Теория оперантного обусловливания Скиннера – каким образом оно происходит
Психология уже много веков пытается исследовать человеческую душу и понять ее порывы и влечения. Но в 20-м веке появились бихевиористы, которые сконцентрировали свое внимание на поведении и заявили, что у людей оно вполне предсказуемо и на него можно влиять.
В этой статье:
Что такое оперантное обусловливаниеОсновная идея СкиннераВиды подкрепленияКритика и вклад теории оперантного обусловливанияОперантное обусловливание поведения СкиннераНовости СМИ2
Что такое оперантное обусловливание
Фото автора Olha Ruskykh: PexelsОперантное обусловливание – это теория, согласно которой на поведение человека влияют не столько внешние обстоятельства окружающей среды, сколько взаимодействие человека с этими обстоятельствами и последствия, которые после этого наступают.
Эта теория была разработана Б.Ф. Скиннером, по мнению которого существует 3 формы поведения:
- безусловно-рефлекторное – это реакция организма, которая не зависит от его сознания. Она основана на безусловных рефлексах: пищевых, защитных и т.д.;
- условно-рефлекторное – она вызвана формированием условного рефлекса и была сформулирована И.П. Павловым;
- оперантное – организм сам активно воздействует на окружающую среду и, в зависимости от тех или иных последствий, вырабатывает определенный способ поведения.
В теории Скиннера, обусловить – значит создать продуманные условия, которые приведут к подкреплению нужного поведения. «Оперантное» от слова «операция», то есть определенное действие.
Классический эксперимент Скиннера
Лучше всего понять суть оперантного обусловливания помогает описание эксперимента, который провел Скиннер. Он посадил крысу в специальный ящик, где была педаль. Стоило на нее нажать, как в ящике появлялась еда.
При хаотичных передвижениях крыса случайно нажала на педаль и у нее появился корм. После нескольких повторов у крысы сформировалась ассоциативная связь: «нажатие на педаль приводит к сытости».
Суть эксперимента в том, что в отличии от собак Павлова, которые никак не влияли на окружающую среду, крысы Скиннера действовали по своему усмотрению. Они понимали, к чему приведет тот или иной их поступок и меняли свое поведение, чтобы получить желаемое.
Основная идея Скиннера
Согласно теории оперантного обусловливания, люди ничем не отличаются от «подопытных» Скиннера.
Если человек несколько раз заходил в ресторан, где его вкусно кормили, у него сформируется ассоциативная связь, и дальше он, при прочих равных, будет выбирать тот же ресторан.
Если ребенок, пробуя леденцы, натыкался на апельсиновый и тот казался ему самым вкусным, после нескольких «проб», он всегда будет выбирать именно апельсиновый. Но если несколько раз подряд наткнется на «плохие», то он изменит свой выбор.
Все человеческое поведение зависит от окружающий среды, прошлого опыта взаимодействия с этой средой, и тех последствий, то есть видов подкреплений, к которым привело то или иное действие.
Оперантное научение
Виды подкрепления
Согласно теории оперантного обусловливания, подкрепление может быть:
- первичным – это жизненно важные потребности, такие как еда, секс, безопасность, отсутствие боли;
- вторичным – деньги, уважение, престиж, внимание, социальное одобрение и т.д.
Например, ребенок получил хорошую оценку и за это родители его похвалили. Это повторяется несколько раз. У него формируется ассоциативная связь: «хорошая отметка приведет к похвале». Ради одобрения родителей, он начнет стремиться получать только хорошие оценки.
Но, чтобы эта теория «работала» нужно соблюдать правила эффективного подкрепления. Одно из них – это постоянство и предсказуемость.
Когда крыса каждый раз после нажатия педали получала еду, ее поведение было стабильным и четко направленным. Но потом Скиннер немного изменил условия. После нажатия педали крыса не всегда получала еду, а через раз.
После этого наступило угасание реакции – ассоциативная связь, которая была когда-то сформирована, разрушилась. Также и с людьми. Если ребенок, принося из школы хорошие оценки, то получает похвалу, то нет – его поведение быстро изменится.
Он поймет, что хорошие оценки ему никак не помогут получить желаемое от родителей, потому что их похвала зависит не от него, а от их настроения, усталости и прочего.
Также и со взрослыми. Если человек, вовремя закончив проект, всегда получает премию, работодатель обретет исполнительного и старательного сотрудника.
Но если премии выплачиваются не постоянно, то работник сделает вывод, что нет особого смысла оставаться по вечерам.
Скиннер выделял 3 вида подкрепления:
- позитивное подкрепление;
- негативное подкрепление;
- наказание.
Позитивное подкрепление
Это последствия, которые вызывают у человека или любого другого существа, позитивные эмоции: радость, удовольствие, а также приятные ощущения, например, сытость, тепло. Это та награда, которую мы получаем за работу.
Негативное подкрепление
Это ситуация, в которой удалось избежать наказания. Например, если ребенку угрожают, что за плохое поведение он лишиться подарков на Новый год. Или сотруднику говорят, что если он сорвет сроки работы, он будет уволен.
Чтобы избежать неприятного наказания, человек ведет себя «хорошо».
Наказание
Это наказание за определенные действия: боль, голод, игнорирование, осуждение, штрафы, лишение премии и так далее. А также, это лишение чего-то приятного за неправильное и нежелательное действие.
В общем все, что вызывает у человека негативные эмоции, и не важно, это ребенок, которого поставили в угол или муж, которому не приготовили ужин.
Что лучше «работает»
Одним из революционных открытий Скиннера было то, что благодаря своим экспериментам он смог доказать – наиболее эффективным является позитивное подкрепление. Именно похвала, премии, награда лучше всего мотивируют человека делать то, что нужно.
На втором месте было негативное подкрепление – желание избежать неудовольствия и наказания тоже повышает эффективность работы.
А вот наказание, как показали эксперименты, не стимулирует правильное поведение. Наоборот, в какой-то момент происходит снижение мотивации. Человек перестает делать то, что от него требуется даже понимая, что будут санкции.
Критика и вклад теории оперантного обусловливания
Теория Скиннера подвергалась критике со стороны таких психологов, как Э. Фромм, С. Пикнер, Н. Хомский. Они считали, что в теории оперантного обусловливания есть существенный недостаток – она не учитывает роль человеческих влечений, чувств, а также логического мышления.
Общественность критиковала Скиннера за то, что суть его теории сводится к тому, как можно манипулировать другим человеком и влиять на его поступки. Многие считали, что Скиннер пренебрегает вопросами морали, этики, человечности и отрицает право на свободу воли.
Несмотря на это Скиннер был признан одни из выдающихся деятелей в области психологии. Его исследования оказали значительное влияние на мир.
Его теории и принципы применяются в сфере мотивации, менеджмента, воспитания. Также они прекрасно помогают развивать навыки общения, избавляться от вредных привычек, тренировать самоконтроль.
Оперантное обусловливание поведения Скиннера
Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения.
Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, нужно знать обстоятельства, стимулирующие нас к действиям. Окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо.
Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился. В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:
- обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
- научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм человека или животного: реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение.
Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия. Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков.
Согласно Скиннеру, существует три вида поведения человека:
- безусловно-рефлекторное;
- условно-рефлекторное;
- оперантное.
Человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем. В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания. Этим он предлагал свое решение современных социальных проблем
Он ратовал за создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции, предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.
Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:
- Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
- Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.
Правила эффективного оперантного обусловливания:
- Простая инструкция.
- Легкое начало.
- Позитивный процесс обучения.
- Регулярная система подкреплений.
- Четкая методичность процесса обучения.
Скиннер описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования:
- с постоянным соотношением;
- с постоянным интервалом;
- с вариативным соотношением;
- с вариативным интервалом.
Особенно важны подкрепляющие стимулы:
- Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.
- Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
- Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.
Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:
- метод проб и ошибок;
- формирование автоматизированной реакции;
- подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).
Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.
Оперантное обусловливание Скиннера
- Details
- Просмотров: 3631
- Предыдущая статья Эксперимент Эдварда Толмена. Когнитивная карта
- Следующая статья Бихевиоризм Джона Уотсона. Классическое обусловливание
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Психолог Берес Фредерик Скиннер (1904-1990) в 1938 году предоставил важный инструмент бихевиоризма, который обеспечил его доминирование в психологии на десятилетия вперед.
Молодой аспирант Гарварда, Б.Ф. Скиннер разработал теорию оперантного обусловливания, которая фокусировалась на усилении поведения путем представления положительных подкреплений, таких как пища или социальное одобрение (или снятие отрицательных подкреплений, таких как шок или социальное неприятие).
Оперантное обусловливание – это влияние последствий поведения на само поведение.
Последствия – это изменения стимулов (изменения в окружающей среде), которые происходят после поведения. Эти последствия влияют на частоту возникновения определенного поведения в будущем.
Например, используя лабораторный прибор – ящик с рычагом (сейчас он носит название ящик Скиннера) – ученый показал, что подкрепление крысы пищей в тот момент, когда она надавливала на рычаг, поддерживало или увеличивало частоту этого действия. Таким образом:
Подкрепление может модифицировать оперантное поведение. Создав определенную систему подкреплений и наказаний, можно контролировать поведение и управлять им.
Как и Уотсон, Скиннер не интересовался изучением психических процесоов, а «сосредоточился исключительно на определении взаимосвязи между стимулами и реакциями» (Skinner, 1938).
Идея о том, что поведение можно понять, изучая отношения стимул-реакция, повлияла на целое поколение психологов и доминировала в психологии в Соединенных Штатах с 1940-х по 1960-е годы. Психологи применяли методы классической и оперантной подготовки для обучения в классе, лечения психических расстройств, тестирования воздействия наркотиков на животных.
На рисунке 1.7 показана временная шкала начальных исследований разума и развития бихевиоризма.
Рис. 1.7. Хронология, показывающая ранние эксперименты по изучению разума в 1800-х годах и события, связанные с ростом бихевиоризма в 1900-х годах.
Далее мы перейдем от этой временной шкалы к 1950-м годам, когда в психологии начали происходить изменения, которые в конечном итоге привели к снижению влияния бихевиоризма.
По материалам E. Bruce Goldstein. Cognitive Psychology.
- Предыдущая статья Эксперимент Эдварда Толмена. Когнитивная карта
- Следующая статья Бихевиоризм Джона Уотсона. Классическое обусловливание
Что такое камера оперантного кондиционирования?
Ящик Скиннера представляет собой камеру, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка.
Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда) или наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует с либо положительное подкрепление, либо наказание.
Ключевые моменты
- Скиннер-бокс, также известный как камера для оперативного кондиционирования, представляет собой лабораторный прибор, используемый для изучения поведения животных в сжатые сроки.
- В основе разработки ящика Скиннера лежала концепция оперантного обусловливания; тип научения, возникающий в результате поведения.
- Ящик Скиннера был ошибочно перепутан с воздушной кроваткой Скиннера, что имело пагубные последствия для Скиннера.
- Комментаторы проводят параллели между ящиком для скинов и современной рекламой и игровым дизайном, ссылаясь на их вызывающие привыкание качества и систематизированные награды.
Содержание
Как это работает?
Ящик Скиннера представляет собой камеру, часто маленькую, которая используется для проведения исследований оперантного обусловливания на животных. Внутри этой камеры обычно есть рычаг или ключ, которым отдельное животное может воспользоваться, чтобы получить источник пищи или воды внутри камеры в качестве подкрепления.
Камера подключена к электронному оборудованию, которое записывает нажатие рычага животного или клевание клавиш, что позволяет проводить точную количественную оценку поведения.
До работ Скиннера, тезки ящика Скиннера, инструментальное обучение обычно изучалось с помощью лабиринта или ящика-головоломки.
Обучение в этих условиях хорошо подходит для изучения отдельных проб или эпизодов поведения, а не непрерывного потока поведения.
Ящик для снятия шкур тем временем был разработан как экспериментальная среда, более подходящая для изучения более естественного поведения животных.
Свойства
Конструкция ящика Скиннера сильно различается в зависимости от типа заключенного в него животного и экспериментальных переменных.
Тем не менее, он включает как минимум один рычаг, стержень или ключ, которым может манипулировать животное. Помимо подкрепления и средства отслеживания, скиннер-бокс может включать в себя другие переменные, такие как свет, звуки или изображения. В некоторых случаях пол камеры может быть даже электрифицирован (Boulay, 2019).
Конструкция ящика Скиннера предназначена для того, чтобы животное не испытывало других раздражителей, что позволяет исследователям тщательно изучать поведение в строго контролируемой среде.
Это позволяет исследователям, например, определить, какой график подкрепления — или отношение вознаграждения и наказания к подкреплению — приводит к самой высокой скорости реакции у изучаемого животного (Boulay, 2019).
Подкрепление
Подкрепление — это часть ящика Скиннера, которая, естественно, обеспечивает подкрепление для действия. Например, рычаг может выдавать корм при нажатии на него определенное количество раз. Этот рычаг является подкреплением (Булай, 2019).).
Трекер/Квантификатор
Тем временем трекер предоставляет количественные данные о подкреплении. Например, трекер может подсчитывать количество нажатий на рычаг или количество ударов электрическим током или дозированных шариков (Boulay, 2019).
Схемы частичного подкрепления
Частичное подкрепление происходит, когда подкрепление дается только при определенных обстоятельствах. Например, таблетку или шок можно выдать только после того, как голубь нажмет на рычаг определенное количество раз.
Существует несколько типов схем частичного подкрепления (Boulay, 2019):
- Графики с фиксированным соотношением , когда животное получает гранулу после нажатия на спусковой крючок определенное количество раз.
- Схемы с переменным соотношением , когда животные получают подкрепление после случайного числа ответов.
- Схемы с фиксированным интервалом , при которых животным дают гранулы по истечении определенного периода времени, например, каждые 5 минут.
- Схемы с переменным интервалом , при которых животные получают поощрение случайным образом.
После получения данных из ящика Скиннера исследователи могут посмотреть скорость отклика в зависимости от графика.
Модифицированные версии камеры оперантного обусловливания или ящика Скиннера до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях.
Скиннер разработал свою теорию оперантного обусловливания, определив четыре различных типа наказания или вознаграждения.
Чтобы проверить влияние этих результатов, он сконструировал устройство под названием «Ящик Скиннера»; клетка, в которую можно было поместить крысу, с небольшим рычагом (на который крысу приучали нажимать), желобом, через который выбрасывались гранулы пищи, и полом, который можно было электрифицировать.
Например, голодную крысу поместили в клетку. Каждый раз, когда он приводил в действие рычаг, в дозатор еды падал шарик с едой (положительное подкрепление). Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как их несколько раз поместили в коробку
Это говорит о том, что положительное подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения.
В другом эксперименте крысу поместили в клетку, в которой они подвергались воздействию неприятного электрического тока (см. схему выше), когда он двигался по клетке, крыса нажимала на рычаг, это немедленно отключало электрический ток (отрицательное подкрепление). ). Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как их несколько раз поместили в коробку.
Это говорит о том, что отрицательное подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения.
Устройство позволило Скиннеру получить каждый из четырех возможных результатов, а именно:
- Положительное подкрепление : прямое вознаграждение за определенное поведение. Например, крысу можно вознаграждать гранулой еды за то, что она нажала на рычаг.
- Положительное наказание : прямое негативное последствие определенного поведения. Например, когда крысу научили нажимать на рычаг, Скиннер научил ее прекращать это поведение, электризовав пол при каждом нажатии на рычаг.
- Негативное подкрепление : устранение неприятной ситуации при выполнении определенного поведения (вызывая таким образом чувство облегчения). Например, через пол клетки пропускали слабый электрический ток, который отключали, когда формировалось желаемое поведение.
- Негативное наказание : лишение награды или устранение приятной ситуации. В ящике Скиннера, например, крысу можно было научить прекращать нажимать на рычаг, выпуская пищевые шарики через равные промежутки времени, а затем удерживая их при нажатии на рычаг.
Коммерческие приложения
Применение оперантного и классического обусловливания и соответствующей идеи ящика Скиннера в коммерческих условиях широко распространено, особенно в отношении рекламы и видеоигр.
Рекламодатели используют ряд методов, основанных на оперантном обусловливании, чтобы влиять на поведение потребителей, например, график подкрепления с переменным соотношением (так называемый «эффект игрового автомата»), который побуждает зрителей продолжать смотреть определенный канал в надежде увидеть желаемый результат (например, выигрыш приза) (Vu, 2017).
Точно так же дизайнеры видеоигр часто используют скиннеровские принципы, чтобы поддерживать интерес игроков к игровому процессу.
Например, во многих играх используются графики подкрепления с переменным соотношением, когда игроки получают вознаграждение (например, очки, новые уровни) через случайные промежутки времени.
Это побуждает игроков продолжать игру в надежде получить награду. Кроме того, во многих играх используется принцип формирования Скиннера, согласно которому игрокам постепенно даются более сложные задачи по мере того, как они осваивают более простые. Это побуждает игроков проявлять упорство перед лицом разочарования, чтобы увидеть результаты.
Существует ряд потенциальных проблем с использованием принципов оперантного обусловливания в коммерческих условиях.
Во-первых, рекламодатели и дизайнеры видеоигр могут непреднамеренно вызвать привыкание у потребителей.
Во-вторых, оперантное обусловливание — явление относительно кратковременное; то есть он влияет на поведение только во время подкрепления.
После удаления поощрения (например, смена телеканала, выключение игры) скорее всего исчезнет и желаемое поведение.
Как таковые, методы оперантного обусловливания могут иметь неприятные последствия, приводя к зависимости, не вызывая игрового опыта, на который надеялись разработчики (Vu, 2017).
Мифы о коробке Скиннера
В 1945 году Б. Ф. Скиннер изобрел надувную кроватку, металлическую кроватку со стенками и потолком из съемного безопасного стекла.
Передняя панель кроватки также была сделана из безопасного стекла, и вся конструкция должна была стоять на ножках, чтобы ее можно было легко перемещать.
Надувная кроватка предназначена для создания здоровой среды с регулируемым климатом для младенцев. Воздушная кроватка не имела коммерческого успеха, но привлекла внимание средств массовой информации. В частности, журнал Time опубликовал статью о воздушной кроватке в 1919 г.47, в котором он описывается как «приспособление для ухода за младенцами», которое «предоставит заботе о младенцах новую научную основу». (Джойс и Фэй, 2010).
Общее отсутствие рекламы вокруг надувной кроватки Скиннера, однако, привело к увековечиванию мифа о том, что надувная кроватка Скиннера была ящиком Скиннера, и что младенцев, помещенных в кроватку, подвергали кондиционированию.
На самом деле надувная кроватка представляла собой не что иное, как простую люльку с некоторыми функциями, предназначенными для облегчения ухода родителей за младенцами.
Нет никаких доказательств того, что Скиннер когда-либо использовал надувную кроватку для кондиционирования детей, и, как он позже сказал, он никогда не собирался этого делать.
Одним из известных мифов, связанных с колыбелью Скиннера, было то, что дочь Скиннера, Дебора Скиннер, выросла в ящике Скиннера.
Согласно этому слуху, Дебора Скиннер стала психически больной, подала в суд на своего отца и покончила жизнь самоубийством в результате пережитого. Эти слухи сохранялись до тех пор, пока она публично не опровергла эти истории в 2004 году (Joyce & Fay, 2010).
Эффективность
Одним из наиболее распространенных критических замечаний по поводу ящика Скиннера является то, что он не позволяет животным понимать свои действия.
Поскольку бихевиоризм не требует, чтобы животное понимало свои действия, эта теория может несколько вводить в заблуждение относительно того, в какой степени животное на самом деле понимает, что оно делает (Boulay, 2019).
Другая критика ящика Скиннера заключается в том, что он может вызывать стресс у животных. Конструкция ящика Скиннера предназначена для того, чтобы животное не испытывало других раздражителей, которые могут привести к стрессу и беспокойству.
Наконец, некоторые критики утверждают, что данные, полученные из ящиков Скиннера, нельзя обобщать на реальные ситуации.
Поскольку среда в ящике Скиннера контролируется таким образом, она может не точно отражать поведение животного в среде за пределами лаборатории.
В реальном мире очень мало обучающих сред, которые воспроизводят идеальную среду оперантного обусловливания с одним действием или последовательностью действий, ведущих к стимулу (Boulay, 2019).).
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Дезфули, А., и Баллейн, Б.В. (2012). Привычки, последовательности действий и обучение с подкреплением. Европейский журнал неврологии, 35 (7), 1036-1051.
Дю Буле, Б. (2019). Побег из ящика Скиннера: аргументы в пользу современной интеллектуальной среды обучения. Британский журнал образовательных технологий, 50 (6), 2902-2919.
Чен, К., Чжан, К.З., Гонг, X., и Ли, М. (2019). Двойные механизмы поощрения и привычки в развитии зависимости от смартфона: роль функций смартфона. Интернет-исследования.
Папа Х., Али Р., Джанджуа М.З.К., Шахзад С. и Хан М.С. (2010). Сравнение частоты и эффективности положительных и отрицательных практик подкрепления в школах. Современные проблемы исследований в области образования, 3 (1), 127–136.
Дидрих, Дж. Л. (2010). Мотивация студентов с помощью положительного подкрепления (докторская диссертация).
Дозье, К.Л., Фоули, Э.А., Годдард, К.С., и Джесс, Р.Л. (2019). Армирование. Энциклопедия детского и подросткового развития, 1-10.
Ферстер, К.Б., и Скиннер, Б.Ф. (1957). Графики подкрепления. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Гюнтер, П.Л., и Коутиньо, М.Дж. (1997). Отрицательное подкрепление в классе: чему мы начинаем учиться. Педагогическое образование и специальное образование, 20 (3), 249-264.
Джойс, Н., и Фэй, К. (2010). Воздушная кроватка Скиннера. Наблюдатель АПС, 23 (7).
Kamery, RH (2004, июль). Методы мотивации для положительного подкрепления: обзор. Международная конференция союзных академий. Академия правовых, этических и нормативных вопросов. Труды (т. 8, № 2, л. д. 91). Jordan Whitney Enterprises, Inc.
Колер, В. (1924). Менталитет обезьян. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Стаддон, Дж. Э., и Нив, Ю. (2008). Оперантного кондиционирования. Scholarpedia, 3 (9), 2318.
Skinner, BF (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ. Нью-Йорк: Appleton-Century.
Скиннер, Б.Ф. (1948). Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии, 38, 168-172.
Скиннер, Б.Ф. (1951). Как обучать животных. Фриман.
Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека. SimonandSchuster.com.
Скиннер, Б.Ф. (1963). Оперативное поведение. Американский психолог, 18 (8), 503.
Смит С., Фергюсон С.Дж. и Бивер К.М. (2018). Научиться пробивать путь к преступлению или просто хорошо повеселиться? Изучение агрессивной игры с игрушечным оружием и ее связи с преступлением. Преступное поведение и психическое здоровье, 28 (4), 313-323.
Стаддон, Дж. Э., и Черутти, Д. Т. (2003). Оперантного кондиционирования. Ежегодный обзор психологии, 54 (1), 115–144.
Торндайк, Э. Л. (1898 г.). Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных. Психологические монографии: общие и прикладные, 2(4), i-109.
Ву, Д. (2017). Анализ оперантного обусловливания и его связи с зависимостью от видеоигр.
Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор, 20, 158–177.
Эдвард Торндайк: Закон эффекта
Принцип закона эффекта, разработанный Эдвардом Торндайком, предполагает, что: неприятный эффект становится менее вероятным в этой ситуации (Gray, 2011, стр. 108–109)».
Эдвард Торндайк (1898 г. ) известен в психологии своей работой по теории обучения, которая привела к развитию оперантного обусловливания в рамках бихевиоризма.
В то время как классическое обусловливание зависит от развития ассоциаций между событиями, оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях нашего поведения.
Скиннер был не первым психологом, изучавшим обучение по последствиям. Действительно, теория оперантного обусловливания Скиннера основана на идеях Эдварда Торндайка.
Торндайк изучал обучение животных (обычно кошек). Он разработал классический эксперимент, в котором использовал коробку-головоломку (см. рис. 1) для эмпирической проверки законов обучения.
Рис. 1 : Упрощенный график результатов эксперимента с коробкой-головоломкой.
Он поместил кошку в коробку с головоломкой, которая должна была сбежать, чтобы добраться до кусочка рыбы, лежащего снаружи. Торндайк сажала кошку в коробку и замеряла, сколько времени ей потребовалось, чтобы сбежать. Кошки экспериментировали с различными способами выбраться из коробки с головоломкой и добраться до рыбы.
В конце концов они наткнутся на рычаг, открывающий клетку. Когда он ускользнул, его вставили снова, и еще раз зафиксировали время, которое потребовалось, чтобы ускользнуть. В последовательных испытаниях кошки узнают, что нажатие на рычаг будет иметь благоприятные последствия, и они будут перенимать это поведение, становясь все более быстрыми при нажатии на рычаг.
Эдвард Торндайк выдвинул « Закон эффекта », в котором говорилось, что любое поведение, за которым следуют приятные последствия, с большой вероятностью будет повторяться, а любое поведение, за которым следуют неприятные последствия, скорее всего, будет остановлено.
Критическая оценка
Торндайк (1905) ввел понятие подкрепления и первым применил психологические принципы в области обучения.
Его исследования привели ко многим теориям и законам обучения, таким как оперантное обусловливание.