Ощущение это чувственное отражение – Ощущение — Википедия

Содержание

Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?

В психологии есть такое понятие — субъективность чувствоенного отражения реальности. Давайте разберемся, о чем речь. Но для того чтобы понять, что означает субъективное чувственное отражение реальности, необходимо ввести определение реальности в целом. Этот термин имеет множество значений.

Понятие реальности и её видов

Так, реальность представляет собой:

  1. существующее вообще;
  2. объективно сущий мир;
  3. фрагмент всей совокупности объектов и явлений, который составляет определённую сферу той или иной науки и др.

В связи с тем, что человек – это сознательное существо, которое воспринимает существующий мир через призму собственных ощущений, реальность подразделяется на объективную и субъективную. Объективная реальность есть вся совокупность предметов и явлений окружающего мира, существующая вне сознания человека. Иными словами, это все то, что существует независимо от нас и в независящем от нас проявлении.

Субъективное отражение реальности

Субъективность в целом означает выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.

Субъективная же реальность – это совокупность предметов и явлений окружающего мира, которая существует в сознании человека. Все, что мы видим, слышим, ощущаем из окружающей нас среды, воспринимается нами сугубо индивидуально, сквозь призму наших органов чувств и результат этого взаимодействия с миром у каждого человека исключительно свой.

Бесчисленное множество предметов и явлений действительности ежеминутно воздействуют его органы чувств человека и отражаются его мозгом в виде:

  1. ощущений;
  2. мыслей;
  3. стремлений;
  4. представлений;
  5. чувств.

Это приводят к совершению человеком тех или иных действий в виде некой реакции. Это отражение действительности

нашим мозгом посредством всевозможных психических явлений составляет субъективный мир человека, который представляет собой образ объективного мира, существующего вовне и автономно от нашего сознания.

Сознание есть отражение различных сфер объективной реальности, в большей своей части оно характерно живой природе, однако, высочайший уровень развития и организации сознания принадлежит человеку.

Человеческое сознание представляет собой высшую форму отражения. Пропуская окружающую действительность через собственную призму восприятия, сознание отражает её через понимание полученного опыта. Формируя различные идеи и концепции, сознание трансформирует реальность человека путём превращения материи в идею. Затем сознание воплощает эту идею в новых видах материи, которые порождают, в свою очередь, новые идеи. Процесс этой трансформации бесконечен, так как сознание отражает то, что самопроизвольно создаёт.

Между материей и сознанием не существует чёткой границы, и то и другое является разными состояниями единой субстанции. Процесс преобразования материи в сознании и наоборот можно сравнить с процессом превращения льда в воду при нагревании, а воды – в пар. Также и сознание, уплотняясь, преобразуется в вещество, а утончаясь – в дух.

Перейдя на более высокий уровень организации, материя способна обрести новое качество – вид и свойства энергии, но суть у них идентична, одно неотделимо от другого. Следует отметить, что именно тело человека, являясь одной из сложнейших форм организации материи, представляет собой очень яркий пример трансформации материи в сознание, а сознания – в материю, через процесс их взаимного отражения.

Каков механизм восприятия сознанием реальности?

Между сознанием и телом существует неразрывная связь, а человеческий мозг, являясь неотделимой частью тела, – это не что иное, как физиологический инструмент для того, чтобы каждый из нас воспринимал, анализировал и трансформировал объективно существующую реальность. Говоря на языке биологии, эта система восприятия мозгом человека окружающего мира состоит предположительно из 100 миллиардов нейронов.

Иными словами, различные сведения из объективной реальности через каналы восприятия проходят через анализаторы и преобразуются в сигналы. Затем возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, порождающие различные биологические процессы в теле и реакции на такие процессы.

Например, механизм сознания под названием «Стимул – Реакция» представляет собой работу нейронов мозга, при синхронном взаимодействии разных отделов мозга, в процессе которой создаётся настолько сильное электрическое напряжение нейронов, что достигая максимума своего заряда, они разряжаются и передают электрохимический сигнал в другие клетки. Этот сигнал и приводит в исполнение первоначальный импульс, полученный мозгом человека.

Если тот или иной стимул повторяется довольно часто, связь между нейронами укрепляется, и, наоборот, ослабевает, когда его повторение редко. Этот процесс именуется нейропластичностью. Частотность повторения конкретного стимула приводит к тому, что между группами нейронов формируются устойчивые соединения, именуемые своеобразными шаблонами мышления (то есть некими автоматическими реакциями как ответная реакция на подобные стимулы). В результате этого процесса наш мозг стремится распознать очередной стимул на очень примитивном уровне и подбирает к нему подходящую реакцию, что приводит к полной потере человеком осознанности и абстрактности мышления.

