Что такое перцепция? Понятие, функции и механизмы перцепции в психологии.
Человек — существо социальное. Каждый день мы общаемся с большим количеством людей, создаем новые отношения, формируем существующие, активно взаимодействуем между собой. Наше мнение о собеседнике, оценка его поведения и внешнего вида зависит от определенного механизма, который называется перцепцией.
В этой статье мы расскажем, что такое перцепция в психологии, объясним процесс социального восприятия и затронем особенности социальной перцепции.
Понятие социальной перцепции в психологии
Социальная перцепция – психологический процесс, под которым понимают развитие межличностных взаимоотношений путем создания представления и образа о себе, других людях, коллективах, группах, общностях.
Перцептивные процессы включают в себя восприятие, изучение, понимание и оценку различных социальных объектов — деятельность окружающих людей и социальных процессов.
Можно дать такое определение перцепции — это наука о том, как люди создают впечатление себе и делают выводы о других исходя из полученной информации.
Результатом перцепции является получение целостного образа, единой структуры, анализ процесса общения и формирование определенного отношения к конкретному человеку или группе людей.
Под перцепцией понимается процесс восприятия социальных объектов, т.к. в переводе с латинского этот термин как раз и означает «восприятие».
Перцептивная система состоит из таких социально важных компонентов как:
- восприятие внешнего вида других людей, сюда же относят и физическое восприятие
- словесное общение
- невербальное общение (к невербальным относятся мимика, голос, жесты, положение и движение тела).
Сущность познания состоит в том, что два субъекта взаимоотношений определяют не только физические характеристики друг друга (плюс оценивают внешний вид), но и анализируют поведение, распознают эмоции и делают выводы о способностях и намерениях.
Важно! Социальное восприятие — всегда двухсторонний процесс. Субъект восприятия и объект восприятия создают единую перцептивную систему. Но точность этой оценки не всегда бывает правдивой.
Виды социальной перцепции
Психологические механизмы восприятия основаны на всех органах чувств. При этом у людей, лишенных какого-либо органа чувств, восприятие «работает» также эффективно, поэтому проблемы социальной перцепции не зависят от отсутствия у человека слуха или зрения.
Рассмотрим кратко, чем отличается зрительное перцептивное восприятие от других:
- Зрительное. Наиболее информативное восприятие внешнего мира. Зрение позволяет нам увидеть и оценить множество разноплановой информации — видеть образы, читать текст, анализировать графики, различать цвета и т.д.
- Слуховое дает нам представление об объекте восприятия и помогает ориентироваться в пространстве
- Осязательное восприятие позволяет понимать и анализировать информацию о предмете, человеке или явлении через прикосновения.
- Вкусовое. Этот вид восприятия эволюционно был дан нам для того, чтобы определять съедобное или несъедобное — каким растением можно перекусить, а каким можно и отравиться.
- Обонятельное. Для современного индивида обоняние позволяет получить информацию не только о собеседнике, но и о продукте, например, определить его качество и свежесть.
Психологи также проводят разделение восприятия на:
- Пространственное, которое помогает нам определять положение вещей в пространстве.
- Временное, помогающее определять временные промежутки и дающее ощущение времени.
Перцептивный образ складывается из совокупности свойств предмета, явления, полученных с помощью всех органов чувств.
Социальная перцепция: основные функции
В психологии различают следующие функции социальной перцепции:
- познание себя, как индивида, оценка своей личности для сравнения ее с оценкой других людей
- познание других людей для анализа социального окружения и соц взаимодействия
- выявление предпочтительных партнеров, друзей из окружения путем установления социальной аттракции (эмоциональных контактов)
- анализ и прогнозирование совместной деятельности на основе перцептивности между людьми
Межличностная перцепция позволяет индивиду сформировать представление о себе и о другом индивиде, «собрать» единый целостный образ, понять особенности и нюансы будущего взаимодействия.
Пример
При первом знакомстве парень и девушка узнают друг о друге много информации, оценивают внешний вид, манеру речи, умственные способности, стиль одежды, жизненные ценности и иные предпочтения. Девушка, как правило, оценивает еще и запах от потенциального партнера, подключая обонятельную перцепцию. По сути, это перцептивная деятельность. Соответственно, после знакомства и какого-то минимального общения каждый может понять, хочет он продолжать общение и строить отношения или нет.
Механизмы социальной перцепции
Развитию перцепции способствуют следующие механизмы, которые люди используют при оценке друг друга и интерпретации полученной информации:
- Восприятие человека через внешний облик и поведение
- Оценка внутренних характеристик через социально-психологические процессы, такие как идентификация, аттракции, симпатия
Далее рассмотрим эти процессы более подробно:
Социально-психологические процессы |
Описание и характеристика |
Идентификация |
Человек сравнивает и отождествляет себя с другими в процессе социальной перцепции. Личность изучает объект перцепции через уподобление ему. |
Эмпатия |
Способ понимания другого через чувствование его эмоций и переживаний. Стремление поддержать объект восприятия. |
Аттракция |
Процесс понимания друг друга путем формирования положительного эмоционального фона. |
Симпатия |
Это устойчивое, эмоциональное влечение, которое проявляется в оказании внимания, доброжелательности, стремлении познать собеседника. |
Социальная рефлексия |
Процесс размышления над внутренним миром объекта познания, представление о чужих мыслях, размышлениях, мнениях. |
Каузальная атрибуция |
Феномен межличностного восприятия, который заключается в выдвижении гипотез мотивов и намерениях собеседника, приписывании причин того или иного поведения. |
Механизмы социальной перцепции могут «работать» как по отдельности, так и в комплексе. То есть, например, аттракция может появиться после проявленной эмпатии, а рефлексия — после атрибуции.
Эффекты социальной перцепции
В процессе взаимодействия перцепция и оценка другой личности может быть неточной. Такое искажение называется эффект социальной перцепции. Это своеобразная ошибка мышления, основанная на неправильных установках, пережитом опыте, шаблонной модели поведения.
Рассмотрим самые популярные когнитивные искажения, связанные с социальной перцепцией:
-
Эффект ореола – когда сложившееся мнение о ком-либо дублируется на его неизвестные черты.
- Эффект новизны – мнение о незнакомце формируется после первого впечатления. Отсюда известная фраза «по одежке встречают».
- Эффект первичности – первое впечатление формирует дальнейшую оценку незнакомого человека. То есть первоначальная информация является доминирующей.
- Эффект присутствия – какой-либо устойчивый навык личности проявляется сильнее, если он находится в группе других людей.
- Эффект роли – когда мы можем приписывать собеседнику то качество, которое обусловлено его социальной ролью.
- Эффект авансирования – испытывание негативных эмоций и разочарования оттого, что личности не свойственны те качества, которые мы ему приписали.
- Презумпция взаимности — «автоматическое» хорошее отношение к собеседнику, потому что он и к нам относится хорошо.
Важно! Когнитивный диссонанс и эффекты с ним связанные оказывают негативное воздействие на психоэмоциональное и физическое здоровье индивида. Такого состояния внутреннего конфликта лучше избегать.
Как развить восприятие
Чтобы не испытывать когнитивное искажение, вызванное социальной перцепцией, не заблуждаться в человеке и не совершать ошибок нужно «прокачивать» навык межличностной перцепции.
Как это сделать? Прежде всего нужно начать с самопознания, уметь распознавать психотипы личности, не допускать стереотипного мышления, внимательно слушать собеседника и принимать его точку зрения.
Также есть некоторые психологические методы, с помощью которых можно развить социальную перцепцию. Среди таких методов можно выделить:
- Групповая дискуссия, в течение которой происходит групповое обсуждение какого-либо вопроса или проблемы. Так как у каждого участника есть собственное мнение, то обсуждаемую проблему можно увидеть с разных сторон.
- Игровой метод позволяет сплотить коллектив, участникам будет проще раскрыться друг перед другом, уйдет скованность и напряжение. Такой метод подходит и для обучающих программ (педагогические организации часто используют игры в своей работе) и для поиска оптимального решения какой-либо задачи. Игры позволяют закрепить новые навыки и умения.
- Медитации — они позволяют «разгрузить» ум, уменьшить стресс, снять излишнее напряжение.
Такие техники помогают развивать навыки социальной перцепции, лучше понимать эмоции других людей, анализировать их поступки, адекватно оценить как себя, так и других.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если в процессе восприятия или после него вы испытываете когнитивный диссонанс. Наши психологи помогут вам снять эмоциональное напряжение, научат, как правильно выражать свои эмоции и как понять психотип собеседника. Консультацию вы можете получить в любое удобное время по телефону или видеосвязи.
Частые вопросы
Что такое социальная перцепция?
+
Социальная перцепция – это процесс восприятия индивидом других людей, явлений, а также непосредственно себя с помощью изучения, анализа и оценки поступающей информации.
Задачи социальной перцепции?
+
Процесс восприятия решает несколько главных задач, среди которых: самоопределение, выделение группы, урегулирование конфликтов, создание образов, построение отношений.
Что такое стереотипное мышление и как оно связано с перцепцией?
+
Стереотипное мышление — это тоже процесс и результат когнитивного искажения. Если мы мыслим стереотипами, то мы воспринимаем личность ошибочно, на основании этих стереотипов, и, соответственно, общаемся с ней через «искаженное» понимание. Например, человека в белом халате мы будем воспринимать как врача, хотя к такой профессии он может не иметь никакого отношения. Перцепция выделяет несколько разновидностей стереотипов, например, этнические, гендерные, возрастные, профессиональные.
Заключение эксперта
В качестве заключение хочется отметить, что наше собственное восприятие и восприятие других людей влияет большое количество разнообразных факторов. Поэтому прежде чем делать вывод о ком-либо, его способностях, внешнем виде, окружении и т.д. проанализируйте всю имеющуюся у вас информацию. Быть может, первое мнение было ошибочным, и этот человек по факту окажется не тем, кем вы его себе представили.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 282
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Перцепция. Что такое «Перцепция»? Понятие и определение термина «Перцепция» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Перцепция (лат. рercipere – воспринимать). Первые шаги в изучении процесса перцепции были сделаны еще в Античности, затем она нашла отражение в философии, физике, искусстве. Особый вклад в исследование природы перцепции внес немецкий философ и физик Готфрид Лейбниц. Его теория «малых перцепций» впервые в истории объяснила различие между сознательным и бессознательным состоянием духа.
Под малыми перцепциями исследователь понимал неосознаваемые восприятия, которые могут осознаваться, если к ним присоединяется особый акт – апперцепция. Создавая свою теорию, Лейбниц попытался ответить на вопрос о существования подобия душ в неживой природе. Его новаторские идеи получили дальнейшее развитие в трудах философов, а также в психологии – благодаря Зигмунду Фрейду.
Современная психология предполагает следующие свойства перцепции. Предметность. Это свойство перцепции определяет возможность восприятия предметов как имеющих конкретные (а не бессвязные) образы. Апперцептивность – общее влияние психики человека. Контекстность – привязанность к обстоятельствам. Осмысленность – предмет соотносится с определенным классом. Структурность – предмет осознается как определенная структура, абстрагированная от ощущений.
Кроме того, перцепция выступает в качестве необходимого этапа познания, всегда связана (в большей или меньшей степени) с мышлением, памятью и вниманием. Перцепция активно изучается современными науками посредством эмпирического анализа и моделирования, эти исследования имеют общенаучное и прикладное значение.
< Перцептивный
Плацебо эффект >
Популярные термины
Перцепция
Как возникают иллюзии восприятия?
Почему наш мозг упрямо навязывает нам ошибочную картину мира, даже если мы знаем, как обстоит дело в реальности? Как появляются иллюзии и в чем их польза и вред?
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Хочу развестись, но не могу решиться»
- «Почему меня так любят мужики-нытики и абьюзеры?»
- 18 лет без фантазий: психотерапевты диагностировали у девушки отсутствие воображения
- Невнимательность или упрямство: почему подростки не соблюдают правила гигиены?
- 5 заблуждений о серьезности мужских намерений: женские истории комментируют эксперты
- Феминизм, пофигизм и поиск смысла: топ-5 книг издательства «Альпина» от Psychologies
- «Опять ничего не получается»: как перестать быть неудачником
- «Меня игнорят и обзывают, потому что я из Казахстана»
Сегодня читают
- «Мужчины постоянно меня используют — для секса, работы или разговора по душам»
- Как вычислить психологического абьюзера в начале отношений: 6 признаков
- «Спустя год после расставания мой бывший и его мать начали меня преследовать»
- «Жду ребенка от африканца. Он меня бросил, родители настаивают на аборте»
- «Бывший муж ушел добровольцем на спецоперацию, и я поняла, что не готова его терять»
- «Похудела до 31 кг»: 25-летняя девушка вынужденно села на диету из одних печенек
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
SFE: Восприятие
Запись обновлена 14 марта 2022 г. Tagged: Theme.
Способы, которыми мы осознаем и получаем информацию о внешнем мире, в основном через органы чувств, вместе называются восприятием. Философы глубоко расходятся во мнениях относительно того, соответствуют ли наши представления о внешнем мире действительной реальности, или же они являются просто гипотезами, интеллектуальными конструкциями, которые могут дать нам недостоверную или неполную картину внешней реальности, или действительно ли внешняя реальность сама по себе ментальная конструкция.
Восприятие есть и всегда было главной темой научной фантастики; это философский стержень многих историй, и он сыграл вспомогательную роль еще в сотнях. (Многие истории восприятия обсуждаются с другой точки зрения в разделе «Психология».) Для удобства мы можем разделить истории восприятия НФ на шесть групп: истории о необычных способах восприятия; рассказы о внешности и реальности; рассказы о восприятии, измененном с помощью наркотиков; рассказы о восприятии, измененном с помощью гипноза (который видят) и предположительно более эффективных эквивалентах пси-силы; рассказы о синестезии; рассказы об измененном восприятии времени. Группы не исключают друг друга, и несколько историй попадают более чем в одну категорию. Родственное использование этого слова, не подчеркнутое в этой энциклопедии, можно найти в книге Э. Э. Смита 9.0007 Lensmen серии , где он описывается как оружие, полезное для получения тактильных знаний о внутренней части вражеских крепостей и так далее.
Необычные способы восприятия появляются рано в НФ. « Бедный художник » Р.Х. Уилсон). Эдвин Эбботт Flatland ( 1884 ) — это упражнение на то, как существа из одномерной или двухмерной вселенной будут воспринимать реальность, и на то, как мы будем воспринимать четвертое измерение. JH Rosny aîné’s Un autre monde (1895 Revue Parisienne # 5; exp as coll 1898 ; транс как «Другой мир» в A Century of Science Fiction , anth 1962 , 9000) рассказывает о Дэймоне Найте Мутант с очень быстрым метаболизмом, который может видеть цвета, кроме фиолетового (и новые формы жизни), невидимые для обычных людей. Дэвид Линдсей развил аналогичную идею в Путешествие на Арктур ( 1920 ), в котором главный герой, таинственно перенесенный на другую планету, продолжает формировать, а затем терять новые органы восприятия, функции которых варьируются от видения дополнительных цветов до ощущения эмоций и усиления воли.
Многие писатели-фантасты последовали примеру Рони в воображении способов восприятия, которые позволяют напрямую ощущать Параллельные миры или другие измерения, часто через экстрасенсорное восприятие (см. также Пси-способности). (Вероятно, правильнее предположить, что эта идея была популяризирована рассказом Герберта Уэллса того же года «Замечательный случай с глазами Дэвидсона» [28 марта 189 г.5 Бюджет Пэлл-Мэлл], хотя история Рони превосходит НФ.) Мелодраматический Осада невидимого А. Э. ван Фогта (октябрь-ноябрь 1946 г. Поразительно как «Летописец»; 1959 ; vt как заглавный рассказ в «Три глаза» of Evil coll 1973 ) есть герой с третьим глазом, который позволяет ему воспринимать, а затем путешествовать в другое измерение. В «Тайном месте» Ричарда МакКенны (в Orbit 1, anth 1966 , ed Damon Knight) специальный орган не требуется; мир далекого геологического прошлого воспринимается непосредственно сознанием героини. Почти вся работа Маккенны связана с восприятием и/или созданием альтернативных реальностей. Еще один его рассказ «Охотник, иди домой» (19 марта63 F&SF) включает в себя инопланетную форму жизни, которая воспринимает с помощью мгновенного молекулярного анализа — который не так уж далек от нашего собственного обоняния — пример странных способов восприятия, которые появляются во многих историях, описанных в статье об пришельцах. Джеймс Типтри-младший часто использовал темы восприятия, особенно в почти сюрреалистическом фильме «Painwise» (F&SF, февраль 1972 г.), в котором человек-исследователь, хирургически модифицированный, чтобы не чувствовать боли, встречается с командой гедонистических инопланетян, зацикленных на вкусовых ощущениях; боль открывается заново. Несколько романов Яна Уотсона более серьезно посвящены восприятию, как, например, в 9 романах.0011 The Jonah Kit ( 1975 ), где восприятие кита опосредуется (и модифицируется) человеческим разумом, и Марсианский инка ( 1977 ), где восприятие двух южноамериканских индейцев изменены случайным попаданием в организм марсианского организма, так что их модель мира становится намного сложнее. Уотсон здесь, как и везде, затрагивает отношение между внешней реальностью и тем, как эта реальность воспринимается и модифицируется ментальными программами наблюдателя. Это вопросы, которые регулярно возникают во второй категории, истории появления и реальности.
Внешний вид и реальность — одна из фундаментальных тем НФ. Это так же связано с метафизикой и концептуальным прорывом, как и с восприятием как такового (и поэтому обсуждается, с несколько иной точки зрения, и в этих двух статьях; соответствующие истории более подробно рассматриваются в последней: «Желтая таблетка». «[Октябрь 1958 г. Поразительный] Рога Филлипса и Counterfeit World [ 1964 ; vt Simulacron-3 1964 США] Даниэля Галуэя). Трудность в восприятии разницы между реальным и иллюзорным является центральной темой абсурдистской научной фантастики и вымысла, как и вообще всей сюрреалистической литературы; это часто встречается в рассказах Джозефины Сакстон и является предметом 9 романов Анджелы Картер.0011 Адские машины желаний доктора Хоффмана ( 1972 ; vt Война снов 1974 ) и Гримус Салмана Рушди ( 1975 ). Все трое писателей регулярно используют формат квеста, жизнь рассматривается как путешествие сквозь сбивающие с толку иллюзии, а желаемой целью является понимание. Действие книги Эда Брайанта « Cinnabar » (сборник связанных историй 1976 ) разворачивается вокруг загадочного города, где желания могут воплотиться в жизнь различными способами, и где сама реальность постоянно растворяется из одной формы в другую; всегда изменяющееся и разнообразное, его единственное неизменное качество, по-видимому, — мимолетность внешней реальности. Джеймс Морроу Континент лжи ( 1984 ) «бобы снов» (растущие на генетически модифицированных деревьях) используются для временного растворения границ между внешним видом и реальностью; герой — рецензент Dreambean.
Ричард Каупер писал, что «единственная тема, которая меня больше всего интригует, — это природа человеческого восприятия». В то время как прорывы экстрасенсорного восприятия ван Фогта в другие сферы восприятия, как правило, были жестоко прямыми и мелодраматичными, Каупер подошел к предмету более косвенно и чутко; какая-то дальнейшая реальность, не объяснимая в житейских терминах, дает о себе знать некоторым его персонажам в снах, намеках — мельках, как бы уловленных краем глаза. Каупер явно полагает, что наша повседневная реальность лишь частична, и искусно вызвал своего рода трепетное, напряженное расширение восприятия, особенно в Прорыв ( 1967 ) и Сумерки Бриарея ( 1974 ). В фантастических рассказах обычно рассказывается о странности таких переживаний и о том, что главный герой чувствует, что, возможно, сходит с ума. Другим примером является книга Артура Селлингса «Человек без цензуры » ( 1964 ), в которой наркотики используются для повышения восприимчивости — тема, которую мы рассмотрим ниже.
В нескольких научно-фантастических рассказах идеи из математики (странные топологии и геометрии) объединены с историями о восприятии. «Стена тьмы» Артура Кларка (19 июля).49 Super Science Stories) описывает, каково это жить в мире, являющемся трехмерным аналогом ленты Мебиуса; все внутри, а не снаружи. В «Вавилонской башне» Теда Чанга (ноябрь 1990 г., Омни), в которой М. К. Эшер (1902–1972), по-видимому, является непризнанным соавтором, архаичные люди строят башню от Земли до Неба, из которой восприятие земной природы развивается более высоким. человек взбирается до тех пор, пока в петле восприятия верх не оказывается низом. Р. А. Лафферти «Узкая долина» (19 сентября66 F&SF) внутри значительно больше, чем снаружи — как ТАРДИС из «Доктора Кто» — и восприятие наблюдателей доведено до грани безумия. Джон Кроули использует похожую, но гораздо более развитую версию темы в « Little, Big » ( 1981 ), больше в фэнтези, чем в научной фантастике, в которой неуловимая земля фей описывается как обладающая тем свойством, что чем дальше вы продвигаетесь, тем становится больше. Перевернутый мир Кристофера Приста ( 1974 ) — захватывающая история перцептивного парадокса в двух отношениях; во-первых, прогрессирующее пространственное искажение, происходящее к северу и югу от перемещающейся зоны стабильности на гиперболоидной планете; во-вторых, открытие того, что планета на самом деле может быть нашей собственной Землей, рассматриваемой группой, чье восприятие создало модель ее формы, которая превращает сфероид в гиперболоид, и которые не могут избежать своей собственной интеллектуальной конструкции. Такие истории подходят к подлинным философским вопросам, хотя они чаще вызываются в научной фантастике, чем активно исследуются; но даже в таких случаях, как роман Приста (и больше всего ему подобных), где научная и философская аргументация не очень строга, в центральном образе присутствует навязчивое, дразнящее качество, которое с избытком компенсирует это.
Станислав Лем несколько раз писал о трудностях выхода за пределы нашего восприятия. Solaris ( 1961 ; trans 1970 ; new trans 2011 электронная книга) задает пессимистический философский вопрос: «Можем ли мы когда-либо рассматривать реальность как познаваемую, учитывая ограничения чувств, с помощью которых мы ее воспринимаем, и ментальные программы которые заставляют нас всегда связывать наше понимание этого с человеческим опытом?» Барри Н. Мальцберг также заинтригован этой областью спекуляций и пессимизма. Beyond Apollo ( 1972 ) астронавт, возвращающийся из катастрофической экспедиции на Венеру; он снова и снова рассказывает историю о том, что пошло не так, всегда по-разному, но кажется, что настоящая трагедия не может быть изложена в терминах его человеческих восприятий, и все его аналогии могут дать только частичную правду. Эта тема, конечно же, так же знакома вне научной фантастики, как и внутри, хотя научная фантастика обладает замечательными образами и метафорами, с помощью которых ее можно исследовать.
Двумя писателями-фантастами, сыгравшими самые экстравагантные и калейдоскопические вариации на тему внешнего вида и реальности, являются Дж. Г. Баллард и Филип К. Дик. Почти все ранние работы Балларда и большая часть его более поздних работ посвящены различным психологическим процессам, которым мы подвергаем наше восприятие реальности. Один из его ранних рассказов «Наращивание» (19 янв.57 новых миров; vt «The Concentration City» в The Disaster Area , coll 1967 ) является своего рода бравурным повторением истории Кларка, процитированной выше. Молодой человек, живущий в условиях клаустрофобии, садится на поезд, чтобы сбежать; после нескольких недель путешествия в одном направлении он обнаруживает, что идет на восток, а не на запад; пространство города искривлено; внешнего нет, как и в случае с нашей собственной Вселенной. В «Подсознательном человеке» (январь 1963 г., «Новые миры») рекламщики эксплуатируют быстроту нашего восприятия (см. «Подсознательное»). В «Люке 69(Новые миры, ноябрь 1957 г.) эксперимент по лишению сна выходит из-под контроля, поскольку восприятие реальности испытуемыми сужает их вселенную, все меньше и меньше, эффективно душит их. Все творчество Балларда , по сути, представляет собой расширенное исследование внутренних, психических вселенных, созданных нашим избирательным восприятием внешнего мира, — отсюда популяризированный им термин, часто используемый им по отношению к его предмету, внутреннее пространство.
Парадокс Балларда заключается в том, что, хотя наша внутренняя реальность состоит из данных извне (в такой запутанной мешанине, что система может выйти из строя из-за перегрузки), внутренний паттерн, созданный данными, опосредует прием дальнейших данных в своего рода порочный круг, где никакая определенность невозможна. Акцент Дика немного другой; его реальности часто требуют кавычек: это «реальности», постоянно фальсифицированные ложными конструкциями, галлюцинациями, подделками. В конечном счете колдовство настолько сбивает с толку, что стабильность любая реальность кажется подозрительной; внешний мир терпит своего рода растворение. Вместо этого у нас остается точка зрения, на удивление далекая от пессимистической, как ее предполагает Дик; его можно охарактеризовать (только грубо) как «вселенная такова, какой мы ее воспринимаем». Это не обязательно невыносимый лабиринт, поскольку Дик обеспечивает упрямый фактор выживания, каким-то образом связанный с врожденной человеческой порядочностью, с помощью которого построение простых, часто этических ориентиров может предотвратить самость от погружения в субъективное безумие: опоры для ума. Наиболее важными произведениями Дика, имеющими отношение к восприятию, являются Eye in the Sky ( 1957 ), Time Out Out Out of Dain ( 1959 ), человек в высоком замке ( 1962 ), Три стигмата из Палмер Элдрич ( 1964 8888 ), Марсианский сдвиг во времени (Август-декабрь 1963 г. Миры завтрашнего дня как «Все мы, марсиане»; exp 1964 ), Предпоследняя правда ( 1964 ), Доктор Бладмани, или Как мы ладили после Бомба ( 1965 ), Теперь подождите в прошлом году ( 1966 ), UBIK ( 1969 ), лабиринт смерти ( 1970 ) и по течению моих слез, полицейский сказал ( 1974 ). Вместе они составляют своеобразный метароман, уникальный в литературе. Урсула К. Ле Гуин ненадолго перебралась на территорию Дика с The Lathe of Heaven (март-май 1971 Amazing; 1971 ), в котором человек имеет право изменять реальность через свои мечты; здесь, хотя сдвиги реальности ловко управляются, центральная тема больше связана с принятием этических решений, чем с вопросами видимости и реальности 9.0011 как таковой .
Некоторые из меняющихся реальностей, упомянутых в романах Дика выше, были вызваны наркотиками, его Мрачный сканер ( 1977 ) было его самым продолжительным исследованием темы. В конце 1960-х наблюдался всеобщий интерес к культуре наркотиков. В воздухе витала романтическая вера в то, что Наркотики могут открыть врата восприятия и предложить улучшенные и, возможно, превосходные версии реальности. Очень немногие писатели-фантасты присоединились к этому мифу, и действительно, когда наркотики фигурировали в более ранней научной фантастике — как в «9» Олдоса Хаксли.0011 Дивный новый мир ( 1932 ), где наркотики используются, чтобы притупить восприятие и вызвать ложную эйфорию — обычно они рассматривались как отвлекающие, а не усиливающие способности восприятия, хотя Маргарет Сент-Клер в Sign of the Лабрис ( 1963 ) обладает повышающей сознание силой некоторых грибов как потенциально трансцендентных. Точно так же в романе Роберта Сильверберга « Вниз на Землю ( 1970 )» наркотик является средством трансцендентного возрождения, которому подвергается герой, который, подобно презираемым туземцам на планете, которую он вновь посетил, наполняется новым и радостным восприятие гармонии жизни. Также актуально здесь The Butterfly Kid ( 1967 ) Честера Андерсона, в котором наркотическое настроение скорее веселое, чем запредельное.
Более распространенными, даже в 1960-х годах, в разгар эйфории наркокультуры, были фантастические рассказы об искажениях восприятия, вызванных наркотиками, особенно написанные писателями Новой волны, которых в целом нельзя было назвать консервативными. и которые действительно жили в основном ближе к наркокультуре, чем писатели-фантасты чуть постарше. Употребление наркотиков, например, играет роль в романе Чарльза Платта «9».0011 Горожане ( 1970 ; rev vt Сумерки города 1977 ) и Устройство Центавра М. Джона Харрисона ( 1974 ). Возможно, самой яркой из всех научно-фантастических работ новой волны, посвященных изменениям восприятия с помощью наркотиков, является « Босиком в голове » Брайана У. напуганное население переходит в эйфорическую анархию, которая легко сменяется насилием. Норман Спинрад написал несколько примечательных рассказов о наркотиках, в том числе «Домой нет направления» (в New Worlds Quarterly 2 , anth 1971 , ed Michael Moorcock), где будущие США настолько привыкли управлять своими психическими состояниями с помощью наркотиков, что восприятие обнаженной реальности без какой-либо химической помощи рассматривается как худшее путешествие из всех.
Наркотики можно рассматривать как квазиестественный или, по крайней мере, органический метод изменения способов восприятия. Сф, естественно, много раз изобретал технологические средства для того, чтобы сделать то же самое. Боб Шоу настойчиво писал об альтернативных формах зрения: в историях «Медленного стекла», собранных в Other Days, Other Eyes (fixup 1972 ) изобретено стекло, которое замедляет прохождение света через него, так что прошлое можно непосредственно воспринимать в настоящем; в Night Walk ( 1967 ) слепой изобретает устройство, которое позволяет ему видеть глазами других людей и животных; а в Звездном венке ( 1976 ) изобретено устройство для визуализации мира (сосуществующего с нашим), полностью состоящего из антинейтрино.
Истории Slow Glass подводят нас непосредственно к последней категории: необычному восприятию Времени (см. также Искажение времени, Время в обратном направлении, Время вне последовательности и Путешествие во времени). Спинрад написал в этой области: «Сорняк времени» (in Alchemy & Academe , anth 1970 , ed Anne McCaffrey) рассказывает о наркотике, который заставляет свою жертву всю свою жизнь видеть соприсутствующим; эффект имеет обратную силу, так что герой в детстве знает, что наркотик повлияет на него еще до того, как он подействовал. Дик Martian Time-Slip (август-декабрь 1963 года, «Миры завтрашнего дня» как «Все мы, марсиане»; опыт 1964 ) считает, что шизофрения (см. «Паранойя») приносит с собой измененное восприятие времени. В книге Джеймса Блиша «Общее время» (ежеквартальный журнал «Научная фантастика», август 1953 г.) измененное восприятие времени вызвано псевдорелятивистскими эффектами в быстро ускоряющемся космическом корабле. «Ожидатели» Эрика Фрэнка Рассела (июль 1955 г. «Поразительно») — это забавная история о расе инопланетян, которые переживают время гораздо медленнее и кажутся людям почти статичными. Курт Воннегут-младший Бойня номер пять ( 1969 ) содержит инопланетян, которые, подобно герою Спинрада, видят, что все время существует одновременно, что дает им несколько детерминистский взгляд на Вселенную. В «Эфемере» Жака Штернберга, одном из рассказов Futurs sans avenir (coll 1971 ; переводится как Future Without Future 1974 ), выжившие после крушения космического корабля обречены, когда приземляются на планету, на которой , как и в рассказе Рассела, жители видят время медленнее. У Балларда, как и следовало ожидать, есть несколько рассказов о восприятии времени, самым сильным из которых является «Голоса времени» (19 октября60 новых миров), в котором Вселенная иссякает и восприятие времени на Земле по-разному изменяется; один человек способен непосредственно ощущать геологическое время, как если бы он нюхал его. Время — доминирующая тема творчества Олдисса; его рассказы о восприятии времени включают странный «Человек в свое время» (научная фантастика, апрель 1965 г.) о человеке, который воспринимает время на несколько минут раньше всех остальных, и «Ночь, которая разразилась все время» (в г. «Опасные видения»). , anth 1967 , ed Harlan Ellison), в котором газ времени, используемый для контролируемого ментального путешествия во времени, вырывается наружу и воздействует на всех. Его самая известная история такого рода — Эпоха ( 1967 ; vt Cryptozoic! 1968 ), в которой, наконец, выясняется, что время на самом деле движется вспять (см. Время в обратном направлении), но наш разум оборонительно воспринимает его как движение вперед. То же самое понятие было использовано примерно в то же время, совершенно случайно, Филипом К. Диком в Counter-Clock World ( 1967 ), но книга Олдиса, хотя и неровная, обладает большим воображением brio ; более поздние обработки идей An Age и «Человек в его время» — это, соответственно, Time’s Arrow Мартина Эмиса ( 1991 ) и «The Time Lapsed Man» Эрика Брауна (лето 1988 Interzone). Однако самой странной из всех подобных историй, должно быть, является «Отдых путешественника» Давида I Массона (сентябрь 1965 г., «Новые миры»), о войне против неизвестного врага на северной границе страны, где восприятие времени замедляется по мере путешествия на юг. ; Солдат, находящийся в бессрочном отпуске, женится, заводит семью, достигает среднего возраста и, в конце концов, снова призывается в свой бункер через 22 минуты после ухода. История рассказана с необычайной убедительностью.
Приведенные выше истории о восприятии времени, как правило, соответствуют очень высокому стандарту, ясно демонстрируя, как мысленные эксперименты с НФ могут стимулировать разум и возбуждать чувства способами, почти близкими к традиционной реалистической фантастике. Мы принимаем время как должное, не полностью понимая его или то, как оно работает; эти истории с некоторой интенсивностью расширяют наше представление о том, какое значение они могут иметь для нас. [PN/DRL]
см. также: Сенсорная депривация.
дальнейшее чтение
- Дорис Джонас и Дэвид Джонас. Other Senses, Other Worlds (Нью-Йорк: Stein and Day, 1976 ) [документальная литература: hb/]
предыдущие версии этой записи
- Интернет-архив
Восприятие — последние исследования и новости
- Атом
- RSS-канал
Восприятие – это процесс, посредством которого распознаются и интерпретируются природа и значение сенсорных стимулов. Восприятие может зависеть от внимания и может происходить подсознательно, без сознательного осознания.
Последние исследования и обзоры
Исследовательская работа
| Открытый доступ- Юкихиро Моримото
- и Сёго Макиока
Научные отчеты 12, 20212
Исследовательская работа
| Открытый доступ- org/Person»> Элис Росси Себастьяно
- , Ирэн Ронга
- и Франческа Гарбарини
Научные отчеты 12, 20061
Исследовательская работа
|
Открытый доступ
- Ана Тахадура-Хименес
- , Лаура Круцианелли org/Person»> и Айкатерини Фотопулу
Научные отчеты 12, 20031
Исследовательская работа
|
Открытый доступ
- Микаэла МакЭсси
- , Томас Брандт
- и Марианна Дитрих
Научные отчеты 12, 19566
Исследовательская работа
|
Открытый доступ
ЭЭГ, фМРТ и поведенческое исследование пяти измерений объекта, связанных с одушевленностью, дают представление о том, как различные измерения (и одушевленность) представлены в мозге и поведении.
- Камила М. Йозвик
- , Элиас Нахарро
- и Николаус Кригескорте
Биология коммуникаций 5, 1247
Исследовательская работа
|
Открытый доступ
Известно, что сеть режима по умолчанию (DMN) связана с сознанием. Здесь авторы показывают, что собственные колебания ЭЭГ в режиме по умолчанию могут предсказывать предстоящие непроизвольные перцептивные переходы.
- Дайан Лю
- , Шрути Наик
- и Эммануэль А. Стаматакис
Nature Communications 13, 6923
Все исследования и обзоры
Новости и комментарии
Основные результаты исследований |
Исследование показало, что тревожность связана с ухудшением способности использовать информацию, полученную от упреждающих сигналов, при обнаружении неопределенной угрозы.
- Дженн Рихлер
Обзоры природы Психология 1, 318
Основные результаты исследований |
В этом клубе журналов Дэниел Каррагер описывает статью о первых впечатлениях от внешности.
- org/Person»> Дэниел Дж. Каррагер
Обзоры природы Психология 1, 316
Основные результаты исследований |
В этом журнале Шолей Крум описывает статью о вычислении восприятия глубины.
- Шолей Крум
Обзоры природы Психология 1, 254
Основные результаты исследований |
Исследование показало, что люди склонны переоценивать разнообразие своего окружения.