ОЩУЩЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. А. Лекторский
ОЩУЩЕ́НИЕ, элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира (напр., О. цвета, звука, твёрдого, кислого и т. д.). В истории философии и психологии О. истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отд. свойствам, «качествам». Как таковые они были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира (О. зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые) и относящиеся к конкретным состояниям человеческого тела, сигнализирующим о движениях и относительном положении его разных частей и о работе внутренних органов. В качестве исходных, не разложимых далее единиц психич. процессов вообще и познават. процессов О. были чётко выделены в эмпиризме и сенсуализме 17–18 вв. (в античной философии, напр. , не существовало резкого разделения О. и восприятия), именуясь при этом первоначально «чувственными идеями», «простыми идеями», «впечатлениями» и т. д. Специфич. характеристикой О. считалась их осознаваемая данность, непосредственность, понимаемая либо как результат прямого причинного воздействия свойств предметов внешнего мира (Дж. Локк, Э. Б. де Кондильяк, Б. Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах). При этом проведённое Локком разделение О. на относящиеся к «первичным качествам», реально существующим в самих предметах (О., относящиеся к пространственным свойствам предметов, их форме, расположению и др.), и к «вторичным качествам», существующим лишь в сознании, в силу неясности критерия этого разделения было оспорено Беркли. Считалось, что если восприятие, предполагающее определённую активность ума, может вводить в заблуждение, быть иллюзорным, то О. как исходный материал для построения восприятия само по себе не может вести к заблуждению. «Не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании чувственных данных как знаков вещей, иных, чем они сами» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 200). Для большинства философов, анализировавших О., именно их несомненность и безошибочность выводила их за пределы знания и субъект-объектного отношения.
В кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего психофизика) сделала О. предметом науч. исследования. Были выявлены т. н. пороги чувствительности, характер зависимости О. от интенсивности внешних раздражителей (закон Вебера – Фехнера) и др. В связи с тем, что О. могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное О. светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное О. механич. или электрич. раздражителем), И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Согласно Г. Гельмгольцу, О. относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др.), отрицавших связь О. с объективными свойствами предметов, оставался не решённым вопрос о том, как из субъективных, индивидуальных О. может быть построено восприятие объективно существующего предмета. Неясным было и то, следует ли относить к О. переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия, существуют ли О. пространства и времени и т. п.
В философии и психологии 20 в. был поставлен под сомнение сам факт существования О. как неких самостоят. реалий в силу того, что в нормальных условиях обычного опыта воспринимаются в качестве непосредств. данности предметы и ситуации в их целостности, которая не может быть представлена в виде суммы отд. элементов-ощущений. В частности, представителями гештальтпсихологии отмечалось, что эксперим. изучение О. в традиц. психофизике происходило в искусственно созданных, лабораторных условиях. Выделенные в когнитивной психологии и экологич. подходе к восприятию (см. Гибсон Дж. Дж.) единицы информации, из которой строится восприятие, в большинстве случаев не осознаются и не могут быть истолкованы в качестве О., как они понимались ранее в философии и психологии.
Целостность в психологии. Что это, определение, примеры, восприятие личности
Обновлено: 19.11.2022
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.
Предметность восприятия
Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы самого раннего возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование предметности восприятия связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним те или иные перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно, предметного отражения действительности.
Целостность
Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Целостность восприятия рассматривается в психологии как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому миру.
Константность восприятия
Относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому восприятие его величины неразрывно связано с восприятием удаленности, или наоборот.
Категориальность восприятия
Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.
Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.
- Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
- Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
- Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
- Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
- Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
- Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
- Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Понятие о восприятие
Восприятие дает человеку возможность более полно и разносторонне познавать окружающую действительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отражаются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и качествами.
На основе ощущений возникает впечатление о раздражителе, в процессе восприятия формируется образ предмета, который действует на органы чувств. Кроме того, ощущение возникает сразу же при действии раздражителя, восприятие предполагает активное взаимодействие субъекта с отражаемым объектом.
Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, выступающих составной частью образа объекта.
Образ — сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом.
Восприятие — отражение комплексного раздражителя, психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Уровни действия
Выделяются четыре уровня действия восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос: есть ли стимул? Следующий уровень восприятия — различение, в результате которого формируется перцептивный образ эталона.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Виды восприятия
В зависимости от того, в какой степени целенаправленной станет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано особенностями окружающих предметов и их соответствием интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели и волевой активности.
Преднамеренное восприятие регулируется задачей — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.
Важнейшие требования, которым должно удовлетворять наблюдение, — ясность задачи наблюдателя, планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играют дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Наблюдение — произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Наблюдательность — умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.
Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
Свойства восприятия
Одну и ту же информацию люди воспринимают субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п.
Восприятие (перцепция) — процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.
Виды восприятия: предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Целостность (предметность) — основное свойство восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а предметы. Каждый предмет имеет свои назначение, устройство и присущие только ему свойства и качества. Даже природные объекты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики, так как это система перцептивных действий, которыми следует овладеть.
Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источник константности восприятия — активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — приобретенное свойство.
Структурность восприятия: восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, если звучит музыка, мы слышим не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия тесно связана с мышлением, пониманием сущности предметов. Достигается благодаря тому, что органы чувств человека, посредством которых осуществляется перцепция, несут не только сенсорную, но и интеллектуальную нагрузку, позволяя человеку осуществлять разумную сенсорную деятельность в процессе познания и практических действиях.
Под влиянием предвзятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объекте не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психического состояния личности, называется апперцепцией.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарский психолог Г. Роршах (1884-1922) установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые, т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»
Общая психопатология
Ощущение, восприятие, представление
Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.
Ощущения условно можно разделить на:
- экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
- проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
- интероцептивные (сигналы от внутренних органов)
- модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.)
- интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
- длительность
- пространственная локализация
Синестезия («совместное чувство») — особенность чувственного познания, когда наряду со специфической для того или иного стимула модальностью ощущения возникают ощущения и других модальностей. Самый известный пример: цветной слух, т.е. способность вместе со звуками воспринимать определенные цвета. Сам по себе феномен синестезии не является патологией, считается, что он имеет важное значение для развития тонко дифференцированных процессов восприятия, особенно у музыкантов, художников, дегустаторов и пр.
Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.
Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).
Восприятие является сложным процессом, в котором задействованы многие сферы психической деятельности человека: внимание (необходимо для отделения объекта от фона), память (узнавание основано на хранящейся в памяти информации), мышление (например, выделение и сопоставление наиболее важных признаков), моторная сфера (например, «ощупывающие» движения глаз при рассматривании предметов и пр.
Способность к восприятию не является врожденной, процессы восприятия проходят последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни. Он постепенно учится рассматривать и различать окружающие его объекты, вслушиваться в звуки, запоминает образы и их обозначения и т.д. При этом «обучение» сложным аспектам восприятия может происходить не только у детей, но и у взрослых на протяжении всей жизни (например, становление дифференцированного восприятия оттенков вкуса у вин, звучания тонов сердца при аускультации и пр.). Как мы увидим далее, таким же постепенным, как и становление процессов восприятия, может быть и их распад при патологии соответствующих центров коры (см.
агнозии).Можно выделить восприятие:
- предметов и явлений (предметное восприятие)
- пространства
- движения
- времени
Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т.е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).
Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.
Каждый из нас может представить перед своим «мысленным взором» образ практически любого предмета или явления, с которым ему прежде приходилось часто встречаться, или пережить хотя бы однократную, но достаточно яркую и запоминающуюся встречу. Например, мы можем представить себе образ президента своей страны, машины любимой марки, самолета, представить звучание голоса известного актера и пр. В других случаях, задавшись соответствующей целью, мы можем вообразить себе какой-либо нереалистичный образ (например, человека со 100 руками), т.
На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.
Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).
Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.
Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).
Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т. е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.
Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:
- ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
- восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
- представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
- понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)
Первичная, субкортикальная обработка информации, поступающей от всех органов чувств (за исключением обоняния), происходит в таламусе (зрительном бугре). Дальнейшая обработка происходит в корковых центрах анализаторов — первичных (проекционных, проводящих оценку отдельных параметров объектов), вторичных (проводящих более сложный, комплексный анализ воспринимаемой информации) и третичных (ассоциативных, объединяющих информацию от разных анализаторов).
Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).
Дорсальный поток информации (канал «где?») необходим для оценки пространства, локализации в нем объекта, оценки его движения; эта информация определяет движения глаз, необходимые для целостного восприятия объекта.
Вентральный поток информации (канал «что?») связан с узнаванием объекта, предметным восприятием. При этом по мере «движения» информации от первичной зрительной коры (затылка) по вентральному потоку (к направлению полюса височной зоны) происходит все более дифференцированное восприятие предметов. В височной коре «хранятся» образы представлений всех предметов, на их основе и происходит узнавание.
Локализация этого «хранения» семантически организована (по смысловым категориям, т.е. предметы, относящиеся к одной категории, хранятся рядом).Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.
Читайте также:
- В России выявили 302 новых случая коронавируса
- Чешутся вены на ногах: лучшие мази от зуда при варикозе
- Как правильно поступить, когда не можешь принять решение?
- Перекись водорода против морщин на лице: очищение лица и борьба с возрастными изменениями
Ощущение — сенсорная обработка — содержание MCAT
Ощущение относится к нашей способности обнаруживать или ощущать физические качества окружающей среды.
Существует несколько типов порогов, включая сенсорные, абсолютные и разностные. Сенсорный порог — это самый слабый стимул, который организм может обнаружить при ощущении. Наиболее важным сенсорным порогом является абсолютный порог , который является наименьшим обнаруживаемым уровнем стимула . Каждое чувство имеет абсолютный порог. Абсолютный порог определяется как наименьшая интенсивность, при которой может быть обнаружен стимул (недавно теория обнаружения сигналов предложила более тонкое определение абсолютного порога: самая низкая интенсивность, при которой стимул будет определяться в течение определенного процента времени, часто 50%).
Минимальная величина изменения сенсорной стимуляции, необходимая для распознавания того, что изменение произошло, известна как порог различия или едва заметная разница (JND) . JND — это минимальная величина, на которую необходимо изменить интенсивность стимула, чтобы вызвать заметное изменение сенсорного опыта. Для многих сенсорных модальностей в широком диапазоне величин стимулов, достаточно далеких от верхнего и нижнего пределов восприятия, JND представляет собой фиксированную долю референтного сенсорного уровня, и поэтому отношение JND/референс примерно постоянно (т. е. JND – постоянная пропорция/процент от исходного уровня).
Известный как Закон Вебера , он гласит, что порог разницы пропорционален величине стимула, где ΔI — разница в пороге, а I — начальный стимул. Современные подходы к психофизике (раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физическими стимулами и психическими явлениями), включая теорию обнаружения сигналов, подразумевают, что наблюдаемая ДНС не является абсолютной величиной, а будет зависеть от ситуационных и мотивационных, а также факторы восприятия.
По своей сути, теория обнаружения сигнала утверждает, что обнаружение стимула зависит как от интенсивности стимула, так и от физического/психологического состояния человека. По сути, мы замечаем вещи в зависимости от того, насколько они сильны и насколько мы на них обращаем внимание.
Сенсорная адаптация происходит, когда наши органы чувств больше не воспринимают стимул из-за постоянного контакта с ним наших сенсорных рецепторов. Если вы когда-нибудь заходили в комнату, в которой пахнет ужасным запахом, но через несколько минут понимали, что уже почти не замечаете его, значит, у вас произошла сенсорная адаптация. Как и пороги, адаптация может происходить с любым смыслом, будь то забывание того, что радио включено во время работы, или не замечание того, что вода в бассейне холодная после того, как вы какое-то время плавали.
Сенсорное восприятие сложно и включает множество различных систем мозга и тела. Может даже иметь место сенсорное взаимодействие , при котором одна сенсорная модальность влияет на другую (например, необходимость выключить музыку в машине, чтобы лучше видеть дорожные знаки).
Практические вопросы
Академия Хана
Соматосенсорные эффекты компрессионного ящика Темпл Грандин на гиперчувствительность
Официальная подготовка MCAT (AAMC)
Официальное руководство P/S Секция Вопрос 29
Секция Банка P/S Раздел Вопрос 81
Практический экзамен 3 P/S.
• Сенсорные пороги – это точка, при которой раздражитель вызывает ощущение у человека. Закон Вебера связывает изменение интенсивности раздражителя с его способностью достигать порогового значения.
• Сенсорная адаптация может иметь место, когда организм не воспринимает стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительного времени.
Ключевые термины
Сенсорный порог : Точка, при которой раздражитель вызывает ощущение у человека; ниже сенсорного порога ощущения не будет.
Абсолютный порог : Вещь или событие, вызывающее специфическую функциональную реакцию в органе или ткани.
Только что заметная разница (JND) : количество чего-то, что должно быть изменено, чтобы разница была заметной, обнаруживаемой по крайней мере в половине случаев.
Раздражитель : Все, что эффективно воздействует на любой из сенсорных аппаратов живого организма, включая физические явления как внутренние, так и внешние по отношению к телу.
Ощущение : Психический процесс (такой как зрение, слух или обоняние), возникающий в результате непосредственной внешней стимуляции органа чувств, часто отличающийся от сознательного осознания сенсорного процесса.
Сенсорная адаптация : Процесс, при котором происходят изменения чувствительности сенсорных рецепторов по отношению к раздражителю.
Закон Вебера : Порог различия пропорционален величине стимула.
Психофизика: Раздел психологии, изучающий отношения между физическими раздражителями и психическими явлениями.
Теория обнаружения сигнала : Обнаружение стимула зависит как от интенсивности стимула, так и от физического/психологического состояния человека.
Сенсорное взаимодействие: явление, при котором одна сенсорная модальность (например, слух) влияет на другую (например, зрение)
Разница между ощущением и чувством
Опубликовано Admin
Ключевое различие — ощущение и чувство Ощущение относится к процессу, в котором информация воспринимается и интерпретируется человеческим мозгом с помощью сенсорных систем. Чувство, с другой стороны, относится к эмоциональному состоянию или реакции. Как вы можете заметить, одно из самых явных различий между ощущениями и чувствами заключается в том, что ощущения в основном внешние, в отличие от чувств, которые в основном внутренние . Ощущение является результатом внешнего раздражителя, а чувство — нет.Что такое ощущение?
Ощущение относится к процессу, в котором информация воспринимается и интерпретируется человеческим мозгом. Чтобы воспринимать информацию, человеческое тело оснащено пятью органами чувств. Они известны как сенсорные системы. Это зрение, обоняние, слух, осязание и вкус. И эти чувства позволяют нам ощущать окружающую нас среду и наслаждаться ею.
Например, представьте, что вы находитесь в красивом парке. Вы чувствуете солнце на своей коже, ароматный запах цветов, ветер в волосах и видите красоту вокруг себя. Именно ощущения позволяют насладиться этим великолепным видом. Каждая сенсорная система работает, чтобы передать информацию в ваш мозг, чтобы вы могли наслаждаться видом. Для передачи информации сенсорные системы состоят из сенсорных рецепторов. Эти рецепторы способны идентифицировать раздражители и преобразовывать их в электрохимические нервные импульсы, которые могут быть интерпретированы мозгом.
Что такое чувство?
Чувство можно понимать просто как эмоциональное состояние. Это происходит от глагола чувствовать. Чувства могут быть самыми разнообразными: от любви, счастья, удовлетворения до гнева, горечи и даже ярости. Они предупреждают нас о том, что мы чувствуем. Если человек чувствует себя подавленным, это чувство заставляет нас осознать наше положение. Чувства связаны со многими аспектами, такими как наши эмоции, мысли, настроение и даже ощущения. Психологи считают, что чувства часто очень субъективны. На них могут влиять воспоминания, личный опыт и убеждения людей.
Чувства можно понимать как психические переживания состояний тела. Они возникают, когда человеческий мозг пытается интерпретировать эмоции. Чувства обычно длятся более длительный период времени и могут быть вызваны эмоциями. Чувства обычно играют огромную роль в том, как люди ведут себя и взаимодействуют с окружающим миром.
В чем разница между ощущением и чувством?
Определения ощущений и ощущений:
Ощущение: Ощущение относится к процессу, в котором информация воспринимается и интерпретируется человеческим мозгом с помощью сенсорных систем.