2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия
Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета. Для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Но разница, конечно, есть. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.
Таким образом, восприятие – это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют:зрительное;
слуховое;
осязательное;
кинестетическое;
обонятельное;
вкусовое.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:
восприятие пространства;
восприятие времени;
восприятие движения.
Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.
С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.
К основным свойствам восприятия относят:
Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует.
Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей. При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.
Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных.
Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.
Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.
Апперцепция (лат. apperceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.
Общая характеристика восприятия
20.12.2012
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Суть этого процесса состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций.
Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Как вы уже догадались, восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Вероятно, мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых предметов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта.
Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Ключевые слова: Восприятие
Источник: Маклаков А. Г. — Общая психология
Материалы по теме |
---|
Ощущение и восприятие Занковский А. Н., Психология деловых отношений |
Восприятие движения и времени Коноваленко А.В., Психология политической рекламы |
Теории восприятия Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия |
Избирательность восприятия: апперцепция Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е.И. Горбачева, Е.Ю…. |
Слух новорожденного … |
Внутренний мир ребенка Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии |
Перцептивные системы Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия |
Cенсорно-перцептивные процессы и их характеристика Основы психологии и педагогики: учеб. -метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов… |
Восприятие индивидуального поведения — объяснение
Содержание
Что такое индивидуальное восприятие? Что такое процесс восприятия? Предубеждения и восприятие Что такое управление впечатлением?
Люди реагируют на окружающую среду в зависимости от того, как окружающая среда или внешние раздражители воспринимаются нами. В этом суть восприятия. Это интеллектуальный процесс. Точнее, это когнитивный и психологический процесс.
Восприятие субъективно, и разные люди по-разному обнаруживают, обрабатывают, организуют и интерпретируют внешнюю информацию или стимулы. Интересно, что люди могут избирательно обращать внимание на различные аспекты или детали данного стимула, игнорируя при этом другие.
Вернуться к: УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМЧто такое процесс восприятия?
Процесс восприятия людьми можно разбить на несколько этапов:
- Получение — Это включает в себя распознавание внутренних или внешних раздражителей.
- Выбор . Это включает либо принятие, либо отсеивание полученных стимулов. Этот процесс контролируется:
- Внутренние факторы (характеристики воспринимающего)
- Я-концепция — Как воспринимающий видит себя.
- Убеждения — Индивидуальные убеждения, вытекающие из предшествующего опыта или логики.
- Ожидания — Они влияют на то, что человек считает важным.
- Внутренние потребности — Чувство напряжения или дискомфорта, связанное с ощущением отсутствия чего-то важного или жизненно важного.
- Расположение ответа — Склонность воспринимать знакомые стимулы по сравнению с незнакомыми.
- Реакция Устойчивость — Это склонность видеть вещи в соответствии со своими когнитивными предрасположенностями.
- Перцептивная защита — Скрининг элементов, которые могут привести к конфликту или угрожающей ситуации:
- Отрицание важности или существования определенной информации.
- Искажение текущей информации для соответствия предыдущей информации.
- Обработка информации как исключения из общего ожидания:
- Внешние факторы (характеристики раздражителей — размер, интенсивность, сила, повторение, новизна/знакомство, контраст и движение.). Мы подсознательно выбираем то, что считаем важным, и фильтруем то, что не считаем важным.
- Организация — Это включает в себя осмысленную организацию полученной и отобранной информации. Процесс обычно включает 3 этапа:
- Группировка — Организация стимулов на основе сходства и близости.
- Завершение — Заполнение неполных фрагментов информации для создания осмысленного повествования. Наша способность соединять фрагменты информации в единое целое зависит от наших когнитивных способностей и опыта.
- Упрощение — Сокращение информации до ее основных характеристик для простоты понимания и использования.
Индивидуальное восприятие является функцией внешней среды и наших внутренних влияний. Некоторые хорошо понятные предубеждения включают:
- Зрительное восприятие — Люди не воспринимают объекты изолированно. Мы воспринимаем визуальные элементы, а затем мысленно экстраполируем их. Это может привести к неверным выводам об окружающих нас людях.
- Самовосприятие . Есть несколько идентифицируемых предубеждений, связанных с тем, как мы воспринимаем себя. Наличие этих предубеждений зависит от типа личности и опыта.
- Социальное восприятие . То, как мы воспринимаем других, определяется нашими ценностями, убеждениями, желаниями/потребностями, страхами, эмоциями и т. д.
- Предвзятость к самосовершенствованию — Тенденция рассматривать наши индивидуальные способности и результаты в чрезмерно позитивном свете.
- Склонность к самоуничижению — Тенденция недооценивать возможности и производительность и иметь негативный взгляд на события.
- Ложная ошибка консенсуса — Склонность полагать, что другие в целом согласны или видят вещи так же, как и мы.
- Стереотип — Стереотипирование – это тенденция делать предположения о человеке, основанные на обобщениях групповых характеристик.
Управление впечатлением — это попытка повлиять или сформировать то, как другие воспринимают вас. Как правило, это делается путем установления доверия и поддержания подлинности. Этого можно достичь с помощью любой формы вербальных, невербальных или поведенческих подходов.
восприятие
Была ли эта статья полезной?
Да
№
Пять стадий восприятия
✅ Тип бумаги: Бесплатное эссе | ✅ Предмет: Психология |
✅ Количество слов: 1217 слов | ✅ Опубликовано: 22 июля 2021 г. |
Ссылка на это
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Восприятие — это процесс, при котором люди осознают объекты и события внешнего мира. Восприятие происходит в пять стадий: стимуляция, организация, интерпретация-оценка, память и припоминание. Люди изучали восприятие как потребность в решении той или иной проблемы, возникающую просто из интеллектуального любопытства к себе и миру. Важно знать, какие требования к восприятию разумно можно предъявлять к человеческим чувствам без ущерба для безопасности и здравомыслия (Russell & Ward, 19).82). Изучение восприятия позволяет выявить и скорректировать потенциально опасные условия окружающей среды, угрожающие органам чувств и ухудшающие способность принимать решения.
Получите помощь в написании эссе
Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!
Служба написания эссе
Определение
Восприятие определяется как процесс окончательного восприятия мира и включает дальнейшую обработку сенсорной информации. Ощущение и восприятие практически невозможно разделить, потому что они являются частью одного непрерывного процесса. Восприятие у человека обрабатывает сенсорную стимуляцию и преобразуется в организованный опыт. Мир полон раздражителей, которые могут привлечь наше внимание через различные органы чувств. Таким образом, мы можем систематически описывать образы, звуки, запахи и вкусы, которыми наполнен наш сознательный опыт. Это фундаментальный процесс во всех встречах межличностного общения. Стимуляция, организация, интерпретация-оценка, память и припоминание (Devito, 2009).). Эти пять стадий того, как мы воспринимаем людей и процессы, влияющие на наше восприятие. В теории гештальта он считал, что комплекс очень важен для восприятия. Когда мы воспринимаем события, мозг активно отбирает, организует и интегрирует сенсорную информацию для создания события. Восприятие создает лица, мелодии и иллюзии из необработанного материала ощущений.
5 стадий восприятия
1. Стимуляция
Возникновение сенсорной стимуляции В основном эта часть процесса восприятия связана с контактом с определенным раздражителем. Мир полон раздражителей, которые могут привлечь наше внимание через различные органы чувств. Таким образом, мы можем систематически описывать образы, звуки, запахи и вкусы, которыми наполнен наш сознательный опыт. Стимуляция включает избирательное внимание и избирательное воздействие. Избирательное внимание возникает в результате предвосхищения удовлетворения потребностей и получения удовольствия (Rooks & Willson, 2000; Devito, 2009).). Например, друзья разговаривают с вами, но вы мечтаете. Вы не услышите, что они говорят, пока они не назовут ваше имя. Избирательное воздействие происходит путем раскрытия информации, которая подтвердит существующие убеждения, способствует достижению целей и вызывает состояние удовлетворения. Поскольку мы не в состоянии одновременно воспринимать все, что происходит вокруг нас, мы склонны к выборочному восприятию; воспринимать только положительное. Например, после покупки ноутбука человек, как правило, больше читает в Интернете или спрашивает окружающих, что продукт, который он купил, хорош, потому что мы хотим сказать себе, что принимаем правильное решение и избегаем негативных отзывов (Devito, 2009). ).
2. Организация
Способность идентифицировать и распознавать объекты и события имеет решающее значение для нормального восприятия. Без этой способности люди не могут эффективно использовать свои чувства. Восприятие организовано по правилам, схемам и сценариям. Организованные по правилам, люди воспринимают вещи, которые физически расположены близко друг к другу, и составляют единое целое. Люди разрабатывали схемы на основе реального опыта, а также косвенного опыта повседневной деятельности или просмотра телевидения, чтения или слухов (Devito, 2009).) Некоторое знакомство, представленное в уме, будет какой-то схемой. Это поможет восприятию категорий на несколько категорий. Тем не менее, это может вызвать ошибки восприятия, поскольку влияет на восприятие несуществующих вещей или отсутствие видения вещей в присутствии. Сценарий — это форма схемы, которая фокусируется на действии, событии или процедуре. Это процесс того, как мы себя вели и как мы организовали его с помощью наших собственных действий, организованных по образцу (Rokes & Willson, 2000; Devito, 2009).
3. Интерпретация-Оценка
На этом этапе интерпретации-оценки это два процесса стимулирования индивидуальными переживаниями, потребностями, желаниями, ценностями, ожиданиями, физическим и эмоциональным состоянием, полом и убеждениями, значение которых основано на индивидуальных правилах, схемах и сценариях. Например, встречая нового человека, который является врачом, человек склонен рассматривать его как серьезного, успешного, заботящегося о своем здоровье, академически сильного человека. Другими словами, оценка индивидуумов в зависимости от собственного сценария на предмет того, как индивид ведет себя и выполняет действие, является уместным или неуместным (Devito, 2009).).
4. Память
После прохождения этапов стимуляции, организации и интерпретации-оценки это приводит нас к другому этапу, называемому памятью. Это хранилище как восприятия, так и интерпретации-оценки, которые хранятся в соответствии со сценариями и схемами. События или переживания не являются целью воспоминаний, но, скорее всего, на них сильно влияют предубеждения и схемы индивидов (Russell, 1976).
5. Отзыв
По прошествии некоторого времени в памяти, которые хранятся отдельные лица, хотят вспомнить определенную информацию. Этап припоминания реконструирует то, что человек услышал, осмысленным образом. Напомним информацию, которая согласуется со схемами. Однако невыполнение этого требования несовместимо со схемами. Информация о воспоминаниях резко противоречит схеме человека, потому что заставляет человека думать или даже переосмысливать (Devito, 2009).
Уменьшение неопределенности восприятия
Неопределенность в восприятии имеет множество причин. Индивидуум не заставляет себя думать наилучшим образом, определяя собственные межличностные процессы. Человек проанализировал свое собственное логическое и критическое мышление через свое эмоциональное и физиологическое состояние, чтобы повлиять на глубинный смысл своего собственного восприятия. Для лучшего понимания восприятия они должны уменьшить неопределенность, чтобы добиться большей точности восприятия. Существуют различные способы уменьшения неопределенностей. Например, при неформальной социальной активности люди более склонны к раскрытию своего истинного «я» или склонны меньше следить за своим поведением, чем при формальной активности. Благодаря этому мы можем наблюдать за людьми, пока они взаимодействуют с другими. Посредством формальной или неформальной деятельности люди могут наблюдать за своими действиями и реакциями, собирая информацию. Страх перед людьми без уважительной причины или потеря связи с реальностью нанесли бы вред себе (Berger & Bradac, 19).82; Гудыкунст, 1994; Девито, 2009).
Заключение
У каждого человека есть свои отличия. Существуют различия в культуре, убеждениях, знаниях и опыте. Люди никогда не должны осуждать человека, а анализировать свое восприятие, выявляя положительную, а не отрицательную информацию. Сбор информации о человеке или ситуации и наблюдение за ними или взаимодействие с ними поможет нам распознать различия в каждом из нас и других. Мы должны избегать попыток читать мысли и избегать попыток вывести мысли и чувства из поведения, которое они нам представляют. Мы выбираем то, что мы воспринимаем.
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Процитировать эту работу
Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:
- АПА
- ГНД
- МЛА-7
- Гарвард
- Ванкувер
- Википедия
- ОСКОЛА
UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Пять стадий восприятия. Получено с https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
«Пять стадий восприятия». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 05 2023
«Пять стадий восприятия». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 2 мая 2023 г.
UKEssays. Ноябрь 2018. Пять стадий восприятия. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1 [Проверено 2 мая 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.
UKEssays. Пять стадий восприятия [Интернет]. Ноябрь 2018 г. [По состоянию на 2 мая 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php ?vref=1 |title=Пять стадий восприятия |publisher=UKEssays.