Мотивация деятельности с точки зрения психологии
Содержание статьи
Мотивация деятельности человека впервые была рассмотрена как наука А. Шопенгауэром. По его мнению, данный термин включает в себя динамический процесс, имеющий физиологическую природу. Им можно управлять, причем используя психологию человека. Проявляется мотивация на эмоциональном и поведенческом уровне. С первого взгляда все кажется слишком сложным, поэтому попытаемся разобраться в явлении, от которого зависит каждый из нас.
Понятие
Несмотря на популярность данного запроса и активность изучения мотивации, конкретного определения термина не существует. Слишком часто на эту тему спорят ученые умы, представляя свои гипотезы. Их объединяет попытка объяснить суть мотивирующих обстоятельств. Каждая версия пытается ответить на вопросы:
- из-за чего человек начинает действовать;
- какие потребности он удовлетворяет, выполняя ту или иную задачу;
- почему и как подбирается последовательность действий;
- какие результаты ожидает личность, насколько они значимы;
- по какой причине отдельным категориям людей удается гораздо быстрее достичь поставленных целей, чем другим представителям социума, наделенным аналогичными способностями.
Часть исследователей сошлись во мнении, что мотивация является врожденным или приобретенным механизмом воздействия на человека. Другие уверены, что причинами более высокой активности, быстрого достижения цели являются обстоятельства и условия. Третьи настаивают на сочетании первых двух версий.
В итоге было собрано единое понятие мотивации — это система, включающая в себя внешние, внутренние факторы, стимулы, действующие на поведение человека.
Из чего состоит мотивация
Психология мотивации включает несколько ключевых понятий:
- мотив — идеальный предмет, к которому стремится приблизиться человек;
- потребность — неосознанное желание личности избавиться от возникшего дискомфорта;
- цель — желаемый результат сознательных действий.
На примере питания данные составляющие можно охарактеризовать таким образом — голод является естественной потребностью, желание поесть мотивом, а конкретное блюдо целью.
Виды
Мотивация деятельности подразделяется на две группы:
- Экстринсивная, иначе внешняя — мотивы, обусловленные любыми внешними факторами.
- Интринсивная, внутренняя — зарождается благодаря личным потребностям, интересами, установками. При такой мотивации человек действует по собственному желанию, несмотря на внешние обстоятельства.
Также мотивация может быть положительной и отрицательной. Первая базируется на позитивных ожиданиях, вторая на негативных. На практике это выглядит следующим образом — при положительном мотиве «я делаю, потому что тогда получу определенную выгоду», при отрицательном «я не буду ничего делать, тогда меня, например, не накажут или не лишат премии».
Устойчивая и неустойчивая мотивация — еще два вида рассматриваемого явления. Например, при ощущении голода, холода или жары человек имеет устойчивый мотив поесть, согреться или охладиться. И он будет выполнять необходимые действия, чтобы достичь поставленной цели. Примерами неустойчивой мотивации может быть попытка похудеть или бросить курить. В этом случае человек не испытывает особого дискомфорта, поэтому сегодня он устойчив в желаниях, а завтра снова забывает о них, соответственно не достигает цели.
Существует еще три подвида мотивации — персональная, групповая, познавательная. Первая определяет удовлетворение личных потребностей, вторая направлена на группу лиц, связанных общим интересом (семья, рабочий коллектив, учебный класс), а третья подразумевает любой вид образовательного процесса.
Стимулы, заставляющие действовать
Мотивация и деятельность немыслимы без мотивов, которые подталкивают нас к определенным поступкам, стимулируют к работе и активности.
Самоутверждение
Психология человека устроена таким образом, что ему просто необходимо быть оцененным, уважаемым. Чувство собственного достоинства возрастает в несколько раз, стоит только доказать всем, что ты способен на какие-то поступки. Именно самоутверждение заставляет нас строить карьеру, заканчивать институт на отлично, худеть, избавляться от вредных привычек, становиться лучше и проводить комплексную работу над собой.
Идентификация
Подобные мотивы характерны для подростков, ищущих себя в жизни, хотя у взрослых людей зачастую тоже просматривается идентификация. Это желание быть похожим на кого-то — на родителей, родственников, персонажей кино, книг, артистов или актеров. Стремясь соответствовать их личности, человек становится более уверенным в себе, возникает смелость, готовность совершать те поступки, на которые ранее не хватало вдохновения. Со временем такой стимул отходит на второй план, но для многих людей его наличие и переживание играет важную роль в успешной социализации.
Власть
Желание управлять коллективом возникает у многих людей, поэтому этот фактор является весомым на фоне других. Человек, намеренный возглавить отдел, город или страну, устанавливать свои правила, готов жертвовать многим, лишь бы приблизиться к желаемому. При этом путать мотив властвования и самоутверждение нельзя — при такой мотивации человек хочет обрести влияние над другими, а не удовлетворить собственное достоинство.
Процессы и содержание
Данный стимул не содержит конечной цели — психология человека иногда заставляет его заниматься выбранной деятельностью только потому, что она приносит ему удовольствие в процессе. Например, поклонники караоке любят петь, им нравится это состояние души, но они не стремятся к вокальным конкурсам. Аналогично обстоит дело со спортом и танцами — человек может часами проводить время на тренировках и репетициях, при этом не ставить цели стать знаменитым, зарабатывать деньги и т. д. Это хобби, приносящее моральное и физическое удовлетворение.
Саморазвитие
Еще одна мотивация к деятельности — важен постоянный рост, развитие всех качеств. Людям, достигшим вершин, свойственно гордиться былыми достижениями. Но время проходит, личность стремится сохранить их, чтобы не возникло внутреннего конфликта. Начинается процесс самообучения и развития, которые помогают сохранить то, на что было потрачено много сил и времени. Однако основным требованием для постоянного саморазвития является удовлетворение от обретения новых навыков.
Достижения
Это движущая сила всех жизненных сфер человека — мы каждый день составляем хотя бы краткий план. Сходить на работу, посетить фитнес центр, сделать с детьми уроки и т. д. Достижение всех поставленных задач удовлетворяет нас, в противном случае мы испытываем дискомфорт, нервное напряжение, недовольство. Также и при постановке более серьезных целей — мы знаем, что, если достигнем того, чего желаем, будем ощущать сверх приятные эмоции.
Социальная мотивация
Стимулы этой группы предназначены для таких профессий, как депутаты, военные, медики, учителя и т. д. Их деятельность направлена на интересы общества, они имеют долг перед социумом и ответственность за результаты своей работы. Такие мотивы заставляют быть более внимательным, чтобы не пострадали другие люди.
Как мотивировать?
Каким бы сложным ни было достижение результатов, способы мотивации, которых насчитывается несколько десятков, эффективно помогают на каждом этапе. Условно их разделяют на три группы.
Мотивация персонала
Комплекс действий и заданий, включающих в себя моральную, материальную, профессиональную поддержку работников. Основные цели сотрудников и руководства сходятся — повышается качество и эффективность трудовой деятельности. Сюда входят премирование как стимуляция работы, стиль управления, обучение и повышение квалификации, соблюдение ряда правил, от штрафов за опоздание до субординации, воздействие на работников с учетом их интересов.
Стимуляция обучающихся
Каждому школьнику важно понимать, для чего он учится, зачем нужны пятерки и сданные рефераты, для чего учить теоремы и правила. Поэтому педагогами придуманы всевозможные опыты, наглядные пособия, поучительные рассказы из жизни, вызывающие интерес учеников. Проводится анализ прочитанного и реальной жизни с целью поиска связи, создается имитация спора, в котором учитель может уступить ненадолго, лишь бы спровоцировать у учеников желание подумать, почитать информацию, расширив кругозор. Совершенствуются программы обучения и привычные предметы, чтобы они соответствовали современной жизни.
Самомотивация
Поставить цель несложно, гораздо тяжелее достичь ее. В силу природной лени, слабости и других факторов мы можем годами совершать попытки, но оставаться ни с чем. Мотивировать себя будет намного легче, если заняться самовнушением, переубедив, что себя в необходимости выполнения задачи. Полезно почитать биографии выдающихся личностей, узнать, что им пришлось пережить, чем пожертвовать. Посмотреть чужие примеры, например, фотографии похудевших и помолодевших людей. Заниматься развитием собственной воли — действовать, минуя «не хочу». Представить то, к чему стремишься — визуализация во многом помогает быстрее взять себя в руки и начать действовать.
Вывод
Теперь, зная, что такое мотивация к действию, и какой она бывает, а также каковы способы мотивирования, будет гораздо легче правильно выстроить план, найти свои мотивы, которые помогут не отступать от намеченной схемы.
Похожие записи
apatii.net
Мотив и мотивация. Теории мотивации.
Мотивы — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия организованность. Потребности — состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, ее отличием является избирательность реагирования живого на то, что составляет предмет потребностей. Характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Второе после потребностей — цель — непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.Параметры мотивационной сферы: широта — качественное разнообразие мотивационных факторов — потребностей и целей. Гибкость — более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовании больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта — разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить предметом удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижностью связей существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы. Иерархизированность — характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Интересы — особое мотивационное состояние познавательного характера. Задача — ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе определенной цели организм наталкивается на определенные препятствия. Желания и намерения — сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.
Теории — «теория принятия решений» в 17-18в. объясняющая на рационалистической основе поведение человека, и «теория автомата» — объясняющая на иррационалистической основе поведение животного.
Эволюционная теория Дарвина — под влиянием ее в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (Келер, Торндайк) и инстинктов у человека (Фрейд, Макдауголл, Павлов). Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми ранее наделялись только животные, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой точки зрения стали теории инстинктов Фрейда, Макдауголла, предложенные в конце 19в. Они предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, их было три — инстинкт жизни, смерти и агрессивности.
Бихевиористическая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности – поведенческая, развивалась как логическое продолжение идей Уотсона в теории объясняющей поведение. Кроме это Халл, Скиннер пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. Исследования, начатые Павловым, были продолжены Бернштейном автором оригинальной теории психофизиологической регуляции движений Анохина, предложившего модель функциональной системы на современном уровне описывающую динамику поведенческого акта.
Маслоу — у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:
1. Потребности физиологические (голод, жажда и пр.)
2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным).
3. Потребность в принадлежности и любви (находится рядом с любимым).
4. Потребность в уважении (компетентность).
5. Познавательные потребности (знать, уметь).
6. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей).
Леонтьев — мотивационная сфера человека, как и другие психологические способности, имеет свои источники в практической деятельности. Эта концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека.
Когнитивный подход — значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека.
Фестингер — теория когнитивного диссонанса — утверждал, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию.
Аткинсон — общая теория мотивации, объясняет поведение человека, направленное на достижение определенной цели.
www.psyworld.ru
Мотивация | Мир Психологии
МОТИВАЦИЯ
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъекта.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Мотивация (англ. motive — повод, мотив, побуждение) — мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность.
По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов:
- Потребности и инстинкты как источники психической активности;
- Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности;
- эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения.
В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные — подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними — антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка — объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их.
Различают Мотивацию низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая — социальными факторами.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Мотивация — cубъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающей совершать определенные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Мотивация — наиболее типичный способ употребления этого чрезвычайно важного, но дефиниционно неуловимого термина связан с пониманием его как процесса вмешательства или как внутреннего состояния организма, побуждающего или ведущего его к действию. В этом смысле мотивация – побудитель поведения. Однако имеются некоторые вариации этой темы. Некоторые теоретики рассматривают состояние мотивации как состояние общего возбуждения без какой-либо определенной цели или направленности, но как то, что известно как общее побуждение или общее влечение. Фактически возникает такое поведение, как они утверждают, которое является доминирующим в этой конкретной ситуации. Большинство других теоретиков, с другой стороны, утверждает, что мотивационные состояния специфичны для определенных влечений и потребностей и должны всегдз анализироваться в терминах определенных целей и направленности.
Действительно, в исследовании человеческой психологической мотивации этот аспект обычно принимается как аксиома. Следовательно, мотивация здесь часто характеризуется представлением о том, что определенное поведение или поведенческая тенденция наблюдаются по причине наличия определенного мотивационного состояния. Обратите внимание, однако, что мотивация не является концепцией, которую можно использовать в качестве единственного объяснения поведения. Мотивационные состояния возникают в результате многочисленных взаимодействий большого числа других переменных, к которым относятся и потребности или интенсивность влечения, побудительная ценность цели, ожидания организма, доступность соответствующих реакций (то есть усвоенных моделей поведения), возможное наличие находящихся в конфликте или противоречии мотивов и, конечно, бессознательные факторы. Наиболее современные исследования мотивации распадаются на три широких направления,
- физиологическое, которое ставит своей целью анализ неврологических и биохимических оснований. Большинство работ здесь ограничено так называемыми первичными влечениями, такими как голод, жажда, поддержание температуры, избегание боли, секс и т.д., которые имеют чисто органическую основу. Например, см. гомеостаз влечений, лимбическая система,
- Поведенческое, которое занимается в основном разработкой и усовершенствованием теории влечения и теории научения. Обратите внимание, что эти два направления являются очень сильно взаимодополняющими. Например, см. влечение (и связанные статьи), побудитель, потребность,
- Психологическое, которое ориентируется на объяснение сложных, усвоенных человеческих моделей поведения. За исключением использования многих сходных основных понятий, это последнее направление стоит совершенно отдельно от двух других. См. здесь потребность в достижении, потребность в аффилиации, потребность в иерархии, бессознательная мотивация.
В заключение обратите внимание, что проблема мотивации тесно переплетается с проблемой эмоций. Эмоциональные состояния имеют тенденцию обладать мотивационными свойствами, а побуждающие элементы мотиваци-онной диспозиции часто имеют сильную эмоциональную окраску. Кроме того, физиологические структуры, выделенные в одном контексте, имеют тенденцию быть вовлеченными и в другой.
предметная область термина
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ (от франц. motif — побудительная причина) — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.
МОТИВАЦИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЕ (Affiliation motivation) — cтремление некоторых индивидов к установлению социальных связей с другими людьми.
МОТИВАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЫБОРОВ (МОТИВАЦИОННОЕ ЯДРО ВЫБОРОВ) — система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Анализ мотивации межличностных выборов позволяет определить психологические причины, по которым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других. Выявление мотивов социометрических и референтометрических выборов дает возможность раскрыть содержательную сторону процессов групповой дифференциации и интеграции. Характер мотивации межличностных выборов определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предпочтений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям.
Мотивационное ядро выборов является одним из основных социально-психологических феноменов межличностных отношений, позволяющих качественно оценить уровень социально-психологического развития группы и выявить мотивационные приоритеты практически каждого отдельного члена сообщества при выборе им конкретного партнера по взаимодействию и общению. В группах высокого уровня социально-психологического развития, то есть там, где межличностные отношения в существенной степени опосредствуются целями и содержанием просоциальной по направленности и личностно значимой практически для каждого деятельности, межличностные предпочтения основаны преимущественно на личностной персонализации индивида, что, в свою очередь обусловлено проявлением им своих личных достоинств и конкретных усилий в рамках совместной деятельности. Здесь даже социометрические выборы, отражающие факт избрания партнера в логике отношений симпатии и антипатии, все равно как бы «прогреваются» глубинными слоями межличностного взаимодействия, напрямую связанными с совместной деятельностью.
В группировках корпоративного типа чаще всего превалирующим основанием межличностного выбора или отвержения является статусно-ролевая принадлежность членов сообщества к тому или иному стратификационному слою в интрагрупповой структуре власти. Что касается диффузных групп, то при выборе партнера по взаимодействию и общению члены такого сообщества ориентируются, прежде всего, не на их вклад в достижение успеха совместной деятельности, а на внешние показатели, вызывающие деятельностно неопосредствованное чувство симпатии. В рамках теориия деятельностного опосредствования в 70—80-х годах XX века и в начале века XXI было осуществлено более 200 экспериментальных исследований с прямым целевым использованием методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов (речь идет лишь о тех работах гипотетическая составляющая которых была построена таким образом, что исследовательские предположения не могли быть проверены без использования именно этой экспериментальной процедуры). Основные закономерности и зависимости, выявленные в рамках этих работ, а также богатый эмпирический материал, накопленный в их рамках, изложены в коллективных монографиях «Психологическая теория коллектива» (М., 1979) и «Психология развивающейся личности» (М., 1987), а также в учебном пособии М. Ю. Кондратьева «Социальный психолог в общеобразовательном учреждении» (М., 2007). Подробное описание процедурной части методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов, а также алгоритма обработки данных и их интерпретации осуществлено в третьей части настоящей «Азбуки».
Практический социальный психолог, профессионально работающий с конкретной группой или организацией, зафиксировав факт избирательного отношения одного члена общества к другому, должен, прежде всего, выяснить мотивационное ядро подобного выбора, так как, не имея этой информации, невозможно, с одной стороны, адекватно определить уровень социально-психологического развития конкретного сообщества, а с другой — реалистично оценить характер межличностной предпочтительности в конкретной диаде партнеров по взаимодействию и общению.
АТАРАКТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ — заключается в стремлении применения веществ с целью смягчения или устранения эмоционального дискомфорта.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
www.persev.ru