Образ | Понятия и категории
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности. В узком и более конкретном смысле понятие «художественный образ» обозначает элемент, часть художественного произведения (персонаж или предмет изображения), в широком и более общем – способ бытия и воспроизведения особой, художественной, реальности, «царства видимости» (Ф. Шиллер).
Tags:
Эстетика
ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ — субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств. Образ восприятия обусловлен как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ восприятия также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 389.
Tags:
Психология
ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ — ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего, обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптического. Различаются:
1) образ последовательный положительный — после прекращения действия яркого света — окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным;
2) образ последовательный отрицательный — после перевода взгляда, на светлый фон — сохраняется в течение более длительного времени, темнее фона и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ…
Tags:
Психология
ОБРАЗ – результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов.
Анализ построения образа, его функционирования и развития – прерогатива психологии, которая рассматривает его как процесс, играющий важную роль в системе психической регуляции деятельности человека. Образ воплощает в себе сущность психического. В натуралистических вариантах гносеологии образ совпадает с чувственно данными и представлен в ощущениях, восприятиях, представлениях.Tags:
Философия
ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Будучи основой для реализации практических действий по овладению внешним миром, образ определяется также характером этих действий, в ходе коих исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам. Одно из важных свойств образа — его целостность (см.
Tags:
Психология
ОБРАЗ (от древнерус. образъ — вид, образ, призрак, изображение, пример). Субъективное отражение мира организмом, включающее в себя чувственные компоненты, связанные с непосредственным раздражением органов чувств, и мысленные компоненты, связанные с психологическими моделями (эталонами), хранимыми в памяти (потребности, установки, индивидуальный опыт). В ходе развития отражения как всеобщего свойства материи уровень развития психики характеризуется возможностями формирования психического образа как отражения особенностей окружающей среды, в которой происходит осуществление деятельности.
Tags:
Психология
ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя.
Различают: 1) образ последовательный положительный — окрашен так же, как раздражитель; бывает очень кратковременным; 2) образ последовательный отрицательный — сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя; так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ.
Tags:
Психология
ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов; включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие образ используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям отражения в психике, существует традиция, связывающая с образом преимущественно перцептивные формы знания (см.
Tags:
Психология
ИМАГО (Imago). Термин, употребляемый вместо понятия “образ” с целью подчеркнуть, что многие образы, в частности образы других людей, возникают субъективно в соответствии с внутренним состоянием и динамикой субъекта.
Другими словами, термин имаго подразумевает, что многие образы (например, образы родителей) возникают не из действительного опыта переживаний, связанных с родителями, а основаны на бессознательных фантазиях или являются производными от деятельности архетипов. Имаго функционирует подобно ожиданиям или фильтру, через который воспринимаются определенные категории людей.Tags:
Психология
Образ (Bild). Когда я в этом труде говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой образ лишь косвенно связан с восприятием внешнего объекта — он покоится, скорее, на бессознательной деятельности фантазии и, будучи ее плодом, он является сознанию более или менее внезапно, как бы вроде видения или галлюцинации, не имея, однако, их патологического характера, т. е. не входя в клиническую картину болезни.
Tags:
Психология
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Как образ собственного «Я» влияет на наш успех?
Коуч, тренер, основатель и руководитель Центра
Уcпех способствует успеху. С этим утверждением, конечно, можно поспорить, однако в нем большая доля истины. Память о прошлых успехах позволяет нам быть уверенными в собственных силах и способностях. Но откуда взять воспоминания об успехе, если в прошлом успехов маловато? Открытие такого феномена, как образ собственного Я, стало прорывом в психологии.
Каждый человек, осознает он это или нет, носит в себе образ самого себя.
Это представление о самом себе формируется на основе нашего мнения о своих поступках, мнения других людей, а также под впечатлением наших переживаний, успехов и неудач. И каждое свое или чужое мнение, встраиваясь в общую картину «Я», становится для нашей психики правдивым. Мы перестаем сомневаться в таком «диагнозе» и начинаем действовать так, как будто это реальность. И все наши действия всегда согласуются с этим образом собственного Я.
