Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет
Одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Аспект отношения к себе в общем контексте психологического изучения личности рассматривается как вопрос о ее самосознании, о личности как «Я», которое в качестве субъекта тем или иным способом «присваивает» себе все, что делает человек, и сознательно или бессознательно относит к себе исходящие от него дела и поступки. Для социально-психологического анализа Я-концепции центральным является акцент на процессе социального взаимодействия, которое определяет представления человека о себе. При этом представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности [1]. Представления социальны по своей природе).
Одним из аспектов социальных представлений о человеке и его месте в обществе являются представления о теле, Образе Я. В исследованиях Р. Бернса, а и др. подчеркивается, что размеры тела и его форма служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я. Внешность человека, как ничто другое, способна вызывать совершенно определенную социальную реакцию. Эта обратная связь оказывает сильное влияние на формирование самовосприятия индивида. Культурно обусловленные стереотипные реакции, социальные нормы и стандарты, ожидания – все это указывает индивиду на нежелательность существенных отклонений формы размеров его тела от идеала. Сформированное представление и отношение к Образу тела является одним из ярких примеров самопрезентации, которая отражает ценность тела как такового, а также существующие в обществе социокультурные эталоны. Формирование Образа Физического Я происходит в результате влияния социально-психологических источников и представляет собой двойственный процесс. С одной стороны – это влияние социума, которое выражается в суждениях, мнениях, представлениях, стереотипах, эталонах. С другой стороны – это самостоятельное осмысление и дифференцированно-избирательная работа на основе собственных критериев [2].
Образ Физического Я понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела. Причем, опыт переживания собственного тела считается первым шагом на пути обретения свой идентичности и формирования Я-концепции [1,3]. Образ Физического Я как социальный феномен обладает рядом особенностей, которые выражаются критериями внешней привлекательности. Физическая красота проявляется в двух планах: внешнем (совокупность анатомических, функциональных и социальных характеристик) и внутреннем (здоровье, которое является важным фактором регуляции поведения в отношении изменения своего Физического Я). Внешние и внутренние характеристики составляют собой единое целое, которое выражается в гармонии телесной красоты [4]. Современные образы, нормы и эталоны тела, отражающие социальные критерии привлекательности находятся под прессингом средств массовой информации, содержательная сторона которых наиболее доступна для анализа.
Образ собственного тела – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Так же как и подросткам, юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорции и т.п. Возрастная граница 17-18 лет является пограничным рубежом между ранней и поздней юностью, своеобразным психосоциальным мораторием. В данном возрасте уже присутствует наличие устойчивых особенностей, ценностей, мировоззрения и т.п. но процесс формирования самоотношения еще находится под влиянием социального окружения (эталонов и стереотипов).
Психосоциальный мораторий институциирован в форме системы высшего образования – период студенчества, где общая деятельность в сочетании с однородностью возраста способствует формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения. Все это представляется фундаментом, на котором будут строиться дальнейшие социальные отношения, опробование социальных и профессиональных ролей и успешная личностная самореализация [5].
Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации.
Вслед за распознаванием, узнаванием своей внешности возникает проблема ее оценки. По сравнению с описательной составляющей Я-концепции, в обозначении аспекта, связанного с отношением к себе имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Но, тем не менее, в последнее время все чаще употребляется понятие «самоотношение». Строение самоотношения можно представить следующим образом: во-первых, существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительного отношения индивида к собственному представлению о себе; во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок, взвешенных по субъективной значимости. Самооценки рассматриваются как оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [3].
Самоотношение развивается в результате социального влияния и взаимодействия, где каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, социальных представлений, стереотипов, эталонов, норм поведения, по отношению к которым индивид осмысливает собственное Я, наделяет его личностным смыслом. Основным механизмом формирования самооценки ученые считают процесс социального сравнения. Критерием социального сравнения выступает социальный эталон, а при его отсутствии – ближайшее социальное окружение.
Самоотношение имеет макроструктуру с четырьмя эмоциональными компонентами: самоуважение, самопринятие, аутосимпатию и ожидаемое отношение от других людей и две подсистемы, каждая из которой специфически связана со смыслом «Я»: систему самооценок и систему эмоционально-ценностных отношений. Система самооценок выполняет функцию сравнения с другими («Я в сравнении с другими»), а эмоционально-ценностная система сигнализирует о субъективной значимости этих самооценок («Я-Я») [6].
Однако, в настоящее время, существует множество разрозненных и противоречивых фактов, различных методологических установок, отсутствует общепризнанная и устоявшаяся терминология, связанная с самоотношением и Образом тела как объектов социально-психологического анализа. Отечественная социальная психология располагает еще недостаточными теоретическими и практическими данными по этой проблеме. В настоящий момент, в социальной психологии существует лишь немногочисленное число работ, посвященных проблеме гендер – социальные атрибуты внешнего облика С. Н. Яременко, D. Kyle. и др.; изучающие представления о способах оформления внешнего облика маскулинной, феминной личности А. А. Бодалев, В. А. Лабунская. Нет четко установленных закономерностей влияния самого содержания Образа Физического Я, сформированного в процессе социального взаимодействия, его составляющих, его формально-структурных характеристик, как на частные самооценки, так и глобальное отношение к себе. Отсутствие комплексных методик исследования формирования Образа тела и отношения к нему под влиянием социума обуславливает актуальность данной темы и предполагает проведение экспериментального исследования.
Исследование проводилось в Самарском Государственном Педагогическом Университете со студентками 1 и 2 курсов – более 252 человек. Целью исследования является выявление особенностей самоотношения к Образу физического Я девушек студенток 17-18 лет.
В качестве основного эмпирического инструментария использовалась авторская методика исследования самоотношения к Образу Физического Я. Для обработки данных использовались методы математической статистики: подсчет среднего арифметического по каждому тесту, контент–анализ, корреляционный анализ Пирсона, t-критерий Стьюдента, факторный анализ методом главных компонент с последующим Varimax вращением. Использовалась компьютерная программа анализа данных Statistica, Vers. 5.
В процессе исследования была разработана методика измерения самоотношения к Образу Физического Я в системе «Я в сравнении с другими» и «Я в сравнении с Я». Разработанная методика была проверена на надежность и валидность и в конечном итоге получила название «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я». В Образ Физического Я включались анатомические, функциональные и социальные характеристики, которые в совокупности представляют характеристики внешней привлекательности. Представленные характеристики оцениваются по двум критериям: самооценка (Я в сравнении с другими – хуже или лучше чем у других) и субъективная значимость (Я сравнивается с Я – насколько этот признак для личности ценен и значим, насколько оценка несет личностное окрашенное значение). Также методика позволяет измерить, уровень самооценки предложенных характеристик, какие характеристики наиболее доминируют в субъективном отношении личности и наиболее личностно значимы. Апробация методики исследования самоотношения к Образу Физического Я выполнялась на девушках 17-18 лет, студенток 1 и 2 курса Самарского Государственного Педагогического Университета, общее количество составило 296 человек.
Было установлено, что исследуемые характеристики Образа Физического Я, с одной стороны, имеют тесное взаимодействие друг с другом, подтверждая теоретическое, о существовании внешнего облика в единой гармонии анатомических, функциональных и социальных характеристик. С другой стороны, элементы характеристик Образа Физического Я обладают способностью доминировать, что позволяет их выделять в отдельные компоненты Образа Физического Я и изучать их также отдельно, независимо от других, что и делают существующие методики.
Так как субъективное отношение к Образу Физического Я складывается в результате социального сравнения, являющийся ведущим социально-психологическим источником, а критерием для сравнения выступает социальный эталон внешней привлекательности, при его отсутствие – ближайшее социальное окружение, был выявлен социальный эталон внешней привлекательности для девушек 17-18 лет. Данный эталон был получен с помощью контент-анализа, стимульным материалом послужила авторская методика исследования самоотношения к Образу Физического Я. Испытуемым девушкам 17-18 лет, около 117 человек была предложена инструкция: «Опишите Образ Идеальной девушки, используя перечисленные компоненты анатомических, функциональных и социальных характеристик».
В конечном результате социальный эталон внешней привлекательности для девушек 17-18 лет представлен таким образом:
Анатомические характеристики. Лицо. Волосы густые, средней длины, натурального цвета. Чистая, немного загорелая кожа. Лицо круглой формы, зауженное к подбородку. Не высокий, прямоугольный лоб. Не очень густые, дугообразной формы брови. Средне посаженые глаза, большие и выразительные. Небольшой, прямой и слегка курносый нос. Губы естественно розового цвета, пухлые, бантиком. Ровные, белые зубы. Подбородок округлой формы. Уши небольшого размера и недалеко отстоящие от головы. Плавно перетекающий профиль.
Фигура. Рост 165-170 см. Вес 50-60 кг в соответствии с ростом. Гармоничность пропорций – 90-60-90 (плюс, мину 2-3 см.). Шея средней длины, тонкая. Неширокие, слегка покатые плечи. В меру худое, приподнятое, как на вдохе, с чистой кожей декольте. Грудь 2-3 размера, упругая, округлой формы. Узкая талия, 60-65 см. Плоский, подтянутый живот. Спина прямая, с естественными изгибами. Упругие, подтянутые, округлые ягодицы. Бедра не сильно выраженные по бокам, без целлюлита, упругие, 90 см (плюс, минут 2-3 см). Боковая контурная линия туловища (фас) плавная, с естественными изгибами талии, бедер. Передняя контурная линия туловища (в профиль) – приподнятая грудь, плоский живот. Задняя контурная линия спины и ягодиц (в профиль) – естественные изгибы спины, подтянутые ягодицы.
Ноги. Прямой формы, округлые, упругие бедра, нижняя часть от колена тонкая, с накаченными, но несильно выраженными икрами. Тонкие щиколотки, здоровые, без плоскостопия, со средним подъемом, 37-39 размера ступни.
Руки. Верхняя часть до локтя подтянутая, без мускулатуры. Нижняя часть от локтя тонкая, без волос, узкое 15-15,9 см. запястье. Ухоженная, небольшая но удлиненной формы кисть. Длинные, прямые пальцы со здоровыми, средней длины и ровной формы ногтями.
Функциональные характеристики. Выносливость. Хорошо развита общая и скоростная выносливость. Силовая выносливость имеет средний уровень.
Сила мышц рук, ног и спины средняя. Мышцы брюшного пресса развиты очень хорошо.
Быстрота движений средняя. Высокий уровень быстроты реакции.
Ловкость. Хорошо развитое чувство равновесия, без лишних колебаний, походка легкая, от бедра, плавные, грациозные движения.
Гибкость тазобедренного и голеностопного сустава выше среднего. Хорошо растянуты связки и мышцы. Очень гибкий позвоночник.
Социальные характеристики. Одежда. Обязательно удобная. Не стоит гнаться за модой, но следовать своему стилю. Должна соответствовать пропорциям фигуры и индивидуальному стилю, подчеркивать пропорции, неповторимость. Должна гармонично сочетаться с цветотипом внешности, социальной роли. Не обязательно должна соответствовать возрасту.
Аксессуары. Обязательное соответствие с одеждой и цветотипом внешности. Удобная, стильная обувь. Головной убор необязателен. Сумки, платки, зонты стильные, одного цвета. Однородные и в небольшом количестве украшения – кольца, цепочки, браслеты.
Косметика. Обязательное сочетание с одеждой и цветотипом внешности. Не яркий, естественный макияж. Аккуратный, не вызывающий маникюр и педикюр. Не резкие, с запахом свежести духи. Прическа аккуратная, соответствующая случаю.
Полученный социальных эталон внешней привлекательности для девушек 17-18 лет был использован как критерий для сравнения и выявления самоотношения к Образу Физического Я у девушек 17-18 лет (n=252).
Исследование самоотношения к Образу Физического Я у девушек 17-18 лет показало, что в процессе сравнения своих характеристик внешней привлекательности с социальным эталоном девушки остаются довольны своей внешностью, и оценивают себя достаточно высоко – выше среднего. Выше всего оцениваются анатомические и социальные характеристики, функциональными характеристиками девушки по сравнению с перечисленными выше не так удовлетворены.
По сравнению с самооценками, которые имели уровень выше среднего, в эмоционально-ценностном компоненте самоотношения характеристикам Образа Физического Я придается высокое значение. Наиважнейшее значение в системе «Я-Я» придается социальным атрибутам внешности и функциональной обусловленности внешней привлекательности. Анатомические характеристики не занимают лидирующего положения. Возможно, это объясняется удовлетворенностью самооценками этих характеристик (анатомических) и некоторым недовольством социальными и функциональными характеристиками Образа Физического Я. Такая разная иерархия положения характеристик Образа Физического Я объясняется, выявленными нами достоверными различиями в самооценках и субъективной значимости (в системе «Я и другие» и в системе «Я-Я»). При сравнении с предложенным социальным эталоном девушки 17-18 лет больше довольны анатомическими характеристиками Образа Физического Я, а социальные характеристики значимы как форма самопрезентации, как способ выражения привлекающего начала. Ведущая роль самооценок анатомических характеристик влияет на формирование личностной значимости функциональных, социальных и частично анатомических характеристик. Высокие самооценки функциональных и социальных характеристик подразумевают и их высокую личностную значимость.
Образ Я | Студент-Сервис
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»). Образ «Я» -это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой о строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своем «Я-образе» выдвигает импозантный вид, который, как он предполагает, придают ему джинсы с ярким фирменным ярлыком. Другой его сверстник – незабываемый факт победы на районных соревнованиях по настольному теннису. Третий – драматическое для него поражение на тех же соревнованиях и затруднения при усвоении физики и математики, которые ему действительно нелегко даются.
Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.
В-третьих – поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.
Интересно
Образ «Я» – и предпосылка, и следствие социального взаимодействия.
Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» – не статическое, а динамическое образование личности индивида.«Я-образ» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я», но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или «текущим Я» субъекта. Когда подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика «Я-образа» школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное.
«Я-образ» – это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.
Укажем еще один вариант возникновения «Я-образа» – «фантастическое Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа «Я» очень велико, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте, в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.
Конструирование своего фантастического «Я» свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого «Я-образа» важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его «фантастическим Я». Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.
Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Каков же психологический механизм этой проверки?
Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристики.
Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быть сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т.е. определено его «Я идеальное») с его «Я текущим», т.е. рядом качеств, расположенных в той последовательности, в какой они данному человеку представляются выраженными у него самого.
Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном «Я», а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности1 дают возможность судить о том, каков «Я-образ» в количественном выражении.
Возникает-представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.
Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.
Тот факт, что самооценка есть результат далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекцией реального «Я» на «Я идеальное», позволяет понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности.
Однако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знать одну лишь самооценку. Важно иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе, которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью аналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой, может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной по отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новые коммуникации.
Установив факт возврата личности, находящейся в новых жизненных обстоятельствах, к первоначально ожидаемой оценке, мы тем самым выясним степень вхождения личности в новую группу, уровень ее взаимопонимания с группой, а вместе с тем и характер ее самочувствия в группе. Были получены экспериментальные данные, демонстрирующие действие системы оценок как регулятора групповых взаимоотношений. Так, значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Индивид, убедившись на опыте в несоответствии самооценки и фактического отношения к нему окружающих, не ждет уже от них высокой оценки. Кроме того, выяснилось, что повышение оценки, которую дает личность окружающим, ведет к повышению реальной оценки со стороны других, т.е. оценки личности группой. Было высказано вполне обоснованное предположение, что высокая оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид действительно контактен, живет ее интересами, уважает ее ценности. В свою очередь, коллектив как бы аккумулирует хорошее отношение к нему одного из его членов и возвращает ему эту высокую оценку преумноженной.
Рассмотрим другие соотношения в системе оценок личности. Вот перед нами человек с высокой самооценкой, низкой оценкой окружающих и низкой ожидаемой оценкой – личность заведомо конфликтная в отношениях с другими людьми, склонная приписывать окружающим душевную черствость или другие негативные черты. Другой человек отличается неоправданно высокой ожидаемой оценкой. У него может наблюдаться снисходительное отношение к окружающим, самоуверенность. Во всяком случае, даже если все эти качества не проявляются в поведении, они складываются потенциально, исподволь и при удобном случае могут обнаружиться в общем строе поведения личности, поскольку для них существует благоприятная почва.
Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы — входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
Бессознательно – не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его «Я идеальное» и в то же время «Я реальное», учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.
Для того чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.
Изучение представления о себе и о том, как мы воспринимаем себя
Представление о себе — это как сознательный, так и подсознательный способ видения себя. Это эмоциональное суждение, которое мы делаем о нашей самооценке.
Мы формируем представление о себе посредством взаимодействия с другими людьми, принимая во внимание их реакцию на нас и то, как они нас классифицируют. Однако на их ответы влияют их собственные искажения мировоззрения, поэтому мы не всегда получаем точное отражение самих себя.
Мы не можем не сравнивать себя с другими, как бы мы ни старались этого не делать. Обычно мы сравниваем себя с ожиданиями друзей и семьи. Часто общество возлагает на нас роли и ожидания, например, успешная карьера или хорошая мама. Это влияет на то, как мы видим себя.
Мы постоянно оцениваем себя. Положительный образ себя ведет к уверенности и принятию себя. Негативное представление о себе приводит к чувству неполноценности и даже к депрессии. Те, кто разовьет зрелое и реалистичное представление о себе, не пострадают от каждого критического комментария.
Ученые из Монреаля недавно обнаружили, что люди с низким чувством собственного достоинства с возрастом чаще страдают от потери памяти. Их мозг сжимается чаще, чем у тех, у кого сильное представление о себе. Но исследователи считают, что если людей с негативным мышлением научить менять образ мыслей, они смогут обратить свое умственное упадок вспять.
Самообраз часто находится в центре внимания терапии. Терапевт может способствовать формированию здоровой самооценки посредством понимания и принятия. Однако мы также можем помочь себе — наблюдая за нашим внутренним диалогом; признание наших достижений; быть напористым и терпимым; и проводить время с хорошими друзьями. Самовосприятие улучшается, если ценить свои навыки и таланты, уважать свой интеллект и действовать в соответствии со своими убеждениями и чувствами. Сохранение здорового баланса также предполагает сосредоточение нашего внимания вовне, на других.
Данные свидетельствуют о том, что самооценка молодых людей значительно ухудшилась за последние десятилетия. Многие чувствуют себя изолированными и разными. Все больше людей бросают школу, растет число случаев насилия и самоубийств.
Успеваемость в образовании тесно связана с самооценкой: чем лучше ребенок учится в школе, тем счастливее он кажется. Родители и учителя могут использовать ряд методов для улучшения самооценки детей.
Детям младшего школьного возраста необходимо создавать академические и социальные основы. Их нельзя называть «непослушными» или «разочаровывающими», а нужно поддерживать их усилия по продвижению вперед в изучении новых навыков. Дети должны чувствовать, что их мнения и чувства ценятся, и им должны быть предоставлены возможности использовать свое воображение и выражать свои творческие способности. В то же время они нуждаются в порядке и упорядоченности в своей повседневной жизни, а также в том, чтобы их научили правильному и неправильному. Чувство связи с семьей и культурной группой также важно.
Это можно обеспечить, принимая участие в спортивных, художественных, музыкальных, ремесленных мероприятиях, путешествиях, семейных встречах и традициях. Такие действия усилят у ребенка чувство связанности и порядка, позволят ему ставить цели и решать проблемы, а со временем формировать сильный и уверенный образ самого себя.
Измени свой образ, измени свою жизнь | Килиан Маркерт
Руководство по раскрытию вашего истинного потенциала
ИсточникЧто такое представление о себе?
И как это влияет на меня и мою жизнь?
Введите Соединенные Штаты 1930-х и 1940-х годов.
Жил-был пластический хирург, известный своим опытом исправления деформированного лица
Он исправлял деформации лица и шрамы, придавая своим пациентам новый, эстетичный вид.
Но клиенты, которых он лечил, не были одинаковыми. У них были разные истории.
Некоторые из них попали в аварию, и шрамы на лице заставили их чувствовать себя неловко.
Когда он удалил их шрамы, они вновь обрели уверенность в себе и продолжили свою жизнь, как прежде.
Потом были клиенты, которые родились с деформированными чертами лица. У них на всю жизнь сложился послужной список того, что они чувствовали себя неловко рядом с другими.
После операции они выглядели лучше, но результаты были другими. Некоторые все еще не могли идентифицировать себя со своей новой внешностью и все еще чувствовали себя неловко. Другие, напротив, испытали повышение уверенности в себе и качества жизни.
Последняя группа клиентов просила сделать пластическую операцию без видимой причины. Большинство из них были как минимум среднего вида, некоторые даже с довольно симметричными и эстетичными чертами лица.
Среди всех трех групп клиентов были такие, которые после успешной операции утверждали, что не видят никакой разницы.
Они настаивали на том, что ничего не менялось, хотя это было ясно видно на фотографиях до и после.
Они утверждали, что могли видеть изменение, но обезображивание было все еще там…
Что здесь не так?
Что на самом деле повлияло на отношение людей к своей внешности и, следовательно, на их поведение в целом?
Введение в психокибернетику
Хирургом был доктор Максвелл Мальц, который обобщил свои наблюдения в бестселлере 1960 года Психокибернетика .
Психокибернетика считается классикой литературы по самопомощи.
Открытия, которые он сделал, и методы, которые он разработал, легли в основу многих других книг в области позитивной психологии и личностного роста.
Что именно было его открытием?
Знакомство с образом себя
Доктор Мальц обнаружил, что пластическая хирургия не только влияет на внешний вид человека, но и глубоко проникает в человеческую психику.
Что в основе нашего разума лежит что-то, что определяет то, как мы видим себя, независимо от объективной реальности, и, следовательно, то, как мы себя чувствуем и ведем себя.
Это то, что называется « образ себя» .
Представление о себе — это наше собственное представление о том, «какими мы являемся».
Он был создан и сформирован нашими собственными представлениями о себе. Большинство из них бессознательно укоренились в нашем прошлом опыте, успехах и неудачах.
Из всего этого мы мысленно конструируем «я» или картину «я».
Суть в том, что наши действия, чувства, поведение — даже ваши способности — всегда согласуются с этим представлением о себе.
Тем пациентам, у которых всегда было положительное представление о себе и которые пострадали в результате несчастного случая, операция восстановила их внешний вид и вернула его в соответствие с представлением о себе.
Для других, у которых сложилось негативное представление о себе в результате жизненного опыта отвержения и чувства самосознания, операция не смогла изменить их чувство неадекватности.
Представление о себе оставалось прежним. Это были пациенты, которые утверждали, что обезображивание все еще существует, и продолжали стесняться своей внешности.
Короче говоря, вы будете вести себя как человек, которым себя считаете. Мало того, вы буквально не можете действовать иначе, несмотря на все ваши сознательные усилия или силу воли.
Таким образом, представление о себе устанавливает границы индивидуальных достижений. Он определяет, что вы можете и не можете делать.
из «Нового руководства по психокибернетике» доктора Максвелла Мальца и Дэна КеннедиРасширьте представление о себе, и вы расширите «область возможного».
Таким образом, развитие адекватного, реалистичного представления о себе, по-видимому, даст нам новые возможности и таланты и позволит раскрыть наш истинный потенциал.
Доктор Мальц резюмировал это следующим образом:
Чтобы по-настоящему «жить», то есть находить жизнь достаточно удовлетворительной, вы должны иметь адекватный и реалистичный образ себя, с которым вы можете жить. Вы должны найти свое «я», приемлемое для «себя». У вас должна быть здоровая самооценка. У вас должно быть такое «я», которому вы можете доверять и в которое можете верить. У вас должно быть такое «я», которым вам не стыдно «быть», и которое вы можете свободно выражать творчески, а не прятать или прикрывать. У вас должно быть «я», соответствующее реальности, чтобы вы могли эффективно функционировать в реальном мире. Вы должны знать себя — свои сильные и слабые стороны — и быть честным с собой в отношении обоих. Ваш образ себя должен быть разумным приближением к «вас», быть не больше, чем вы есть, и не меньше, чем вы есть.
Короче говоря, представление о себе является ключом к человеческой личности и человеческому поведению. Измените представление о себе, и вы измените личность и поведение.
Как изменить представление о себе
Одна из причин, по которой людям так трудно изменить свои привычки, личность или образ жизни, заключается в том, что все усилия, стратегии и методы, которые используются , не помогают. действительно влияют на представление, которое мы имеем о самих себе.
Так как же изменить наше представление о самих себе?
На него нельзя повлиять или изменить только силой воли или знанием, но только «переживанием».
Поскольку ваш образ самого себя формировался под влиянием прошлого опыта, его можно снова изменить тем же способом.
Поясню.
Кибернетика и автоматический механизм
Предпосылка «кибернетики» состоит в том, что наш мозг и нервная система составляют «механизм достижения цели», который может быть настроен либо на неудачу, либо на успех, в зависимости от того, как вы им управляете, особенно с помощью цели, которые вы ставите перед этим механизмом.
Люди от природы целеустремленные существа. У нас всегда есть цели, даже если мы осознаем это или нет, потому что наш мозг воспринимает картинки, которые мы держим в голове, как цели, к которым стоит стремиться.
Этот факт можно увидеть на простом примере с поднятием ручки. Ассоциация или образ, который у вас есть в голове, — это цель, на которую действует «автоматический механизм».
Вы просто берете ручку, без какой-либо сознательной мысли, воли или «мышления передним мозгом».
Какое отношение это имеет к нашему представлению о себе?
Сам образ себя является основным образом, на который ориентирован наш «механизм целеустремленности». Поэтому он устанавливает пределы достижения тех или иных целей, «область возможного».
Этот механизм, однако, может работать и как механизм успеха, и как механизм отказа, в зависимости от цели, которую мы перед ним ставим с помощью «данных», которые мы в него вводим.
Если у нас возникают мысли и картины беспокойства, недостойности, неполноценности, неспособности, неудачи (негативное представление о себе) в нашей голове, тогда наше подсознание будет обрабатывать это как цель, к которой нужно стремиться.
Таким образом, ваш язык тела и отношение будут адаптироваться, даже если вы этого не осознаете.
Тогда вы действительно отталкиваете других, изолируете себя и начинаете самоисполняющееся пророчество.
«Ты действуешь и чувствуешь не в соответствии с тем, каковы вещи на самом деле, а в соответствии с образом, который удерживает твой разум о том, на что они похожи. У вас есть определенные ментальные образы себя, своего мира и окружающих вас людей, и вы ведете себя так, как будто эти образы и есть правда, реальность, а не то, что они представляют».
Вы не сможете действовать иначе, как в соответствии с этими ограничивающими убеждениями и найдете результат в виде объективного опыта.
Вот как мысли могут создавать реальность.
Что делать тогда? Только позитивное мышление?
Позитивное мышление действительно эффективно, но только тогда, когда оно соответствует общему представлению о себе. Сначала измените представление о себе, и тогда позитивное мышление станет семенами, которые упадут на плодородную почву.
Постановка целей с помощью воображения
По словам доктора Мальца, исследования показали, что нервная система человека «не может отличить реальный опыт от опыта, воображаемого ярко и подробно».
Что это значит для нашей самооценки?
Если вы сможете представить желаемую будущую жизненную ситуацию так предельно ярко, с такими подробностями и эмоциями, как будто это уже свершившийся факт, ваш мозг воспримет это как реальный опыт.
Затем он скорректирует ваше подсознательное поведение и отношение, чтобы ваши действия соответствовали этому новому ментальному образу.
Короче говоря, творческое мысленное изображение или воображение ставит перед «автоматическим механизмом» новую цель, к которой он стремится и устанавливает эту воображаемую ситуацию как новый образ себя.
Как мы можем реализовать эту привычку к творческому воображению?
Театр разума
Чтобы эффективно изменить свой образ самого себя, важно регулярно использовать творческие мысленные образы.
Доктор Мальц назвал это «ментальным фильмом», который вы регулярно смотрите в «Театре разума».
Во-первых, вам нужно разработать сценарий вашего «мысленного фильма».
Поэтому вам необходимо определить свою цель или конечный результат. Это может быть любая новая жизненная ситуация, в которой вы хотите оказаться, или способность, которую вы хотите иметь.
Например, вы представляете себя на работе своей мечты или делаете что-то, чего боитесь, например публичное выступление или собеседование при приеме на работу.
Живо представьте себе ситуацию и получите четкое представление о том, что происходит.
Затем запечатлейте чувство, которое вы бы испытали, если бы желаемая цель была уже свершившимся фактом.
Какое чувство вы бы испытали? Свобода? Храбрость? Расширение прав и возможностей?
По-настоящему настройтесь на это чувство, не забывая о картинках.
Во-вторых, запишите этот сценарий и обязательно запомните его, чтобы вы могли вспомнить и посмотреть этот мысленный фильм, когда захотите.
Наконец, сделайте «Театр разума» неотъемлемой частью вашего распорядка дня. Около 10 минут каждый день смотрите свой ментальный фильм, пробуждайте чувство силы, которое он дает вам, и настраивайте себя на успех.
1. Вызовите чувство победыПрежде чем начать свой «мысленный фильм», очень важно задействовать свое подсознание, вспомнив то, что Мальц называет «чувством победы».
Если вам трудно просто настроиться на эмоции, которые вы хотите испытать во время своего мысленного фильма, начните с эмоции из прошлого.
Вспомните прошлую ситуацию, которая заставила вас чувствовать себя хорошо и вызвала аналогичные эмоции.
Это может быть простая поездка на велосипеде в первый раз, обучение завязыванию шнурков или любая другая вещь, которая заставит вас гордиться и радоваться себе. Неважно, когда произошел этот опыт, важно, какие ощущения вы от него получили.
Какие звуки были? А как насчет вашего окружения? Что еще происходило вокруг вас в то время? Какие предметы присутствовали? Какое это было время года? Вам было холодно или жарко?
Чем подробнее вы это сделаете, тем лучше. Если вы сможете достаточно подробно вспомнить, что произошло, когда вы добились успеха в какой-то момент в прошлом, вы обнаружите, что чувствуете то же самое, что и тогда. Постарайтесь особенно вспомнить свои чувства в тот момент.
Если вы сможете вспомнить свое «чувство победы» из прошлого, оно снова активируется в настоящем.
Итак, вы переносите реактивированное «чувство победы» в свой мысленный фильм.
Вы продолжаете испытывать желаемую эмоцию, но теперь сочетаете ее со своим новым мысленным фильмом.
Это позволит вам усилить опыт, сделать его более реальным и, таким образом, закрепить ваш новый образ себя.
2. Используйте релаксацию, чтобы позволить подсознанию работать
Задав цель своему подсознанию, не пытайтесь вмешиваться в его работу и ускоряйте процесс усилием воли. Это только мешало бы «автоматическому механизму»
После того, как вы сформируете мысленный образ цели, которую хотите создать, «как» придет к вам — не раньше. Оставайтесь спокойными и расслабленными, и ответы придут. Любая попытка форсировать идеи не сработает. Как писал Брайан Трейси, «во всех умственных усилиях усилия побеждают сами себя».
После практики творческого мысленного воображения сосредоточьтесь на расслаблении и на том, чтобы позволить подсознанию работать.
Это то, что творческие люди всех времен считали лучшим способом придумывать новые идеи, вдохновение или решения.
Бертран Рассел писал в своей книге «Завоевание счастья»,
: «Я обнаружил, например, что если мне нужно написать на какую-то довольно сложную тему, лучше всего обдумать ее очень интенсивно — с максимальной интенсивностью, на которую я способен, — на несколько часов или дней, а по истечении этого времени отдать, так сказать, приказ, чтобы работа шла под землей. Через несколько месяцев я сознательно возвращаюсь к этой теме и обнаруживаю, что работа сделана».
Вот почему лучше всего включить «мысленный фильм» в свой вечерний распорядок. Затем у вас будет отличный переход от подготовки вашего подсознания к расслаблению и тому, чтобы позволить ему делать свою работу.
Как сказал Томас Эдисон: «Никогда не ложитесь спать без запроса к своему подсознанию».
3. Прислушивайтесь к своему подсознанию и действуйте в соответствии с нимВаше подсознание соединит точки, чтобы воплотить ваш «мысленный фильм» в реальность, и будет развернут план с необходимыми шагами о том, как вы собираетесь достичь результата. ты больной.
Это часто происходит из-за догадок и идей в момент расслабления (например, в душе или после пробуждения).
Запишите эти идеи и действуйте в соответствии с ними. Вам будет легче сделать это, если вы будете держать свою конечную цель в сознании, это будет казаться менее трудоемким и более автоматическим.
Однако вы по-прежнему несете ответственность за то, что вы ежедневно предпринимаете действия для достижения своих целей.
Перемены не придут в вашу жизнь внезапно, пока вы будете сидеть на диване и ждать.