Вкусовые рецепторы: съедобное – несъедобное
Человеческий организм познает окружающую среду органами чувств. С рождения мы чувствуем запах, слышим различные звуки, видим разноцветные предметы, ощущаем тепло или холод, выбираем, что вкусно, а что – нет. За это в нашем организме отвечают обоняние, осязание, зрение, слух, чувство равновесия и положения в пространстве (вестибулярный аппарат).
Согласно научному определению, органы чувств – это специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма. Познавая окружающий мир через органы чувств, мы не просто получаем информацию, но и программируем её на дальнейшее восприятие, которое откладывается в подсознании человека. Поговорим сегодня об органе вкуса (нашем языке).
Физиологией заложено, что благодаря вкусовым рецепторам (нервные окончаниям) на языке мы можем различать, где сладкое, горькое, соленое, кислое, горячее и холодное.
Строение вкуса
Наши вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка внутри слизистых листообразных оболочек (вкусовых сосочков). При попадании пищи на язык эти оболочки получают раздражение, в ходе которого и появляется сам вкус еды, и его мы можем различать.
Строение вкусовых рецепторов на языке
Источник
На окончаниях вкусовых клеток расположены 40-50 тоненьких микроворсинок. Пищевые продукты раздражают ворсинки рецепторов. Появившиеся сигналы передаются по нервным волокнам в определенные отделы головного мозга. Сладкий и солёный вкусы определяются кончиком языка, кислый – по бокам, горький – на средней части спинки языка. Тем не менее все вкусовые рецепторы распределены по всей поверхности языка и отличаются лишь плотностью распределения.
В одной вкусовой оболочке расположено от 3 до 100 рецепторов. Не все оболочки выглядят одинаково. Они могут иметь различные размеры. Это потому, что у человека на языке расположены четыре типа вкусовых оболочек. Центр языка занимает самое большое количество маленьких и тонких оболочек. Они называются нитевидными и не содержат вкусовых рецепторов. Спереди и по бокам языка — маленькие круглые, похожие на крапинки. Это грибовидные вкусовые оболочки, в которых находятся в основном по 3-5 вкусовых рецепторов. Чтобы рассмотреть остальные два типа оболочек, придется постараться. На самой задней части языка, в районе миндалин, можно заметить несколько выступов по бокам. Это листовидные сосочки.
Что такое вкусовая сенсорная система?
Определение вкусовая сенсорная система понимается как вкусовой раздражитель. Как люди узнали о имеющихся в организме вкусовых раздражителях? Собственно, вкусовые рецепторы, как и обонятельные, – это хеморецепторы, и необходимы они для того, чтобы отслеживать химический состав окружающей среды. Мы привыкли определять вкус как контактное чувство: действующие на вкусовые рецепторы языка молекулы находятся в каком-либо растворе или пище. Обонятельные рецепторы работают дистанционно, и молекулы химических веществ определяются потоком воздуха.
Согласно исследованию вкуса у насекомых Минниха и Детье были проведены опыты вытягивания хоботка у бабочек и мясных мух. Опыт показал следующее: в процессе стимуляции верхняя губа выдвигается вперёд, когда волоски соприкасаются с жидкостью.
Бабочка в ходе опыта
Источник
Строение приёма пищи у насекомых
Источник
Рецептор сахара может по-разному реагировать, а частота стимуляции возрастает с увеличением концентрации сахара. Получается, что растительноядные насекомые и гусеницы имеют рецепторы, чувствительные к химическим веществам, содержащимся в растительной пище.
Куда пропадает вкус?
При полной или частичной потере вкуса человеку сложно принимать в рацион продукты питания и различать их по вкусовым рецепторам. Медики разделяют нарушение вкуса на три основных типа. Первый тип – обострение вкусового чувства (гипергевзия), для которого характерно возникновение вкусового ощущения высокой интенсивности, несоразмерной с обычным уровнем. Второй тип – снижение остроты вкусового ощущения (гипогевзия). Это состояние характеризуется возникновением вкусового ощущения малой интенсивности. Здесь может произойти и агевзия – полное отсутствия вкуса. И третий тип – извращение вкусового ощущения, или дисгевзия. При этом, например, раздражение рецепторов, в норме отвечающих за развитие чувства сладкого, приводит к возникновению другого чувства – острого, горького, соленого. Типы нарушения вкуса могут сопровождаться как вместе, так и по отдельности.
Осмотр врача-оториноларинголога
Источник
Основная причина нарушения вкуса, как считают специалисты, кроется в изменениях слизистой оболочки рта и языка. Это может сильно повлиять на работу вкусовых сосочков или сигнала доставки химического вещества к ним. Инфекционные процессы или признаки дефицита питательных веществ – оба влияют на изменение слизистой в организме. Для нормальной работы вкусовых рецепторов должно происходить полное растворение химических раздражителей в слюне. Так как вкусовое ощущение напрямую связано с обонянием, то следует быть крайне осторожными тем людям, у которых острый и хронический ринит (воспаление слизистой оболочки носовой полости).
Ещё один немаловажный факт, который следует запомнить – вкусовые ощущения могут меняться или полностью исчезать при повреждении нервов и центров головного мозга, относящихся к вкусовому анализу. Некоторые изменение вкусового восприятия могут наблюдаться и при психических расстройствах.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Источник изображения в тексте на главной странице.
Федорова С.Н. — ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Фёдорова Светлана Николаевна
КГУ «Областная специальная школа-интернат № 2 для детей с ОВР» УО КО
«Органы чувств»
Конспект урока по предмету «Человек и мир»
Номинация: «ОБУЧЕНИЕ+УВЛЕЧЕНИЕ»
Конспект урока способствует решению основных задач специальной коррекционной школы: оказывает всестороннюю педагогическую поддержку воспитанникам с умеренной умственной отсталостью. Урок построен в нетрадиционной форме, в форме исследования. В ходе урока выявлялись и на их основе пополнялись знания воспитанников об органах чувств человека, проводилась практическая работа по определению цвета, вкуса, запаха, слуха. Через выполнение различных заданий учащиеся понимали значимость бережного отношения к органам чувств и своему здоровью.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная:
— Формировать представление об органах чувств человека, о роли и значении органов слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания в познание окружающего мира; о гигиене и профилактике заболеваний органов чувств. Развивать умение понимать потребность своего организма в восприятии окружающего мира через определение внешнего вида и качества предметов, запаха, вкуса, звука.
Развивающая:
— Способствовать коррекции мыслительной деятельности, развитию слухового, зрительного, обонятельного, вкусового и тактильного ощущения и восприятия через актуализацию имеющихся знаний и выполнение предметно-практических упражнений и предлагаемых заданий; пространственной ориентировки, развитию связной устной речи, обогащению словарного запаса по теме «Органы чувств».
Коррекционно-воспитательная:
— Воспитывать познавательный интерес, учебную мотивацию через исследовательскую деятельность и игровые моменты.
Социализация личности:
— Формировать бережное и заботливое отношение к своему здоровью.
Оборудование: аудиозаписи – хруст снега, вьюги, звук домбры, сигнал автомобиля, сирена машины скорой помощи, пожарной машины, предметные иллюстрации, натуральные предметы – огурец, апельсин, мандарин, яблоко, конфета, разовые стаканчики, пипетки, светонепроницаемый мешочек, надписи к картинкам.
Ход урока:
- Организационный момент:
— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, и, как полагается, гостей нужно поприветствовать. Повернёмся к ним и обменяемся улыбками.
— Настроимся на урок:
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
- Актуализация знаний.
— А как вы узнали, что в классе светло? Тепло? Что уже прозвенел звонок?
— Вам в этом помогли ваши помощники. О них мы будем сегодня говорить.
(На доску вывешивается плакат с изображением головы человека, но без лица)
— Посмотрите на изображение человека. Это девочка или мальчик? Как вы определили?
— А что у девочки необычного? (У неё нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта). (Выставить карточки)
— А зачем они нужны человеку? Может и не нужны они совсем — умывать их, протирать. Как вы думаете, можно ли жить без них?
— Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём исследование. Мы с вами будем исследователями. Исследователи – это люди, которые путём опытов, изучения получают, открывают новые знания.
— А предметом исследования и темой нашего урока будет человек, вернее, его органы чувств. Сегодня на уроке мы будем говорить о значении органов чувств в жизни человека, и о их гигиене и профилактике заболеваний.
- Первое исследование.
— Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка-мяч).
— Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
— Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
— Продолжаем наши исследования.
1 группа – рассортировать геометрические фигуры по цвету.
2 группа — рассортировать геометрические фигуры по форме.
— А с закрытыми глазами вы смогли бы справиться с этим заданием? Почему? — Что у меня в руке? (Мяч.) Что я делаю? (Катаю, подбрасываю, ударяю)
Что ещё мы можем определить с помощью зрения? (Движение предметов.)
— Что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? (Просмотр фрагментов видео – дети катаются с горки, дети лепят снеговика). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
— Посмотреть телевизор, почитать книжку.
— Сделаем вывод: Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов, движения предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, смотреть мультфильмы.
— При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. А ещё глаза помогают ориентироваться в пространстве, видеть дорожные знаки, определять места перехода проезжей части, сигналы светофора.
— Итак: Глаза — это неотъемлемая часть организма — т.е. орган. А точнее — глаза – это орган зрения. (Переворачиваю табличку с надписью «орган зрения»). С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
— Итак, необходимы глаза человеку? (рисунок глаз с доски перемещаем на лицо человека)
— Ваши глаза видят все: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто ждет вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища и помогают свершать добрые поступки.
— Чтобы глаза хорошо видели, мы должны о них заботиться и выполнять простые правила:
– меньше сидеть перед телевизором, компьютером;
— когда пишем, рисуем, читаем – сидеть прямо, сильно не наклоняться;
— не носить длинную челку, собирать волосы;
— есть морковь.
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Зарядка для глаз.
Упражнение «Бабочка» — быстро закрыть и открыть глаза — 5 раз.
Упражнение «Сова» — зажмурить, затем широко открыть глаза – 5 раз.
- Второе исследование.
— Приступаем к следующему исследованию.
— Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! «Идёт урок. В нашем классе тишина».
— Что вы почувствовали (услышали)? Какой вывод можем сделать? (Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты.Уши нужны чтобы слышать).
Включается аудиозапись. (Дети слушают – звук вьюги, хруст снега, звучание домбры, звук телефона) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
— Какие звуки вы услышали? Что помогло вам почувствовать, услышать это?
— Уши помогают нам слышать окружающие звуки, определить направление звука.
— Речь людей, пение птиц, шум ветра, музыка – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать?
— Уши – это орган чего? (Это орган слуха.) (Переношу рисунок ушей с доски на изображение человека.)
— Послушайте ещё звуки – сигнал автомобиля, сирена скорой, пожарной машины. О чём они нас предупреждают? Это звуки опасности, они предостерегают нас от беды.
— Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?
— Познакомьтесь с ними:
- Нельзя очищать уши острыми предметами.
- Громкий шум, громкая музыка, наушники — вредны для слуха.
- Нужно давать отдых слуху, находиться некоторое время в тишине.
- Не ковырять в ушах, а аккуратно чистить уши ушными палочками.
- Если уши заболели, обратиться к врачу.
Массаж ушных раковин (стоя)
Мы ладошки разотрём,
Смело ушки мы возьмём.
Сверху вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрём.
- Третье исследование.
— Перед вами несколько бутылочек, они закрыты. Попытайтесь определить, что в какой бутылочке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? (Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет).
— Вы смогли определить, чем пахнет содержимое? А что для этого нужно? (Понюхать)
— Без какого органа невозможно выполнять это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах).
— А сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Выходят по очереди, я завязываю глаза и даю понюхать чеснок, лук, огурец, духи.)
— А могут ли запахи предупреждать об опасности? Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. При запахе газа надо звонить 104, при пожаре 101.
— Если продукты плохо пахнут – они испортились, можно ли их есть.
— Таким образом, нос работает как сторож, он охраняет вас от беды.
— Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. (Переворачиваю табличку с названием «орган обоняния»)
— Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах дыма, газа может предупредить об опасности – о пожаре.
— А помогает нам в этом орган обоняния — нос. (Перемещаю рисунок нос с доски на изображение человека)
Дыхательная гимнастика.
1,2,3,4,5! Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим.
— Зимой ветер дует какой? (Дуем холодным ветерком на ладошки)
— А теперь погреем их (Дуем тёплым ветерком)
— А теперь побежали дружно домой.
— Как пыхтит самовар?
- Четвёртое исследование.
— Перед вами стаканы с водой – глядя на воду, вы можете определить, какая она на вкус? (солёная, сладкая, кислая, простая)
— Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
— Значит нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу, в каком стакане какая вода)
Игра «Угадай по вкусу». (У детей закрыты глаза). Они по вкусу определяют предмет – конфета, вафля, огурец, мандарин,).
— Что помогло вам почувствовать вкус пищи?
– Какой орган помог это определить вкус?
— Язык – это орган вкуса?
(Появляется запись «орган вкуса» в таблице)
— Язык помогает нам познакомиться со вкусом, и определить качество пищи (горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое или густое) когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха (выставляю рисунок языка на лицо человека).
— Можно ли всё пробовать на вкус? (Не все стоит всё пробовать на вкус.Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды?)
— А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)
Физкультминутка для язычка.
- Чистим зубки язычком.
- Футбол.
- Цоканье.
- Рычание
Давайте и нашей девочке вернем этот орган вкуса.
- Пятое исследование.
Игра «Узнай, что в корзине»
— Попробуйте определить на ощупь предмет в корзине. (Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет). (пластмассовый шарик, яблоко, апельсин, клубок ниток)
— Что вы чувствуете? Можете ли вы определить и назвать предмет?
— А теперь снимите рукавички и повторите своё исследование.
— Ребята, как вы могли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
— Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа). Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Игра «Чем отличаются предметы?»: холодный — горячий, твёрдый – мягкий, гладкий – шершавый.
Игра «Узнай предмет». (Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их – буква, пуговица, геометрическая фигура, ластик)
– При помощи чего вы отгадали предметы?
— Кожа человека помогает воспринимать действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
(Переворачиваю табличку со словом «Орган осязания»)
— Наши руки помогают нам во всех делах, и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать, если:
— на улице холодная, ветреная погода
— руки испачкались
— как обращаться с острыми предметами
— можно ли трогать электрическую розетку, совать руку в дверную щель?
— руки устали
— Посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные и крепкие, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: обнять друг и пожалеть друга, поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам и красиво накрыть на стол.
- Закрепление полученных знаний.
— Вот и завершились наши исследования.
— Кто же они, наши верные помощники, которые помогают нам полноценно жить? (Работа с таблицей)
-А как они нам помогают?
глаза орган зрения видеть и различать предметы
уши орган слуха слышать звуки
язык орган вкуса определять вкус
нос орган обоняния чувствовать запахи
кожа орган осязания ощущать теплоту, холод, боль
— Нужны ли нам эти органы?
— Сколько у человека органов чувств? Какой из них самый главный?
— Как они называются одним словом?
— Можем ли мы органы чувств назвать нашими помощниками? Почему?
— Что нужно делать, чтобы органы чувств всегда работали? (Беречь их. )
Игра: «Полезно – вредно».
- Читать лежа (вредно).
- Делать гимнастику для глаз (полезно).
- Смотреть близко телевизор (вредно).
- Читать при хорошем освещении (полезно).
- Ковырять в ушах (вредно).
- Защищать уши от сильного шума (полезно).
- Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
- Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).
- Подведение итогов урока.
— Вот и подошёл к концу наш урок.
— О чём мы сегодня говорили на уроке?
— Что вам запомнилось, особенно понравилось?
— Вы все сегодня хорошо потрудились, у вас всё получилось. Молодцы!
- Рефлексия.
А напоследок хочется сказать:
Есть 5 помощников на службе у тебя.
Не замечая, их используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб трудиться,
А нос – чтоб запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Органы чувств | Эволюция систем органов
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭволюция систем органовФизиология животныхБиология развитияЭволюционная биологияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭволюция систем органовФизиология животныхБиология развитияЭволюционная биологияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Шмидт-Реса, А. , «Органы чувств», The Evolution of Organ Systems (
Oxford, 2007; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 сентября 2007 г.), https://doi.org/10.1093/acprof: oso/9780198566687.003.0007, по состоянию на 28 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭволюция систем органовФизиология животныхБиология развитияЭволюционная биологияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭволюция систем органовФизиология животныхБиология развитияЭволюционная биологияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Существует множество различных органов чувств, но основные принципы их работы схожи. В этой главе обобщаются известные сенсорные структуры и кратко обсуждаются цилиарные рецепторы. Подробно обсуждаются две сенсорные структуры: статические органы чувств и фоторецепторы. Статические органы чувств встречаются в виде статоцист у различных животных. Они чрезвычайно различаются по форме, составу и местоположению, что делает весьма вероятным их множественную параллельную эволюцию. Фоторецепторы также встречаются в изобилии и в различных формах. После обзора фоторецепторов среди таксонов животных делается вывод, что молекулярная светочувствительная система довольно старая и что, например, вероятно, что несколько опсинов присутствовали у предка bilaterian. Конкретная архитектура фоторецептора («глаза») развивалась параллельно много раз.
Ключевые слова: механорецептор, статический сенсорный орган, статоциста, фоторецептор, глаз, опсин, родопсин
Субъект
Биология развитияЭволюционная биологияФизиология животных
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Аристотель об органах чувств — Классический обзор Брин-Мора
BMCR 1999.09.24
Т. К. Йохансен, Аристотель об органах чувств . Кембриджские классические исследования . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1997. xvi, 304 страницы; 22 см. . 59,95 долларов США.
Отзыв от
Скотт Рубарт, Колледж Роллинза. [email protected]
Учитывая количество внимания, уделяемое психологии Аристотеля за последние несколько десятилетий, удивительно, что нам пришлось так долго ждать монографии, посвященной исключительно аристотелевскому описанию органов чувств. С появлением интригующего и противоречивого исследования Йохансена можно ожидать живого отклика и реакции, которые должны способствовать обсуждению этого важного вопроса.
Эта книга содержит введение, шесть глав, довольно ограниченную библиографию, указатель и общий указатель. Организация работы поначалу несколько озадачивает, помещая главу о медиуме между главами о слухе и зрении, но автору удается охватить основные вопросы и проблемы, затронутые в этой теме. Первая глава исследует чувство зрения и анатомию глаза. Во второй главе более подробно рассматривается концепция среды, в первую очередь фокусируясь на среде зрения. Главы с третьей по пятую работают с оставшимися особыми чувствами. В шестой главе Дж. возвращается к некоторым философским проблемам, связанным с восприятием, и позволяет автору резюмировать, как его описание органов чувств поддерживает философские позиции, которые он отстаивает на протяжении всей книги.
J. подходит к этому вопросу через философские и интерпретационные споры. В течение многих лет ученые спорили о том, что имел в виду Аристотель, говоря, что орган чувств принимает форму своего объекта без материи. Исследование Ж. использует эту проблему для изложения аристотелевской теории органов чувств. Тот факт, что J. строит работу вокруг проблемы интерпретации, делает работу увлекательной и читабельной. Трудно читать эту книгу, не занимая позицию и не бросаясь в бой.
Что означает актуализация чувственной формы в чувственной способности? В книге рассматриваются две основные модели: первую я назову буквальной моделью. Эта позиция, вероятно, лучше всего сформулирована Ричардом Сорабджи в его важной статье «Тело и душа у Аристотеля 1 », и считается, что она поддерживает функционалистское и гиломорфное прочтение Аристотеля, сформулированное Нуссбаумом и Патнэмом. Согласно этому взгляду, чувственному восприятию удается актуализировать имеющийся в органе потенциал посредством физиологических изменений. Должна существовать цепочка физических событий, причинно соединяющая разрыв между объектом чувств и органом чувств. Состав среды и органа восприятия должен быть составлен таким образом, чтобы нести физическое свойство. Таким образом, воздух физически относится к тому типу вещей, которые могут быть перемещены или затронуты цветом, поскольку он прозрачен и потенциально может иметь любой цвет; таким образом, он буквально становится красным в присутствии красного объекта чувств и света. Прозрачное желе в глазу также может стать красным; и когда это происходит, мы видим красный цвет.
То, что физиологические изменения лежат в основе восприятия, не означает, что физиологическое описание события является его достаточным описанием. Формальное описание лучше объяснит суть явления. С гиломорфной точки зрения эти два описания дополняют друг друга. Стандартный пример, приводимый в пользу этого прочтения, — гнев; формально это «стремление к возмездию», но физиологически оно описывается как «кипение крови вокруг сердца» ( De An. I.1 403a-b). Сторонники буквальной модели иногда находят полезным сравнить теорию Аристотеля с современным функционализмом на основании функциональной пластичности.
J. также подчеркивает, что органы чувств определяются функционально в соответствии с собственным объектом чувств. Следовательно, всякая способность, воспринимающая чувственную форму цвета, есть зрение, как и другие чувственные способности. Расположение, внешний вид и даже (в ограниченной степени) композиция второстепенны. Это может свидетельствовать о том, что Д. находится на стороне Патнэма и Нуссбаума, которые утверждали, что теория восприятия Аристотеля представляет собой примитивную функционалистскую теорию. Наоборот, Ж. хочет опровергнуть мысль о родстве теории Аристотеля с современным функционализмом, ибо современные представления о функционализме обычно исходят из того, что в основе функциональной пластичности лежит физиологический механизм органов и сред. Любой физиологический процесс, выполняющий такую же или подобную деятельность, функционально идентифицируется. Дж. хочет отрицать, что функционализм Аристотеля имеет физиологическую основу или управляется, как утверждает буквальная модель. Вместо этого он поддерживает Феноменальную модель Берньета, которая утверждает, что функционализм Аристотеля не влечет за собой и не требует физиологической основы, а является лишь формально функциональным. Отсутствие физиологической основы, утверждает Бурньит, делает теорию Аристотеля принципиально несовместимой с современным функционализмом и несостоятельной для современных мыслителей.
Д. соглашается с тем, что теория Аристотеля представляет восприятие как существенно феноменальное изменение, а не физиологическое изменение. Орган чувств не буквально становится или принимает сенсорную форму; глаз буквально не краснеет. Увидеть красный цвет — это феноменальное изменение физической среды, не обязательно физиологическое изменение. Феноменально оно затрагивается только в той мере, в какой чувственный объект появляется через него и возникает только тогда, когда присутствует воспринимающий. Таким образом, феноменальная интерпретация может утверждать, что требуется материя, а не материальное изменение. Присутствующая актуализация похожа на ту, которая следует, когда строитель строит. Строитель не меняется физиологически, меняется только операционально; он просто применяет знание, которое уже есть в нем, как первую действительность.
Если феноменальная интерпретация верна, то существование физических органов требует обоснования. Поскольку Дж. привержен феноменальной интерпретации, этот вопрос доминирует в большей части последующего обсуждения. Хотя Д. явно придерживается феноменальной интерпретации, он полагает, что аристотелевское объяснение органов чувств совместимо с любой моделью (14). Можно задаться вопросом, является ли эта уступка попыткой не потерять читателей, которые уже приняли сторону в буквальном/феноменальном споре.
Обозначив во введении философскую полемику, Д. переходит к аргументации Аристотеля. Он начинает с того, что отличает подход Аристотеля от подходов его предшественников и современников, особенно Платона и Эмпедокла (теории которых иногда объединяют в О душе ), Демокрита и пифагорейцев. Ж. подчеркивает, что теория Аристотеля превосходит конкурирующие материалистические теории, поскольку он использует подход «сверху вниз»; напротив, материалисты работают «снизу вверх». «Сверху вниз» означает, что Аристотель исходит из функции глаза, видения, и объясняет материю на основе того, как она делает эту функцию возможной. Нисходящий подход отождествляется с тем, что Аристотель называет гипотетической необходимостью (9).0013 Физ. II.9). Подходы «снизу вверх» влекут за собой материальную необходимость. J. необходимо разделить и изолировать их на ранней стадии. Буквальный подход хочет свести их вместе.
Д. указывает, что Аристотеля очень интересовал вопрос о том, какие элементы связаны с какими органами чувств. Тот факт, что есть четыре элемента и пять чувств, создает трудности. Орган чувств зрения (у человека) состоит в основном из воды. Вода необходима не на основании ее влажности или прохлады (первичные атрибуты воды у Аристотеля), а на основании ее qua его прозрачность. Это приводит Аристотеля к определению чувств с точки зрения функциональных свойств (прозрачность, резонанс и т. д.), а не элементов. Эти свойства являются общими как для среды, так и для органов чувств, и на них приходится большая часть теоретической работы.
Таким образом, глаз и среда определяются с точки зрения прозрачности. Воздух и вода на самом деле прозрачны только в присутствии света. Свет, будучи не телом, а действием прозрачного, становится необходимым условием зрения. Зрение — это способность видеть то, что видимо, а именно цвета. Они лежат на внешней поверхности объекта зрения. Любознательный читатель может захотеть узнать, почему некоторые объекты имеют разный цвет. Дж. не хочет туда идти. Ибо если банан желтый из-за своего физического строения и становится коричневым, когда физическое строение изменяется, мы подозреваем физическую основу изменения в органе чувств.
Глаз сам по себе состоит из нескольких частей, и, к сожалению, Аристотель не всегда ясно или последовательно использует технический язык. Мембрана (δέρμα), κορή и πόροι проявляют прозрачность. Ж. убедительно доказывает, что для Аристотеля κορή — это не отражение в глазу, а гель внутри. Наконец, он предлагает подробный анализ известного повреждения прохода πόροι в De Sen. 438b. πόροι оказываются неопределенными проходами, соединяющими прозрачность с местонахождением восприятия в сердце.
Удивительно, но глаза на модели Д. оказываются не чем иным, как сложным продолжением прозрачной среды, связывающей объект чувств с воспринимающим. Что является кульминацией передачи? Видим ли мы, когда качество становится актуальным в глазах, или глаза являются просто проводниками к сердцу? Дж. утверждает, что глаза — это всего лишь каналы прозрачности, ведущие дальше, в конечном итоге к первичному органу чувств в сердце.
Существуют серьезные проблемы, вытекающие из точки зрения Д. о том, что глаза являются не чем иным, как продолжением прозрачной среды к сердцу. Во-первых, проблемы с текстом. Аристотель ясно считает, что видение происходит в глазах а не в сердце. 2 Объекты чувств первичного органа чувств называются обычными чувствами, а не особыми чувствами. Во-вторых, модель Дж. создает гораздо большие проблемы, чем более простая модель. Опосредование зрения требует пути, который одновременно и прямолинейный, и освещенный (для Аристотеля освещается среда, а не объект). Вот почему мы не можем заглянуть за угол. Нет прозрачного и непрерывного пути видения от чувственного объекта к сердцу. Потребовался бы другой механизм посредничества (и, следовательно, другая теория восприятия) — такой, который мог бы передавать информацию через темные изгибы и повороты тела. 3 В-третьих, и это самое главное, если бы глаза были не чем иным, как продолжением прозрачности среды, аристотелевская теория зрения была бы антитеорией. Восприятие тогда не было бы объяснено; вместо этого у нас было бы то, что кажется довольно избыточным расширением внешней среды. Объяснение видения в De anima и De sensu было бы всего лишь дымовой завесой для огромного черного ящика или картезианского театра.
Во второй главе Дж. расширяет свой анализ прозрачной среды и пытается объяснить, что значит для среды феноменально измениться, а не измениться физически. Он начинает с того, что показывает, почему «буквальная модель» не работает. Если медиум действительно принимает чувственную форму чувственного объекта, то сам медиум становится чувственным объектом зрения. Но Аристотель утверждает, что глаз не может воспринимать свой объект, если он находится в непосредственном контакте с ним. Таким образом, если среда действительно становится красной и находится в непосредственном контакте с оболочкой глаза, зрение не должно быть возможным. Таким образом, Д. заключает, что прозрачная среда не может нести чувственное качество так же, как первоначальный объект чувств. Он предполагает, что среда изменяется только феноменально, а не физически. Но что значит феноменально измененный? Это означает, что он принимает на себя деятельность, в которой можно увидеть чувственные формы. Он действует как проводник, не принимая чувственную форму, а не препятствуя ей.
Очевидно, это самый убедительный аргумент Д. Если сенсорная среда физически изменена, то кажется, что она становится непосредственным объектом зрения и открыта для обвинений в том, что их глаз находится в прямом физическом контакте с объектом чувств. Однако есть выход для буквальной модели. Мы должны помнить о роли света. Цвета требуют света, чтобы быть видимыми. Можно возразить, что причина, по которой мы не можем видеть объект, если он прижат к нашему глазу, заключается в том, что объект препятствует тому, чтобы свет активировал прозрачное вещество в геле. Таким образом, в случае прозрачной среды и свет, и сенсорная форма получают доступ к воспринимающему. Причина, по которой объекты чувств нуждаются в медиуме, состоит в том, что медиум в случае всех чувств вносит некоторый вклад в актуализацию чувственной формы в органе чувств.
В третьей главе Д. переходит к слуху. Звук – это объект слуха. Подобно зрению, слуху требуется среда — воздух или вода. Чтобы звук генерировался в воздухе, воздух не должен рассеиваться слишком легко. Сам по себе воздух не несет ответственности за звук и не может генерировать его. Твердые предметы должны ударяться друг о друга и ударить по воздуху. ( De An. 419b20 ) В идеале твердый вогнутый предмет ударяется о другой твердый предмет. Поверхность предмета позволяет звуку возникать в пространстве между звучащим предметом и органом слуха. ( De An. 419b8)
J. определяет элемент воздуха, необходимый для производства звука, как «резонансный». Дж., кажется, преуменьшает свою феноменальную интерпретацию медиума в этой главе, поскольку, конечно, воздух не просто слышен. Звук буквально воздействует на среду через движение (κινήσις и φορή), вибрацию (σείεσθαι) и отскок (ἀφάλλεσθαι) воздуха. ( Де Ан. 420a26) Для возникновения слуха (в отличие от простого звучания) орган чувств в ухе должен стать подобным среде; спокойный воздух в органе чувств потенциально движется. Кажется, что буквальная модель здесь более уместна, чем феноменальная. Глава заканчивается важным обсуждением важности среды обитания животного для аристотелевской концепции пластичности органов чувств у разных видов.
Обсуждение оставшихся особых чувств является в некотором отношении наиболее ценной частью книги. Осязание, вкус и запах редко получают то внимание, которого они заслуживают, особенно учитывая их известность в девятке.0013 Де Сенсу. J., однако, дает этим чувствам весьма тщательный анализ. Любая реконструкция аристотелевской теории восприятия должна примирить все чувства, чтобы к ней относились серьезно. Здесь J особенно блестит. Четвертая глава посвящена контактным ощущениям, осязанию и вкусу. Оба представляют собой уникальные вызовы теории Аристотеля. Осязание проблематично, так как кажется, что ему не нужна среда для восприятия. Тот факт, что чувственный объект осязания имеет более одной пары противоположностей (горячее/холодное, влажное/сухое, твердое/мягкое), порождает дополнительные проблемы. Дж. тщательно различает прикосновение как контакт и прикосновение как ощущение. Он также объясняет, почему орган осязания (расположенный рядом с сердцем) состоит из разных элементов.
Органом вкуса является язык, а объектом вкуса является аромат. Язык как мясистый орган также обладает способностью осязания (422a8-11). Языком, как и рукой, можно почувствовать температуру, сопротивление и другие тактильные качества. Сходство чувств порождает особые проблемы. Как орган вкуса его собственными объектами являются ароматы. Вкус варьируется от сладкого до горького (так как цвет варьируется от светлого до темного). Как для зрения нужен свет, а для слуха — резонансная среда, так и для вкуса нужна влажность. Вкус сухой, но сухость сама по себе не имеет вкуса. Его можно попробовать только при смешивании с мокрым. Чтобы соль можно было попробовать, ее аромат должен быть активирован путем растворения или просачивания во влаге. Таким образом, влажность является необходимым условием вкуса (188). Дж. сравнивает процесс с приготовлением кофе с помощью эспрессо-машины. Пар не переносит вкус кофе во взвешенном состоянии, а сам становится ароматизированным. То же самое относится и к медиуму в дегустационной деятельности.
Последним изученным особым чувством является обоняние. Запах плохо выражен у человека. Надлежащим объектом являются обонятельные качества, которые обычно получают свое название от связанных с ними вкусов. Как и вкус, объект обоняния также является сухим. Следовательно, орган также должен быть чем-то потенциально сухим. Однако сухость не смешивается, как в случае со вкусом, а опосредуется воздухом (а иногда и водой). Неясно, какое функциональное свойство (например, прозрачность или резонанс) воздуха или воды позволяет передавать чувственную форму. Среда обоняния вымывает чувственное качество из чувственного объекта, как вымывается краска из цветных тканей. Дж. следит за тем, чтобы его читатели не путали теорию Аристотеля с истечением или паровой теорией запаха. Никакие фактические частицы не передаются. Нет и смеси. Среда должна приобретать качество, как воздух приобретает цвет. Опять предлагается небуквальное толкование. Дж. завершает эту главу, исследуя частные случаи и проблемы обоняния, например, как рыба может чувствовать запах в воде и почему у некоторых животных есть ноздри.
Дж. заканчивает свою работу повторением своего аргумента в пользу феноменальной интерпретации Аристотеля и того, как аристотелевская теория органов чувств поддерживает эту модель.
Аристотель об органах чувств является ценным вкладом в эту область. Книга хорошо написана и хорошо документирована. Д. демонстрирует способность с большой ясностью передавать трудные положения и часто иллюстрирует вопросы яркими аналогиями и примерами. Несмотря на мои очевидные сомнения относительно упомянутых выше философских вопросов, я нашел эту работу очень интересной и информативной. Более безопасная (менее противоречивая) работа по этому вопросу не была бы сложной, учитывая опыт Дж.