Образец психологического заключения на взрослого – Пример заключения психолога на взрослого. Образцы заключений психолога

Готовый бланк психологисеского заключения с различными вариантами

Готовый бланк заключения с различными вариантами в скобках. Выбирайте подходящее, убирайте лишнее, может где-то симпровизируете — и заключение готово

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И. ребенка_____________________________ возраст ________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)  с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой  сферы, др).  Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается

), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер. 

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие). 

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции). 

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий

). 

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный). 

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость). 

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность). 

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении). 

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации. 

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый). 

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает). 

Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). 

Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи)

вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса).    

Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью). 

Динамика деятельности неравномерная (равномерная), темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность). 

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая). 

По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок  в основном нуждается в организующей, обучаемой (

стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей) помощи. 

Ошибки при выполнении задания отсутствуют (исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи взрослого). 

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;

  • Низкая концентрация внимания;

  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

  • развитие фонематического восприятия.

  • развитие концентрации, переключаемости внимания.

  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, 

  • развитие вербального воображения.

  • Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков

  • Коррекция импульсивности

Дата __________________                           ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на)________________________
                                                                                                                       подпись родителя

infourok.ru

Составление психологических заключений

Рекомендации к составлению психологических заключений

Подобно тому как не может быть стандартного построения исследования, стереотипного набора методик, не может быть и стандарта в составлении заключений. Каждое заключение составляется психологом с учетом поставленного клиникой перед психологом вопроса. «Оно не может быть понято и не должно рассматриваться вне этого клинического вопроса, вне истории болезни и задачи исследования».

Могут быть даны некоторые рекомендации относительно общей схемы подобных заключений, содержание же их не поддается строгой унификации.

В начале заключения кратко описываются жалобы больного, но не вообще жалобы на здоровье в целом, а лишь жалобы на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания. Это ограничение продиктовано целым рядом причин. Прежде всего, психолог не должен выходить за рамки своей профессиональной компетенции, подменять лечащего врача, вмешиваться в тактику его работы с больным. Соблазнительное желание дополнить, расширить собственно клинические данные может быть тактично реализовано в ходе исследования. Но вносить эти сведения в психологическое заключение нет необходимости. И о них надо сообщить лечащему врачу в личной беседе с ним.

Следующую часть заключения составляет описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования: понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания, проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют судить о личности больного. Эту часть заключения можно дополнить результатами исследования с помощью проектных методов или материалами специально организованной направленной беседы с больным.

Следующая часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности больного. Желательно при этом начинать подробную характеристику с описания центрального нарушения, которое выявлено у больного в ходе исследования. Требуется показать также, в комплексе каких нарушений выступает это ведущее нарушение, т.е. следует вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а необходимо описать психологический синдром нарушений психической деятельности. В этой же части заключения описываются сохранные стороны психической деятельности больного. Последнее необходимо для решения вопросов трудоустройства больного, а также рекомендаций родственникам в отношении больного. При характеристике познавательной деятельности больного может возникнуть необходимость в иллюстрации отдельных положений выписками из протоколов исследования. Такие примеры приводить нужно, но только в краткой формулировке; следует приводить лишь наиболее яркие выписки из протокола, не вызывающие сомнений в квалификации нарушения. При обилии примеров или их недостаточной яркости можно исказить или затушевать основную мысль заключения, сделать его расплывчатым по содержанию, а в ряде случаев ввести в заблуждение лечащего врача.

В конце заключения дается резюме, отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эти данные должны выражать структуру основного психологического синдрома, выявившегося при исследовании. Резюме может содержать данные о диагнозе заболевания, но опосредованно, через описание структуры нарушений, выявленных в эксперименте. Приведем несколько примеров заключений, чтобы показать зависимость их содержания от конкретной клинической задачи.

I. Больной Л., 38 лет, инженер-конструктор, поступил в больницу им. П.Б. Ганнушкина для обследования и лечения. Предполагаемый диагноз: шизофрения.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования.

Больной охотно рассказывает о себе. Многословен. Жалоб не высказывает. Отмечает лишь, что «память слабовата».

Понимает цель исследования. С готовностью приступает к работе. Критикует содержание предлагаемых заданий, отмечает «ошибки» в построении методик. Приступая к работе, заранее уверен в правильности своих решений. После похвалы экспериментатора прекращает работу и начинает подробно рассказывать о своих способностях, о своем «выдающемся» уме и т.д. Отрицательную оценку экспериментатора игнорирует (при этом отсутствует самолюбивая эмоциональная реакция на неуспех).

Быстро и легко усваивает инструкции. В ряде случаев приступает к работе, не дослушав инструкцию до конца. Способен самостоятельно избрать правильный способ работы. Быстро переключается на новый вид работы в новых условиях. Общий темп работы достаточно высок.

Уровень доступных обобщений и абстрагирования вполне соответствует полученному образованию. Легко оперирует обобщающими категориями. Тем не менее допускает значительное количество ошибочных решений, имеющих полиморфную структуру. Это, прежде всего, ошибки суждений, связанных с нарушением целенаправленности мыслительной деятельности, а также нарушения операционального звена мыслительной деятельности (по типу искажения процесса обобщений, тенденции к использованию латентных признаков). Последнее тесно связано с нарушением критичности и мотивации деятельности, вследствие чего больной действует в соответствии со своими парадоксальными искаженными мотивами и установками. Например, сравнивая понятия «луна» и «волк» (и отдавая себе отчет в том, что это несравнимые понятия), отмечает, что они различаются «по подчинению»: «Луна делает то, что солнце прикажет, а волк — то, что сам захочет». Считает также сравнимыми понятия «очки» и «деньги». Отмечает при этом: «Деньги есть эквивалент труда, и очки есть материальная ценность. Чтобы иметь и то и другое, надо поработать. Понятия сравнимы, так как выручают человека. А различие между ними в том, что очки у нас есть постоянно, а деньги все время меняются — то их больше, то меньше».

Эмоциональные и мотивационные нарушения деятельности влекут за собой трудности в выборе решения из нескольких возможных вариантов. При этом он прибегает к многословным резонерским рассуждениям. Например, при выполнении пиктограммы для запоминания понятия «счастье» рисует столб и мяч: «Любил я очень яблоки есть. Счастлив был, когда вдоволь их ел. Яблоко надо рисовать, в них есть витамины, они укрепляют здоровье, а чем человек здоровее, тем он счастливее… Или лучше, конечно, другое — игра в мяч… Кто выиграл, тот и счастлив, хотя это тоже как-то мелковато. Можно, конечно, вспомнить и получение диплома, но мне лично диплом счастья не принес… Самое, конечно, счастье было бы избавиться от болезни, но если я нарисую человека, то как изобразить, что у него припадок… Счастье было бы, если бы жила моя мама, я бы и болезней не знал никаких… Нет у меня счастья… Оставлю счастье как выигрыш в какой-нибудь игре, оставлю мяч».

В ходе длительного исследования больной не устает. Таким образом, на фоне грубой некритичности и эмоциональной неадекватности больного выявляются выраженные нарушения мыслительной деятельности (динамические — нарушения целенаправленности, операциональные — искажение процесса обобщения, мотивационные — разноплановость суждения, резонерство).

Окончательный клинический диагноз: шизофрения. 2. Больной А., 26 лет, военнослужащий, поступил в больницу им. П.Б. Ган-нушкина для прохождения экспертизы. Предполагаемый диагноз: шизофрения или органическое поражение ЦНС травматического генеза.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования. Больной во время исследования приветлив, спокоен. Поведение адекватно ситуации. Правильно понимает цель экспериментальной работы. Охотно делится своими переживаниями. С должным интересом и серьезностью относится к оценке результатов. Имеется адекватная эмоциональная реакция на успех и неудачи в работе. Всегда активно стремится исправить ошибки, добиться правильного решения. Жалуется на повышенную утомляемость даже после непродолжительных нагрузок.

Задания выполняет быстро и легко. Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) сохранны. Уровень доступных обобщений достаточно высок.

Вместе с тем обращают на себя внимание некоторая обстоятельность суждений, склонность к излишней детализации рисунков и ассоциаций в пиктограмме. Склонен употреблять слова с уменьшительными суффиксами.

Отмечаются элементы утомляемости, которые выражаются в появлении ошибок внимания.

Таким образом, во время исследования выявляется интеллектуальная, эмоциональная сохранность больного, критическое отношение как к своему состоянию, так и к процессу исследования в целом. Вместе с тем следует отметить некоторую обст

mirznanii.com

Образцы психологических заключений по результатам эпи

Образцы психологических заключений по результатам ЭПИ,

проводимого в рамках КСППЭ.

Пример1. Дифференциальная диагностика: шизофрения или

расстройство личности (психопатия).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Ф.И.О.

Год рождения

Дата обследования

При экспериментально-психологическом исследовании использовались следующие методики: «10 слов», «Пиктограммы», «Ответные ассоциации», пробы «Отсчитывание», «Исключение предметов», «Сравнение понятий», толкование условного смысла метафор и пословиц, серии последовательных картинок (материал теста Векслера), картины с эмоционально окрашенным сюжетом, тесты MMPI, «Руки» Э. Вагнера, фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, «Рисунок человека», Цветовой тест отношений (ЦТО). Применялись методы наблюдения, клинической беседы, анализа анамнестических материалов и материалов уголовного дела.

Подэкспертный доступен контакту. На вопросы отвечает развернуто, однако, часто отвлекается на побочные ассоциации, касающиеся собственных мировоззренческих концепций. В речи наблюдаются резонерские тенденции и элементы соскальзываний. Подэкспертный сообщает что, начиная с пятилетнего возраста начал «анализировать философию смерти», в одиннадцать лет «ощутил контакт с определенной сущностью», в голове всплывали образы, которые в дальнейшем трансформировались в «определенные фразы», сменявшиеся периодами «пустой головы». Начал чувствовать «влияние учителя», «понял смысл существования», в связи с этим начал интенсивно заниматься восточными

духовными практиками. Эмоциональные реакции парадоксальные — на фоне общего эмоционального уплощения, подэкспертный обнажено говорит об отдельных значимых жизненных событиях. Мимика в целом однообразная. Относительно правонарушения подэкспертный придерживается защитной линии, однако, высказывания непоследовательны и противоречивы. Полагает, что привлечение его к уголовной ответственности обусловлено желанием «подставить» и «сжить со света». С уверенностью заявляет, что у потерпевших в следственных изоляторах «везде свои люди», которые, заставляли его давать признательные показания, «ежечасно следят» за ним. Подэкспертный в целом передает цель направления на экспертизу, однако критические и прогностические способности нарушены. Себя считает психически здоровым, в тоже время, отмечает у себя проблемы на «психологическом уровне», которые содержательно пояснить затрудняется. Утверждает, что стремиться «жить в гармонии с собой», однако, сообщает, что эпизодически возникают мысли о самоубийстве. Наилучшим для себя исходом в создавшейся ситуации видит признание его невменяемым.

Экспериментальные задания подэкспертный выполняет в неравномерном темпе. Наблюдаются колебания мотивации: от повышенной до пассивного выполнения методик вне зависимости от их сложности. Инструкции подэкспертный усваивает в основном с первого предъявления, однако не всегда придерживается их. Собственные ошибки часто не фиксирует, при коррекции склонен настаивать на собственном варианте решения, помощь экспериментатора не способствует повышению продуктивности интеллектуальной деятельности. Отмечаются мотивационно обусловленные колебания внимания, без выраженных явлений утомляемости и истощаемости (пробы «Отсчитывание»).

При исследовании мнестических процессов грубых нарушений непосредственного механического запоминания не наблюдается, в тоже время на эффективность заучивания влияет колебание мотивации (кривая воспроизведения 10 слов: 6д6,6,7, отсроченно — 7 стимулов). При опосредованном запоминании («Пиктограммы») подэкспертный из 16 стимулов точно воспроизводит 13 и 1 близко по смыслу.

Ассоциативные образы («Пиктограммы») носят эмоционально обедненный характер, они в основном не проективны, отдаленны, своеобразны («Девочке холодно» — подэкспертный изобразил круг и прочерк — «шарик, это девочка, «минус» это отсутствие чего-либо, или холодно»), в отдельных случаях отражают проекцию собственных труднокоррегируемых концепций («Справедливость» — «вот такой знак древний, цари так благословляли в ведической культуре, это справедливо»). Комментарии многословны, непоследовательны, с элементами соскальзываний. Обращает на себя внимание на отсутствие в рисунках человеческих образов, а также множественная символизация. При вербальном ассоциировании («Ответные ассоциации») наряду с адекватными ассоциациями достаточно высокого семантического уровня подэкспертный продуцирует отдаленные многословные ответы. Время реагирования не зависит от эмоциональной нагруженности стимула.

В операциональной сфере мышления («Исключение предметов», «Сравнение понятий») выявляется искажение, нецеленаправленность и выраженная неправомерность процесса обобщения, проявляющаяся в эпизодической актуализации малосущественных, латентных признаков объектов, усложненной вербализации. Например, в методике «Исключение предметов» в пробе «измерительные приборы — очки», подэкспертный создает группу «обладают стеклом», в которую включил «очки, термометр, часы» и исключил весы. Наблюдаются элементы пар алогичности, эпизодические соскальзывания, аморфность мыслительных процессов в сочетании со склонностью к формированию собственных

труднокоррегируемых концепций.

При способности подэкспертного передавать условный смысл метафор и половиц, эпизодически наблюдается нечеткость и расплывчатость трактовок, а в отдельных случаях смысловые смещения («Каменное сердце» — «Авторитарный человек, злой, а может быть

решительный, да, скорее второе»). Подэкспертный в целом верно устанавливает логические связи по сериям последовательных картинок (материал теста Векслера), вместе с тем ряд интерпретаций носит субъективный характер. В описании картин с эмоционально окрашенным сюжетом подэкспертный улавливает смысл происходящего, однако, дальнейшая интерпретация отличается выраженным своеобразием с продуцированием резонерских высказываний («Неравный брак» «Девушка печальная, но не она главная, здесь три плана, сзади парень он молод, но нет богатства, у старика нет молодости, а священник укрепляет всех, он делает всех несчастными, он дух этой системы, они будут ему подчиняться, если соединить всех троих несчастья не будет»).

При исследовании эмоционально-волевой сферы (тесты MMPI, Вагнера, Розенцвейга, «Рисунок человека», ЦТО) обнаруживается своеобразие смысловой сферы, амбивалентность оценок, эмоциональная измененность в виде обедненности, эпизодической неадекватности эмоций. Нерезко выраженные открытые внешнеобвиняющие реакции и агрессивные тенденции сочетаются с низкой способностью к сопереживанию, эгоцентризмом, слабым пониманием социального контекста, индивидуалистичн остью, склонностью ориентироваться на внутренние критерии и оценки. На фоне ожидания негативного отношения к себе со стороны окружающих выявляется тенденция к совершению внешне маломотивированных действий.

^ , при экспериментально-психологическом исследовании на первый план выступают нарушения мышления подэкспертного. В операциональной сфере мышления обнаруживается искажение, нецеленаправленность и выраженная неравномерность процесса обобщения в виде актуализации малосущественных, латентных признаков предметов, субъективизма и своеобразия в интерпретации ситуаций и установлении причинно-следственных связей, нечеткости и расплывчатости в понимании условного смысла, эпизодических смысловых смещений. Выявляется элементы паралогичности, эпизодические соскальзывания, аморфность мыслительных процессов в сочетании со склонностью к формированию собственных труднокоррегируемых концепций. В ассоциативной сфере обнаруживается эмоциональная обедненность, слабая проективность, отдаленность, своеобразие ассоциаций. Наблюдаются мотивационно обусловленные колебания внимания, влияющие на продуктивность мнестических

процессов.

При исследовании эмоционально-волевой сферы обнаруживается искажение смысловой структуры, амбивалентность оценок, эмоциональная измененность в виде обедненности, эпизодической неадекватности эмоций. Не резко выраженные открытые внешнеобвиняющие реакции и агрессивные тенденции сочетаются с низкой способностью к сопереживанию, эгоцентризмом, слабым пониманием социального контекста, индивидуалистичностью, склонностью ориентироваться на внутренние критерии и оценки. На фоне ожидания негативного отношения к себе со стороны окружающих

выявляется тенденция к совершению внешне маломотивированных действий.

Психолог Ф.И.О.

Дата написания заключения

С учетом патопсихологического обследования комплексная комиссия выставила диагноз — шизофрения и рекомендовала судебно-следственным органам признать подэкспертного невменяемым.

Пример 2. Дифференциальная диагностика: органическое поражение головного мозга или шизофрения.

^

Ф.И.О.

Год рождения

Дата обследования

При экспериментально-психологическом исследовании были использованы следующие методики: «10 слов», пробы «Отсчитывание», «Пиктограммы», «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Классификация предметов», интерпретация условного смысла метафор и пословиц, установление причинно-следственных связей по сериям последовательных картинок (материал теста Векслера), картины с эмоционально окрашенным сюжетом, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, «Тест Руки» Э. Вагнера, «Рисунок человека», Цветовой Тест Отношений (ЦТО). Применялись методы

психологического наблюдения, клинической беседы, анализа анамнестических сведений и материалов уголовного дела.

Экспериментально-психологическое исследование проводилось на фоне фарм акотерапии. Подэкспертная доступна контакту, держится облегчённо. На вопросы отвечает многословно, не всегда в плане заданного. Суждения поверхностные, при этом отличаются

категоричностью. Критические и прогностические способности снижены. Эмоциональные проявления непосредственные и неустойчивые, временами подэкспертная аффектируется, наблюдаются реакции раздражения. Относительно правонарушения подэкспертная сообщает сведения в основном в соответствии с ранее данными показаниями. Заявляет, что инкриминируемые ей деяния совершила в состоянии алкогольного опьянения. Подчеркивает, что потерпевший оскорблял ее, «матом насмехался» по поводу ее госпитализации в психиатрическую больницу, «а характер у меня тяжелый». Свои дальнейшие действия описать затрудняется, ссылаясь на запамятование. Сожалений по поводу содеянного подэкспертная не высказывает. Цель экспертизы подэкспертная понимает поверхностно, вместе с тем в целом верно. Себя считает не вполне психически здоровой. В качестве жалоб предъявляет частые «сильные» головные боли, раздражительность, повышенную агрессивность — «если что не так, сразу в драку». Подэкспертная сообщает о постоянном употреблении алкогольных напитков, которые, с ее слов, принимает с 10 лет. Вместе с тем, переживания по этому поводу носят легковесный характер. В качестве приоритетного экспертного решения подэкспертная видит признание ее невменяемой.

Экспериментальные задания подэкспертная сначала выполняет в несколько замедленном темпе, без существенной заинтересованности. В дальнейшем при поощрении подэкспертная втягивается в деятельность и работает достаточно быстро. Вместе с тем, наблюдаются трудности волевой регуляции в виде предъявления случайных ответов в качестве окончательных, а также отказов от поиска верных решений в случае затруднений. Инструкции подэкспертная усваивает с первого предъявления, однако, не всегда их удерживает. Собственные ошибки часто не фиксирует, помощь и коррекция незначительно повышают эффективность. Выявляются выраженные трудности концентрации внимания, колебания работоспособности, утомляемость и пресыщаемость

(пробы «Отсчитывание»).

При исследовании мнестических процессов грубых нарушений непосредственного запоминания не выявлено (кривая запоминания 3,7,9,8,8 отсрочено — 7). Однако на продуктивность заучивания влияют колебания внимания. Наблюдаются стойкие привнесения новых слов и персевераторные тенденции. Опосредованное запоминание малопродуктивно («Пиктограммы») из 10 доступных для опосредования понятий подэкспертная воспроизводит точно только 3 и 1 близко по смыслу.

Ассоциативные образы («Пиктограммы») подбираются лишь к наиболее простым стимулам, они носят в основном конкретно- ситуационный характер и отражают проекцию ситуационных переживаний подэкспертной («Мечта» — «Дом, скорее бы домой»). Отдельные рисунки излишне детализированы, графическая продукция слабоупорядочена, что свидетельствует о трудностях самостоятельной организации деятельности.

В исследовании операциональной сферы мышления («Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Классификация предметов») у подэкспертной выявляется конкретность мышления и снижение уровня обобщения, которые проявляются в актуализации поверхностных, наглядных второстепенных признаков предметов, конкретно-ситуационных сочетаний, затрудненности вербализации. Так, в методике «Сравнение понятий» различие между рекой и озером подэкспертная видит в том, что «речка маленькая, а озеро здоровенное». В методике «Классификация предметов» на втором этапе работы подэкспертная выделяет большое количество одноименных групп (22), кроме того, одну из групп — «праздник у меня дома» в которую, помещает кастрюлю,

бутылку, стакан, стол и цветы. Наряду с инертностью интеллектуальной деятельности у подэкспертной наблюдаются элементы эмоциональной логики. Однако на несложном материале подэкспертной доступны функциональные и понятийные обобщения («животные», «здания»).

Подэкспертная передает переносное значение простых метафор и пословиц, наряду с этим, эпизодически поясняет их на конкретных примерах, или трактует буквально. При установлении причинно-следственных связей на наглядном материале (субтест Векслера)

подэкспертная продуцирует субъективные эмоционально окрашенные трактовки. В тоже время при коррекции со стороны экспериментатора подэкспертная способна выстраивать логические зависимости в простых вариантах задания (последовательность из 5 картинок), в более сложных пробах (последовательность из 6 картинок) помощь малопродуктивна. При интерпретации картин с эмоционально окрашенным сюжетом подэкспертная также продуцирует яркие аффективно насыщенные трактовки, что затрудняет верную интерпретацию происходящего, вместе с тем, чувства персонажей передаются в целом верно.

При исследовании индивидуальных особенностей (тесты ЦТО, Розенцвейга, Вагнера, «Рисунок человека») обнаруживаются эмоционально-волевые нарушения подэкспертной. Для нее характерна склонность к непосредственному эмоциональному реагированию со сниженным прогнозом последствий собственных действий, трудности организации поведения, выраженные внешнеобвиняющие реакции, агрессивные и аутоагрессивные тенденции, возбудимость, конфликтность сочетающиеся с аффективной ригидностью. Наряду с вытеснением отрицательных переживаний и собственной вины обнаруживаются такие черты, как прямолинейность и максимализм суждений, поверхностность переживаний, преимущественная ориентация на собственные желания и потребности. Волевой контроль снижен, особенно в эмоционально-значимых ситуациях.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, В экспериментально-психологическом исследовании на первый план выступают нарушения эмоционально- волевой регуляции подэкспертной. Для нее характерна склонность к непосредственному эмоциональному реагированию со сниженным прогнозом последствий собственных действий, трудности организации поведения, выраженные внешнеобвиняющие реакции, агрессивные и ауто агрессивные тенденции, возбудимость, конфликтность, раздражительность, сочетающиеся с аффективной ригидностью. Наряду с вытеснением отрицательных переживаний и собственной вины обнаруживаются такие черты, как прямолинейность и максимализм суждений, поверхностность переживаний, преимущественная ориентация на собственные желания и потребности. Волевой контроль снижен, особенно в эмоционально-значимых ситуациях. В интеллектуальной сфере на фоне социальной и педагогической запущенности отмечаются конкретный характер мышления и сниженный уровень обобщения подэкспертной в виде актуализации поверхностных, наглядных второстепенных признаков предметов, конкретно- ситуационных сочетаний, затрудненности вербализации, опосредования и абстрагирования, ограниченности в понимании условного смысла, трудностях самостоятельного установления причинно-следственных связей. Наряду с инертностью интеллектуальной деятельности у подэкспертной наблюдаются элементы эмоциональной логики. Однако подэкспертной доступны функциональные и несложные понятийные обобщения. Выявляются выраженные трудности концентрации внимания, колебания работоспособности, утомляемость и пресыщаемость. Грубых нарушений непосредственного механического запоминания не выявлено, вместе с тем, на продуктивность заучивания влияют колебания внимания.

Психолог Ф.И.О.

Дата написания заключения

С учетом патопсихологического обследования комплексная комиссия выставила диагноз — органическое поражение головного мозга и рекомендовала судебно-следственным органам признать подэкспертную невменяемой.

medznate.ru

Психологическое заключение

Название: Психологическое заключение (образцы, схемы, примеры).
Год издания: 2009 — 11
Формат: doc, pdf. в rar. архиве
Размер: 5,36 Мб
Качество: хорошее

Психологическое заключение – документ резюмирующий данные психодиагностического исследования.
Психологическое заключение включает в себя  данные об особенностях развития, человека полученные при обследовании, проведенном профессиональным психологом или психотерапевтом. Заключение психолога может быть представлено по запросу в различные инстанции (ПМПК, военкомат, следственные органы и т.д.).

Выделяют следующие основные виды психологических заключений:

  • первичное психологическое заключение составляется специалистом по результатам беседы, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением — без полного клинико-психологического обследования клиента;
  • итоговое психологическое заключение — является результатом углубленного клинико-психолого-педагогического обследования.

В подборке «Психологическое заключение (образцы, схемы, примеры)» собраны образцы наиболее востребованных видов психологических заключений, а также схемы и примеры их написания.

Содержание подборки «Психологическое заключение»:

  • Схема экспериментально-психологического заключения;
  • Схема нейропсихологического заключения;
  • Схема нейропсихологического заключения на ребенка;
  • Примеры нейропсихологического заключения;
  • Патопсихологическое заключение;
  • Образцы патопсихологических заключений;
  • Экспертные заключения;
  • Форма написания экспертного заключения;
  • Заключение социального педагога для школьного консилиума;
  • Итоговое психологическое заключение;
  • Психологическое заключение на учащегося;
  • Критерии оценки при написании заключения;
  • Первичное заключение психологического обследования;
  • Образцы психологических заключений.

Скачать подборку «Психологическое заключение»

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

Похожие статьи:

5psy.ru

Как мы пишем заключение психолога

Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.

Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.

Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать?! Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям. И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.

Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.

Как мы пишем заключение психолога для клиента

Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:

1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.

2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга. Конечно, можно прожить счастливую семейную жизнь и без всякого предварительного тестирования, но то, что люди не хотят полагаться на случайное везение в выборе спутника жизни – это заслуживает всяческого одобрения. Увы, любовь не всегда является гарантией психологической совместимости или психической нормальности. Также иногда обращаются люди с экзистенциальным кризисом, которые перед выбором дальнейшего жизненного пути, хотели бы объективно взглянуть на себя со стороны глазами эксперта психолога. В общем, случаи бывают разные, случаев много, и большинству таких людей заключение психолога оказывается полезным.

3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т.п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!», «Я не даю советов!», «Я не даю советов! Ответы на вопросы».

На основании чего пишется заключение психолога?

Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.

На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:

1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.

2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.

3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, – это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.

4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме. В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике».

Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.

1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога. Иногда лучше психодиагностическую процедуру переделать. Это лучше, чем потом краснеть перед клиентом и в своей работе опираться на недостоверные результаты.

2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.

3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к., по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.

4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.

5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.

6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.

7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.

8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» – приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.

9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.

10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.

Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

www.uspeshnie-mozgi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *