Определение в психологии сознание: Сознание (психология) | это… Что такое Сознание (психология)?

27.Общее понятие о сознании, его структура и свойства

Сознание — это высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Свойства сознания:

1. Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена внутренним состоянием в момент действия, наличием цели

2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет

3. Способность к рефлексии, самонаблюдению, т.е. осознание сознания

4. Оно всегда мотивированно, преследует цели

Одна из функций сознания – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения человека.

Структура сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, самосознание, самопознание и самооценка).

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология — раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности функционирования психического отражения деятельности человека и животных. Структура общей психологии: познавательные процессы; психология личности (индивидуальные особенности, эмоциональная сфера и т.д.).

Разделы ОП:

что это такое и какие у него свойства?

Роботы быстро научились делать то, что умеют люди: виртуозно играть в шахматы и футбол, готовить, рисовать картины. Но чего не умеет делать искусственный интеллект, так это дегустировать вина или блюда, переживать эмоции и ставить себе цели. Он не умеет мыслить субъективно. Зато это может наше сознание.

Какие еще задачи способно выполнять сознание человека? Почему это понятия настолько сложное, что ученые не могут дать для него единого определения? И почему очищать мозг не менее важно, чем чистить зубы перед сном? Ответы – в статье.

Что такое сознание?

Сознание — это фундаментальная научно-философская категория, выражающая единство психоэмоционального состояния и функции человеческого мозга. Феномену сознания посвящены тысячи научных работ, но при большом количестве подходов, теорий, аспектов, граней и толкований оно все так же остается загадкой для ученых. Каждое новое открытие о сущности этого явления добавляет информации, но не ясности. Поэтому у представителей разных научных направлений есть свое определение феномена:

  • Сознание (философия) – субъективная реальность, связанная с результатами деятельности мозга: мыслями, выводами, предрассудками, оценками, эмоциями, научными и опытными знаниями.
  • Сознание (психология) – составная часть психического феномена, которая наряду с мышлением, волей, восприятием, памятью открывает субъекту картину мира, в которую включен он сам, его действия и состояния.
  • Сознание (психолингвистика) – сформированное в процессе общения языковое наследие, тесно переплетенное с духовным развитием человечества, сопровождающее его на каждом этапе развития и отражающее каждую культурную стадию.

Пройти тест на тип восприятия

Единственное, в чем сходятся ученые – это неотделимость сознания от мозга. Поскольку нет ни одного доказательства о существовании сознания вне мозга, среди всех фактов и гипотез это утверждение считается самым надежным. Но вопросы о том, как в мозге рождается мысль или субъективное мнение, как устроена память и речь, откуда берутся фантазии или вещие сны, что ощущает человек в коме или под гипнозом остаются открытыми.

Изучение сознания напрямую связано с созданием искусственного интеллекта. Поэтому разобраться в сознании – сложнейшая из задач, которая стоит перед философами, социологами, психологами, медиками, лингвистами, генетиками, биологами, специалистами компьютерных технологий и робототехники.

История вопроса.

Вопросы о происхождении и местонахождении сознания впервые были сформулированы учеными, жившими до нашей эры. Гиппократ был первым врачом, связавшим психику человека с его мозгом. А основатель афинской академии Платон считал, что думать о самом себе человек способен только благодаря своей бессмертной душе.

В XVII веке французский математик и философ Рене Декарт разработал концепцию двойственной природы человека: материального тела и нематериальной души. Дальнейшее изучение сознания в философии и науке связано с великими учеными-естествоиспытателями: Вильгельмом Лейбницем, Джорджем Беркли, Джоном Локком.

Психология как наука о сознании отделилась от философии в середине XIX века. В это же время в Лейпциге была создана первая экспериментальная лаборатория, посвященная исследованию этого феномена. С приходом Зигмунда Фрейда мир столкнулся с обратной стороной сознания – бессознательным. Начиная с середины XX века познавательными процессами в мозге занимается когнитивная наука. Научные открытия в области изучения сознания сделали Вильгельм Вундт, Роджер Сперри, Роджер Пенроуз, Александр Лурия, Джон Серл, Наталья Бехтерева, Лев Выготский.

Единой, разделяемой идеи сознания не существует.

Есть множество противоречивых определений и смыслов, вложенных в это понятие: от представления субъекта о себе и окружающем мире до своеобразного хранилища мыслительного процесса в определенный момент времени. Одни ученые сравнивают сознание с эфиром, который распределен во Вселенной, а человеческий мозг – с приемником. Другие утверждают, что самосознанием обладает не только человек, но и любое чувствующее и реагирующее существо и даже живая клетка. Третьи вообще называют сознание иллюзией.

Нет одного мнения и о возникновении сознания. Одни связывают его происхождение с природным или «телесным» началом. Другие приписывают ему божественное происхождение и утверждают, что сознание человека подобно душе было «вложено» в тело высшим разумом. Есть ученые, которые считают, что сознание не вписывается в физическую картину мира, поэтому научный подход к его исследованию не применим в принципе.

Свойства сознания личности.

Многослойность структуры и многозначность термина сознания также породила разные мнения ученых о свойствах этого феномена. Есть несколько общих трактовок, которые дают понимание свойств сознания:

  • Это продукт эволюции человека. Постепенно мозг научился не просто реагировать на внешние стимулы, но перешел к самонаблюдению и отслеживанию своих реакций на происходящее.
  • Оно реально и не может быть сведено к другим явлениям
    . Доказательство этому — утверждение американского профессора нейрофизиологии Джозефа Богена, который сравнивал сознание с ветром. Ветер увидеть нельзя, возможно только заметить результаты его деятельности.
  • Оно наполнено субъективными переживаниями. Ученые называют это явление «Qualia»-«феноменальное сознание». Это наши ощущения: тепло-холодно, вкусно-невкусно, кисло-сладко, комфортно-некомфортно. Все это не измеряется никакими физическими приборами, но обозначают разные ощущения у разных людей.
  • Качественно проявляется в разных состояниях. В моменты, когда человек признается в любви или читает политические новости, он чувствует себя иначе.
  • Интегрирует разные элементы в единое поле. Например, когда человек читает книгу, он не только складывает буквы в отдельные слова. В это же время он ощущает шероховатость страниц, составляет мнение о прочитанном, испытывает эмоции, переживает по поводу возникающих ассоциаций и своего прошлого опыта.
  • Оно первично. Все созданное человеком сначала возникло в его сознании. Именно оно помогает человеку реализовывать задуманное, «вкладывать» душу в свои дела, ощущать собственную ценность и нужность.

Пройти тест на полушария мозга

Функции и виды сознания.

Сознание в психологии неотделимо от осознавания собственного «Я». Соответственно, его главные функции направлены на становление и формирование личности:

  • Познавательная: возможность формировать знания о действительности.
  • Накопительная: способность накапливать знания свои собственные и переданные предыдущими поколениями.
  • Оценочная: возможность оценивать поступки с точки зрения собственной морали, своих потребностей и интересов.
  • Целенаправленная: умение представить будущий результат своей деятельности и наметить пути его достижения.
  • Креативная: желание созидать, изобретать, реализовывать свои идеи «по законам красоты».
  • Коммуникативная: возможность понимать других людей, общаться лично или через средства связи.
  • Регулятивная: способность регулировать свое поведение и деятельность с учетом изменившихся обстоятельств.
  • Времяобразующая: способность формировать целостную временную картину мира, в которой присутствует память о прошлом, предположения о будущем, видение настоящего.
  • Рефлексивная: способность через самосознание наблюдать за собой, оценивать свои поступки, эмоции, мысли, мотивы, знания.

Это не полный список функций сознания. Но есть у него еще одна функция, которой озабочены большинство исследователей – это житейский опыт или ощущения «от первого лица». Он формируется при первом взаимодействии с вещами или явлениями и закрепляется в языке в виде утверждений из категории «нравится-не нравится».

Психология сознания признает два его состояния, которые свойственны психически здоровым людям: в состоянии бодрствования (активное действие) и в состоянии сна (период отдыха). Есть и другие состояния: помрачение, ступор, отупение, кома, бред, галлюцинации. Эти состояния – поле деятельности клинических психологов и тех, кого интересует психологическое воздействие на сознание человека.

Управление сознанием.

Наше внутреннее «Я» точно так же нуждается в «чистке», как тело или жилище. Среди ученых даже есть такое выражение: «желудок умнее мозга – его может стошнить». Речь идет о том, что желудок способен радикальным способом избавиться от лишнего или того, что он неспособен переварить. Но весь информационный мусор, который попадает в нашу голову, остается в ней навсегда.

Как только начинаешь фильтровать просмотр телевизора, новости в интернете, бессмысленные разговоры, противоречивые слухи, очищение сознания происходит само собой. Но как быть с тем, что уже накопилось? Для этого есть три детокс-техники очистки мозга.

Техника 1. Профилактика.

Процесс ментальной уборки начинается с простых правил информационной профилактики:

  1. Если рассказываете о чем-то, постарайтесь передать то, что видели лично. Свои впечатления, слухи или мнение по этому поводу лучше оставить при себе. Это поможет не засорять информационное поле и не отдаляться от реальности.
  2. Если пересказываете чужие рассказы, перепроверяйте информацию. Те, что наполнены негативными эмоциями или нелесными оценками лучше не пересказывать совсем. Это поможет не нагнетать панику и сохранить собственное спокойствие.
  3. Если спорите о чем-то, то аргументируйте свои доводы фактами, а не эмоциями или авторитетом. Это поможет не тратить энергию на спор ради спора.

Техника 2. Расслабляющая пятница.

Речь пойдет не о традиционных пятничных способах расслабления после тяжелой трудовой недели. Эта техника поможет взять больше контроля над своей жизнью, выполнять важные, но не срочные дела, которые периодически всплывают в памяти и мешают сконцентрироваться.

  • В понедельник положите на стол чистый лист бумаги и ручку.
  • На протяжении недели записывайте все дела, которые периодически всплывают в памяти.
  • В пятницу вечером возьмите список и разбейте дела по категориям так, чтобы в них было проще ориентироваться. Например, в одном списке могут быть самые трудозатратные: генеральная уборка, поездка в супермаркет. Их можно разбить на несколько дополнительных пунктов, чтобы было проще выполнять. В другом списке могут быть дела, которые можно сделать поздно вечером: оформить альбом с фотографиями, поискать в интернете новую книгу.
  • В субботу утром возьмите в руки готовый список и выполняйте все, что в нем записано. Если что-то не успели, но хотите сделать «когда-нибудь», перенесите дела в отдельный список и закрепите на видном месте.

Техника 3. Практикуем осознанность.

Осознанность – это часть буддийской медитативной практики. В западной культуре она используется как терапевтический метод для того, чтобы научиться наблюдать за собой без критики и лишней жалости, избавляться от стресса и непродуктивных моделей мышления.

Осознанность можно практиковать на разных уровнях:

  • Эмоциональном. Отслеживать негативные, осуждающие, оценочные мысли о самом себе и других.
  • Ментальном. Научиться договариваться с собой перед началом нового дела, рассматривать проблемы как новые возможности.
  • Телесном. Заниматься спортом, больше гулять, высыпаться, наслаждаться красотой природы и произведений искусства.
  • Интуитивном. Учиться действовать без постоянных подсказок, опираться на свои ощущения и интуицию.
  • Ритуальном. Погружаться в полную тишину, чтобы попрактиковать медитацию, глубокое дыхание, благодарность, помолиться или просто поразмышлять.

Выводы:

  • Сознание – это то, что отличает человека от животных. Но единого определения, что это такое, пока не существует.
  • Единственное, в чем уверены ученые: сознания вне мозга не существует.
  • Практика осознанности помогает поддержать гигиену сознания и пережить трудные времена, полные стресса.

Пройти тест на интуицию

Три основных значения сознания

Возможно, никакое другое слово не вызывает большей путаницы, чем сознание . Это слово настолько многозначительно, что во многих книгах на эту тему не уточняется, что оно означает.

Например, в книге Майкла Газзаниги «Сознательный инстинкт: разгадка тайны того, как мозг создает разум » дается хороший обзор множества различных концепций, относящихся к осознанию, но я не пришел к твердому пониманию того, что такое сознание. относительно, скажем, разума. В том же ключе я примерно на полпути к недавно выпущенному Питеру Годфри-Смиту 9.0003 Metazoa: животная жизнь и рождение разума . Пока это здорово, и обсуждение таких понятий, как разум, чувствительность и субъективность, является сложным. Однако Годфри-Смит избегает игры в определения и не излагает четко отношения между сознанием и разумом, заявляя, что «наше нынешнее понимание недостаточно хорошо, чтобы настаивать на том или ином языке».

Я думаю, что появляются языковые системы, которые согласуются с наукой и нашими областями понимания таким образом, что дают нам больше ясности, чем предполагает оценка Годфри-Смита. В этом блоге обобщаются три основных определения сознания, о которых, я думаю, должен знать каждый, кто серьезно рассматривает эту тему: одно значение относится к концепции функционального осознания и реагирования, другое относится к концепции субъективного опыта, а третье относится к самосознанию. . Хотя эти определения часто рассматриваются как взаимозаменяемые, существуют четкие способы их различения.

Чтобы понять, что такое сознание как функциональное осознание и отзывчивость, подумайте, насколько легко вы можете определить, обращает ли кто-то внимание на то, что вы говорите, или нет. Когда они переключаются на что-то другое, вы замечаете, что они перестали демонстрировать функциональную осведомленность и отзывчивость, и вы говорите что-то вроде: «Ты меня слышишь?» Функциональную осведомленность и реакцию можно описать в поведенческих терминах и «увидеть со стороны».

Например, представим, что на днях я гулял со своей собакой Бенджи и наткнулся на сурка. Бенджи вырвался и начал тянуть меня вниз по холму к испуганному существу. Не было абсолютно никаких сомнений в том, что Бенджи «сознавал» сурка, определяя его функциональное осознание и реакцию на него. Учитывая, что сурок убежал в нору после того, как Бенджи начал лаять, были веские доказательства того, что сурок также осознавал Бенджи в этом смысле.

Бенджи

Источник: Грегг Энрикес

Определение сознания с точки зрения функционального осознания и реакции является широким и общим определением. Действительно, многие вещи демонстрируют функциональную осведомленность и отзывчивость. Например, клетки, как и растения, явно проявляют функциональную осведомленность и реакцию на свое окружение. Можно даже утверждать, что такие машины, как круиз-контроль в вашем автомобиле, проявляют функциональную осведомленность, поскольку они функционально реагируют на поддержание скорости автомобиля с той же скоростью. Из-за его широты я не склонен определять сознание с точки зрения функционального осознания.

Однако важно отметить, что некоторые люди это делают. И это относится к основному смыслу (т. е. быть без сознания, как в коме, означает неспособность демонстрировать функциональное сознание и реакцию). Это значение также помогает нам понять, почему люди считают растения и клетки сознательными или даже неодушевленными объектами. Представление о том, что некое сознание пронизывает все вещи, называется панпсихизмом.

Второе определение относится к субъективному сознательному опыту. Как следует из названия, это относится к качественному опыту, ощущаемому с точки зрения мира от первого лица. Это опыт видения красного цвета, вкуса клубники или ощущения боли.

Примечание. Это другой показатель функциональной осведомленности и реагирования. Если бы мы сняли Бенджи на видео, каждый мог бы увидеть, что он осознает сурка в смысле функционального осознания. Но только Бенджи знает, как выглядит, пахнет и ощущается мир с его позиции в мире. Такое сознание можно увидеть только «изнутри». Те, кто знаком с разделением Дэвида Чалмерса на простые и трудные проблемы сознания, увидят, что первое определение функционального осознания совпадает с легкой проблемой, а второе определение субъективного опыта совпадает с трудной проблемой.

Я изучаю эволюцию субъективного опыта, и это увлекательно. Это в первую очередь то, о чем книга Годфри-Смита, в частности, о том, как появление животных со сложными активными телами и мозгом во время кембрийского взрыва, вероятно, было тем, где впервые развилась субъективность. Это добавляет к растущему хору мнений, которые делают это дело.

Третье определение — самосознание. Это относится к тому, что субъект осознает себя в мире и размышляет над этим опытом. С научной точки зрения Гордан Гэллоп разработал «задачу зеркального самопознания», которая является поведенческим индикатором самосознания у животных. Только небольшое количество животных проходит тест (например, шимпанзе, дельфины, слоны; гориллы его не проходят).

Я предпочитаю добавить еще один слой к этой концепции с помощью «эксплицитного» самосознания, которое представляет собой способность явно сообщать или рассказывать о своем опыте. Например, один из самых основных вопросов, который терапевт задает клиенту в психотерапии, звучит так: «Расскажите мне, что вы при этом почувствовали». Способность функционально ответить на этот вопрос является прямым свидетельством явного самосознания. Только человеческие личности демонстрируют такое явное самосознание.

Мое предложение состоит в том, чтобы люди, пытающиеся подробно рассуждать о сознании, знали по крайней мере об этих трех разных определениях, поскольку они имеют разные референты в мире. Я думаю, что это может помочь понять литературу. Например, один известный подход к сознанию, теория интегрированной информации, более тесно связан с функциональным осознанием и реакцией, тогда как второй известный подход, теория глобального нейронного рабочего пространства, касается субъективного опыта и сознательного доступа к нему. Учитывая это, неудивительно, что лидеры интегрированной теории информации начинают «видеть сознание повсюду», в то время как те, кто работает в теории глобального нейронного рабочего пространства, имеют гораздо более ограниченную версию. Если бы у нас был лучший словарный запас, наше понимание значительно увеличилось бы.

Я предпочитаю, чтобы технические определения сознания были привязаны ко второму определению (субъективному опыту), и чтобы мы знали, что основные тайны науки относятся к субъективному сознательному опыту и явному самосознанию. То есть функциональное осознание и отзывчивость на самом деле не являются загадкой для науки. Субъективное переживание мира и себя, которое затем относится к этому опыту и рассказывает об этом другим, гораздо более неоднозначно.

Основная цель Единой Теории состоит в том, чтобы развить словарь ментального, который, как признает Годфри-Смит, нам не хватает. Я надеюсь, что однажды мы сможем разработать языковую систему, которая сможет эффективно определять сознание (см. здесь блог, который отслеживает сознание в пять шагов, и здесь образовательную дискуссию о нем) и связанные термины, такие как поведение (см. здесь и здесь), ум (см. здесь и здесь), познание (см. здесь) и самость (см. здесь). Если мы сможем найти четкие способы определения этих терминов и их взаимосвязей, то, я думаю, мы начнем наблюдать значительную революцию, происходящую в психологии и смежных областях, таких как когнитивная наука.

Сознание — IResearchNet

Определение сознания

Сознание относится к субъективному восприятию себя и своего окружения. Этот опыт включает в себя осознание своих чувств и эмоций, а также осознание и воспринимаемый контроль над своими мыслями и поведением. Сознательные процессы противопоставляются подсознательным (или бессознательным) процессам, которые происходят вне сознания и без преднамеренного контроля.

Предыстория и история сознания

Сознание — привычная линза, через которую люди смотрят на свой повседневный мир, однако ни одна концепция не оказалась более сложной для объяснения или понимания людьми. Как возникают мысли? Как субъективный опыт связан с физическими процессами в мозгу или является их следствием? Такие вопросы часто называют сложной проблемой сознания. Именно эти вопросы много веков назад ставили перед такими мыслителями, как Рене Декарт (он предположил, что разум представляет собой нефизическую субстанцию, отдельную от мозга), и те же самые вопросы продолжают озадачивать бесчисленное количество ученых и философов в наши дни. Напротив, психологи и другие ученые добились большего успеха в решении так называемой легкой проблемы сознания, которая касается вопросов о том, как когнитивные процессы влияют на поведение и как люди реагируют на свои субъективные переживания. Что касается сознания, то это те вопросы, которые сегодня больше всего волнуют социальных психологов.

Ранние представления о простой проблеме сознания были несколько рассеяны в области психологии, поскольку не все психологи считали сознательные процессы важным явлением. Зигмунд Фрейд был известен тем, что обратился к простой проблеме сознания, предложив, чтобы сознательное эго и суперэго функционировали отдельно от бессознательного ид, которое он описал как резервуар инстинктов и желаний. Однако, несмотря на то, что раньше Фрейд и ему подобные делали упор на взаимодействие между сознательными и бессознательными частями разума, полное понимание сознательных процессов было задержано такими учеными, как Б. Ф. Скиннер, который подчеркивал использование наблюдаемого поведения в изучении психологии. . На протяжении десятилетий в психологии господствовало представление о разуме как о черном ящике, который получает входные данные и демонстрирует выходные данные, но содержание которых не имеет отношения к научным исследованиям.

Обсуждение полезности сознания

Когда в последние десятилетия 20-го века социальные психологи начали все больше и больше сосредотачиваться на мыслительных процессах, многие из их удивительных открытий указывали на сознательную систему, изобилующую недостатками и неточностями. Исследователи продемонстрировали, что люди не могут с помощью самоанализа точно описать причинно-следственную связь, стоящую за их суждениями, решениями и поведением. Кроме того, люди часто неверно определяют движущие силы своих нынешних эмоций, а в некоторых случаях вообще неправильно обозначают свои эмоции. Недавние исследования сознания показали, что сознательные мысли на самом деле могут мешать процессам принятия решений, и, кроме того, было обнаружено, что люди неправильно воспринимают, совершались ли их действия под их сознательным контролем. В совокупности эти результаты показывают, что сознание является плохим инструментом для того, что, по повседневному опыту, оно делает хорошо, а именно для предоставления человеку осознания своих мыслей, чувств и поведения. В ответ на эти открытия многие психологи задались вопросом, какую именно функцию выполняет сознание.

Исследования автоматического поведения добавили путаницы в отношении полезности сознания. Социальные психологи продолжают накапливать доказательства того, что большинство человеческих поступков можно объяснить автоматическими, бессознательными процессами. Социальные психологи показали, что люди двигаются, обрабатывают информацию и даже совершают сложные, целенаправленные действия автоматически, независимо от сознательного мышления или осознания. Такие открытия заставили многих современных мыслителей предположить, что сознание на самом деле может быть нефункциональным побочным эффектом других процессов в мозгу.

Несмотря на недостатки, присущие сознательным процессам, сознание играет важную роль в различных направлениях исследований социальной психологии. Многие исследователи изучают использование сознательного контроля для подавления автоматических мыслей, импульсов и поведения. Эта работа привела к лучшему пониманию процессов саморегуляции, в которых импульсивные желания могут быть подавлены в пользу отложенного вознаграждения и долгосрочных целей. Точно так же было показано, что сознательный контроль допускает более желательное межличностное поведение, как в случае подавления стереотипов. Было обнаружено, что стереотипы о других совершенно автоматически возникают в мозгу, когда люди сталкиваются с представителями определенных групп. Однако эти стереотипы можно сознательно отвергнуть в пользу более точных, приемлемых и менее стереотипных типов реагирования. Кроме того, сознательные процессы часто приписывают людям уникальную способность интегрировать различные типы информации, мыслить символически и использовать логические рассуждения. Таким образом, исследования, подтверждающие полезность сознания, значительны, и тенденции предполагают, что они будут продолжать расти. Тем не менее, вопрос о том, для чего именно сознание полезно, а для чего нет, сегодня является очень обсуждаемой темой в социальной психологии.

Двойственные процессы в сознании

Понимание сознательных процессов опирается на широко распространенное представление о том, что разум состоит из двух основных компонентов, и эта идея называется дуплексным разумом. Эта идея утверждает, что один из компонентов ума, автоматическая система, характеризуется быстрой, эффективной и неконтролируемой обработкой, которая обычно происходит вне сознания. Второй компонент, сознательная система, характеризуется медленной, требующей усилий обработкой информации, основанной на правилах, которая обычно занимает содержание осознания. Модели двойственного процесса социальных психологических явлений учитывают, как два компонента дуплексного разума взаимодействуют, создавая мысли и поведение. Эти модели обычно описывают автоматическую систему как выполняющую основную часть работы, обрабатывающую большие объемы информации и обеспечивающую быстрое, автоматическое и привычное реагирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *