Наука: Конрад Лоренц и национал-социализм
Ирина Лагунина: Сегодня в научной рубрике нашей программы, продолжая рассказ об изучении поведения, мы затронем один из самых трагических эпизодов в истории европейской науки — когда часть биологов, психологов, генетиков связали свои научные воззрения с идеологией нацизма. Среди ученых, пожелавших стать членом национал-социалистической партии, оказался и основатель этологии Конрад Лоренц. Подробнее об этом рассказывает научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Елена Гороховская. С ней беседуют Ольга Орлова и Александр Марков.
Ольга Орлова: Елена, до сих пор вы рассказывали о наблюдении Лоренца за животными. Но ведь современная этология изучает поведение всех живых существ, и взгляды Лоренца, связанные с поведением человека, сыграли драматическую роль в его собственной судьбе.
Елена Гроховская: История оказалась очень сложной.
Ольга Орлова: А что в России происходило с этологией в это время?
Елена Гроховская: Конечно, с этологией не только в России, хотя это было, пожалуй, наиболее светлое время, потому что уже выступили против этологии прежде всего американские сравнительные психологи, как они себя называли. И проблема была в том, что Лоренц оказался, его биография связана с национал-социализмом. Поскольку действительно даже вне зависимости от этого представления о наследственности поведения в том числе, он уже имел идеологическую, философскую, оценочную какую-то окраску, началась резкая дискуссия.
Александр Марков: Когда началась?
Елена Гроховская: Она началась фактически сразу после этой конференции 49 года, разразилась сильно после того, как в 53 году Дениэл Лермон, американский сравнительный психолог, опубликовал статью, посвященную резкой критике Лоренца.
Александр Марков: А что, Лоренц действительно был связан с фашистами?
Елена Гроховская: Дело в том, что он был как большинство биологов Третьего рейха членом Национал-социалистической рабочей партии. Толком до сих пор не выяснили, был ли он полностью или так называемым кандидатом. Получилось, что он ни разу взносы не платил. Это все детали. Но он добровольно написал тут же после аншлюса заявление, и он считал, что действительно эта политическая партия несет большую социальную пользу и для науки в том числе. Он был в этом убежден, как очень многие его коллеги, 80% австрийцев.
Ольга Орлова: А известно, изменил ли он свои взгляды после Второй мировой войны? Что вообще известно о его идеологически воззрениях?
Елена Гроховская: Понимаете, история очень сложная. Потому что мы Второй мировой войны, после всех ужасов, мы себе думаем, как вообще можно было, вроде человек приличный, порядочный в самых разных отношениях, вообще харизматически невероятный. Кстати, человек, у которого в друзьях всегда были куча евреев. И есть разные обвинения. Главное, что он написал несколько статей, в которых не просто хвалебные слова были в адрес национал-социализма. То, что он был членом партии – это было не самое страшное. Можно вспомнить, сколько у нас было членов коммунистической партии по самым разным причинам. А дело в том, что он очень увлекался евгеникой, он был просто фанатом этого дела и остался до конца жизни.
Ольга Орлова: А те, кто обладали плохой, не вступали в брак вообще.
Елена Гроховская: Да, например, может быть делать стерилизацию, в том числе насильственно, может быть как-то изолировать тех, у кого совсем плохо. И определенные законы были приняты еще до Третьего рейха, они были приняты в США, и отменен закон по насильственной стерилизации, например, преступников только в середине 60 годов в США. Там не было тех масштабов, которые были и в том контексте жутком, в котором это было в Третьем рейхе, но тем не менее. Идеи евгеники были очень распространены. Его отец-врач был полностью на стороне. Отец Лоренца был знаменитый хирург, ортопед, которого выдвигали даже на Нобелевскую премию. Он считал, что требуется принудительная стерилизация в тех случаях, когда дело заходит об очень серьезных отклонениях. Вообще люди, независимо от их взглядов идеологических, политических и этнической принадлежности, например, были ученые, если уж сейчас сравнивать с тем, что происходило во Вторую мировую войну, в том числе евреи биологи, генетики, которые считали, что необходимы такие меры. Конечно, мы понимаем, насколько все сейчас научены, я имею в виду в целом человечество, горьким опытом. А Лоренц считал, что идут очень серьезные процессы деградации определенной части населения немецкого.
Александр Марков: Как раз из его теории следовало, что поведение в значительной мере врожденное.
Елена Гроховская: Дело в том, что от того, что поведение в значительной мере врожденное и то, что идет деградация, и тем более, какие меры здесь надо принимать, здесь дистанция огромная.
Александр Марков: Но, по крайней мере, отбор по поведению будет эффективен.
Елена Гроховская: Да. Дело в том, что знаменитый антрополог Малиновский в одной из статей написал: слово «инстинкт» было в Третьем рейхе в результате скомпрометировано, потому что имело идеологический характер. Тот, кто верит в существование инстинкта — фашист. Это уже после войны об этом писал. То есть вы понимаете, насколько вообще человек, который выдвинул теорию инстинктивного поведения, который, вообще говоря, с точки зрения любого зоолога совершенно нормально, естественно, насколько это вошло в такой тяжелый контекст.
Он выдвинул этот контекст о том, что в человечестве идет процесс демистикации, то есть вырождения по типу того, что происходит с домашними животными. Правда, потом в течение войны он свои взгляды несколько поменял. Он человек очень эмоциональный, темпераментный, увлекающийся — это очень хорошо видно. Мощная совершенно энергия. И он быстро меняет, причем меняет не потому, что его кто-то критиковал с точки зрения национал-социализма, нет, что вот этот процесс, когда идет расшатывание жесткой инстинктивной структуры, он был необходим для того, чтобы возник человек разумный в процессе антропогенеза. Это было совершенно необходимо.
Александр Марков: Расшатывание — это то, что происходит при одомашнивании обычно. Хвост колечком, ушки висят, добрый нрав. Врожденная программа поведения расшатывается.
Елена Гроховская: Но у него были другие: слишком большое обжорство, например, не стройная фигура, а обрюзгшая. Там были примеры в том числе домашней скотины, свиней. Он себя, кстати, в качестве примера приводил, потому что он был склонен к полноте, очень любил поесть. Гипертрофия определенных инстинктов и наоборот уменьшение проявления каких-то инстинктов более сложных и более тонких, более простые, например, инстинкт, связанный с сексуальным поведением, простое спаривание. Они неразборчивы, домашние животные в этом. А вот тем, диким надо долго ухаживать, чтобы подобрать себе партнера и так далее. Вот пример демистикации, вернее, самодемистикации человека. У него дальше все это несколько менялось. Хотя он считал, что вредные эффекты демистикации тоже остаются. Он и после войны об этом писал, только без национал-социализма.
Ольга Орлова: А как же дальше развивались идеи Лоренца после того, как его обвинили в 53 году?
Елена Гроховская: Никаких обвинений такого рода там не было. Там было чистая научная полемика. Хотя прорывалось что-то такое насчет его прошлого. Но поскольку слишком мало было известно, и он старался сам, естественно, ничего про это не говорить, то всерьез все разразилось после новости о присуждении ему Нобелевской премии. Вот тут-то и началось. К тому времени и до того довольно многие из его коллег, в том числе которые хорошо к нему относились, они знали эти статьи, они их читали.
СУКИНЫ ВНУКИ – Огонек № 50 (4778) от 22.12.2002
151 3 мин. …
Шведские ученые установили, что все современные собаки — потомки нескольких волчиц, живших когда-то в Восточной Азии.
Основатель этологии (науки о поведении животных) австрийский зоолог Конрад Лоренц считал, что некоторые породы собак произошли от волка, а некоторые — от шакала. В этом мнении он укрепился, исследуя поведение своих домашних псов, часть которых он относил к «волчьим», а часть — к «шакальим». «Волчьи» собаки рано выбирают себе хозяина и остаются ему верны пожизненно, при этом ведут себя очень свободно и независимо. Примером среди наших пород могут служить лайка, кавказская и среднеазиатская овчарки, из более экзотических — чау-чау. «Шакальи» собаки инфантильны и зависимы, при этом их можно отдать, подарить — их это не слишком угнетает. Это та самая собачка, которая «до старости щенок», хотя вопреки пословице она может быть совсем не маленькой — дог например. Таковы же охотничьи породы, в частности спаниель и сеттер, которые пойдут за человеком с ружьем куда угодно. Их детский эгоцентризм приводит к тому, что их легко потерять или украсть.
Все это, казалось бы, подтверждает теорию двух линий происхождения домашней собаки. Но окончательное решение проблемы оставалось все-таки за генетиками. И вот наконец шведские ученые предъявили обществу свой вердикт: все современные собаки — от чихуахуа до сенбернара — произошли от волка. Более того, все они потомки нескольких волчиц, живших в Восточной Азии около 15 тысяч лет назад.
Авторы исследования проанализировали генетический материал, взятый из шерсти собак более 500 пород со всего мира. Оказалось, что генофонд всех изученных пород можно представить как один и тот же набор, утративший некоторые — в каждом случае свои — варианты генов. (Это похоже на записки из бутылки в «Детях капитана Гранта»: три экземпляра одного и того же текста, в каждом из которых вода смыла разные слова.) У восточноазиатских собак набор генов разнообразнее и полнее, чем у любых других, что наводит на мысль о близости их к исходной форме. До сих пор ученые, следуя археологическим находкам (самая старая из которых — 12-тысячелетняя собачья челюсть из Израиля), «выводили» домашнюю собаку с Ближнего Востока.
«Получается, что собаки сформировались в Восточной Азии и оттуда расселились по всему миру», — говорит старший научный сотрудник Шведского королевского технологического института Питер Саволайнен. Главную причину ошеломляющего разнообразия собачьих пород он видит в том, что выведение их в Европе Нового времени стало самоцелью. Но все характерные черты мексиканской голой собаки, австралийского динго или найденной в египетских пирамидах борзой содержались в генах нескольких древних псов, похожих друг на друга и на своих диких предков.
Четырехлетнее исследование собачьей генетики, результаты которого Саволайнен и коллеги изложили в двух статьях в журнале Science, включало в себя изучение митохондриальной ДНК. По мнению ученого, нынешние собаки несут в себе гены по меньшей мере пяти волчиц.
Новые исследования показывают, что и древние индейские псы, чьи останки найдены в Южной Америке и на Аляске, тоже происходят из Восточной Азии и пришли вместе с людьми через Берингов пролив около 14 тысяч лет назад. Увы, в нынешних американских собаках нет и следа этих пород. «Очевидно, современные собаки Америки происходят от собак, завезенных европейцами», — говорит Карлес Вила из Уппсальского университета, изучавший останки четвероногих аборигенов.
Собака считается первым домашним животным, но почему люди однажды приручили волков, остается неизвестным. Теорий на этот счет выдвигалось множество, от весьма экстравагантных — что их разводили ради еды, до более-менее правдоподобных — что они подбирали отбросы вокруг поселений человека, а позже «переквалифицировались» в овчарок. Некоторые ученые полагают, что этот вопрос так и останется без ответа. Наиболее вероятным выглядит предположение, что никто никого намеренно не приручал. Племена древних людей и волчьи стаи ходили за одними и теми же стадами копытных. Те и другие подбирали павших животных, отбивали от стада слабых и детенышей, с готовностью подъедали друг за другом. При этом люди были активны в основном днем, а волки — ночью, что делало их друг для друга не столько конкурентами, сколько компаньонами. Те и другие считали стадо и территорию его кочевок своим достоянием и защищали его от себе подобных, опираясь при этом на помощь четвероногих «совладельцев». И сами не заметили, как стали ощущать себя единой стаей.
Наталья ЖУКОВА
В материале использованы фотографии: Reuters
Три первых наблюдателя за поведением животных | Спасение Земли
В 1973 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена трем первооткрывателям новой науки — этологии, изучающей поведение животных. Это были два австрийца, Карл фон Фриш и Конрад Лоренц, и британский исследователь голландского происхождения Николаас (Нико) Тинберген. Все трое были проницательными наблюдателями, которые, благодаря обширному полевому опыту, стремились определить закономерности и мотивы в поведении животных.
В пресс-релизе Каролинского института, объявляющем о присуждении премий, говорится, что «в первые десятилетия этого века исследования поведения животных были на пути к тому, чтобы зайти в тупик. Виталисты верили в инстинкты как в мистические, мудрые и необъяснимые силы, присущие организму, управляющие поведением индивидуума. С другой стороны, рефлексологи интерпретировали поведение односторонним механическим способом, а бихевиористы занимались обучением как объяснением всех поведенческих вариаций. Выход из этой дилеммы указали исследователи, сосредоточившие внимание на выживаемости различных паттернов поведения в своих исследованиях видовых различий. Модели поведения становятся объяснимыми, если интерпретировать их как результат естественного отбора, аналогичного анатомическим и физиологическим характеристикам. Лауреаты премии этого года занимают уникальное положение в этой области. Они являются наиболее выдающимися основателями новой науки, называемой «сравнительным изучением поведения» или «этологией» (от ethos = привычка, манера). Их первые открытия были сделаны на насекомых, рыбах и птицах, но основные принципы оказались применимыми и к млекопитающим, включая человека».
Презентационная речь завершилась: «Согласно старой басне, которую процитировал один из вас, царь Соломон был владельцем кольца, обладавшего мистической силой, давшей ему дар понимать язык животных. Вы были преемниками царя Соломона в том отношении, что смогли расшифровать информацию, которую животные передают друг другу, а также разъяснить нам значение их поведения. Ваша способность находить общие правила, лежащие в основе запутанного многообразия поведения животных, заставляет нас иногда думать, что кольцо царя Соломона действительно было доступно и вам. Но мы знаем, что вы работали эмпирическим путем, собирая данные и интерпретируя их в соответствии с жесткими научными правилами.
Помимо ценности сами по себе, ваши открытия оказали далеко идущее влияние на такие медицинские дисциплины, как социальная медицина, психиатрия и психосоматика. По этой причине это вполне соответствовало духу воли Альфреда Нобеля, когда медицинский факультет Каролинского института присудил вам в этом году Нобелевскую премию».
Britannica следуют краткие биографии трех нобелевских лауреатов, а также краткий список работ трех мужчин. Эти книги, богатые анекдотами и наблюдениями, рекомендуются всем читателям, желающим исследовать бесконечно увлекательную область поведения животных.
(род. 20 ноября 1886 г., Вена, Австрия — ум. 12 июня 1982 г. , Мюнхен, Западная Германия), зоолог, чьи исследования коммуникации между пчелами значительно расширили знания о химических и визуальных сенсорах пчел. насекомые. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1973 года с исследователями поведения животных Конрадом Лоренцем и Николаасом Тинбергеном.
Фриш получил докторскую степень. из Мюнхенского университета в 1910 году. Он был назначен директором Зоологического института Ростокского университета в 1921, а в 1923 году он занял аналогичную должность в университете Бреслау. В 1925 году Фриш вернулся в Мюнхенский университет, где основал Зоологический институт. Когда это учреждение было разрушено во время Второй мировой войны, он поступил на работу в Университет Граца в Австрии, но вернулся в Мюнхен в 1950 году, оставаясь там до выхода на пенсию в 1958 году. различать цветовые и яркостные различия. Позже он также доказал, что острота слуха и способность различать звуки у рыб выше, чем у людей.
Однако больше всего Фриш известен своими исследованиями пчел. В 1919 году он продемонстрировал, что их можно научить различать различные вкусы и запахи. Он обнаружил, что, хотя их обоняние похоже на человеческое, их чувство вкуса не так сильно развито. Он также заметил, что оно не ограничивается качеством сладости. Он обнаружил, что пчелы сообщают расстояние и направление кормовой базы другим членам колонии двумя типами ритмичных движений или танцев: кружением и вилянием. Круговой танец указывает на то, что пища находится в пределах 75 м (около 250 футов) от улья, а виляющий танец указывает на большее расстояние.
В 1949 году Фриш установил, что пчелы благодаря своему восприятию поляризованного света используют Солнце в качестве компаса. Он также обнаружил, что они способны использовать этот метод ориентации, когда Солнце не видно, по-видимому, помня образцы поляризации, представленные небом в разное время дня, и расположение ранее встреченных ориентиров.
(род. 7 ноября 1903, Вена, Австрия — ум. 27 февраля 1989, Альтенбург), австрийский зоолог, основоположник современной этологии, изучающей поведение животных сравнительно-зоологическими методами. Его идеи способствовали пониманию того, как поведенческие модели можно проследить до эволюционного прошлого, и он также был известен своей работой над корнями агрессии. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1973 с исследователями поведения животных Карлом фон Фришем и Николаасом Тинбергеном.
Лоренц был сыном хирурга-ортопеда. Он проявлял интерес к животным в раннем возрасте и держал животных разных видов — рыб, птиц, обезьян, собак, кошек и кроликов, — многих из которых он привозил домой из своих детских экскурсий. Еще будучи молодым, он ухаживал за больными животными из близлежащего зоопарка Шенбруннер. Он также вел подробные записи о поведении птиц в виде дневников.
В 19В 22 года, после окончания средней школы, он последовал желанию отца изучать медицину и провел два семестра в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он вернулся в Вену, чтобы учиться.
Во время своих медицинских исследований Лоренц продолжал подробно наблюдать за поведением животных; дневник о галке, который он вел, был опубликован в 1927 году в престижном журнале Journal für Ornithologie . Он получил степень доктора медицины в Венском университете в 1928 году и был удостоен степени доктора философии. степень по зоологии в 1933. Ободренный положительным откликом на его научную работу, Лоренц основал колонии птиц, таких как галка и серый гусь, опубликовал серию исследовательских работ о своих наблюдениях за ними и вскоре приобрел международную известность.
В 1935 году Лоренц описал процесс обучения молодых утят и гусят. Он заметил, что на определенной критической стадии вскоре после вылупления они учатся следовать за настоящими или приемными родителями. Процесс, называемый импринтингом, включает визуальные и слуховые стимулы от родительского объекта; они вызывают у молодых людей следующую реакцию, которая влияет на их последующее взрослое поведение. Лоренц продемонстрировал это явление, появляясь перед только что вылупившимися утятами кряквы и имитируя кряканье матери-утки, после чего молодые птицы считали его своей матерью и соответственно следовали за ним.
В 1936 году было основано Немецкое общество психологии животных. В следующем году Лоренц стал соредактором нового Zeitschrift für Tierpsychologie , который стал ведущим журналом по этологии. В том же 1937 году он был назначен лектором сравнительной анатомии и психологии животных в Венском университете. С 1940 по 1942 год он был профессором и заведующим кафедрой общей психологии в Альбертовском университете в Кенигсберге, Германия (ныне Калининград, Россия).
С 1942 по 1944 год служил врачом в немецкой армии и попал в плен в Советском Союзе. Он вернулся в Австрию в 1948 г. и с 1949 по 1951 г. возглавлял Институт сравнительной этологии в Альтенберге. В 1950 г. он основал отдел сравнительной этологии в Институте Макса Планка в Бюльдерне, Вестфалия, став содиректором Института в 1954 г. С 1961 по 1951 гг. В 1973 году он занимал должность директора Института физиологии поведения Макса Планка в Зеевизене. В 1973 Лоренц вместе с Фришем и Тинбергеном были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытия, касающиеся моделей поведения животных. В том же году Лоренц стал директором отдела социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге.
Ранние научные работы Лоренца касались природы инстинктивных поведенческих актов, особенно того, как такие акты возникают, и источника нервной энергии для их выполнения. Он также исследовал, как поведение может быть результатом двух или более основных влечений, которые активируются одновременно у животного. Работая с Тинбергеном из Нидерландов, Лоренц показал, что различные формы поведения гармонизируются в одной последовательности действий.
Концепции Лоренца продвинули современное научное понимание того, как модели поведения развиваются у вида, особенно в отношении роли, которую играют экологические факторы, и адаптивного значения поведения для выживания вида. Он предположил, что виды животных генетически сконструированы таким образом, чтобы усваивать определенные виды информации, которые важны для выживания вида. Его идеи также пролили свет на то, как модели поведения развиваются и созревают в течение жизни отдельного организма.
В конце своей карьеры Лоренц применил свои идеи к поведению людей как представителей социального вида, приложение с противоречивыми философскими и социологическими последствиями. В популярной книге « Das sogenannte Böse » (1963; «Об агрессии ») он утверждал, что боевые действия и воинственное поведение человека имеют врожденную основу, но могут быть изменены в зависимости от окружающей среды путем правильного понимания и обеспечения основных инстинктивных потребностей. людей. Он заметил, что бои у низших животных имеют положительную функцию выживания, например, рассеивание конкурентов и сохранение территории. Воинственные наклонности у людей также могут быть ритуализированы в социально полезные модели поведения. В другой работе Die Rückseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens (1973; Behind the Mirror: A Search for a Natural History of Human Knowledge ), Лоренц исследовал природу человеческого мышления и интеллекта и приписал проблемы современной цивилизации в основном ограничения, которые выявило его исследование.
— Экхард Х. Гесс
(род. 15 апреля 1907 г., Гаага, Нетания — ум. 21 декабря 1988 г., Оксфорд, Англия), британский зоолог и этолог голландского происхождения (специалист по животным поведения), который вместе с Конрадом Лоренцем и Карлом фон Фришем получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1973.
Тинберген был братом экономиста Яна Тинбергена. После получения докторской степени. получил степень (1932 г.) в Лейденском университете, где он преподавал до 1949 г. Затем он работал на факультете Оксфордского университета (1949–74 гг.), где организовал отдел исследований поведения животных. Он стал гражданином Великобритании в 1955 году.
Вместе с Лоренцем и Фришем Тинбергену приписывают возрождение науки этологии. Их упор был сделан на полевые наблюдения за животными в естественных условиях. Тинберген подчеркивал важность как инстинктивного, так и приобретенного поведения для выживания и использовал поведение животных в качестве основы для размышлений о природе человеческого насилия и агрессии. Он особенно известен своими многолетними наблюдениями за чайками, которые привели к важным обобщениям в отношении ухаживания и брачного поведения.
Среди его наиболее важных работ: Мир серебристой чайки (1953; исправленное издание 1961), Социальное поведение животных (1953) и Поведение животных (1965). Возможно, его самая влиятельная работа — «Изучение инстинкта » (1951), в которой исследуется работа европейской этологической школы того времени и делается попытка синтеза с американской этологией. В 1970-х годах Тинберген посвятил свое время изучению детского аутизма.
Карл фон Фриш
Танцующие пчелы: рассказ о жизни и чувствах медоносных пчел
Конрад Лоренц
Кольцо царя Соломона: новый взгляд на пути животных
от Nikolaas Tinbergen
Изучение инстинкта
Любопытных натуралистов
Конрад Лоренц — Энциклопедия Нового Мира
Конрад Закариас Лоренц (ноябрь 7, 70002 Конрад Зэхариас Лоренц (ноябрь 7, 70002 . 03 — 27 февраля 1989) — австрийский зоолог, зоопсихолог и орнитолог. Он считается одним из основоположников современной этологии. Лоренц изучал инстинктивное поведение животных, особенно серых гусей и галок. Работая с гусями, он заново открыл принцип импринтинга (первоначально описанный Дугласом Сполдингом в девятнадцатом веке) в поведении гнездокрылых птиц. Лоренц был близким соратником Нико Тинбергена, и вместе с Карлом фон Фришем все трое были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1919 году.73.
Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Работа
- 3 Видение человечества Лоренцом
- 4 Наследие
- 5 публикаций
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Наиболее устойчивый вклад Лоренца включает его работу над инстинктами, особенно импринтингом; его влияние на молодое поколение этологов; его методы проведения исследований с животными без жестокости; и его популярные работы, которые сыграли огромную роль в привлечении внимания широкой публики к этологии. Лоренц считал, что человечество отличается от животных тем, что мы преодолели свои инстинкты и свободны от ограничений окружающей среды, свободны действовать как во благо, так и во зло. Он признавал, что такая свобода требует ответственности, чтобы ее приручить, если мы не хотим разрушить себя и свой мир. Таким образом, его последним вкладом может быть предупреждение о том, что наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкивается человечество сегодня, носят моральный и этический характер.
Жизнь
Конрад Захариас Лоренц родился в Альтенберге, недалеко от Вены, Австрия, 7 ноября 1903 года в семье Адольфа Лоренца и Эммы Лехер Лоренц, врачей. Всегда увлекаясь животными, он держал дома зверинец.
Однако его отец настоял на том, чтобы он стал врачом, и поэтому Конрад Лоренц в 1922 году начал доврачебную программу в Колумбийском университете. Он вернулся в Вену в 1923 г., чтобы продолжить обучение в Венском университете до 1928 г. Конрад Лоренц получил степень доктора медицины в 1919 г. 28. За год до этого он женился на Маргарете Гебхарт, тоже докторе. Затем, учась в Анатомическом институте Фердинанда Хохштеттера при университете, он получил докторскую степень по зоологии в 1933 году.
В ранний период своей жизни он выдвинул множество своих гипотез о поведении животных, таких как импринтинг, «врожденный механизм высвобождения» и «фиксированные паттерны действий». После работы ассистентом в Анатомическом институте Лоренц был приват-доцентом (неоплачиваемый инструктор) в Венском университете с 1937 по 1940 год.
В 1930-е годы Лоренц заложил основные теоретические основы классической этологии. Его основное понимание, которым он поделился с предшественниками и учителями, заключалось в том, что некоторые инстинктивные паттерны поведения зафиксированы по форме и так же характерны для видов, как и для органов. Лоренц планировал проанализировать инстинктивное поведение, используя сравнительные методы. Именно в этот период он познакомился и завязал тесные личные и рабочие отношения с Нико Тинбергеном.
Лоренц вступил в нацистскую партию в 1938 и принял кафедру университета при нацистском режиме. В своем заявлении о вступлении в нацистскую партию в 1938 году он писал: «Я могу сказать, что вся моя научная работа посвящена идеям национал-социалистов». Его публикации в то время привели в последующие годы к утверждениям, что его научная работа была заражена симпатиями к нацистам: его опубликованные работы в период нацизма включали поддержку нацистских идей «расовой гигиены», выраженную в псевдонаучных метафорах.
В 1940 году Лоренц стал профессором психологии в Университете Иммануила Канта в Кенигсберге (позже российский порт Калининград). В 1941 году его призвали в Вермахт. Он хотел стать механиком мотоциклов, но вместо этого был назначен медиком. Направленный на фронт под Витебск в 1942 году, он был взят в качестве военнопленного в Советский Союз, где работал с врачами в различных лагерях с 1944 по 1948 год. В это время он наблюдал параллели между психологическими эффектами нацистского и марксистского образования. .
Общество Макса Планка учредило Институт поведенческой физиологии Лоренца в Бюлдерне, Германия, в 1950 году. В 1958 году Лоренц перешел в Институт поведенческой физиологии Макса Планка в Зеевизене. В 1969 году он стал первым обладателем Prix mondial Cino Del Duca. Лоренц ушел из Института Макса Планка в 1973 году, но продолжал исследования и публикации в Альтенберге (дом его семьи недалеко от Вены) и Грюнау-им-Альмталь в Австрии.
Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1973 года «за открытия в моделях индивидуального и социального поведения» с двумя другими важными ранними этологами, Николаасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем. Принимая Нобелевскую премию, он извинился за 1940 публикации, в которой содержались нацистские взгляды на науку, в которой говорилось, что «многие весьма порядочные ученые, как и я, надеялись на короткое время навсегда от национал-социализма, и многие быстро отвернулись от него с таким же ужасом, как и я». Весьма вероятно, что идеи Лоренца о наследственной основе моделей поведения были близки нацистским властям, но нет никаких доказательств того, что его экспериментальная работа была либо вдохновлена, либо искажена нацистскими идеями.
В последние годы своей жизни Лоренц поддерживал молодую Австрийскую партию зеленых, а в 1984 стал номинальным главой Konrad Lorenz Volksbegehren, массового движения, которое было сформировано, чтобы предотвратить строительство электростанции на Дунае недалеко от Хайнбурга-ан-дер-Донау и, таким образом, уничтожение еще нетронутого леса, окружающего запланированное место.
Конрад Лоренц умер 27 февраля 1989 года в Альтенберге.
Работа
В нескольких основополагающих статьях Лоренц изложил теоретические вопросы, выводы, методы исследования и нерешенные проблемы этологии. Методы Лоренца всегда были традиционными. Он никогда не проводил формальных экспериментов, и его описательные наблюдения часто были анекдотичными. Он привел в ярость своих более традиционных коллег, сказав: «Если у меня есть один хороший пример, мне наплевать на статистику». Под этим он имел в виду, что если он видел, как животное делает что-то поразительное, ему не нужно было видеть множество других животных, делающих то же самое, чтобы подтвердить то, что он уже знал.
Поведение серого гуся по перекатыванию яиц является широко цитируемым примером модели фиксированного действия , одной из ключевых концепций, используемых этологами для объяснения поведения животных.
Сравнительное изучение поведения и обучения человека и животных было доминирующей темой всей работы Лоренца. Он любил животных и держал огромное их количество, включая галок, гусей, собак и рыб. Он утверждал, что к аппарату восприятия и познания можно относиться так же, как и к другим органам, развившимся в связи с окружающей средой. Таким образом можно объяснить даже «предрасположенность к обучению», имеющую решающее значение для выживания. Эволюционная психология и социобиология относятся к числу современных разработок, основанных на этих основах.
Конрад Лоренц открыл несколько концепций, которые до сих пор используются в современных науках о поведении:
- Фиксированный паттерн действия — унаследованный характерный, относительно сложный паттерн движения, общий для всех представителей вида;
- Запускающий или знаковый раздражитель — особый раздражитель окружающей среды, восприятия которого достаточно, чтобы вызвать выполнение фиксированного паттерна действия;
- Импринтинг, быстрая, довольно стабильная форма обучения, при которой ранний опыт социального животного влияет на его более позднее социальное или сексуальное поведение, по-видимому, без необходимости подкрепления.
Семейство серых гусей. Гусята запечатлеваются на первом подходящем движущемся объекте, в данном случае на своих родителях, и следуют за ними, постоянно имитируя их поведение.
Его учение об импринтинге до сих пор находится в центре внимания исследователей. Сыновний импринтинг, когда молодое животное распознает характеристики своего родителя, был впервые отмечен биологом Дугласом Сполдингом в девятнадцатом веке и заново открыт ранним этологом Оскаром Хейнротом, учителем Лоренца. Это явление наиболее очевидно у птиц-гнездокрылых (которые покидают гнездо вскоре после вылупления) и рептилий. Лоренц продемонстрировал, как вылупившиеся в инкубаторе гуси запечатлевали первый подходящий движущийся стимул, который они видели, в течение того, что он назвал «критическим периодом» около 36 часов вскоре после вылупления. Присутствуя с гусятами во время их вылупления, Лоренц обнаружил, что гусята отпечатываются на нем. В результате этого его часто изображают преследуемым стаей гусей, запечатлевшихся на нем.
Лоренц всегда считал, что человечество находится в опасности из-за якобы пагубного воздействия цивилизации. Он выдвинул гипотезу о различных причинах этих эффектов, успешно постулировав расовую дегенерацию, необузданную агрессию и ухудшение состояния окружающей среды на протяжении своей карьеры. В своей книге «Об агрессии » (1966) Лоренц утверждал, что внутривидовая агрессия, обычно являющаяся адаптивным явлением у животных, стала смертельно опасной для людей, потому что наша разработка нового оружия, способного убивать на расстоянии (которое превзошло наши врожденные запреты на убийство). ). По словам Лоренца, агрессия связана с накопленной инстинктивной энергией и нуждается в разрядке. Затем следует рефрактерная фаза для накопления энергии, которая была смыта, подобно смыву и наполнению унитаза. Этот подход спровоцировал международную дискуссию о биологических основах человеческого поведения.
Конрад Лоренц также внес свой вклад в философию. В своей книге «За зеркалом » Лоренц рассматривает старый философский вопрос о том, правильно ли наши чувства информируют нас о мире таким, какой он есть, или предоставляют нам только иллюзию. Его ответ исходит из эволюционной биологии. Передаются только те черты, которые помогают нам выживать и размножаться. Если бы наши чувства давали нам неправильную информацию об окружающей среде, мы бы скоро вымерли. Поэтому мы можем быть уверены, что наши чувства дают нам правильную информацию, иначе мы не были бы здесь обманутыми.
Видение человечества Лоренцом
В своей книге Восемь смертных грехов цивилизованного человека Лоренц обратился к следующему парадоксу:
Все преимущества, которые человек получил благодаря своему постоянно углубляющемуся пониманию окружающего его мира природы, его технологическому, химическому и медицинскому прогрессу, которые, казалось бы, облегчают человеческие страдания… вместо этого способствуют уничтожению человечества (Lorenz 1974, 26).
Лоренц принимает экологическую модель, чтобы попытаться понять механизмы, лежащие в основе этого противоречия. Таким образом,
«все виды. .. адаптированы к окружающей среде… включая не только неорганические компоненты… но и всех других живых существ, населяющих местность (Lorenz 1974, 31).
Основа теории Лоренца о Экология есть функция механизмов обратной связи, особенно механизмов отрицательной обратной связи, которые иерархическим образом ослабляют импульсы, возникающие ниже определенного порога. Сами пороги являются продуктом взаимодействия противоположных механизмов. Таким образом, боль и удовольствие действуют как сдерживающие друг друга факторы. :
Чтобы заполучить желанную добычу, собака или волк будут делать то, от чего в других обстоятельствах они бы уклонялись: бегать через колючие кусты, прыгать в холодную воду и подвергать себя риску, который обычно их пугает. Все эти тормозящие механизмы… действуют как противовес эффектам механизмов обучения… Организм не может позволить себе заплатить цену, которая не стоит свеч (Lorenz 1974, 53).
В природе эти механизмы стремятся к «устойчивому состоянию» среди живых существ экологии:
При ближайшем рассмотрении видно, что эти существа. .. не только не вредят друг другу, но часто составляют общность интересов. Очевидно, что хищник сильно заинтересован в выживании того вида, животного или растения, который составляет его добычу. … Нередко виды-жертвы получают особые выгоды от взаимодействия с видами-хищниками (Lorenz 1974, 33).
Лоренц утверждал, что человечество — это единственный вид, не связанный этими механизмами, являющийся единственным видом, который определил свою собственную среду: «[Темп человеческой экологии] определяется прогрессом человеческих технологий» (Лоренц 1974, 35). Не только человеческая экология (экономика) управляется механизмами положительной обратной связи, определяемой как механизм, который имеет тенденцию поощрять поведение, а не ослаблять его (Lorenz 1974, 43).
Положительная обратная связь всегда сопряжена с опасностью «лавинного» эффекта… Один особый вид положительной обратной связи возникает, когда особи одного и того же вида вступают в конкуренцию между собой. .. Для многих видов животных факторы окружающей среды сохраняют… внутривидовой отбор от [ведущего к] бедствию… Но нет силы, которая бы осуществляла этот тип здорового регулирующего воздействия на культурное развитие человечества; к несчастью для себя, человечество научилось преодолевать все внешние по отношению к нему силы окружающей среды (Лоренц 19).74, 44).
Лоренц не считает, что независимость человека от естественных экологических процессов обязательно плоха. В самом деле, он утверждает, что «совершенно новая [экология], которая во всех отношениях соответствует желаниям [человечества]… теоретически может оказаться столь же прочной, как и та, которая существовала бы без его вмешательства» (Lorenz 1974, 36). Однако типичный для западных обществ принцип соперничества уничтожает всякую возможность для этого:
Соревнование между людьми уничтожает с холодной и дьявольской жестокостью… Под натиском этой ярости соперничества мы забыли не только то, что полезно человечеству в целом, но даже то, что хорошо и выгодно отдельному человеку. … Спрашивается, что вреднее современному человечеству: жажда денег или всепоглощающая спешка… и в том, и в другом случае очень важную роль играет страх: страх быть обойденным конкурентами, страх разориться, страх принять неправильное решение или страх оказаться не в духе (Lorenz 19).74, 45-47).
Наследие
Вместе с Николаасом Тинбергеном Лоренц разработал идею врожденного высвобождающего механизма для объяснения инстинктивного поведения (фиксированные модели действий). Под влиянием идей Уильяма Макдугалла Лоренц развил их в «психогидравлическую» модель мотивации поведения. Эти идеи оказали влияние, поскольку этология стала более популярной в 1960-х годах, но сейчас они считаются устаревшими. Работы Лоренца об эволюции также теперь считаются устаревшими, потому что он склонялся к идеям группового отбора, которые были сильно переосмыслены с момента возникновения социобиологии в XIX веке.70-е годы.
Наиболее устойчивый вклад Лоренца, таким образом, кажется его эмпирической работой, особенно по импринтингу; его влияние на молодое поколение этологов; и его популярные работы, которые сыграли огромную роль в привлечении внимания широкой публики к этологии. Хотя он продемонстрировал, что инстинктивное поведение животных можно анализировать с помощью набора стандартных методов, многие детали его анализа поведения оказались неполными. Кто-то скажет, что самый значительный вклад и наследие Лоренца заключаются не в какой-либо из его теорий, а в том хорошем примере, который он подал своей методологией. Он никогда не лишал животных основных физических или эмоциональных потребностей. Он никогда их не убивал, не калечил и не мучил. Когда-то все эти жестокие методы считались незаменимыми для изучения животных, но Лоренц доказал, что можно получить Нобелевскую премию и без них.
Марк Бекофф (2006) написал о Конраде Лоренце: «Я помню, как встретил Лоренца на этологической конференции в Парме, Италия, и его страсть и энтузиазм были невероятно заразительны. Он часами рассказывал истории о животных, с которыми он делил всю свою жизнь и ни разу не повторился. Он явно любил то, что делал, и любил своих друзей-животных».
Кто-то может сказать, что самым непреходящим наследием Лоренца было его почти пророческое видение связи между рыночной экономикой и угрозой экологической катастрофы. Хотя одно время он опрометчиво заявлял о своем согласии с нацистскими идеями, он был потрясен, обнаружив, как они претворялись в жизнь. Его автобиографический отчет и мысли во время получения Нобелевской премии отражали его признание того, что проблемы, с которыми человечество сталкивается сегодня, являются моральными и этическими. Хотя он считал человечество отличным от животных тем, что мы преодолели свои инстинкты и свободны от ограничений окружающей среды, свободны действовать как во благо, так и во зло.
В Австрии есть три института Конрада Лоренца; один из них находится в его семейном особняке в Альтенберге.
Публикации
Самые известные книги Лоренца: Кольцо царя Соломона (1952) и Об агрессии (1966), обе написаны для широкой аудитории. Его научная работа появлялась в основном в журнальных статьях, написанных на немецком языке; они стали широко известны англоязычным ученым благодаря их описаниям в книге 9 Тинбергена 1951 года.0137 The Study of Instinct , хотя многие из его статей были позже опубликованы в английском переводе в двух томах под названием Studies in Animal and Human Behavior .
- 1952. Кольцо царя Соломона
- 1954. Мужчина встречает собаку
- 1955. Естествознание о человеке: введение в сравнительное исследование поведения — Русская рукопись (1944-1948)
- 1965. Эволюция и изменение поведения
- 1966. Об агрессии
- 1970. Исследования поведения животных и человека, том I
- 1971. Исследования поведения животных и человека, том II
- 1973. За зеркалом
- 1974. Восемь смертных грехов цивилизованного человека
- 1979. Год сероногого гуся
- 1982. Основы этологии
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Бекофф, М. 2006. Животные страсти и звериные добродетели . Издательство Темплского университета. ISBN 1592133479
- Скучно, Э.Г. 1950. История экспериментальной психологии, 2-е изд. . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 01338
- Бреннан, Дж. Ф. 1986. История и системы психологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. ISBN 0133922189
- Лихи, Th. H. 2000. История современной психологии . Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл. 3-е издание. ISBN 0130175730
- Лоренц, К.З. 1957. Сравнительное изучение поведения. дюйм. Шиллер (ред. И пер.). Инстинктивное поведение: развитие современной концепции . Лондон: Метуэн.
- Лоренц, К.З. 1975. Учение Канта о априорном в свете современной биологии. У Ричарда И. Эванса, Конрад Лоренц: Человек и его идеи . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 23 апреля 2018 г.
- Автобиография на сайте Нобелевского фонда.
- Институт исследований эволюции и познания имени Конрада Лоренца, расположенный в его семейном особняке в Альтенбурге.
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .