Определение арт терапия: Арт-терапия. Что такое «Арт-терапия»? Понятие и определение термина «Арт-терапия» – Глоссарий

Содержание

1.1. Определение арт-терапии. Арт-терапия детей и подростков

1.1. Определение арт-терапии

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург (Naumburg, 1947, 1966) и А. Хилл (Hill, 1945), для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов (Аметова, 2003а, б; Гришина, 2004; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001).

Однако большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992).

Поскольку термин «арт-терапия» пришел из английского языка, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в англоязычных странах. Например, в Информационной брошюре Британской ассоциации арт-терапевтов указывается:

«Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога»

(BAAT, 1994).

Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»:

«Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала – этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.

Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности»

(BAAT, 1989).

Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации,

«Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты»

(AATA, 1998).

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом (Waller, 1993).

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танце-двигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в настоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.

Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Подобные определения представлены в информационных материалах Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО) (ECArTE, 1999, 2002, 2005), объединяющего более трех десятков европейских университетов, разрабатывающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством.

В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации (ECArTE, 1999), одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями (ECArTE, 1999, 2005) можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания. Так, все они признают, что изобразительная деятельность клиента в арт-терапии происходит в присутствии специалиста (арт-терапевта), создающего для него психологически безопасную среду, помогающего ему творчески проявить себя, а также организовать и осознать свой опыт. Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают изобразительная деятельность, психотерапевтические отношения и обратная связь клиента и специалиста (арт-терапевта).

В 2005 г. первое российское государственное учебное заведение, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, было принято в ЕКАТО в статусе действительного члена. Членство в этой организации и сотрудничество с профессиональными организациями и арт-терапевтическими институтами Европы было бы невозможно без принятия согласованных с другими странами-членами ЕКАТО критериев арт-терапевтической деятельности и требований к подготовке специалистов.

На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе. Вместе с тем внедрение методов арт-терапии в эти области должно осуществляться на основе ясного понимания того, что составляет основное содержание арт-терапевтической практики, ее цель и задачи и не должно приводить к их искажению и подмене иными, не свойственными ей формами околопрофессиональной деятельности.

Очевидно, что разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические и развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию, например, могут и должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов. Педагоги и школьные психологи в ходе образовательного процесса вполне могли бы осваивать такие формы взаимодействия с учащимися, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии.

Это, однако, не должно служить основанием для их перехода в плоскость терапевтической практики.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, авторы настоящей работы предлагают им вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Школы терапии

Школы терапии Между двумя терапевтами, один из которых помещает пациента на кушетку, погружая его в поток свободных ассоциаций, а другой приглашает на сессию всю семью, скорбя в ее кругу по поводу безвременной кончины дедушки, надо признать, не очень много общего. И столь

Теория терапии

Теория терапии В каждом психотерапевтическом подходе имплицитно содержится идея психологической нормы. Подчеркнем, что речь идет именно о психологической, а не о психической норме. Вопрос о том, что представляет собой психическая норма, чаще всего решается

Механизмы терапии

Механизмы терапии Саногенные механизмы первичной терапии многообразны. Цель терапии – выявить, осознать и пережить заблокированные первичные чувства. Это психотерапевтическое движение пациента к первичным чувствам метафорически можно представить как оживление и

Теория терапии

Теория терапии Теоретическими истоками гештальт–терапевтического направления считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт–психология и дзэн–буддизм. При этом необходимо отметить, что строгой философской гештальт–терапевтической концепции просто

Результат терапии

Результат терапии В гештальт–терапии нет жестких критериев того, каким должен быть человек. Гештальт–терапевты придерживаются теории парадоксальных изменений: человек начинает меняться тогда, когда он начинает принимать себя таким, каков он есть, а не тогда, когда он

Механизмы терапии

Механизмы терапии Порой полагают, что механизм терапии, ориентированной на клиента, состоит в объективации клиентом собственной проблемы и дистанцировании от нее. Такая когнитивистская трактовка причин изменений клиента, с нашей точки зрения, упрощает подход Роджерса.

Теория терапии

Теория терапии Джеймс Прохазка и Джон Норкросс (Prochaska, p.  330–331) сформулировали основные черты когнитивной терапии:1) неудовлетворенность клинической теорией и результатами психоанализа;2) когнитивная ориентация – помощь клиентам состоит в том, чтобы научить их правильно

Показания к терапии

Показания к терапии Бек отмечал, что когнитивный подход наиболее пригоден для людей со способностью к интроспекции и рассуждениям о своих мыслях и фантазиях. Когнитивная терапия применяется в случаях, когда проблему можно четко сформулировать и имеются когнитивные

Еще о пользе арт-терапии

Еще о пользе арт-терапии Терапия искусством приносит большую пользу и помимо повышения уровня самопознания и принятия себя, а именно:• Человеку приходится активно участвовать в этом процессе, что позволяет весьма успешно бороться со скукой, апатией и чувством

2.

1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии

2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии Идеи о благотворном влиянии окружающей среды на психическое здоровье человека использовались при обустройстве психиатрических клиник Европы и

СПЕКТР ТЕРАПИИ

СПЕКТР ТЕРАПИИ Кен Уилбер ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯПрактика медитации охватывает три широких уровня или проходит три стадии — начальную, промежуточную и продвинутую. Каждая стадия имеет свои задачи и возможности, а также свои искажения или патологические отклонения,

2.2. Методы арт-терапии и креативной терапии, применяемые при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах

2. 2. Методы арт-терапии и креативной терапии, применяемые при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах При оказании арт-терапевтической помощи переживающим травматический стресс и постстрессовые расстройства может быть использована как индивидуальная,

Выбор терапии

Выбор терапии Ни одно лекарство, к сожалению, не является панацеей, а тем более если оно предназначено для лечения какого-то психического недуга. Вот почему антидепрессантов много, они разные и по механизму действия, и по производимым эффектам. Так или иначе, но

В. Мотивы терапии

В. Мотивы терапии Обычно пациент обращается к терапии по двум причинам, ни одна из которых не подвергает его сценарий опасности. Взрослый хочет узнать, как удобнее жить в мире своего сценария. Наиболее откровенные примеры этого — гомосексуалисты обоих полов, которые

Начало терапии

Начало терапии Ю.  Т. позвонила спустя три месяца после первого интервью, и мы договорились о встрече. В ходе сеанса она сообщила, что хотела бы начать психотерапию, поскольку считает, что это единственное, что может помочь ей преодолеть апатию, суицидальные мысли,

Искусство лечит: что такое арт-терапия, и как она помогает справиться со стрессом?

Арт-терапевт (DFKGT), художник и психолог Центра лечебной педагогики Дарья Боголюбова-Кузнецова рассказала ОK!, чем отличается арт-терапия от курсов живописи, в чём она может помочь и какие есть «правила безопасности» при выборе арт-терапевта.

Даша, расскажите мне и всем, кто никогда с этим не сталкивался, что такое арт-терапия?

Это относительно новое направление терапии, которое возникло после войны, в 1950–60-е годы. Есть арт-терапевтические подходы внутри других терапевтических направлений, а есть отдельная арт-терапия. Ее суть в осознанном использовании творчества в терапевтическом процессе. Этим она отличается от разговорных типов терапии. Хотя и в них, конечно, тоже присутствует творчество. Ведь творчество — это не только рисование и вышивание. Когда мы принимаем какие-то жизненно важные решения, мы тоже находимся в творческом процессе. Поэтому так важно разными способами поддерживать и развивать творческий подход. Арт-терапия — один из способов. 

А чем арт-терапия отличается от курсов живописи формата «мы научим вас рисовать за четыре часа, и вы уйдете домой со своей картиной»?Арт-терапия имеет серьезную теоретическую базу. В ней соединяются элементы теории личности из разных психотерапевтических подходов и теория творческих процессов. Это отдельное направление в психологии. 

Legion-Media

То есть написать картину — не самоцель?

Это, как правило, неважно. Важно, что человек смог осознать или какой опыт получил, пока он писал картину. Более того, арт-терапия — это не всегда изобразительное искусство. В некоторых случаях используются разные творческие модальности. Это может быть музыка, театр, писательство. В разных странах определение «арт-терапия» применяется к разным жанрам. В Германии, где я училась, Kunsttherapie (от слова kunst — искусство) занимается только изобразительным искусством.

Для занятий арт-терапией нужны какие-то особые показания или диагноз? Или она пригодится любому человеку?

Я бы сказала, что не каждому человеку это может подойти просто потому, что изобразительное искусство не для всех является органичным выражением его опыта. Кому-то полезнее писать рассказы. Или петь. Для кого-то вообще не очень подходят творческие методы, и ему нужна классическая или постклассическая разговорная терапия. А кому-то для развития вполне хватает тех творческих вызовов, которые ему предлагает жизнь. 

Так все-таки в какой момент я должна понять, что мне стоит обратиться к арт-терапевту?

Часть людей приходят к арт-терапевту, потому что хотят лучше себя понимать. Им интересно, как они устроены, как устроена их жизнь, их отношения с другими людьми, и они хотят это исследовать. Им нужна терапия, направленная на самоисследование и развитие. Это один вариант. Второй вариант: человек ощущает некий дискомфорт — в отношениях или в эмоциональной саморегуляции. Например, молодая мама не справляется с эмоциональным протестом ребенка или страдает от отсутствия времени на себя. Этой женщине нужна поддержка. С одной стороны — реальная помощь с ребенком, а с другой — ей необходимо научиться саморегуляции, как оставаться в здравом уме и твердой памяти, когда твой двухлетний ребенок на всё говорит «нет»: «Нет, я не надену сапоги!», «Нет, я не надену шапку!», «Нет, я буду валяться в луже!».

И что в этом случае может сделать арт-терапия?

Ну вот конкретно в случае с гипотетической мамой я бы ей посоветовала в первую очередь не арт-терапию, а тренинги развития саморегуляции. Но для такого человека, как, например, я, это слишком техничный подход. Мне ближе арт-терапия, которая может помочь сконцентрироваться на себе и постараться себя понять. Ну вот что я чувствую, когда мой ребенок валяется посреди улицы в луже? Как мои чувства можно выразить метафорично? Очень часто у них есть визуальный образ, связанный с эмоцией, и когда мы с этим образом работаем, то можем влиять на эмоцию и трансформировать ее. Можем расширить контекст проблемной ситуации. Потому что очень часто в рисунке кроме изображения проблемы содержатся ее возможные решения. Такое бывает не всегда, но иногда случается.

Legion-Media

Как я понимаю, самостоятельно заниматься арт-терапией нереально?

Мы сами можем рисовать и заниматься любыми видами творчества, что очень полезно и здорово, и в некоторых случаях на занятии арт-терапии происходит то же самое. Но нужно понимать, что, если наша цель — не просто переключить внимание или расслабиться, а решить какую-то проблему, нам нужна профессиональная помощь. Мы все видим себя и свои проблемы с определенного ракурса. Поменять его самостоятельно непросто. Лучше все-таки, если вам в этом поможет другой человек. Арт-терапевт. 

Занятия проходят всегда один на один?

Необязательно. Это может быть и работа в группе. Это разные истории и разные подходы со своими плюсами и минусами. Чтобы понять, подходит или нет, нужно в первую очередь опираться на свои ощущения. Если некомфортно, возможно, стоит уйти. Бывает, что дискомфорт возникает на каком-то этапе терапии, из-за того что что-то меняется, но, если с терапевтом в принципе некомфортно общаться, не стоит продолжать. Мы все люди и можем друг другу не подходить чисто по-человечески. Это совершенно нормально. 

Какое образование должно быть у арт-терапевта? Он должен быть художником или это не обязательно?

Во-первых, он должен иметь хорошее образование как психолог. И разбираться в своем предмете не только теоретически, но и практически. И конечно, хорошо, когда у него есть и художественное образование тоже. Арт-терапевт не обязан быть профессиональным художником, но должен быть хорошо знаком с искусством, которое он использует как терапевтический инструмент. Если человек не очень уверенно обращается с художественными материалами, ему сложно передать клиенту необходимую степень свободы. Искусство, оно ведь про свободу. И, конечно, как любой психотерапевт, арт-терапевт должен проходить личную терапию (какое-то достаточно продолжительное время) и получать супервизию.

Дарья Боголюбова-Кузнецова

Как чаще бывает — художник учится на арт-терапевта или психолог на художника?

Бывает и так, и так. Я, например, художник по первому образования, училась в магистратуре Академии художеств в Дрездене, она специально создана для художников, которые хотят стать арт-терапевтами. 

Заниматься искусством — этого для вас было мало? 

Дело в том, что я активно рисую с 5 лет. Рисование мне всегда нравилось как процесс, было полезно и всячески меня поддерживало. Окончив художественный вуз, я пошла учиться на арт-терапевта. А это предполагает серьезное самоисследование. Всё, чему ты учишься, ты пропускаешь через себя. То есть сначала всё проходишь как клиент. К чему я это говорю? К тому, что у меня всю жизнь был логоневроз. С 8 лет и до того, как я пошла учиться арт-терапии, точнее, где-то до середины обучения, я сильно заикалась. С тех пор у меня логоневроза нет. И это не связано с каким-то медикаментозным лечением. Его не было и нет. Я связываю это именно с арт-терапией, с опытом того, что то, что я делаю, важно другому человеку, с опытом позитивного безоценочного внимания, которое он тебе дает в этом процессе, с опытом лучшего понимания себя и большего доверия своему взгляду на жизнь и на себя. Просто занятия искусством мне этого не давали. 

Ничего себе! Убедили личным примером. Есть какие-то правила, как выбрать хорошего арт-терапевта?

Давайте пойдем от обратного. Я назову то, что вас должно насторожить при выборе арт-терапевта. Первое. Обратите внимание, не дает ли арт-терапевт вам конкретные советы относительно вашей жизни: разводиться или нет с мужем, с кем знакомиться, как одеваться. Если да — это должно насторожить. Второе. Вас должно насторожить, если терапевт использует некие ярлыки в общении с вами. Например, может сказать «Вы истеричка» или «Ваш муж психопат». Третье. Вы не должны состоять с вашим терапевтом в родственных, дружеских или деловых отношениях. Никакого бартера. И лучше, если вы не коллеги, хотя в некоторых случаях внутри организации такие поддерживающие встречи могут быть, но это очень сложная история. 

Legion-Media

Как я понимаю, это условные «правила безопасности» при выборе психотерапевта любого направления. А есть что-то конкретное, по вашему профилю?

Я считаю, что не очень правильно, если арт-терапевт активно демонстрирует собственные художественные работы. Да, он может рисовать вместе с вами. Есть даже определенные техники, которые это подразумевают. Но если он не только арт-терапевт, но и действующий художник, он не должен звать клиентов на свою выставку, как не должен превращать в галерею свой кабинет. 

Но почему?

Действуя так, он заполняет собой пространство, а оно нужно клиенту.

Об Американской ассоциации арт-терапии

Американская ассоциация арт-терапии (AATA) — это 501(c)(3) некоммерческая, беспартийная, профессиональная и образовательная организация, занимающаяся ростом и развитием профессия арт-терапевт. Американская ассоциация арт-терапии, основанная в 1969 году, является одной из ведущих в мире членских организаций арт-терапии.

НАША МИССИЯ

Продвигать арт-терапию как регулируемую профессию в области психического здоровья и создавать сообщество, поддерживающее арт-терапевтов на протяжении всей их карьеры. Принято в июле 2021 года.

НАШЕ ВИДЕНИЕ

Мир, в котором каждый имеет доступ к профессиональной арт-терапии для улучшения психического здоровья и благополучия. Принято в июле 2021 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия — это профессия в области психического здоровья, которая обогащает жизнь людей, семей и сообществ посредством активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта в рамках психотерапевтические отношения.

Посетите нашу страницу «Об арт-терапии» для получения дополнительной информации о профессии арт-терапии и ее практике.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ

Как ведущая национальная некоммерческая организация по продвижению профессии арт-терапевта, Американская ассоциация арт-терапии предоставляет своим членам самую свежую информацию, ресурсы и значимые сетевые возможности. Ассоциация выступает за развитие профессии и связывает членов с важной работой арт-терапевтов по всему миру.

ЧЛЕНСТВО

Американская ассоциация арт-терапии представляет отдельных лиц и организации, занимающиеся арт-терапией и заинтересованные в содействии ее развитию на всей территории Соединенных Штатов. Членство состоит из, но не ограничивается: профессиональными арт-терапевтами, студентами, образовательными учреждениями и соответствующими специалистами в области психического здоровья. Члены Американской ассоциации арт-терапии имеют постоянный доступ к широкому спектру преимуществ.

ЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Активный комитет по делам правительства, поддерживаемый командой национального офиса и советником по общественной политике, защищает профессию от имени наших членов и клиентов, которых они обслуживают. Центр защиты интересов, доступный исключительно для членов, предоставляет самую свежую информацию о государственной политике, связанной с арт-терапией, на федеральном уровне и уровне штатов.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Постоянно расширяющийся онлайн-институт непрерывного образования в области арт-терапии (ICE/AT) предоставляет вам под рукой соответствующие курсы, позволяющие развивать компетенции и быть в курсе новых тенденций в этой области, одновременно получая кредиты на непрерывное образование. (ЦИК). Участники получают существенную скидку.

NETWORKING

Ежегодная конференция — главное событие, объединяющее арт-терапевтов с коллегами со всей страны и со всего мира.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арт-терапия: журнал Американской ассоциации арт-терапии — самое престижное издание в этой области, в котором публикуются ведущие исследования, практические статьи и многое другое; он полностью доступен для вас как участника.

Арт-терапия — StatPearls — Книжная полка NCBI

Непрерывное обучение Занятие

Творческая арт-терапия — это дополнительная терапия, используемая для оказания помощи пациентам с серьезными заболеваниями для облегчения тяжести симптомов и адаптации к стрессовым жизненным переживаниям, связанным с ограничивающим жизнь диагнозом. В этом упражнении рассматривается определение арт-терапии, данное Американской ассоциацией арт-терапии (AATA), и подчеркивается квалификация персонала, используемые методы и их применение у пациентов паллиативной помощи.

Цели:

  • Пересмотреть определение паллиативной помощи и арт-терапии.

  • Опишите методы и персонал, необходимые для творческой арт-терапии в паллиативной помощи.

  • Кратко опишите клиническое значение арт-терапии у пациентов паллиативной помощи, включая больных раком, хронической сердечной недостаточностью, ВИЧ/СПИДом, деменцией и пациентов с терминальной стадией почечной недостаточности.

  • Объясните важность межпрофессионального подхода при оказании помощи пациентам, получающим паллиативную помощь, и важность интеграции альтернативных методов лечения, таких как творческая арт-терапия, для улучшения результатов лечения пациентов с тяжелыми заболеваниями.

Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Паллиативная медицина — это межпрофессиональная специализация, направленная на облегчение страданий и улучшение качества жизни пациентов с тяжелыми заболеваниями, а также их семей. Помимо аспектов соматического заболевания, паллиативная помощь, как определено Всемирной организацией здравоохранения, стремится внедрить «средства раннего выявления и безупречной оценки и лечения боли и других проблем, физических, психосоциальных и духовных». интенсивный эмоциональный и экзистенциальный характер болезни, ограничивающей жизнь, пациенты все чаще обращаются к альтернативным и дополнительным терапевтическим методам, чтобы справиться и найти облегчение. Арт-терапия — это клиническое вмешательство, в котором используются выразительные качества художественного творчества для улучшения физического, умственного и эмоционального благополучия.[2]

Согласно определению Американской ассоциации арт-терапии (AATA) в документе «Об арт-терапии» (2018 г.), арт-терапия, проводимая профессиональным арт-терапевтом, представляет собой терапевтический метод, используемый в ходе непрерывных сеансов для «улучшения когнитивных и сенсомоторных функций, улучшения самочувствия». -уважение и самосознание, развивать эмоциональную устойчивость, способствовать проницательности, улучшать социальные навыки, уменьшать и разрешать конфликты и страдания, а также способствовать социальным и экологическим изменениям». осознание, облегчение бремени симптомов и адаптация к стрессовым жизненным переживаниям, связанным с неизлечимой болезнью. Когда лечебная терапия для неизлечимо больного пациента становится неэффективной, альтернативные средства, такие как творческие художественные вмешательства, которые могут улучшить качество жизни, неизменно актуальны в областях медицины, ориентированных на комфорт пациента, таких как паллиативная и хосписная помощь.[5]

Персонал

Согласно требованиям Американской ассоциации арт-терапевтов (AATA), арт-терапевты должны получить как минимум степень магистра, чтобы соответствовать квалификации начального уровня. Углубленное обучение в аспирантуре включает создание основ психологии и творчества. Сертифицированный персонал также должен выполнять строгие ежечасные требования к контролируемой практике и клинической интернатуре. После выполнения требований к образованию сертификацию совета и лицензию (в зависимости от состояния практики) можно получить через Совет по сертификации арт-терапии.

Техника или лечение

Стандартные применения арт-терапии у пациентов паллиативной помощи не являются специфическими, и методы можно адаптировать к постоянно меняющейся жизни пациента.[6] Были исследованы различные условия — стационарные и амбулаторные, индивидуальные и групповые сеансы терапии, а также различные методы арт-терапии — работа с материалами изобразительного искусства, драматическая терапия, танцевально-двигательная терапия и музыкальная терапия. Использование различных художественных средств в качестве терапевтического инструмента дает пациентам возможность справиться с физическими, экзистенциальными, эмоциональными и духовными конфликтами, связанными с их серьезным заболеванием.[7]

Клиническое значение

Искусство и здоровье были в центре внимания человека с самого начала письменной истории.[8] Однако эффективность арт-терапии в улучшении заживления и качества жизни вышла на первый план в начале 1990-х годов. В 1992 году «Искусство, которое исцеляет» представляло собой одно из первых движений, использующих творчество в качестве дополнительной терапии для онкологических больных. Бреслоу описал положительный отклик на всестороннюю инициативу в области творчества, направленную на снижение стресса и облегчение преодоления стресса у госпитализированных онкологических больных в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе / Онкологическом центре.] На рубеже веков Американская ассоциация арт-терапии (AATA) выпустила заявление о миссии, в котором предлагалось обязательство организации продвигать исследования в этой области. Два десятилетия спустя существует обширный массив исследований, посвященных влиянию арт-терапии на улучшение симптомов, связанных с тяжелым заболеванием, и улучшение качества жизни. Исследователи изучили несколько групп пациентов, которые обычно получают пользу от паллиативной помощи, в том числе людей, живущих с раком, хронической сердечной недостаточностью, ВИЧ/СПИДом и пациентов с деменцией, и результаты обнадеживают.

Рак

Больные раком неизменно обращаются за дополнительной терапией в качестве дополнения к онкологическому лечению. В среднем больной раком сообщает о дюжине симптомов, включая усталость, боль, анорексию, кахексию, одышку и тревогу.[10] В этой популяции существует достаточно доказательств, свидетельствующих о пользе арт-терапии в улучшении симптомов и улучшении самочувствия. Кроме того, в другой литературе подтверждается польза арт-терапии для больных раком на разных стадиях заболевания, в том числе больных раком после лечения, находящихся в изоляции после трансплантации костного мозга и подвергающихся лучевой терапии.[11] В одном небольшом обсервационном исследовании было обнаружено подавляющее уменьшение общего дистресса и «уменьшение боли, беспокойства, плохого самочувствия, усталости, грусти и депрессии» с использованием модифицированной версии хорошо известного инструмента самооценки Эдмонтонской системы оценки симптомов (ESAS). до и после каждого сеанса арт-терапии.[12] Женщины с раком молочной железы были в центре внимания для выявления целительной силы арт-терапии. Несколько рандомизированных контролируемых испытаний показали признанное улучшение качества жизни, связанного со здоровьем, уменьшение симптомов дистресса, улучшение навыков преодоления трудностей в различных психосоциальных областях, перспективы на будущее и образ тела, а также уменьшение депрессии, тревоги и соматических симптомов. .[13][14][13][15][16][17]

Сердечная недостаточность

Крупнейшие кардиологические общества недавно признали интеграцию паллиативной помощи у пациентов с хронической сердечной недостаточностью и дали рекомендации по раннему привлечению паллиативной помощи к траектории болезни, появившиеся в руководствах ACCF/AHA.[18] Хотя роль творческой арт-терапии при сердечной недостаточности не имеет четкого определения, небольшое рандомизированное исследование в Исреале, в котором приняли участие 20 пациентов с прогрессирующей сердечной недостаточностью, выявило улучшение физического и эмоционального состояния, качества жизни и соблюдения режима [18]. ]

ВИЧ/СПИД

Несмотря на появление антиретровирусной терапии, пациенты с ВИЧ/СПИДом часто ищут альтернативные немедикаментозные методы лечения для облегчения изнурительных симптомов, связанных с их хроническим заболеванием. Наряду с физическими страданиями больные ВИЧ/СПИДом могут испытывать обильные эмоциональные страдания, которые сопровождают негативное клеймо, связанное с их заболеванием. Одеяло в память о СПИДе было одной из первых объективных форм арт-терапии и эмоционального выражения для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.[19]] Арт-терапия у пациентов с ВИЧ/СПИДом продемонстрировала положительное влияние на эмоциональное и физическое благополучие. В одном небольшом нерандомизированном групповом исследовании было обнаружено улучшение показателей депрессии и качества жизни, связанного со здоровьем, у 25 пациентов с ВИЧ/СПИДом после участия в индивидуальных или групповых сеансах арт-терапии.[5] Другое рандомизированное исследование показало лучшие механизмы преодоления и восприятия физических симптомов у тех, кто участвовал в одночасовом сеансе арт-терапии, по сравнению с теми, кто просматривал только видеокассету об арт-терапии.[20]

Деменция

Больные деменцией часто страдают от изнурительных нервно-психических симптомов, которые негативно сказываются на качестве их жизни. Учитывая ограниченную эффективность фармакологического лечения прогрессирующей деменции, немедикаментозные альтернативы считаются ценным дополнительным подходом, и были предложения по целому ряду методов. В последние годы в исследованиях изучалось влияние арт-терапии на деменцию. Тематические исследования и несколько небольших испытаний показывают, что арт-терапия может улучшить качество жизни[22], восприятие удовольствия, улучшить социальное поведение и самооценку, а также привлечь внимание пациентов с деменцией.[23] В 2006 году в одном многоцентровом РКИ изучалось использование сеансов групповой арт-терапии у пожилых пациентов с деменцией различной степени тяжести. Многие наблюдательные меры оценивали эмоциональный и поведенческий статус, и результаты свидетельствовали о положительных изменениях в некоторых аспектах социальных взаимодействий и умственной активности.

Терминальная стадия почечной недостаточности

Пациенты с терминальной стадией почечной недостаточности (ТПН), ведущие образ жизни с высокими требованиями к длительному гемодиализу, демонстрируют более низкое качество жизни, связанное со здоровьем, и повышенный уровень тревоги и депрессии, что впоследствии увеличивает риск несоблюдения режима лечения, усиление симптомов бремя и повышенная смертность. Несмотря на то, что в нескольких высококачественных исследованиях изучалось влияние арт-терапевтических вмешательств на пациентов с терминальной стадией почечной недостаточности, в некоторых публикациях, посвященных влиянию музыки и других видов терапии на основе искусства на пациентов, находящихся на гемодиализе, было обнаружено улучшение восприятия неприятных симптомов, включая боль и зуд. Также сообщалось об улучшении соблюдения режима лечения, улучшении качества жизни, связанного со здоровьем, и снижении тревоги и депрессии.[24][25][26][27]

Улучшение результатов работы команды здравоохранения

Ведение пациентов с хроническими неизлечимыми заболеваниями может быть трудным и сложным и требует координации помощи по нескольким дисциплинам. Эти пациенты неизменно нуждаются в межпрофессиональном подходе, ориентированном на пациента и семью, направленном на лечение сложных симптомов тяжелого заболевания и устранение физических, эмоциональных, психосоциальных и экзистенциальных компонентов страдания.   Несколько крупных медицинских сообществ, в том числе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Национальная комплексная онкологическая сеть (NCCN), Европейское общество медицинской онкологии (ESMO) и Американское общество клинической онкологии (ASCO), признали преимущество . Они рекомендуют интеграцию паллиативной помощи на ранней стадии развития болезни.[28] Однако существуют возможности улучшить интеграцию паллиативной помощи и целостного подхода с использованием дополнительных методов лечения (например, творческой арт-терапии).

Доказательный подход

За последние два десятилетия в медицинской литературе произошел резкий сдвиг в сторону изучения исцеляющей силы искусства в сфере паллиативной помощи. Хотя роль арт-терапии как альтернативного лечения в этих группах пациентов расширилась, и результаты обнадеживают, количество качественных доказательств скудно. Несмотря на литературу, подразумевающую положительное влияние арт-терапии на качество жизни, механизмы выживания и психическое благополучие у пациентов с серьезными заболеваниями, результаты требуют осторожной интерпретации. В совокупности огромная неоднородность среди исследуемых групп пациентов, клинических профилей, определения арт-терапии, методов рандомизации, размеров выборки, дизайна исследования и измеренных индексов дает доказательства низкого качества. Необходимы дальнейшие исследования и обширные высококачественные исследования, чтобы расширить преимущества целостного подхода и использования творческой арт-терапии для улучшения ухода, ориентированного на пациента, и улучшения результатов лечения пациентов. [Уровень 2]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Anderson EW, Frazer MS, Schellinger SE. Расширение областей паллиативной помощи для удовлетворения потребностей модели поддерживающей помощи на уровне сообщества. Am J Hosp Palliat Care. 2018 фев; 35 (2): 258-265. [Бесплатная статья PMC: PMC5768266] [PubMed: 28423918]

2.

Вуд М.Дж., Молассиотис А., Пейн С. Какие существуют научные данные об использовании арт-терапии для лечения симптомов у взрослых с раком? Систематический обзор. Психоонкология. 2011 фев; 20 (2): 135-45. [PubMed: 20878827]

3.

Дейн А.С., Брэдли Э.Х., Хурзелер Р., Олдридж, доктор медицинских наук. Массаж, музыка и арт-терапия в хосписе: результаты национального исследования. J Управление симптомами боли. 2015 июнь;49(6):1035-41. [Бесплатная статья PMC: PMC4480160] [PubMed: 25555445]

4.

Найнис Н., Пейс Дж. А., Ратнер Дж., Вирт Дж. Х., Лай Дж., Шотт С. Облегчение симптомов рака: инновационное использование арт-терапии. J Управление симптомами боли. 2006 г., 31 февраля (2): 162-9. [PubMed: 16488349]

5.

Регев Д., Коэн-Яцив Л. Эффективность арт-терапии при работе со взрослыми клиентами в 2018 г. — Какой прогресс достигнут? Фронт Псих. 2018;9:1531. [Бесплатная статья PMC: PMC6124538] [PubMed: 30210388]

6.

Битонте Р.А., Де Санто М. Арт-терапия: малоиспользуемый, но эффективный инструмент. Мент Иллн. 2014 04 марта; 6 (1): 5354. [Бесплатная статья PMC: PMC4253394] [PubMed: 25478139]

7.

Boehm K, Cramer H, Staroszynski T, Ostermann T. Терапия искусством тревоги, депрессии и качества жизни у пациентов с раком молочной железы: систематический обзор и метаанализ . Комплемент на основе Evid Alternat Med. 2014;2014:103297. [Бесплатная статья PMC: PMC3955604] [PubMed: 24817896]

8.

Stuckey HL, Nobel J. Связь между искусством, исцелением и общественным здравоохранением: обзор современной литературы. Am J Общественное здравоохранение. 2010 Февраль; 100 (2): 254-63. [Бесплатная статья PMC: PMC2804629] [PubMed: 20019311]

9.

Бреслоу Д.М. Искусство для больниц: эксперимент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Пациент Educ Couns. 1993 июнь; 21 (1-2): 101-10. [PubMed: 8337200]

10.

Хуэй Д., Бруэра Э. Эдмонтонская система оценки симптомов 25 лет спустя: прошлое, настоящее и будущее. J Управление симптомами боли. 2017 март; 53(3):630-643. [Бесплатная статья PMC: PMC5337174] [PubMed: 28042071]

11.

Форзони С., Перес М., Мартинетти А., Криспино С. Арт-терапия с онкологическими больными во время сеансов химиотерапии: анализ восприятия пациентами полезности . Паллиатная поддержка. 2010 март;8(1):41-8. [В паблике: 20163759]

12.

Лефевр С., Леду М., Филбе М. Арт-терапия у паллиативных больных раком: эстетические аспекты и влияние на симптомы. Паллиатная поддержка. 2016 авг; 14 (4): 376-80. [PubMed: 26584521]

13.

Svensk AC, Oster I, Thyme KE, Magnusson E, Sjödin M, Eisemann M, Aström S, Lindh J. Арт-терапия улучшает качество жизни женщин, проходящих лечение груди рак: рандомизированное контролируемое исследование. Eur J Cancer Care (англ.). 2009 г.18 января (1): 69–77. [PubMed: 19473224]

14.

Oster I, Svensk AC, Magnusson E, Thyme KE, Sjõdin M, Aström S, Lindh J. Арт-терапия улучшает ресурсы выживания: рандомизированное контролируемое исследование среди женщин с раком молочной железы . Паллиатная поддержка. 2006 март; 4(1):57-64. [PubMed: 16889324]

15.

Монти Д.А., Петерсон С., Кункель Э.Дж., Хаук В.В., Пекиньо Э., Родс Л., Брейнард Г.К. Рандомизированное контролируемое исследование арт-терапии на основе осознанности (MBAT) для женщин, больных раком. Психоонкология. 2006 г., май; 15(5):363-73. [В паблике: 16288447]

16.

Тимьян К.Е., Сундин Э.К., Виберг Б., Остер И., Астрём С., Линд Дж. Индивидуальная краткая арт-терапия может быть полезна для женщин с раком молочной железы: рандомизированное контролируемое клиническое исследование. Паллиатная поддержка. 2009 март;7(1):87-95. [PubMed: 19619378]

17.

Монти Д.А., Каш К.М., Кункель Э.Дж. , Брейнард Г., Винтеринг Н., Мосс А.С., Рао Х., Чжу С., Ньюберг А.Б. Изменения мозгового кровотока и тревоги, связанные с 8-недельной программой осознанности у женщин с раком молочной железы. Стресс Здоровье. 2012 дек;28(5):397-407. [PubMed: 23129559]

18.

Села Н., Барух Н., Ассали А., Ватури М., Баттлер А., Бен Гал Т. [Влияние медицинской арт-терапии на качество жизни и соблюдение режима лечения пациентов с выраженной сердечной недостаточностью]. Харефуа. 2011 Feb; 150 (2): 79–83, 209. [PubMed: 22164930]

19.

Powelson SA. Когда одеяло СПИДа пришло в Кирксвилл. Ам Дж Нурс. 2003 март; 103(3):126-7. [PubMed: 12626952]

20.

Рао Д., Найнис Н., Уильямс Л., Лангнер Д., Эйсин А., Пэйс Дж. Арт-терапия для облегчения симптомов, связанных с ВИЧ/СПИДом. Уход за СПИДом. 2009 Январь; 21 (1): 64-9. [PubMed: 19085221]

21.

Дешмух С.Р., Холмс Дж., Кардно А. Арт-терапия для людей с деменцией. Cochrane Database Syst Rev. 2018 Sep 13;9(9):CD011073. [Бесплатная статья PMC: PMC6513479] [PubMed: 30215847]

22.

Hattori H, Hattori C, Hokao C, Mizushima K, Mase T. Контролируемое исследование когнитивного и психологического эффекта раскрашивания и рисования при легкой форме болезни Альцгеймера больные болезнью. Geriatr Gerontol Int. 2011 Октябрь; 11 (4): 431-7. [В паблике: 21518170]

23.

Канцлер Б., Дункан А., Чаттерджи А. Арт-терапия болезни Альцгеймера и других деменций. Дж. Альцгеймера Дис. 2014;39(1):1-11. [PubMed: 24121964]

24.

Шабандохт-Зарми Х., Багери-Несами М., Шорофи С.А., Мусавинасаб С.Н. Влияние самостоятельно выбранной успокаивающей музыки на боль, связанную с проколом фистулы, у пациентов, находящихся на гемодиализе. Дополнение Ther Clin Pract. 2017 ноябрь;29:53-57. [PubMed: 29122269]

25.

Burrai F, Micheluzzi V, Zito MP, Pietro G, Sisti D. Влияние живой саксофонной музыки на физиологические параметры, боль, настроение и уровень зуда у пациентов, находящихся на гемодиализе. Джей Рен Кэр. 2014 Декабрь; 40 (4): 249-56. [PubMed: 24980265]

26.

Росс Э.А., Холлен Т.Л., Фицджеральд Б.М. Наблюдательное исследование программы «Искусство в медицине» в амбулаторном отделении гемодиализа. Am J почек Dis. 2006 март; 47 (3): 462-8. [PubMed: 16490625]

27.

Carswell C, Reid J, Walsh I, McAneney H, Noble H. Внедрение художественного вмешательства для пациентов с терминальной стадией заболевания почек во время гемодиализа: протокол технико-экономического обоснования. Пилотное технико-экономическое обоснование. 2019;5:1. [Бесплатная статья PMC: PMC6320589] [PubMed: 30622728]

28.

Van Beek K, Siouta N, Preston N, Hasselaar J, Hughes S, Payne S, Radbruch L, Centeno C, Csikos A, Garralda E , van der Eerden M, Hodiamont F, Radvanyi I, Menten J. В какой степени паллиативная помощь интегрирована в руководства и пути лечения взрослых онкологических больных в Европе: систематический обзор литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *