Обязаны ли мы любить свою мать?
371 389Познать себяЧеловек среди людей
«Я помню, мы с мамой ушли в мою бывшую комнату, где я жила еще подростком, — вспоминает 32-летняя Лера. — Она сидела на кровати, плакала и не могла остановиться. Смерть ее матери, моей бабушки, казалось, просто раздавила ее — она была безутешна. А я не понимала, чего она так убивается: наша бабушка была настоящей ехидной. Отношения с которой, кстати, стоили ее дочери семи с лишним лет психотерапии.
В итоге маме все удалось: наладить личную жизнь, создать счастливую семью и даже установить с бабушкой разумные отношения. По крайней мере, я так считала. Когда я спросила: «Почему ты плачешь?», она ответила: «Теперь у меня уже никогда не будет хорошей мамы». Так значит, несмотря ни на что, она продолжала надеяться? При жизни бабушки мама говорила, что не любила ее, — что же, получается, она лгала?»
Отношения с собственной матерью — при малейшем приближении к этой теме социальные сети начинает «штормить». Почему? Что делает эту связь такой уникальной, что ни при каких обстоятельствах ее по-настоящему невозможно разорвать? Значит ли это, что мы, дочери и сыновья, навеки обречены любить ту, которая однажды дала нам жизнь?
Социальное обязательство
«Я не люблю свою мать». Очень немногие способны выговорить такие слова. Это нестерпимо больно, и слишком силен внутренний запрет на подобные чувства. «У нас внешне все нормально, — делится 37-летняя Надежда. — Скажем так: я стараюсь общаться корректно, внутренне не реагировать, чересчур близко к сердцу ничего не принимать». 38-летний Артем, осторожно подбирая выражения, признается, что поддерживает с матерью «хорошие» отношения, «хотя и не особенно близкие».
«В нашем общественном сознании один из самых распространенных мифов — о бесконечной, бескорыстной и светлой любви между матерью и ребенком, — поясняет психотерапевт Екатерина Михайлова. — Между братьями и сестрами есть конкуренция; в любви мужчины и женщины присутствует нечто, что может ее омрачить. А привязанность матери и ребенка — единственное чувство, которое, как говорят, не меняется с годами.
Не зря народная мудрость гласит: «Никто не будет любить тебя так, как мать»
«Мать остается святыней, — соглашается социолог Кристин Кастелен-Менье. — Сегодня, когда распадаются традиционные семейные ячейки, смещаются всевозможные — от родительских до сексуальных — роли, теряются привычные ориентиры, мы стараемся удержаться за что-то стабильное, что прошло испытание временем. А потому и традиционный образ матери становится незыблем как никогда». Одно лишь сомнение в его достоверности — уже невыносимо.
«Сама мысль «у меня плохая мать» способна разрушить человека, — говорит Екатерина Михайлова. — Неслучайно в сказках злая ведьма — всегда мачеха. Это говорит не только о том, как трудно принять свои негативные чувства по отношению к собственной матери, но и о том, насколько такие чувства распространены».
Изначальное слияние
Наши отношения двойственны, противоречивы. «Та степень близости, которая изначально существует между матерью и ребенком, исключает существование комфортных отношений, — уточняет Екатерина Михайлова. — Сначала полное слияние: мы все появились на свет под биение сердца своей матери. Позже для младенца она становится идеальным всемогущим существом, способным удовлетворить все его потребности и нужды.
Момент, когда ребенок отдает себе отчет в том, что мать несовершенна, становится для него шоком. И чем меньше она удовлетворяет истинные потребности ребенка, тем тяжелее удар: порой он может породить глубокую обиду, которая потом перерастет в ненависть». Нам всем знакомы моменты горького детского гнева, когда мать не исполнила наших желаний, сильно разочаровала или обидела нас. Пожалуй, можно сказать, что они неизбежны.
«Такие моменты враждебности — часть развития ребенка, — объясняет психоаналитик Ален Браконье. — Если они единичны, то все идет нормально. Но если враждебные чувства мучают нас долгое время, это становится внутренней проблемой. Чаще такое происходит с детьми, чьи матери чересчур заняты собой, подвержены депрессиям, чрезмерно требовательны или, наоборот, всегда держатся отстраненно».
Мать и ребенок словно сливаются воедино, и сила эмоций в их отношениях прямо пропорциональна интенсивности этого слияния
Единственным детям или тем, кто вырос в неполной семье, еще труднее признаться себе в неприязненных чувствах к собственной матери.
«Сколько себя помню, я всегда был главным смыслом ее жизни, — говорит 33-летний Роман. — Это, наверное, большое счастье, которое не каждому дается, — но и нелегкое бремя тоже. Мне, например, долго вообще не удавалось с кем-то познакомиться, завести личную жизнь. Она не могла меня ни с кем делить!» Сегодня его связь с матерью все еще очень сильна: «Я не хочу уходить от нее далеко, я нашел себе квартиру совсем рядом, в двух остановках… Хотя понимаю, что такие отношения лишают меня настоящей свободы».
Почти никто из взрослых и даже очень несчастливых детей на деле не решается сжечь все мосты. Они отрицают, что сердятся на мать, пытаются ее понять, находят оправдания: у нее самой было трудное детство, тяжелая судьба, не сложилась жизнь. Все стараются вести себя «как если бы»… Как если бы все было хорошо и сердце бы так не болело.
Главное — об этом не говорить, иначе лавина боли все сметет и «унесет за точку невозврата», как образно выражается Роман. Взрослые дети поддерживают эту связь во что бы то ни стало. «Я звоню ей из чувства долга, — признается 29-летняя Анна. — Ведь в душе она меня любит, и я не хочу ее расстраивать».
В долгу с рождения
Психоанализ говорит об «изначальном долге» и его следствии — том чувстве вины, что на всю жизнь связывает нас с женщиной, которой мы обязаны своим появлением на свет. И какими бы ни были наши чувства, в самой глубине души все равно жива надежда, что когда-нибудь все еще может как-то наладиться. «Умом я понимаю, что маму мою уже не переделаешь, — вздыхает 43-летняя Вера. — И все-таки не могу смириться с тем, что между нами так никогда ничего и не изменится».
«Своего первого ребенка я потеряла в родах, — вспоминает 56-летняя Мария. — Тогда я думала, что хоть на этот раз мама хотя бы проявит сочувствие. Но нет, она не считала, что смерть ребенка — достаточный повод для горя: ведь я его даже не видела! С тех пор я в буквальном смысле лишилась сна. И этот кошмар продолжался годами — вплоть до того дня, когда в беседе с психотерапевтом я вдруг поняла, что не люблю свою мать. И ощутила, что у меня есть на это право».
Мы имеем право не испытывать этой любви, но не решаемся им воспользоваться
«В нас живет давняя детская ненасытная тоска по хорошему родителю, жажда нежности и безусловной любви, — говорит Екатерина Михайлова. — Нам всем без исключения кажется, что нас любили не так, как должны были. Думаю, ни один ребенок не имел именно такой мамы, в которой нуждался».
Еще труднее приходится тому, чьи отношения с матерью складывались сложно. «В нашем представлении о ней нет разделения между всемогущей материнской фигурой, знакомой нам с младенчества, и реальным человеком, — продолжает Екатерина Михайлова. — Этот образ не меняется во времени: в нем и глубина детского отчаяния, когда мать задерживается, а мы думаем, что она потерялась и больше не придет, и более поздние амбивалентные чувства».
Только «достаточно хорошая» мать помогает нам идти к взрослой независимости. Такая мать, удовлетворяя насущные потребности ребенка, дает ему понять: жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Она же, не бросаясь исполнять малейшее его желание, дает другой урок: чтобы жить хорошо, нужно обрести самостоятельность.
Страх стать такой же
В свой черед вступив в материнство, Вера и Мария не возражали против общения своих матерей с внуками, надеясь, что их «плохие» мамы станут хотя бы «хорошими» бабушками. Перед рождением своего первенца Вера нашла любительский фильм, снятый отцом в ее детские годы. С экрана на нее глядела смеющаяся молодая женщина с маленькой девочкой на руках.
«У меня потеплело на сердце, — вспоминает она. — На самом деле наши отношения испортились, когда я стала подростком, но до этого мама, похоже, радовалась тому, что я на свете есть. Я уверена, что смогла стать хорошей матерью своим двум сыновьям только благодаря этим первым годам своей жизни. Но когда я вижу, как сегодня она раздражается на моих детей, во мне все переворачивается — я сразу вспоминаю, какой она стала».
Мария, как и Вера, взяла свою мать как антимодель для выстраивания отношений со своими детьми. И это сработало: «Однажды в конце долгого телефонного разговора дочь мне сказала: «Так приятно, мам, с тобой поговорить». Я повесила трубку и расплакалась. Я была счастлива, что мне удалось построить прекрасные отношения со своими детьми, и в то же время меня душила горечь: ведь мне самой таких не досталось».
Начальную нехватку материнской любви в жизни этих женщин частично восполнили другие — те, кто смог передать им желание иметь ребенка, помог понять, как его воспитывать, любить и принимать его любовь. Благодаря таким людям из девочек с «недолюбленным» детством могут вырасти хорошие матери.
В поисках безразличия
Когда отношения слишком мучительны, верная дистанция в них становится жизненно необходимой. И страдающие взрослые дети ищут лишь одного — безразличия. «Но эта защита очень хрупка: достаточно малейшего шага, жеста со стороны матери, как все рушится, и человек снова ранен», — говорит Екатерина Михайлова. Все мечтают обрести такую душевную защиту… и признаются, что не могут ее найти.
«Я старалась полностью «отключиться» от нее, переехала в другой город, — рассказывает Анна. — Но только услышу в трубке ее голос — меня словно насквозь пробивает током… Нет, вряд ли и теперь мне все равно». Мария выбрала другую стратегию: «Мне проще поддерживать некую формальную связь, чем порвать ее окончательно: я вижусь с матерью, но очень редко». Позволить себе не любить ту, что нас воспитала, и при этом не слишком страдать, невероятно тяжело. Но возможно.
«Это выстраданное безразличие, — говорит Екатерина Михайлова. — Оно приходит, если душе удается пережить ту давнюю нехватку тепла, любви и заботы, оно идет от нашей усмиренной ненависти. Детская боль никуда не денется, но нам будет легче идти своей дорогой, если мы постараемся разобраться в чувствах и отделить от них чувство вины». Взрослеть — это и означает освобождаться от того, что сковывает свободу. Но взросление — это очень дальний путь.
Изменить отношения
Позволить себе не любить мать… Станет ли от этого легче? Нет, уверена Екатерина Михайлова. Легче от этой честности не будет. Но отношения определенно станут лучше.
«Изменение стиля отношений с матерью позволит сделать их менее болезненными. Но, как в танго необходимо встречное движение двух людей, так и согласие меняться требуется и от матери, и от взрослого ребенка. Первый шаг — всегда за ребенком. Попробуйте разложить свои противоречивые чувства к матери на составляющие. Когда появились эти эмоции — сегодня или в глубоком детстве? Возможно, у части претензий уже истек срок давности.
Взгляните на мать с неожиданной стороны, вообразите, как бы она жила, если бы у нее не родились вы
И, в конце концов, признайте, что у мамы тоже могут быть к вам сложные чувства. Начиная строить новые отношения, важно понимать, как это печально: уйти от роковой и уникальной связи, умереть друг для друга как родитель и дитя.
Разорвав тяжелые отношения, мать и ребенок прекратят отравлять друг другу жизнь и ждать невозможного, смогут оценивать друг друга более холодно, трезво. Их взаимодействие будет похоже на дружбу, сотрудничество. Они станут больше ценить время, отпущенное им, научатся договариваться, шутить, управлять своими чувствами. Словом, научатся жить… с тем, что превозмочь все равно невозможно».
Цитаты наших читательниц
Многие из них впервые смогли произнести: «Мама меня не любила», написав комментарии на сайте. Анонимность интернет-общения и поддержка других пользователей помогают эмоционально отстраниться от отношений, которые способны поглотить нашу жизнь.
«Если она читала мне детскую книжку (что бывало редко), то имя плохого персонажа (Тани-ревушки, Маши-растеряши, Грязнули и т.д.) заменяла на мое, а для лучшего понимания тыкала в меня пальцем. Еще одно воспоминание: мы идем к соседской девочке на день рождения, у мамы две куклы. «Какая тебе больше нравится? Вот эта? Ну, значит, ее мы и подарим!» По ее словам, так она воспитывала во мне альтруизм». (Фрекен Бок)
***
«Мама бесконечно рассказывала о своих злоключениях, и ее жизнь представлялась мне трагедией. Не знаю, то ли у нелюбящих мам какой-то специальный фильтр для отсева всего позитивного, то ли это такой способ манипулирования. Но исключительно негативно они видят и своего ребенка: его внешний вид, и характер, и намерения. И сам факт его существования». (Alex)
***
«Мне стало легче, когда я смогла признать, что в детстве мама меня не любила. Я приняла это как факт своей биографии, я словно «разрешила» ей себя не любить. И «разрешила» себе не любить ее. И вот теперь я больше не чувствую себя виноватой». (Ira)
***
«Недостаток любви моей матери сильно отравлял начало моего материнства. Я понимала, что должна быть нежной и ласковой с ребенком, и вымучивала эти чувства, одновременно страдая от того, что я «плохая мать». Но он тяготил меня — так же, как и я тяготила своих родителей. И вот однажды (надеюсь, что не поздно) я поняла, что любовь можно тренировать. Накачивать, как мышечную ткань. Ежедневно, ежечасно, по чуть-чуть. Не пробегать мимо, когда ребенок открыт и ждет поддержки, ласки или просто участия. Ловить эти моменты и усилием воли заставлять себя остановиться и дать ему то, в чем он так нуждается. Через «не хочу, не могу, устала». Одна маленькая победа, вторая, появляется привычка, потом — чувствуешь удовольствие и радость». (Wow)
***
«Трудно поверить, что твоя мама действительно ТАК себя вела. Воспоминания кажутся настолько нереальными, что невозможно перестать думать об этом: неужели это было ИМЕННО ТАК на самом деле?» (Nik)
***
«Лет с трех я знала, что мама устает от шума (который я создаю), потому что у нее повышенное давление, она не любит детских игр, не любит обниматься и говорить ласковые слова. Я принимала это спокойно: ну такой характер. Я любила ее такую, какой она была. Если она раздражалась на меня, то я про себя шептала магическую фразу: «Потому что у мамы гипертония». Мне даже как-то почетно казалось, что моя мама не такая, как все: у нее есть эта загадочная болезнь с красивым названием. Но когда я подросла, она объяснила мне, что болеет оттого, что я «плохая дочь». И это психологически просто убило меня». (Мадам Колобок)
***
«Несколько лет вместе с психологом я училась чувствовать себя женщиной, выбирать одежду не из соображений «практично», «немарко» (как учила мама), а по принципу «мне это нравится». Я училась прислушиваться к себе, понимать свои желания, говорить о своих потребностях… Теперь я могу общаться с мамой как с приятельницей, человеком другого круга, который не может меня задеть. Наверное, это можно назвать историей успеха. Единственное — я не очень-то хочу детей. Мама говорила: «Не рожай, не выходи замуж, это каторга». Я оказываюсь послушной дочерью. Хотя сейчас живу с молодым человеком — значит, оставила себе лазейку». (Oxo)
Текст:Наталья Гриднева, Элеонора КачановаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Мы решили жить вместе»: к чему нужно приготовиться — 3 важных этапа
Антистресс-рецепт от психолога: шоколадный чизкейк
Если у партнера пограничное расстройство личности: 8 правил поведения
35 россиян поели шаурму и попали в больницу: как не стать жертвой стрит-фуда
«Кажется, новая знакомая устроила мне проверку. Как понять ее манипуляцию?»
6 западных продуктов, от которых навсегда отказалась диетолог из Японии (и чем она их заменила)
Токсичная продуктивность и «успешный успех»: как выжить в культуре спешки
Обвинение и еще два верных способа разрушить отношения
Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить — Нож
Автор Дмитрий Смирновпрактикующий экзистенциальный психотерапевт
В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс «как простить родителей». В более грубой форме его часто подают как императив «родителей надо простить». Кто такие эти «родители», что означает «простить» и кому это всё «надо» — часто бывает совершенно непонятно.
Почти любая психотерапия не обходится без родителей, даже если клиент опасливо говорит: «Давайте маму трогать не будем» — и мы ее не трогаем, пока он не заведет в эту тему первым. Но совет «родителей надо просто простить» — слишком примитивный и преждевременный. Более того, он вызывает у некоторых людей смутное сопротивление, а у некоторых — явную боль.
Забегая вперед, скажу сразу: родителей прощать не надо.Основная аргументация адептов прощения строится примерно по одной схеме:
— Это для твоего же блага. Постоянные негативные эмоции разрушают, простить родителей полезно для того, чтобы каждый раз не «психовать» по их поводу и жить спокойно. Это правда.
— Прошлое не исправить. Бесполезно требовать от родителей другое детство, надо отряхнуться и идти дальше. И это правда.
— Вы уже не ребенок. Дескать, родители вам ничего не должны, пора уже жить своей жизнью и перестать что-то от них требовать. И это правда.
— Они любили вас как умели и дали что могли. Это… частично правда, а иногда и вовсе неправда.
Всё или почти всё правда — а прощать всё равно не хочется! Как же так?
Почему мы злимся на родителейВ жизни ребенка родители — это прежде всего могущественные фигуры в его психике, а не реальные люди. Они образуют мир, в котором ребенок растет, и, вырастая, он оценивает и выстраивает остальной мир по тем же лекалам. Например, если родители много требовали от ребенка, то он, став взрослым, так и живет с глобальным ощущением, что он не дотягивает — и заводит себе жену, которая всегда им недовольна (по крайней мере, ему так кажется).
Злость на родителей возникает, когда человек начинает догадываться, насколько те его изуродовали.В вечном споре nature vs nurture («природа против воспитания» — спор о том, что сильнее влияет на человека) родители для ребенка являются и тем и другим: они — это и гены, и воспитание, и среда, и целый мир. Они действительно «делают что могут» и дают что умеют. И обида на родителей — это обида на стартовые условия и на несправедливость жизни, в которой родители — такие же марионетки, как и остальные люди, средство для размножения генов и мемов («воспитания»).
Так что в кабинете терапевта как минимум трое: он, клиент и родители. Цель терапевта — помочь клиенту разобраться в своей жизни по-своему, выстроить жизнь так, как он хочет. Клиенту не помешает «простить» родителей — но ему нельзя об этом говорить раньше времени. Нет, подождите, не разбегайтесь, я всё еще утверждаю, что родителей прощать не «надо».
Есть несколько больных мест, в которые может «попасть» риторика о прощении, и все эти попадания будут вредными (или, как говорят, «нетерапевтическими»).
«Этожмама!»Большая часть дискурса прощения совершенно неосознаваемо строится на чувстве вины и чувстве экзистенциальной заброшенности, причем — как клиента, так и терапевта.
Сомневаться в любви матери — это табу. Но если посмотреть правде в глаза, то надо признать, что некоторые родители совершенно ужасны, некоторые не любят своих детей, а некоторые и вовсе ненавидят.
«…Ребенок, который чувствует, что он не любим своими родителями, может, как правило, говорить самому себе: „Если бы я был другим, если бы я не был плохим, то они бы любили меня“. Таким образом он избегает того, чтобы посмотреть правде в глаза и осознать ужас от того, что не любим».
экзистенциальный терапевт Ролло Мэй
На моих глазах советский мультик про мамонтенка с песней «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети» приводил клиентов, которым не посчастливилось пережить в детстве заброшенность, в совершенно ужасное состояние. Но правда в том, что так
Риторика прощения — хороший способ этого трусливо избежать: она дает надежду, что с родителями можно наладить отношения. Но с некоторыми родителями налаживать отношения просто не стоит, а лучше попросту бежать подальше.
Почему психотерапевты поддерживают табуТерапевты, к сожалению, люди, они не хотят показаться монстрами — за исключением хардкорных психоаналитиков. Например, в книге “Psychoanalysis: The Impossible Profession” журналист Джанет Малколм описывает, как к психоаналитику приходит клиент с новостью, что отец умер. Для терапевта высказать сочувствие в такой ситуации — это по-человечески, но не психоаналитически. Настоящий психоаналитик должен отреагировать беспристрастно, чтобы клиент мог, например, выразить радость по этому поводу, которую, начни терапевт социально выражать сочувствие, клиент также социально «проглотит». Но не все — настоящие психоаналитики: некоторым обычным психологам проще дать надежду, а то и вовсе пристыдить, пусть даже и неосознанно.
Должны ли мы что-то родителямДругая риторика — это дискурс сыновнего/дочернего долга, и она тоже почти целиком держится на чувстве вины. Если человек в хороших отношениях со своими родителями, он естественным образом помогает и поддерживает их — потому что это то, что мы делаем с близкими, и для этого нам не нужны напоминания о долге. Если же сын не помогает родителям, то это не значит ни что они плохие, ни что он — ленивое мудило, это значит, что у них сложились такие отношения. Какие именно — пусть выясняют на терапии!
Обычно в таком случае принято напоминать о том, что родители нам «что-то дали». Доходит даже до аргументации «раз вы до сих пор живы, значит, мама вас как-то любила». Это необязательно правда: то, что вы живы, демонстрирует только отсутствие убийства — а это недостаточное основание для диагностирования любви. Иногда в качестве последнего довода говорят: «В конце концов, они подарили вам жизнь», — это не шутка, а цитата статьи одного известного лжепсихолога.
Во-первых, жизнь — это не подарок, который можно подарить, а если и так, то с таким же успехом можно почитать жизнь как таковую как таинство, а не каких-то родителей, достижение которых заключается в том, что природа снабдила их органами, которые те потом использовали. Во-вторых, все-таки давайте определимся: если это безвозмездный подарок, тогда какой может быть «долг»? Может быть искренняя благодарность, но ее нельзя вытребовать. Если же это долг, то где две дееспособные стороны и долговые отношения? Ребенка никто не спрашивал, хочет ли он рождаться: когда тебя «заводили», никакого «тебя» еще не было.
Смешная и грустная история из моей практики, рассказал клиент: когда ему было девять, родители решили завести еще одного ребенка и стали к этому готовить в духе «к нам придет маленький». А он им и говорит: «Да вы че, сдурели, кто к вам пойдет-то?!»Нельзя сначала дать подарок, а потом трясти с получателя долг. Это же манипуляция! Детский долг — даже если предположить, что он есть, — просто навязан. На мой взгляд, заведение детей — это большой благотворительный проект на благо жизни, а вовсе не долговые отношения, построенные на обмане недееспособных.
Таким образом, психолог, взывая к долгу и безусловной любви, или вызывает у клиента чувство вины или потакает его надеждам получить любовь родителей еще одним способом: простив их — хотя все остальные до этого никак не срабатывали.
«Эмоции — это не разумно!»Есть люди, чувства которых с детства игнорировались и подменяясь рационализациями — умственными конструкциями.
Вот, скажем, выдуманный мальчик Бенедикт. Когда что-то шло не так, мама говорила: «Ну ты же умный мальчик, я тебе всё объясню», — и «логически» объясняла, почему Бенедикту переживать не стоит. Мальчик вырос очень умный, но ничего не чувствующий, на терапию пришел именно с этим — и внезапно на каком-то этапе стал чувствовать негативные чувства по отношению к маме. Тут-то и можно ему тоже всё объяснить, встав в один ряд с мамой. Дескать, пойми: родителей надо простить. «За кого» в данном случае терапевт: за маму или за клиента?
Сюда же — запрет на проживание негативных чувств, например агрессии, в результате чего вырастает человек, не способный за себя никак постоять, потому что «злиться нехорошо». Если он вдруг начинает на терапии выражать злость по отношению к родителям, что надо делать терапевту? Правильно — радоваться.
«Тыжевзрослый!»Есть дети, которые были родителями для своих родителей и которым пришлось рано повзрослеть. «Ты же взрослый мальчик», — слышал Бенедикт лет с шести. У таких людей всё хорошо с ответственностью, более того — слишком хорошо, они готовы брать чужую ответственность и тащить ее на себе. С другой стороны, у таких детей не было детства, и призывы «прости родителей, ты же взрослый» воспринимаются как очередной груз, который люди подобного склада с радостью возьмут, — а не избавление, которое им на самом деле нужно. «Продолжай быть взрослым, ты хорошо справляешься!»
В какой-то статье я даже видел совет «надо стать родителем своим родителям» — ну и простить их, конечно.Уместный совет для тех, кому действительно следовало бы немного повзрослеть (как будто терапевт имеет право решать, кому), но совершенно убийственный для тех, кто и так выполнял обязанности взрослого, будучи всего лишь ребенком.
Не всегда ожидание чего-то от родителей — это «застревание в инфантилизме», иногда это просто надежда.
«Для твоего же блага!» Некоторые родители заботятся так, что лучше бы и не заботились вовсе. Они подменяют заботу о благополучии конкретного живого ребенка своими представлениями о том, как правильно заботиться о ребенке вообще. Например, такие родители вынуждали ребенка гулять летом в трех слоях одежды, чтобы тот не простыл, когда ребенок и так уже потный (и это видно). В результате вырастает человек, который даже голод не чувствует, не говоря уже о чем-то более тонком. Это еще мягкий пример: книга «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева почти вся об этом — и еще о чувстве вины, конечно.Терапевт, который предлагает «для вашего же блага» простить родителей, может вполне уподобиться им же: да, пусть это даже в голове клиента, но ведь всё — в голове клиента.
Что же делать?«Образцовая мать совершает поступки любви вместо того, чтобы быть такой, какая она есть. Недавно я слышал шутку про такую любовь: мать, бесконечно любившая двух своих цыплят, когда один из них заболел, убила другого, чтобы приготовить больному бульон. Психотерапевты могут при этом вспомнить некоторых из своих коллег, работающих примерно таким образом. И разумеется, никто не заподозрит себя в склонности к такой любви!»
семейный терапевт Карл Витакер
Клиентам — расти в своем направлении. Терапевтам — не мешать, хотя это сложнее всего. Не претендуя на универсальность и правоту, можно выделить следующие важные осознания, через которые — возможно — придется пройти на пути «прощения» родителей.
Обнаружение себя взрослымЗдесь снова стоит поднять миф о том, что терапевты ковыряются в детстве и винят родителей. Мне нравится формулировка, что они это делают только для того, чтобы клиент мог вернуться в прошлое и забрать оттуда себя: во-первых, прожить непрожитое (тут советами торопить не надо), во-вторых — обнаружить, что он уже взрослый. Но не в том смысле, что «ну ты же уже взрослый!», а в том, что уровень его могущества повысился.
Если раньше родителей приходилось терпеть, чтобы не оказаться на улице, то теперь человек может обеспечивать себя сам — или даже банально дать отпор.Анекдотический пример: «Да ты уже такой кабан, сам можешь отца отп****** [побить]», — как-то сказал один участник терапевтической группы другому. Это было неожиданной мыслью — и магическим образом отец при встрече больше не давал никаких поводов, как будто чувствовал.
Обнаружение, что ничего не вернутьДа, это — та же аргументация, что и у защитников «прощения». Но это осознание — всего лишь повод потерять надежду. Терапия в какой-то степени проходит через отчаяние, но никакие родители тут ни при чем. Родители — всего лишь частность, с которой хочется что-то стрясти — с таким же успехом это могут быть боги или судьба.
«Прощение» в данном случае можно рассматривать как прощение долга банкроту: долг прощается не по доброте, а только потому, что его невозможно взыскать, — продолжать же деловые отношения после этого не обязательно.Это непростой этап, в котором скрыто много горя. Символически это может быть оплакиванием собственного детства и похоронами родителей (тоже символическими). Некоторые клиенты честно сознаются, что им было бы проще, если бы родители умерли — но при этом не желают им смерти: таким образом они хотят потерять надежду, что у них еще могут быть нормальные родители.
Обнаружение, что жить можно без оглядки на боговИли судьбу. Или родителей.
Что такое свободный выборЭти этапы нельзя ускорить или форсировать. Более того, клиент может остановиться на любом из этих этапов и не идти дальше, так что на этот примерный список никак ориентироваться нельзя: это скорее «спойлеры» того, что может произойти на терапии.
По одной из формулировок, цель терапии — «подвести пациента к точке, где он может сделать свободный выбор», как сказал Ирвин Ялом. Прощение родителей — такой же выбор, как и остальные, как и выбор остановиться на любом этапе.
Что же касается прощения, я переформулировал бы всю эту задачу так: научиться жить по-новому (лучше, счастливее, спокойнее, свободнее — выберите сами) с теми стартовыми условиями, которые у вас были. Обнаружить, что есть совершенно обычные люди («родители»), которые ничем не отличаются от любых других и с которыми можно выстраивать какие угодно отношения — или не выстраивать их вовсе.
Некоторых родителей можно простить.
Присоединиться к клубуКому США должны $31,4 трлн?
Предел долга — это сумма денег, которую Казначейство может занять для выполнения своих обязательств. Крайний срок для Конгресса, чтобы снять лимит, чтобы не допустить дефолта США, быстро приближается. Чип Сомодевилла/Getty Images
Мне всегда было интересно…
Джанет Нгуен 26 мая 2023 г.
Предел долга — это сумма денег, которую Казначейство может занять для выполнения своих обязательств. Крайний срок для Конгресса, чтобы снять лимит, чтобы не допустить дефолта США, быстро приближается. Чип Сомодевилла / Getty Images
Это всего лишь одна из историй из серии «Мне всегда было интересно», в которой мы ответим на все ваши вопросы о мире бизнеса, независимо от того, насколько он велик или мал. Вы когда-нибудь задумывались, стоит ли утилизация ? Или как бренды магазина соотносятся с известными брендами ? Узнайте больше из серии здесь .
Слушатель Дэвид Фридли из Мюррея, штат Небраска, спрашивает:
Лимит долга: кому мы должны денег? Должны ли нам другие страны? Кто-нибудь когда-нибудь отказывался от своего долга перед нами? Почему бюджет и лимит долга Соединенных Штатов относятся к разным срокам… не было бы логичным привязать их к одному и тому же сроку, возможно, заставив Конгресс и исполнительную власть рассматривать их как один вопрос, а не как два? отдельные обсуждения?
Министр финансов Джанет Йеллен объявила 5 июня новым крайним сроком, когда США могут объявить дефолт по своему долгу, что, по ее словам, и многие другие эксперты могут привести к катастрофическим экономическим последствиям.
До сих пор Белый дом и Конгресс не смогли достичь соглашения о повышении лимита заимствований правительства из-за требований резкого сокращения расходов со стороны республиканских чиновников. Ранее в этом году США достигли потолка долга в размере 31,4 триллиона долларов, что является суммой, которую им разрешено занимать для выплаты существующих обязательств, таких как социальное обеспечение, льготы по программе Medicare и зарплаты военных. Дефолт может означать задержку этих платежей, более высокую стоимость заимствований во всей экономике, большую волатильность на фондовом рынке и ряд непредсказуемых последствий.
Но поздно вечером в пятницу президент Джо Байден заявил, что сделка по увеличению лимита долга близка. С 1960 года этот лимит повышался или продлевался примерно 80 раз, и страна ни разу не объявила дефолт. «Идут переговоры», — сказал Байден. «Я надеюсь, что к сегодняшнему вечеру мы узнаем, сможем ли мы заключить сделку».
Вот как распределяется долг:
Во-первых, государственный долг составляет более 24,64 трлн долларов. Это долговые ценные бумаги, такие как казначейские облигации и векселя, купленные банками, страховыми компаниями, государственными и местными органами власти, иностранными правительствами и частными инвесторами.
Оставшийся долг, который составляет около 6,83 трлн долларов, может быть классифицирован как внутригосударственные активы. По сути, это долг правительства самому себе. «Например, некоторые федеральные трастовые фонды инвестируют в ценные бумаги казначейства, тем самым ссужая деньги казначейству», — сообщает Счетная палата правительства США. Администрация социального обеспечения, Министерство обороны и Почтовая служба США имеют инвестиционные активы в виде федерального долга.
В общей сложности долги других территорий США составляют около 7,4 трлн долларов. Больше всего владеет Япония (1,1 трлн долларов), за ней следует Китай (859 долларов).млрд, а в Соединенном Королевстве — 668 млрд долларов.
Сама по себе эта сумма в 7,4 триллиона долларов — это много, считает Скотт Моррис, старший научный сотрудник Центра глобального развития. «Но то, как экономист посмотрел бы на это, сказал бы: «Ну, как это соотносится с размером нашей экономики?», — сказал он.
И когда вы это сделаете, сумма долга, которую мы должны другим странам, не будет «особенно проблематичной», сказал Моррис.
Соединенные Штаты поддержали вступление Китая во Всемирную торговую организацию на рубеже тысячелетий, что привело к буму экспорта китайских товаров в США. воспринимал безопасность как инвестицию. К 2008 году Китай обогнал Японию как крупнейшего иностранного держателя долга США.
Но за последнее десятилетие Япония вернула себе первое место. Как и Китай, Япония также продает много товаров в США, а затем инвестирует большую часть выручки в казначейские облигации США, пояснил Insider.
Кто-нибудь не выполнил свои обязательства перед нами?Анна Гелперн, профессор юридического центра Джорджтаунского университета, сообщила по электронной почте, что многие страны задолжали нам деньги и выплатили их с опозданием. Она указала на Великобританию, которой потребовалось более 60 лет, чтобы погасить кредит США в размере 4,3 миллиарда долларов для рефинансирования страны, пострадавшей в конце Второй мировой войны. Окончательный платеж был произведен через шесть лет после того, как он должен был поступить.
В 1930-х годах страна также объявила дефолт по долгу перед США, который она накопила во время Первой мировой войны. По словам автора Дэвида Джеймса Гилла, это имело долгосрочные последствия: Лондон был заморожен из американских ценных бумаг и денежных рынков.
Но когда страна изо всех сил пытается погасить взятые взаймы деньги, долг может быть реструктурирован или даже списан, заметил Моррис.
«Когда дело доходит до того, что одно правительство должно деньги другому правительству, вы можете никогда не увидеть момент, который называется «дефолт», — сказал он.
Соединенные Штаты простили долги других стран, как это было сделано с Ираком в 2004 году, вскоре после того, как президент Джордж Буш вторгся в страну. В конце 2000 года президент Билл Клинтон подписал закон, который «простит или облегчит» долг беднейшим странам мира на сумму 435 миллионов долларов.
Почему мы не учитываем лимит долга при принятии бюджета?Предполагается, что президент ежегодно представляет бюджет в Конгресс в первый понедельник февраля. Естественно, сюда входят оценки государственных доходов и расходов. Затем перед Конгрессом ставится задача согласовать совместную резолюцию по бюджету к 15 апреля. Но если он не сделает этого до 15 мая, комитет Палаты представителей может начать процесс ассигнований.
Если ассигнования не будут выделены к началу октября, то федеральные агентства без ассигнований могут финансироваться за счет продолжающихся постановлений, согласно данным Центра налоговой политики.
Но даже несмотря на то, что бюджет утвержден, способность Казначейства занимать деньги для финансирования государственных операций может упираться в потолок долга. В начале 20-го века Конгресс разрешил Казначейству выпускать облигации без одобрения Конгресса — до определенной суммы — для обеспечения большей гибкости. Таким образом, рождение потолка долга.
Но то, что должно было дать Казначейству гибкость, стало инструментом для того, что люди называют политической игрой. Чтобы решить эту проблему, Двухпартийный политический центр предложил подход, который увязал бы лимит долга с годовым процессом составления бюджета.
BPC заявляет, что если Конгресс примет резолюцию по бюджету до 15 апреля, закон о приостановке лимита долга должен быть направлен президенту. Если Конгресс этого не сделает, то президент должен иметь возможность просить Конгресс о приостановке лимита долга до конца финансового года.
Двухпартийный законопроект, известный как Закон об ответственном бюджетировании, который связывает эти цели воедино, был внесен в Конгресс в 2021 году и одобрен BPC. Согласно законопроекту, параллельное бюджетное решение должно соответствовать «определенному фискальному порогу» за счет снижения отношения долга к валовому внутреннему продукту не менее чем на 5 процентных пунктов в 10-м году.
«Эти повторяющиеся эпизоды ограничения долга демонстрируют, что в календаре Конгресса действительно нет времени, которое законодатели выделили для реальных дискуссий о нашем будущем бюджетном пути», — сказала Рэйчел Снайдерман, директор по экономической политике BPC.
Попытки согласовать лимит долга и составление бюджета были трудными, поскольку это потребовало бы реформы самого бюджетного процесса, сказал Снайдерман. Она добавила, что Конгрессу уже достаточно сложно ежегодно принимать 12 законопроектов об ассигнованиях для дискреционного финансирования.
Но есть некоторые законодатели и группы, в том числе Центр бюджета и политических приоритетов, которые говорят, что Соединенным Штатам следует полностью отменить лимит долга, чтобы мы не столкнулись с этой проблемой.
«Использование потолка долга в качестве козыря всегда безответственно, но особенно опасно, учитывая недавние потрясения в банковской сфере и повышение процентных ставок [Федеральной резервной системой] для борьбы с инфляцией», — написала CBPP на своем веб-сайте.
В мире происходит много всего. Несмотря на все это, Marketplace здесь для вас.
Вы полагаетесь на Marketplace, чтобы анализировать события в мире и сообщать вам, как они влияют на вас, основанным на фактах и доступным способом. Мы рассчитываем на вашу финансовую поддержку, чтобы сделать это возможным.
Ваше сегодняшнее пожертвование поддерживает независимую журналистику, на которую вы полагаетесь. Всего за 5 долларов США в месяц вы можете помочь поддерживать Marketplace, чтобы мы могли продолжать сообщать о том, что важно для вас.
Последние выпуски наших шоу
5:07 по тихоокеанскому времени
8:28
4:45 по тихоокеанскому времени
8:34
2:59 по тихоокеанскому времени
1:50
17:46 PDT
37:43
16:17 PDT
27:24
8 июня 2023 г.
43:51
30 мая 2023
19:06
Что мы должны друг другу
Осознаем мы это или нет, но все мы каждый день участвуем в общественном договоре посредством взаимных обязательств между нашей семьей, обществом, местом работы и сограждане. Забота о других, уплата налогов и пользование общественными услугами определяют общественный договор, который поддерживает и связывает нас как общество. Однако сегодня наш общественный договор был нарушен изменением гендерных ролей, технологий, новых моделей работы, старением и опасностями изменения климата.
Минуш Шафик проводит нас через этапы жизни, которые мы все переживаем — воспитание детей, получение образования, болезни, работу, старение — и показывает, как возможно переустройство нашего общества. Опираясь на доказательства и примеры со всего мира, она показывает, как каждая страна может предоставить гражданам основы для достойной жизни и возможности внести свой вклад в общество. Но мы обязаны друг другу больше, чем это. Более щедрое и инклюзивное общество также разделит больше рисков коллективно и попросит каждого вносить свой вклад столько, сколько он может, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал. Что мы должны друг другу определяет ключевые элементы лучшего общественного договора, который признает нашу взаимозависимость, поддерживает и вкладывает больше средств друг в друга и ожидает большего от людей взамен.
Мощный, обнадеживающий и дающий пищу для размышлений, Чем мы обязаны друг другу предлагает практические решения текущих проблем и демонстрирует, как мы можем построить лучшее общество — вместе.
Награды и признание
- Входит в длинный список наград Financial Times и McKinsey & Company Business Book of the Year
Минуш Шафик — директор Лондонской школы экономики и политических наук. Она была вице-президентом Всемирного банка, постоянным секретарем Департамента международного развития, заместителем директора-распорядителя Международного валютного фонда и заместителем управляющего Банка Англии.
«В этой умной и ясной книге она призывает к новому общественному договору, основанному на трех принципах: безопасность для всех, инвестиции в возможности и эффективное и справедливое распределение рисков», — Мартин Вольф, 9 лет.0140 Financial Times
«В своей новой книге «Чем мы обязаны друг другу: новый общественный договор » Минуш Шафик делает обзор нашего положения и цитирует Йейтса: «Конечно, какое-то откровение уже близко». неразрывно взаимосвязанное общество ». — Джастин Уэлби, архиепископ Кентерберийский, Prospect
«Предлагает убедительный диагноз нынешнего социального недуга и предлагает множество предложений о том, что могли бы сделать политики». — Дайан Койл , Financial Times
«Книги, посвященные общественному договору, часто бывают успокаивающими и даже сентиментальными. Они цитируют Руссо и строят грандиозные теории. Минуш Шафик блестяще избегает этой ловушки, просто определяя общественный договор как то, чего мы можем ожидать в обществе.
« Чем мы обязаны друг другу … объясняет, почему, когда и как государственная политика может помочь обществу достичь своих целей. Шафик обладает убедительным личным опытом и богатым опытом. научное исследование, чтобы привести доводы в пользу более надежного общественного договора и возобновления приверженности совместной ответственности. Читатели останутся с осторожной надеждой на то, что правительства могут быть силой добра и что лучшее будущее возможно », — Эндрю Стивенс, 9 лет.0140 The Christian Century
« Чем мы обязаны друг другу» основан на данных, чрезвычайно информативный, проницательный и провокационный». пандемии, чтобы пересмотреть наше представление о правах и обязанностях… Долгожданное обновление руссо-вианских идеалов долга, ответственности и взаимности». и неудовлетворенность.»— Shelf Awareness
«Прогрессивный, прагматичный и глубоко чуткий» — Журнал Fast Company
«Умная и честная попытка решить широкий круг проблем» — Джон Фелан, American Experiment
«Мин. ой Актуальная работа Шафик по экономической политике представляет собой мощный и убедительный моральный аргумент. Она призывает к более великодушному, более равноправному миру и предлагает достаточно строгий и конкретный анализ, чтобы помочь читателям практически подумать о политике, необходимой для создать этот мир. Для общества, задающегося вопросом, как восстановить, Что мы должны друг другу — это важная отправная точка». — Мелинда Гейтс
«Знакомая со своими многочисленными поездками во все уголки мира, Минуш Шафик вплетает экономику, философию, мудрость и здравый смысл в общественный договор простота, основательность и гармония. Рецепт, который необходимо прочитать, чтобы улучшить нашу совместную жизнь». — Кристин Лагард, президент Европейского центрального банка
« Чем мы обязаны друг другу » — книга, заставляющая задуматься, прекрасно аргументированная и легко доступная. Ее необходимо прочитать всем тем, кто хочет понять, почему узы, связывающие общество воедино, так ослабли, и что мы можем с этим сделать, чтобы создать мир, в котором будут жить наши дети и внуки».