Предмет психологии гуманистической психологии: Гуманистическая психология

«предмет истории психологии, его развитие и методологические принципы психологической науки»

Связанные:
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Приложение 1, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

«ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО
РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Цель: дать общее представление о специфическом круге явлений, которые изучает история психологии.

План:


  1. Психология как наука.

  2. Предмет истории психологии.

  3. Задачи истории психологии.

Психология как наука

История психологии — это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях,

в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии


  • другой. Их непременно следует разграничивать.
    Что же является предметом психологии? В самом общем определении

  • психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.

Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело — предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий.

Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной стороны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром — с другой. Естественно поэтому, что любая попытка освоить предметную область психологии включала наряду с изучением того, что испытывает субъект, его зримые и незримые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов (различных форм взаимоотношений индивида с другими людьми).

Когда изменялись взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и научные данные о психике.

Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.

Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее, в практике своей жизни познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горючесть и т. д. Равным образом, не изучая психологии, человек способен разбираться в психическом облике своих ближних. Но подобно тому, как наука раскрывает перед ним устройство и законы физического мира, она просвечивает своими понятиями тайны психического мира, позволяет проникнуть в законы, которые им правят. Шаг за шагом их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки историчен. И эта история вовсе не оборвалась на сегодняшних рубежах.

Вот почему знание о предмете психологии невозможно без выяснения его «биографии», без воссоздания «драмы идей», в которой были задействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки.

Поскольку мы затронули вопрос, касающийся отличия житейской мудрости от научного знания, следует хотя бы кратко оценить специфику последнего. Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово «теория» греческого происхождения. Оно означает систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и

предсказывать явления. Обобщение соотносится с данными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, т. е. наблюдений и экспериментов, требующих прямого контакта с изучаемыми объектами.


Скачать 443,78 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д.  А. Леонтьев

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. п. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг., полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. п. , в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

В це­лом Г. п. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. п. (А. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др.) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г.  п. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. п. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

Г. п., опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос. -ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. п. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др.). Идеи, близ­кие Г. п., со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Г. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

Воз­ник­но­ве­ние Г. п. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. Г. п., явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг., в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т.  п.

Гл. об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. п. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. п., и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. п. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. п. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

Определение гуманистической психологии в психологии.

(существительное)

Психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству.

  • Оценка гуманистической точки зрения на личность

    • гуманистический подход к изучению личности многое делает для объяснения человеческого психология
      , но по-прежнему подвергается критике за некоторые недостатки.
    • Гуманистическая психология уходит своими корнями в экзистенциализм, бихевиоризм и феноменологию.
    • Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
    • Гуманистическая психология носит целостный характер: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
    • Гуманистическая психология подчеркивает важность свободы воли и, следовательно, личной ответственности за принятие решений.
  • Гуманистическая психология

    • Гуманистическая психология принимает целостный взгляд на человеческое существование посредством исследования смысла, человеческого потенциала и самореализации.
    • Гуманистическая психология — это психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века на основе философии экзистенциализма и феноменологии, а также восточной философии.
    • Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
    • Эти предварительные встречи в конце концов завершились описанием гуманистической психологии как узнаваемой «третьей силы» в психологии , наряду с бихевиоризмом и психоанализом.
    • Гуманистическая психология носит целостный характер: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
  • Позитивная психология

    • Позитивная психология происходит от гуманистической психологии 20-го века и направлена ​​на оптимизацию
      психологического
      здоровья и благополучия.
    • Позитивная психология уходит корнями в гуманистическую психологию 20-го века, которая в значительной степени была сосредоточена на счастье и самореализации.
    • Гуманистический психология возникла в 1950-х годах в ответ на ограниченность психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и Б.
    • Маслоу считал, что настоящая самоактуализация встречается редко, но его исследования привели к прогрессу в гуманистической психологии и более поздней области позитивной психологии .
    • Исследования Маслоу по самоактуализации были центральным компонентом как гуманистической , так и позитивной психологии .
  • Гуманистическая терапия

    • Гуманистическая
      терапия — это психологическое лечение, основанное на теориях личности Карла Роджерса и других гуманистических психологов.
    • Гуманистическая психология признает духовное устремление неотъемлемой частью человеческой психики и связано с зарождающейся областью трансперсональной психологии .
    • Гуманистическая психология приобрел известность в середине 20-го века в ответ на ограничения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и B.
    • Роджерс и Маслоу ввели этот позитивный, гуманистический психологический ответ на то, что они считали чрезмерно пессимистическим взглядом на психоанализ; в течение 20 века гуманистическая психология стала известна как «третья сила» в психологии .
    • Критики не согласны со многими ранними постулатами
      гуманистический
      психология .
  • Гуманистическая теория личности Роджерса

    • гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции.
    • Карл Роджерс был выдающимся психологом и одним из основателей гуманистического движения .
    • Гуманистическая Психология подчеркивала активную роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира.
    • Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта.
    • Карл Роджерс был выдающимся психологом-гуманистом , который известен своей теорией личности, которая подчеркивает изменения, рост и потенциал для человеческого блага.
  • Гуманистическая теория личности Маслоу

    • гуманистическая теория личности Маслоу утверждает, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переходя от основных потребностей к самоактуализации.
    • Гуманизм, который часто называют «третьей силой» в психологии , был реакцией как на пессимистический детерминизм психоанализа с его акцентом на психологическом нарушении, так и на точку зрения бихевиористов на людей, пассивно реагирующих на окружающую среду.
    • Двумя ведущими гуманистическими теоретиками, добившимися успехов в области психологии личности , были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
    • Как лидер гуманистическая психология Абрахам Маслоу подошел к изучению личности психологии , сосредоточившись на субъективных переживаниях и свободе воли.
    • Маслоу расширил поле психологического исследования, включив в него полностью функциональных индивидуумов, а не только людей с психозами, и пролил более позитивный свет на психологию личности .
  • Цели психологии

    • Проще говоря, психология это изучение души.
    • Психология развития изучает развитие человека на протяжении всей жизни.
    • Гуманистическое движение подчеркивает положительные качества человека, способность к личностному росту и свободу выбора любой судьбы.
    • Криминалистика Психология является пересечением психологии и системы правосудия.
    • Определить главную цель психологии и обсудить различные цели различных подполей психологии .
  • Психология личности

    • Личность Психология изучает давние черты и закономерности, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом.
    • Личность Психология — это ветвь психологии , изучающая личность и ее вариации среди людей.
    • Построение целостной картины личности и ее основных психологических процессов.
    • Гуманистические психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс сосредоточились на потенциале роста здоровых людей.
  • Введение в психотерапию

    • «Психотерапия» — это общий термин, описывающий использование психологических методов, помогающих клиенту преодолеть тягостные мысли, чувства и поведение.
    • Рассматриваемые проблемы психологические по своей природе и могут различаться по причинам, влияниям, триггерам и решениям.
    • Можно сказать, что психотерапия практиковалась веками, поскольку медики, философы, духовные практики и другие использовали психологических методов для лечения людей.
    • Можно провести различие между теми психотерапиями, которые используют медицинскую модель, и теми, которые используют гуманистическую модель.
    • гуманистическая или немедицинская модель, напротив, стремится депатологизировать состояние человека.
  • Определение личности

    • Личность психология изучает человеческую личность и то, как она варьируется среди отдельных людей и групп населения.
    • Большая часть современной психологии личности находится под влиянием следующих пяти философских вопросов о том, что на самом деле определяет личность, и пытается ответить на них:
    • Основные теории включают психодинамическую, неофрейдистскую, обучающую (или бихевиористскую), гуманистическую , биологическую, характеристическую (или диспозиционную) и культурную точки зрения.
    • Гуманистическая теория утверждает, что субъективная свобода воли человека является наиболее важным фактором, определяющим поведение.
    • Психологи-гуманисты , такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, считали, что люди стремятся к самореализации — «лучшей версии» самих себя.

Концепции гуманистической психологии в психологии

Гуманистическая психология — это психологическая перспектива, которая приобрела известность в середине 20-го века, опираясь на работы первых пионеров, таких как Карл Роджерс, и философии экзистенциализма и феноменологии. Он принимает целостный подход к человеческому существованию через исследования смысла, ценностей, свободы, трагедии, личной ответственности, человеческого потенциала, духовности и самореализации.

 

Концептуальные истоки

Гуманистический подход уходит своими корнями в феноменологическую и экзистенциалистскую мысль (см. Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Мерло-Понти и Сартра). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также в иудео-христианской философии персонализма, поскольку каждая из них разделяет схожие взгляды на природу человеческого существования и сознания. (Дополнительную информацию о влиятельных фигурах персонализма см.: Эммануэль Мунье, Габриэль Марсель, Дени де Ружмон, Жак Маритен, Мартин Бубер, Эммануэль Левинас, Макс Шелер, Кароль Войтыла, Борден Паркер Браун, Джордж Х. Ховисон, Эдгар Шиффилд Брайтман, Питер А. Берточчи, У. Гордон Олпорт и Мартин Лютер Кинг-младший.)

Его также иногда понимают в контексте трех различных сил психологии: бихевиоризма, психоанализа и гуманизма. Бихевиоризм вырос из работ Ивана Павлова с условным рефлексом и заложил основы академической психологии в США, связанной с именами Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Позднее это направление было названо наукой о поведении. Позднее Абрахам Маслоу назвал бихевиоризм «второй силой». «Первой силой» стали исследования Фрейда в области психоанализа и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Отто Ранка, Мелани Кляйн, Гарри Стэка Салливана и других. Эти теоретики и практики, хотя и основывали свои наблюдения на обширных клинических данных, в первую очередь сосредоточивались на глубинных или «бессознательных» аспектах человеческого существования.

В конце 1950-х годов психологи, заинтересованные в продвижении более целостного видения психологии, созвали две встречи в Детройте, штат Мичиган. Эти психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Кларк Мустакас, были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной психологии, сосредоточенной на уникальных человеческих проблемах, таких как личность, самоактуализация, здоровье, надежда, любовь, творчество, природа. бытие, становление, индивидуальность и смысл, то есть конкретное понимание человеческого существования.

 

Развитие поля

Эти предварительные встречи в конечном итоге привели к другим разработкам, кульминацией которых стало описание гуманистической психологии как узнаваемой «третьей силы» в психологии (наряду с бихевиоризмом и психоанализом). Важные события включали создание Ассоциации гуманистической психологии (AHP) в 1961 году и запуск Журнала гуманистической психологии (первоначально «Феникс») в 1961 году.

Впоследствии число программ магистратуры по гуманистической психологии в высших учебных заведениях увеличилось, а количество учащихся увеличилось. В 1971 году гуманистическая психология как область была признана Американской психологической ассоциацией (АПА) и получила собственное подразделение (Отдел 32) в рамках АПА. Подразделение 32 издает собственный академический журнал под названием The Humanistic Psychologist.

Считается, что основными теоретиками, подготовившими почву для гуманистической психологии, являются Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй. Маслоу находился под сильным влиянием Курта Гольдштейна во время их совместной работы в Университете Брандейса. Писатели-психоаналитики также оказали влияние на гуманистическую психологию. Сам Маслоу, как известно, признал свой «долг Фрейду» в «На пути к психологии бытия». К другим психоаналитическим влияниям относятся работы Вильгельма Райха, который обсуждал по существу «хорошее», здоровое сердцевинное «я» и анализ характера (19). 33), а также мифологический и архетипический акцент Карла Густава Юнга. Другими заслуживающими внимания вдохновителями и лидерами движения являются Роберто Ассаджиоли, Гордон Олпорт, Медард Босс, Мартин Бубер (близкий к Джейкобу Л. Морено), Джеймс Бюгенталь, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Ханс-Вернер Гессманн, Амедео Джорджи, Курт Гольдштейн, Сидни Журар, Р. Д. Лэнг, Кларк Мустакас, Льюис Мамфорд, Фриц Перлз, Энтони Сутич, Томас Сас, Кирк Дж. Шнайдер и Кен Уилбер.

Человековедение не выступает против количественных методов, но, следуя Эдмунду Гуссерлю: 1) выступает за то, чтобы методы выводились из предмета, и не принимало некритически методы естественных наук, и 2) выступает за методологический плюрализм. Следовательно, большая часть предмета психологии поддается качественным подходам (например, пережитому переживанию горя), а количественные методы в основном подходят, когда что-то можно подсчитать, не уравнивая явления (например, продолжительность плача).

 

Основа

Гуманистическая психология названа так из-за своей основной веры в основополагающее добро и уважение к человечеству. Его ядро ​​основано на экзистенциальной психологии, или осознании и понимании своего существования и социальной ответственности. Два психолога, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, инициировали движение с этой новой точки зрения на понимание личности людей и повышение их общей удовлетворенности жизнью.

Когда в 1960-х разразилась война, мир почувствовал необходимость лучше понять природу человечества. Гуманистическая теория предлагает понятный механизм изучения потребности человека в конфликте для установления мира. Эта упрощенная теория стала излюбленной и популярной темой в литературе по самопомощи. Кроме того, борьба за то, чтобы человечество обрело большее понимание и смысл жизни и существования, является вечным краеугольным камнем конфликта в развлечениях и литературе.

Суть гуманистической психологии проста. На самом деле настолько просто, что скептики считают его чрезмерно простым. Гуманисты придерживаются следующих убеждений:

  1. Настоящее — это самый важный аспект человека. В результате гуманисты делают акцент на том, что происходит здесь и сейчас, вместо того, чтобы исследовать прошлое или пытаться предсказать будущее.
  2. Чтобы быть психически здоровым, люди должны нести личную ответственность за свои действия, независимо от того, являются ли эти действия положительными или отрицательными.
  3. Каждый человек по своей сути достоин. Хотя любое данное действие может быть отрицательным, эти действия не отменяют его ценности как личности.
  4. Конечная цель жизни — достичь личного роста и понимания. Благодаря постоянному самосовершенствованию и самопониманию человек может когда-либо быть по-настоящему счастливым.

Абрахам Маслоу предложил наиболее известное и наиболее широко понимаемое правило гуманистической психологии. Абрахам Маслоу считал, что идеи Уотсона и других бихевиористов о контроле недостаточны. Он рассматривал человеческую жизнь как нечто большее, чем просто внешнее подкрепление, оспаривая предположение, что человечество родилось без ценности или направления.

Когда Маслоу изучал психологию, преобладающими идеями были психоанализ и бихевиоризм. Эти теории рассматривались в большинстве курсов, и каждому психологу требовалось много энергии, чтобы выяснить, какую теорию подпишут начинающие психологи. Маслоу не пошел ни по одному из этих путей.

Маслоу осудил бихевиоризм, в конце концов приняв ту же точку зрения и в отношении работ Фрейда. Несмотря на то, что Маслоу признал существование внутри нас бессознательного существа, Маслоу опроверг идею Фрейда о том, что основная часть нашего существа скрыта далеко от нашего сознания. Маслоу утверждал, что человечество осознает мотивацию и побуждения в целом. Без жизненных препятствий все человечество стало бы психически здоровым, достигнув глубокого понимания себя и принятия общества и окружающего мира. Маслоу усилил свою энергию на осознании положительных сторон человечества, в то время как Фрейд видел в основном отрицательные стороны. Можно резюмировать различие между гуманизмом и психоаналитической мыслью следующим образом: психоанализ основан на принятии детерминизма или принятии аспектов нашей жизни вне контроля, в то время как гуманистическая мысль основывается на концепции свободы воли.

Самым известным вкладом Маслоу в гуманистическую психологию является его Треугольник/Пирамида Потребностей. Иерархия потребностей Маслоу часто используется для обобщения системы убеждений гуманистической психологии. Фундаментальная предпосылка его иерархии состоит в том, что каждый рождается с определенными потребностями. Если мы не удовлетворяем эти базовые потребности, мы не можем выжить и сосредоточиться вверх по иерархии. Первый слой состоит из физиологических потребностей или потребностей выживания. Не в состоянии получить кислород, сон, воду и пищу, все остальное не имеет значения.

После того, как мы удовлетворим эти потребности, мы сможем переключить внимание на следующий уровень, потребность в безопасности и защищенности. Преследуя потребности в безопасности, мы пытаемся обеспечить безопасность других и стремимся создать среду, которая защитит нас и убережет от вреда. До тех пор, пока эти цели не будут достигнуты, маловероятно, что кто-то будет учитывать потребности более высокого порядка, и тогда их рост будет задушен.

Когда кто-то чувствует себя в безопасности, мы пытаемся построить дружеские отношения и установить чувство принадлежности к большему целому. Третий уровень потребностей Маслоу, социальные потребности принадлежности и любви, сосредоточены на нашем желании принадлежать к группе и иметь место в большем целом. Удовлетворение социальных потребностей приближает нас на один шаг к вершине треугольника — четвертому уровню: потребности в уважении. Те, кто пытается удовлетворить потребности в уважении, направляют свою энергию на уважение других, самоуважение, самоуважение и получение признания наших достижений в жизни. Мы идем дальше и дальше, чтобы преуспеть в нашей карьере, расширить наши знания и постоянно повышать нашу самооценку.

Последний уровень в иерархии называется потребностью в самореализации. Согласно Маслоу, многие люди могут находиться на этом уровне, но очень немногие, если вообще кто-либо, когда-либо овладевают им. Самоактуализация означает полное понимание себя. Быть самореализованным означает по-настоящему знать, кто вы есть, какое ваше место в обществе, и чувствовать, что вы выполняете все, что вам предназначено. Это значит больше не чувствовать стыда, вины или даже ненависти, а принять мир и увидеть человеческую природу как изначально добрую.

 

Консультирование и терапия

Гуманистическая психология включает в себя несколько подходов к консультированию и терапии. Среди самых ранних подходов мы находим теорию развития Абрахама Маслоу, подчеркивающую иерархию потребностей и мотиваций; экзистенциальная психология Ролло Мэя, признающая человеческий выбор и трагические аспекты человеческого существования; и личностно-центрированная или клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, которая сосредоточена на способности клиентов к самоуправлению и пониманию своего собственного развития.

Другие подходы к гуманистическому консультированию и терапии включают гештальт-терапию, гуманистическую психотерапию, глубинную терапию, целостное здоровье, группы встреч, тренинг чувствительности, супружескую и семейную терапию, работу с телом и экзистенциальную психотерапию Медарда Босса. Экзистенциально-интегративная психотерапия, разработанная Кирком Шнайдером (2008), является относительно новой разработкой в ​​рамках гуманистической и экзистенциальной терапии.

Самопомощь также включена в гуманистическую психологию: Шейла Эрнст и Люси Гудисон описали использование некоторых основных гуманистических подходов в группах самопомощи. Совместное консультирование, которое представляет собой подход исключительно к самопомощи, считается частью гуманистической психологии (см. «Руководство по гуманистической психологии» Джона Роуэна). Гуманистическая теория оказала сильное влияние на другие формы популярной терапии, включая «Консультирование по переоценке» Харви Джекинса и работы Карла Роджерса.

Гуманистическая психология стремится выйти за рамки медицинской модели психологии, чтобы открыть непатологический взгляд на человека. Обычно это означает, что терапевт преуменьшает патологические аспекты жизни человека в пользу здоровых аспектов. Ключевым элементом этого подхода является встреча между терапевтом и клиентом и возможности для диалога. Цель большей части гуманистической терапии состоит в том, чтобы помочь клиенту приблизиться к более сильному и здоровому самоощущению, также называемому самоактуализацией. Все это является частью мотивации гуманистической психологии быть наукой о человеческом опыте, фокусирующейся на реальном жизненном опыте людей.

 

Гуманистическая психология и социальные проблемы

Хотя социальная трансформация, возможно, не была в центре внимания в прошлом, большой процент современных гуманистических психологов в настоящее время исследует насущные социальные, культурные и гендерные проблемы. Даже самые ранние авторы, которые были связаны с психологическим гуманизмом и вдохновляли его, исследовали такие разнообразные темы, как политическая природа «нормального» и повседневного опыта (Р. Д. Лэнг), распад способности любить в современном потребительском обществе (Эрих Фромм), растущая технологическое господство над человеческой жизнью (Медард Босс) и вопрос зла (дебаты Ролло Мэя и Карла Роджерса). Кроме того, Морин О’Хара, работавшая как с Карлом Роджерсом, так и с Паоло Фрейре, указала на сходство между этими двумя мыслителями, учитывая их различную, но взаимосвязанную направленность на развитие критического осознания ситуаций, которые угнетают и дегуманизируют.

 

Критика гуманистической психологии

Критики этой области отмечают, что она склонна игнорировать исследования социальных изменений. Исаак Приллелтенски, самопровозглашенный радикал, выступающий за общественную и феминистскую психологию, годами утверждал, что гуманистическая психология непреднамеренно способствует системной несправедливости.

Кроме того, утверждалось, что ранним воплощениям гуманистической психологии не хватало кумулятивной эмпирической базы, а создатели движения поддерживали «бесстыдное отрицание человеческой взаимности и общности». Однако, по мнению современных мыслителей-гуманистов, гуманистическую психологию не нужно понимать как продвигающую такие идеи, как нарциссизм, эгоизм или эгоизм.

Ассоциация гуманистического дискурса с нарциссическими и чрезмерно оптимистичными мировоззрениями является неправильным прочтением гуманистической теории. В своем ответе Seligman & Csikszentmihalyi (2000), Bohart и Greening (2001) отмечают, что наряду с статьями о самореализации и самореализации гуманистические психологи также опубликовали статьи по широкому кругу социальных проблем и тем, таких как продвижение международного мира и взаимопонимания, осознания Холокоста, уменьшения насилия и продвижения социального благополучия и справедливости для всех.

Критика того, что гуманистической психологии не хватает «эмпирической базы», ​​как правило, основывалась на якобы «ограниченных взглядах» на то, что составляет «эмпирическое», некритическом принятии методов естественных наук (в отличие от методов гуманитарных наук) и прямом пренебрежении Собственная эмпирическая работа Роджерса. Напротив, гуманистическая психология имеет долгую историю эмпирических исследований, включая работы Маслоу, Амедео Джорджи и Дэвида Элкинса, но не ограничиваясь ими. На самом деле исследования гуманистической психологии восходят к шедевру пионера американской психологии Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта» 9.0004

 

Гуманистическая психология: противоречие с научными основами

Вначале гуманистическую теорию было нелегко исследовать. Начнем с того, что, поскольку фундаментальная вера гуманизма заключается в доброте людей, лечение должно быть сосредоточено на положительном, а не на отрицательном. Это оставляет очень мало тестов, на которых можно построить случай гуманизма. Затем посредством оценки оценщик, по сути, пытается сказать, что тестер знает больше об эмоциях, мыслях и поведении клиента. Делать что-то столь самонадеянное — вопиющее противоречие принципам веры гуманизма.

В результате большинство теоретиков, особенно бихевиористов, отвергли гуманистическую теорию, поскольку ее было нелегко исследовать. Однако, как и в случае с психоанализом, можно было собрать значимые данные об эффективности применения гуманистических теорий. На самом деле, как и в случае с психоанализом, необходимо было разработать новаторское тестирование, чтобы подчеркнуть точную теорию и предполагаемое применение теории. Психоанализ использует такие тесты, как ТАТ и Роршах, а гуманитарии используют Q-сортировку.

 

Заключение

Сильные стороны гуманистической теории

Как и в случае с любой теорией, некоторые считают гуманистическую психологию актуальной, тогда как другие видят только недостатки. Парой сильных сторон гуманистической теории является акцент на позитивности и доброте человечества, а также на свободе воли, связанной с изменениями. Противопоставляя подходы Фрейда и биологии, сосредотачиваясь на вере в то, что человеческое поведение и познание причинно определяются предшествующими событиями и действиями, так что нам не хватает самоконтроля, Маслоу и гуманистическая психология считают, что человек достаточно силен.

Еще одна сильная сторона гуманистической теории заключается в том, насколько легко многие ее аспекты интегрируются с другими школами мысли. Ряд терапевтов принимают гуманистический оттенок при работе со своими клиентами. Хотя человек может полагать, что гуманистическая теория не охватывает расстояние, он понимает пользу основных ценностей и убеждений в изменении жизни людей к лучшему.

В конечном счете, у гуманизма есть преимущества, которые переносятся на ряд других профессий. В бизнес-классе вы, вероятно, ознакомитесь с иерархией Маслоу. При изучении финансов или экономики курс, несомненно, будет охватывать концепцию продвижения в финансовом и физическом плане, чтобы в конечном итоге стать более просвещенным и осознать, кто мы и наше место в мире. Этот принцип также присутствует в других профессиях, таких как криминология, история и литература, поскольку суть гуманистической мысли верна во всем, что касается того, что значит считаться человеком.

 

Слабые стороны гуманистической теории

На каждый инь найдется и ян. Гуманистическая теория также имеет свои недостатки. Наиболее серьезная критика гуманистической психологии связана с отсутствием в ней конкретных подходов к лечению, нацеленных на конкретные проблемы. Поскольку основным верованием гуманистической теории является свобода воли, очень сложно создать как инновационный метод лечения, так и средство для изучения эффективности этого метода лечения.

Кроме того, считается, что гуманистическая теория падения неспособна помочь людям с тяжелыми расстройствами личности или психическими расстройствами. Хотя Теория личности Карла Роджерса может оказать положительное влияние на незначительное отклонение от нормы, использование ее для лечения шизофреников смехотворно.

Наконец, гуманистическая теория применяет некоторые обобщения человеческой природы, которые, по общему мнению, являются полными. Все ли люди хороши в своей сути, или некоторых просто нет? Можем ли мы эффективно утверждать, что иерархия потребностей Маслоу, как объяснялось, универсально применима ко всем? Или возможно, что каждый человек может навязать свою собственную систему верований или свой порядок достижения, или даже само свое определение?

Почему некоторые люди сознательно выбирают отрицательные альтернативы, в то время как перед ними стоит положительный выбор? Эти сомнения преследуют гуманистическую психологию, а сложность, связанная с проведением измеримых исследований теории, еще больше усугубляет проблему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *