Определение памяти в психологии: Память. Что такое «Память»? Понятие и определение термина «Память» – Глоссарий

Содержание

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Определение памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями!’ Они формируются в деятельности и определяются ею.

) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного» (И.М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе, казалось бы, весьма далеких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).

В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти — психологическому и нейрофизиологическому — сейчас прибавился третий — биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.

Психологические теории памяти. Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они

активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъект («чистая» активность сознания) безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т. е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.

Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие — понятие ассоциации — обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно Друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Таким образом, необходимым и достаточным основанием для» образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообразие таких условий было сведено к, следующим трем типам: а) пространственно-временная смежность соответствующих объектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.

Соответственно этим трем типам отношений между явлениями внешнего мира выделялись три типа ассоциаций —

ассоциации по смежности, по сходству и контрасту. В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384-322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты не без некоторого насилия подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи. Поскольку причина и следствие, рассуждали они, связаны определенным временным отношением («по причине этого» — всегда «после этого»), то причинно-следственные ассоциации включались ими в категорию ассоциаций по смежности.

Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание — это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Операция связывания становится вполне очевидной, когда нам удается поэлементно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроизвести какой-либо материал. Как мы вспоминаем что-то, используя, например, прием «узелка на память»? Мы наталкиваемся на узелок; узелок отсылает нас к той ситуации, в которой он был завязан; ситуация напоминает о собеседнике; от собеседника мы идем к теме разговора и, наконец, приходим к искомому предмету. Однако если бы для образования таких цепей ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. На самом же деле связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.

Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиции так называемого гештальтизма (от нем. Gestalt — образ). Основное понятие этой новой теории — понятие гештальта — обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована не иначе как только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта.

С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.

В противоположность ассоцианизму и другим теориям, в которых сознание выступало как нечто пассивное, для ряда направлений в психологии характерно подчеркивание активной, деятельной роли сознания в процессах памяти. Важная роль при этом отводилась вниманию, намерению, осмысливанию в запоминании и воспроизведении и т.д. Однако и здесь процессы памяти, по существу, не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения. Например, намерение выступало просто как волевое усилие, как «чистая» активность сознания, не приводящая к перестройке самого процесса запоминания или припоминания.

Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось все то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механический («памяти материи») и логический («памяти духа», «абсолютно не зависимой от материи»).

В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например их прочность и лабильность (подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

Таким образом, основной тезис этой концепции (в противовес рассмотренным выше) может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.

Физиологические теории памяти. Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей — это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.

Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление (в наиболее частом виде) — это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях — это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его (например, в случае отрицательного подкрепления). Подкрепление, таким образом, знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия, а «как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась» (И.П. Павлов). Все характеристики этой связи, и прежде всего степень ее прочности, обусловливаются именно характером подкрепления как мерой жизненной (биологической) целесообразности данного действия. Корригирующая функция подкрепления в осуществлении действия особенно полно раскрывается в трудах П.К. Анохина, показавшего роль подкрепления в регуляции активности субъекта, в замыкании рефлекторного кольца.

Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая каждое из них, позволяет утверждать, что по своей основной жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что «будет». Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что, согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Ученые полагают, что отражение объекта, например «ощупывание» предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Поэтому рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов. Здесь происходит переход следов из так называемой кратковременной памяти в долговременную. Одни исследователи считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм, другие полагают, что существует два механизма с различными характеристиками. Окончательному разрешению этой проблемы будут, по-видимому, способствовать биохимические исследования.

Биохимические теории памяти. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Если подопытное животное обучать чему-то новому, а затем моментально прервать кратковременную электрохимическую реакцию до того, как она начнет переходить в биохимическую, то животное не сможет вспомнить то, чему его обучали.

В одном опыте крысу помещали на площадку, находящуюся на небольшой высоте от пола. Животное тотчас же соскакивало на пол. Однако, испытав однажды боль от электрического разряда при соскакивании, крыса, помещенная на площадку даже через 24 часа после опыта, не спрыгивала с нее больше и ожидала, пока ее снимут. У другой крысы прервали реакцию кратковременного запоминания сразу после получения ею болевого ощущения. На другой день крыса вела себя так, словно с ней ничего не произошло.

Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период.

Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) — основой онтогенетической, индивидуальной, памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

РНК очень изменчива; количество возможных ее специфических изменений измеряется числом 10-20•103 до 5-6•106; меняется контур ее компонентов, расположение их в пространстве, скорость распада и т.д. Это значит, что РНК может удержать невероятное количество кодов информации. Не исключено, что способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей, не отвечая на другие воздействия, составляет интимный биохимический механизм памяти.

Успехи новейших, в частности, биохимических, исследований дают немало оснований для оптимистических прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем. Но наряду с этими прогнозами получили хождение некоторые необоснованные, подчас фантастические идеи, например о возможности обучения людей путем прямого химического воздействия на их нервную систему, о передаче знаний с помощью специальных таблеток памяти и т. д.

В этой связи важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого — к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении: организм — орган — клетка, а не наоборот. Использование фармакологических катализаторов памяти существа дела изменить не может.

Это подтверждается данными специальных исследований, в которых изучали влияние различных условий жизни животного на изменение морфологической и химической структуры его мозга. Установлено, например, что у крыс, находившихся в богатой впечатлениями обстановке, активизировавшей различные их действия, кора мозга становится крупнее, толще и тяжелее, чем у животных, прозябавших в психологически обедненных условиях. Происходят специфические изменения и в химическом составе мозга развитой крысы: увеличивается, например, количество ацетилхолина — фермента, участвующего в передаче нервных импульсов. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих уровней.

Конечно, отмеченные структурные и химические изменения в клетках мозга, будучи продуктом предшествующей деятельности, становятся затем необходимым условием последующих, более сложных действий, включаясь в механизм их осуществления. Речь идет, следовательно, не о вторичности химических механизмов, а о том, что они не могут быть сформированы снизу, например! путем прямого введения в мозг соответствующих химических веществ в готовом виде. В этом смысле и следует понимать положение о детерминирующей роли вышележащих уровней функционирования процессов памяти по отношению к нижележащим.

Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга.





НАВЕРХ

С. И. Розум психология и педагогика


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека
Учебной и научной литературы

WWW. I-U.RU

С е р и я

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА

А. А. РЕАН

Н. В. БОРДОВСКАЯ

С. И. РОЗУМ


ПСИХОЛОГИЯ

И

ПЕДАГОГИКА

Учебник для вузов
Допущено учебно-методическим объединением вузов

России по педагогическому образованию Министерства

общего и профессионального образования Российской

Федерации в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений

питер

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара

Киев • Харьков • Минск

2002

Артур Александрович Реан

Нина Валентиновна Бордовская

Сергей Иванович Розум
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
под общей редакцией проф. А. А. Реана
Серия «Учебник нового века»


Главный редактор
Е.
Строганова

Заведующий психологической редакцией

Л. Винокуров

Руководитель проекта

Н. Мигаловская

Литературный редактор

П. Предбанникова

Художник обложки

В. Королева

Корректор

М. Рошаль

Дизайн и верстка

Е. Кузьменок

ББК 88.3я7+74.00я7 УДК 159.9(075)+37(075)


Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И.
Р31 Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-272-00266-0


Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педа­гогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студен­тов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях памяти, внимания, мышле­ния, о психологических факторах и особенностях поведения, общения и деятельности личности, о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в мире, об осно­вах и особенностях обучения в школе и вузе. Этот замысел был «освящен» также целью приобще­ния студентов к элементам психологической и педагогической культуры, как составляющей об­щей культуры будущего специалиста.

Пособие рассчитано на студентов вузов всех специальностей, а также аспирантов и препода­вателей и соответствует программе курса «Психология и педагогика» в рамках Федерального об­разовательного стандарта специалиста.


© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-272-00266-0
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Сфера психологии

1.1. Понятийный и терминологический аппарат психологии

1.2. Специфический характер психологических феноменов

1.3. Определение психики

1.4. Определение предмета психологии

1.5. Виды и способы получения психологического знания

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 2. Биологические основы психики

2.1. Организм и психика

2.2. Мозг и психика

Резюме


Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 3. Познавательные психические процессы

3.1. Ощущение

3.2. Восприятие

3.3. Мышление

3.4. Память

Резюме


Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 4. Язык и сознание

4.1. Категория сознания в психологии

4.2. Категория значения и сознание

4.3. Гипотеза лингвистической относительности

4.4. Развитие индивидуального сознания

Резюме


Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 5. Эмоции

5.1. Определение эмоций

5.2. Двойственная природа эмоций

5.3. Формы эмоций

5.4. Функции эмоций

5.5. Классификация эмоций

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 6. Личность в психологии

6.1. Понятие «личность»

6.2. Социализация личности

6.3. Я-концепция личности

6.4. Социальная зрелость личности

6.5. Некоторые модели личности

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 7. Мотивация

7.1. Мотивация в структуре личности

7.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи

7.3. Профессиональная мотивация

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 8. Характер

8.1. Понятие о характере

8.2. Акцентуации характера

8.3. Типы акцентуаций

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 9. Деятельность и способности

9.1. Категория деятельности в психологии

9. 2. Макроструктура деятельности

9.3. Внутренняя структура деятельности

9.4. Деятельность и способности

Резюме


Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 10. Общение

10.1. Общение как категория психологии

10.2. Правила и техники общения

Резюме


Вопросы и задания для самоконтроля

Литература к разделу «Психология»

ГЛАВА 11. Сфера педагогики

11.1. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития

11.2. Педагогическая практика

11.3. Педагогика как наука

11.4. Общекультурное значение педагогики

Резюме


Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 12. Воспитание человека

12.1. Человек как предмет воспитания

12.2. Способы воспитательного воздействия на человека

12.3. Типы воспитания

12.4. Модели и стили воспитания

12.5. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 13. Образование человека

13.1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

13.2. Образование как система и процесс

13.3. Характеристика процесса обучения

13.4. Формы организации обучения в школе и вузе

13.5. Дидактические теории и концепции

13.6. История и современность

13.7. Современное мировое образовательное пространство

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 14. Профессионально-педагогическая деятельность

14.1. Сущность и структура педагогической деятельности

14.2. Педагогическое общение

14.3. Стили педагогического руководства

14.4. Познание личности учащихся

Резюме


Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 15. Личность учащегося в педагогическом процессе

15.1. Образовательные системы и развитие личности

15.2. Мотивация учения и выбора профессии

15.3. Автономность — зависимость личности в учебной деятельности

15. 4. Развитие и социализация личности в семье

Вопросы и задания для самоконтроля

ГЛАВА 16. Педагогические задачи и ситуации. Практикум

16.1. Педагогические задачи

16.2. Педагогические ситуации

ГЛАВА 17. Методики психолого-педагогической диагностики. Практикум

17.1. Диагностика направленности личности

17.2. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

17.3. Изучение самооценки личности

17. 4. Диагностика и тренинг педагогической проницательности

17.5. Тест «Транзактный анализ общения»

17.6. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас)

17.7. Методика диагностики социально-психологического климата коллектива

17.8. Тест «Восприятие индивидом группы»

Литература к разделу «Педагогика»
ВВЕДЕНИЕ

Эта книга — не для будущих психологов. Она также и не для будущих педагогов, хотя и те и другие несомненно найдут в ней много полезно­го и интересного для себя. Но прежде всего эта книга написана для «всех других будущих»: медиков и юристов, инженеров и менеджеров, экономистов и полито­логов… В связи с этим материал, включенный в книгу, максимально депрофессионализирован. Главной задачей здесь является рассмотрение психологии и педагогики в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегумани­тарной подготовки специалиста.

Кроме того, в психологической части настоящего учебника мы попытались объединить весь материал одной общей темой — темой адаптации организма и личности к окружающей среде, в рамках которой только и становится понятным смысл формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека, процессов взаимо­действия людей друг с другом. Ответ на вопрос о значении того или иного пси­хического явления в процессе адаптации не только приближает к пониманию роли отдельных психических феноменов в целостной психической деятельно­сти, но и служит руководством к действию в плане их целенаправленного формирования или перестройки.

Особое внимание обращено на определения основных понятий психологии. Научные определения кратки, поэтому они дополняются более подробными по­яснениями. Повышенное внимание уделяется значению терминов, употребляю­щихся в психологии, что обусловлено их особенностью, о которой подробно го­ворится в соответствующем разделе. Здесь же можно лишь сказать, что для тех, кто начинает знакомиться с психологией, акцент на строгом определении поня­тий абсолютно необходим. Это создает более или менее устойчивую основу, ко­торая может в дальнейшем помочь заинтересованному человеку справиться с разноголосицей мнений по поводу содержания подавляющего большинства пси­хологических понятий.

При написании психологического раздела книги мы старались учесть еще два обстоятельства. Во-первых, многие студенты, в силу различных причин, не всегда располагают возможностью приобрести литературу (список которой до­статочно обширен и пестр) по разным разделам психологии, поэтому данный учебник может отчасти компенсировать этот недостаток. Во-вторых, для ряда студентов фундаментальные руководства по психологии могут быть доступны только через библиотеки с их ограниченными сроками чтения литературы. В связи с этим пособие можно рассматривать как некий конспект, пользуясь которым можно восстановить в памяти материал, почерпнутый на лекциях, из ру­ководств, учебников и оригинальных источников. Если же говорить о тех сту­дентах непсихологических специальностей, которые не «зациклены» на психо­логии и испытывают к ней сугубо учебно-прагматический интерес (хотя мы полагаем, что таких немного), то им этот учебник представляет максимальные возможности для реализации этого интереса.

При изучении педагогических разделов учебника наш читатель получит не только некую совокупность сведений по проблемам обучения, образования и воспитания, но и представление об общечеловеческих приоритетах в образова­нии и воспитании разных стран, эпох и цивилизаций.

В отборе содержания педагогической части книги авторы придерживались культурно-цивилизационной концентрации педагогического знания и опыта че­рез многообразие педагогических ориентиров современного человека в решении кардинальных проблем нашего времени. При этом предпочтение отдавалось идее, что педагогика как всякая развивающаяся наука постоянно пересматривает и рас­ширяет аспекты понимания своих основных категорий, а на практике непрерыв­но обогащается опытом воспитания и обучения в силу безграничности и многогранности педагогического творчества. Расширяя границы традиционной педаго­гики, при подготовке текста использовались современные данные из истории, результаты научных изысканий педагогов и психологов, а также мировой и отече­ственный инновационный педагогический опыт. Поэтому заинтересованный чи­татель погрузится в многообразие смыслового поля и назначения педагогики.

Данное пособие в какой-то мере энциклопедично, а значит, полезно широко­му кругу читателей — от педагогов-профессионалов и студентов высших учеб­ных заведений до школьников и их родителей. В нем не только представлено мно­гообразие направлений педагогической науки и практики, но затрагиваются со­циально-педагогические проблемы, с которыми сталкиваются как дети, так и взрослые. В книге рассматриваются не только традиционные проблемы обучения, воспитания и образования в достаточно богатом содержательно-смысловом мно­гообразии, но и педагогические ориентиры для современного человека в про­цессе выбора способов взаимодействия с людьми в тех или иных условиях — в семье, на производстве, в школе или вузе, на улице или в компании сверстников.

Знание основ, «азов» педагогики, изложенных в данной книге, может приго­диться читателю также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осо­знанно выбирать способы воздействия на себя и на других в воспитательных це­лях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и обра­зованию своих детей, не исключая готовности к педагогической деятельности. В связи с этим мы пытались сделать содержание книги как можно более доступным, привлекательным и полезным как по содержанию, так и по стилю изложе­ния материала.

Почему мы считаем необходимым и возможным введение «непедагогов» в мир педагогической науки и проблем образования или воспитания? Во-первых, потому что сфера воспитания и образования всегда вызывала широкий интерес у любого человека, являясь приоритетной в развитии личности, общества и государства. Да и вообще, независимо от образования каждый человек, как известно, все равно считает себя специалистом в педагогике (так же, впрочем, как в политике и в медицине). Во-вторых, пособие в большей мере все же ориен­тировано на студенчество. А, как известно, главное назначение высшего образо­вания — приобщить студента на пути его становления как Человека, специали­ста, гражданина к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процес­се решения фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспита­ние, определяют не только психологи и педагоги, но и экономисты, и политики, и юристы, и социологи, и многие другие специалисты, заканчивающие высшие учебные заведения. Более того, в огромном многообразии современных образо­вательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма опасно выделение только инвариантных или универсальных, ибо педагогическое творчество и ин­новационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают и порой «расшатывают» (как видно из истории) устоявшиеся идеи или модели, динамизируя и развивая их. Насколько многогранен мир, настолько разнообразна и пе­дагогическая традиция. Хотя в процессе духовной интеграции существенно раз­личных человеческих сообществ в едином мировом образовательном простран­стве целенаправленный поиск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий не прекращается. А это соответственно отражается и на развитии соб­ственно педагогической науки — уточняются и обогащаются смыслы и содержа­ние основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспита­нии, педагогических методов и технологий.

Авторы стремились избегать перегрузки глав материалом, выделять важней­шие понятия, явления и феномены, сделав изложение как можно более до­ступным и логически последовательным. В изложении по преимуществу ис­пользовался дедуктивный подход, позволивший идти от общих посылок к при­кладному и практическому материалу. Поэтому каждая глава включает как теоретический, так и практический материал, обогащенный примерами и факта­ми. Многочисленные прикладные материалы как по тексту, так и в специальной главе ориентируют читателя не столько на получение готовых рекомендаций, сколько главным образом на анализ психологических и педагогических феноме­нов и процессов, а также (и даже, может быть, в первую очередь) на самоанализ.

Все разделы глав завершаются резюме и вопросами для самопроверки. Мы считаем важным наличие вопросов после каждого раздела для контроля и само­контроля процесса понимания и степени освоения предлагаемого материала.

Психологические разделы книги написаны членом-корреспондентом РАО, профессором А.А. Реаном и доцентом С.И. Розумом. Педагогические разделы написаны членом-корреспондентом РАО, профессором А.А. Реаном и профес­сором Н.В. Бордовской.

В рамках реализации единого подхода и общей концепции учебника в книгу вошли материалы, которые посвящены понятийному аппарату психологии, по­знавательным психическим процессам, эмоциям, деятельности и способностям (доц. С.И. Розум), психологии личности, социализации, проблемам мотивации, характера, психологии общения (проф. А.А. Реан), предмету и смысловому полю педагогики, воспитанию и образованию человека в контексте истории и современности, педагогическим задачам и ситуациям (проф. Н.В. Бордовская), профессионально-педагогической деятельности, педагогическому общению, личности учащегося в педагогическом процессе, развитию и социализации лич­ности в семье и психолого-педагогической диагностике (проф. А.А. Реан).

Настоящая книга была задумана с целью удовлетворить интерес студентов к психологии человека, механизмам и закономерностям памяти, внимания, мыш­ления, к психологическим детерминантам и особенностям поведения, общения и деятельности личности, к путям и способам воспитания человека, к видам и типам получения образования в мире, к основам и особенностям обучения в школе и вузе. Этот замысел был «освящен» также целью приобщения студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего специалиста и человека вообще. В конце концов, игнорирование психологического знания — это невнимание к самому себе, а игно­рирование педагогики — пренебрежение будущим. И то и другое неприемлемо для разумного человека.

Глава 1
СФЕРА ПСИХОЛОГИИ

«Что такое психология?» — именно так названо одно из крупных современных руководств по психологии (Годфруа Ж.,1992). В самом названии солидного учебника как бы выражается некоторое недоумение по по­воду этой загадочной и во многом противоречивой дисциплины. Человеку, впервые вступающему в пределы этой области человекознания, действительно нелегко свести в единое целое ту разнородную массу фактов, гипотез, концеп­ций, которыми наполнены статьи, учебники, руководства, монографии, научно-популярные издания по психологии, парапсихологическая литература, навод­нившая в последнее время книжные прилавки, не говоря уже о насыщенной коллизиями человеческих отношений художественной психологической прозе.



Что же такое психология? Если это «наука о душе», а именно так переводит­ся с греческого данный термин, то почему сами психологи говорят об искусстве проникновения во внутренний мир другого человека? Где, собственно, она находится, эта душа, психика, почему ее не удается обнаружить при анатомическом препарировании человека? Если, как

установлено, психическая деятельность связана с активностью мозга, то чем предмет психологии отлича­ется от предмета физиологии нервной деятельности? Если это наука о переработке информации живыми системами, то в чем ее специфика по сравнению с информатикой и кибернетикой?

По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее логос.

Гераклит из Эфеса


Если это, как утверждает одно из направлений психологии, наука о поведении, то как быть с внутренними переживаниями, ведь только они делают нашу жизнь осмысленной и богатой и, несомненно, во многом определяют наши поступки? Или если психология — наука о закономерностях, определяющих взаимоотно­шения между людьми, тогда как она соотносится с социологией? Может быть, эта наука вообще не имеет своего предмета и, подобно приживалке, постоянно гостит в чужом доме, подбирая остатки с хозяйского стола? Если это действи­тельно так, то почему она до сих пор не утратила своей самостоятельности и по­чему именно к ней за ее специфическими знаниями постоянно обращаются специалисты из смежных областей — педагоги и социологи, кибернетики и медики, инженеры-разработчики сложных технических систем и философы?

Попытаемся разобраться в многообразии проблем, которые стоят за подоб­ными вопросами, систематизировать и упорядочить сведения, относящиеся к интересующей нас области знаний, и, обратившись к авторитетным теоретиче­ским концепциям, создать целостное представление о современном взгляде на психические явления, на их место и роль в жизнедеятельности человека.


1.1. Понятийный

и терминологический аппарат психологии


Современная научная психология, как и любая другая систе­матическая деятельность, представляет собой определенный этап последова­тельного развития человеческого знания. Результатом этого развития является

общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий (и не только понятий, но и норм и схем действий). Каждому из этих понятий поставлены в более или менее однозначное соответствие определен­ные символы или слова. Необходимо отдавать себе отчет в том, что психология — это определенная культура, эффек­тивное участие в которой, т.е. понимание происходящего в ней, возможно только при овладении принятой здесь сис­темой понятий.

Психология —

это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).


Для «вхождения» в данную культуру или, в терминах П. Лукмана и Т. Бергера, «систему знаний как смысловой подуниверсум», необходимо овладеть терминоло­гией, значение которой разделяется поддерживающими дан­ную культуру людьми. Следует отметить, что термин «куль­тура» здесь используется в его расширенном значении, а именно как совокупность общепринятых представлений, проявляющихся в действиях и артефактах, которые характеризуют те или иные группы людей (Шибутани Т., 1969). Психология — это определенный упорядо­ченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психиче­ской, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и жи­вотных). Подобное освоение специфической терминологии, связанной со спе­цифической системой понятий, неизбежно и обязательно при «вхождении» в любую культурную область с целью эффективного участия в ней. Даже для того, чтобы стать эффективным преступником и адекватно понимать происходящее в соответствующей социальной среде, человек должен овладеть определенной си­стемой понятий (значений).

При овладении понятийным и терминологическим аппаратом психологии нередко могут возникать трудности в отделении слова (имени предмета, сущно­сти) от его значения, подобные трудностям, которые испытывают дети и некоторые взрослые, когда им предлагают поверить в то, что связь между их личностью и их именем случайна. Эта «детская болезнь» обусловлена тем, что, оперируя специальной психологической терминологией, субъект остается в системе сти­хийно сформированных, нередко глубоко индивидуализированных значений, которые только частично пересекаются с принятыми в психологии, конвенцио­нально определенными научными понятиями. Именно с целью преодоления этой «болезни» мы будем особенно тщательно анализировать основные понятия психологии.

Трудности в овладении понятийным аппаратом психологии обусловлены не только взаимоотношениями между языком (словом) и мышлением (понятием), но и особенностями предмета психологии. В настоящее время система понятий психологии представляет собой пеструю картину, в которой нашли отражение все этапы развития этой науки — донаучный, философский и собственно науч­ный.

Здесь слово «донаучный» означает не только «хронологически наиболее ран­ний», но и «повседневный», «берущий свое начало в повседневной практичес­кой деятельности и общении людей». Это — психология, которую, по меткому определению Пьера Жане, народ создает еще до психологов, психология, в кото­рой знание и деятельность слиты воедино, обусловленные необходимостью по­нимать другого человека в процессе совместного труда, необходимостью пра­вильно реагировать на его действия и поступки (Роговин М.С., 1969). Этот по­вседневный опыт понимания другого, классифицированный и поименованный, входит составной частью в понятийный аппарат психологии, где он играет роль неисчерпаемого источника рабочих психологических гипотез и в то же время является основой для проверки научных концепций.

Повседневные наблюдения, «обобщения в процессе общения», получают дальнейшее развитие в форме философского осмысления наблюдаемых психи­ческих явлений и формулирования наиболее общих законов и предположений. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естествен­ные науки не достигли соответствующего уровня развития, психология только и могла развиваться в рамках философии с ее абстракно-логическим методом объяснения явлений, в том числе и психических. В рамках отдельных философ­ских систем сформировались и утвердились многие представления и понятия, описывающие сущность и функции элементов душевной жизни и души в целом и ставшие базовыми для психологии. Это принцип единой основы природных и душевных явлений (Демокрит, Б. Спиноза), идея о двойственной природе чело­века как сознающей и материальной субстанции (Р. Декарт), представление об ассоциативном механизме мышления (Аристотель и многие философы нового времени), учение о воле (А. Шопенгауэр), о бессознательном (Э. Гартман) и многие другие концепции и понятия.

Как и всякая наука, научная психология, отличается от донаучной стремле­нием к строгому определению понятий, использованию экспериментального метода для вскрытия закономерных связей между наблюдаемыми явлениями, применением строгих математических процедур для оценки событий и обработ­ки полученных данных. Именно с помощью организованных научных исследований выявлены закономерности, которые были скрыты от повседневного наблюдения и самонаблюдения. Так, например, уже на первых этапах научных психологических исследований были измерены пороги ощущений, установлены неизвестные ранее психофизические законы, обнаружены свойства памяти и характеристики восприятия. Интеграция всех форм психологического знания позволяет построить целостную, живую картину психической (душевной) жиз­ни человека.

Каталог: Biblioteka
Biblioteka -> Клинические и организационно-методологические аспекты военно-врачебной экспертизы граждан, страдающих психическими
Biblioteka -> Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7, 373
Biblioteka -> Монография Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте»
Biblioteka -> Тихомирова И. И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности?
Biblioteka -> Значение культурно-исторической концепции л. С. Выготского для современных исследований психологии личности
Biblioteka -> Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике подросткового суицида
Biblioteka -> Семья в психологической консультации
Biblioteka -> Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности
Biblioteka -> Рбоо центр социально-психологической и информационной поддержки «Семья и психическое здоровье»


Скачать 1.72 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Система вызова и извлечения из памяти

Введение

Воспроизведение из памяти или извлечение — это запоминание информации или событий, которые ранее были закодированы и сохранены в мозгу. Извлечение — это третий шаг в обработке памяти, первый из которых — кодирование памяти, а второй — сохранение памяти. Извлечение закодированной и сохраненной памяти очень важно, потому что в противном случае нет смысла хранить информацию.

Во время воспоминаний происходит воспроизведение нейронной активности, изначально возникшей в мозгу во время определенного события. Это перекликается с восприятием мозгом этого конкретного события, которое не полностью идентично этому событию. Таким образом, мозг запоминает информацию и детали события. Воспроизведение памяти — это не просто извлечение вещей из хранилища воспоминаний, это скорее творческий процесс, в котором соответствующая информация собирается из разрозненной, похожей на мозаику информации в мозгу.

Зрительный путь человека

Извлечение воспоминаний требует повторного посещения нервных путей, сформированных во время кодирования и хранения воспоминаний. Как быстро восстанавливается память? Ну, это зависит от силы нервных путей, сформированных во время его кодирования. Согласно теории память хранится в трех формах: сенсорная, кратковременная и долговременная память. Но восстановить можно только информацию, хранящуюся в кратковременной и долговременной памяти. Однако точный механизм извлечения памяти до конца не ясен.

Типы вызова памяти

Существует три основных типа вызова памяти. Мы обсудим их все один за другим.

Свободное воспроизведение

При свободном воспроизведении человек вспоминает список элементов в любом порядке. Есть три типа эффектов, наблюдаемых в свободном воспоминании. Во-первых, эффект первичности относится к воспоминанию элементов, представленных в начале списка, или элементов, представленных в списке чаще. Во-вторых, эффект недавности относится к воспоминанию последних элементов в списке или элементов, представленных в конце списка. В-третьих, когнитивный эффект относится к последовательному воспроизведению вещей, которые находятся в соседних позициях.

Воспроизведение по сигналу

Воспроизведение по сигналу относится к вызову списка элементов с использованием сигналов и руководств. При запоминании по сигналу люди чаще помнят то, чего не помнят при свободном воспоминании. Сигналы помогают восстановить те воспоминания, которые считаются утерянными. Есть больше шансов вспомнить предмет, когда он имеет сильную связь с подсказкой. Информация также может быть представлена ​​в виде пар картинок и цифр, и первая вещь указывает на припоминание второй вещи в паре.

Последовательный вызов

Последовательный вызов относится к вызову элементов или событий в порядке их возникновения. Таким образом, припоминание предыдущего элемента указывает на припоминание следующего элемента в списке. Это особенно полезно при воспоминании жизненных событий в их хронологическом порядке.

Существует разница в серийном воспроизведении кратковременной и долговременной памяти. В различных исследованиях было замечено, что более недавно произошедшие события легче запоминаются по порядку. Вызов памяти уменьшается, когда элементы увеличиваются в списке. Эффект первичности и эффект новизны также наблюдаются при серийном воспоминании.

Двухэтапная теория

Двухэтапная теория объясняет процесс восстановления воспоминаний. Согласно этой теории, первым этапом процесса припоминания является исследование и извлечение информации из хранилища. Следующим шагом является распознавание правильной информации из того, что было извлечено.

По мнению некоторых ученых, узнавание важнее припоминания, потому что оно включает только один процесс, а припоминание включает два процесса. Таким образом, отзыв подвержен большему количеству ошибок. Но некоторые ученые утверждают, что в некоторых случаях припоминание важнее узнавания. Примером этого может быть неспособность распознавать слова, которые впоследствии можно вспомнить.

Специфичность кодирования

Теория специфичности кодирования является более продвинутой, чем двухэтапная теория. Согласно этой теории, память использует информацию как из следа памяти, так и из ситуации, в которой она была закодирована, а также из ситуации, контекста или среды, в которой она извлечена.

Это означает, что если ситуация или среда обучения и воспроизведения одинакова, больше шансов на успешное запоминание информации. Итак, если вы студент и каждый год ходите в зал, где проходят ваши экзамены, и изучаете книги в этом зале, вы, вероятно, наберете больше баллов на экзамене.

Точно так же люди склонны вспоминать эмоциональные события в настроении, соответствующем эмоциональным воспоминаниям. Например, человек в хорошем настроении вспоминает счастливые воспоминания.

Формы извлечения памяти

Воспоминание

Воспоминание относится к простому процессу запоминания чего-либо без каких-либо подсказок и при физическом отсутствии этой вещи. Припоминание извлекает информацию из мозга. Вспомнить имя человека или ответить на вопрос — вот некоторые примеры припоминания. При воспоминании активируются все нейроны, связанные с памятью, и они реконструируют память.

Распознавание

Распознавание — это идентификация информации о ранее известной вещи после повторного просмотра или воспоминаний. Узнавание и запоминание чьего-либо имени, видя его фотографию, является примером узнавания. Другой пример — когда вы не помните, где находится ресторан, но узнаете его, когда видите.

Воспоминание

Воспоминание относится к восстановлению или объединению памяти. Наш разум реконструирует память, используя логические структуры и подсказки. Запоминание деталей события с использованием частичных воспоминаний, подсказок и логики — хороший пример такого типа извлечения памяти.

Повторное обучение

Этот тип извлечения из памяти относится к повторному обучению информации, которая уже была изучена в прошлом, но не запоминается. Люди могут быть не в состоянии вспомнить, но они знают, что учили этому раньше. Повторное обучение показывает улучшение извлечения информации, поскольку оно укрепляет нейронные связи.

Структуры мозга, участвующие в воспроизведении

Исследования показали, что шесть областей мозга в основном участвуют в вспоминании и распознавании.

  1. Префронтальная кора связана с попыткой поиска.
  2. Области гиппокампа и парагиппокампа MTL связаны с сознательным воспоминанием.
  3. Передняя поясная кора связана с выбором реакции.
  4. Задняя срединная область, включая заднюю часть поясной извилины, связана с изображениями.
  5. Нижняя теменная кора связана с восприятием пространства.
  6. Мозжечок, особенно слева, что связано с самостоятельным поиском.

При воспоминании наблюдается повышенная активность в бледном шаре, передней поясной извилине, таламусе и мозжечке. Та же активность не наблюдается в процессе узнавания, а это означает, что эти структуры играют более важную роль в воспоминании, чем в узнавании. Некоторые исследования показали, что припоминание происходит только при синхронной активации двух областей мозга, то есть ринальной коры и гиппокампа.

Согласно другому исследованию, которое включало в себя припоминание элементов из списка, наблюдаются огромные различия в гемодинамической активности при повторном воспроизведении и невоспроизведении элементов. Эффект теперь называется эффектом последующей памяти (SME). Эти различия в активности определяют, вспоминается конкретный предмет или нет.

Создание ложных воспоминаний во время припоминания

Процесс припоминания иногда связан с созданием ложных воспоминаний или неправильной интерпретацией воспоминаний. Эти ложные воспоминания являются результатом устойчивых убеждений, пост-событийной информации, неправильно сформулированных и интерпретированных утверждений, а также вмешательства новых воспоминаний в старые воспоминания.

По словам Элизабет Лофтус, ученого, активно занимавшегося исследованиями в этой области, конкретная или точная формулировка вопроса резко меняет воспроизведение и воссоздание воспоминаний, что также может привести к необратимому изменению существующих воспоминаний и созданию ложных воспоминаний. На информацию человека о событии иногда большое влияние оказывает высказывание или внушение авторитетного лица, это явление называется эффектом дезинформации.

Гипертимезия

Гипертимезия относится к превосходной автобиографической памяти или экстраординарной способности вспоминать конкретные детали жизненных событий из прошлого. Человек с этим заболеванием может вспомнить детали, не практикуя мнемонические приемы или другие стратегии припоминания.

Это крайне редкое заболевание, подтверждено всего несколько случаев. Одним из таких случаев была женщина из Калифорнии, которая смогла вспомнить все подробности своей прошлой жизни. Жила-была молодая англичанка с потрясающей фотографической памятью и коэффициентом интеллекта 19.1. Некоторые люди с этим заболеванием говорят, что это не подарок, а бремя для них.

Непроизвольное воспоминание

Непроизвольное воспоминание делится на два типа: непроизвольное автобиографическое воспоминание и непроизвольное семантическое воспоминание.

Непроизвольное извлечение автобиографических воспоминаний относится к автоматической реактивации бессознательных воспоминаний в результате любого сенсорного или внутреннего сигнала, такого как мысль. Те автобиографические воспоминания, которые, казалось бы, не связаны ни с какими репликами, легко теряются. В этом случае возникает ошибка саморегуляции памяти. В результате несвязанная автобиографическая память достигает сознательного ума. Конкретные цели человека чаще всего приводят к непроизвольному восстановлению воспоминаний, связанных с целями.

Процесс непроизвольного извлечения семантической памяти аналогичен непроизвольному извлечению автобиографической памяти. Этот тип также известен как «семантическое поппинг». Этот тип относится к непроизвольному извлечению случайного слова, изображения или понятия. Хотя этот процесс похож на поиск IAM, в поиске ISM нет личной основы.

Кончик языка

Это явление относится к неспособности вспомнить слово из памяти, что сочетается с ощущением неизбежности извлечения. В этом случае возможен частичный отзыв. Существует ощущение большого разрыва между знанием определенного слова или предмета и возможностью вспомнить имена, связанные с указанным предметом или словом. Люди иногда вспоминают другие особенности целевого слова, такие как его первая буква или слова, имеющие похожее значение.

Ученые выдвинули две теории, объясняющие это явление. Первая — это точка зрения прямого доступа , согласно которой память недостаточно сильна, чтобы воспроизвести, но достаточно сильна, чтобы вызвать частичное воспоминание. Вторая – это выводная точка зрения 90 107  , в которой говорится, что состояние частичного припоминания возникает, когда субъект может сделать вывод о знании целевого слова, но не может соединить фрагменты информации вместе, как правило, потому, что эти фрагменты не существуют в памяти.

Факторы, влияющие на поиск

Контекст

Характеристики среды, в которой закодировано воспоминание, также кодируются вместе с воспоминанием. Это приводит к зависимости извлечения от контекста, что означает, что воспоминания легче извлекаются в тех же условиях окружающей среды, в которых они были закодированы.

Пол

Исследования показали, что женщины лучше, чем мужчины, вспоминают эпизодические воспоминания, но никаких различий в воспроизведении семантических воспоминаний между ними обнаружено не было. Гендерные различия в воспоминании являются результатом использования разных стратегий обработки информации. Исследование показало, что женщины запоминают невербальные сигналы, в то время как мужчины, как правило, запоминают вербальные сигналы.

Внимание

Внимание влияет на память в процессе ее кодирования. Если кто-то не сосредоточится на чем-то на этапе кодирования, ему будет очень трудно восстановить это позже.

Интерференция

Интерференция относится к взаимодействию между предыдущими воспоминаниями и новыми воспоминаниями. Упреждающее вмешательство — это забывание новых воспоминаний из-за их вмешательства в старые воспоминания в мозгу. Ретроактивная интерференция — это невозможность вспомнить ранее закодированную информацию из-за ее взаимодействия с новыми знаниями.

Физическая активность

Физическая активность или физическое здоровье являются важным фактором восстановления воспоминаний. У детей с плохим физическим здоровьем обычно плохое психическое и когнитивное здоровье. Низкая физическая активность и уровень физической подготовки напрямую связаны с низкой успеваемостью из-за психических и когнитивных проблем.

Исследования показали, что физическая активность играет важную роль во влиянии на гиппокамп. Гиппокамп — это часть мозга, участвующая в кодировании информации. Это может также повлиять на другие области мозга. Таким образом, физическая активность и упражнения помогают правильному функционированию нейронных сетей.

Потребление пищи

Некоторые исследования показали, что завтрак перед школой помогает быстрее запоминать информацию. Студенты, имеющие привычку завтракать, как правило, набрали больше баллов на экзаменах.

Ошибка извлечения

Ошибка извлечения относится к невозможности извлечения информации из долговременной памяти. В этом случае память ранее была закодирована в долговременной памяти, но человек не в состоянии ее восстановить. Это происходит не из-за потери памяти, а из-за того, что нет доступных сигналов для ее восстановления. Поисковые сигналы бывают двух типов. Внешние сигналы или контекстуальные сигналы, которые находятся в окружающей среде, и внутренние сигналы, которые находятся внутри человеческого мозга.

В этих случаях в основном среда, в которой извлекается память, отличается от среды ее кодирования. Следовательно, нет никаких внешних сигналов, которые затем приводят к отказу памяти. Например, иногда человек не может вспомнить подробности какого-либо события, но возвращение на место этого события дает ему внешние сигналы, и он начинает вспоминать детали.

Резюме

Воспроизведение и извлечение из памяти включают в себя запоминание различных типов воспоминаний, хранящихся в мозгу. Воспоминания можно испытать в процессе извлечения из памяти или припоминания.

Скорость извлечения и припоминания памяти зависит от силы нейронных путей, сформированных на более ранних стадиях обработки памяти.

Вызов памяти делится на три типа;

  • Свободное воспроизведение, при котором воспоминания вызываются в порядке списка
  • Воспроизведение по сигналу, при котором для вызова воспоминаний используются разные подсказки
  • Последовательное воспроизведение, когда воспоминания вызываются в последовательности их возникновения Воспроизведение памяти сначала включает в себя извлечение информации из места хранения, а затем включает проверку подлинности полученной информации.

    Специфичность кодирования — это передовая теория, объясняющая извлечение памяти в соответствии с контекстом и ситуацией, в которой память была закодирована и извлекается.

    Различные типы извлечения памяти включают припоминание, узнавание, припоминание и повторное обучение.

    В воспроизведении воспоминаний участвуют многие области мозга, такие как префронтальная кора, области височной доли, мозжечок и т. д.

    Существуют некоторые данные о формировании ложных воспоминаний в процессе воспоминаний.

    Гипертимезия — феномен, который относится к необычайной способности запоминать незначительные детали событий из жизни человека.

    У людей также наблюдается непроизвольное восстановление памяти, которое включает как автобиографические, так и семантические воспоминания.

    На процесс извлечения памяти могут влиять несколько факторов, таких как контекст события, потребление пищи, физическая активность и т. д.

    У некоторых людей также наблюдаются сбои в воспоминании по определенным причинам.

    Ссылки

    1. Ботвиник, М.; Ван, Дж.; Коуэн, Э.; Рой, С .; Бастианен, К.; Мэйо, П.Дж.; Хоук, Дж. К. (2009). «Анализ немедленных серийных отзывов у макаки». Познание животных. 12  (5): 671–678. doi : 10.1007/s10071-009-0226-z . PMID   19462189 .
    2. Уоткинс, М.; Гардинер, Дж. М. (1979). «Оценка теории воспоминаний о порождении и распознавании». Журнал вербального обучения и вербального поведения. 18  (6): 687–704. doi : 10.1016/s0022-5371(79)-9 .
    3. Тульвинг, Э.; Томсон, М. (1973). «Специфичность кодирования и процессы поиска в эпизодической памяти» . Психологический обзор. 80  (5): 352–373. doi : 10.1037/h0020071 .
    4. Тарнов, Э. (2015). ПЕРВОЕ ПРЯМОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДВУХ ЭТАПАХ СВОБОДНОГО ПРИЗНАКА. Психолого-педагогический журнал РУДН, (4), 15-26.
    5. Бауэр, Гордон Х. (2000). Краткая история исследований памяти. Оксфордский справочник памяти. (3)
    6. Эббингауз, Герман. (1885 г.). О памяти (HA Ruger & CE Bussenius, Trans.) New York: Dover, 1964.
    7. Endel Tulving. (1972). «Эпизодическая и семантическая память» в организации памяти, (381–403), получено с http://alicekim.ca/EMSM72.pdf.
    8. Пайвио, Аллан. (1969). Ментальные образы в ассоциативном обучении и памяти. Psychological Review  76, (241-263), получено с http://psycnet.apa.org/journals/rev/76/3/241/.
    9. Перевозчик, Марка; Пашлер Гарольд (ноябрь 1992 г.). «Влияние поиска на удержание» . Память и познание. 20  (6): 633–642. doi : 10.3758/BF03202713 . PMID 1435266

    Источники изображений:

    1. https://pixabay.com/illustrations/remembering-recall-remember-memory-3169605/lustration вики/Файл:Human_visual_pathway. svg
    2. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Blausen_0115_BrainStructures.png

    Поиск – общая психология

    Перейти к содержимому

    Память

    Цели обучения

    • Объяснить сигналы припоминания и три типа припоминания (припоминание, узнавание и повторное обучение)

    Итак, вы приложили немало усилий, чтобы закодировать (посредством сложной обработки) и сохранить важную информацию для предстоящего выпускного экзамена. Как вы получаете эту информацию обратно из когда вам это нужно? Акт извлечения информации из хранилища памяти и обратно в сознательное сознание известен как . Это похоже на поиск и открытие документа, который вы ранее сохранили на жестком диске вашего компьютера. Теперь он вернулся на ваш рабочий стол, и вы снова можете с ним работать. Наша способность получать информацию от жизненно важна для нашего повседневного функционирования. Вы должны уметь извлекать информацию из памяти, чтобы делать все, от умения чистить волосы и зубы до вождения на работу и до знания того, как выполнять свою работу, когда вы туда доберетесь.

    Психологи отличают информацию, хранящуюся в памяти, от доступной (Tulving & Pearlstone, 1966). Доступная информация — это информация, которая хранится в памяти, но точно неизвестно, сколько и каких типов хранится. То есть все, что мы можем знать, это то, какую информацию мы можем получить — доступную информацию. Предполагается, что доступная информация представляет собой лишь крошечную часть информации, имеющейся в нашем мозгу. У большинства из нас был опыт, когда мы пытались вспомнить какой-то факт или событие, сдавались, а затем — внезапно! Точно так же мы все знакомы с ситуацией, когда не можем вспомнить факт, но затем, если нам дается несколько вариантов выбора (как в тесте с множественным выбором), мы легко можем его распознать. Рисунок 1 . Мы не можем знать всего того, что находится в нашей памяти, но только ту часть, которую мы действительно можем восстановить. Что-то, что не может быть восстановлено сейчас и что, казалось бы, ушло из памяти, может появиться вновь, если применить другие сигналы. [Фото: Шон Драйлингер]

    Сигналы памяти

    Какие факторы определяют, какую информацию можно извлечь из памяти? Одним из критических факторов является тип подсказок или подсказок в окружающей среде. Вы можете услышать по радио песню, которая внезапно пробудит воспоминания о более раннем периоде вашей жизни, даже если вы не пытались вспомнить ее, когда она звучала. Тем не менее, песня тесно связана с тем временем, поэтому напоминает о пережитом.

    Общий принцип, лежащий в основе эффективности сигналов припоминания, — это (Tulving & Thomson, 1973): когда люди кодируют информацию, они делают это определенным образом. Возьмем, к примеру, песню по радио: возможно, вы услышали ее, когда были на потрясающей вечеринке, вели замечательную философскую беседу с другом. Таким образом, песня стала частью всего этого сложного опыта. Спустя годы, даже если вы не думали об этой вечеринке целую вечность, когда вы слышите песню по радио, весь опыт возвращается к вам. В общем, принцип специфичности кодирования гласит, что в той мере, в какой реплика (песня) соответствует или перекрывается следом воспоминаний о переживании (вечеринка, разговор), она будет эффективна для пробуждения воспоминаний. В классическом эксперименте по принципу специфичности кодирования участники запоминали набор слов в уникальной обстановке. Позже участников тестировали на наборах слов либо в том же месте, где они выучили слова, либо в другом. В результате специфичности кодирования учащиеся, которые проходили тест в том же месте, где выучили слова, на самом деле могли вспомнить больше слов (Godden & Baddeley, 19).75), чем студенты, сдавшие тест в новых условиях. В этом случае сам физический контекст давал подсказки для поиска. Вот почему хорошо готовиться к промежуточным и финальным экзаменам в той же комнате, где вы будете их проводить.

    Одно предостережение, связанное с этим принципом, заключается в том, что для того, чтобы сигнал сработал, он не может соответствовать слишком большому количеству других переживаний (Nairne, 2002; Watkins, 1975). Рассмотрим лабораторный эксперимент. Предположим, вы изучаете 100 предметов; 99 слов и одно изображение — пингвина, пункт 50 в списке. После этого реплика «вспомни картинку» идеально вызывала бы «пингвина». Никто бы не пропустил это. Однако, если слово «пингвин» были помещены на то же место среди остальных 99 слов, его запоминаемость была бы исключительно хуже. Этот результат демонстрирует силу отличительности : одна картинка отлично запоминается из 99 слов, потому что она выделяется. Теперь представьте, что произойдет, если эксперимент будет повторен, но в списке из 100 пунктов будет 25 картинок. Хотя изображение пингвина по-прежнему будет присутствовать, вероятность того, что подсказка «Вспомнить изображение» (пункт 50) окажется полезной для пингвина, соответственно уменьшится. Уоткинс (1975) сослался на этот результат как на демонстрацию принципа перегрузки сигнала . То есть, чтобы быть эффективным, реплика припоминания не может быть перегружена слишком большим количеством воспоминаний. Чтобы подсказка «вызовите картинку» была эффективной, она должна соответствовать только одному элементу в целевом наборе (как в случае с одной картинкой и 99 словами).

    Подводя итог тому, как функционируют сигналы памяти: для того, чтобы сигнал поиска был эффективным, должно существовать совпадение между сигналом и желаемым целевым воспоминанием; кроме того, для обеспечения наилучшего поиска отношения сигнал-цель должны быть отличительными.

    Типы поиска

    Есть три способа извлечения информации из вашей долговременной памяти: воспоминание, распознавание и повторное обучение. — это то, о чем мы чаще всего думаем, когда говорим об извлечении памяти: это означает, что вы можете получить доступ к информации без подсказок. Например, вы могли бы использовать отзыв для теста сочинения. происходит, когда вы идентифицируете информацию, которую вы ранее узнали после повторного знакомства с ней. Он включает в себя процесс сравнения. Когда вы проходите тест с несколькими вариантами ответов, вы полагаетесь на узнавание, которое поможет вам выбрать правильный ответ. Вот еще один пример. Допустим, вы закончили школу 10 лет назад и вернулись в свой родной город на 10-летнюю встречу. Возможно, вы не сможете вспомнить всех своих одноклассников, но многих из них вы узнаете по их фотографиям в ежегоднике.

    Третья форма поиска — , и это именно то, на что это похоже. Это включает в себя изучение информации, которую вы узнали ранее. Уитни изучала испанский язык в старшей школе, но после школы у нее не было возможности говорить по-испански. Уитни сейчас 31 год, и ее компания предложила ей возможность работать в их офисе в Мехико. Чтобы подготовиться, она записалась на курсы испанского языка в местном общественном центре. Она удивлена ​​тем, как быстро она может освоить язык после того, как не говорила на нем 13 лет; это пример переучивания.

    Отзыв и распознавание

    Психологи измеряют эффективность памяти с помощью производственных тестов (включающих припоминание) или тестов распознавания (включающих выбор правильной информации из неправильной, например, тест с множественным выбором). Например, с нашим списком из 100 слов одну группу людей можно попросить вспомнить список в любом порядке (бесплатный тест на запоминание), а другую группу можно попросить обвести кружком 100 изученных слов из смеси с другой. 100 неизученных слов (тест на узнавание). В этой ситуации тест на узнавание, скорее всего, даст более высокие результаты участников, чем тест на припоминание.

    Мы обычно думаем, что тесты на распознавание довольно просты, потому что сигналом для припоминания является копия фактического события, которое было представлено для изучения. В конце концов, что может быть лучшим сигналом, чем точная цель (память), к которой человек пытается получить доступ? В большинстве случаев эта цепочка рассуждений верна; тем не менее тесты на распознавание не дают идеальных показателей того, что хранится в памяти. То есть вы можете не распознать цель, смотрящую вам прямо в лицо, но при этом вспомнить ее позже с другим набором сигналов (Watkins & Tulving, 19).75). Например, предположим, перед вами стояла задача распознать фамилии известных авторов. Сначала вы можете подумать, что фактическая фамилия всегда будет лучшим сигналом. Однако исследования показали, что это не обязательно так (Muter, 1984). Узнав такие имена, как Толстой, Шоу, Шекспир и Ли, испытуемые вполне могут сказать, что Толстой и Шекспир — известные авторы, а Шоу и Ли — нет. Но когда им дают тест на припоминание с использованием имен, люди часто вспоминают (воспроизводят) предметы, которые они не могли распознать раньше.

    Например, в данном случае такая реплика, как Джордж Бернард ________ , часто приводит к воспоминанию «Шоу», хотя изначально люди не узнавали Шоу как имя известного автора. Тем не менее, получив реплику «Уильям», люди могут не назвать Шекспира, потому что Уильям — распространенное имя, которое подходит многим людям (принцип перегрузки реплики в действии). Этот странный факт — припоминание иногда может привести к более высокой производительности, чем распознавание — можно объяснить принципом специфичности кодирования. В качестве подсказки Джордж Бернард _________ соответствует тому, как знаменитый писатель хранится в памяти, лучше, чем его фамилия Шоу (хотя она и является целью). Далее, матч весьма своеобразен с George Bernard ___________, но кий William _________________ гораздо более перегружен (Prince William, William Yeats, William Faulkner, will.i.am).

    Феномен, который мы описывали, называется отказом узнавания запоминаемых слов , в котором подчеркивается, что сигнал будет наиболее эффективным в зависимости от того, как была закодирована информация (Tulving & Thomson, 1973). Дело в том, что сигналы, которые лучше всего вызывают припоминание, — это те, которые воссоздают событие или имя, которые необходимо запомнить, тогда как иногда даже сама цель, такая как Шоу в приведенном выше примере, не является лучшим сигналом. Какой сигнал будет наиболее эффективным, зависит от того, как информация была закодирована.

    Поиск и реконструкция

    Всякий раз, когда мы думаем о нашем прошлом, мы пытаемся вспомнить его. Обычно мы думаем, что припоминание — это объективный акт, потому что мы склонны воображать, что извлечение воспоминаний похоже на вытаскивание книги с полки, и после того, как мы с этим покончили, мы возвращаем книгу на полку такой, какой она была. Однако исследования показывают, что это предположение неверно; память не является статическим хранилищем данных, она постоянно меняется. На самом деле, каждый раз, когда мы извлекаем воспоминание, оно изменяется. Например, сам акт извлечения (факта, концепции или события) повышает вероятность повторного извлечения извлеченных воспоминаний.0107 тестовый эффект или эффект практики извлечения (Pyc & Rawson, 2009; Roediger & Karpicke, 2006). Однако извлечение некоторой информации может на самом деле привести к тому, что мы забудем другую связанную с ней информацию, явление, называемое забыванием, вызванным поиском (Андерсон, Бьорк и Бьорк, 1994). Таким образом, акт извлечения может быть обоюдоострым мечом — усиливая только что извлеченную память (обычно на большую величину), но нанося вред связанной информации (хотя этот эффект часто относительно невелик).

    Извлечение далеких воспоминаний реконструктивно. Мы сплетаем конкретные фрагменты событий с предположениями и предпочтениями, чтобы сформировать связную историю (Bartlett, 1932). Например, если во время вашего 10-летия ваша собака добралась до торта раньше вас, вы, вероятно, будете рассказывать эту историю много лет спустя. Скажем, в последующие годы вы неправильно помните, где собака на самом деле нашла торт, но повторяете эту ошибку снова и снова во время последующих пересказов истории. Со временем эта неточность станет основным фактом события в вашем сознании. Точно так же, как припоминание (повторение) улучшает точные воспоминания, оно усиливает ошибки или ложные воспоминания (McDermott, 2006). Иногда воспоминания можно даже создать, просто услышав яркую историю. Рассмотрим следующий эпизод из своего детства, рассказанный Жаном Пиаже, известным психологом, занимающимся вопросами развития:0005

    Одно из моих первых воспоминаний относится, если это правда, ко второму курсу. Я до сих пор отчетливо вижу следующую сцену, в которую я верил до 15 лет. Я сидел в детской коляске. . . когда мужчина пытался меня похитить. Меня удерживал ремень, застегнутый вокруг меня, в то время как моя няня храбро пыталась встать между мной и вором. Она получила различные царапины, и я до сих пор смутно вижу их на ее лице. . . . Когда мне было около 15 лет, мои родители получили письмо от моей бывшей медсестры, в которой говорилось, что ее перевели в Армию Спасения. Она хотела признаться в своих прошлых ошибках и, в частности, вернуть часы, которые ей подарили по этому случаю. Она выдумала всю историю, подделав царапины. Поэтому я, должно быть, в детстве услышал эту историю, в которую поверили мои родители, и спроецировал ее в прошлое в виде зрительной памяти. . . . Многие настоящие воспоминания, несомненно, относятся к тому же порядку. (Норман и Шактер, 19 лет.97, стр. 187–188)

    Яркий отчет Пиаже представляет собой случай чистой реконструктивной памяти. Он неоднократно слышал эту историю и, несомненно, рассказывал ее (и думал об этом) сам. Повторяющийся рассказ закреплял события так, как будто они действительно произошли, точно так же, как мы все открыты для возможности иметь «много реальных воспоминаний… одного и того же порядка». Тот факт, что человек может вспомнить точные детали (местоположение, царапины), не обязательно указывает на то, что память верна, что также было подтверждено лабораторными исследованиями (например, Norman & Schacter, 19).97).

    Смотреть

    Ознакомьтесь с понятиями из этого раздела о кодировании, хранении и извлечении в следующем видео CrashCourse: новое окно).

    Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

    Контент с лицензией CC, оригинал

    • Как работает память. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/8-1-how-memory-functions. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
    • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

    Содержимое с лицензией CC, ранее опубликованное

    • Память (кодирование, хранение, извлечение).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *