3.1.1. Обыденное познание и житейские знания
Знания человека о себе и о других людях накапливались с древних времен, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа. Они помогали правильно понимать других людей и самих себя, а также определять адекватные и эффективные способы общения. Каждый человек является носителем таких знаний. Однако следует различать житейские (обыденные, донаучные) и научные психологические знания (см. табл. 1) (Айсмонтас, 2002; Гиппенрейтер, 1996)
Таблица 1
Житейские знания | Научные знания |
Получены из обыденной жизни с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения | Получаются путем исследования в различных условиях с помощью различных методов. |
Конкретны, мало обобщены и ситуативны | Отличаются обобщенностью и абстрактностью |
Плохо систематизированы | Систематизированы |
Могут быть логически противоречивыми | Логически последовательны |
Отличаются низким уровнем точности | Высокий уровень точности |
Субъективны. Зависят от настроения субъекта и его отношения к познаваемому и т.п. | Объективны. Независимы от эмоционально-потребностной сферы человека |
Излишне индивидуализированы | Оторваны от индивидуального опыта носителей |
Имеют низкий уровень вербальности и осознанности, интуитивны | Вербализованы и осознанны |
Высокая устойчивость | Достаточно гибкие |
Возможности трансляции от одного человека к другому ограничены (трудности вербализации, недоверие к истинности сообщаемых сведений и т.п.) | Существуют отработанные и закрепленные формы воспроизведения и передачи знаний: исследовательские центры, учебные заведения, научная литература и т.д. |
Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные (обыденные) психологические знания. эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Но в символической форме они представлены в художественной литературе, пословицах, поговорках, сказках, легендах, притчах. Они довольно обширны и могут способствовать ориентировке в каких-то ситуациях, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности. Чаще всего они являются пригодными для решения обыденных несложных психологических задач. Однако такие знания оказываются несостоятельными при столкновении человека со сложными жизненными задачами, возникающими как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений. В таких ситуациях необходимо привлекать
Несмотря на все преимущества научных психологических знаний перед житейскими, нельзя их полностью обособлять друг от друга – это тесно взаимосвязанные отрасли знания. Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли: первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу (Гиппенрейтер, 1996).
Источники психологического знания
28.09.2011Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.
Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знаний — житейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.
Житейская психология — это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни.
Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.
Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Повторение — мать учения».
Богатый психологический опыт накоплен в сказках.Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.
Практическая психология. Ее главная цель — психологическая помощь людям. Практическая психология — отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.
Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.
Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.
Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога — неотъемлемая часть метода.
Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.
Ключевые слова: НаукаИсточник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Материалы по теме |
---|
Психологические идеи европейских мыслителей Средневековья и эпохи возрождения Константинов В.В., История психологии |
Конфликтология в системе наук Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина |
Систематизация культурологических учений Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;… |
Структура социальной психологии Деркача А.А., Социальная психология |
Как соотносятся теории и факты? Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с. |
Предмет психологической науки, отрасли психологии Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Принципы и методы психологии Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
История становления конфликтологии как науки Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Почему психология — это не просто здравый смысл
Психология — это не только здравый смысл, но не слишком ли далеко заходят психологи в отрицании сходства?
Если вы хотите, чтобы у психолога взорвалась голова, скажите ему, что психология — это всего лишь здравый смысл.
Это не то чтобы удивительно, это все равно, что сказать, что они зря потратили время все эти годы и не должны были изучать всю эту чепуху в учебниках.
Хотя психология, конечно, больше, чем здравый смысл, между ними определенно есть пересечение, и любой, кто отрицает это, должен проверить свою голову.
Поскольку психологи очень чувствительны, когда им говорят, что их дисциплина не более чем самоочевидна, они часто изо всех сил стараются доказать, насколько психология отличается от здравого смысла, иногда с катастрофическими результатами.
Два соломенных чучела
Часто цитируемый аргумент против здравого смысла противопоставляет друг другу два общеизвестных высказывания.
Например, как можно примирить «одного поля ягоды» с «противоположности притягиваются».
Ясно, что они взаимно несовместимы, утверждается, поэтому здравый смысл (очевидно) оказался ошибочным.
Психология в помощь!
Но проблема с этим аргументом довольно фундаментальна: он предполагает, что эти хорошо известные высказывания являются хорошим показателем здравого смысла.
На самом деле это не так.
Здравый смысл — нечто гораздо более тонкое, чем просто избитые старые поговорки.
Скорее, это наше интуитивное понимание того, как люди думают и ведут себя, на основе всего, что мы знаем, как сознательно, так и бессознательно.
Предполагать, что здравый смысл — это просто клише, значит оказывать медвежью услугу.
Второй аргумент, который вы получите по поводу проблемы со здравым смыслом, относится к исследованию, проведенному Хьюстоном (1985).
Хьюстон задал 50 случайным людям в местном парке 25 вопросов о психологии.
Из вопросов был удален весь психологический жаргон, чтобы их было легко понять, но психологические принципы остались.
Он обнаружил, что из 25 вопросов на 16 давались правильные ответы чаще, чем можно было ожидать случайно.
Итак, как вы интерпретируете это открытие?
Подтверждает ли это идею о том, что психология — это всего лишь здравый смысл, или нет?
Что ж, это можно так же легко интерпретировать в обе стороны.
Тот факт, что люди набирают больше очков, чем случайно, означает, что они обладают некоторым интуитивным пониманием результатов психологии.
С другой стороны, тот факт, что люди не набирают 100% баллов, показывает, что они не знают всего.
Возможно, даже это просто здравый смысл!
Противоречащие интуиции выводы
Нет, вместо того, чтобы нападать на здравый смысл, психологи гораздо лучше защищают свою науку, объясняя множество противоречащих здравому смыслу выводов.
Этот блог заполнен ими.
Начните, скажем, со слепоты выбора и продолжайте оттуда.
Находки такого типа являются лучшим свидетельством того, насколько больше психологии, чем просто здравый смысл.
В конечном счете, что действительно отличает психологию от здравого смысла, так это научный метод.
Психологи проверяют здравые представления о людях (наряду с некоторыми бессмысленными идеями), чтобы попытаться выяснить правду.
Иногда здравый смысл оправдывается, иногда нет.
Но опять же, не будем слишком принижать здравый смысл.
В то время как психологи обычно чувствительны и поэтому защищаются в отношении роли здравого смысла, им это не нужно: на самом деле здравый смысл для них очень важен.
Причина этого лежит на стыке психологии и здравого смысла.
Пересекая границы
Академические психологи, как правило, довольно скромно относятся к роли здравого смысла в выдвижении идей для своих исследований.
Они будут много говорить о теории и гипотезах, даже не признавая, что у них просто была догадка.
То, что большинство людей назвало бы здравым смыслом, играет огромную роль на ранних этапах психологических исследований.
Когда психологи впервые рассматривают новую область исследований, мало что остается, кроме догадок или здравого смысла.
А иногда результаты именно такие, как мы и ожидали, и поэтому здравый смысл становится наукой.
Конечно, многие эксперименты не дают ответов, основанных на здравом смысле, и часто именно они являются самыми увлекательными.
Они могут больше всего рассказать нам о том, что значит быть человеком, а также организовать целую серию дальнейших исследований, чтобы попытаться найти ответ.
Однако, когда здравый смысл оказывается неверным, возникает вопрос, как и могут ли психологические знания проникнуть через черту, чтобы стать здравым смыслом.
Возможно, когда психологические открытия станут общеизвестны, люди начнут включать их в свои интуитивные мысли и поведение.
Такие люди, как я, заинтересованные в распространении психологических исследований, надеются, что ответ положительный.
Разве не было бы замечательно, если бы простое понимание эксперимента Милгрэма по конформизму действительно позволило бы нам избежать его более удручающих последствий?
Это может показаться надуманным, но не помешает рассмотреть взаимодействие между здравым смыслом и психологией.
Ведь то, что раньше было «просто» психологией, может стать «здравым смыслом», и точно так же то, что раньше было «просто» здравым смыслом, может стать психологией.
Каждый должен информировать другого.
Но, пожалуйста, не пытайтесь сказать психологу, что психология — это просто здравый смысл.
Так безопаснее для всех заинтересованных сторон.
.
Разница между психологией и здравым смыслом
Ключевая разница — психология и здравый смыслПсихология и здравый смысл относятся к двум разным вещам, между которыми можно выявить ключевое различие. Во-первых, давайте дадим определение этим двум словам. Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека. С другой стороны, здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах. Как видите, ключевое различие между психологией и здравым смыслом, проистекает из его источника знаний . Психология опирается на науку, теоретическое понимание и исследования , а здравый смысл опирается на опыт и рассуждения . Это основное различие между двумя словами. В этой статье давайте попытаемся получить более четкое представление о двух словах.
Что такое психология?
Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека. Психология — это широкая область исследований, состоящая из различных подполей, таких как социальная психология, аномальная психология, детская психология, психология развития и т. д. В каждой из этих областей внимание уделяется психическим процессам или психическому здоровью человека.
Одной из ключевых характеристик психологии является то, что она фокусируется на личности, а не на группе. Даже при проведении экспериментов человек находится в центре внимания. Кроме того, психология — это дисциплина, которая имеет обширную теоретическую основу со многими теоретическими точками зрения, такими как точка зрения функционалистов, когнитивная точка зрения, точка зрения бихевиористов, гуманистическая точка зрения и т. д. Каждая точка зрения позволяет нам смотреть на человека по-разному. Например, в то время как бихевиористы подчеркивают важность человеческого поведения в психологии, когнитивные теоретики сосредотачиваются на когнитивных процессах.
Как видите, психология — это научная область, основанная на теории и экспериментах, но если вы посмотрите на здравый смысл, то поймете, что между психологией и здравым смыслом лежит огромная пропасть. Чтобы понять это, теперь давайте посмотрим на здравый смысл.
Что такое здравый смысл?
Здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах. Это то, что необходимо людям при выполнении повседневных дел. Здравый смысл позволяет людям быть практичными и разумными. Это заставляет их делать выводы или принимать решения на основе имеющегося у них опыта.
Мирянин обычно лишен научных знаний; следовательно, эту роль знания выполняет здравый смысл, поскольку он направляет человека к здравым суждениям в жизни. Возможно, вы слышали, как люди обвиняют других в отсутствии здравого смысла, в таких ситуациях человек имеет в виду отсутствие практических повседневных знаний.
Аристотель говорил о здравом смысле.
В чем разница между психологией и здравым смыслом?
Определения психологии и здравого смысла:
Психология: Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека.