Одаренность понятие: Понятие одаренности. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности

Содержание

Как выявить одаренного ребенка — особенности работы и обучения одаренных детей, развитие одаренности

<<Лид>>

Кто такие одарённые дети

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.


Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.


На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.


В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.


Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:


  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.


Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Школы для одарённых детей

«Школа одарённых» Тюменского госуниверситета.
Источник: abiturient.utmn.ru

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
  • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.
  • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.


Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:

  • Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
  • Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
  • Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
  • Школа «Летово» (Москва)
  • Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
  • Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
  • Губернаторский Светленский лицей (Томск)


Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.

<<Параграф c цитатой>>

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.


Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.

Совет 5. Уравновешивайте развитие

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.


Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Типы одарённости, почему одарённость не способствует школьной успеваемости и как воспитывать юных талантов.

Понятие одаренности: экскурс в историю

Автор: Аршанская Ольга Павловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021 2021-11-20

Статья просмотрена: 23 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 6 (pdf)

Библиографическое описание:

Аршанская, О.

П. Понятие одаренности: экскурс в историю / О. П. Аршанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 361-362. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85699/ (дата обращения: 09.11.2022).



В статье рассмотрен термин «одаренность» в рамках изменения трактовки понятии и значения термина. Обозначены понятие и особенности одаренных детей.

Ключевые слова: талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение.

Талантами рождаются не часто, а гениев за все время существования человечества насчитывается не более четырехсот.

Важнейшей проблемой современного общества является сохранение и развитие детской одаренности, разговоры о которой становятся очень активными в последнее время.

Актуальным является и значение термина одаренность, приведем несколько наиболее распространенных:

«Одаренность — это системное развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видов деятельности».

«Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешности конкретной личности».

Большую роль в трактовке теоретических основ детской одаренности сыграли направления русской психологии конца 19-начала 20 века, в частности труды Николая Александровича Бернштейна, Николая Ивановича Рыбникова и других.

Мощный импульс развитию проблемы дала экспериментальная педагогика, ставившая цель всестороннего исследования ребенка с использованием эмпирических методов, первое исследование в этом области было проведено в 1879 году Иваном Алексеевичем Сикорским.

В ХХ веке из русских разработок наибольшую известность получают результаты клинико-психологических исследований

Кроме отечественных направлений широко представлены работы западноевропейских исследователей. С советского периода интерес к этой теме несколько снижается, а порой и пропадает вовсе, объяснялось это тем, что к психологии и педагогике чего-то внутреннего стали относиться с осторожностью.

Из лексикона уходят словосочетания «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность».

Активное изучение возвращается лишь к 80-м годам ХХ века.

Вновь возникают новые подходы: — «одаренность, как синхрония» — анализ темпа развития одаренного ребенка по сравнению с детьми того же возраста;

– статистический — анализирует процент развития одаренности.

Далее хотелось бы остановиться на категории одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для этого.

Характерными особенностями одаренных учащихся являются:

– они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир;

– они способны прослеживать причинно-следственные связи исследуемого объекта, явления, процесса;

– они способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии.

В образовательном процессе развитие одаренности учащихся следует рассматривать, как внутренний деятельностный потенциал, как способность быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Развитие здесь должно решать несколько задач:

  1. разработка и реализация системы мероприятий по внедрению научно-исследовательской деятельности;
  2. осуществление информационной поддержки.
  3. осуществление педагогического сопровождения в образовательном процессе.

На последнем остановимся немного подробнее. Сегодня под педагогическим сопровождением понимают комплекс действий педагога, как субъектов социального воспитания, обеспечивающих включенность учащихся в значимые события, способствующие становлению их субъектной жизненной позиции и самореализации.

В ходе педагогического сопровождения происходит переход от стихийности к сознательной ориентации личности на формирование качеств конкурентной личности в образовательном пространстве и обществе.

Для того, что педагогическое сопровождение стало успешным необходимо создать следующие условия:

  1. Событийность образовательного процесса — реализация педагогического сопровождения возможна через создание ситуаций, которые могут стать поворотными этапами жизненного пути индивида;
  2. Эмпатийное взаимодействие — доверие ребенка к педагогу и одновременным сочетанием восприятия ребенка как личности;
  3. Конвенциальность — участие педагога в процессе сопровождения через соглашение с учащимся.
  4. Оптимистическая составляющая — необходимо верить в успех саморазвития как педагогу, так и ребенку.
  5. Формирование мотивационной перспективы и социальное закаливание, через включение в ситуации, которые требуют волевого усилия.

Таким образом, важным условием успешности педагогического сопровождения следует рассматривать направленность его на осознание детьми ценности саморазвития, творческой деятельности и активной жизненной позиции.

Также педагогическое сопровождение должно соответствовать следующим принципам:

– содержание образовательных программ для одаренных и талантливых детей должно предусматривать углубленное изучение наиболее важных проблем;

– необходимо учитывать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

– необходимо поощрять инициативу и самостоятельность детей.

Далее остановимся на некоторых формах педагогического сопровождения. Деятельность по сопровождению должна иметь комплексный характер и включать в себя следующие элементы:

– методическое сопровождение выстраивается с учетом всех особенностей одаренных детей. Условия изложения материала должны включать: доступность, системность, проблемность.

– медико-социальное сопровождение, здесь наиболее эффективным признаются индивидуальный образовательный маршрут или психологическая карта, ведение которых позволяет видеть сильные и слабые стороны ребенка, а также составить индивидуальную карту самоконтроля, что позволит:

– ученику самому выявить свои ошибки, пробелы в знаниях;

– учителю детально видеть успехи и неудачи учеников;

– родителям иметь полное представление об уровне подготовленности их ребенка.

– психолого-педагогическая диагностика, которая помогает выявить способных и одаренных детей. Наиболее распространенными приемами являются: наблюдение, тестирование.

Завершая, хотелось бы сказать, что одаренный человек (ребенок, ученик) должен быть примером духовности, человечности, истинного патриотизма. Многим кажется, что одаренность — это награда, на самом деле одаренность — это великое испытание, посланное человеку.

Литература:

  1. Бельская Н. А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренности//Одаренный ребенок, 2015г., № 2 с.130–140;
  2. Ефременко И. И. Генетика одаренности//Одаренный ребенок, 2009г., № 4 с.15–30;
  3. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение// Воспитание школьников, 2018 г., № 2 с. 41–53;
  4. Клочко В. Е. Одаренность и ее понимание в системной антропологической психологии//Одаренный ребенок, 2012г. № 6с.5–22;
  5. Одаренные дети/В. М. Слуцкий. М.1991 год;
  6. Шолохова А. А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности// Одаренный ребенок, 2012г., № 3 с.72–80.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, значение термина, одаренность, одаренный ребенок.

Ключевые слова

одарённые дети, талант, педагогическое сопровождение, одаренность

талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение

Похожие статьи

Сопровождение одарённых детей | Статья в журнале. ..

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе очень

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

В словаре В. И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения

Деловая игра «Психолого-

педагогическое сопровождение…»

Деловая игра «Психолого-

педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей».

Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс

Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка. ..

Организационно-методическое

сопровождение педагогов…

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, одаренный ребенок старшего, организационно-методическое сопровождение педагогов, работа, детский сад, педагог, детская одаренность, дополнительное образование, методический портфель.

Психолого-

педагогическое сопровождение детей дошкольного…

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности.

Вопрос одаренности на самом деле занимает важное место в системе образования и на сегодня мы отмечаем все большее внимание к поддержке и…

Педагогическая работа с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ выявления, образовательный процесс, нестандартное

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой. ..

Ребенок с особыми образовательными потребностями…

Дубынина, Т. Е. Ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий признаки одаренности, как психолого-педагогический

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенкаПроцесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом…

Особенности ранней

детской одаренности в условиях…

 В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.

Возможности

сопровождения одаренных детей при обучении…

ребенок, развитие, образовательная среда, одаренность, учебный процесс, одаренный ребенок, способность, учащийся, вид деятельности, чувство ответственности. Принципы обучения одаренных детей | Статья в журнале… Настоящая статья посвящена актуальности…

Социально-

педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ

Работа с одаренными детьмипроцесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка. «Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит…

Похожие статьи

Сопровождение одарённых детей | Статья в журнале…

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе очень

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

В словаре В. И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения

Деловая игра «Психолого-

педагогическое сопровождение…»

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей».

Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс

Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка. ..

Организационно-методическое

сопровождение педагогов…

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, одаренный ребенок старшего, организационно-методическое сопровождение педагогов, работа, детский сад, педагог, детская одаренность, дополнительное образование, методический портфель.

Психолого-

педагогическое сопровождение детей дошкольного…

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности.

Вопрос одаренности на самом деле занимает важное место в системе образования и на сегодня мы отмечаем все большее внимание к поддержке и…

Педагогическая работа с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ выявления, образовательный процесс, нестандартное

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой…

Ребенок с особыми образовательными потребностями…

Дубынина, Т. Е. Ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий признаки одаренности, как психолого-педагогический

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенкаПроцесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом. ..

Особенности ранней

детской одаренности в условиях…

 В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.

Возможности

сопровождения одаренных детей при обучении…

ребенок, развитие, образовательная среда, одаренность, учебный процесс, одаренный ребенок, способность, учащийся, вид деятельности, чувство ответственности. Принципы обучения одаренных детей | Статья в журнале. .. Настоящая статья посвящена актуальности…

Социально-

педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ

Работа с одаренными детьмипроцесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка. «Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит…

[PDF] Глава 3 Основные противоречия, окружающие концепцию одаренности

  • Идентификатор корпуса: 201083875
  title={Глава 3 Основные противоречия, связанные с концепцией одаренности},
  автор={Дэвид Юн Дай},
  год = {2008}
} 
  • Д. Дай
  • Опубликовано в 2008 г.
  • Философия

Понятие одаренности имеет уникальную историю, и его значение необходимо расшифровывать в соответствующем культурном контексте. В этой главе я сначала расскажу о «одаренности», используемой в естественном языке, а также в научном дискурсе. Затем я предоставлю обзор интеллектуальной истории концепции с точки зрения построения, деконструкции и реконструкции «одаренности», перехода от того, что можно назвать эссенциализмом, к развитию. Я утверждаю, что существуют некоторые существенные противоречия, связанные с… 

static1.squarespace.com

SHOWING 1-10 OF 259 REFERENCES

SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

Reductionism versus emergentism: A framework for understanding conceptions of giftedness

  • D. Dai
  • Philosophy

  • 2005

В этой статье я предлагаю, чтобы различные концепции и теоретические модели одаренности можно было понять вдоль континуума от наиболее редукционистских до наиболее эмерджентистских. Вместе с этим…

Концепции одаренности: Разрешение быть одаренным: Как концепции одаренности могут изменить жизнь почему международный обзор в этой области человеческого развития может опровергнуть множество предположений (Freeman,…

Conceptions of Giftedness: Gifted Education Without Gifted Children: The Case for No Conception of Giftedness

  • Джеймс Х. Борланд
  • Образование

  • 2005

Я вполне уверен, что концепция одаренности, изложенная в этой главе, существенно отличается от представленной в других главах этой книги тем, что концепция, которую я продвигаю нет…

В защиту психометрического подхода к определению академической одаренности: консервативный взгляд твердолобого либерала.

  • Н. Робинсон
  • Психология

  • 2005

ВЗГЛЯД НА ОДАРЕННОСТЬ С ТОЧКИ РАЗВИТИЯ Ориентация определения на проблемы образования ограничивает один взгляд на эту область таким образом, что психолог, занимающийся развитием, на самом деле находит вполне удобным. В сторону…

Истоки и концы одаренности.

Немногие одаренные дети становятся взрослыми творцами, потому что навыки и личностные качества, необходимые для того, чтобы быть творцом, сильно отличаются от тех, которые типичны даже для самых одаренных детей.

Мировоззренческая ловушка: морально-этические последствия для образования одаренных

  • Дон Амвросий
  • Образование

  • 2000

Корнево-метафорические мировоззрения на имплицитном уровне формируют наши мысли и действия. Механистическое мировоззрение заложило концептуальные основы беспрецедентного технического прогресса…

Представления о одаренности: за пределами компетенции: представления о одаренности как великой деятельности

  • Р. Суботник, Линда Джарвин
  • Психология

  • 2005

Наша концепция одаренности основывается на трех теоретических предпосылках. Во-первых, способности являются формами развития знаний (Штернберг, 1998). Во-вторых, за пределами уровня знаний существует…

Одаренность: исследована исключительность.

Изучение исключительно высокой успеваемости дает представление об основных психологических процессах и школьных контекстах, которые развивают таланты у детей и молодежи.

Персонифицированное добро: появление одаренных детей

  • Марголин Л.
  • Психология

  • 1994

В статье исследуется появление «одаренных детей» как общепризнанной социальной категории. Статья начинается с изучения представлений психологов об «одаренных детях» во время…

Одаренность и талант: пересмотр и пересмотр определений

  • Ф. Ганье
  • Психология

  • 1985

В научной литературе существует неоднозначность разграничения понятий одаренность и талант. В этой статье рассматриваются несколько общих определений этих двух терминов, в частности…

Парадигмы одаренности: одаренный ребенок

То, что мы думаем об одаренных детях, имеет значение как для профессиональных педагогов, так и для родителей, и должно существовать общее понимание, если мы хотим, чтобы отношения между ними были продуктивными и счастливыми.

Поначалу эта идея может показаться странной — все мы знаем, что такое одаренность, верно? — но правда в том, что не обязательно существует общепринятое определение, даже в рамках конкретного школьного округа, и уж точно не от одного штата к другому, как показано в последнем отчете NAGC о состоянии штатов .

Является ли ребенок с IQ 160 одаренным? Несомненно, да, и вы, вероятно, не найдете особых разногласий по этому примеру. Однако как насчет ребенка с IQ 140? Как насчет ребенка с IQ 135, чья успеваемость средняя или даже ужасная?

(Если уж на то пошло, по поводу этого ребенка с IQ 160 — если он плохо учится в школе, действительно ли одаренность этого ребенка «присутствует», и что, если вообще, школа должна с этим делать?) 

Парадигмы одаренности

Как вы можете себе представить, эта «нечеткость» концепции одаренности затрудняет, если не делает невозможной, создание в школах надежной программы, чтобы бросить вызов и привлечь этих учащихся.

Тем не менее, существует достаточное согласие, чтобы возникали некоторые закономерности. Обзор литературы и обзор школ выявляет три парадигмы образования одаренных: парадигма одаренного ребенка , парадигма развития талантов и парадигма дифференциации . Эта теоретическая структура, состоящая из трех частей, наиболее подробно описана Дэвидом Юн Даем и Фей Ченом в их книге 2013 года « Парадигмы образования для одаренных: руководство по теоретическим, ориентированным на практику исследованиям» . Различия между этими точками зрения небольшие, но существенные, поскольку они влияют на школьную учебную программу и программы, даже если школа явно не принадлежит к той или иной точке зрения и не поддерживает ее. Для родителей важно понять, как школа видит одаренность, чтобы полностью понять цели их программы и оценить ее «подходит» для их ребенка. Педагоги должны понимать, какой из парадигм они придерживаются и какой придерживается их школа, особенно если они не совпадают.

Парадигма одаренного ребенка

Более старая и, возможно, более известная концепция одаренности называется парадигмой одаренного ребенка . Начиная с самых первых дней образования одаренных как области — работа Луиса Термана по IQ в 1920-х годах — она утверждает, что общий интеллект поддается количественному измерению, и что исключительно высокий интеллект должен быть идентифицирован, чтобы его можно было решить с помощью образовательных вмешательств, специально предназначенных для такие студенты. Работа Леты Холлингворт о глубоко одаренных детях сделана из того же материала, утверждая, что очевидные интеллектуальные способности этих детей требуют и заслуживают особого внимания для оптимального развития.

Однако в руках Холлингворта парадигма одаренного ребенка немного изменилась, включив в нее другую «изюминку»: социально-эмоциональное воздействие на детей с очень высоким интеллектом. Холлингворт подчеркивал, что одаренность такого ребенка является неотъемлемой частью самого его существа; что его воздействие распространяется на всю их жизнь; и что их когнитивное и социально-эмоциональное развитие требует вмешательства, адаптированного к их конкретным потребностям.

Люди, которые живут с одаренными детьми, вероятно, искренне согласятся с идеей, что они не только умны или быстро учатся, но и во многих отношениях качественно отличаются от обычных детей. Они более эмоционально чувствительны и, кажется, воспринимают мир иначе, чем обычные дети: они могут видеть те же самые вещи, что и их ровесники, но при этом думать совершенно по-другому, отражая более сложное мышление или мышление более высокого порядка, больше связей с кажущиеся отдаленно связанными темы и / или более эмоциональная интенсивность.

Эта парадигма может иметь самые ранние корни из трех, которые мы опишем, но, возможно, она все еще весьма влиятельна. На самом деле, многие из самых влиятельных мыслителей в области образования для одаренных сегодня являются гордыми членами команды «Одаренный ребенок». Группа Columbus, состоящая из психологов, родителей, педагогов и исследователей, в 1991 году определила одаренность следующим образом:

Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутреннего опыта и осознания, которые являются качественно отличается от нормы . Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития. [курсив мой]

Люди, которые придерживаются парадигмы одаренных детей, также обычно признают, что эти дети «маршируют в такт своему собственному барабанщику», по словам психолога Эллен Виннер, автора книги 9. 0161 Одаренные дети: мифы и реальность . Это описание снова указывает на концепцию одаренности, которая гораздо шире, чем повышенные интеллектуальные способности, подразумевая, что существует фундаментальная разница в том, как одаренные дети живут в мире.

Одаренность как неотъемлемая часть ребенка имеет интуитивное значение для тех, кто знает или любит таких детей: невозможно представить их без уникальной чувствительности, которая их оживляет, причудливого чувства юмора, дико ненасытного любопытства. Все они являются определяющими характеристиками этого ребенка, теми вещами, которые отличают его друг от друга, приправленными одновременно и «странным», и «экстраординарным». Как можно отделить одаренного ребенка от его одаренности?

Как и все парадигмы, эта перспектива может быть проблематичной

Одна очевидная проблема с парадигмой одаренного ребенка — как для педагогов, так и для политиков — заключается в средствах идентификации учащихся. Традиционно используются тесты IQ, хотя в некоторых штатах используются тесты достижений или даже номинации родителей или учителей в рамках их методов идентификации.

Проблема в том, что эти методы идентификации могут на самом деле не очень хорошо выполнять эту работу, и если это так, количество выявленных студентов неизбежно меньше, чем фактическое количество одаренных студентов, в результате чего многие одаренные студенты недостаточно обслуживаются. или даже игнорируется. На самом деле было проведено бесчисленное множество исследований, указывающих на слабые стороны тестов, такие как культурная предвзятость (иногда неявная, иногда в меньшей степени), поэтому постоянно разрабатываются новые типы и постоянно совершенствуются существующие инструменты.

Следовательно, парадигма одаренных детей, которая продержалась дольше всех, имела достаточно времени, чтобы создать отсутствие равноправия в доступе к программированию, о чем свидетельствует существенное недопредставление учащихся из различных групп, включая, помимо прочего: цветные студенты, студентки, студенты из сельской местности, студенты из семей с низким социально-экономическим статусом, студенты, изучающие английский язык, и т. д. Просто невозможно полностью исключить исторические привилегии и несправедливость из инструментов, созданных людьми для количественной оценки других людей. , как ясно показывают эти данные. Университет Пердью проводит углубленный анализ недопредставленности одаренных в сфере образования в США в своем всеобъемлющем отчете 9.0161 Сбой системы Доступ запрещен , если вы хотите узнать больше.

Другая непосредственная проблема с этой концепцией заключается в том, что тесты интеллекта на самом деле не очень хорошо отражают все виды одаренности, которые мы наблюдаем в мире. Выдающийся пианист, например, может не обязательно иметь сильные словесные навыки; звездный спортсмен может не демонстрировать сильных навыков количественного мышления; а учащийся с лидерскими способностями может набрать абсолютно средний балл по всем видам показателей IQ — и все же все трое из этих учеников могут обладать способностями, которые очевидны и явно на голову выше того, что мы ожидаем от детей их возраста. Отсутствие инструмента для точного измерения степени их совершенства — ужасная причина не развивать и не развивать их способности, независимо от дисциплины.

Сама его «-ность»

В конце концов, парадигма одаренного ребенка никуда не денется, несмотря на ее слабости; в конце концов, «-ность» в «одаренности» обозначает постоянное состояние бытия, а не вторичную или временную характеристику.

С положительной стороны, однако, то, что парадигма одаренного ребенка настаивает на сугубо личной природе одаренности, действительно указывает на необходимость адаптации образовательных вмешательств к отдельным детям, результат, который многие педагоги и родители считают идеальным. Кроме того, он включает в себя идею о том, что когнитивные способности не только выражаются академически, но и влияют на социально-эмоциональное развитие детей, и эта позиция звучит правдоподобно как в классе, так и вне его.

Наконец, и, возможно, это наиболее важно, парадигмальное признание одаренности ребенка как центральной, неотъемлемой части его существа тесно связано с тем, во что инстинктивно верят многие педагоги и родители, а сами одаренные дети часто соглашаются: их одаренность является частью кто они такие , а не что они делают .

Ищете больше?

Эта статья — одна из серии статей о парадигмах обучения одаренных. Подпишитесь на наш ежемесячный информационный бюллетень Grey Matters  для будущих публикаций, а также других идей и ресурсов для замечательных детей, которых вы воспитываете и обучаете.

Ссылки

Columbus Group (1991, июль). Неопубликованная стенограмма встречи Columbus Group. Колумбус, Огайо.

Дай, Д.Ю., и Чен, Ф. (2013). Парадигмы образования для одаренных: руководство по теоретическим и практическим исследованиям . Вако, Техас: Prufrock Press.

Дай, Д.Ю. (2005). Редукционизм против эмерджентизма: основа для понимания концепций одаренности. Roeper Review 27 , 144-151.

Дай, Д.Ю., и Чен, Ф. (2013). Три парадигмы образования для одаренных: в поисках концептуальной ясности в исследованиях и практике. Одаренный ребенок Ежеквартально 57 : 3, 151-168.

Puryear, JS (2015). Парадигмы одаренного образования и почему они важны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *