Определение внимания и его виды
В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К. Д. Ушинского:
«…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
А вот мнение французского биолога Ж. Кювье:
«Гений — это прежде всего внимание».
Столь высокие оценки внимания станут более понятными, если указать определение внимания.
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.
Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность — это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению.
Проявляясь в психических процессах — сенсорных, мыслительных, мнемических, внимание «не имеет своего отдельного, специфического продукта» (П. Я. Гальперин) , в виде, например, образа или понятия. Оно обеспечивает качество этих процессов. Наряду с этим во внимании указанные процессы, как уже отмечалось, интегрируются. Ведь многие жизненные задачи (в отличие от большинства экспериментальных) требуют совместной работы и восприятия, и мышления, и припоминания, и воображения. Так, школьник, решающий геометрическую задачу, читает текст задачи и рассматривает чертеж (восприятие), углубляется в анализ ее условий и требований (мышление), припоминает известные ему теоремы, свойства и отношения (память), выдвигает гипотезы (что не обходится без воображения), проверяет их (опять мышление). При этом данные звенья умственной активности «переплетаются» между собой, проникают друг в друга. И тут внимание, относясь то к одному познавательному процессу, то к другому, соединяет их на основе соотношений, существующих между условиями и требованиями задачи.
Еще один важный момент заключается в том, что человек обращает внимание не только на окружающий мир, на природную, техническую и социальную действительность, но и на самого себя, на собственные ощущения, собственные образы и мысли, чувства и стремления.
На основе отношения к сознанию и воле различаются виды внимания — непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях. Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.
Для того чтобы наши далекие предки и животные могли выжить, жизненно важные сигналы, в том числе обозначавшие опасного врага, должны были прерывать прежнюю активность и обращать на себя внимание. Как отметил представитель когнитивной психологии У. Найссер, «плата за «ложную тревогу» обычно невелика, в то время как неспособность обнаружить важный стимул может оказаться роковой» . Всегда существовала и существует необходимость быстро ориентироваться и перестраивать поведение в изменяющемся мире.
Рассматриваемый вид внимания соотносится с понятием об ориентировочном рефлексе (рефлексе «Что такое?» по И. П. Павлову), с феноменом фигуры и фона (гештальтпсихология). Интересно, что У. Найссер связывает его с понятиями «бдительность» и «предвнимание» — на том основании, что сначала не требуется тщательного различения сигналов, нужно только «переключение внимания на тот участок среды, откуда поступил потенциально важный стимул».
Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Если непроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное — с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она — в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.
Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.
Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом внимания, производным от трудовой деятельности. Оно — результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях — самовоспитания.
Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может стать непроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания — послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н.Ф.Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей.
Что же касается возрастной динамики соотношения непроизвольного и произвольного внимания, то тут можно отметить следующее. Первоначально ребенку свойствен, конечно, только первый вид внимания. Повышение интереса к окружающим предметам в середине первого года жизни, а также манипулирование ими приводят к развитию ориентировочно-исследовательской активности. На 2—3-м году жизни внимание ребенка начинает подчиняться решению предметно-действенных задач. Появляются зачатки произвольного внимания, которое развивается далее под влиянием игровой деятельности и бытовых взаимодействий ребенка. Тем не менее непроизвольное внймание преобладает еще на первых порах школьной жизни. Доминирование произвольного внимания — одно из новообразований личности младшего школьника, обусловленное в первую очередь его включением в учебную деятельность. Последующие этапы жизненного пути сопряжены с дальнейшим развитием всех видов внимания, особенно произвольного (и послепроизвольного).
Общие понятия о внимании
2.05.2011В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют различные функции и неодинаково формируются в онтогенезе. В их основе лежат различные физиологические механизмы.
Большое место в жизни древних римлян и греков занимала риторика. Как искусство и как средство передачи информации, она была эффективной только в том случае, если ораторы прекрасно поставленными голосами могли часами вещать согражданам хорошо продуманные тексты.
В одном из сводов правил по тренировке памяти, составленном в 400 г. до н.э., записано:
«Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете».
Это — одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании.
Несмотря на то, что во всех существующих формулировках внимание в явной или неявной форме определяется через избирательность или селективность — феномен, который можно уловить при внутреннем самонаблюдении, и при наблюдении за внешними проявлениями поведения, общепринятого определения внимания к настоящему времени в психологии не существует.
Одним из основных противоречий в определении внимания было и остается отношение к нему со стороны одних ученых как к самостоятельному психическому процессу, а других — как к одной из характеристик взаимодействия психических процессов. Сторонники первой точки зрения выделяют разные формы внимания — сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.), моторное, интеллектуальное и эмоциональное. Вторая точка зрения становится все более распространенной — внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержания; это, в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.
Существуют также и другие определения внимания, как-то: «Внимание обеспечивает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире посредством более полного и отчётливого отражения его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, а всё остальное воспринимается слабо, неотчётливо».В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение, так как оно включено во все психические процессы и психические состояния человека. Находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Внимание — это процесс бессознательного или сознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания. В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека (имя, имена близких), легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены механизмы внимания.
Отечественный психолог П. Я. Гальперин выдвинул следующую трактовку внимания:
- оно является одним из видов ориентировочно-исследовательской деятельности;
- по своей функции оно представляет форму контроля за содержанием деятельности;
- не имеет отдельного особого результата;
- все конкретные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.
Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Большое значение имеет принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие «доминанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность.
В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль нейрофизиологических процессов в его динамике. В частности выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. В клетках головного мозга закодирована информация о различных свойствах предметов, и в зависимости от возникающих потребностей организм сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.
Таким образом, внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, оно вызывает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.
Ключевые слова: ВниманиеИсточник: Ефимова Н. — Основы общей психологии.Учебник. (Профессиональное образование). – 2013
Материалы по теме |
---|
Определение внимания и его виды Штейнмец А.Э., Общая психология |
Теории внимания как мультипроцессорной переработки Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Свойства внимания Ефимова Н. — Основы общей психологии.Учебник. (Профессиональное образование). – 2013 |
Внимание и сознание Фаликман М.В., Внимание |
Внимание и личность. Развитие внимания Штейнмец А.Э., Общая психология |
Внимание у детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Проблема внимания в системной психофизиологии … |
Учение о доминанте Фаликман М.В., Внимание |
Что такое определение внимания в психологии?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 15 ноября 2020 г.
- Категория должности: общая психология
В каждый момент нашей жизни наши органы чувств бомбардируются множеством раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Однако мы не уделяем внимание всем из них, мы выбираем сразу несколько стимулов из окружающей среды и сосредотачиваемся на них. Например, знали ли вы о фоновом шуме в вашем окружении, пока не прочитали это предложение? Точно так же, когда вы входите в свой класс, там есть разные вещи: стулья, стены, двери, окна, люди, сумки и так далее, но видите ли вы их все? Поэтому важно понимать определение внимания в психологии.
Определение
Внимание в психологииТаким образом, внимание в психологии определяется как процесс, посредством которого мы выбираем определенные вещи или стимулы из нашего окружения и фокусируемся на них. Другими словами, выбирая и сосредотачиваясь на определенных вещах или стимулах в нашем окружении, мы также упускаем другие вещи, которые присутствуют вокруг нас.
Также следует понимать, что внимание не только включает в себя выбор, но и обладает следующими свойствами:
- Концентрация: сосредоточение на определенных вещах или объектах, на мгновение исключая другие.
- Настороженность: относится к «готовности человека» справляться со стимулами, которые появляются перед ним/ней.
- Поиск: при поиске мы ищем конкретную вещь, предмет или человека среди группы вещей, предметов или людей. Например, когда вы идете покупать яблоко на рынке, вы ищете одну конкретную вещь в целом ряде вещей.
Типы вниманияНаше внимание имеет ограниченную способность воспринимать стимулы. количество объектов, на которые можно обратить внимание при кратковременном воздействии, называется объемом внимания или объемом восприятия. На основании нескольких экспериментов Миллер сообщил, что объем нашего внимания варьируется в пределах 7 плюс-минус 2. Это широко известно как магическое число.
В повседневной жизни мы наблюдаем три основных типа внимания:
- Избирательное внимание:
- Постоянное внимание
- Распределенное внимание 9000 5
Избирательное внимание
Наше внимание имеет ограниченную способность получать и обрабатывать информацию одновременно. Поэтому в какой-то момент мы обращаем внимание только на несколько раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Вот где проявляется избирательное внимание. Избирательное внимание в основном связано с выбором ограниченного числа стимулов из большого количества стимулов, заданных в нашей среде. Это ограниченное количество стимулов затем обрабатывается в нашей системе.
Факторы, влияющие на избирательное внимание
Существует несколько факторов, определяющих выбор стимулов, а именно: внешние и внутренние факторы.
- Внешние факторы: относятся к характеристикам раздражителей, таким как размер, интенсивность и движение. Исследователи показали, что большие, яркие и движущиеся объекты легче привлекают наше внимание, чем маленькие, темные и неподвижные. Точно так же человеческие фотографии с большей вероятностью привлекут больше внимания, чем фотографии неодушевленных предметов.
- Внутренние факторы: те, которые находятся внутри человека и могут быть двух типов: когнитивные и мотивационные. Когнитивные факторы включают отношение, интерес и подготовительную установку. Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются. Точно так же готовность заставляет человека с готовностью обращать внимание на одни виды стимулов и не обращать внимания на другие.
Факторы мотивации связаны с нашими биологическими или социальными потребностями. Например, когда мы голодны, мы замечаем даже слабый запах еды.
Устойчивое внимание
Устойчивое внимание или бдительность относится к нашей способности удерживать внимание на определенных раздражителях в течение более длительного времени. Другими словами, устойчивое внимание в основном связано с концентрацией.
Факторы, влияющие на устойчивое внимание
Исследования выявили несколько факторов, способствующих или препятствующих устойчивому вниманию. Они следующие:
- Сенсорная модальность: Сенсорная модальность — это аспект стимула или то, что воспринимается после а стимул . К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах. Исследования показали, что слуховые стимулы способствуют удержанию внимания лучше, чем визуальные стимулы.
- Четкость стимулов: Четкость стимулов — еще один фактор устойчивого внимания. Стимулы, которые являются интенсивными и длительными, облегчают устойчивое внимание и приводят к лучшей производительности.
- Временная неопределенность: Когда стимулы появляются через равные промежутки времени, они воспринимаются лучше, чем когда они появляются через нерегулярные промежутки времени.
- Пространственная неопределенность: Пространственная неопределенность — это отсутствие информации о географическом положении объекта. Стимулы, которые появляются в фиксированных местах, воспринимаются лучше, чем те, которые появляются в случайных местах.
Распределенное внимание
Распределенное внимание — это способность нашего мозга одновременно реагировать на два разных стимула из окружающей среды. Это внимание действительно важно, поскольку оно помогает нам быть более эффективными в нашей повседневной жизни. Вы, должно быть, видели примеры разделения внимания каждый день в своей жизни, например, когда люди ведут машину и разговаривают с другом, или надевают солнцезащитные очки, или слушают музыку. Однако у разделенного внимания есть свои ограничения; это возможно только с деятельностью, для которой у человека есть практика. При разделенном внимании люди уделяют больше внимания одним видам деятельности, чем другим, даже если часть внимания уделяется другим видам деятельности.
Распределение внимания происходит только при выполнении хорошо отработанных задач, потому что они становятся почти автоматическими и требуют меньше внимания для выполнения, чем новые или мало отработанные задачи.
Автоматическая обработка имеет три основные характеристики:
- . Это происходит без намерения
- . Он имеет неосознанно
- . В нем мало или вообще нет мыслительных процессов
Заключение
Определение внимания. . Количество объектов, на которые можно обратить внимание одним взглядом, используется для проектирования номеров мотоциклов и автомобилей, чтобы сотрудники ГИБДД могли их легко заметить в случае нарушения правил дорожного движения. Кроме того, многие дети не учатся в школе из-за проблем с вниманием, это расстройство называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Трудности с поддержанием внимания являются центральной чертой этого расстройства и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Теги: внимание, познание
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основатель компании Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Внимание: Основы психологии
Внимание: Основы психологииРеклама
1 из 23
Верхний вырезанный слайдЗдоровье и медицина
Бакалавр психологии сестринского дела: Внимание.
Реклама
Реклама
Реклама
Внимание: Основы психологии
- Внимание Г-н Джонни Катти Джозеф Доцент СМВДКоН
- Значение Внимание • Это необходимо для приобретения знаний. • Это не осознание. • «Акт направления мысли» на конкретное действие или предмет • Концентрация или фокусировка сознания на один объект • Напр. Военное командование – готовит солдат к действие -Вудворт
- Определения внимания • Внимание — это концентрация сознания на один объект, а не на другой. — Дамвиль, 1938 г. • Внимание – это процесс получения объекта мысль ясно перед умом -Росс (1951) • Процесс, который заставляет человека выбирать какой-то конкретный стимул в соответствии с его интерес и отношение из множества раздражители, присутствующие в окружающей среде -Шарма Р. Н. (1967)
- Характеристики • Это Избирательная умственная деятельность: Это фильтрация процесс, посредством которого мы избирательно реагируем на поступающие раздражители. Мы можем игнорировать что-то или принять что-то другое. • Переход от одного объекта к другому. : Привлечено по новым вещам. Это не фиксированная вещь. Сдвиг глаза с одной части тела на другую. • Проясняет в нашем сознании объект которому мы уделяем внимание: пробуждает человека к посещать определенные объекты • Создает внимательное отношение личности. • Он создает моторные корректировки, такие как мышцы и органов чувств для улучшения реакции.
- Детерминанты/факторы внимания • Внешние/объективные факторы. • Внутренние/субъективные факторы.
- Внешние/объективные факторы. • Интенсивность стимула: громкие звуки, яркий свет, интенсивный запах (сильные или слабые раздражители). • Изменение интенсивности/качества стимула: громкий шум вне палаты резкое снижение частоты дыхания. • Движение: движущиеся объекты привлекают больше внимания. Например. светодиодные таблички. • Размер: крупный объект/маленький объект на большом фоне. привлекать внимание. • Контрастность: напр. Пятно на чистом платье, цветовые сочетания. • Новинка: напр. Уникальное оборудование, дизайн или мода. • Повторение: повторное воздействие, например. Итог класса. • Определенная форма: посещая фигуру более фон.
- Внутренние/субъективные факторы. • Интерес: цель и вкус человека. к возрасту, полу. Например. Платье, автомобиль, предпочтения. • Привычки и отношение: личные привычки, занятие, профессия. Спортсмен смотрит спортивную страницу в газете/телевидении. • Мотивы и органические состояния: влечения и физические/психологические положение дел. Голодный ребенок плачет у бутылочки, избегая любимых игрушек. • Эмоции: Сонную мать не беспокоит звук в домой, но слабый крик ребенка будит ее. • Прошлый опыт: проверка срока годности продукта перед покупкой на основе опыта. • Значение и цель стимула. Например. Предотвратить забывчивость сохраняя дорогостоящие продукты.
- Типы внимания Внимание Не- волевой Принудительный спонтанный Волевой Неявное Явное
- – Непроизвольный: внимание возбуждается без воли. • Принудительный – (поддерживается инстинктами): напр. Привлечение к противоположному полу. • Спонтанный — (поддерживаемый чувством): внимание матери к плачу ребенка. – Волевой: Добровольный с волей. Всегда есть гол позади него. • Неявный — (полученный одним актом воли) Напр. Обращение к математической задаче, когда Учитель угрожает наказанием. • Явное – (получаемое повторными волевыми актами. Оно требует сильной силы воли и сильных мотивов.) Например. Внимание во время осмотра.
- Значение: степень/объем внимания • Внимание нельзя ограничивать одним объектом вовремя; это может быть более одного объекта. • Span означает количество объектов или событий один человек может присутствовать в данное время • Это порог восприятия с первого взгляда данного продолжительность воздействия: На первый взгляд, сколько буквы, цифры можно увидеть и воспроизвести • Объем информации, который может быть получен от сложного раздражителя в один момент. • Отличается от длительности внимания. Например. Запоминание номера телефона, изучение правописания и т. д.
- Проверка концентрации внимания
- Проверка концентрации внимания • Сколько птиц летает в данных пейзажах? • Сколько окон в доме? • Сколько деревьев в декорациях? • Есть ли в доме дымоход? • Сколько дверей в доме?
- Определение объема внимания
- Измерено тахистоскопом Тахистоскоп – это прибор, отображает изображение для определенного количество времени. Его можно использовать для увеличить скорость распознавания, чтобы показать что-то слишком быстро, чтобы быть осознанно или для проверки какие элементы изображения памятный. До компьютеров стали обычным явлением, тахистоскопы широко использовались в психологические исследования представить визуальные стимулы для контролируемого продолжительность.
- Продолжительность внимания • Он определяется как продолжительность платежеспособности внимание к воспринимаемым раздражителям. Это понятно под двумя дивизиями. а. Переключение/колебание внимания: с течением времени центр нашего сознания смещается либо из одного раздражителя к другому раздражителю или от одной части к другую часть того же стимула. У нас есть центральный и маргинальное сознание. Настенные часы в комнате центральное сознание и другие предметы в комнате маргинальный. б. Устойчивое внимание: делается с помощью сильного желание. Постоянная концентрация на одном событие/объект. Например. Охотник ждет своего выстрела, решение задачи по математике.
- Изменение внимания/отвлечение • Это изменение форм, способов и качества внимание, обращенное на раздражитель. Вид стимула что отвлекает наше внимание от объектов, которые мы сосредоточены • Отвлекающий фактор можно определить как любой стимул, присутствие мешает процессу внимания. • Пример: -Звуки музыки, играемой на улицах – беспокоят – внимание учащихся на уроке
- Причины отвлечения внимания • Внутренние: головная боль, боль в животе, эмоциональное расстройство, тревога, происходит и т. д. • Внешние: шум, музыка, ненадлежащее освещение, неудобные сиденья, неблагоприятная температура, недостаточная вентиляция, неправильная поведение лица, имеющего с нами дело.
- Методы устранения отвлекающих факторов • Необходимо уделять большое внимание и отданный задаче • Создайте благоприятную ситуацию • Сделайте урок интересным • Обучение концентрации • Объекты, отвлекающие внимание, удалены из Окрестности • Каждый день сталкивайтесь с одним и тем же типом отвлекающих факторов. — привыкли к ним и начали игнорировать
- Невнимательность • Отсутствие внимания к тому или иному раздражителю. • Его внешние признаки – а. Ученик небрежно относится к предмету, который первоочередного внимания б. Движения глаз учащихся случайны и не зафиксировано в. Кажется, растерян – не понимает и получайте четкие впечатления д.