К примеру, девушка, которая почему-то убедила себя в том, что она непривлекательна, как правило, остается без партнера, так как она всем своим видом и поведением будет отталкивать ухажеров. Этот образ также определяет рамки наших возможностей, того, на что мы способны. Создание нового образа собственного Я, наделенного талантами и способностями, и в то же время реалистичного, позволяет человеку достигать большего во всем.
Ученые открыли очень интересный факт: за хранение информации, которую дает наш реальный опыт и той, которую мы себе можем представить в нашем воображении, отвечает один участок мозга. И в результате наше подсознание не делает особых различий между тем, что было, и тем, что мы себе представили в красочных подробностях.
Именно поэтому, рассказывая какую-то историю и немного приукрашивая ее, человек сам со временем верит в это и воспринимает как реальность. Такую закономерность уже давно используют при тренировке спортсменов.
Баскетболисты, которые многократно прокручивали в голове удачные броски, в реальности достигали больших успехов. Точно также можно на собственном опыте, созданном в нашем воображении, научиться быть успешным и счастливым! Надо только поработать над позитивным и адекватным образом внутреннего «Я». И каждый может создавать и изменять его.
1. Для начала необходимо научиться принимать себя безоценочно, не критикуя, не обвиняя в недостойных поступках, не сравнивая с другими. Не отождествлять себя с ошибками или неудачами.
2. Ведите дневник. В нем планируйте свое саморазвитие и выписывайте все мысли, связанные с вашими страхами, неуверенностью и другими качествами, которые бы вы хотели изменить или улучшить. Так вам проще будет понять, где ваши сомнения основаны на реальности, а где надуманы.
3. Создайте в своем воображении целостную картинку себя с необходимыми вам качествами. Постарайтесь «увидеть» детали: как вы выглядите, двигаетесь, улыбаетесь. Смотрите на себя какбы со стороны, сделайте это образ ярким, усильте ваши желаемые качества. Упражнение нужно выполнять ежедневно в течение трех недель, и тогда вы сможете понять и оценить силу визуализации.
Визуализации в коучинге придается большое значение. При помощи визуализации мы создаем некий виртуальный опыт, который воспринимается нашей психикой, как реальный. И это позволяет получать удивительные результаты.
Ну что, первые шаги к новой жизни кажутся на удивление простыми. Нужно только постоянно помнить о них, применять их на практике и не забывать следить мыслями, направляя их в соответствующее русло. Однако не так просто это оказывается на деле: не видя быстрого результата, человек обычно скатывается к старым привычным мыслям и моделям поведения. А для того, чтобы новый образ своего Я стал действительно вашим привычным образом, необходимо не менее 21 дня.
Подумайте, какая поддержка вам понадобится в это время. Это могут быть ваши друзья, ваши личные секреты, придуманные вами ритуалы, напоминалки. Удачи!
Коуч, тренер, основатель и руководитель Центра
Что такое самооценка и как ее улучшить?
Ключевые выводы
- Представление о себе, впервые упомянутое Моррисом Розенбергом в 1965 году, представляет собой представление или концепцию, которую человек имеет о себе (какой личностью мы себя считаем). Это также включает образ тела и пол.
- Представление о себе состоит из того, что человек воспринимает или думает о себе, что, по его мнению, думают о нем другие, и того, каким человек хотел бы быть — его идеальное я. Эти мысли могут относиться к чьему-то восприятию внешности, личности, навыков, ценностей и принципов, а также к восприятию того, как они вписываются в общественные нормы, касающиеся мужественности и женственности.
- Я-образ и я-концепция — две похожие, но разные идеи. В общем, представление о себе связано с тем, как человек видит конкретные, измеримые представления о себе, в то время как понятие связано с тем, как человек видит себя на абстрактном уровне.
- Представление о себе связано с рядом расстройств психического здоровья. Одним из примеров является телесное дисморфическое расстройство, когда кто-то сосредотачивается на предполагаемом недостатке — реальном или несуществующем — в своей внешности за счет своей самооценки и представления о себе.
Содержание
Определение и характеристики
Представление человека о себе — это его представление или представление о себе. Представление о себе — это фундаментальный аспект чьей-либо личности, который может определять успех отношений и общее ощущение благополучия. Негативное представление о себе может быть вызвано самоуничижением, саморазрушительным или саморазрушительным поведением.
Сюзан Олтман, например, говорит, что тремя элементами образа себя являются (Oltman, 2014):
- То, как человек воспринимает или думает о себе;
- Что, по мнению человека, другие думают о себе;
- и то, каким человек хотел бы быть или его идеальное я.
Влияния
Представление о себе — это продукт мыслительных моделей, выработанных под социальным влиянием окружающих с детства.
Представление о себе — это продукт обучения. Влияние раннего детства, а также опыт общения с другими в индивидуальном и общественном масштабе могут влиять на представление человека о себе.
То, как человек относится к своим сверстникам, часто может влиять на самооценку. Например, у ребенка, над которым издевались в школе из-за необычной психической черты, может сформироваться представление о себе как о непривлекательном, которое сохранится и во взрослой жизни.
Тем не менее, представление о себе можно изменить и улучшить с помощью таких техник, как непредвзятое мышление, медитация и принятие мер по развитию безусловного позитивного отношения к другим.
Последствия (не)конгруэнтности образа себя и идеального Я
Тот, кто считает, что он далек от своего идеального «я», может, в свою очередь, иметь низкую самооценку. И наоборот, чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем более последовательны или конгруэнтны мы и тем выше наше чувство собственного достоинства.
О ком-то говорят, что он неконгруэнтен, если он считает некоторые из своих переживаний неприемлемыми для себя и отрицает или искажает свое представление о себе.
В результате психологи теоретизировали несоответствие между реальным и идеальным «я» как мотивирующую силу для обращения к психотерапии. Роджерс (1980) называет этот разрыв между реальным и идеальным Я несоответствием и считает, что это может привести к дезадаптации.
Научные исследования пытались измерить уровни реального и идеального самоконгруэнтности, заставляя участников сортировать карточки, описывающие себя такими, какими они хотели бы быть и какими они являются. Это называется самоидеальной Q-сортировкой.
Терапевты пытались улучшить идеальную конгруэнтность в своих методах лечения, подчеркивая свои положительные характеристики и то, как они могут двигаться к выражению большего количества этих характеристик.
Родители также могут помочь своим детям достичь большего соответствия между их реальным и идеальным «я», проявляя к ним безоговорочное положительное внимание или безусловную любовь.
Согласно Schmitt (1980), люди, которых принимают и ценят, склонны относиться к себе с большей заботой.
Примеры
Дисморфическое расстройство телаКогда представление о себе сильно оторвано от реальности, это может привести к серьезным эмоциональным и психологическим проблемам. Одним из таких примеров является дисморфическое расстройство тела.
Дисморфическое расстройство тела — это расстройство образа тела, характеризующееся постоянной и навязчивой озабоченностью воображаемым или незначительным дефектом внешности.
В результате лица с дисморфическим расстройством тела могут заниматься следующим:
- Маскировка своего предполагаемого дефекта, например, одеждой или макияжем;
- Сравнение своей «несовершенной» части тела с другими»;
- Ищу операцию;
- Проверка или избегание зеркал;
- Сбор кожи;
- Чрезмерный уход за собой и физические упражнения;
- и чрезмерное переодевание.
Телесное дисморфическое расстройство является результатом несоответствия между собственным представлением о себе — как, по их мнению, они выглядят — и их реальным я.
Как показали многочисленные исследования, у людей с телесным дисморфическим расстройством в результате резко снижается самооценка (Phillips, Pinto, & Jain, 2004).
Негативное представление о себе в терапииМыслительные паттерны, лежащие в основе отрицательного представления о себе, характерны для некоторых психических расстройств, таких как депрессия (Паттон, 19 лет).91). Такие исследователи, как Stinkens, Lietaer и Leijssen (2012), обсудили, как самооценка влияет на отношения между пациентами и их терапевтами.
Исследователи предупреждают, что клиенты с негативным представлением о себе часто отказываются обсуждать темы терапии. Часто люди с негативным представлением о себе придерживаются одной из двух точек зрения: они не могут сами решить свои проблемы или что их терапевт не может помочь им решить их проблемы.
Часто клиенты с негативным представлением о себе избегают прямых просьб о внимании и сострадании из-за чувства незначительности; вместо этого они могут позиционировать себя как жертву (Stinkens, Lietaer, & Leijssen, 2012).
Эти противоречивые и косвенные взаимодействия часто подталкивают терапевтов к предложению невозможных решений, еще больше подтверждая зависимость клиента и укрепляя его убежденность в том, что он не может справиться со своими проблемами.
Чтобы преодолеть эти привычные паттерны работы с клиентами с негативным представлением о себе, Стинкенс, Литаер и Лейссен предполагают, что терапевты должны уравновешивать проявление эмпатии и заинтересованности попытками постепенно сталкивать клиентов с конфликтами в их общении, направляя их к прямым вопросам. на внимание и подтверждение своего желания любви и одобрения и своей неспособности их получить (Stinkens, Lietaer, & Leijssen; 2012).
Бейли 2-й, JA (2003). Пересмотр образа себя, самооценки и самоидентификации. Journal of the National Medical Association, 95 (5), 383.
Campbell, LP (1981). Успех каждого учащегося: улучшение самооценки для увеличения учебного потенциала. Бюллетень НАССП, 65 (441), 76-78.
Хатчерсон, Калифорния, Сеппала, Э. М., и Гросс, Дж. Дж. (2008). Медитация любящей доброты увеличивает социальную связь. Эмоция, 8 (5), 720.
Олтман, С. (2014). Исследование самооценки у молодых людей. Камбрия.
Паттон, В. (1991). Взаимосвязь самооценки и депрессии у подростков. Психологические отчеты, 68 (3), 867-870.
Филлипс, К.А., Пинто, А., и Джейн, С. (2004). Самооценка при телесном дисморфическом расстройстве. Изображение тела, 1 (4), 385-390.
Шмитт, Дж. П. (1980). Безусловное положительное отношение: Скрытый парадокс. Психотерапия: теория, исследования и практика, 17 (3), 237.
Стинкенс, Н., Лиетаер, Г., и Лейссен, М. (2013). Работа с внутренним критиком: терапевтический подход. Личностно-ориентированная и эмпирическая психотерапия, 12 (2), 141-156.
Образы в когнитивной психологии – только для человека 2.0
Кристион Бимон
Образы определяются просто в Словаре психологии АПА как «когнитивное генерирование сенсорной информации от пяти чувств, индивидуально или коллективно, которая вызывается из опыта» или самопорожденный в не переживаемой форме». Образы также связаны со способностью формировать мысленные образы определенных вещей, о которых вы думаете.
Образы также очень полезны в школе. Думая о тесте, который вы готовили всю ночь. Когда вы проходите этот тест, вы можете почти идеально визуализировать в своей голове все, что было в этом учебном пособии. Образность на самом деле является таким важным навыком в том, как работает наш когнитивный процесс, что он широко изучается. «В нескольких исследованиях изучалась связь между процессами ментального воображения и особыми способностями, связанными с академическим обучением дошкольников. Более того, многие исследования показали влияние способностей детей дошкольного возраста на формальное обучение чтению, письму и математике как в начальной школе, так и в последующих классах» (frontiersin. org). Но хотя это важно, на него может повлиять множество разных вещей. Такие вещи, как дислексия, часто могут мешать тому, как мы формируем мысленные образы. Например, в абзаце на сайте fronteirsin.org говорится, что «трудности, с которыми сталкиваются люди с дислексией, могут быть связаны с проблемами в процессе интеграции сегментов, составляющих буквы ментального образа». Это важная часть того, как мы обрабатываем информацию и запоминаем ее.
Образы используются во многих областях психологии. Это основная идея, чтобы на самом деле помочь людям психологически. Мы можем создавать ментальные образы, чтобы успокоиться или помочь восстановить связь с собой. «Управляемое воображение — это метод релаксации, который опирается на описательный язык, чтобы облегчить слушателю визуализацию подробных, успокаивающих образов с целью достижения реакции расслабления» (NASW). Это утверждение помогает объяснить некоторые способы, которыми мы используем наш разум, чтобы успокоиться. Когда мы чрезмерно возбуждены или перенапряжены, то, естественно, мы можем создавать мирные мысленные образы, чтобы помочь себе успокоиться и стать более уравновешенными. Этот тип использования изображений можно применять в таких условиях, как школа, офисы социальных работников и даже на встречах социальных работников с заключенными.
Теперь образы — это не просто то, что мы должны создавать в уме. Есть много вещей, которые заставят нас создавать ментальные образы. Музыка — очень хороший источник релаксации, который дает нам положительные ментальные образы. В исследовании, проведенном с учетом музыки, образов, уровней стресса, результаты показали, что «участники, которые использовали управляемые образы во время перерывов в течение четырехнедельного периода, добились значительного снижения тревожности и значительного улучшения качества сна по сравнению с контрольной группой. Исследователи подробно описывают конкретные данные исследования в статье и отмечают ограничения исследования. Тем не менее, они считают, что это указывает на возможную область помощи специалистам в области психического здоровья, включая социальных работников, в борьбе с усталостью от сострадания» (NASW). Наши собственные эмоциональные состояния и настроения могут хоть немного контролироваться этими образами. Вдохновение для образов окружает нас повсюду. Вы видите, что это используется и упоминается много с художниками. Простой мысленный образ может запустить проекцию всего портрета, нарисованного на холсте.
Изображения не всегда были самой простой темой для понимания. «Исторически исследования ментальных образов страдали как по практическим, так и по теоретическим причинам. Методологические ограничения, вызванные по своей природе частным характером изображений, накладывают практические ограничения на типы механистического исследования, которое может быть выполнено» (ncbi.nlm.nih.gov). В конце 20 века исследователи заметили рост корреляции между зрительным вниманием и зрительной рабочей памятью. Это когда образы стали немного более четкими в плане того, как они работают и как мы их используем. Образы были признаны инструментом, который мы используем в своем уме, чтобы распознавать наши мысли и то, как мы их воспринимаем. Проще говоря, люди могли бы думать об использовании образов как о способе сделать наши мысли более тождественными с ментальными образами.
Это пример изображения и того, как мы используем его на животных.В другой статье на frontiersin.org есть более подробное объяснение ментальных образов. «В рамках этой конструкции воображение двигателя (ИМ) представляет собой динамическое психическое состояние, во время которого представление данного двигательного движения репетируется в рабочей памяти без явной двигательной активности» (Decety, 1996). Это в основном объясняет, как мысленные образы представляют определенные стимулы, которые мы испытываем и о которых думаем.
В заключение, образы — это очень важный инструмент, который мы используем. Мы используем его каждый день, и мы используем его для многих разных вещей. Образы — это просто способ, с помощью которого мы можем брать мысли и переживания и создавать из них ментальные образы. Мы можем формировать ментальные образы с помощью музыки, искусства, личных мыслей и многих других вещей вокруг нас. Это в значительной степени связано с когнитивной психологией, поскольку это такой важный когнитивный процесс, но он также используется и в других формах психологии.
Процитированные работы
Guarnera, M. (2019). Ментальные образы и школьное обучение: продольное исследование детей .
Границы. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.02034/full
Каминское А. Н. (2021, 25 ноября). Спасибо нашему сообществу 2021 года! Обучение
Ученые. https://www.learningscientists.org/blog/2021/11/25-1
Моран, А. (2020). Практика двигательных образов и когнитивные процессы . Границы.
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.00394/full
Пирсон Дж., Населарис Т., Холмс Э. А. и Кослин С. М. (2015). Ментальные образы: функциональные
Механизмы и клиническое применение. Trends in Cognitive Sciences , 19 (10), 590–602. https://doi.org/10.1016/j.tics.2015.