Определение эксперимент в психологии: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Содержание

Копец Л.В. «Классические эксперименты в психологии»

Многие научные открытия дали толчок к дальнейшему всестороннему развитию. Так, психология перестала относиться к философии и стала научной дисциплиной после того, как на смену интроспекции пришли объективные экспериментальные методы. Как сказал Роберт Хок: «Фундаментом психологической науки являются прежде всего исследования, и прежде всего благодаря оригинальным и изящным исследованиям наши знания и наше понимание человеческого поведения прошли нелёгкий путь накопления и уточнения, что позволило им достичь того уровня, которым мы владеем сегодня».

Эксперимент – это …

Эксперимент происходит от латинского слова «experimentum», как исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное наблюдение за определённым процессом в условиях регламентированных изменений отдельных характеристик условий его протекания. Другими словами, это спланированное и управляемое исследование, в котором экспериментатор влияет на изолированные объекты и фиксирует изменения в его состояниях с целью проверки определённой гипотезы.

Чтобы эксперимент прошёл результативно, необходимо соблюсти несколько моментов:

  1. Исследователь самостоятельно формирует условия, которые должны привести к разрешению определённого вопроса.
  2. Исследователь имеет право изменять условия для получения исследуемого процесса.
  3. Переменные исследования можно изменять, убирать с целью изучения изменений при различных значениях.

Все экспериментальные исследования делятся на две большие группы в зависимости от способа проведения: лабораторные и естественные. В первом случае моделируются специальные условия и об этом знают исследуемые, а во втором всё происходит в естественных условиях без упоминания об участии в исследовании.

С помощью экспериментов в общей психологии решаются следующие задачи:

  • выделение феноменологии;
  • описание психологического явления;
  • установление факторов его актуализации и соответствующее определение силы проявления феномена;
  • объяснение сущности психологических механизмов и закономерностей.

Эксперимент Дж. Пратера: эффективность мыслительной тренировки

Психолог Дж. Пратер доказал свою гипотезу, согласно которой навыки быстрее развиваются и улучшаются, если сочетать тренировки на практике вместе с мыслительными. Такую эффективность мыслительной тренировки он изучал на курсантах военной академии в момент тренировочных посадок самолёта Т-37. В исследовании приняли участие 23 курсанта. Все они прошли стандартные тренировки на тренажёрах, а часть в совокупности осуществляли и мыслительные тренировки в макете кабины. По итогу были получены результаты, согласно которым участники экспериментальной группы получили балл больший и по знаниям, и по технике.

Эксперименты С. Шехтера

Американский психолог Стэнли Шехтер (1922 – 1997) известен своими экспериментами, изучающими значения когнитивных процессов (совокупности психических процессов, обеспечивающих рациональное познание мира) в переживании эмоциональных состояний.

Исследуемыми были студенты, половине из которых была введена настоящая инъекция. От неё учащалось сердцебиение, дыхание и было заметно покраснение кожи. Второй половине (контрольной группе) была сделана инъекция плацебо, не вызывающая никаких физиологических последствий. Все участники получили разную информацию: одна группа знала реальные сроки наступления побочных действий, вторая была дезинформирована о дополнительных эффектах (зуд, головная боль и онемение пальцев), третья группа не получала никаких объяснений. Именно последней группе было уделено особое внимание, поскольку ожидалось, что они начнут самостоятельно искать объяснения своего состояния.

В каждой из экспериментальных групп была сформирована соответствующая атмосфера: эйфории для одной половины и гнева для другой. В итоге было подтверждено, что участники, которые не знали о побочных действиях, поддавались тому настроению, которое искусственно создавалось. А те, кто знали – были более нейтральны в эмоциях при любой ситуации. Так было доказано, что для физиологического возбуждения внутренние изменения необходимы, но этого недостаточно, чтобы пережить определённые чувства, качество которых зависит от доступных в конкретный момент когнитивных факторов.

Эксперимент С. Велинса

На оценивание окружающего влияют многие факторы. С. Велинс провёл эксперимент относительно влияния фальшивых когнитивных признаков. Он заключался в проверке того, будет ли восприятие одинаковых слайдов равным при неизменных физиологических свойствах. Так подтвердилось, что процесс формирования суждений не пассивен, а содержит активную проверку гипотез о причинах изменения оценивания.

Исследования когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии Леон Фестингер (1919 – 1989) является автором теории когнитивного диссонанса. Её суть заключается в следующем: «логически противоречивые знания о предмете имеют мотивационную функцию и вызывают стремление устранить эти несоответствия за счёт изменения знаний или социальных установок». Именно это было официально доказано на примере рискованного эксперимента, проведённого с сектой. Он описан в работе Румянцевой Елены «Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон «Ошибки, которые были допущены (но не мной)».

[1]

Эксперимент с куклой Бобо: исследование поведенческих реакций

Канадский и американский психолог Альберт Бандура (1925) со своими коллегами Доротеей Росс и Шейлой Росс в 1961 году провели социально-психологический эксперимент об особенностях наследования детьми поведенческих агрессивных действий взрослых. В помощь для эксперимента с 72 детьми в возрасте 3-5 лет была использована большая игрушка Бобо. Всем детям продемонстрировали тремя разными способами, как взрослый избивает эту самую игрушку. Первая группа увидела вживую, вторая – в видеозаписи, третья – в мультфильме «Кот Герман», а четвёртая (контрольная) – ничего не видела. В итоге испытуемые, наблюдавшие агрессивное поведение, действительно демонстрировали агрессивное поведение чаще испытуемых из других групп.

Феномен Б. В. Зейгарник: запоминание завершённых и незавершённых действий

Советский психолог, основательница советской патопсихологии Блюма Вульфовна Зейгарник (1901-1988) под руководством Курта Левина проводила эксперименты в Берлинском университете со 164 людьми в возрасте от 13 до 65 лет. Эксперимент проводился индивидуально с каждым участником. Каждому предлагалась серия несложных задач с инструкцией по выполнению. В их число входили: лепка животного из пластилина, нанизывание бусинки, прокалывание дырочек в картоне. Но половину из них целенаправленно не позволяли завершить. Получилось, что завершённые и незавершённые задачи чередовались случайным образом. После этого участники заполняли отчёт о проделанной экспериментальной работе, где указывали о своих переживаниях, перечисляли выполненные задачи и оценивали их. Интересным стал тот момент, что именно незавершённые задачи лучше запомнились, так как к ним хотелось вернуться, чтобы завершить. Об этом эксперименте также указано в «Таблице психологических эффектов» Анны Александровны Бибиковой [2].

Так, было доказано, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Это получило название «эффект Зейгарник» и нашло своё применение в гештальтпсихологии, где появился термин «незакрытый гештальт». Об этом пишет Чернова А. В. в работе «Основные факторы запоминания информации и научения» [3].

Эксперименты Г. Харлоу (исследование природы любви)

Американский психолог Гарри Фредерик Харлоу (1906 – 1981) – первый, кто начал экспериментально исследовать любовь. До его эксперимента считалось, что любовь ребёнка к матери заключается, в первую очередь, в удовлетворении его потребностей, таких как голод, жажда и стремление избежать боли. Согласно гипотезе Харлоу, любовь и эмоциональные привязанности относятся к основным потребностям, которые имеют такую же значимость, как и биологические потребности.

Для подтверждения гипотезы нужно было создать условия, в которых удовлетворять потребности ребёнка стала бы не одна мать, а несколько. В связи с тем, что такая ситуация невозможна по этическим соображениям, Харлоу стал проводить эксперимент на макаках-резусах. Для чистоты эксперимента матерей пришлось изолировать. Детёныши сложно переживали разлуку, но находили нечто тёплое и родное в махровом полотенце, постеленном под клетки.

При разлучении с ним возникала снова негативная реакция.

Затем было проведено 4 этапа эксперимента и получены следующие результаты:

  1. При наличии двух суррогатных матерей все обезьяны проводили больше времени с той, которая была мягкой и тёплой, а не с проволочной, но с бутылочкой для пропитания.
  2. При изолированной концепции, где обеих суррогатных матерей (и мягкую, и проволочную) снабдили бутылочками с молоком для кормления, испытуемые с проволочной конструкцией мучились с пищеварением и отставали в развитии.
  3. При создании стрессовой ситуации с помощью чудовища, издающего громкие звуки и делающего резкие движения, все подопытные бежали к мягкой «маме». Прикосновения с ней их успокаивали.
  4. При конструировании «злых матерей», которые отталкивали детёнышей разными способами, всё равно притягивали к себе маленьких макак.

Данный эксперимент принёс большую пользу человечеству, но при этом нанёс непоправимый ущерб обезьянам. Поэтому эксперименты Харлоу подверглись критике научным сообществом. Об этом также пишет Надежда Козочкина в своей работе «Источник отчаяния – эксперимент на обезьянах, выросших в социальной изоляции» [4].

Феномен «горькой конфеты»

При рассмотрении наглядно действенного мышления психологи озадачились вопросом: почему иногда малыши 3-6 лет с лёгкостью могут решить задания, с которыми не справляются младшие школьники. Аснину удалось доказать, что успешность процесса решения задачи зависит не только от объективного содержания последнего, а в первую очередь от мотива, который задаётся задачей. Этот вывод известен сегодня как феномен «горькой конфеты». Такое название образовалась в связи с тем, что суть эксперимента была в доставании конфеты со стола с высокими бортиками. Дети помладше не раздумывая брали палочку себе в помощь и получали желаемое, в то время как дети постарше стеснялись использовать вспомогательное средство, считали, что так сильно просто для их возраста, и в большинстве случаев добровольно отказывались от неё, стараясь выполнить задание самостоятельно. Таким образом, можно сказать, что они опирались больше на совесть, чем на разум. Но так происходило только в момент малой заинтересованности. Когда потребовалось достать ботинки, то есть произошла ситуация на задачу получения необходимого предмета, она была моментально решена с помощью использования той самой палочки.

Эксперимент Нормана Триплетта (1898)

Первый социально-психологический эксперимент провёл психолог Н. Триплетт, когда решил проверить теорию о том, что спортсмены демонстрируют результаты лучше в соревновании с коллективом, а не по секундомеру. Для проверки было предложено детям скручивать спиннинг на скорость. В первой группе дети делали это изолированно в пустой комнате, а во второй группе – все вместе. По итогу вторая группа показала результаты лучше первой. Этот феномен улучшения результатов в присутствии других людей получил название «эффект социальной фасилитации».

В дальнейшем психологи проводили подобные эксперименты, но используя другие задания: одеваться, запоминать слова, решать арифметические задачи. В итоге было доказано, что в присутствии других людей легче выполняются простые задания на быструю реакцию, а при сложных, творческих заданиях лучше изолироваться, иначе возникает противоположный эффект ингибирования (ухудшение результатов в присутствии других людей).

Хоторнские исследования (1924-1932)

Группа исследователей в небольшом городе Хоторн изучала влияние объективных факторов, таких как освещение, оплата, перерывы, на производительность труда на телефонном заводе Western Electrics. Было проведено несколько этапов эксперимента, на каждом их которых были получены различные результаты. Так был открыт Хоторнский эффект: повышенное внимание, интерес к эксперименту, а также новизна приводят к более высоким результатам испытуемых. Он получил как положительные отзывы от психологов, так как благодаря этому эксперименты появились новые отрасли (психология труда и управления), так и критику. Об этом пишет психолог Надежда Козочкина в своей работе «Хоторнский эксперимент: что влияет на эффективность труда» [5].

Парадокс Лапьера

Психолог, профессор социологии Ричард Лапьер (1899 – 1986) провёл эксперимент в 1934 году, в котором установил социально-психологический феномен несоответствия между реальным поведением человека и высказанными им установками, намерениями и ценностями, которые он признаёт как присущие ему

. Это явление получило название парадокс Лапьера.

Эксперимент состоял из двух отдельных этапов:

  1. Исследование реального поведения. (Лапьер следил за общением молодой китайской пары друзей с людьми, обслуживающими их в различных заведениях, на протяжении совместного длительного путешествия в 16 тысяч километров по США.)
  2. Исследование символического поведения. (Спустя полгода Лапьер разослал опросники по тем местам, где отдыхали путешественники, и в несколько других заведений в тех же регионах и получил в большинстве случаев отрицательные ответы на посещение гостей представителей китайской национальности.)

Стоит учитывать тот факт, что в 30-е годы в США негативно относились к выходцам из Азии. Было удивительно, что в одном отеле ему с друзьями был сразу предложен номер, а при просьбе спустя пару месяцев заказать номер для солидного джентльмена из Азии было отказано. Лапьер объяснил этот факт тем, что его друзья были привлекательными людьми и вызывали ответную симпатию и, как следствие, позитивное отношение.

Проанализировав реальные ситуации и результаты опросников, исследователь показал несоответствие между негативной установкой к выходцам из Азии и реальным поведением, основанным на позитивном отношении. Несмотря на то, что Лапьер не выступал против опросников, он утверждал, что они дают информацию о социальных установках, поэтому и результат получается совершенно символического плана. 

Эксперимент Музафера Шерифа

Турецкий психолог Музафер Шериф (1906 – 1988) стал автором ряда известных экспериментов в социальной психологии. В эксперименте 1935 года он рассматривал влияние групповых норм в условиях лабораторного эксперимента. В центре внимания оказался аутокинетический эффект – своеобразная иллюзия, когда человек воспринимает в затемнённом визуальном поле неподвижную световую точку на определённом расстоянии как движущуюся.

Ход исследования заключался в следующем: когда студенты Колумбийского университета находились в лаборатории в одиночестве и наблюдали за точкой на расстоянии 4,5 метров, то устанавливали примерное расстояние «скачка», а в случае группового наблюдения участники старались перед своим суждением выслушать результаты партнёров.

Вывод исследования заключается в следующем: в условиях, когда ситуация неопределенна и многозначна (по крайней мере двусмысленная), человек склонен соглашаться с мнением других людей (большинства).

Эксперименты Соломона Аша

Польский и американский психолог и преподаватель Соломон Элиот Аш является автором знаменитых экспериментов, посвящённых конформности (изменению в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей). Экспериментальные ситуации в лаборатории были максимально приближены к реальности общения. Люди обсуждали определённый вопрос, после чего интересовались точкой зрения того, кто ещё не высказывался.

Таким образом, он должен был либо согласиться с другими, либо сообщить свою точку зрения. Аш установил, что стремление к адаптации, фактор влияния группы изменяет поведение человека.

Именно работы Аша стали толчком к исследованию механизма конформности. Следующие вариации эксперимента стали также классическими в психологии:

  1. Эксперимент Сержа Московичи, который на примере слайдов голубого цвета показал, что если группа людей определяла их как зелёные, то и большинство «наивных» субъектов с ними соглашалось, либо определяло новый оттеночный цвет между данными.
  2. Эксперимент Ч. Немет и Г. Вахтлер о приверженности демонстрирующих картин определённому стилю.

Эксперимент Стэнли Милгрэма (1963)

Американский социальный психолог и педагог Стэнли Милгрэм (1933 – 1984) известен своими экспериментами в области подчинения авторитету и связности социальных сетей («Теория шести рукопожатий»). Его размышления на тему жестокого отношения людей друг к другу привели к выводу, что способность к подчинённости – глубоко определяющая тенденция человеческого поведения, её эффект может свести на нет способность действовать в соответствии с моральными нормами и невилировать сочувствие к другим людям.

Эксперимент заключался в том, что испытуемым нужно было выполнить несколько указаний, которые противоречили их совести. Были выбраны люди разных возрастных категорий, социальных слоёв и взглядов. За участие каждому платили по 4,5 доллара, независимо от исхода эксперимента. Также участвовали и актёры: один из них достоверно исполнял роль экспериментатора, а второй – испытуемого.

Участникам излагалась история, что происходит исследование на тему влияния наказания электрическим током на процесс обучения, и они являются учителями, которые должны наказывать «подсадного» ученика каждый раз, когда тот будет отвечать неправильно. При этом с каждым дополнительным неправильным ответом повышая напряжение по просьбе исследователя на один до максимального значения в 30.

Все исследуемые показывали разные показатели покорности, если некоторые смогли отказаться от нанесения боли незнакомому человеку, то часть не смогла не подчиниться авторитетному лицу и дошла до нанесения максимального наказания.

Исследования Дж. Дарли и Б. Латане

Теоретической основой эксперимента Дж. Дарли и Б. Латане стал феномен распределения ответственности, который утверждает, что с ростом количества свидетелей в критических ситуациях вероятность оказания помощи уменьшается. Предпосылка развития данной темы, сам эксперимент, несколько случаев проявления «эффекта свидетеля», действенные советы – всё это описывает психолог Надежда Козочкина в работе «Эффект свидетеля». Почему люди не предотвращают убийство» [6].

Влияние классических экспериментов на будущее поколение

Рассмотренные экспериментальные исследования, проведённые в психологии за последнее столетие, изменили знания о человеческом поведении. Несмотря на их критику, они не теряют своего значения в развитии психологической науки. Они помогли открыть новые горизонты экспериментальной социальной психологии, вдохновили многих исследователей, вызвали интерес и стимулировали разноплановые научные и общественные дискуссии. В связи с этим развитие психологии как науки, опирающейся на экспериментальные методы, продолжается, и именно сейчас так ощутимо стало недостаточное количество новых экспериментальных исследований.

Список использованной литературы:
  • 1. Румянцева Е. «Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон “Ошибки, которые были допущены (но не мной)”» https://psychosearch.ru/teoriya/determin/515-kerol-tevris-elliot-aronson-oshibki-kotorye-byli-dopushcheny-no-ne-mnoj
  • 2. Бибикова А. А. «Таблица психологических эффектов» https://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/791-psychological-effects
  • 3. Чернов Ю. В. «Основные факторы запоминания информации и научения» https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/607-osnovnye-faktory-zapominaniya-informatsii-i-naucheniya
  • 4. Козочкина Н. «“Источник отчаяния” – эксперимент на обезьянах, выросших в социальной изоляции» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/672-experiment-on-monkeys-raised-in-isolation
  • 5. Козочкина Н. «Хоторнский эксперимент: что влияет на эффективность труда?» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/656-hawthorne-experiment-what-influences-labor-efficiency
  • 6. Козочкина Н. «“Эффект свидетеля”. Почему люди не предотвращают убийство» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/685-bystander-effect

Основной источник: Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии – К., 2010

Автор: Амосова Виктория, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Как провести психологический эксперимент? — Практическая психология на Aboutyourself.

ru

Автор Evgeniy в . Опубликовано Психологические эксперименты и исследования Последнее обновление: 26/02/2015

Как провести психологический эксперимент?

Подробные пошаговые рекомендации, как практическая инструкция по организации и проведению психологического эксперимента.

Вам предстоит выполнить эксперимент в рамках курса психологии? Не стоит паниковать! Узнайте подробности десяти шагов, составляющих любой успешный психологический эксперимент.

Проведение вашего первого психологического исследования может представляться долгим, сложным и пугающим процессом. Особенно легко запутаться, если вы не знаете, с чего начать, куда пойти и за что взяться. Как и другие науки, психология использует научный метод, и ее заключения базируются на эмпирических доказательствах. Проводя эксперимент, важно последовательно выполнить пять основных шагов научного метода:

  1. Задайте вопрос, который будет проверен.
  2. Спроектируйте исследование и соберите необходимые данные.
  3. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
  4. Сообщите результаты своему научному сообществу.
  5. Опубликуйте результаты.

В этих этапах заключается общая схема процесса. Ниже вы найдете десять более детализированных шагов, следуя которым, вы проведете собственный психологический эксперимент.

Шаг 1: Найдите проблему или вопрос для исследования

Первым делом необходимо определиться с темой эксперимента: какой вопрос или проблему вы будете исследовать. Существует множество интересных вопросов, которые можно взять за основу.

Например, исследуйте расхожее мнение. Народная психология — отличный источник вопросов без ответов, большинство из которых могут служить основанием для психологического исследования. Например, большинство людей полагают, что не ложиться спать всю ночь, чтобы лучше подготовиться к важному экзамену, фактически может навредить, и человек сдаст экзамен хуже, чем если бы он хорошо выспался накануне. Вы можете провести исследование по сравнению экзаменационных оценок студентов, которые готовились всю ночь напролёт с оценками благополучно выспавшихся студентов.

Обзор психологической литературы. Опубликованные исследования — огромный источник оставшихся без ответа психологических вопросов. Во многих случаях даже сами авторы отмечают необходимость дальнейшей разработки темы. Найдите интересное для себя издание психологических экспериментов, и на его основе придумайте ряд собственных вопросов для дальнейшего исследования.

Повседневные проблемы. Каждый день преподносит нам множество интересных психологических загадок, вполне подходящих для научного исследования. К примеру, можно исследовать различные стратегии запоминания и определить, какая из них является наиболее эффективной.

Шаг 2: Определите свои переменные

Прежде, чем Вы начнете собственный эксперимент по психологии, важно оперативно определить все его переменные.

Переменные — это факторы, воздействующие на результат вашего исследования. Эксплуатационное определение дает точное понятие переменных и их измерения в контексте конкретно вашего исследования. Например, если вы проводите исследование воздействия лишения сна на вождение, то необходимо определить, что именно вы подразумеваете под лишением сна и вождением. Так, лишение сна можно определить, как ночной сон продолжительностью менее семи часов, а вождение — как успешность участника на экзамене по вождению автомобиля.

Главная цель эксплуатационного определения переменных — контроль. Понимая, что именно измеряете, вы можете управлять процессом, держа переменную константу между всеми группами или управляя ею, как независимой переменной.

Шаг 3: Развейте гипотезу

Следующим шагом следует развитие тестируемой гипотезы, которая предполагает, каким образом определенные переменные связаны оперативно. Возвращаясь к предыдущему примеру, можно выдвинуть следующую гипотезу: «Студенты, лишённые сна накануне экзамена, выступят с худшими результатами, нежели студенты, сна не лишённые».

Чтобы определить, существенны ли результаты исследования, важно также иметь нулевую гипотезу. Нулевая гипотеза — предположение, что у одной переменной не будет ассоциации с другой переменной. Другими словами, нулевая гипотеза предполагает, что не будет никакого различия в эффектах этих двух переменных в экспериментальных и контрольных группах.

Нулевая гипотеза, как предположение, действительна только в случае, если она не противоречит полученным результатам. Экспериментатор может как отклонить нулевую гипотезу в пользу альтернативной, так и принять её.

Важно понимать тот факт, что нулевая гипотеза считается верной просто потому, что вы не нашли доказательств, опровергающих её. Иначе принятие нулевой гипотезы представляет собой логическую ошибку, которой следует избегать в научном исследовании.

Шаг 4: Проведите второстепенное исследование

Как только Вы развили тестируемую гипотезу, важно уделить некоторое время проведению второстепенного исследования. Что в вашей теме уже ранее исследовано и доказано? Какие вопросы всё ещё остаются без ответа? Вы можете ознакомится с ранними исследованиями в области своей темы посредством книг, журнальных статей, газет и интернет-ресурсов, посвященных вашему предмету.

Необходимость проведения предварительного исследования оправдана, поскольку позволяет углубить понимание темы и предусмотреть некоторые нюансы собственного эксперимента.

К тому же это обеспечивает лучшее основание для выдвижения гипотезы. Тщательный обзор литературы может сподвигнуть вас даже изменить свою гипотезу.

Второстепенное исследование поможет вам обосновать решение доказывать свою особую гипотезу и ясно сформулировать, почему тема заслуживает дальнейшей разработки.

Поскольку вы исследуете историю своей темы, не забывайте делать соответствующие пометки и создавать рабочий библиографический список источников. Эта информация окажется особенно ценной, когда вы приступите к описанию результатов своего эксперимента.

Шаг 5: Разработайте план эксперимента

После проведения второстепенного исследования и окончательной формулировки гипотезы следует разработать план эксперимента. Существует три основных типа проектирования, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Предварительный экспериментальный план. Этот тип экспериментального плана не предусматривает контрольную группу. Изучается единственная группа участников, и сравнения между экспериментальной и контрольной группой не производится. Примеры предварительных экспериментальных планов включают тематическое исследование: например, одной группе дают некое лечение, и измеряют его результаты. Или комплексное исследование-сравнение результатов «до» и «после» (одну группу проверяют, дают лечение, затем повторно проверяют).

Квазиэкспериментальный план. Данный тип экспериментального плана включает в себя контрольную группу, однако рандомизацию не предусматривает.

Реальный экспериментальный план. Такой план включает оба элемента, в которых предварительные экспериментальные планы и квазиэкспериментальные планы по отдельности испытывают недостаток — контрольные группы и случайное разделение на группы.

Шаг 6: Стандартизируйте экспериментальные процедуры

Чтобы прийти к закономерным выводам, важно сравнить «яблоки с яблоками». Каждый участник каждой группы должен подвергнуться одинаковому воздействию при одинаковых условиях. Например, в нашем гипотетическом исследовании эффекта лишения сна на работу водителя автомобиля, экзамен по вождению должен предусматривать одни и те же условия для всех: маршрут, тип транспорта, препятствия, время прохождения и т. д. — всё это должно быть одинаковым для каждого тестируемого участника.

Шаг 7: Подберите участников эксперимента

Помимо уверенности в стандартных условиях тестирования, достоверность результатов эксперимента также требует внимания к составу участников. Если люди в контрольной группе (те, которые не были лишены сна) окажутся гонщиками-любителями, в то время как группа недоспавших участников будет состоять из людей, недавно получивших водительские права, вряд ли результаты эксперимента окажутся объективными.

Существует множество различных методов выбора участников исследования. Это может быть случайна выборка из различных категорий населения, либо дифференцированная выборка с учетом возраста, пола, социально-экономического статуса, географического положения и т. п.

Шаг 8: Проведите исследование и соберите данные

После того, как участники подобраны, пора приступать непосредственно к процедуре исследования и сбору данных. Следует обратить внимание на следующие проблемы:

Вы должны быть уверены, что Ваш эксперимент отвечает всем требованиям этичности.

Вы должны получить разрешение на проведение эксперимента с участием людей, предоставив детальный план исследования Экспертному совету своего учебного заведения, либо согласовать его со своим научным руководителем.

Каждому участнику эксперимента необходимо предоставить документальную форму информированного согласия, в которой отражена основная информация об исследовании, планируемые к сбору данные, варианты использования полученных результатов. В данной форме также должна быть предусмотрена возможность добровольного выхода участника из эксперимента на любом этапе.

По окончании этого шага, Вы можете приступать к процедуре сбора проверки данных.

Шаг 9: Проанализируйте результаты

Когда все данные собраны, следует проанализировать результаты Вашего эксперимента. Исследователи используют статистические методы, чтобы определить, соответствуют ли результаты исследования выдвинутой гипотезе и установить, существенны ли эти результаты. Статистическое значение обуславливает тот факт, что результаты исследования не случайны, а в определенном роде закономерны.

Типы статистических методов, которые могут быть использованы для анализа данных, зависят в основном от типа собранных данных. Если вы используете случайную выборку из многочисленного населения, то применяйте логические методы для выводов. Это позволит сделать выводы о том, как результаты исследования касаются населения в целом. Поскольку ваши выводы будут основываться на выборочном образце, стоит предполагать некоторую статистическую погрешность.

Ваша заключительная задача в проведении психологического эксперимента заключается в публикации результатов. Сообщая о своём эксперименте научному сообществу, Вы углубляете базу знаний по своей теме. Вы можете опубликовать результаты исследования в научном тематическом журнале, в сборнике материалов конференции и т. п.

Вероятно, потребуется предоставить формальный отчёт преподавателю. Обычно такой отчёт состоит из следующих разделов:

  • титульный лист;
  • аннотация;
  • введение;
  • методы исследования;
  • результаты исследования;
  • обсуждение;
  • ссылки;
  • таблицы и иллюстрации.

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Экспериментальная психология | Encyclopedia.com

Научное исследование основных поведенческих процессов, включая ощущения, эмоции и мотивацию, а также таких когнитивных процессов, как восприятие, память, обучение, решение проблем и язык.

Психологи-экспериментаторы работают над тем, чтобы понять основные причины поведения, изучая людей и животных. Животных изучают в лабораториях и за их пределами по разным причинам. Исследователь может захотеть узнать больше о конкретном виде, изучить взаимосвязь разных видов, изучить эволюционное значение определенных моделей поведения или узнать больше о поведении человека.

Экспериментальная психология расцвела во второй половине девятнадцатого века благодаря работам таких деятелей, как Г. Т. Фехнер (1801-1887), чьи Элементы Психология (1860) считаются первым исследованием в этой области, и Вильгельм Вундт (1832-1920), который основал первую психологическую лабораторию в 1879 году. Другие, в том числе Герман Эббингауз и Э.Б. Титченер (1867-1927) использовал лабораторные методы для исследования таких областей, как ощущение, память , время реакции и элементарные уровни обучения. В то время как контролируемые лабораторные исследования продолжают вносить большой вклад в область психологии, экспериментальные методы также использовались в таких различных областях, как развитие ребенка, клиническая диагностика и социальные проблемы. Таким образом, понятие экспериментирования больше не может быть ограничено лабораторией, и «экспериментальная психология» теперь определяется методом и видами исследуемых процессов, а не его обстановкой.

Эксперимент в любой обстановке проверяет гипотезу, предварительное объяснение наблюдаемого явления или предсказание исхода конкретного события, основанное на теоретических предположениях. Все эксперименты состоят из независимых переменных , которыми манипулирует исследователь, и зависимых переменных , результат которых будет связан с независимой переменной. Например, в эксперименте по проверке вызывающих сон свойств гормона мелатонина введение гормона будет независимой переменной, и полученное количество sleep будет зависимой переменной.

Проще говоря, эффекты независимой переменной определяются путем сравнения двух групп, максимально похожих друг на друга, за исключением того, что только одна группа подвергалась воздействию тестируемой независимой переменной. Эта группа называется экспериментальной группой ; другая группа, которая обеспечивает базовый уровень для измерения , называется контрольной группой .

Хотя в идеале экспериментальная и контрольная группы должны быть максимально похожими, на практике большинство психологических исследований осложняется множеством факторов. Например, некоторые случайные переменные — различия как в самих испытуемых, так и в условиях тестирования — неизбежны и могут сорвать эксперимент. Кроме того, многие эксперименты включают более одной группы испытуемых, и установить настоящую контрольную группу невозможно. Один из способов решения этих проблем состоит в том, чтобы случайным образом распределять субъектов по группам, таким образом распределяя влияние неконтролируемых переменных как можно более равномерно.

Отношение испытуемых к экспериментальной ситуации — еще одно условие, которое может повлиять на результаты. Это явление лучше всего демонстрируется так называемым эффектом плацебо . Субъекты в экспериментах, которые проверяют медицинские и психологические методы лечения, часто показывают улучшение только потому, что они считают, что лечение было назначено. Таким образом, введение плацебо (предполагаемое лечение, которое на самом деле не содержит активного ингредиента) контрольной группе может открыть экспериментатору, было ли улучшение состояния испытуемых вызвано самим лечением или только верой испытуемых в то, что их состояние улучшится. Помехи могут возникать из-за дополнительной переменной, предвзятости экспериментатора, непреднамеренного влияния отношения экспериментатора, поведения или личных интересов на результаты эксперимента. Экспериментатор может, например, по-разному читать инструкции двум группам испытуемых или непреднамеренно давать одной группе немного больше или меньше времени для завершения эксперимента. Особенно мощным типом предвзятости экспериментатора является 9.0013 самосбывающееся пророчество , тогда как ожидания исследователя влияют на результаты. В известном примере, когда лаборантам, работавшим с двумя группами случайно выбранных крыс, сказали, что одна группа умнее другой, они обращались с крысами таким образом, что якобы более «сообразительная» группа быстрее научилась преодолевать лабиринт. чем другая группа. Небольшие различия в том, как ассистенты обращались с «более умной» группой, привели к результатам, которых они были вынуждены ожидать.

В экспериментах с использованием плацебо предвзятость экспериментатора можно предотвратить с помощью двойного слепого плана, при котором не только испытуемые, но и лица, проводящие эксперимент, не знают, какая группа является контрольной и какие результаты ожидаются. В общем, экспериментаторы могут свести к минимуму предвзятость, если бдительно попытаются распознать ее, когда она появится, а также сопротивляться искушению намеренно повлиять на результат любого эксперимента. Результаты экспериментов обычно представляются в отчете или статье, которая следует стандартному формату введения, метода, результатов и заключения.

Экспериментальные исследования также могут проводиться посредством квазиэкспериментов, исследований, которые не контролируются настоящим экспериментом, потому что одно или несколько его требований не могут быть выполнены, например, преднамеренное использование независимой переменной или случайное распределение испытуемых по разным группы. Например, исследования воздействия наркотиков на беременных женщин основаны на данных о женщинах, которые уже были беременны и либо принимали, либо не принимали наркотики. Таким образом, исследователь не может контролировать назначение испытуемых или выбор, который им предоставляется, но он или она все же может измерить различия между двумя популяциями и получить важные результаты. Эти результаты становятся достоверными, когда они основаны на данных, полученных от большого числа субъектов, и когда их результаты могут быть воспроизведены несколько раз. Такие исследования обеспечивают основу для исследований, которые в противном случае были бы невозможны.

См. также Экспериментальный проект; Методология исследования

Д’Амато, М. Р. Экспериментальная психология: методология, психофизика и обучение. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1970

Кантовиц, Барри Х. Экспериментальная психология: понимание психологических исследований. 5-е изд. Сент-Пол: West Publishing Company, 1994.

словосочетание экспериментальной психологии | значения и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с психологией.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Одним из важных тестов для настоящего тезиса является рассмотрение периода до институционализации статистики вывода в экспериментальной психологии .

Из Кембриджского корпуса английского языка