Восприятие — Психология, если вкратце
Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии (адекватных) физических раздражителей на органы чувств.
Эта тема тесно связано с темой ощущений. Из определения, видно, что в работе восприятия участвуют сигналы от нервной системы, которые в свою очередь возникают из-за физической или химической стимуляции органов чувств. Например, в зрительном восприятии задействован глаз, на который поступает свет, во вкусовое восприятие задействованы молекулы запаха и вкуса, а в слуховом восприятии участвуют звуковые волны, воздействующие на ухо.
Восприятие можно сравнить с телесигналом, который поступает от кабеля в телевизор. Сигнал превращается в что-то осмысленное только после того, как этот сигнал будет расшифрован неким устройством, и при этом, вы должны обладать знаниями, чтобы понять что пляшущие пятна на экране перед вами никто иные, как балерины в белых пачках, а музыкальная какофония – на самом деле музыка Чайковского! Одной из ключевых особенностей восприятия является то, что это процесс, который сильно зависит от уровня знаний, памяти, ожиданий, внимания.
Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равновероятной, а зачастую и противоречивой информацией, которая опознаётся и подвергается категоризации системой восприятия в соответствии с опытом, ожиданиями, планами. Например, вы ожидаете важного звонка. Наконец, телефон звонит, но связь кошмарная! Однако, вы скорее всего, безошибочно опознаете в треске именно голос своего друга. Следовательно, восприятие представляет собой не пассивную переработку информации от органов чувств (сенсорной информации), а активный процесс сбора, анализа и интерпретации.
Что важно учитывать в работе восприятия, так то, что этот процесс зависит от научения. Образы восприятия у детей менее подробные, более размытые, в меньшей степени соответствуют объекту, чем у взрослых, например, поскольку у детей еще слабо развита моторика тела, и отсюда, если дети не получают должного внимания, стимула, то и развитие их пострадает.
Точно также, восприятие может поменяться со временем. Например, если человек ослеп и долгое время был слепым, а потом с помощью медицины прозрел, – ему нужно учиться заново воспринимать мир зрительно. В противном случае, мир для него не более чем набор световых разводов, вместе не представляющий никакого смысла (в одной из будущей статьей мы рассмотрим патологии восприятия).
Вот некоторые характеристики восприятия, которые помогут понять почему мы видим мир таким, какой он есть:
1) Предметность образа восприятия – выделение фигуры и фона, фокусировка на отдельном предмете. То, что важно, становится фигурой, а то, что не важно – фоном. Только посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
2) Целостность – Мы целое воспринимаем независимо от его составных частей; целое влияет на то, как воспринимаются его отдельные части (если кружки объединить в треугольник, то увидим мы не кружки, а треугольник; и даже если мы заменим кружки квадратиками, то целое из них по-прежнему будет восприниматься как треугольник).
Таким образом, восприятие очень важный психический процесс. И в следующий раз, когда вы поймёте, что ваш партнёр не понял квадрат Малевича, а в песнях Rammstein не услышал лирики, то скорее всего это не значит, что он вас ненавидит. Просто, его восприятие так работает.
Что такое виды восприятия в психологии
Понятие восприятия
Определение
Восприятие – психический процесс восприятия объектов и явлений действительности в совокупности их разнообразных свойств и частей, а также осмысления целостности отражаемого.
Результаты восприятия — всегда образ предмета. Ведь мы не только видим предмет в руках у других людей, но и ощущаем его вес, объем, чувствуем, если это металл – ощущаем холод металла. Все эти ощущения объединяются в один предмет.
В формировании и развитии восприятия объекта, участвуют элементы, которые передают ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют память и мышление.
Как проходит процесс восприятия?
Восприятие ситуации складывается из трех больших процессов: выделение-приближение-вхождение. Каждый из этих процессов использует ощущения, знания, память, опыт.
Что формируется в процессе восприятия?
Восприятие формируется в процессе практики, так как это система перцептивных действий, которыми следует овладеть. Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.
Основные качества восприятия
Апперцепция. Зависимость восприятия от прошлого объекта, так как люди по-разному
воспринимают одни и те же вещи или слова.
Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и
осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.
Целостность. Из этого следует, что отдельные элементы предмета соединяются друг с
другом и образуют единое целое.
Константность. Относительное постоянство воспринятой величины, цвета, формы при
изменении ракурса и освещенности.
Избирательность. Предпочтение одних объектов в отношении других.
Предметность. По ощущениям предметы могут быть разными (одинаковые), но мы определяем
их не столько по их виду, сколько в соответствии с тем, как мы им пользуемся на практике или по их
главным свойствам.
Иллюзии восприятия
Не всегда человек правильно оценивает предметы окружающего мира. Известно, что бывают случаи искажения отражения при восприятии. Их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут быть разными модальностями. Их больше всего в области зрения.
Определение
Зрительные иллюзии (обман глаза) – это ошибка восприятия, которая возникает при отражении некоторых пространственных свойств объекта (длин отрезков, величины объектов и углов, расстояний между объектами), движения и формы. Иллюзии в области зрения очень разнообразны.
Существуют следующие виды иллюзий:
Иллюзия Цёлльнера — эффект иллюзии данного типа основан на том, что глаз человека воспринимает все объекты в трёхмерном пространстве как точки, а не линии.
Рис. 1 Иллюзия ЦёлльнераОднако если объект находится в поле зрения, то, поскольку для человеческого глаза он выглядит как точка, то и все другие объекты, находящиеся в поле его зрения, тоже имеют вид точек.
Иллюзия Мюллера-Лайера — это оптическая иллюзия, возникающая при рассмотрении отрезков, которые окружены стрелками. Однако, если вы посмотрите на эту иллюзию с другой стороны, то увидите, что отрезок, который окружен “остриями”, кажется короче отрезка, который окружен “хвостовыми” стрелками.
Рис. 2 Иллюзия Мюллера-ЛайераЭто было первое описание иллюзии, которое сделал немецкий врач Франц Мюллер-Лайер в 1889 году. Но несмотря на множество исследований, природа иллюзии не совсем ясна. Это наиболее современная трактовка объяснения иллюзии заключается в том, что иллюзия – статистический результат наблюдений внешних изображений – в сценах естественные зрительные объекты, обрамленные остриями, имеют более короткие элементы с хвостовым оперением.
Иллюзия Поггендорфа – классическая оптическая иллюзия, названный в честь немецкого физика И. К., который обнаружил ее в рисунке, который ему прислал астрофизиком И. Цёлльнер. Иллюзия заключается в том, что человеческий глаз не может точно определить, является ли черная линия продолжением синей или же красной (рис 3.).
Рис 3. Иллюзия ПоггендорфаНо, к сожалению, это не так. Пока не существует ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии. Может быть и так, что эффект возникает из-за того, что система зрительного восприятия у человека очень бедна при интерпретации диагональных линий. Однако причины этого до сих пор не ясно.
Иллюзия тяжести А. Шарпантье – искажение восприятия весовых признаков предметов вследствие прошлого опыта: если поднять два одинаковых по весу, но разных по объему предмета, то больший будет восприниматься как более тяжелый.
Рис 4. Иллюзия тяжести А. ШарпантьеИллюзия Аристотеля может быть объяснена следующим образом. При прикосновении к подушечкам пальцев, между которыми находится горошина, возникают ощущения, которые воспринимаются как прикосновение двух предметов.
Рис 5. Иллюзия АристотеляЭто ощущение вызвано тем, что в момент прикосновения к подушечке пальца горошина перемещается, т. е. меняет свое положение относительно подушечки пальца.
Причины возникновения иллюзий многообразны. Некоторые теории объясняют зрительные иллюзии действием периферийных факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием нескольких центральных факторов. Бывает, что иллюзии возникают вследствие действия особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижно-стоящей оси глаз). На самом деле есть ряд иллюзий, которые вызваны оптической несовершенством глаза.
Иллюзии могут быть обнаружены не только в области зрения, но и в других областях восприятия.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Виды восприятия
Различают несколько классификаций видов восприятия (рис. 6):
Рис. 6. Виды восприятияВосприятие пространства. Чувственно-наглядное отображение пространственных свойств вещей (их величины
и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего предмета и в
плоскости, и в глубину) и движений. Они задействуют все чувства для восприятия пространства. В то же время
восприятие пространства происходит на основе совместной деятельности визуального, двигательного и
вестибулярных анализаторов. Согласно полученным данным, у человека, который видел пространство до 95
процентов и более, имеется зрение.
Восприятие движения. Отражение изменений положения объекта в пространстве и во времени — это
восприятие направления и скорости перемещения объекта по отношению к наблюдателю. Объект и событие являются
одновременно отраженными друг в друге (или же отражаемыми как объект).
Восприятие времени. Отображает объективную длительность и последовательность событий. Время – это
ритмическая смена возбуждения с торможением на больших полушариях головного мозга. В восприятии времени
участвуют различные анализаторы системы; наиболее точную дифференцировку промежутка между событиями
осуществляют кинестетический и слуховой ощущения. И.М. Сеченов считал слуховой памятью измерение времени, а
слуховую память – временем. В этом смысле, длительные периоды времени в значительной мере определяются
характером переживаний, которые они имели на протяжении периода, и эмоциональным состоянием субъекта.
Восприятие человека человеком – это процесс психологического познания людьми друг друга, который
происходит в процессе непосредственного общения. Здесь задействованы все уровни психического отражения,
начиная от ощущения и заканчивая мышлением. В этом месте мы переходим к тому, что восприятие человека людьми
подчинено законам психического отражения, хотя объект восприятия является особым социальным значением среди
других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость личности и ее объекта в процессе
восприятия, делает его на первом месте в процессе познания. Самое главное внимание при восприятии нового для
себя объекта уделяется таким особенностям внешности, которые наиболее значимы в отношении психических
свойств человеческой личности — экспрессии лица и выражению движений тела. Основные элементы человеческого
лица, как комплексного раздражительного фактора — волосы (прическа) или глаз.
При восприятии людьми друг друга происходит образование представлений людей друг о друге, умение различать
характерные черты характера, возможности человека, интересы, эмоциональные особенности, профессию людей и
т.п. В основном, это относится к профессиональной характеристике личности – как наиболее значимой в
социальном плане. Понимание профессиональной характеристики формируется более устойчивой позицией к личности
по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего
вида.
Восприятие сложных звуков, как правило, происходит их обработка слуховым анализатором звуков сложного
спектрального состава, как правило, изменяющегося в течение времени по алгоритму, разработанному для данного
источника. Мир сложных звуковых явлений имеет большое разнообразие, однако в нем есть ряд групп, которые
имеют общие признаки и принципы восприятия. К таким группам относятся: звуки синтетического материала
(технических сооружений), голосовые звуки, звуки речи; музыкальные звуки.
Восприятие устной речи — эта функция является одной из высших психических функций человека. В этом
виде речевой деятельности, как слушания (аудирования), внутренняя психическая сторона состоит в восприятии
устной речи.
Речевое восприятие — это неоднородный процесс. При рассмотрении этого процесса с генетической или
функциональной точки зрения, можно выделить уровни различения и опознавания. С точки зрения характера
обработки речевого сигнала выделяют сенсорный, перцептивный и смысловую уровни восприятия, в процессе
восприятия устной речи происходит акустическая обработка и выделение звуков в состав слова, который узнается
на перцептивном уровне. С помощью смыслового уровня устанавливается значение слова и всего сообщения в
целом.
Восприятие: определение организационного поведения | by Geektonight.com
Восприятие — это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды.
По словам Джозефа Рейца; «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние».
Согласно Б. В. Х. Гилмеру, «восприятие — это процесс осознания ситуаций, добавления значимых ассоциаций к ощущениям».
Удай Парик сказал, что восприятие можно определить как «процесс получения, выбора, организации, интерпретации, проверки и реагирования на сенсорные стимулы или данные».
Факторы, влияющие на восприятие, показаны на рисунке ниже:
- Восприятие : В этом процессе человек получает информацию через стимулы.
- Выбор : Это определяется двумя типами факторов:
- Внешние факторы : Это размер, интенсивность, близость, движение и новизна.
- Внутренние факторы : Это отношение, мотивы, опыт, интересы и ожидания.
- Организация : Это процесс, посредством которого мы сортируем стимулы по осмысленной схеме. Он включает в себя следующее:
- Группировка : Сборка стимулов на основе сходства.
- Близость : Это близость стимулов друг к другу, которая влияет на восприятие.
- Замыкание : Это способность организовывать стимулы таким образом, чтобы вместе они образовывали цельный паттерн.
- Интерпретация : Это формирование представления о воспринятой, выбранной и организованной информации. Он включает в себя следующие явления: эффект первичности, избирательное восприятие, стереотипизация, эффект ореола, эффект проекции и ожидания. Это типы ошибок восприятия.
- Эффект первичности/новизна : Первое впечатление создается самым важным, известным как эффект первенства. Эффект новизны, с другой стороны, заключается в том, что люди помнят последние события больше, чем менее недавние.
- Стереотипирование : Это эффект, вызванный формированием определенного мнения о категории стимулов и обобщением этого представления на встречи с каждым членом этой категории. На самом деле существует разница между воспринимаемым понятием каждой категории и фактическими чертами членов. Это может повлиять на процесс собеседования в организации.
- Эффект ореола : Это процесс обобщения всестороннего анализа до одного атрибута или черты. Эффект отрицательного ореола известен как эффект обратного ореола. Это влияет на оценку работы сотрудников в компании.
- Проекция : Это психологический защитный механизм, который заставляет человека сравнивать свои негативные черты с другими людьми и делать вывод, что они лучше других. Проверка восприятия сводит к минимуму негативные последствия проекции.
- Избирательное восприятие : Это означает, что человек видит, чувствует или слышит то, что он хочет, и пропускает другую информацию, несовместимую с его точкой зрения.
- Эффект ожидания : Это склонность человека интерпретировать любое лицо или объект, основываясь на том, как он ожидает, что человек или объект будет в первую очередь. Его также называют эффектом Пигмалиона.
- Что такое организационное поведение? | определение, значение, модель
- Личность в организационном поведении | Детерминанты, природа, определение
- Теории личности | Психоаналитический, Тип, Черта, Теория Я
- Восприятие | Определение, природа, факторы, влияющие на восприятие Что такое
- Обучение? Определение, природа, процесс обучения, типы
- Теории обучения | Классическая, оперантная обусловленность, когнитивная, социальная
- Что такое отношение? Значение, функции, типы, важность, компоненты
- Что такое мотивация? | Определение, типы, теории, значение
- Теории мотивации в управлении | Объяснение
- Иерархия потребностей Маслоу | Определение, пример
- Двухфакторная теория | Мотивационно-гигиеническая теория Герцберга
- Теория мотивации ожидания Врума
Информация, смысл, восприятие и правда
Иногда мне задают вопрос об информационной архитектуре, который меня так волнует, что я чувствую необходимость написать длинную форму, а не редактировать мой ответ до 140 символов. Одним из таких вопросов был недавний вопрос от Кейт Уильямсон.
Кейт спрашивает:
..интересно, как бы вы отделили информацию от значения? Восприятие от (субъективной) истины?
Во-первых, спасибо Кейт. Какой отличный вопрос и возможность для меня стать занудой на минуту.
Так что же не так с этими четырьмя понятиями, являются ли эти важные двустишия языковыми синонимами или нет? Ответ прост: это не синонимы. Однако они глубоко переплетены (связаны извилистыми, перекрывающимися способами, которые трудно аккуратно разделить на отдельные концепции).
Вот определения, на которые я опирался в контролируемом словаре книги «Как разобраться в любом беспорядке»:
- Информация — это интерпретация, которую кто-то имеет относительно расположения или последовательности содержимого.
- Значение — значение, понимание или важность чего-либо.
- Восприятие — это процесс рассмотрения, понимания и интерпретации чего-либо.
- Истина является общепринятой верой.
Давайте возьмем в качестве примера фотографию пекарни выше и посмотрим на эти четыре концепции в действии.
Человек подходит к этой пекарне и сталкивается с некоторым содержанием (печенье, вывески, крошки, запахи в воздухе) — каждая из этих вещей имеет значение для человека, исходя из его уникального опыта на сегодняшний день. У них может быть или не быть опыта работы с печеньем, пекарнями, процессами выпечки, запахом, вкусом, внешним видом и т. д. различных вкусов печенья. То, что они знают о мире (и печенье), меняет то, что для них значит содержание.
Более высокая стопка овсяного печенья может означать свежесть для одного человека и отсутствие популярности для другого. Одно двойное шоколадное печенье может означать популярность для одного человека и отсутствие свежести для другого. Запах овсяного изюма может означать, что недавняя выпечка этого типа печенья была для кого-то с чистыми носовыми пазухами и прошлым опытом обоняния овсяного печенья с изюмом, в то время как тот же самый запах может очень мало значить для кого-то с простудой или отсутствием определенного запаха печенья. опыт. Дублирование знаков для двойного шоколадного печенья может означать, что в какой-то момент у одного человека было более одной стопки печенья этого типа, для кого-то другого это дублирование может остаться незамеченным или может быть совершенно бессмысленным.
Все, что получается из всех этих подсказок смысла, сшиваемых воедино индивидуумом, — это информация. Их ответы на вопросы об этой сцене могут сильно различаться в зависимости от их версии информации, которую создает эта сцена.
Какой файл cookie более популярен? Что свежее?
- Некоторые люди уйдут, полагая, что овсяное печенье с изюмом было недавно обновлено и более популярно, чем двойное шоколадное печенье.
- Некоторые люди уйдут, полагая, что двойное шоколадное печенье продается лучше и более популярно, чем овсяное печенье с изюмом.
- Некоторые люди поверят во что-то совсем другое
Было ли когда-нибудь больше печенья с двойным шоколадом на тарелке?
- Некоторые люди уйдут, веря, что это двойное шоколадное печенье — это все, что когда-либо было на этой тарелке.
- Некоторые люди уйдут, веря, что раньше на этой тарелке было больше двойного шоколадного печенья.
- Некоторые люди будут верить во что-то совершенно другое
Процесс, который они используют для оценки этих различных ключей к смыслу для создания информации, называется восприятием. Если восприятие — это линза, через которую они смотрят, то истина — это их уникальный взгляд на мир через эту линзу. То, что они считают правдой, субъективно, поскольку вряд ли оно будет одинаковым для каждого человека, столкнувшегося с этим случаем с пекарней.
Это напоминает нам (создателям файлов cookie и контента), что может быть разница между тем, что мы хотим, чтобы люди верили в истину (наше намерение), и тем, что они в конечном итоге убирают из размещения контента, который мы создаем (их Информация).
- Цель пекарни: «В этой пекарне есть два вкуснейших вида печенья на выбор».
- Информация о пользователе: «Существует два типа файлов cookie. Один лучше/свежее/популярнее».
В этом случае пекарня, скорее всего, не собиралась создавать эту проблему восприятия о том, какой файл cookie лучше/новее/более популярен, но изначально созданное расположение файлов cookie не соответствовало их намерениям должным образом с течением времени, поскольку файлы cookie были приобретены. . Это привело к тому, что бесполезная информация оказалась в головах пользователей пекарни в зависимости от того, что для них значили различные элементы сцены.
Мораль этого примера и понимания этих четырех терминов заключается в том, что мы не можем создавать информацию для других людей. Все, что мы можем сделать как создатели контента, — это упорядочить наш контент (и файлы cookie) таким образом, который, по нашему мнению, может создать информацию, которую мы хотим, чтобы другие люди имели. Мы можем влиять на восприятие людьми нашего контента, думая о том, что вещи значат для нашей аудитории и с какими проблемами восприятия мы можем столкнуться.