Сознание – зеркало

Однако существует иной, более тонкий и совершенный механизм сознания, обнаруженный итальянскими учёными. На основании исследований в этой сфере, они сделали вывод о наличии особой группы нервных клеток, находящихся в лобной и теменной долях головного мозга, именуемых зеркальными нейронами. Эти нейроны начинают работать ещё до того момента, когда срабатывает механизм «Стимул – Реакция».

Зеркальные нейроны создают реакцию напрямую от чувственной стимуляции, нервный импульс передаётся ещё при виде выполняемого действия также, как если бы это действие уже выполнялось наблюдающим субъектом. Таким образом, наблюдение за действием уже формирует в нашем мозге моторный план его выполнения через активацию нейронов, передачу ими электрического заряда именно по той линии, которая соответствует прямому осуществлению этого действия. С помощью зеркальных нейронов восприятие и действие образует единый мозговой процесс, целиком воспроизводящий воспринятое на уровне нейронов.

Сознание – есть не что иное, как отражение объективной реальности, и оно происходит с помощью зеркальных нейронов. Такие

нейроны имеют важнейшую функцию – идеомоторную, суть которой сводится к тому, что исходным причинным фактором, приводящим их в действие, является не чувственное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть – намерение.

Нейронное зеркальное воспроизведение возникает не от самого действия, а от образа того, что должно быть посредством его достигнуто. Если этому образу не противоречит какая-либо идея из уже существующих убеждений, образовавшихся до его возникновения, образ, сообразный намерению, способен инициировать само действие.

Через зеркальные нейроны мы можем почувствовать переживания другого человека на уровне своих эмоций. Это происходит потому, что при виде человека, выражающего какие-либо эмоции, зеркальные нейроны имеют свойство разряжаться, а наше распознание состояния другого человека активизируется. Этот процесс распознавания называется эмпатия – способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя.

Пожалуй, самым уникальным свойством зеркальных нейронов является отсутствие реакции на восприятие стимула и их разрядки, этот процесс полностью относится к внутренней активности мозга, что положено в основу осознавания.

Суть зеркальных нейронов проявляется в информационном считывании, которое даёт возможность через имитацию активности нейронов определять и выводить полученную информацию на уровень сознания ещё до момента срабатывания рефлекса в качестве отражения. Это позволяет нам проводить самоанализ, что обусловлено активацией мозговых областей саморегуляции, учиться контролировать собственные мысли, своё поведение и чувства. Отсюда мы можем наблюдать рост нашей эмоциональной стабильности.

psiho.guru

чувственное отражение — это… Что такое чувственное отражение?


чувственное отражение
Категория.

Когнитивный процесс.

Специфика.

В результате этого процесс строится образ восприятия конкретного предмета, на который направлена деятельность.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • чтение с губ
  • чувство бесчувствия

Смотреть что такое «чувственное отражение» в других словарях:

  • Чувственное Отражение

    — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность …   Психологический словарь

  • ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений. У человека О. ч. психическая деятельность, направленная на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ЧУВСТВЕННОСТЬ —     ЧУВСТВЕННОСТЬ 1) способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия, реализуемая с помощью органов чувств, актуализируется в формах ощущения, восприятия, представления; содержание… …   Философская энциклопедия

  • Михайлова, Ирина Борисовна — (р. 05.12.1931) спец. в обл. гносеол.; д р филос. наук, проф. Род. в Краснодаре. Окончила филос. ф т МГУ (1954), асп. того же ф та (1963). С 1963 по 1991 работала в ВПШ: асс., ст. преп., доц., с 1976 проф. С 1991 проф. кафедры обществ. наук Моск …   Большая биографическая энциклопедия

  • Диалектический материализм —         философия марксизма ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ. Процесс отражения человеком действительности. П., направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму П. – самопознание. Начальным моментом П. является ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явлений),… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания непосредственное чувственное… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Икона — У этого термина существуют и другие значения, см. Икона (значения). «С …   Википедия

  • Иконы — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение»)  в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк …   Википедия


psychology.academic.ru

Ощущение — это… Что такое Ощущение?

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.

Ощущение и восприятие

Ощущение (в психологии) — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2].

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).

Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

Классификация ощущений

Классификация ощущений строится на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными[2].

КритерийВид ощущения
По расположению рецепторовЭкстероцептивные

Интероцептивные

Проприоцептивные

По ведущему анализаторуСенсорные ощущения
По взаимодействию рецепторов с раздражителямиКонтактные

Дистантные

Сенсорные ощущения

Животные способны воспринимать следующие типы стимулов

Виды человеческих ощущений

В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше.

Дистантные ощущения
Контактные ощущения
Глубинные ощущения
  • Чувствительность от внутренних органов
  • Вестибулярная чувствительность
    • Головокружение (симптом)

Классификация ощущений

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[3].

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет — ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Тема 1.4. Ощущение и восприятие (чувственный уровень познания).

  1. Понятие об ощущении и восприятии. Виды и свойства восприятий и ощущений.

  2. Чувствительность и пороги.

  3. Эмоциональный фон и взаимодействие ощущений и адаптации.

  4. Апперцепция и установка.

  5. Когнитивный диссонанс.

1.

Понятие об ощущении и восприятии.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Характерные особенности ощущений:

  • сиюминутность

  • непосредственность

  • познание отдельных качеств и свойств предметов и явлений

В реальной жизни трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда переживаются, как свойства того или иного целостного предмета или явления. Ощущения входят в структуру большого сложного психологического процесса – восприятия.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие требует:

  • выделение из всего комплекса воздействующих признаков основных, ведущих, с одновременным отвлечением от несущественных.

  • объединения групп основных признаков и сопоставления воспринимаемого с прошлым опытом

  • включения двигательных компонентов: ощупывания предметов, проговаривания звуков.

Свойства восприятия:

  1. Предметность – выражается в отнесении сведений полученных из внешнего мира к определенному предмету или явлениям объективной действительности.

  2. Целостность – образы восприятия представляет собой предметно оформленные структуры.

  3. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру.

  4. Константность – воспринимаем окружающие предметы как относительную const по форме, цвету, величине и т.д. Если бы восприятие не обладало константностью, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы не узнавали бы того, что было известно ранее.

  5. Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета т.к. сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, отнести к определенной группе и обобщить в слове.

  6. Избирательность – заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, зависит от интересов и установок личности.

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом, в основе которого лежат условные рефлексы, временные нервные связи которых образуются в коре г/м, при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира.

Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.

Ощущение – это начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и состояниях нашего организма. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на наши органы чувств, называются раздражающими, а воздействие раздражителей на наши органы чувств называются раздражением (физический процесс).

Раздражение вызывает в наших тканях возбуждение: нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (это психологический процесс).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психологическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологический механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов (анализаторов = зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный-тактильный)

Анализатор состоит из 3 частей:

  1. периферический отдел – рецептор

рецептор – это воспринимающая часть анализатора, выполняет функцию трансформации внешней энергии в нервный процесс.

  1. афферентные чувствительные нервы – проводят возбуждение в нервные центры

  2. корковые отделы анализатора – отвечают за переработку нервных импульсов приходящих из периферических отделов.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействий.

Виды ощущений:

  1. Интероцептивные – сигнализируют о состояниях внутренних процессов организма. Это наименее осознаваемая группа ощущений, а по происхождению наиболее древняя.

  2. Пропреоцептивные – рецепторы, находящиеся в мышцах и суставах, сухожилиях связках. Возбуждение, которое возникает, вызывает ощущение движения + ощущение равновесия.

  3. Экстерорецепторы

    1. Контактные ощущения – возникают при непосредственном воздействии раздражителей (вкусовые, осязательные)

    2. Дистантные ощущения – раздражители действуют на некотором расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные).

Свойства ощущений:

  1. Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов. Например, слуховые (высота, тембр, громкость),

зрительные (цветовой тон, насыщенность, светлота)

  1. Интенсивность – количественная характеристика ощущений, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

  2. Длительность – временная характеристика ощущений определяется временем действия раздражителя, состоянием органов чувств,

  3. Пространственная локализация раздражителя – характеризуется тем, на какую часть тела воздействует раздражитель.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителей других анализаторов органов чувств (Кравков).

Сенсибелизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, их упражнения.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения характерного для других анализаторов.

2.

Чувствительность и пороги.

Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной величины. Минимальная величина раздражителя вызывающая едва заметные ощущения, называется нижним порогом чувствительности. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом существует обратно-пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется верхним порогом чувствительности.

Особенно влияет на повышение чувствительности характер деятельности человека, вид его деятельности.

3.

Эмоциональный фон и взаимодействие ощущений и адаптации.

Организм оценивает поступившую через органы чувств информацию по простой, но надежной «да-нет»-ной системе (приятно-неприятно). Цвета, запах, вкусы, звуки, прикосновения, температура, еще до анализа, до рассуждения оказывает на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Потом только пойдут оценка, включатся исключения и противоречия: «приятно, но вредно», «красиво, но опасно» и т.д.

Все ощущения приятны и неприятны, все они имеют эмоциональный фон. Особенно сильна эмоциональная власть запахов (не существует общепринятой классификации запахов и теоретического воздействия запахов на организм человека, описать запах очень трудно).

Адаптация – это приспособление органа чувств к действующему раздражителю.

Адаптация – это строго психофизиологическое явление. Существует:

— эмоциональная адаптация (иногда опасна)

— социально-психологическая адаптация

4.

Апперцепция и установка.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической деятельности.

Установка – внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности.

5.

Когнитивный диссонанс.

В жизни каждого человека установки играют определенную роль, возникают они совершенно незаметно, то в виде традиций, то в виде обычая, в виде привычки, то в форме присоединения к мнению окружающих. Порой такие установки заслоняют от человека реальные факты и события. Выработавшиеся в детстве установки могут определить не только то, что и как надо видеть, но они во многом обусловливают все виды восприятия. Формируют глубинный своеобразный вариант картины мира, и в этот мир легко входит только то, что соответствует его законам, те впечатления которые им противоречат, нередко видоизменяются или вообще отбрасываются. Когда человеку приходится воспринимать какую-то несовместимую с его внутренними убеждениями информацию, то у него возникает неприятное переживание психологического дискомфорта, которое называется когнитивный диссонанс, и дальше он сознательно или несознательно старается выйти из этого тревожного состояния: новая информация либо отбрасывается, либо как-то обесценивается.

studfiles.net

Чувственное Отражение — это… Что такое Чувственное Отражение?


Чувственное Отражение
Чувственное отражение — познавательный процесс, в результате которого строится образ — конкретного предмета, на который направлена деятельность — .

Психологический словарь. 2000.

  • Чувства
  • Чувствительность

Смотреть что такое «Чувственное Отражение» в других словарях:

  • чувственное отражение — Категория. Когнитивный процесс. Специфика. В результате этого процесс строится образ восприятия конкретного предмета, на который направлена деятельность. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений. У человека О. ч. психическая деятельность, направленная на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ЧУВСТВЕННОСТЬ —     ЧУВСТВЕННОСТЬ 1) способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия, реализуемая с помощью органов чувств, актуализируется в формах ощущения, восприятия, представления; содержание… …   Философская энциклопедия

  • Михайлова, Ирина Борисовна — (р. 05.12.1931) спец. в обл. гносеол.; д р филос. наук, проф. Род. в Краснодаре. Окончила филос. ф т МГУ (1954), асп. того же ф та (1963). С 1963 по 1991 работала в ВПШ: асс., ст. преп., доц., с 1976 проф. С 1991 проф. кафедры обществ. наук Моск …   Большая биографическая энциклопедия

  • Диалектический материализм —         философия марксизма ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ. Процесс отражения человеком действительности. П., направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму П. – самопознание. Начальным моментом П. является ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явлений),… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания непосредственное чувственное… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Икона — У этого термина существуют и другие значения, см. Икона (значения). «С …   Википедия

  • Иконы — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение»)  в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк …   Википедия


dic.academic.ru

Ощущение — Википедия

Ощуще́ние, чу́вственный о́пыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Ощущение и восприятие[править]

В психологии ощущение считается процессом отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2][неавторитетный источник?].

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. То есть восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

Поэтому неудивительно, когда в данном случае зрение рассматривается как орган восприятия, задача которого – посредством соответствующей деятельности мозга – распознавать по тому, что видимо, то, что невидимо (см. Грегори Р.Л., Издательство: Едиториал УРСС, ISBN 5-354-00342-3).

Свойства ощущений[3][править]

  • Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.
  • Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений.
  • Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
  • Длительность — временная характеристика ощущения.

Классификация ощущений[править]

Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил 5 чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус[3]. В XIX веке увеличение количества видов ощущений поставило за­дачу их классификации.

Классификация Вундта[править]

В. Вундт предлагал группировать ощущения в зависимости от свойств вызывающих их раздражителей, среди которых он выделял механические, физические и химические свойства (например, зрительные и слуховые ощущения относятся к разряду «физических», поскольку вызываются физическими явлениями — электромагнитными колебаниями и звуковыми волнами; обоняние и вкус — «химические» ощущения и т. д.). Этот вариант классификации не получил широкого распространения[4].

Классификация Шеррингтона[править]

Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов:

  • Экстероцептивные ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.
  • Интероцептивные ощущения. Рецепторы на­ходятся во внутренних органах. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т. п.).
  • Проприоцептивные ощущения. Рецепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.

. Шеррингтон разделил экстероцептивные ощущения на контактные и дистантные[3]. Первые вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела, а вторые возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение).

Классификация Хэда[править]

Г. Хэд делил ощущения по их происхождению:

  • Протопатическая чувствительность, более ранняя по происхождению и примитивная, тесно связана с эмоциями, далека от мышления, она менее дифференцированная и локализованная. Относящиеся к ней ощущения трудно разделять на категории и обозначать словами, описывать[3].
  • Эпикритическая чувствительность выше по уровню, возникает позже и обладает, по сути, противоположны­ми характеристиками: связь с мышлением, отдаленность от эмо­циональных состояний, большая дифференцированность, катего­риальные названия для ощущений (красный, синий цвет, а не «запах мяты» или «запах сосны»), четкая локализация[3].

В работе едва ли не каждого органа чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, хотя их соотношение неодинаково.

Нарушение ощущений[править]

Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности, которое выражается в резком изменении порогов ощущений, при этом как сильные, так и слабые раздражители вызывают одинаково слабые ощущения.

Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.

Парестезия — это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

Общие психофизиологические закономерности ощущений[править]

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[5].

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1  мм² поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить ещё 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Ещё медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к её понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на чёрном — светлой.

Ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Так, звуки могут вызывать цветовые ощущения, цветовые — вкусовые (желтый цвет — ощущение кислого[источник не указан 2426 дней]). Это явление называется синестезией.

wp.wiki-wiki.ru

Чувственное отражение:             — Студопедия.Нет

· Ощущение(начать взаимодействовать)

· Восприятие (комплекс ощущений — целостность)

· Представление(память того, что видели, знаем и ощущения)

Человек имеет дело не с объектом, а с его восприятием. Восприятие у человека осуществляется по закону «экономии энергии».

Потребители рекламы: нельзя заставлять напрягаться, по восприятию: простой, понятной, короткой, не содержать сложнополчененных и сложносочененных предложений, т к наши образы – это выражение закона экономии энергии, быстро схватывается то, что понятно. Понятность – есть результат социализации, воспитания, образования. Понять означает – адекватно воспринять смысл рекламного сообщения.

Объем восприятия: в течение небольшого времени, человек в состоянии удерживать информацию, состоящее из 9 объектов (она хранится в его сознании ¼ секунды, затем стирается). Чтобы сделать бессмысленную информацию осмысленной необходимо внести в нее смысл адекватный возможностям потребителя.

Внимание— самый значимый психический процесс у человека; особая форма психической активности, которая выражается в направленности сознания на значимые для него явления и сосредоточенности на тех объектах, которые для человека имеют значения.

Специфика внимания заключается в том, что оно не только концентрирует сознание человека на важных вещах, но и отвлекает от вещей второстепенных.

Типы внимания:

· Непроизвольное (физиологический отклик на внутренние и внешние стимулы)

· Произвольное (сознательная концентрация на объекте)

· Послепроизвольное

В рекламе активно управляют всеми типами внимания.

 

Базовые характеристики внимания:

· Объем внимания – это количество объектов, которые человек может воспринимать одновременно.  в течение 1-2 секунд объем внимания равен 4-6 объектов, а по некоторым данным 7 ±2

· Сила концентрации внимания — может быть узкой и широкой. При широкой концентрации внимания происходит его распределение, т е человек одновременно сосредотачивается на нескольких объектах.

· Переключение внимания – произвольное или непроизвольное переключение с одного объекта на другой.

· Распределение внимания — широта концентрации.

Способы привлечения внимания:

· Использование размера рекламы – непроизвольное внимание легче привлекает тот объект, размеры которого больше.

· Активно используется цвет – при всех равных условиях, яркий и контрастный цвет будет привлекать большее внимание, чем нейтральный (белый, черный и серый).

·  «Цепляющие слова» — цепляющими словами в рекламе, называются такие слова, которые являются стереотипами с позитивным смыслом. Например: бесплатно, в подарок, экономный, роскошь, открытие, новинка, величие, золотой, успешный, великолепие, прибыль, эффективный, секс.

· Использование оформления – ярких, пестрых, оригинальных рамок и объектов.

· Пометка маркером.

· Помещение объявление вверх ногами или на боку. Прочтут данную рекламу из любопытства.

· Использование иллюстрации. Считается, что сильнейший прием.

· Использование движения – зрительное внимание всех существ инстинктивно направляется на движущиеся объекты.

Память —это процесс запоминания; удержание в мозге человека определенной информации (усвоенного сообщения, понятого смысла)

Виды памяти в зависимости от содержания запомненного:

o Образная (образы, возникшие в сознании на основе зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных анализаторов)

o Словесно-логическая (понятия, суждения, умозаключения)

o Двигательная (движения)

o Эмоциональная (эмоции и чувства)

По времени храненияпамять делят на:

o Мгновенную (1-5 сек)

o Кратковременную (до 20 сек. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая соотносится с актуальным интересами и потребностями человека или привлекает его повышенное внимание)

o Оперативную (Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, поставленной перед человеком и рассчитана только на решение этой задачи)

o Долговременную (способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока)

o Генетическую (наследственно передающаяся память)

Механизм функционирования памяти показывает, что многое зависит от степени усвоения информации. Степень усвоения зависит напрямую от того, как составлен текст.

Механизмы памяти:

o Запоминание

o Сохранение

o Воспроизведение

o Забывание.

Приемы повышения запоминаемости:

o Привлечение внимания к информации как к важной и актуальной. Чтобы информация перешла из кратковременной в долговременную она должна быть и «Важной». Важная информация – это такая информация, которая затрагивает базовые потребности человека в данный период времени.

o Вызывание произвольного внимания: «теперь господа, внимание».

o Повторение – основа запоминаемости. Для ускорения процесса запоминания надо повторно воздействовать одним и тем же раздражителем.

o Использование знакомых слов, смысл которых понятен целевым группам.

o Чувство – длительное переживание, последствие взаимодействия.

o Эмоции – направленное переживание, окрашенность чувств.

o Мышление — это процесс опосредствованного познания человеком действительности.

o Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

 

Психические процессы в формировании рекламных образов
Когнитивный компонент связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких, как ощущение и восприятие, память, представление и воображение, мышление и речь, и др.
Понятно, что рекламная продукция может быть изготовлена как высоко-, так и низкокачественно, а это по-разному будет влиять на когнитивную сферу человека. В результате рекламное сообщение будет по-разному восприниматься и запоминаться, вызывать разной степени готовность к действию.
Существует мнение, что рекламная продукция разных рекламодателей не просто находится в конкуренции друг с другом, но в гораздо большей конкуренции, чем сами товары или услуги, которые рекламой сопровождаются.
Одним из важных элементов когнитивной деятельности человека является ощущение – отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на органы чувств, – это первичный познавательный процесс. В соответствии с основными органами чувств различаются и ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, двигательные, осязательные, органические, вибрационные, ощущения равновесия и др.
В рекламной деятельности чаще всего используются зрительные и слуховые ощущения. Хотя в ряде случаев реклама может быть основана на других видах ощущений. На автомобильных выставках посетителям предлагают поуправлять автомобилем, посидеть в салоне, чтобы испытать чувство комфорта. То есть используются вибрационные, двигательные и другие ощущения. Потенциальным потребителям в других случаях могут предложить попробовать продукцию на вкус, испытать ощущения тепла, холода, которые возникают при употреблении продукции и т.д. Это так называемый Sampling .
Исследование ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламируемого продукта Достигается эта цель с помощью измерения ощущений, которые испытывает человек, потребляя рекламируемый товар При этом используются специальные субъективные шкалы, позволяющие определить, какой товар наиболее привлекателен для потребителя.
Если возникающие при этом ощущения существенным образом отличаются от уже хорошо известных, то производителю рекламы удастся выделить этот товар и, следовательно, оказать влияние на покупательское поведение потребителя.
Другим важным элементом когнитивной деятельности человека является восприятие . В отличие от ощущений, восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений. Это отражение сопровождается или опосредуется понятийным аппаратом, то есть обозначается словом, названием того, что человек воспринимает. По видам восприятие аналогично ощущениям: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и т.д.
Восприятие осуществляется чаще всего осмысленно. Большую роль в процессе восприятия играет узнавание.
При восприятии рекламной информации исключительно важная роль принадлежит формированию перцептивного образа, который оказывает (или не оказывает) самое существенное воздействие на поведение покупателя Специальные исследования показали, что люди, например, необъяснимо преданны своей марке сигарет или пива или какого-либо иного продукта, отличающегося широким разнообразием ассортимента. Но при специальных испытаниях они не могут отличить одну марку от другой. Тремстам курильщикам, предпочитающим сигареты одного из трех основных сортов, предложили эти самые три сорта сигарет, только без названий. Им нужно было узнать свой любимый сорт. Только шесть человек из трехсот испытуемых смогли распознать марку своих сигарет. Вывод психологи сделали простой — люди курят, в частности, не марки сигарет, а «курят образ, имидж сигарет».
Рекламирование сигарет немыслимо без использования здорового и положительного образа, чтобы доминировать над текстовым предупреждением «Минздрав предупреждает…». Доминирующие рисунки, предпочтение положительного и простота восприятия образа над текстом – все это делает отрицател

Психологи с помощью специальных исследований установили, что «просветление» (момент осознания разрешения проблемы) , происходит мгновенно, за счет единовременного восприятия совокупности взаимосвязанных факторов, а не изучения каждого отдельного элемента. То есть, именно синтез факторов порождает решение. Именно в тот момент, когда субъект осознает значение связей, и происходит «просветление». Он воспринимает, «схватывает» смысл совокупности, находит определенное решение и, следовательно, запоминает его.
Человек воспринимает рекламу согласно «закону краткости», который является базовым в психологии восприятия. Например, даже неправильная или неполная окружность воспринимается человеком все равно как «окружность», а не последовательность дуг. И этот процесс происходит в мозгу человека автоматически. С точки зрения рекламиста это значит, что если предложить потребителю сильную (логически выдержанную) рекламу (совокупность элементов) , то потом достаточно будет представить лишь какой-то ее элемент и потребитель сам вспомнит или додумает остальное. Ведь иногда люди смеются, услышав лишь одну фразу из анекдота, который они знают.
Важнейшим свойством восприятия выступает его направленность, которая в психологии получила названиевнимания . Основными способами привлечения внимания являются изменение, движение, контраст, выделение фигуры из фона и др. В известном смысле выделить рекламируемый товар — это значит привлечь к нему внимание.
Количество рекламной информации и ее противоречивость, вызванная конкуренцией, столь велики, что потребитель просто не в силах воспринимать все подряд и в полном объеме. Исследования показали, что из сотни рекламных объявлений, обрушивающихся ежедневно на человека, он усваивает едва ли не треть, и при этом только десятая часть имеет хоть какой-то шанс повлиять на поведение покупателя. Следовательно, бессознательно человек тщательно отбирает поступающую информацию. На каких же рекламных объявлениях задерживается внимание человека? Он видит и слышит лишь то, что ему правится или что, его пугает, настораживает, или его внимание возрастает по мере того, как он все более вовлекается в процесс выбора.
Память является важным психическим процессом, имеющим прямое отношение к рекламной деятельности вообще и эффективности рекламы в частности. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения (припоминания или узнавания) того, что человек раньше, воспринимал, переживал или делал.
Исследованиями установлено, что человек запоминает быстрее, прочнее то, с чем связана его дальнейшая деятельность, есть с будущим, со своими задачами, а также то, к чему у человека имеется выраженный интерес. Поэтому наиболее эффективной оказывается реклама, которая учитывает интересы и планы людей. С психологической точки зрения любой продавец это человек, который позволяет людям заглянуть в будущее и связывает их с этим будущим при помощи товара.
Видов памяти множество – двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, сенсорная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная) , образная, механическая, логическая, кратковременная, долговременная, произвольная, непроизвольная и др. Все они, так или иначе, вовлечены в процесс восприятия и переработки рекламной информации.
Противоположен запоминанию процесс забывания. Забывание может происходить через некоторое время при отсутствии повторения (угасание) , под воздействием новой информации(интерференция) , в результате заболевания (амнезия) и в ряде других случаев.
Исследование взаимосвязи долговременной памяти с рекламным сообщением очень важно, ибо от момента восприятия рекламы до момента покупки товара может пройти значительное время.
Считается, что основная проблема, связанная с запоминанием рекламы, состоит в том, что естественный процесс — не запоминание, а, наоборот, забывание.

 

 

13. Учет свойств психических познавательных процессов в рекламной

деятельности. (12 вопрос)

14. Учет свойств восприятия в рекламной деятельности.

Психологическое воздействие рекламы осуществляется по этапам:
• привлечение внимания;
• возбуждение интереса;
• убеждения;
• принятия решения.
Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан, и нарушение последовательности этапов или исключение какого-либо из них приводит к тому, что человек не воспринимает рекламу, и она не достигает цели.
Первый этап рекламного воздействия связан с привлечением внимания к предлагаемому товару. Из своего опыта могу сказать, что главное – это использование контрастов, цветовое решение, необычное изображение предметов, выразительность темы, музыкальное оформление. Хорошая реклама всегда основывается на оригинальной, свежей и хорошо продуманной идее. Вот, к примеру, вспомните: лежите, читаете книгу – и вдруг показывают рекламу, в которой в качестве музыкального оформления взята популярная и нравящаяся лично вам мелодия. Хотите вы этого или нет, но этот рекламный ролик заставит вас оторваться от чтения и послушать данную информацию, т.е. он привлек ваше внимание. Когда эту информацию прослушаешь несколько раз, то иногда подумываешь: «А что если попробовать?»
Следующий этап – восприятие. На восприятие рекламы может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно. Например:
• голос диктора в радиорекламе может снизить общее впечатление о сообщении, хотя содержание рекламной информации для радиослушателей представляет интерес;
• рекламное объявление в газете может остаться незамеченным среди прочих объявлений из-за небольшого размера, хотя с точки зрения графического изображения и подачи текста оно выполнено на высоком профессиональном уровне.
В зависимости от психологии каждого человека и восприятие рекламы будет происходить по-разному. Насколько будет воспринята реклама зависит от:
• круга интересов предполагаемого покупателя;
• его потребностей;
• социального и материального положения;
• профессии;
• образования;
• возраста.
И эти все факторы должны обязательно продумываться при разработке рекламы для соответствующего продукта.
Большое значение имеет процесс запоминания рекламы. Степень запоминания зависит от повторения рекламного сообщения. Часто можно услышать, как человек говорит: «Одну и ту же рекламу показывают сто раз». Хочешь того ты или не хочешь, но непроизвольно запоминаешь!
Существует еще один метод воздействия на сознание человека-внушение. В.Шефнер писал: «Словом можно убить. Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Внушение — это своего рода гипноз. Влияние внушений в общем восприятии рекламы проявляется особенно эффективно, когда словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями.

15.Учет видов и свойств внимания и памяти в рекламе.

 

Внимание— самый значимый психический процесс у человека; особая форма психической активности, которая выражается в направленности сознания на значимые для него явления и сосредоточенности на тех объектах, которые для человека имеют значения.

Специфика внимания заключается в том, что оно не только концентрирует сознание человека на важных вещах, но и отвлекает от вещей второстепенных.

Типы внимания:

· Непроизвольное (физиологический отклик на внутренние и внешние стимулы)

· Произвольное (сознательная концентрация на объекте)

· Послепроизвольное

В рекламе активно управляют всеми типами внимания.

 

Базовые характеристики внимания:

· Объем внимания – это количество объектов, которые человек может воспринимать одновременно.  в течение 1-2 секунд объем внимания равен 4-6 объектов, а по некоторым данным 7 ±2

· Сила концентрации внимания — может быть узкой и широкой. При широкой концентрации внимания происходит его распределение, т е человек одновременно сосредотачивается на нескольких объектах.

· Переключение внимания – произвольное или непроизвольное переключение с одного объекта на другой.

· Распределение внимания — широта концентрации.

Способы привлечения внимания:

· Использование размера рекламы – непроизвольное внимание легче привлекает тот объект, размеры которого больше.

· Активно используется цвет – при всех равных условиях, яркий и контрастный цвет будет привлекать большее внимание, чем нейтральный (белый, черный и серый).

·  «Цепляющие слова» — цепляющими словами в рекламе, называются такие слова, которые являются стереотипами с позитивным смыслом. Например: бесплатно, в подарок, экономный, роскошь, открытие, новинка, величие, золотой, успешный, великолепие, прибыль, эффективный, секс.

· Использование оформления – ярких, пестрых, оригинальных рамок и объектов.

· Пометка маркером.

· Помещение объявление вверх ногами или на боку. Прочтут данную рекламу из любопытства.

· Использование иллюстрации. Считается, что сильнейший прием.

· Использование движения – зрительное внимание всех существ инстинктивно направляется на движущиеся объекты.

Память —это процесс запоминания; удержание в мозге человека определенной информации (усвоенного сообщения, понятого смысла)

Виды памяти в зависимости от содержания запомненного:

o Образная (образы, возникшие в сознании на основе зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных анализаторов)

o Словесно-логическая (понятия, суждения, умозаключения)

o Двигательная (движения)

o Эмоциональная (эмоции и чувства)

По времени храненияпамять делят на:

o Мгновенную (1-5 сек)

o Кратковременную (до 20 сек. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая соотносится с актуальным интересами и потребностями человека или привлекает его повышенное внимание)

o Оперативную (Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, поставленной перед человеком и рассчитана только на решение этой задачи)

o Долговременную (способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока)

o Генетическую (наследственно передающаяся память)

Механизм функционирования памяти показывает, что многое зависит от степени усвоения информации. Степень усвоения зависит напрямую от того, как составлен текст.

Механизмы памяти:

o Запоминание

o Сохранение

o Воспроизведение

o Забывание.

 

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *