Общечеловеческие ценности на уроках самопознания в школе
14.01.2018
Общечеловеческие ценности на уроках самопознания в школе
Вечные общечеловеческие ценности (духовно-нравственные ценности) –это абсолютные ценности, т.е.ценности,
значимые не для какого-то ограниченного круга людей, а имеющие значение для всего человечества. Эти ценности принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл, в их основе лежит Совесть человека, как воплощение любви, истины, спокойствия долга, ненасилия, добра, сострадания. Таким образом, общечеловеческие ценности имеют вечную духовную природу, являются инвариантами в изменчивой системе социальных, политических, национальных, личностных и других ценностей. Они потенциально заложены в каждом человеке и структуре материальной Вселенной. Абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой
все стадии духовного роста человека и заложены в нем с самого рождения в непроявленном виде.
Вечные общечеловеческие ценности: ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ВНУТРЕННИЙ ПОКОЙ, ЛЮБОВЬ и НЕНАСИЛИЕ – можно представить в виде Древа человеческого бытия: В основе жизни – корни. Корни
символизируют ИСТИНУ. Как корни дерева невидимы глазу человеческому, так и ИСТИНА является невидимой основой всего видимого…Чтобы корни были крепкими – дерево необходимо поливать водой…Вода –
олицетворение ЛЮБВИ… Как вода является источником жизни для всего живого, так и энергия ЛЮБВИ пронизывает ,питает все общечеловеческие ценности. Благодаря обильному поливу водой у дерева будут крепкие корни. Крепкие корни – залог могучего ствола и прочных ветвей. Ствол и ветви символизируют ПРАВЕДНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ (долг). Если человек живет по совести, совершает праведные поступки, то в его душе расцветают благоуханные цветы – символ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ. Когда человек обретает покой в мыслях и чувствах он способен постичь ИСТИНУ человеческого бытия.
Постигнув ИСТИНУ, он приходит к НЕНАСИЛИЮ (плоды).НЕНАСИЛИЕ – это любовь в понимании ,т.е.осознание того ,что все мы едины духовным
началом.
Почему наши современные дети не хотят учиться, хотя мы знаем, что изначально все дети любознательны,
стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир? В чем же парадокс? Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут знаний живых. Тогда какие знания живые, а какие-мертвые? Выдающийся педагог ,вдохновитель
гуманной педагогики, Ш .А .Амонашвили так отвечает на этот ворос : «Что есть мертвые знания? Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются. В общем, мертвые знания -это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать
не будут и жалеть об этом тоже не будут.
Живые знания составляют Культуру Образования. Живые знания-те знания, которые: — одухотворяют человека;
влекут к горизонтам науки; способствуют творить новую жизнь; воодушевляют мысль на новые поиски; несут просветление и эволюцию; Живые знания – крылья, мертвые знания –гири на ногах.
Действительно, современные дети ждут от нас живых знаний и целостной картины мира
Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование
для ума) и нравственно-духовного (внутреннее, образование для сердца). Необходимо воссоединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Внешнее образование означает успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни. Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и
возрастает.
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьных знаний ,выявление их нравственно-духовной сущности, это целостные знания, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей .Вечные ценности должны составить единое целое с тем ,чему мы учим. Необходимо отметить, что все методы, используемые на уроках самопознания, можно и желательно применять в преподавании любой школьной дисциплины.
Вот основные методы: Каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя; цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад, в людях видеть только хорошее, слышать только хорошее, поступать только хорошо; рассказывание историй, притч вызывает интерес, захватывает внимание, внушает понятие о ценностях без усилий и не вызывает у учащихся сопротивления. Притча при этом должна иллюстрировать какую-либо ценность; Групповая (творческая) деятельность помогает направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно научит лучше ладить с людьми; Музыка и пение хором – это эффективные методы ,помогающие детям как запомнить ценности, так и укрепить чувства спокойствия, любви и радости. Спокойная гармоничная музыка вызывает самые возвышенные чувства и поселяет в душе ощущения покоя и красоты настоящего момента.«Вечные ценности вызывают у каждого человека чувство радости и долга ,чувство вдохновения, любви и сурового вечного порядка».А.Маслоу
«Мы оказываемся в более одухотворенной жизни,…погружение в эту среду должно стать конечной целью образования в самом широком понимании этого слова». А.Маслоу
Общечеловеческая ценность — истина
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»
Реферат
«Общечеловеческая ценность — истина»
Выполнил (а):
учитель самопознания
Долинчик Е.В..
КГУ «Токушинская ШГ»
Тренер: Альмишева А.Ж.
Петропавловск, 2017 г.
Содержание
Введение
I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».
II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.
III. Практика истины
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. В свое время Д.И.Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека – то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже, Д.С.Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания бездуховных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям».
В настоящее время перед нашим обществом встала такая глобальная проблема, как нравственно — духовное воспитание молодого поколения, поиска вечных общечеловеческих ценностей, которые способствуют становлению между людьми добра и справедливости.
Нравственно-духовное образование современной молодежи призвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами[1].
Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.
Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» как инновация в отечественном образовании и как сказала С.А.Назарбаева: «Наша задача — переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами. Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить».
I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания
духовно-нравственного образования «Самопознания».
В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие целостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой культуры существует постоянное и изменчивое, вечное и временное. Если одно из них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое, преобразуясь в той или иной форме, переходит из одного состояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне. Эти ориентиры, принимаемые людьми вне зависимости от их классовой принадлежности, места жительства, религиозных, философских и иных взглядов, получили название общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества.
С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.
Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.
Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества.
Итак, что же такое общечеловеческие ценности?
Истина – это знание об изначальной природе всего сущего – духе, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.
Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях. Если наша цель — реализация своего божественного потенциала, то наше поведение автоматически становится праведным, потому что проявления алчности, злобы, ненависти, зависти или агрессии не способствуют реализации этой цели.
Покой. Это именно то, в чём так остро нуждается обезумевший в погоне за материальными благами мир.
Любовь. Она неразрывно связана с остальными ценностями. Способность любить – это то, что делает нас истинно человеческими существами. Жизнь без любви лишена смысла.
Ненасилие, непричинение вреда. Эта ценность является естественным продолжением четырёх предыдущих.
Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по настоящему образованным человеком. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека. Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям[2].
II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.
Рассмотрим, что же представляет собой общечеловеческая ценность — Итина. Древняя мудрость гласит: «Когда сердце человека полно ЛЮБВИ, тогда в душе его царит ПОКОЙ, слова его ИСТИННЫ, а поступки ПРАВЕДНЫ, тогда он никогда и никому не может причинить вреда». НЕНАСИЛИЕ является естественным проявлением ЛЮБВИ в миропонимании человека.
Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё, понимание факта, что мы не есть это тело, мы не есть этот ум. Мы хозяева всего этого. Мы все есть чистый дух, творящий на уровне души, ума и тела. И цель нашей жизни на земле не в накоплении богатства или знаний, не в обретении высокого социального положения или власти, не в воспроизведении себе подобных, но в получении духовного опыта, в реализации на практике собственной божественности, в радостном созидательном творчестве. Мы – вечный бессмертный дух, время от времени облекающий себя в бренную оболочку, чтобы проявляться на материальном уровне. Каждый из нас по своей природе божественен и должен поступать в соответствии с этим высоким статусом.
Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.
Абсолютная и относительная истины— это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,
во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;
во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это т. н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов [3].
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).
С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества.
Под Истиной понимают то, что происходило в мире. То, что мы утверждаем сегодня, завтра мы можем и не утверждать. Истина Постоянна. Она неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.
III. Практика истины
Прослушав курсы по Самопознанию, я вновь стала задумываться над жизнью, над тем, что истинно. Много мыслей приходят ко мне. Сама жизнь — это Истина. Я понимаю, что надо жить в гармонии с собой, с внешним миром. Я счастлива, что могу преподавать предмет Самопознание. Рассказывать детям то, что только правильное поведение и позитивное мышление — путь к Истине. Истина — это то, что внутри человека. Истина — это совесть. Я стараюсь жить в ладу со своей совестью. Но, признаюсь честно, не всегда это получается. В мире, где есть, к сожалению, несправедливость, и ты вносишь свою лепту. В мире, где важно материальное, и ты не можешь полностью отречься от материального. Но я стараюсь думать о духовном, понимаю, что каждый человек где-то должен когда-то отчитаться за свои грехи. Но я, благодаря Самопознанию, научилась не обижаться, никогда никому не желать зла.
Я считаю, что в первую очередь программа «Самопознание» направлена на изменение нас, учителей! Так как мы являемся примером для наших учеников, родителей. Благодаря урокам самопознания, я заметила в себе большие изменения: я стала спокойнее, терпеливее, перестала злиться и обижаться. Благодаря программе НДО «Самопознание» мы направляем учащихся на раскрытие и развитие в себе общечеловеческих ценностей. И помочь детям в этом должны мы – учителя! Но эта помощь нужна не только ученикам, но и родителям, нашим коллегам! А начиная со своей школы, мы будем способствовать нравственно-духовному развитию всего общества. А в обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, истина, правильное поведение, любовь, ненасилие, покой.
У преданного своему делу учителя, будут тысячи благородных учеников. И снова приведу слова своего любимого педагога Ш. А. Амонашвили: «Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни».
Заключение
Таким образом, стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Главная цель познания – достижение научной истины. Применительно к философии Истина является не только целью познания, но и предметом исследования [3]. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру.
Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть[4].
Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя.
Джордано Бруно
Список использованной литературы
1. Информационное письмо «О массовом внедрении в организациях образования в 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание».
2. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Общечеловеческие ценности» (5–11кл. ). методическое пособие для учителей // Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014
3. Толстой Л.Н. Книга об истине, жизни и поведении. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-20177.
4. http://sai.org.ua/ru/207.html
Самостоятельное исследование
Самостоятельное исследование:
Самоисследование — это процесс выяснения того, что ценно для меня, путем исследования внутри себя, что правильно для меня, истинно для меня, должно быть оценено внутри меня. Через самоисследование мы получаем ценность самих себя. Это процесс сосредоточения внимания на себе, наших нынешних убеждениях и стремлениях по отношению к тому, кем мы действительно хотим быть (то есть, что естественно приемлемо для нас). Если эти два одинаковые, то проблем нет. Если при исследовании мы обнаружим, что это не одно и то же, то это означает, что мы живем с этим противоречием (не быть тем, чем мы действительно хотим быть), и, следовательно, нам нужно разрешить это противоречие, этот конфликт внутри нас.
Это процесс открытия того, что во всех людях есть что-то врожденное, неизменное и универсальное. Это позволяет нам взглянуть на наши замешательства и противоречия внутри и разрешить их, осознав наше естественное принятие. самоисследование, мы получаем ценность самих себя. Для самоисследования нам нужны два ожидания:1. Естественное принятие: Естественное принятие подразумевает безусловное и полное принятие себя, людей и окружающей среды. Это также относится к отсутствию каких-либо исключений из других. Как только мы полностью и по-настоящему посвящаем себя на основе естественного принятия, мы чувствуем целостное чувство внутренней гармонии, спокойствия и удовлетворения.
2. Проверка на основе опыта: Проверка на основе опыта — это процесс, в ходе которого непосредственный опыт объединяется с учебной средой и содержанием. Его можно рассматривать как философию и методологию, в которых непосредственный опыт и целенаправленное размышление человека помогают расширять знания, развивать навыки и прояснять ценности. Самоисследование происходит в себе, а не в теле.
Цель самоисследования:
Самоисследование — это процесс выяснения того, что ценно для меня, путем исследования внутри себя, что правильно для меня, истинно для меня, должно быть оценено внутри меня. Через самоисследование мы получаем ценность самих себя. Цель самоисследования:
1. Это процесс диалога между тем, «кто вы есть» и «кем вы действительно хотите быть». быть (то есть тем, что естественно приемлемо для нас). Если эти два одинаковые, то проблем нет. Если при исследовании мы обнаружим, что это не одно и то же, то это означает, что мы живем с этим противоречием (не быть тем, чем мы действительно хотим быть), и, следовательно, нам нужно разрешить это противоречие, этот конфликт внутри нас. Это процесс открытия того, что во всех людях есть что-то врожденное, неизменное и универсальное. Это позволяет нам взглянуть на наши замешательства и противоречия внутри и разрешить их, осознав наше естественное принятие.
2. Это процесс саморазвития посредством самоисследования: Он последовательно позволяет нам развиваться, преодолевая разрыв между тем, «что мы есть» и «кем быть». Следовательно, самопознание ведет к нашему собственному совершенствованию, нашей саморазвитию – мы станем качественно лучше.
3. Это процесс познания себя и через него познания всего существования: Исследование начинается с простых вопросов о себе, что дает нам ясность в отношении нашего бытия, а затем ясность во всем, что нас окружает.
4. Это процесс осознания своих отношений с каждой единицей существования и их выполнения: Это процесс осознания наших правильных отношений с другими существующими сущностями и посредством этого открытия взаимосвязи, сосуществования и прочего в все существование и жизнь соответственно.
5. Это процесс познания человеческого поведения, человеческого характера и соответствующей жизни: Это процесс открытия определенности человеческого поведения и человеческого характера и позволяющий человеку быть определенным в мыслях, поведении и работе.
6. Это процесс нахождения в гармонии с собой и в гармонии со всем существованием: Этот процесс самопознания помогает нам быть в гармонии с собой и со всем вокруг.
7. Это процесс выявления нашей врожденности и движения к самоорганизации и самоорганизации выражение: Этот процесс самоисследования помогает нам идентифицировать нашу сватву и посредством этого приобретать Свантантрату и Свараджью.
Сватва: Врожденность себя – Естественное принятие гармонии
Сватантрата: Быть самоорганизованным – Быть в гармонии с собой
Свараджья: Самовыражение, саморасширение – Жизнь в гармонии с другими
Сватва → Сватантрата → Свараджья
Сватва уже есть, нетронутая в каждом из нас. Находясь в диалоге с ней, мы достигаем Свантантраты, позволяющей нам работать на Свараджью.
Термины Сватва, Сватантрата и Свараджья:
Этот процесс самоисследования помогает нам определить нашу сватву и через это приобрести свантантрату и свараджью.
Сватва означает врожденность самого себя – Естественное принятие гармонии.
Сватантрата означает быть самоорганизованным – Быть в гармонии с собой
Свараджья означает самовыражение, саморасширение – Жизнь в гармонии с другими
Сватва → Сватантрата → Свараджья
Сватва уже есть, нетронутая в каждом из нас. Находясь в диалоге с ним, мы достигаем свантантраты, позволяющей нам работать на свараджью. Жизнь в противоречии означает, что мы не самоорганизованы и живем с предварительными условиями, когда мы приняли определенные вещи, накопили желания, не оценив их предварительно, тогда это означает, что мы партантра. С другой стороны, когда мы осознаем свою врожденность, то, чем мы действительно хотим быть, и вступаем с ней в диалог, это позволяет нам начать жить с этой гармонией, она начинает проявляться через наше гармоничное поведение и работу, и она естественным образом распространяется на наше участие в окружении. Это работает на свараджью.
Всеобщая декларация этических принципов для психологов
Перейти к:
- Преамбула
- Принцип 1
- Принцип 2
- Принцип 3
- Принцип 4
Принята Ассамблеей Международного союза психологических наук в Берлине 22 июля 2008 г.
Принята Советом директоров Международной ассоциации прикладной психологии в Берлине 26 июля 2008 г.
Преамбула
Принцип I: Уважение достоинства людей и народов
Принцип II: Компетентная забота о благополучии людей и народов
Принцип III: Честность
Принцип IV: Профессиональная и научная ответственность перед обществом
Преамбула
Этика лежит в основе любой дисциплины. Всеобщая декларация этических принципов для психологов говорит об общих моральных принципах, которые направляют и вдохновляют психологов во всем мире на достижение высочайших этических идеалов в их профессиональной и научной деятельности. Психологи признают, что они осуществляют свою деятельность в более широком социальном контексте. Они признают, что жизнь и идентичность людей как индивидуально, так и коллективно связаны между поколениями и что существуют взаимные отношения между людьми и их естественным и социальным окружением. Психологи стремятся поставить благополучие общества и его членов выше личных интересов дисциплины и ее членов. Они признают, что соблюдение этических принципов в контексте их работы способствует созданию стабильного общества, повышающего качество жизни всех людей.
Целями Всеобщей декларации являются обеспечение моральной основы и общего набора этических принципов для психологических организаций по всему миру:
- для оценки этической и моральной значимости их кодексов этики;
- для использования в качестве шаблона для разработки или эволюции своих этических кодексов;
- для поощрения глобального размышления об этике, а также поощрения действий, которые чутко реагируют на местные потребности и ценности; и
- , чтобы коллективно высказываться по вопросам этического характера.
Всеобщая декларация описывает этические принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. Он подтверждает стремление психологического сообщества помочь построить лучший мир, в котором преобладают мир, свобода, ответственность, справедливость, человечность и мораль. За описанием каждого принципа следует представление списка значений, связанных с этим принципом. Эти списки ценностей подчеркивают этические концепции, которые важны для продвижения каждого этического принципа.
Всеобщая декларация формулирует принципы и связанные с ними ценности, которые носят скорее общий и вдохновляющий, чем конкретный и предписывающий характер. Применение принципов и ценностей к разработке конкретных стандартов поведения будет различаться в зависимости от культуры и должно происходить на местном или региональном уровне, чтобы обеспечить их соответствие местным или региональным культурам, обычаям, верованиям и законам.
Значение Всеобщей декларации зависит от ее признания и продвижения психологическими организациями на национальном, региональном и международном уровнях. Каждой психологической организации рекомендуется помнить об этой Декларации и посредством обучения, образования и других мер способствовать уважению и соблюдению принципов Декларации и связанных с ней ценностей в различных видах деятельности ее членов.
Принцип 1
Уважение достоинства людей и народов
Уважение достоинства людей является наиболее фундаментальным и универсальным этическим принципом вне зависимости от географических и культурных границ и профессиональных дисциплин. Он обеспечивает философскую основу для многих других этических принципов, выдвигаемых профессиями. Уважение достоинства признает неотъемлемую ценность всех людей, независимо от предполагаемых или реальных различий в социальном статусе, этническом происхождении, поле, способностях или других подобных характеристиках. Эта неотъемлемая ценность означает, что все люди достойны равного морального отношения.
Все люди, а также отдельные личности, являются взаимозависимыми социальными существами, которые рождаются, живут и являются частью истории и продолжающейся эволюции своих народов. Различные культуры, этнические группы, религии, истории, социальные структуры и другие подобные характеристики народов являются неотъемлемой частью самобытности их членов и придают смысл их жизни. Преемственность народов и культур во времени связывает сегодняшние народы с народами прошлых поколений и необходимостью взращивания будущих поколений. Таким образом, уважение достоинства личности включает моральное уважение и уважение достоинства людей.
Уважение достоинства людей и народов выражается по-разному в разных сообществах и культурах. Важно признавать и уважать такие различия. С другой стороны, также важно, чтобы все сообщества и культуры придерживались моральных ценностей, которые уважают и защищают своих членов как отдельных лиц, так и коллективных народов.
ТАКИМ ОБРАЗОМ психологи принимают в качестве основополагающего Принцип уважения достоинства личности и народов. При этом они принимают следующие связанные значения:
- уважение уникальной ценности и врожденного достоинства всех людей;
- уважение разнообразия между людьми и народами;
- уважение к обычаям и верованиям культур должно быть ограничено только тогда, когда обычай или верование серьезно противоречат принципу уважения достоинства людей или народов или причиняют серьезный вред их благополучию;
- свободное и информированное согласие, определяемое культурой и актуальное для отдельных лиц, семей, групп и сообществ;
- конфиденциальность для отдельных лиц, семей, групп и сообществ;
- защита конфиденциальности личной информации, определяемой культурой и актуальной для отдельных лиц, семей, групп и сообществ;
- честность и справедливость в обращении с людьми и народами.
Принцип II
Компетентная забота о благополучии людей и народов
Компетентная забота о благополучии людей и народов предполагает работу на их благо и, прежде всего, непричинение вреда. Он включает в себя максимизацию выгод, минимизацию потенциального вреда и компенсацию или исправление вреда. Компетентный уход требует применения знаний и навыков, соответствующих характеру ситуации, а также социальному и культурному контексту. Это также требует способности устанавливать межличностные отношения, которые увеличивают потенциальную пользу и уменьшают потенциальный вред. Еще одним требованием является адекватное самопознание того, как собственные ценности, опыт, культура и социальный контекст могут влиять на его действия и интерпретации.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, психологи принимают в качестве основополагающего Принцип компетентной заботы о благополучии людей и народов. При этом они принимают следующие связанные ценности:
- активная забота о благополучии отдельных лиц, семей, групп и сообществ;
- заботясь о том, чтобы не причинить вреда отдельным лицам, семьям, группам и сообществам;
- максимизация выгод и минимизация потенциального вреда для отдельных лиц, семей, групп и сообществ;
- исправление или компенсация вредных последствий, возникших в результате их деятельности;
- развитие и поддержание компетентности;
- самопознание относительно того, как их собственные ценности, отношения, опыт и социальные условия влияют на их действия, интерпретации, выбор и рекомендации;
- уважение способности отдельных лиц, семей, групп и сообществ принимать самостоятельные решения и заботиться о себе и друг о друге.
Принцип III
Честность
Честность жизненно важна для продвижения научных знаний и поддержания общественного доверия к дисциплине психологии. Честность основана на честности, а также на правдивых, открытых и точных сообщениях. Это включает в себя распознавание, мониторинг и управление потенциальными предубеждениями, множественными отношениями и другими конфликтами интересов, которые могут привести к причинению вреда и эксплуатации людей или народов.
Полная открытость и раскрытие информации должны быть сбалансированы с другими этическими соображениями, включая необходимость защиты безопасности или конфиденциальности людей и народов, а также необходимость уважать культурные ожидания.
Существуют культурные различия в отношении соответствующих профессиональных границ, множественных отношений и конфликтов интересов. Однако, несмотря на такие различия, контроль и управление необходимы для обеспечения того, чтобы личные интересы не мешали действиям в наилучших интересах людей и народов.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, психологи принимают в качестве фундаментального Принцип Целостности. При этом они принимают следующие связанные ценности:
- честность, а также правдивые, открытые и точные сообщения;
- избегать неполного раскрытия информации, за исключением случаев, когда полное раскрытие является неприемлемым с культурной точки зрения, нарушает конфиденциальность или может нанести серьезный вред отдельным лицам, семьям, группам или сообществам;
- максимизация беспристрастности и минимизация предвзятости;
- не использовать людей или народы для личной, профессиональной или финансовой выгоды;
- избегать конфликтов интересов и заявлять о них, когда их невозможно избежать или избегать нецелесообразно.
Принцип IV
Профессиональная и научная ответственность перед обществом
Психология функционирует как дисциплина в контексте человеческого общества. Как наука и профессия, она несет ответственность перед обществом.