Одаренность определение: Одаренность это

Понятие «одаренность» в воззрениях философов античности и взглядах ученых

%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Понятие «одаренность» в воззрениях философов античности и взглядах ученых
  • Атаханов Р.; Хамраева Н. М. endstream endobj 5 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /ExtGState > /XObject > >> /Annots [34 0 R 35 0 R 36 0 R] /MediaBox [0 0 595.
    32 842.04] /Contents [37 0 R 38 0 R 39 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 94 >> endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 42 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 97 >> endobj 7 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /ExtGState > >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 44 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 98 >> endobj 8 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 45 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 99 >> endobj 9 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 46 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 100 >> endobj 10 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 47 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 101 >> endobj 11 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 842.04] /Contents 48 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 102 >> endobj 12 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 49 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 103 >> endobj 13 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 50 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 104 >> endobj 14 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 51 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 105 >> endobj 15 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 52 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 106 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 53 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 107 >> endobj 17 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 842.04] /Contents 54 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 108 >> endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj > endobj 22 0 obj > endobj 23 0 obj > endobj 24 0 obj > endobj 25 0 obj > endobj 26 0 obj > endobj 27 0 obj > endobj 28 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 31 0 obj > endobj 32 0 obj > endobj 33 0 obj > stream x

    Что такое одаренность?

    21 Ноября 2017

    Как определить, что ваш ребенок одаренный? Нужно ли водить его на всевозможные кружки и регистрировать на олимпиадах? Об этом мы поговорили с Еленой Игоревной Щеблановой, доктором психологических наук, заведующей лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО.

    Научно обоснованных теорий одаренности насчитывается несколько десятков, и они существенно отличаются друг от друга. Но в последние два десятилетия ученые пришли к более-менее общим выводам. Одаренность – это высокий творческий потенциал, который развивается в течение всей жизни.

    Когда проявляется одаренность, точно сказать нельзя, потому что в разных сферах деятельности начало проявления одаренности, пик ее развития и его возможный спад происходят в разном возрасте. Например, мальчики могут петь сопрано в первые годы жизни, и многие музыканты уверяют, что в этом возрасте у них можно развить «ангельский голос», но сохранить его крайне трудно – со временем голос ломается. Однако в начале подросткового периода у детей проявляются другие способности, например, в спорте. Ранние проявления одаренности характерны для математиков, а одаренность в гуманитарных науках может обнаруживаться гораздо позже.

    Сейчас психологи стремятся создать систему образования, которая обеспечит равные условия для развития всех детей, в том числе одаренных. Здесь возникает вопрос об идентификации одаренных детей. Идентификация – это не отбор и не диагностика, это процесс. Одаренность видоизменяется, это сложный многомерный конструкт, объединяющий не только специфические черты личности, но и их взаимодействие, которое постоянно видоизменяется.

    В нашей стране главный критерий, по которому определяют одаренных детей, – это выдающиеся достижения. Но это всего лишь один из множества показателей одаренности. Чаще дети побеждают в олимпиадах или на соревнованиях в подростковом периоде. В раннем возрасте многие одаренные дети не могут проявить свою неординарность, как итог – их одаренность остается незамеченной.

    Сложности работы с одаренными детьми

    У многих одаренных детей проявляется асинхронность (неравномерность) развития, т.е. всю свою энергию они направляют в одно русло. Некоторых родителей это пугает: ребенок не социализируется, он замыкается на одном занятии. Тревожность мам и пап вызывает то, что одаренный ребенок может плохо учиться в школе, точнее, ниже своих способностей. Казалось бы, умный ребенок, но перебивается с тройки на четверку, иногда и вовсе получает неудовлетворительные оценки. Часто это происходит потому, что одаренным детям скучна школьная программа, они опережают развитие своих сверстников, как следствие, им даже не хочется делать домашнюю работу.

    Одаренные дети эмоционально чувствительны, их легко задеть неаккуратным словом. Они могут страдать от того, что ощущают себя другими, не такими, как сверстники. К тому же взрослые, если замечают их способности, начинают много требовать. Высокие ожидания окружающих надламывают психику. Сами одаренные дети – часто перфекционисты, ставят перед собой завышенные цели и стремятся достичь их во что бы то ни стало, а когда они чувствуют, что не справляются, сильно расстраиваются. В итоге ребенок может закрыться или отказаться что-либо делать.

    Что делать?

    По словам Елены Щеблановой, родителям следует прежде всего понять своеобразие и индивидуальность, сильные и слабые стороны своего ребенка. Не стоит навязать свой проект развития. Наоборот, нужно узнать, чем ребенок отличается от вас, что он любит и чем больше всего дорожит. Излишнее давление родителей приводит к тому, что в один момент ребенок бросает заниматься тем, что ему навязывают. Это может вызывать протест, а в крайних случаях приводить к асоциальному поведению.

    Все ученые отмечают, что в раскрытии способностей ребенка большую роль играет мама. Если она внимательна к ребенку на всех этапах его взросления и поддерживает его творческие начинания, это обязательно благоприятно скажется на развитии его способностей. Велика также поддержка отца и других членов семьи. И даже если ребенок не будет получать награды в виде кубков и грамот, в будущем он полностью себя реализует.

    Комментарий эксперта информагентства Марии Борисовой, кандидата психологических наук:

    Посредством тестов выявлять одаренных детей сложно, потому что одаренность может проявляться на разных этапах и в разных сферах. Сейчас диагностика слишком ограниченна, например, тесты на IQ практически ничего не дают. Идентификация – это процесс, который помогает понять, что у ребенка есть потенциал проявить себя в каких-либо областях.

    Нет гарантии, что способности раскроются не завтра, а, например, через пять, через двадцать лет.

    Тут возможен только индивидуальный подход. Одаренный ребенок – это не среднестатистический ребенок с высоким уровнем способностей, это человек, чьи способности выше на порядок. Одаренный ребенок совершенно по-другому мыслит, он может сам придумывать решение задач, находить нестандартные ходы.

    У нас в стране традиционно одаренность определяют по одному критерию – по достижениям. Победа в олимпиадах может означать, что ребенок просто хорошо работает и хочет достичь каких-то результатов. А есть дети, которые по-настоящему одарены, но они сидят где-нибудь в углу и тихо занимаются своим делом. У них есть потенциал, но нет мотивации к достижению результатов.

    Таким детям нужна помощь общества, потому что одаренные дети – сложные дети. Они могут быть капризными, эмоционально нестабильными, часто их не понимают сверстники, им могут завидовать. Взрослым нужно сконцентрировать внимание не на одаренности, а на ее признаках. Ведь ребенок может никогда не раскрыть свои способности, но при этом всегда будет думать, что он лучше других, как следствие, он сильно разочаруется в жизни.

    Важно сохранить одаренность и во взрослой жизни. Мы знаем много спортсменов, музыкантов, которые, заканчивая карьеру, опускают руки. Надо показать, что развиваться можно всегда, можно передавать свой опыт или искать применение своего опыта в других областях.

    Агата Коровина, информагентство Евразийского женского сообщества

    Поделиться страницей:

    Читать все статьи рубрики

    Теги: #ЕЛЕНА ЩЕБЛАНОВА #ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАО #МАРИЯ БОРИСОВА #ПОРТАЛ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»


    5 Определения одаренности — Институт развития образования

    Вам говорят, что ваш ребенок одаренный, но что это на самом деле означает? Существует множество определений одаренности. Ни один из них не является общепризнанным, но многие имеют определенные определяющие характеристики. Вот некоторые из них:

    1. Некоторые определения относятся к «асинхронному развитию», характерному для одаренных детей. Одно из таких определений исходит от Columbus Group (1991):
      «Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
      Это определение мы используем в IEA.
    2. Согласно Закону Джейкоба Джавитса об образовании одаренных и талантливых учащихся, являющемуся частью Закона о начальном и среднем образовании, федеральное правительство в настоящее время определяет одаренных учащихся как: интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах и мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти возможностей».
    3. В книге Одаренные дети: мифы и реальность Эллен Виннер определяет одаренность тремя нетипичными характеристиками:
      • Скороспелость – «Они начинают делать первые шаги в освоении какой-либо области в более раннем, чем средний возраст. Они также добиваются более быстрого прогресса в этой области, чем обычные дети, потому что обучение в этой области дается им легко».
      • Настойчивое стремление маршировать под собственного барабанщика — «Одаренные дети не только учатся быстрее, чем средние или даже способные дети, но и учатся количественно другим способом».
      • Ярость к мастерству — «Одаренные дети внутренне заинтересованы в том, чтобы разобраться в области, в которой они проявляют не по годам развитие».
    4. Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность следующим образом:
      «Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся уровни способностей (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетенции (документально подтвержденные результаты или достижения в первой десятке). % или реже) в одном или нескольких доменах. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».
    5. В большинстве штатов также есть собственное определение «одаренных» для программ и целей финансирования. Чтобы увидеть определение вашего штата, посмотрите здесь: http://www.ecs.org/clearinghouse/52/28/5228.htm. Важно отметить, что лишь немногие районы различают разные уровни одаренности. Ребенок, набравший в тесте IQ от 130 до 140 баллов, сильно отличается от ребенка, набравшего от 150 до 180 баллов.

     

    Хотя нет двух одинаковых определений, существует несколько руководящих принципов, которые могут помочь структурировать наше представление об одаренности.

    • Аннемари Ропер, разработавшая модель качественной оценки Аннемари Ропер, помогает объединить множество различных теорий с ее концепцией о том, что «одаренность — это большее осознание, большая чувствительность и большая способность понимать и преобразовывать восприятие в интеллектуальное. и эмоциональные переживания».
    • Некоторые считают, что есть много областей одаренности, не все из которых мы обычно считаем интеллектуальными. Ниже приведены шесть категорий одаренности, к которым часто относятся эксперты и определения:
      1. Общие интеллектуальные способности
      2. Особые академические способности
      3. Творческие способности
      4. Способность к лидерству
      5. Способность к изобразительному и исполнительскому искусству
      6. Психомоторные способности
    • В то время как некоторые определяют одаренность на основе показателя IQ, тесты IQ не всегда раскрывают всю картину, и выявление исключительно на основе тестов IQ может игнорировать многих детей, считающихся одаренными по другим критериям.
    • «Одаренные» — не единственное слово, которым можно описать этих невероятно ярких и талантливых молодых людей. (Чтобы изучить различные наиболее часто используемые термины, взгляните на пост Стефани Толан «Что в имени?») Само слово не имеет значения. Ни то, ни другое, во многих отношениях, не является определением. Важно то, что мы выявляем этих очень способных молодых людей и помогаем им полностью раскрыть свой интеллектуальный и личный потенциал.
    • Одаренные дети, независимо от того, как вы их определяете или идентифицируете, имеют иные образовательные потребности, чем их сверстники. Их образование должно позволять им расти вместе с их уникальным интеллектуальным развитием.

     

    Из-за разнообразия определений в этой области часто более эффективно использовать конкретные описания способностей и идей вашего ребенка. Это может помочь другим понять потребности вашего ребенка.

    Нравится этот пост? Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте, чтобы получать больше информации и ресурсов об одаренной молодежи прямо на ваш почтовый ящик.

    определение одаренности в The Free Dictionary

    Также найдено в: Thesaurus, Medical, Wikipedia.

    Связанные с одаренностью: Одаренные дети

     (gĭf′tĭd)

    прил.

    1. Наделенный большими природными способностями, интеллектом или талантом: одаренный ребенок; одаренный пианист.

    2. Раскрытие особого таланта: талантливое исполнение арии.

    3. Получено в подарок: подаренное имущество; браслет в подарок.


    подар. лы нареч.

    одаренность сущ.

    Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    Упоминается в ?

    • способности
    • блеск
    • одаренность

    Ссылки в архиве периодических изданий ?

    Эта потребность особенно актуальна (и будет особенно полезна, если ее решить) из-за небольшого размера выборки, с которой часто сталкиваются исследователи одаренности. По определению, изучаемые студенческие группы невелики, а если изучается конкретная подгруппа (например, бедные, высокоспособные учащиеся из числа меньшинств), их число становится еще меньше.

    Исследования в области одаренности и образования одаренных: состояние области и соображения на будущее

    Семья, образование и одаренность; тематические исследования в построении высоких достижений.

    Семья, образование и одаренность; тематические исследования в создании высоких достижений

    Амман, 28 июня (Петра) — Премьер-министр Абдулла Энсур откроет во вторник вторую научную конференцию по одаренности и талантливым исследованиям в арабском мире.

    PM, чтобы покровительствовать образовательной конференции

    Учащиеся, которые демонстрируют «традиционные» характеристики одаренности (IQ и успеваемость), могут быть идентифицированы по этим сильным сторонам.

    Интервью с Джеффри Муном: профиль оценки талантов Фрейзера 2

    Оно состоит из восьми глав, которые ведут читателя от широкой концепции понимания одаренности у маленьких детей через необходимость планирования к специфике формальной идентификации одаренных детей и условия их содержания.

    А-М. Morrissey Young Gifted Children—Практическое руководство для понимания и поддержки их потребностей

    Выявление и развитие одаренности — главная задача учителей математики во всем мире.

    Математическая одаренность: творческий сценарий. Студенческий мост с университетом (EPBBU)

    Краткое изложение: Шейх Хамдан бин Рашид Аль Мактум, заместитель правителя Дубая и министр финансов, открыл 12-ю Азиатско-Тихоокеанскую конференцию по одаренности «Одаренность 2012» в Дубайском международном выставочном центре в субботу.

    Сосредоточьтесь на одаренных учениках, говорит Хамдан

    Одно из новых открытий Куинха относится к пониманию того, что такое одаренность и как школы выявляют, измеряют, оценивают, а затем помещают учащихся в соответствующие программы обучения одаренных.

    Одаренные учащиеся, отличающиеся культурным и языковым разнообразием: как учителя и родители могут поддержать их академические и социальные потребности

    Как сказал один наш друг, ее будут помнить за ее любовь к природе, за ее одаренность в музыке и спорте.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *