Что такое олигофрения: виды, причины, симптомы
Психология как наука на протяжении веков основывалась на изучении поведения человека. В настоящее время появились новые болезни и отклонения, которые изменяют физиологию каждого человека; благодаря этой дисциплине, с помощью наблюдений и специальных методов, удалось описать болезнь под названием олигофрения, которая характеризуется аннулированием развития интеллекта человека и влечет за собой ряд факторов.
Состояние, при котором развитие психики является незавершенным или останавливается – называется олигофрения. Оно характеризуется субнормальным интеллектом и трудностями в процессе обучения и варьируется в зависимости от тяжести состояния.
Олигофрения может быть наследственной, врожденной или приобретенной.
Общие сведения
Олигофрения — это психическая недостаточность. По мнению экспертов, этот термин происходит от греческого слова, которое переводится на русский язык как «маленький ум».
Умственная отсталость или олигофрения затрагивает очень небольшое количество населения мира (примерно от 1% до 3%).
Олигофренический синдром — это название, которое несколько десятилетий назад использовалось для описания патологии, характеризующейся серьезной недостаточностью в психической сфере, возникающей в результате прекращения развития и прогресса интеллекта на внутриутробном этапе или в первые годы жизни (в настоящее время речь идет о возрасте до 18 лет).
Слово олигофрения имеет греческое происхождение: «oligo» = немного, «phren» = разум, «ia» = качество. То есть: качество маленького ума или интеллекта. Циничный термин «олигофрения» является синонимом умственной отсталости, слабоумия, гипофрении и ноастении. Это относится к тому факту, что у человека, который страдает от него, общее интеллектуальное функционирование ниже нормального из-за врожденных или ранних причин. Считается, что олигофрения или умственная отсталость имеет место, когда IQ (интеллектуальный коэффициент) — меньше 70.
Для большего понимания определены 4 степени умственной отсталости:
Олигофрения мешает человеку развиваться рационально, интеллектуально и эмоционально в соответствии с тем, что ожидается для его возраста. Олигофренику может быть 40 лет, но он рационирует или думает как маленький ребенок. Это патология, которая влияет на нормальное развитие мозга человека, который ею страдает.
Чем олигофрения отличается от умственной отсталости?
Есть специалисты, которые различают понятия олигофрении и умственной отсталости. Таким образом, они ограничивают использование понятия олигофрении умственной отсталостью, возникающей по патологическим или физическим причинам (не говоря уже об умственной отсталости, развившейся при отсутствии стимуляции).
Термин «умственная отсталость» означает «нестандартное интеллектуальное функционирование, проявляющееся дефицитом адаптации и проявляющееся в период развития (до 18 лет)». Это определение, взятое из Американской ассоциации умственной отсталости, дает нам динамическое представление о расстройстве.
Умственная отсталость или в настоящее время, описываемая как когнитивный дефицит, характеризуется отсутствием стимулов вследствие дефицита в центральной нервной системе, то есть генетического происхождения.
В этом смысле надо сказать, что олигофрения имеет органический корень, который может быть генетическим, перинатальным или постнатальным.
В отличие от олигофрении, для умственной отсталости характерны полиорганные нарушения различного генеза, такие как:
Причины и классификация олигофрении
Олигофрения охватывает широкую группу больных, личностные ограничения которых в основном обусловлены тем, что их интеллектуальные возможности недостаточно развиты, чтобы справляться с потребностями окружающей среды и, таким образом, иметь возможность наладить самостоятельное социальное существование.
В основном это компромисс с развитием мозга, болезнь или травма головного мозга, возникающая во время или сразу после рождения, или являющаяся следствием дефицита созревания из-за того, что средовые стимулы из семейных, социальных источников или культурных недостаточно для его стимуляции. Это проявляется как инвалидность или ограничение, как психологическое, так и социальное, и обычно обнаруживается в детстве.
Олигофрения может сопровождаться любым другим соматическим или психическим расстройством. Фактически больные олигофренией могут страдать всем спектром психических расстройств, причем их распространенность как минимум в три-четыре раза выше, чем в общей популяции. Также важно отметить, что такие люди подвергаются большему риску подвергнуться физической и сексуальной эксплуатации или жестокому обращению.
Адаптивные модели, биомедицинская и социокультурная, представляют собой два основных подхода к концептуальному определению умственной отсталости. Сторонники первой модели настаивают на фундаментальных изменениях в мозге как на первичном условии для постановки диагноза. Сторонники второго подхода придают большее значение социальному функционированию и общей адаптации к принятым нормам.
Этиология олигофрении считается многофакторной, и сочетание различных этиологических факторов определяет большое разнообразие клинических проявлений. Принято считать, что примерно в 30-40% этих случаев, обследованных на амбулаторном уровне, четкая этиология не может быть определена, несмотря на проведение комплексных обследований.
В остальных случаях основные причинные факторы распределяются следующим образом:
примерно в 50% выявляются наследственные факторы;
у 30% ранние изменения эмбрионального развития;
в 50% соматические расстройства детского возраста;
тогда как влияние окружающей среды и психические расстройства регистрируются в 15-20% случаев.
Все эти факторы не исключают друг друга.
Следуя классификации, причины и синдромы, связанные с олигофренией, можно разделить на:
Теперь рассмотрим причины подробнее
1. Пренатальные факторы
2. Перинатальные факторы
3. Постнатальные факторы:
4. Социокультурные факторы:
Симптомы олигофрении
На олигофрению, как и на умственную отсталость, могут указывать следующие симптомы:
Степени умственной отсталости
Степени или уровни задержки классифицируются следующим образом:
Также называется легкой олигофренией или придурком. Считается, что коэффициент интеллекта (IQ) от 50 до 69 соответствует легкой умственной отсталости. Это больные, которые поздно усваивают язык, хотя способны вести беседу и, следовательно, выражаться в быту. Большая часть достигает самостоятельности в уходе за собой (прием пищи, умывание, одевание и управление своими сфинктерами). Наибольшие трудности возникают в школьной деятельности, особенно в чтении и письме. Они могут выполнять практические задачи, чаще полуквалифицированную ручную работу.
Когда отсталость сопровождается выраженной эмоциональной или социальной незрелостью, могут возникнуть трудности с выполнением требований брака или воспитания детей, а также с адаптацией к культуре.
Органическую этиологию можно распознать только у меньшинства пораженных взрослых.
Также называется имбецильностью или умеренной олигофренией. Пациенты с умеренной умственной отсталостью демонстрируют медленное развитие понимания и использования языка, обладая ограниченным мастерством в этой области. Успеваемость в школе ограничена, и они изучают только основы чтения, письма и счета. Им трудно ухаживать за собой. Их двигательные функции плохие, и они нуждаются в постоянном наблюдении.
Считается, что коэффициент интеллекта (IQ) от 35 до 49 соответствует умеренной умственной отсталости. На работе они выполняют практичные и простые задачи, если они тщательно структурированы и должным образом контролируются. Во взрослом возрасте им трудно вести вполне самостоятельную социальную жизнь.
Однако многие из них физически активны, с полным диапазоном движений.
Уровень развития языка различен: от умения участвовать в простом разговоре, до овладения языком только для повседневной жизни. Есть пациенты, которые никогда не учатся использовать язык и используют мануальные жесты, чтобы компенсировать нехватку слов. В большинстве случаев выявляют органическую этиологию.
Часто встречаются аутизм или нарушения развития, а также эпилепсия, неврологический дефицит и соматические расстройства.
В психиатрической литературе имеется немало случаев умственной отсталости с потрясающей памятью, особенно на числа. Так обстоит дело с мальчиком по имени Инауди, который в 6 лет вызывал восхищение своими умственными расчетами и в 12 лет изучался Брока, когда еще не научился читать. Он мог легко повторить 30 чисел вперед и назад, просто взглянув на них один раз. А однажды повторил целых 400 чисел. Другой пример — это случай умственно отсталого человека, который, прочитав газету, закрыл глаза и повторил ее целиком. Или случай умственно отсталого человека, который, услышав проповедь, повторил ее дословно, но не понимая ее смысла.
Также называется тяжелой олигофренией. Считается, что коэффициент интеллекта (IQ) от 20 до 34 соответствует тяжелой умственной отсталости.
Больной с тяжелой умственной отсталостью представляет значительно более тяжелую клиническую картину, чем предыдущие. В основном его этиология органическая, связана с другими расстройствами с небольшим уровнем развития речи или без него, обычно требующим косвенного сбора анамнеза. Подавляющее большинство пациентов имеют выраженный двигательный дефицит или наличие других дефицитов, которые клинически свидетельствуют о повреждении или аномалии в развитии центральной нервной системы.
Также называется идиотией, глубокой субнормальностью или глубокой олигофренией. IQ считается ниже 20.
Пациенты этой группы имеют очень ограниченную способность заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и наблюдении. Они не демонстрируют способности понимать инструкции или распознавать их и действовать в соответствии с ними. Их невербальное общение очень примитивно. Они показывают очень ограниченную подвижность или полностью отсутствуют, они не контролируют сфинктеры. Этиология, как правило, органическая. Обычно они сопровождаются серьезными соматическими и неврологическими расстройствами, влияющими на моторику, а также эпилепсией или нарушениями зрения и слуха. Часто встречается атипичный аутизм, особенно у тех, кто способен ходить, а также наличие распространенных нарушений развития в наиболее тяжелых их формах.
Диагностические критерии
Диагностика умственной отсталости, какой бы ни была ее степень, должна проводиться очень тщательно и опытным специалистом. Неправильный диагноз может нанести непоправимый ущерб будущему ребенка, а также семейным и социальным предрассудкам.
Следует использовать следующие процедуры:
Дифференциальный диагноз
Различные заболевания могут имитировать умственную отсталость. Дети из семей, которые обеспечивают недостаточную стимуляцию развития, могут демонстрировать моторные и умственные задержки, которые обратимы, если в раннем детстве им предоставлена обогащенная и стимулирующая среда.
Различные нарушения, особенно глухота и слепота (например, Хелен Келлер, слепая и глухонемая, известная своим интеллектом и волей), могут симулировать умственную отсталость.
Однако необходимо провести дифференциальное диагностирование, которые могут выявить
Лечение и реабилитация при олигофрении
У медицины нет средств, чтобы вылечить больного олигофренией (умственно отсталого). Терапевтический успех заключается, по сути, в ранней диагностике.
Для лечения олигофрении важна хорошая реабилитация, проводимая специализированным персоналом.
Хотя олигофрения неизлечима, что можно и нужно сделать, так это подготовить пациента к адаптации к соответствующим условиям жизни и работы в соответствии с его способностями. Для такой адаптации олигофрену должна быть предоставлена подходящая среда. Общество, родственники и т.д. должны действовать и сотрудничать в этом.
Необходимо предотвратить и разработать комплексную терапевтическую программу, которая попытается обуздать различные факторы, имеющие значение в каждом конкретном случае.
Это может быть:
Терапевтический подход должен быть многомерным.
Все знания направлены на усиление критерия достижения максимально возможной профилактики олигофрении и умственной отсталости. Считается, что их можно предотвратить в 30% случаев.
В целом профилактика должна учитывать:
При олигофрении, как и при всех необратимых нарушениях, лучшее лечение — это профилактика. Наблюдение до и во время беременности является необходимой мерой предупреждения будущих олигофренических родов.
Следует отметить, что любой, кто хвастается тем, что «реабилитировал» олигофрена, тот вмешался в жизнь человека с неправильным диагнозом. Потому что олигофрения — это перманентное (постоянное) состояние, которое можно лечить, но только для того, чтобы улучшить качество жизни пациента.
Олигофрения не является патологией, которую можно вылечить, поскольку больной демонстрирует развитие ниже того уровня, который считается нормальными умственными способностями. Лечение требует вмешательства специализированного персонала (терапевтов, психологов и т.д.), чтобы обеспечить адаптацию пациента к соответствующим условиям выживания при незаменимой помощи общества и членов семьи. Понимание, терпение и ласка необходимы для здоровья таких людей.
Все болезненные состояния, связанные с необратимым поражением структур головного мозга ребенка в период эмбрионального и постэмбрионального развития и последующим умственным недоразвитием и различными психическими проблемами, объединяются в понятие деменция или олигофрения у детей.
Олигофренией у детей страдает 2-3% всего населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.
Наиболее частые причины умственной отсталости у детей, связанные с наследственными нарушениями обмена веществ: Дефицит йода (неонатальный гипертиреоз), нарушение метаболизма незаменимой аминокислоты фенилаланина (фенилпировиноградная умственная отсталость), недостаточность расщепления фермента аргинина (гипераргининемия), недостаточность лизосомального фермента трипептидилпептидазы (нейрональный цероидный липофусциноз) и др.
Олигофрения у детей раннего возраста может развиться в результате бактериального и вирусного поражения головного мозга кишечной палочкой, листерией палочки, гемофильной палочкой, возбудителем пневмонии, менингококковым энцефалитом при менингите или энцефалите.
Прогноз олигофрении у детей – пожизненная неполноценность интеллекта в разной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительная имбецильность) и глубокой олигофрении (идиотии) наступает инвалидность, при которой может потребоваться нахождение в специализированных лечебных учреждениях.
Если есть что-то, что объединяет детей и взрослых с умственной отсталостью, так это то, что они разные. Эти обстоятельства делают их социально «исключительными».
Семьи часто чрезмерно оберегают этих детей и не дают им возможности испытать и решить свои собственные потребности, создавая размытый образ сострадания и печали и мешая им расти и взрослеть благодаря пробам и ошибкам в опыте самостоятельной жизни.
Такие дети не готовы к положительному разочарованию, которое ведет к росту, отчуждению и незрелости семейных отношений, которые необходимо исправить.
Короче говоря, согласно Фридману, «олигофрению и умственную отсталость можно рассматривать как медицинскую, психологическую или образовательную проблему, хотя в конечном счете это, по сути, социальная проблема».
Умственная отсталость (олигофрении)
Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
Умственная отсталость (олигофрении) является группой заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие. В первую очередь это проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, непрогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств — эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.
Олигофреническое слабоумие отличается от слабоумия вследствие приобретенных в зрелом или пожилом возрасте органических заболеваний головного мозга. При последних происходит распад уже имевшихся психических свойств, а при олигофрении эти свойства не развиваются.
В первую очередь это относится к наиболее поздним в филогенетическом отношении проявлениям психической деятельности. Так, для олигофренов характерно недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Эта особенность олигофренического мышления различно выражена у разных больных и прямо связана с глубиной слабоумия.
В настоящее время в МКБ-10 вместо термина «олигофрения» употребляется понятие «умственной отсталости». По степени выраженности выделяют легкую умственную отсталость, умеренную умственную отсталость, тяжелую умственную отсталость и глубокую умственную отсталость. В легкую умственную отсталость включаются дебильность, легкая олигофрения, легкая умственная субнормальность и малоумие. Умеренная умственная отсталость включает имбецильность, умеренную умственную субнормальность и умеренную олигофрению; тяжелая умственная отсталость — тяжелую умственную субнормальность и тяжелую олигофрению; глубокая умственная отсталость — идиотию, глубокую умственную субнормальность и глубокую олигофрению. Для каждой категории умственной отсталости определены достаточно четкие диагностические критерии, включающие в себя и показатели интеллектуального коэффициента: для легкой умственной отсталости он равен 50—69, для умеренной умственной отсталости —35—49, для тяжелой умственной отсталости — 20— 34 и для глубокой умственной отсталости — ниже 20.
Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Выбранная диагностическая категория должна основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности, определяться по стандартизированным методикам, для которых установлены местные культуральные нормы. Выбранные методики должны быть адекватными уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Обязательно должны использоваться и шкалы социальной зрелости и адаптации; для этого могут быть использованы сведения, полученные при расспросе родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, знающих способности индивидуума в повседневной жизни.
При невыполнении стандартизированных процедур обследования диагноз должен устанавливаться лишь как временный.
Указано, что определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.
Обычно объектом патопсихологического исследования оказываются дебилы. Идиоты специальным патопсихологическим исследованиям, как правило, не подвергаются. В последние годы, в связи с созданием классов для обучения имбецилов, они стали подвергаться активным патопсихологическим исследованиям.
При обследовании дебилов важно не только установить факт интеллектуального недоразвития, но и определить глубину его. Особенно часто этого требуют вопросы судебно-психиатрической и военной экспертизы.
Мышление олигофренов характеризуется недостаточностью уровня процессов обобщения и отвлечения. Суждения больных при решении экспериментальных заданий носят конкретно-ситуационный характер. Они не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, то есть недостаточным оказывается абстрагирование, возможность образования новых понятий.
Эти особенности олигофренического мышления явственно выделяются при исследовании рядом методик, особенно — классификации. В одну группу объединяются предметы, которые в представлении больного связаны с определенной, конкретной ситуацией. Так, легко объединяются в одну группу предметы мебели, но нередко к ним обследуемые относят и чернильницу («она на столе стоит»), книгу («раз этажерка здесь, значит, и книгу сюда надо
»). Крайне трудно для дебилов образование групп по более абстрактным признакам, например, выделение измерительных приборов. Еще более трудным представляется следующий этап классификации, требующий объединения ряда групп в более крупные, собирательные, когда приходится объединить отдельно живые существа, отдельно — растения, отдельно — неживые предметы. Обследуемые в этих случаях считают невозможным объединение в одну группу мебели, транспорта и инструментов, не понимают, как можно объединить вместе животных и людей.Аналогичные данные получают при исследовании методикой исключения. Здесь также решения заданий носят конкретный характер, опираются на выделение часто второстепенных, ситуационных связей. Так, объединяются в одну группу портфель, чемодан и книга («книгу можно носить в портфеле и чемодане», «школьники пользуются либо портфелями, либо чемоданами — носят в них учебники»). Некоторые задания вообще представляются обследуемым невыполнимыми. Так, о весах, очках, термометре и часах испытуемые говорят, что они все разные и среди них нельзя выделить три предмета, имеющие что-то общее.
Недостаточность уровня процессов обобщения и отвлечения у дебилов в эксперименте выявляется при исследовании возможности определения понятий. Как правило, определение понятий проводится многословно, на основе второстепенных, несущественных признаков. Так, определяя понятие «стол», больные характеризуют его по материалу, из которого он сделан, по наличию четырех ножек, в лучшем случае по предназначению («чтоб кушать или писать»), но никогда не указывают его родовых признаков.
Характерные данные получают обычно при обследовании дебилов методикой сравнения понятий. Если различие между понятиями обследуемому еще удается установить (по внешним малосущественным признакам), то общее между ними они выделить не могут.
Например, больной Ш., уравнивая стол и стул, говорит: «Нет ничего между ними общего, это разные вещи. А разница в том, что стол большой, а стул маленький. На стуле сидят, на столе пишут». При сравнении лошади и собаки: «Не знаю, что между ними общего. Лошадь кушает сено и на ней ездят, а собака ест мясо и на ней не ездят».
При сравнении дождя и снега:
«Что же общего? Это разные вещи. Дождь льет как из ведра, а снег пухом белым летит».
При исследовании методикой исключения дебилы также легко выполняют задания, если инструкция предусматривает исключить один, отличный от других, предмет, чем при необходимости указать три предмета, имеющих между собой что-то общее.
С. И. Храмцова (1965), проводившая исследования методикой сравнения понятия у детей-олигофренов, обнаружила у них, помимо неспособности выделить главные черты понятий и соотнести их с обобщающим понятием, следующее: сравнение проводится по несоответствующим признакам: лыжи — коньки («Коньки острые, а лыжи деревянные»), недостаточно полное представление о вещах, измышления, свидетельствующие о скудости сведений: лошадь — корова («Лошадь бегает, а корова мычит. Корова дает молоко, а лошадь сено. Корова пасется, а лошадь нет»).
У дебилов значительно затруднено формирование искусственных понятий. Так, при исследовании по методике А. Ф. Говорковой (1962) они могут отдельно выделить признаки, на основе которых формируется искусственное понятие, — форму, цвет. Но объединить оба эти признака и на этой основе выделить искусственное понятие они не могут. Такие же затруднения испытывают обследуемые олигофрены при классификации цветных фигур. Они проводят классификацию по отдельным признакам — форме, цвету и (с несколько большими затруднениями) величине, но провести классификацию по двум признакам (например, по форме и цвету) они не могут, так как для этого надо объединить два признака и игнорировать третий.
При необходимости выделения существенных признаков дебилы нередко в качестве их выделяют второстепенные, необязательные. В ряде заданий решение обусловлено привычными ассоциациями: деление — класс, игра — карты.
Ошибки при образовании аналогий у дебилов обусловлены не только трудностью установления логических отношений, но и известной инертностью психических процессов: последующее задание больной пытается решить по принципу предыдущей аналогии.
Образование пиктограмм оказывается возможным лишь при конкретном характере называемого для запоминания слова («вкусный ужин», «тяжелая работа»). Крайне трудными для опосредования являются абстрактные понятия («
У дебилов отмечается нарушение понимания переносного смысла пословиц и метафор. Иногда, наряду с пословицами и метафорами, переносного смысла которых больной обследуемый не понимает, могут быть отдельные, доступные ему, пословицы. Это определяется в значительной мере меньшей степенью их абстрактности и прежним опытом больного.
Иногда дебил, даже понимая переносный смысл пословицы, не соглашается с ней, так как возможны отдельные ситуации, как бы опровергающие пословицу. Отвлечение от этих конкретных ситуаций для олигофренов крайне затруднительно.
Споря со смыслом пословицы, обследуемые дебилы в ряде случаев обнаруживают проявления своеобразного «пустого» резонерства. Его характеризует выраженная претенциозно-оценочная позиция обследуемого, стремление поучать при крайне скудном запасе знаний, ригидная личностная установка. Такое резонерство является компенсаторным, цель его — утверждение своего престижа в глазах окружающих.
При предъявлении обследуемому пословицы недостаточно фиксировать в протоколе непонимание им ее переносного смысла. Следует обязательно убедиться, что это не обусловлено затруднениями в формулировании дебилом своей мысли. С этой целью проверяется, насколько смысл пословицы оказывается доступным обследуемому при воссоздании определенного контекста, конкретной ситуации. Этот прием полезен при установлении степени дебильности.
Иногда дебилы не могут объяснить переносный смысл пословиц, но правильно подбирают к ним фразы из числа предъявленных исследующим. В этом варианте исследования фразы, которые больной должен отнести к соответствующим пословицам, служат как бы подсказкой, облегчают его задачу. Обнаружение этого явления свидетельствует о том, что перед нами больной с умеренной, чаще легкой степенью дебильности, поскольку при выраженной дебильности этот вариант методики оказывается для больных более трудным, чем просто объяснение значения пословицы.
Для дебилов затруднено понимание смысла рассказов сюжетных рисунков. При глубокой дебильности больные вовсе не понимают их смысла, при легкой степени — поверхностно пересказывают рассказ или описываемый рисунок, не проникая в заключенный в нем смысл.
Так, больной В. после подробного, близкого к тексту, пересказа «Колумбова яйца» заявляет:
«Ничего особенного здесь нет. Он хотел доказать, что яйцо может стоять на столе, на плоской поверхности».
Еще более трудным для дебилов оказывается установление последовательности событий по серии рисунков. При глубокой дебильности обследуемые не в состоянии установить развитие сюжета даже по весьма несложной серии рисунков.
Они раскладывают рисунки в случайном порядке и описывают каждый отдельно. Причем описание нередко сводится к простому перечислению деталей. Иногда обследуемые в общих чертах улавливают сюжет, но отдельные рисунки они помещают неправильно. Так, поняв, что на рисунках изображено бегство мальчика от волков, обследуемый первый рисунок помещает в конце серии: «Мальчика сняли с дерева, волков прогнали и он опять пошел в школу». Разумеется, при легкой степени дебильности такие задания испытуемым выполняются без особого труда, но уже некоторое усложнение выявляет их несостоятельность. Явственно обнаруживается несостоятельность таких больных при предъявлении серий рисунков Бидструпа, особенно когда последний рисунок серии объясняет смысл предыдущих. Дебилам не удается такого рода ретроспективный перенос. Вот как описывается дебилом одна из серий рисунков:
«Идет мужчина. Там коровы пасутся. Дерево стоит. Солнышко ярко светит. Вдалеке дома виднеются. Ему жарко стало. Повесил он на дерево пиджак и шляпу. Разул ботинки и лег спать. Что-то хорошее ему снилось. Он спит и смеется-смеется. А потом проснулся. А потом к нему корова подошла и стала лизать ему ноги — он ведь был босиком».
Этот же больной следующим образом передает содержание серии рисунков Бидструпа «Индивидуальность»:
«Идет мужчина. Как будто на работу. Навстречу ему идут трое мужчин. А вот он уже пришел с работы домой, заросший. Стоит около умывальника и смотрит в зеркало. Через некоторое время у него выросла борода, и, когда он с ней пришел на работу, все сотрудники удивлялись и смеялись. А потом они все начали отращивать бороды и усы. Он, наверно, сказал, что такая мода пошла. Потом он побрился, постригся. Захотелось ему так. А все смотрят на него, удивляются: «Чего он сбрил бороду?» И тогда удивлялись, когда он отпустил бороду, и сейчас удивляются».
Крайне обстоятельно пересказывая отдельные рисунки, обследуемый все же не уловил основного — желание изображаемого на них человека быть оригинальным.
Чем глубже выражена дебильность, тем беднее оказывается лексикон больного. Однако имеются описания дебилов, оперирующих при довольно быстром темпе речи кажущимся относительно большим словарным запасом. Анализ речевой продукции показывает, что за многословием этих больных скрывается в самом деле довольно бедный словарный запас — речь их изобилует штампами, часто неверно употребляются слова («пустая словесная абстракция», по Г. Я. Трошину). Это легко установить исследованием по методике подбора антонимов, когда проверяется не только словарный запас, но и соответствие слов определенному содержанию.
О некоторых особенностях личности олигофренов позволяют судить исследования уровня притязаний. Обычно у здоровых обследуемых на выбор последующего задания влияет успех или неудача в решении выполняемого в настоящее время. У олигофренов такая самооценка в процессе исследования не вырабатывается. Они совершенно бездумно берут попавшуюся под руку карточку и не проявляют какой-либо эмоциональной реакции на неудачу в выполнении задания. У олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень притязаний вырабатывается к концу исследования: вначале они совершенно не соотносят выбор сложности последующего задания с успехом или неудачей в решении настоящего задания и лишь в конце опыта начинают при успехе брать более трудные, а при неудаче — более легкие задания.
Нередко у олигофренов оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом. В пробе на запоминание такой больной называет, например, 4 слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. После этого больной называет уже другие 4 слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.
При выраженной дебильности восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок дебилам трудно уловить целостное содержание, и поэтому они перечисляют отдельные детали рисунка.
Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти. Подтверждением этого служат данные, получаемые при исследовании дебилов методикой заучивания 10 слов. Представляет интерес соотношение между механической и логической памятью. При легкой дебильности нет существенной разницы между показателями, характеризующими оба вида памяти.
Зато при выраженной дебильности механическая память страдает меньше. Глубоким дебилам опосредованное заучивание представляется очень трудным, а пробы на ассоциативную память даются труднее, чем заучивание 10 слов; ассоциации в парах слов этими больными не улавливаются, и поэтому задание оказывается для них большим по объему (содержит 20 слов). Эта методика может быть использована в тех случаях, когда надо решить вопрос о глубине интеллектуально-мнестической недостаточности, что имеет большое практическое значение, в первую очередь для экспертизы. Решается этот вопрос лишь при всестороннем исследовании с привлечением как можно большего числа методик. Кроме того, различные методики с этой целью должны использоваться в нескольких вариантах — от более легких к более трудным.
Существенное значение приобретает попытка исследующего корригировать суждения обследуемого. Возможность коррекции свидетельствует о более легкой степени дебильности.
В этом плане может оказаться полезным исследование по методике обучающего эксперимента, при котором внимание патопсихолога направлено в основном на определение эффективности подсказки в процессе исследования. В основе исследования лежит положение Л. С. Выготского (1934) о зоне ближайшего развития, характеризующей возможности умственного развития ребенка и определяющейся переходом от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он в состоянии выполнить с помощью обследующего. В сущности, исследование уровня обобщения и отвлечения с помощью большинства патопсихологических методик содержит элементы обучающего эксперимента.
Возможность перенесения обследуемым уже усвоенного опыта на выполнение аналогичных заданий приобретает особое значение в установлении степени выраженности дебильности. Возможность перенесения усвоенного опыта определяется с помощью самых различных методик.
Например, обследуемому предлагается сравнить понятие «стул» и «стол». При этом обнаруживается, что он не может сам определить их сходство. Исследующий подсказывает ему, что сравниваемые понятия являются предметами мебели. Сама подсказка здесь может носить многоступенчатый характер: вначале менее конкретный, и лишь при безуспешности ее обследующий спрашивает больного, в каких магазинах продаются сравниваемые предметы. Таким образом, обследуемому объясняется принцип нахождения общего между парой понятий. На следующем этапе исследования обследуемому предлагают для сравнения понятия «платье» и «пальто». Подсказка при этом носит такой характер: «Что общего между ними? Это тоже предметы мебели?». В последующем пары понятий объединяются по более абстрактному признаку (осадки, времена года, части суток). Таким образом, определяется, насколько обследуемый обучаем в ситуации исследования и способен к абстрагированию.
Для патопсихологической диагностики дебильности нельзя ограничиваться вербальными методиками, особенно связанными с уровнем общеобразовательных знаний. При таком проведении исследования за дебильность можно принять случаи педагогической запущенности. Исследование обязательно должно включать невербальные методики, в значительно меньшей мере опирающиеся на общеобразовательную подготовку обследуемого (кубики Кооса, субтесты «цифровые символы», «недостающие детали», «сложение фигур» по Векслеру, проба на комбинаторику А. Н. Бернштейна).
В. И. Лубовский (1981), подчеркивая известную неопределенность и противоречивость в понимании различными исследователями понятия «невербальные методики», склонен относить к ним в соответствии с точкой зрения A. Anastasi (1961) тесты деятельности и тесты, не требующие чтения, хотя их использование включает общение обследуемого с экспериментатором и словесную инструкцию. Понимая таким образом невербальные методики, B. И. Лубовский анализирует данные экспериментальных исследований, проведенных Г. Б. Шаумаровым (1980). С помощью детского варианта теста Векслера в адаптации А. Ю. Панасюка (1977) проведено исследование у 2 групп детей — с задержкой психического развития и умственно отсталых. В дифференциальной диагностике наиболее значимыми оказались именно невербальные субтесты шкалы Векслера. Сопоставлению результатов по вербальным и невербальным субтестам у обследуемых обеих групп автор придает не только диагностическое, но и прогностическое значение. Дифференциально-диагностическое и прогностическое значение невербальных заданий, по В. И. Лубовскому, можно усилить применением однотипных заданий разной сложности, что позволило бы учитывать помощь исследующего, подсказку. Следовательно, речь идет о введении в эти невербальные задания принципа обучающего эксперимента.
Л. 3. Захарченко (1987) при исследовании с помощью методики WAIS 168 юношей в возрасте старше шестнадцати лет, проходивших стационарную экспертизу на предмет определения сохранности социально-трудовой адаптации, установлено, что для разграничения групп здоровых лиц и обследуемых с пограничной умственной отсталостью, а также лиц с пограничной умственной отсталостью и легкой степенью дебильности наибольшее диагностическое значение имеют особенности выполнения ими субтеста «Недостающие детали», предполагающего понимание и выявление отсутствующей детали в предлагаемой картинке. В основе такого умения существенное значение имеет собственный жизненный опыт испытуемого, его знания, способность к аналитико-синтетической деятельности. По мере нарастания степени умственного недоразвития увеличивается общее количество неправильных ответов, появляется большое количество «замещающих» (дается ошибочный ответ), «отрицающих» («не знаю»), «псевдо-утверждающих» («все есть» недостающих деталей в предлагаемом изображении обследуемый «не видит») ответов и ответов умолчанием («немых ответов» — словесная реакция отсутствует).
Обнаружение умственной отсталости может играть роль не только в экспертной практике, но и при решении вопросов психиатрической дифференциальной диагностики.
Больной К., 37 лет, поступил в психиатрический стационар в связи с возникшим у него вербальным галлюцинозом и с предположительным диагнозом шизофрении. Галлюцинации прошли уже на второй день, однако рассудительное отношение к ним отсутствовало. Больной рассказывал о них с недоумением и отмечал, что они были приятны ему — успокаивали, утешали. При расспросе удалось выяснить, что появлению обманов слуха предшествовала психогения, больной волновался из-за того, что его подросток-сын не пришел ночевать домой. При патопсихологическом исследовании характерные для шизофрении расстройства мышления и аффективно-личностной сферы не были обнаружены, но были отмечены легкая недостаточность памяти, неустойчивость активного внимания, повышенная внушаемость, явления умеренно выраженной недостаточности уровня обобщения и отвлечения с тенденцией к конкретности суждений, излишней обстоятельности. При сравнении понятий недостаточность синтеза превалировала над слабостью анализа, до известной степени обследуемый обнаруживал способность воспринимать подсказку, был обучаем. При исследовании с помощью кубиков Кооса выявлялась недостаточность конструктивного мышления.
Полученные при патопсихологическом исследовании данные объяснили своеобразие протекания психогенной реакции, почвой для которой послужила нерезко выраженная дебильность.
Олигофрения — Оксфордский справочник
Показать сводную информацию
- Публикация информации
- Предисловие
- Консультативные редакторы
- Иллюстрация Благодарности
- Общие благодарности
- Греческий алфавит
- Фобии и фобические раздражители
- Сокращения и символы
- веб ссылки
- Основные источники
- Источник:
- Психологический словарь
- Автор(ы):
Эндрю М.
Колман
Старомодный термин для обозначения умственной отсталости. См. также фенилпировиноградная олигофрения. [От греческого oligos маленький или немногочисленный + phren разум, изначально живот, предполагаемое местопребывание души + … …
Для доступа к полному содержанию Oxford Reference требуется подписка или покупка. Публичные пользователи могут выполнять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы без подписки.
Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому контенту.
Если вы приобрели печатное издание, содержащее токен доступа, см. токен для получения информации о том, как зарегистрировать свой код.
Если у вас есть вопросы о доступе или устранении неполадок, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами, а если вы не найдете там ответа, свяжитесь с нами.
Психические расстройства и психические заболевания
Психические расстройства и психические заболевания- Состояния
- Избранные
- Addictions
- Anxiety Disorder
- ADHD
- Bipolar Disorder
- Depression
- PTSD
- Schizophrenia
- Articles
- Adjustment Disorder
- Agoraphobia
- Borderline Personality Disorder
- Childhood ADHD
- Dissociative Identity Disorder
- Нарциссическое расстройство личности
- Нарколепсия
- Оппозиционно-вызывающее расстройство
- Panic Attack
- Postpartum Depression
- Schizoaffective Disorder
- Seasonal Affective Disorder
- Sex Addiction
- Specific Phobias
- Teenage Depression
- Trauma
- Избранные
- Discover
- Wellness Topics
- Black Mental Health
- Горе
- Эмоциональное здоровье
- Секс и отношения
- Травма
- Понимание терапии
- На рабочем месте психическое здоровье
- Оригинальная серия
- My Life с OCD
- Хроники лиц, лицейных лиц,
- Эмпатия на работе
- Секс, любовь и все вышеперечисленные
- . События
- Новости психического здоровья
- COVID-19
- Live Town Hall: психическое здоровье в центре внимания
- Подкасты
- Inside Mental Health
- Внутри шизофрения
- Внутри биполярный
- Викторины
- Условия
- Симптомы СДВГ Quiz
- Симптомы Autism Persisming
- Bipoliz Disord.
- Тест на СДВГ в детстве
- Тест на симптомы депрессии
- Тест на расстройство пищевого поведения
- Тест на симптомы нарцисса
- Тест на симптомы ОКР
- Тест на психопатию
- Тест на симптомы посттравматического стрессового расстройства
- Тест на шизофрению
- Образ жизни
- Тест на стиль привязанности
- Тест на карьеру
- Тест на домашнее насилие
- Тест на эмоциональный тип
- Тест на одиночество
- Тест на стиль воспитания
- Тест личности
- Тест на отношения
- Тест на стресс
6
- ?
- Условия
- Wellness Topics
- Resources
- Treatment & Support
- Find Support
- Suicide Prevention
- Drugs & Medications
- Find a Therapist
- Treatment & Support
Depression in Winter Months: How to Cope with the January Синдром
Если вы узнаете, почему возникает январская хандра, это может помочь вам справиться с этим.
Почему перемены — единственная константа и как их принять
Адаптация к изменениям может улучшить ваше психическое здоровье и самочувствие.
9 Польза дружбы для здоровья
Создание и поддержание дружеских отношений может улучшить ваше общее самочувствие.
Как практиковать СТОП Внимательность
Узнавайте, как ежедневно применять эту четырехступенчатую технику.
Психические расстройства
Просмотреть всеСамые популярные
6 способов жить настоящей жизнью
Узнайте, что значит жить настоящей жизнью и как это может принести пользу вашему психическому здоровью.
Что такое моральный компас и как его найти
Узнайте, как следовать своему моральному компасу.
9 лучших доступных вариантов терапии на 2023 год
Онлайн-терапия часто стоит меньше, чем очные услуги. Доступные варианты здесь.
Тест на выгорание: выгорел ли я?
Этот тест поможет вам определить общие признаки эмоционального выгорания.
Готовы начать терапию? Наш ресурс «Найти терапевта» может помочь.
Избранные истории
Распространенные причины, по которым вы всегда можете опаздывать
Психические расстройства, такие как СДВГ, и другие причины связаны с хроническими опозданиями.
6 способов практиковать благодарность, когда вы чувствуете себя подавленным
Вот 6 способов практиковать благодарность.
Как избавиться от сожалений
Вот 4 совета, которые помогут вам избавиться от сожалений.
9 Различные типы горя
Понимание каждого типа горя может помочь вам справиться с ним.
Блюз понедельника: правда ли это?
Многие люди боятся начала недели, известного как хандра понедельника.
Что такое «энергетический вампир» и как защитить себя
Энергетические вампиры истощают вашу эмоциональную энергию. Вот несколько способов справиться.
Что такое метод Grey Rock и насколько он эффективен?
При правильном использовании метод серого камня может защитить вас от злоупотреблений.
9 способов преодолеть трудности
Вот стратегии, которые помогут вам справиться с трудностями.
Почему я расстроен из-за «Без причины»?
Чувствуешь себя расстроенным, но не знаешь почему? Изменения настроения могут иметь множество скрытых причин.
Важность игры для взрослых
Игра так же важна для взрослых, как и для детей. Вот почему.
5 вещей, о которых нужно помнить, когда вы больше не можете этого выносить
Эти советы помогут вам справиться с трудностями и повысить устойчивость.
Голоса
5 способов принять свое тело и почему это важно
Узнайте о преимуществах позитивного образа тела.
Подкаст: Стрельба в Паркленде Выжившие говорят о движении вперед
Четыре года назад Кай Кербер пережил стрельбу в школе Паркленда. Послушайте его чувства в этом эпизоде подкаста о психическом здоровье.
10 упражнений для исцеления вашего внутреннего ребенка
Упражнения для внутреннего ребенка помогут вам воспитывать и воспитывать своего внутреннего ребенка.
Как прислушиваться к себе
Прислушиваясь к себе, вы можете повысить свою самооценку и осознание.
Подкаст Inside Mental Health
Подкаст: Скатертью дорога после разрыва этот подкаст
Подкаст: Группа защиты прав пациентов делится взглядами пациентов
Генеральный директор Альянса поддержки людей с депрессией и биполярным расстройством (DBSA) делится целями защиты интересов пациентов. Слушайте подкаст Inside Mental Health!
Inside Bipolar Podcast: Должны ли дети знать о любимом человеке…
Должны ли мы говорить детям, что член семьи страдает биполярным расстройством? В этом выпуске подкаста Inside Mental Health рассказывается.
Подкаст: Работающие мамы и забота о себе с Брук Берк
Работающие мамы не могут иметь все это, но эксперт по фитнесу и телеведущая Брук Берк рассказывает, как они могут получить больше в этом подкасте
Подкаст с вопросом, работает ли EMDR (десенсибилизация и переработка движений глаз) при травмах? Послушайте этот эпизод.