оказалось, что это не связано ни с изменением в образе жизни в эти периоды, ни с приемом каких-либо медикаментов. Интенсивность после-эффектов существенно различается у людей, страдающих маниакально-депрессивным психозом. У переживающих депрессивную фазу после-эффекты ослабевают, на маниакальной фазе — усиливаются. Обнаружена положительная зависимость между силой и интенсивностью кинестетических после-эффектов и творческими способностями человека (“креативностью”). Если так, то 1) Верно ли, что после 50 лет люди переживают “вторую молодость” своих творческих способностей” 2) Подтвердят ли женщины гипотезу, что в середине их физиологического цикла креативные способности увеличиваются, а в начале и конце — ухудшаются? Относительно страдающих МДП сомнений нет, в маниакальной фазе они гораздо креативнее, чем в депрессивной («креативные» люди вообще порой похожи на маньяков).

Мы завершаем знакомство с осязательными послеобразами двумя полезными для дальнейшего наблюдениями и идеями:

  1. Интенсивность послеобразов (а значит, и способность их воспринимать) различается от человека к человеку. Это ожидаемый факт, но мы о нем раньше не говорили прямо.
  2. Сила, с которой послеобразы влияют на сознание и восприятие человека, кажется, имеет какое-то отношение к его творческим способностям, умению фиксировать внимание на выполняемой задаче, его когнитивному стилю.

Вкус и запах — тесно связанные модальности нашего восприятия. Это легко заметить в те моменты, когда наш нос временно теряет свои способности (например, при простуде). Вкус любой пищи и напитков становится невыразительным, тусклым. И послеобразы этих двух модальностей тоже должны быть между собой крепко связаны.

Каждый пробовал “кофе по-турецки”. После глотка крепкого и горячего черного кофе следует сделать глоток прохладной чистой воды. Особенность этого рецепта – в акцентировании вкусового послеобраза, послевкусия, порождаемого крепким и горячим кофе. Конечно, послевкусие кофе – это не только послеобраз вкуса кофе, но и послеобраз его запаха. Послевкусия – вообще важная часть искусства кулинарии. Они являются существенным критерием при оценке качества напитков, особенно спиртных — вин, пива, виски.

Для начала на простом опыте убедимся в том, что вкусовые послеобразы ведут себя совершенно также, как послеобразы в других модальностях. Возьмите дольку лимона и стакан чистой воды:

Неспеша и тщательно начните разжевывать достаточно крупную дольку лимона. Наблюдайте за изменением вкуса.

Вначале лемон будет кислым, очень кислым. Но постепенно вы начнете ощущать какой-то сладковатый привкус.

Теперь выпейте чистой воды и заметьте ее вкус. Он вовсе не пресный, как обычно, а слегка сладковатый, и это сладость аналогична той, которую вы начинали чувствовать, долго разжевывая лимон.

Послеобразом кислого вкуса лимона является сладкий вкус. Когда мы долго жуем лимон, послеобраз кислого вкуса начинает вмешиваться в непосредственное восприятие и возникает сладковатый привкус. Когда мы пьем воду, она становится сладковатой из-за действия этого послеобраза. Возвращаясь к нашей первой гипотезе о том, что послеобразы являются противоположностью образов, можно сказать, что кислое является противоположностью сладкого, как красное — противоположность голубого.

До недавнего времени было принято считать, что существует четыре базовых вкуса, из которых, если не учитывать запахи, складывается любой вкус, который мы можем ощутить. Каждому вкусу в соответствие ставится четыре типа вкусовых рецепторов в языке (иногда области языка даже зонируют по специализации на том или ином вкусе, но это зонирование не верно: любой вкус мы можем воспринимать любой частью языка). Четыре основных вкуса можно расположить на “вкусовом круге”, по аналогии с цветовом кругом Гёте. Естественно, на нем сладкий вкус является противоположностью кислого:

Опыты, подобные нашему с лимоном и водой, дают основания считать, что такое расположение вкусов вполне соответствует действительности: например, после сахара вода имеет быстро проходящий, но заметный кисловатый привкус, а после горького (крепкий кофе) – солоноватый. Контрастные сочетания вкусов часто воспринимаются как особенно яркие, выразительные: кислый лимон в сладком сахаре или горькое пиво с солёной воблой.

В последнее время заговорили о том, что существует пятый основной вкус, который принято называть так, как он именуется в Японии, вкусом “умами”. В переводе с японского, это слово и означает “вкус”, и это вполне согласуется со спецификой пятого вкуса – он не обладает своим собственным определенным вкусом, но усиливает другие вкусы, придает им особую выразительность, акцентирует запах пищи.

В почти чистом виде вкусом “умами” обладает глутамат натрия (знакомое вещество, неправда ли?). Это пищевая добавка, которую теперь добавляют практически в любой концентрат или консерву, как раз из-за его способности усиливать вкус и запах пищи, делать её субъективно вкуснее. Особенно глутаматом натрия увлекаются в Юго-Восточной Азии, он очень активно используется в китайской кухне. Вкус “умами” присутствует в богатой белками пище, особенно животного происхождения, так что иногда его называют “белковым вкусом”. Он особенно заметен в соевом соусе, сырах, мясе, рыбе, грибах, его оттенки имеются в грецких орехах, в помидорах. Если вам когда-то приходилось длительное время питаться растительной пищей, например, крупами, то первая мясная пища после длительного периода создает особое вкусовое ощущение, это и есть оттенок вкуса “умами”.

Вкус “умами”, если его причислять к базовым вкусам, нарушает простую картину “вкусового круга”. По моему мнению, “умами” все же не является базовым вкусом, а скорее феноменом, находящемся где-то на границе между вкусами и запахами. Лишь в том случае, если кто-то сумеет заметить собственное послевкусие “умами”, мы сможем его назвать полноценным базовым вкусом.

Обратимся к восприятию запахов, и тут мы встречаем неожиданное исключение из правил.

В каждой из отраслей, в которых запахи имеют важное значение — в производстве кофе, вина, оливкового масла и т.д., имеются “круги запахов”, в которых перечислены группы и подгруппы различных ароматов. Однако, от отрасли к отрасли структура и содержание этих кругов различается, так что скорее они служат иллюстрацией многообразия возможных ароматов, нежели отражают действительные свойства обоняния. Кроме того, цветовой круг Гёте или вкусовой круг помогают найти пары противоположных цветов или вкусов, а в круге ароматов противоположными оказываются запахи, которые вовсе не кажутся противоположными или, во всяком случае, никаких подтверждений этому в нашем опыте не существует. Так, на круге запахов, который в ходу у виноделов, запаху солярки противостоит запах банана, а запаху кофе — запах малины:

 Можно увеличить

Как проверить, что этот или какой-то другой круг запахов – не просто выдумка? Существуют ли у ароматов свои противоположности, и существуют ли послеобразы запахов вообще? К сожалению, мне не известны примеры, когда какой-либо запах создавал послеобраз, который ощущается как другой, “противоположный” запах. Также, не будучи парфюмером, я не могу судить о том, влияет ли на восприятие запаха то, что мы нюхали до этого. Например (читатель тут может меня поправить), после любого сильного запаха чистый воздух, кажется, имеет один и тот же запах чистого воздуха. Возможно, настоящий мастер запахов, “нюхач”, смог бы внести определенность в эти вопросы.

А до тех пор, пока таких примеров не известно, обоняние выглядит единственным каналом восприятия, в котором послеобразы либо отсутствуют, либо проявляются очень слабо. И это довольно странно, ведь восприятие запаха близко восприятию вкуса, а у вкуса послеобразы определенно существуют. Позже мы вернемся к этой странности.

Существуют запахи, которые описывают так, будто они имеют какой-то вкус: “горький запах”, “сладковатый запах”. Конечно, это подтверждает близость вкуса и обоняния, но еще является и примером одного очень важного свойства нашего восприятия, которое отражается и в свойствах послеобразов. Это синтестезия.

Синестезия – это меж-модальная связь наших органов чувств. Например, то, что мы слышим, существенно влияет на то, что мы видим. Убедимся в этом на паре простых опытов (в опытах используется звук).

Первый опыт. Сначала проиграйте вариант 1, что вы видите?

Эти кружки сталкиваются и отскакивают или разлетаются мимо друг друга? На что больше похоже?

Теперь проиграйте вариант 2. Что происходит с восприятием? Добавив звук, мы заметно повлияли на то, что видим.

Второй опыт. В нем быстро мелькает кружок. Сколько раз он появляется? Начните с варианта 1:

Теперь вариант 2 — сколько раз теперь появляется кружок?

Вы уже, конечно, догадались, что в действительности в обоих случаях кружок появляется одинаковое количество раз (какое именно?). Но изменив звук, мы изменяем видимое количество вспышек. Так наш слух влияет на наше зрение. Попробуйте “заставить” свои глаза видеть правильно. Пока вы не отключите звук, это будет сделать очень трудно.

Аналогичные связи существуют и между слухом и ощущениями. Простой опыт можно провести с хрустящими чипсами. Попробуйте их пожевать, оцените их “хрустящесть”, твердость. Затем повторите опыт, но плотно закройте уши, чтобы не слышать хруст. Вы заметите, что чипсы стали ощущаться гораздо “мягче”, будто они влажные.

Знакомы ли вы с известной и довольно жестокой шуткой, когда один человек занимается чем-то опасным, грозящим взрывом или ударом тока (например, чинит электропроводку под напряжением), а второй неожиданно тихо говорит “Бух!” Реакция может быть непредсказуемой: для человека, находящегося в сосредоточенном, напряженном состоянии, разница между зрением, ощущениями и слухом словно перестает существовать!

Синестезия связывает наши органы чувств воедино. Все каналы восприятия связаны между собой в гораздо большей степени, чем это может показаться, и это особенно становится заметно, когда органы чувств работают на пределе своих возможностей, когда внимание сосредоточено в максимальной степени, когда мы просто “забываем”, что у нас есть несколько разных каналов восприятия.

Далее мы увидим, что синестезия – это не какой-то патологический феномен, не результат путаницы в работе мозга (вспомним, как в начале курса мы говорили что-то похожее про послеобразы). Напротив, синестезия позволяет нам заглянуть в самый фундамент нашего восприятия, в котором пять органов чувств — лишь ветви, растущие от одного ствола.

Мы с самого начала утверждали, что послеобразы – результат действия очень глубоких, базовых механизмов восприятия. Возможно, на уровне этих механизмов оно еще на распадается полностью на пять отдельных чувств. Тогда послеобразы в одном канале восприятия могут влиять на восприятие в другом, должны существовать меж-модальные, синестетические послеобразы.

Убедитесь в том, что они действительно существуют:

Это две модификации наших опытов с двигающимися и мигающими кружками. Внесено лишь одно изменение: теперь звук звучит немного раньше. Итак:

Звук “столкновения” звучит раньше, чем пересекаются шарики, но от этого ничего не меняется: без звука они выглядят как пролетающие мимо друг друга, а со звуком — как сталкивающиеся и разлетающиеся. Наше зрительное восприятие оказывается под действием не самого звука, а его послеобраза. Звук “бип” словно заранее программирует наше зрение на то, чтобы видеть столкновение.

Длительность и количество мерцаний в обоих вариантах неизменно, но разное количество “бип” в звуках. От этого меняется восприятие вспышек — кажется, меняется их количество, и особенно длительность. Но звук звучит раньше, чем начинаются вспышки – на зрительное восприятие влияет только звуковой послеобраз.

Мы убедились: послеобразы могут влиять на восприятие в других модальностях, искажать его — в нашем случае звуковые послеобразы влияют на зрительное восприятие. С помощью более сложного опыта можно заметить, что послеобразы вообще могут возникать сразу в нескольких модальностях: например, сильный визуальный стимул дает одновременно и визуальный и звуковой послеобраз.

Для опыта вам потребуется темное и очень тихое помещение. Лучше этот опыт проводить глубокой ночью или рано утром, когда уровень посторонних шумов низок, и в темноте. Возьмите какое-нибудь устройство со вспышкой, например, мобильный телефон или фотоаппарат. Направьте вспышку себе в глаза, с расстояния вытянутой руки.

Ваша задача – не всматриваться в зрительный послеобраз вспышки, а заметить, что происходит в слуховом восприятии. Включая вспышку, сосредотачивайтесь на слухе. Сразу или после нескольких опытов после вспышки вы будете слышать быстро затухающий звуковой послеобраз, по звучанию похожий на белый шум из наших звуковых экспериментов. Так яркая и почти беззвучная вспышка порождает не только зрительный, но и звуковой послеобраз.

Если вам когда-нибудь доводилось в грозу оказаться не далеко от того места, куда ударяет молния (метрах в 15-20), вы могли заметить похожий эффект, но более отчетливо. В момент удара молнии глаза ослепляет вспышка и одновременно в ушах звучит высокий свист или шипение, похожее на звук воздуха, выбивающегося из автомобильной камеры. И лишь мгновение спустя раздается мощный раскат грома. (Кстати, это еще одна иллюстрация того, как в моменты стресса или перегрузки наше восприятие становится единым, не разделенным на разные каналы).

Итак, послеобразы могут не только влиять на “чужие” модальности, но и возникать одновременно в нескольких. Оказывается, послеобразы подвержены синестезии. Но, добавим мы, не просто подвержены, в действительности они тесно между собой связаны – далее мы увидим, что послеобразы в своей основе вообще не имеют “постоянной прописки” в том или ином органе чувств.

Этим мы завершаем первую часть нашего курса. Мы уделили много внимания знакомству с послеобразами в различных модальностях, их сложным свойствам, универсальным и уникальным особенностям в каждом из каналов восприятия. Они этого заслуживают, но послеобразы — не самоцель. Получив достаточно полное представление о них, мы научились большему – умению фокусировать внимание на том, на чем оно обычно совершенно не задерживается — на послеобразах. И это важный шаг к нашей главной цели – освоению гештальт-восприятия.

www.cognitivist.ru

зрение, нюх, слух, вскус… что еще? Как одним словом?

Органы чувств

Способности человека.

Зрение-осязание Нюх-обаняние и т. д. короче это чувства основных-5,есть 6-е-это интуиция

Осяза́ние (кинесте́тика, такти́льное чувство) — один из пяти основных видов ощущений (чувств) , к которым способен человек, заключающийся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Обусловлены работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул.

Чувства человека — зрение, обоняние, слух, вскус, осязание Органы чувств — глаза, нос, уши, язык, руки (кожа) «Интуиция — это умение головы чувствовать задницей»

Просто чувства.

Анализаторы. Анатомия 8 класс.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *